К недостаткам детского сада как воспитательного института относятся

Обновлено: 30.06.2024

Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой. Социальное развитие дошкольника — это формирование отношения ребенка к себе и окружающему миру. Специалистам хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей и педагогов. От того каковы условия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция. Первым институтом социализации для дошкольника является детский сад. Здесь ребёнок получает первый опыт общения с чужими взрослыми, учиться взаимодействовать с группой сверстников. Одна из основных задач в ДОУ — это создание социально-благополучной среды для каждого воспитанника. Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка.

Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка требуется их взаимодействие. Задача педагогов и родителей — помочь ребенку войти в современный мир. Сотрудничество этих двух институтов необходимо. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов (партнерские отношения) возможно только в рамках открытости дошкольного учреждения. Важным условием для полноценной социализации ребенка-дошкольником является вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ.

Поэтапные виды взаимодействия

1. Необходимо претворять в жизнь психологию доверия к ДОУ.

Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость). Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателя. Для того чтобы заслужить доверие родителей, педагог может организовать свое взаимодействие с ними следующим образом:

2. Осуществление педагогами ДОУ работы по вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения. В работе ДОУ следует придерживаться направления создания единой активной развивающей среды, обеспечивающие общие подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

  • Осуществление контактов и связей между родителями и педагогами ДОУ:

а) проведение неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;

б) предоставление родителям письменного материала об их детях;

в) предложения посетить психолога, обратить внимание на виды детской деятельности или режимные моменты;

г) оформление доски объявлений для родителей;

  • Привлечение родителей для оказания помощи ДОУ:

а) в организации совместных целевых прогулок, досуга;

б) организация видеосъемки занятий или праздников и т.д.;

в) сбор материала для детских нужд

  • Вклад родителей в развитие и обучение своего ребенка:

а) родители работают вместе со своим ребенком в детском саду (это должно происходить в контексте понимания педагогами необходимости научить родителей взаимодействию с ребенком);

б) родители продолжают дома работу по обучению детей, которую ведут педагоги.

  • Организация общественной деятельности для родителей:

а) установление социальных контактов на разовой или постоянной основе, например, организация вечерних встреч;

б) постоянная группа или клуб общения для родителей;

в) приглашение специалистов по интересующим вопросам.

3. Выявление проблем и оказание помощи (предоставлению информации родителям или обучение практическим навыкам), проведение педагогических консультаций, бесед, семинаров, тренингов, конференций.

Выполнение данных рекомендаций способно оказать положительное воздействие на процесс взаимодействия ДОУ и семьи ребенка в целях успешной и полноценной социализации ребенка-дошкольника. Достигается положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители обретут уверенность в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. В полной мере будет учитываться индивидуальность ребенка, так как педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их в работе, учитывает тип семьи и стиль семейных отношений, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса. Также дает возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Общество воздействует на подрастающее поколение, используя разнообразные социальные каналы и обеспечивая личности возможность накапливать свой собственный уникальный социальный опыт во взаимодействии с окружающим миром и в разнообразных условиях.

Для характеристики разнообразных трансляторов социального опыта и тех условий, которые более или менее активно влияют на процесс социализации, используются различные понятия, в частности факторы и институты социализации.

Факторы социализации – это необходимые действующие условия ее протекания. Выделяется несколько групп факторов, одна из которых – микрофакторы. К этой группе относятся условия, непосредственно влияющие на конкретных людей: семья, группа сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание (учебные, профессиональные, общественные, религиозные).

Выделяются следующие социальные группы или институты социализации: семья, дошкольное учреждение, школа, вуз, трудовой коллектив.

Степень влияния различных институтов социализации на разных возрастных этапах существенно различна. В дошкольном возрасте важнейшими институтами социализации являются семья и детский сад. Они выступают и как факторы, и как важнейшие социальные институты развития ребенка в дошкольном возрасте.

На современном этапе уже не ведется спор о том, что важнее в становлении личности ребенка: семья или общественное воспитание. В целом современная наука считает, что семейное воспитание не является автономным фактором в формировании личности ребенка и должно дополняться системой других воспитательных институтов на основе отношений сотрудничества и взаимодействия.

Можно выделить две основные мотивировки необходимости взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе.

§ семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие ребенка;

§ семья влияет на формирование психологического пола ребенка;

§ семья играет ведущую роль в умственном развитии дошколь-ника;

§ семья имеет важное значение в овладении социальными нормами (функция первичной социализации);

§ в семье происходит формирование ценностных ориентаций;

§ семья выполняет функцию социально-психологической поддержки [3].

Т.А. Репина выделяет следующие социализирующие функции детской группы:

§ функция общей социализации;

§ функция интенсификации половой социализации;

§ функция формирования ценностных ориентаций;

§ функция нормализации и корректирования влияния неблагополучной семьи [4].

Таким образом, семья и детский сад имеют как общие, так и различные социализирующие функции и связаны в хронологическом ряду развития ребенка формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения.

Таким образом, детский сад как социальный институт должен поддерживать, направлять, дополнять воспитательную деятельность родителей, и в основе их взаимодействия должна лежать помощь друг другу в решении индивидуальных проблем ребенка и в оптимизации его развития.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте, насколько эффективно реализуются семьей присущие ей функции. Назовите причины, препятствующие осуществлению этих функций в современных условиях.

2. Кризис семьи: есть ли он и в чем проявляется? Как вы считаете, есть ли у семьи будущее?

3. Определите тип вашей собственной семьи по различным основаниям классификаций.

4. Выделите общее и различное в социализирующих функциях родителей и воспитателей дошкольных учреждений, в способах их реализации.

Литература

Основная литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1980. – С. 334-352.

2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999. – С. 25-27.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 1999. – С. 86-93.

4. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М., 1988. – С. 173-180.

Дополнительная литература

1. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1998. – С. 256-261.

2. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец ХVIII – ХХ в.) – М., 1997. – С. 243-285.

3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 1998. – С. 56-58.

Первой ступень современной системы образования является дошкольная образовательная организация. Дошкольное учреждение является институтом общества, специально созданным для социализации дошкольника. Семья и детский сад, интегрируя свои усилия в процессе социализации ребенка, способны обеспечить полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды, в которой ребенок живет, развивается и самореализуется.

Ведущими функциями дошкольного учреждения как воспитательной организации являются:

- культурно-образовательная (культурно-духовное развитие дошкольников, формирование грамотных, образованных, просвещеных детей, выработка системы знаний и взглядов, приемов решения задач и проблем, формирование навыков получения знаний, трудовых и т.п.);

- регулятивно-воспитательная (ценностные установки, отношения, позиции, ориентации, мотивация деятельности, формирование мотивационной культуры личности);

- коммуникативная (формализация отношений, ролевого поведения, формирование поля дошкольного общения);

- социально-интегративная (влияет на социальные структуры общества: усиливает сегрегацию, дискриминацию, социальную напряженность или создает, укрепляет и развивает отношения доверия, сплоченности между социальными группами);

Практика показывает, что в числе базовых проблем образования и воспитания, определяющих основные направления социально-педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения, следующие:

1. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению.

2. Развитие индивидуальных особенностей ребенка, прогнозирование его социально-ролевых функций.

3. Реализация правового статуса ребенка как гражданина и осознание им этого.

4. Работа с различными группами дошкольников, в том числе имеющих отклонения в развитии.

5. Работа с семьями-мигрантами, с многодетными семьями, с неполными семьями и др.

6. Формирование социально принимаемого поведения детей.

7. Включенность родителей в социально-педагогические процессы ДОУ.

8. Сложность перехода детей из ДОУ в школу.

9. Особенности поведения детей 6-7 лет в связи с началом обучения.

10. Социокультурная роль ДОУ в микрорайоне.

11. Особенности социализации детей в ДОУ.

12. Особенности организации досуга дошкольников и др. [40].

С января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию (к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы).

Основные принципы дошкольного образования:

1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5. Сотрудничество Организации с семьей;

6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Стандарт определяет содержание Программы, которая должна обеспечивать развитие личности по следующим направлениям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [6].

В рамках вышеперечисленных направлений на данном этапе теперь осуществляется социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми, так как дошкольное образовательное учреждение становится первой образовательной ступенькой в развитии ребенка. Данный период является очень важным и благоприятным для развития одаренности. Создание условий, способствующих развитию одаренности детей еще в дошкольном возрасте, развитию их разнообразных потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного дошкольного образования. При этом работу нужно выстраивать с учетом особенностей проявления одаренности у детей раннего и дошкольного возраста.

Глава II.Эмпирические основы педагогического стимулирования развития одарённого дошкольника в дошкольном образовательном учреждении

Проблема воспитательных влияний дошкольного образовательного учреждения и семьи. Сотрудничество детского сада и семьи.Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада

Оценить 577 0

Семейное воспитание или дошкольное образовательное учреждение, что выбрать?

Проблема воспитательных влияний дошкольного образовательного учреждения и семьи не нова. Но, рассматривая каждый воспитательный институт в отдельности, можно сказать, что и у детского сада и у семьи, как отдельных воспитательных систем, есть как преимущества, так и недостатки.

Для детского сада недостатками являются деловая форма общения воспитателя с детьми, эмоциональная недостаточность, наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком, сравнительная жесткость режима дня, общение с детьми одного возраста. Преимуществом, конечно, является наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий, целенаправленный характер воспитания и обучения детей, применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потребностей, разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе, возможность играть и общаться с широким кругом сверстников.

Приведенный анализ подтверждает необходимость сотрудничества детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания. Поэтому многие ученые (Арнаутова Т.В., Данилина Т.А., Голубева Л.В., Куликова Т.А., Зверева О.Л., и др.) в один голос утверждают о целесообразности совместного участия, взаимодействия этих двух систем в воспитании подрастающего поколения.

При всей универсальности и незаменимости семейного воспитания оно не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности. Поэтому сегодня речь идет не о замене домашнего воспитания общественным или наоборот, а об их взаимодополняемости в созидании личности ребенка, о сотрудничестве родителей и профессиональных педагогов.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения (В.Н. Мясищев).

Некоторые родители и другие члены семьи включаются, в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т.д.

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада (В.К. Котырло, С.А. Ладывир).

Смысл работы педагогов с родителями - не только в установлении контактов с ними, но и в том, что благодаря созданной таким образом, благоприятной эмоциональной почве, родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более откровенными, открытыми для восприятия помощи.

Эти проблемы находятся еще в стадии разработки, но попытки их решения уже есть. В настоящее время идет поиск новых путей сотрудничества детского сада и семьи, как в исследованиях ученых, так и в практике детского сада.

Читайте также: