Нельзя ставить двойки в школе за что

Обновлено: 02.07.2024

Подозреваю, что директор не допускает двоек и неаттестации, потому что это снижает рейтинг школы. Подскажите, пожалуйста, имеет ли руководство школы на это право — и если нет, то к кому можно обратиться в данном случае?

Руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.

Конституцией Российской Федерации каждому ребенку гарантировано право на получение основного общего образования бесплатно (ст. 43 Конституции). При этом каждый ученик обязан:

  • соблюдать устав и правила общеобразовательного заведения;
  • добросовестно учиться;
  • посещать занятия, входящие в основную образовательную программу, в соответствии с расписанием;
  • бережно относиться к имуществу школы;
  • уважать честь и достоинство других учеников и, главное, работников школы, а также выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.

В вашем случае советуем обратиться в Департамент образования с жалобой на незаконные действия со стороны директора с целью проведения проверки и принятия необходимых мер. Либо в прокуратуру в случае выявления грубого нарушения прав и интересов гражданина (в вашем случае ученика, так как страдает его успеваемость).

Жалобу необходимо составить письменно с указанием реквизитов школы и директора, на которого подается жалоба; ФИО заявителя (контактный телефон и адрес), описание предпосылки подачи жалобы (действий директора и поведение/успеваемость учеников как следствие), требования, дата и подпись заявителя.


Почему троечники успешнее отличников

Также советую поговорить с родителями, обратиться к ним письменно. В случае игнорирования этого вопроса с их стороны следует обратиться с заявлением в органы опеки и попечительства вашего района с информированием о ненадлежащем исполнении родителем своих обязанностей по воспитанию детей и игнорировании требований учителя. Родителя, в свою очередь, могут привлечь к административной ответственности.

За помощь в подготовке материала благодарим нашего стажёра Елену Прохорову.

Если отвечать коротко: незаконно , и в теории за такое могут даже уволить (хотя таких случаев ещё не было). Сейчас объясним, почему это так и что делать в подобных ситуациях.

Начнём с того, что существуют различные рекомендации от профильных министерств, где указаны критерии выставления оценки . И хотя они не являются обязательными для учёта со стороны педагогического состава, на них принято ориентироваться .

Далее также указано, что " качество усвоения предметных знаний-умений-навыков , их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования … оценивается отметкой за результат обучения , остальное – словесными суждениями (характеристиками ученика).

В таком случае поведение ученика как раз должно оцениваться словесными суждениями , но никак не оценкой в журнале .

2. Обязательные к учёту педагогические и образовательные стандарты

При отборе кандидатов на должность педагогического работника таких лиц оценивают на соответствие профессиональному стандарту .

В качестве одного из требуемых умений указано оценивание образовательных результатов ( формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции ), а также осуществление ( совместно с психологом ) мониторинга личностных характеристик (п. 3.1.3 Приказа Минтруда России от 18.10.2013 N 544н , которым был утверждён данный профессиональный стандарт ).

Также существуют Федеральные государственные образовательные стандарты , следование которым является обязательным .

В том числе там содержатся требования к результатам освоения основных образовательных программ . И хотя эти стандарты очень подробны, нигде не содержится информации о допустимости оценивания поведения ученика.

3. Что делать, если подобное произошло?

Предполагаем, что в таком случае необходимо обращаться к заместителю руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения.

Именно в его должностные обязанности входит осуществление контроля за объективностью оценки результатов образовательной деятельности обучающихся (здесь и далее в этой части статьи - разд. II Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (утверждён Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н ).

Также возможно обращение непосредственно к руководителю (заведующему, начальнику, директору, управляющему) образовательного учреждения.

К его должностным обязанностям относится обеспечение объективности оценки качества образования обучающихся .

Есть ещё одно лицо, к которому можно пожаловаться на нерадивого педагога - руководитель структурного подразделения (полный перечень структурных подразделений вы можете найти в ст. 27 ФЗ "Об образовании" ).

Одной из должностных обязанностей такого лица является обеспечение контроля за качеством образовательного процесса и объективностью оценки результатов учебной и внеучебной деятельности обучающихся .

4. И за такое действительно можно уволить?

Исходя из сложившейся судебной практики ( Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 11 марта 2015 г. по делу № 33–941/2015 ) демонстративное выставление оценки, которую учащийся не заслужил, очевидное занижение оценки являются формами психического насилия над учащимся .

В свою очередь, применение (в том числе однократное) такого метода воспитания (связанного с психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника) является основанием прекращения трудового договора с педагогическим работником (п. 2 ст. 336 ТК РФ).

Конечно, грамотный учитель всегда знает, как " успокоить " ученика, который ведёт себя некультурно. Например, достаточно спросить его по теме урока в тот момент, когда он отвлёкся от учебного процесса.

Скорее всего, ученик не сможет верно ответить на поставленный вопрос, и тогда следствием его плохого поведения будет выступать неудовлетворительная оценка, которая формально была выставлена в качестве оценки образовательных результатов .

Какие ещё методы злоупотребления статусом педагога вам известны?

Или, может быть, вы знаете примеры распространённого поведения учеников, которое является правонарушением ?

Часто родители младших школьников сталкиваются с тем, что учитель поставил ребенку 2 за поведение. Можно ли ставить двойку за поведение в школе в дневник и в журнал? Однозначный ответ - нет! Учитель не имеет права выставлять оценку за поведение ученика. Это должны знать родители и учителя школ.

Оценка за поведение 2

Почему нельзя ставить оценку за поведение

По закону оценки в школе должны выставляться только за знания. Учитель не имеет права ставить оценки за поведение, тем более двойки в журнал. В дневник учитель может написать только замечание, касающееся норм поведения на уроке.

Однако, есть несколько тонких моментов. Например, если ребенок отвлекался, разговаривал на уроке, играл в телефон, а его спросил учитель и он ничего не ответил - тут уж двойка законна. В этом случае педагог оценил знания ребенка.

Неправомерность выставления оценок за поведение подтверждена следующим документом:

Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15

". Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:

- качество усвоения предметных знаний-умений-навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;

- степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);

- степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.);

- уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности: степень прилежания и старания.

Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные - словесными суждениями (характеристиками ученика).

Следует обратить особое внимание на необходимость усиления роли постоянных наблюдений за уровнем познавательных интересов и самостоятельностью обучающегося."

Итак, мы выяснили, что учитель не должен ставить оценки за поведение. Что же делать родителям, если ребенку ставят двойки именно за поведение на уроках или переменах?

Самое первое, что можно посоветовать - это поговорить с учителем и объяснить, что вы, как родитель или законный представитель (бабушка, тетя, дядя и пр.), такие действия учителя считаете неправильными. Вы не согласны с выставлением этих оценок.

В большинстве случаев учитель соглашается с родителями и конфликт бывает исчерпан. Но если учитель стоит на своем и не признает ошибочность действий, можно пойти другим путем.

Также родители должны знать, что за выставление оценок по поведению учитель может быть даже уволен. Это прописано в Трудовом Кодексе:

Статья 336. Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником

". Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником являются:
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения;
2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника. "

Выставление ученику в журнал оценки за поведение, а не за реальные знания, как раз попадают под метод воспитания, связанный с психическим насилием.

Ребенку, особенно младшему школьнику, приходится довольно трудно, ведь ему нужно "высидеть" 45 минут на уроке, а потом еще, по мнению учителей, также тихо себя вести на перемене. Но отдых для детей (особенно начальной школы) заключается в активном движении. Поэтому малыши прыгают, бегают и играют на переменках. А окрики учителей, их гневные взгляды, замечания и двойки за поведение как раз и "ломают" - травмируют психику нормальных детей.

Адекватный учитель, зная психофизические особенности младшеклассников, не только разнообразит урок физкультминутками, но и организует подвижные и другие активные игры детей на перемене. Все это способствует не только правильному развитию учеников, но и значительно облегчает учебный процесс для самого учителя.

Кроме письменного заявления на имя директора, можно продублировать заявление в региональное Управление Образования и даже в прокуратуру. Но, я все же советую попытаться уладить конфликт мирным путем.

Подскажите, пожалуйста, как оцениваются дети в других школах? Разрешено ли учителям ставить двойки в журнал? Я в школу вернулась три года назад и такое нововведение меня поражает до сих пор. Нам двойки ставить запрещают. В итоге дети ничего не боятся, не пытаются исправлять оценки, которые для себя отдельно фиксируют учителя. Мне очень интересно как это происходит в других школах.

Двойки ставят в журнал и текущие и четвертные(особенно в средней ,старшей школе)Отрабатывают,перездают материал(инд.планы работы)Продляют четверть ученикам.Есть критерии оценивания ученика и запретить никто не может оценивать на 2(если этой отметки ученик заслуживает)

Унаджева Найме Даутовна

Согласна с вами, Найме Даутовна. Когда ребёнок понимает,где у него пробелы в знаниях и умениях, видит, что конкретно надо запомнить, в чём разобраться, возникает естественное желание это сделать. Учителю остаётся только чуточку помочь ему. И, конечно, все дети хотят получать хорошие оценки. Думаю,что не будет большой беды, если оценка за какой-то материал появится у некоторых учащихся позже. Зато она будет выше. Так из "кнута" оценка превратится в "пряник". Контрольно-измерительные материалы действительно здорово облегчают работу учителя, а учащимся они помогают оценить результаты своей деятельности и спланировать дальнейшую работу. Но есть дети с кратковременной памятью. Всё понял, запомнил, научился применять, но проходит некоторое время и не помнит ничего. Мне очень жалко таких детей, их труд,да и свой тоже. Что делать? Начинаем всё заново разбирать, учить, тренироваться. Есть ли способы помочь таким детям?

В нашей школе директор очень недоброжелательно относится к двойкам в журнале. Педагогический коллектив принял решение не отказываться от неудовлетворительной оценки и выставлять отметку не в журнал, а в дневник ученика для большей профилактике. Пока действует!

Кривцова Татьяна Владимировна

Задача учителя не "2" поставить ученику, а заставить ученика работать, трудиться, поверить в себя, подняться на ступеньку выше, добиться положительного результата. Да, не легко,но выполнимо. Я думаю, что в любой школе администрация бывает недовольна двойками в четверти, но в воспитательных целях, для профилактики самого ученика, идём на такие меры (метод "кнута и пряника"). В итоге в годовой получается "удовлетворительно".

О том, чтобы поставить два за четверть вобще не идет речь, нам завуч не разрешает даже ставить текущую оценку в журнал. Я первый год послушно не ставила совсем, теперь стала. А иначе доказать ученикам, что у них 2 и что она влияет на итог очень сложно. А заставить выполнить домашнее задание нельзя совсем. Есть ученики у которых до сих пор нет оценки за 1 или 2 четверть, потому что ставить 2 нельзя, а на 3 они даже не подходят отрабатывать, зная, что им все равно поставят 3 за год.

Шведова Галина Михайловна

Ситуация в моей школе точно такая же в отношении учеников: у них уверенность в том, что "3" всё равно поставят, и только за то, что несколько раз посидел на уроке. А педагогам необходимо ещё составлять планы работы с такими учениками во внеурочное время, а придет ли ученик на дополнительные занятия - это большой вопрос. И вина в этой "2" только в педагоге: не найден подход к ученику.

Зимина Любовь Владимировна

Текущие двойки в журнал мы ставим, но о четвертной и речи быть не может. Иногда, для профилактики ставим четвертную "2" в дневник, но в журнале "3". До 7 класса метод действует безотказно.

У нас тоже не разрешают выставлять двойки,дети ничего не боятся.А потом на экзамене все удивляются :"Откуда двойки?"

Кривцова Татьяна Владимировна

Ув. Татьяна Алексеевна! У нас в школе тоже находятся такие ученики, но учителя ставят "2" в годовых. Беседуют с родителями, предлагают перевод в компенсирующие классы, направляют на медико-педагогическую комиссию, оформляют перевод в классы VII вида.

В любой школе администрация не приветствует двойки, но запретить ставить в журнал?! Как такое возможно?

Некрасов Александр Григорьевич

Ставить надо. Но надо и принять все мере для ее исправления. Исправленную оценку лучше поставить практически сразу после двойки.

Батуева Наталья Михайловна

Татьяна Алексеевна,я согласна по поводу этих двоек. Мне кажется, что дети смотрят на это проще, а мы заморачиваемся. Один мне заявил, а зачем ее исправлять,Вы же уже поставили,теперь не уберешь, а вот если бы не поставили, то я бы выучил на следующий урок. "2" - это только учительская, получается так!

Арсаева Елена Анатольевна

Арсаева Елена Анатольевна

Неграмотная молодежь у нас как раз та категория детей, которым ставят молча 2, а в конце четверти натянули 3, и еще они через некоторое время садятся на те места работы, где нужны специалисты, вот и происходят все ошибки производства.

Фаршатова Альфия Анваровна

Зайцева Ирина Николаевна

Система оценивани знаний прописана в Уставе школы. И 2 - это обычная оценка фиксирования результатов обучения. Запретить администрация её не может, попросить не ставить - может. Как в вашей школе?

Согласна с вами со всеми. И могу сказать, что мы начинаем пожинать свои плоды. Ученикам не ставили двойки в журнал, только учителя в свои личные блокноты, тетради и т.п. Потом ученики оставались на осень, на занятия не приходили, их без всяких замечаний переводили в следующий класс, и т.д. А теперь они совсем перестали ходить на занятия, утверждая, что им все равно выдадут аттестат. Плачевная история, но это факт. Я не считаю, что мой предмет самый важный и самый нужный, но и ставить ученику оценку, который совершенно ничего не делает я не могу. Но . такие ученики переходят из класса в класс и без оценок по моему предмету.

Шарапова Раиса Михайловна

В нашей школе ставить "2" разрешается, но при этом надо аргументировать тем, что вы поработали дополнительно с учеником: самостоятельная работа, тесты, какие-то дополнительные задания по предмету.

Кому мы обычно ставим двойки за триместр или за год? Только тем, кто вообще весь год ничего не делает, надеясь, что уж хотя бы тройку ему поставят (подарят). Конечно, таких учеников надо наказывать. Но есть такие дети, которые стараются, но в силу своих низких способностей просто не могут учиться даже на три. Они и сами переживают, что у них ничего не получается. Таким ученикам только за одно старание тройку поставишь, да еще похвалишь, если хоть что-нибудь сами смогут сделать или выучить.

Именно так всё и происходит. Одним трудно дается предмет, но они стараются, преподаватель занимается с ними дополнительно, подбирает задания с учетом развития и способностей. В результате долгой упорной работы эти дети получают заслуженные тройки. Другие даже не беспокоятся по поводу двоек. Пропускают занятия, игнорируют требования преподавателя, могут даже хамить. И - получают тройки. я поставила несколько двоек по результатам семестра детям, которые пропустили более 3/4 занятий, не выполнили задания ни по одной теме. Один из них пришел на пересдачу, положил мне на стол направление, сказал: "заведующий отделением дал мне это, чтобы Вы поставили" - и УШЕЛ! По результатам семестра я написала объяснительную, в которой указала когда и какие мероприятия по устранению неуспеваемости я провела. Директор ОУ вызвал меня "ковер". В присутствии заместителей и заведующего отделением было сказано: заведующему отделением - чтобы через три для ни одной двойки в зачетных ведомостях не было. заместителю директора по учебной работе - если мной немедленно не будут исправлены двойки, то нагрузки на следующий год мне не давать, так как я не умею учить. Искать другого преподавателя на мой предмет. Как вы думаете, как я поступила. А что бы сделали Вы на моем месте? И как мне смотреть в глаза тем детям, которым пришлось часами трудиться дополнительно, чтобы заработать тройку?

Ольга Алексеевна, это ужасно! Администрация поддерживает детей в их хамстве и разгильдяйстве. Я Вам сочувствую. Считаю, что мы должны иметь право ставить 2 даже в году, оставлять учеников на 2-й год. Но.

В нашей школе разрешается ставить оцеку "2", но иногда администрация может потребовать объяснения: почему стоит "2", что было сделано учеником и учителем в дальнейшем.

Тищенко Марина Николаевна

В нашей школе оценка "2" выставляется как текущая, так и триместровая. На собеседовании при директоре и завуче учитель должен предоставить всю проделанную работу с такими учащимися и доказать, что знания учеников соответствуют этой оценки.

Из советов Билла Гейтса молодежи: "Твоя школа отменила деление на победителей и лузеров, жизнь - нет. В некоторых школах прекратили ставить плохие отметки, разрешили сколько угодно попыток сдать тест или ответить на вопрос. Это нисколько не похоже на то, что происходит в жизни".

Антропова Эльза Валерьевна

Ставим куда деваться. Ведь это себе ставишь, а дети "ухмыляются",иногда психуют,но как же быть - это тоже отметка.

Петренко Надежда Михайловна

Я ставлю "2". В этой четверти даже выставила 9 штук. Может я это сделала не правильно, но сколько можно терпеть такое отношение к предмету.

Читайте также: