Что такое канцона в литературе определение кратко

Обновлено: 02.07.2024

Библиография:
Floeck O., Die Kanzone in der deutschen Dichtung, Berlin, 1910.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939 .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

И. Р. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925

Смотреть что такое КАНЦОНА в других словарях:

КАНЦОНА

(la canzone, от латинского cantio) — название старейшей формы итальянской лирики, встречающейся и в провансальской (canso), и старофранцузской (chanson. смотреть

КАНЦОНА

(итал. canzone, буквально — песня) лирическое стихотворение о рыцарской любви в средневековой поэзии прованских трубадуров (См. Трубадуры). Перв. смотреть

КАНЦОНА

канцона ж. 1) Лирическое стихотворение особой формы, получившее широкое распространение в итальянской и провансальской поэзии средних веков и эпохи Возрождения. 2) Лирическая песня, восходящая к народной итальянской.

КАНЦОНА

канцона ж. муз., лит.canzone

КАНЦОНА

канцона сущ., кол-во синонимов: 3 • песня (161) • пьеса (47) • стихотворение (58) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: песня, пьеса, стихотворение. смотреть

КАНЦОНА

Канцона (la canzone, от латинского cantiо) — название старейшей формы итальянской лирики, встречающейся и в провансальской (canso), и старофранцузской (chanson) поэзии. Для нее иногда употребляется специальное название Canazne Petrarchesca или Cоscana, в отличие от позднейших форм, Canzone Pindarica и Anacreontica. К. — лирическое стихотворение в несколько строф (stanze), которые имеют совершенно тождественное количество стихов, тот же размер и то же расположение рифм, но обыкновенно кончаются строфою более короткою. У Петрарки в К. не более 10 и не менее 5 строф; в новейших К. число строф доходит до 20, 40, даже 80 строф. Количество стихов каждой строфы у Данта и Петрарки варьирует между 9 и 20. Строфа делится на две части; вторую часть начальной рифмой любили соединять с последним стихом первой (concatenatio). Чередование рифм сначала было свободно; впоследствии пример Данта и еще более — Петрарки стал законом. Стихи при серьезных сюжетах большей частью 11 стоп, перемежаясь изредка семистопными, а при легком и веселом содержании — большей частью 7-стопные. Заключительная строфа, наз. ripresa (принятие вновь), commiato (припев), congedo (прощание), licenza (отпуск), tornata (возвращение) или проcто chiusa (заключение) и заключавшая в себе обыкновенно обращение поэта к стихотворению — обычай провансальской поэзии, — редко отсутствует у Данта и Петрарки. Кроме этих правильных форм К., существовала уже очень рано Canzone distesa (распространенная) или Canzone di stanza continua, в которой каждая строфа сама по себе была без рифм, но каждый стих рифмовался с соответствующим ему в остальных строфах. Позднейшие поэты оставили эту слишком искусственную форму. В конце XVI ст. К. стали отклоняться от типа Canzone Petrarchesca. Уже Тассо для соединения строф ввел различные стихотворные "игрушки", которые он называл catene (цепи) и monili (ожерелья). Еще более свободы позволил себе Киабрера (Chiabrera), которого т. наз. канцонетты, написанные более короткими стихами и строфами с произвольной рифмою, проложили дорогу К.-анакреонтикам, по образцу песен Анакреона представляющим легкое стихотворение в коротких строфах. В подражание Пиндару в XVI в. возникла Canzone Pindarica или alla greca, которую можно встретить у Аламанни, Триссино, Минтерно и особенно у Киабреры. Она составлена из одно— или многократной комбинации 3 строф: strofa, antistrofa и epodo; из них первые соответствуют друг другу в построении. Так называемая Canzone a ballo, или Ballata, которую не следует смешивать с северной "балладой", столь же стара, как и Canzone Petrarchesca, и, вероятно, народного происхождения; совершенно такой же тип стихотворений был в ходу и в Провансе и Северной Франции. Эта К. пелась при танцах; первые стихи (ripresa) пел хор, следующую строфу или строфы один голос, после чего опять вступал хор и т. д.; строфу в ней заканчивает последний стих ripres‘ы. Ballata допускает любой род стихов и предпочитает Rimalmezzo (внутреннюю рифму). Эти Canzone a ballo особенно были в ходу в XV в. в кругу Лоренцо де Медичи; особый род их назывался фроттолами (Frottola). О староитальянской К. писал уже в 1332 г. Антонио да Темпо: "Summa artis rithmici" (изд. Grion, Болонья, 1860) и около 1350 г. Джидино да Сомма-Кампанья в "Traitato del ritmi volgari" (изд. Giulgiari, Бол., 1870). О всех родах К. ср. Blanc, "Grammatik der ital. Sprache" (Галле, 1844). Канцона (canzone, canzona) — песнь, музыкальное сочинение на лирическое стихотворение. Самая старинная К. относится к VII в.; она была сочинена во Франции на латинские стихи, по случаю победы Клотаря II над саксами. В Италии этот род музыки давно распространен. К. преимущественно пишется для одного голоса. К. называется также, в инструм. музыке, небольшое сочинение с плавной певучей мелодией. Canzone a ballo (ballata) — старинная плясовая итальянская песня. Саnzone sacra — духовная песнь. Канцонетта (canzonino) — небольшая песня. Canzonaccia — площадная песня. Canzoniere — собрание песен. H. С.

КАНЦОНА

КАНЦОНА(ит. canzona). Особый род лиро-эпических произведений, изобретенный провансальскими поэтами в XIII в.Словарь иностранных слов, вошедших в состав. смотреть


1. Лит. Лирическое стихотворение особой формы, получившее широкое распространение в итальянской и провансальской поэзии средних веков и эпохи Возрождения.

2. Муз. Лирическая песня, восходящая к итальянской народной песне.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Канцона (окс. canso, итал. canzone, кат. cançó, буквально — песня) — лирическое стихотворение в строфической форме, первоначально куртуазная песня. Наиболее распространённый и универсальный жанр в поэзии трубадуров, перенятый позднее галисийско-португальскими и итальянскими поэтами и достигший наивысшего расцвета в творчестве Петрарки. В музыке — песня для сольного (первоначально) или ансамблевого исполнения (с аккомпанементом или без).

КАНЦО'НА, ы, ж. [ит. canzone — песня]. 1. Вокальная пьеса для одного голоса с аккомпанементом, сохраняющая национальный колорит в мелодии, ритме (муз.). Мелодичная итальянская к. 2. Особая форма стихотворного произведения, род лирической баллады (лит.).

канцо́на

1. филол. лирическое стихотворение особой формы, получившее широкое распространение в итальянской и провансальской поэзии средних веков и эпохи Возрождения

2. муз. лирическая песня, восходящая к итальянской народной песне

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова пуэрториканец (существительное):

Синонимы к слову «канцона»

Предложения со словом «канцона»

  • За вторым кувшином они запели канцоны, чего им, монахам, делать не полагалось.

Канцона (окс. canso, итал. canzone, кат. cançó, исп. canción, буквально — песня) — лирическое стихотворение в строфической форме, первоначально куртуазная песня. Наиболее распространённый и универсальный жанр в поэзии трубадуров, перенятый позднее галисийско-португальскими поэтами в виде светской кантиги (также кансьон — жанр испанской многоголосной песни). Итальянские поэты также взяли за основу провансальскую кансону, но уже к началу XIV века переосмыслили её метрику, согласуясь с особенностями.

Дополнительно

Предложения со словом «канцона»

За вторым кувшином они запели канцоны, чего им, монахам, делать не полагалось.

Пролопочете несколько ваших дешёвых канцон?!

В четырёх написанных главах перед нами введение и объяснение к трём канцонам.

Канцона (или кансона) (букв. песня) - форма средневековой поэзии, лирическое любовное стихотворение, посвященное исключительно темам рыцарской любви. Первоначально это была куртуазная песня, т.е. придворная, рыцарская поэзия, читаемая нараспев в средневековой Франции, переродившаяся затем в салонную поэзию. Канцона - наиболее распространённый и универсальный жанр в поэзии трубадуров, перенятый позднее галисийско-португальскими и итальянскими поэтами и достигший наивысшего расцвета в творчестве Петрарки.

Строфа канцоны, состоящая из двух кратких частей одинакового строения (восходящих) и одной более длинной, отличной по строению (нисходящей), пришла, вероятно, из народной хороводной песни. Строфы канцоны сменяют друг друга без припевов и рефренов, характерных для более архаичных форм.

Рассмотрим пример стилизации старинной канцоны, состоящей из одной строфы в 11 стихов (то есть, строк), где присутствуют два восходящих фрагмента и один нисходящий, удлиненный:

№1. Вячеслав Иванов

Великий Колокол на богомолье
Тебя позвал. Тоской
Затрепетала вдруг нетерпеливой

И вырвалась душа в свое приволье
(На подвиг иль покой?)
Из ласковых окон любви ревнивой.

И вновь над тонкой нивой
Тебя я вижу сирою Церерой:
С печалию и верой
Зовешь ты дождь и солнце на поля,
Где пленный сев таит еще земля.

Схема построения:
5-и стопный ямб
01 01 01 00 01
01 01 01 01 01
АбВ АбВ ВГГ дд - 11 строчная строфа

№2. Канцона Франческо Петрарки. Пер. с итал. Владимира Микушевича:

В зеленом ли, в багряном или в красном
Не встретится другая,
Такая белокурая, как эта;
Удела моего меня лишила,
Связала волю, отняла свободу,
Так что меня погубит облегченье:
Не жить мне в меньшей славе.

Когда в своем блуждании напрасном
Душа моя больная,
От этих горьких мук не взвидев света,
Глядела на нее, то не грешила;
Прекрасный лик предотвращал невзгоду,
Смягчая нестерпимое мученье
И вопреки отраве.

В моем недуге тяжком и опасном,
Печаль превозмогая,
Забрезжила мне добрая примета;
Задела сердце та, что мне внушила:
Сначала только не дают мне ходу,
А сердцу не заказано леченье;
Смиренно мстить я вправе.

Но день и час, когда при свете ясном,
В зрачках ее сверкая,
Меня гнала, изгнанником воспета,
Летела в сердце мне благая сила,
Во мне навек; всему людскому роду
Она зерцало; разве что влеченье
Замрет в бездушном сплаве.

Зеница в сокрушении всечасном
Льет слезы, омывая
Стрелу в груди; не ведая запрета,
Прозрела, чтобы слез не осушила
Жизнь год за годом, осушая воду.
Очам моим кропить мое раненье,
Раскаиваясь въяве.

Я словно та, что, как во сне ужасном,
Себя мечом пронзая,
Поникла в знак прощального привета.
Владела мною и не разрешила
Предаться мне подобному разброду
Мадонна, указуя направленье
К небесной переправе.

Звезда земная в блеске неугасном!
Взошла звезда благая
Над лоном неким, чтобы наши лета
Призрела зелень лавра, защитила
От молний нас, вверяясь небосводу,
Смиряя даже ветер, чье гоненье
Грозит порой дубраве.

В таком же восхищении безгласном
Замрет хвала любая,
Устала бы писать рука поэта;
Хотела память прежние светила
С ней сопоставить истине в угоду,
Но только эти очи - заключенье
В незыблемом уставе.

Украсил, донна, Вами заточенье
Амур в своей державе.

Схема построения:
Ямб разностопный (5 и 3 стоп, с женской рифмой)
01 01 01 00 01 0
01 00 01 0
01 00 01 00 01 0
01 00 01 01 01 0
01 01 00 01 01 0
00 01 01 00 01 0
01 01 01 0
Семистрочник - АБВГДЕЖ (в следующей строфе - повтор тех же рифм)
Кода: ЕЖ

Метрическое построение канцоны было тесно связано с мелодией, являвшейся её неотъемлемой частью, так как сочинения трубадуров создавались исключительно в расчёте на музыкальное исполнение.

Провансальская канцона была перенята итальянскими поэтами. Наибольшего совершенства формы канцона достигает у итальянского поэта Франческо Петрарки (1304-1374гг) в XIV веке. Такие представители лирики XIII века, как Гвиницелли, Кавальканти, Чино да Пистойя, Данте, совершенствовали и развивали жанр канцоны, создавая произведения философской или аллегорической направленности.

У итальянцев основным размером канцоны был одиннадцатисложный стих (6 стопный ямб с женской рифмой), преобладающий в итальянской поэзии с XIII до XIX веков, часто сочетаемый в канцоне с семисложником (3 стопный ямб с женской рифмой) для выделения длинного стиха.

Особую судьбу имели две формы канцоны:

- усложнённая — секстина
- упрощённая — сонет.

Изобретателем СЕКСТИНЫ считается трубадур Арнаут Даниэль (годы творчества ок. 1180—1195), эта труднейшая форма вызвала множество подражаний, её разрабатывали Данте и Петрарка, она сохранилась в поэзии до новейшего времени.

Сонет же, появившийся как частный случай канцоны из одной строфы, родился в Сицилии в XIII веке и позднее получил развитие в творчестве стильновистов, Данте и Петрарки.

№3. Канцона Данте Алигьери. Перевод с итал. Эллиса

В простор небес безбрежный ускользая,
В блаженный край, где ангелы святые
Вкушают мир в долине безмятежной,
Ты вознеслась, навеки покидая
Прекрасных жен, но не беды земные,
Не летний зной, не холод бури снежной
Нас разлучил с твоей душою нежной,
В пределы рая Биче увлекая.

Но сам Творец в безмолвном восхищенье
Призвал свое бессмертное творенье,
К бесплодным сонмам Биче приобщая.
Чтоб нашей жизни горе и волненье
Твоей души безгрешной не коснулись,
Твои глаза последним сном сомкнулись.

Схема построения:
АБВ АБВ ВА семистрочник (2 восх. и 1 нисходящая части) и
торнада из 6 строк: ГГДГ ЕЕ
5-истопный ямб с женской рифмой
01 01 01 00 01 0
01 01 01 00 01 0
01 01 01 00 01 0
00 01 01 00 01 0
……………………

С уходом традиций рыцарского века постепенно жанр канцоны замирает и возрождается в последний раз у испанских петраркистов XVI века, как например у Боскана или Гарсиласо де ла Вега, чтобы потом совсем выйти из употребления.

В конце XIX - начале XX вв. на волне нового интереса к творчеству трубадуров, поэты изучали законы куртуазной лирики и стремились постичь её дух, уходя от стереотипного восприятия рыцарской поэзии, свойственного эпохе романтизма. В это время к жанру канцоны снова начинают обращаться русские поэты рубежа веков, например, М. А. Кузмин. В России канцона не смогла привиться, как форма, не подходящая к социальным условиям русской жизни. Единичные стилизации стихов той эпохи легли в основу переводов средневековой поэзии в новейшее время, такими поэтами, как Вячеслав Иванов и Валерий Брюсов и др.

№4. Валерий Брюсов. К даме

Судил мне бог пылать любовью,
Я взором Дамы взят в полон,
Ей в дар несу и явь и сон,
Ей честь воздам стихом и кровью.
Ее эмблему чтить я рад,
Как чтит присягу верный ленник.
И пусть мой взгляд
Вовеки пленник;
Ловя другую Даму, он - изменник.

Простой певец, я недостоин
Надеть на шлем Ее цвета.
Но так гранатны - чьи уста,
Чей лик - так снежен, рост - так строен?
Погибель мне! Нежнее нет
Ни рук, ни шеи в мире целом!
Гордится свет
Прекрасным телом,
А взор Ее сравню я с самострелом.

Любовь вливает в грудь отвагу,
Терпенья дар дает сердцам.
Во имя Дамы жизнь отдам,
Но к Ней вовек я не прилягу.
Служить нам честно долг велит
Синьору в битве, Богу в храме,
Но пусть звенит,
Гремя хвалами,
Искусная канцона - только Даме.

Схема построения:
АббАвГвГГ - 9-и строчник
Разностопный (2, 4 и 5 стопный ямб с чередованием рифм)
010101010
01010101
01010101
010101010
01010101
010101010
0101
01010
01010101010

Мятежной влаги рос прилив, мужая,
Под пристальным и нежным притяженьем;
И в камни зыбь хлестала пеной белой,
До глубины волнуема движеньем,
Всем зеркальным простором отражая
Богини нимб, средь неба онемелой,
Сплав серебра в золе порозовелой, —
Впивая полным лоном свет струистый,
Струясь и рея струйностью двойною, —
Вся жизнию родною,
Вся плотию согретая пречистой, —
Волшебной пеленою
Покрытая, — но светлых чар не видя,
В касаниях разлуку ненавидя.

Схема построения:
3 строфы по 14 строк и посылка- 7 строк.
АБС БАС СБД ДБД ЕЕ - структура строфы (3 восходящих части, 1 нисходящая)
5-и стопный ямб с женской рифмой
00 01 01 00 01 0
01 00 01 00 01 0
00 01 01 01 01 0
01 00 01 01 01 0
.

№ 6. Канцона. Елизавета Ивановна Дмитриева (Черубина де Габриак ) 1887 - 1928

Ах, лик вернейшего из рыцарей Амура
Не создали мне ни певцы Прованса,
Ни Франции бароны,
И голос трубадура
Не рассказал в мелодии романса,
Кто бога стрел всех строже чтил законы,
Кто знал любви уклоны!

Ах, все почти грешили перед богом,
Прося его о многом,
Ища наград своей любви за что-то.

Но был один - он, страстью пламенея,
Сам создал сновиденья,
Он никогда не ведал искушенья!

И лик любви - есть образ Дон Кихота,
И лик мечты - есть образ Дульцинеи.
Петербург, 1910


Итак, повторим сказанное ранее - схема написания канцоны:

Cтрофа состоит из восходящей части (два члена с тождественным расположением коротких и длинных стихов) и нисходящей (один член, кода).

Целое стихотворение состоит из 3- 5-7 строф и еще одной коды.

Пример: схема Петрарки, большими буквами обозначены длинные стихи -( AbC + AbC + cDdEE)

Длинные стихи пишутся за счет или увеличения числа стоп ямба или за счет использования женской (или дактилической) рифмы на фоне коротких строк с мужской рифмой.

Рифмы первой строфы обязательны и для остальных строф;

РАЗНОВИДНОСТИ И ПРОИЗВОДНЫЕ ОТ КАНЦОНЫ

- Сирвента - жанр, в рамках которого поднимались вопросы политические и религиозные, порицались противники и воспевались покровители трубадуров.
- Плач - обыкновенно песнь на смерть друга или сеньора.

С XIII века также появляются:

Производные формы канцоны:

- Дескорт - песни- обмен репликами между Дамой и трубадуром.
- Тенсона - песни- обмен репликами между двумя трубадурами.
- Партимен - поэтические дебаты.
- Рондо - куртуазное преломление структуры народной плясовой песни с запевом и припевом, с двумя рифмами и с повторяющимися строками.
- Вирелэ - старофранцузская стихотворная форма с трёхстрочной строфой.

В XIV веке из распавшейся канцоны возникают:

- Баллада
- Королевская песнь
- Ротруэнж


(Конкурсное задание по написанию конкретной формы канцоны для 5 тура конкурса ТФ будет дано позже)

В средневековой литературе присутствуют разнообразные жанры, каждый из которых отличается своей формой, метрикой и назначением. Один из специфических жанров той эпохи – это канцона, о которой и пойдет речь в данной статье.

Что такое канцона в литературе?

Канцона или канцонетта – термин из среды трубадуров. Пожалуй, это самый универсальный и распространенный литературный жанр в их творчестве, позже разделившийся на множество дополнительных поджанров. Первоначально канцона – это песня, посвященная куртуазной любви. Она бытовала в среде рыцарско-феодальной лирике Прованса, оттуда перекочевав в Италию, где ей придали особенности, более подходящие для итальянского диалекта.

канцона это

Значение слова

Провансальская канцона

что такое канцона в литературе

Адресатом этой лирической песни могли быть прекрасная дама, либо покровитель трубадура, либо близкий друг, который посвящен в любовную тайну. Темами для канцон обычно служили следующие: воздаяние хвалы любви, рассказ о чувствах, которые расцветают на фоне весеннего обновления, холодность дамы или восхваление предмета любви, печаль от предстоящей разлуки с дамой.

Строение канцоны было достаточно ритмичным, поскольку, как и вся поэзия трубадуров, она была рассчитана на исполнение под инструментальную музыку. В остальном же, кроме темы и метрики, этот жанр очень разнороден. Рифмовка для каждой песни были сугубо индивидуальной. Кроме монолога, существует еще и канцона-диалог, построенная либо на разговоре между автором песни и Прекрасной дамой, либо же между двумя трубадурами. Также есть пасторальная разновидность канцоны, носящая название пастурель.

Итальянская канцона

что означает слово канцона

Как уже было сказано, в Италии канцона – это трансформация канцоны провансальской, которую итальянцы переделали, сообразуясь с нормами своего языка. Среди известных авторов, работающих в этом жанре, можно вспомнить Данте, Гвиницелли, Петрарка, Кавальканти. Итальянские канцоны отличаются своим философским и отвлеченным характером.

В Италии появилось два ответвления жанра канцоны – это секстина, изобретателем которой считают трубадура Арнаута Даниэля, и сонет, появившийся на Сицилии в XIII веке и получивший развитие в творчестве Данте и особенно Петрарки.

определение слова канцона в литературе

Дальнейшая судьба канцоны

Жанр канцоны постепенно исчезает из употребления, когда начинают уходить традиции рыцарства, и тематика произведений становится неактуальной. Последнее свое возрождение канцона получает в творчестве петраркистов 16 века и после этого надолго замирает.

В 20 веке интерес к этому литературному жанру появляется вновь в связи с возникшим интересом к творчеству трубадуров. Тогда их поэзию перестали рассматривать сквозь призму романтизма, стараясь изучить дух куртуазной лирики. В этот период к стилизации канцон стали обращаться русские поэты Серебряного века, например, Валерий Брюсов и Вячеслав Иванов, но жанр не прижился из-за того, что слишком не соответствовал окружающей действительности.

Канцона в музыке

Кроме определения слова канцона в литературе, существует такой жанр и в музыке – он бытовал в Италии XVI века как полифоническая пьеса, предназначенная для ансамбля инструментов или соло. Изначально это были переложения французских многоголосых песен, затем стали появляться оригинальные итальянские произведения.

Читайте также: