Кто совершил первое кругосветное путешествие 5 класс география ответы на вопросы кратко

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Заболотовская средняя общеобразовательная школа

Ольховатского муниципального района

урока географии в 5 классе

по программе Е.М. Домогацких.

Разработала учитель ВКК Забугина Галина Николаевна.

Технологическая карта урока

Цель урока . Формирование представлений о возможности совершения и географических следствиях первого кругосветного путешествия.

Личностные. Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Тип урока. Проблемно-поисковый.

Дидактическая структура урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты

метапредметные

Организационный момент

Готовность к уроку

Проверить готовность к уроку ученриков.

Изучение нового материала

Совместное формирование темы урока.

Знания о путешественниках из разных стран, совершавших путешествие в разное время

Знания русского языка, умение работать со справочным материалом.

Постановка учебной проблемы

Поиск решения проблемы.

Предлагают название темы урока, сопоставляют с названием параграфа, выявляют различия.

Первое кругосветное плавание или путешествие?

По праву ли считают Ф. Магеллана первым совершившим кругосветное путешествие.

Умения оценивать ситуации, поступки, явления, события.

Умения работать с различными источниками информации.

Связь с другими сферами знаний.

Определяют задачи урока.

Поводящий диалог, на основании ранее изученного материала.

Планировать свою деятельность под руководством учителя

Групповая работа по заданиям.

Контролирует, корректирует деятельность учащихся

Составление датированного плана, работа с контурными картами и атласами.

Организовывать работу в группе

Воспроизведение материала

Каждая группа представляет продукт своей работы.

Корректирует и дополняет ответы учащихся

Понимание роли путешествия в формировании знаний о Земле

Определять причины и следствия путешествия.

Определять и показывать маршруты путешествий на карте.

Объяснять результаты путешествия, влияние путешествий на развитие географических знаний.

Определять приоритет первого кругосветного путешествия.

Выделять главное в тексте, структуировать учебный материал.

Группы анализируют полученные знания.

Если вас спросит мама, что вы изучали сегодня на уроке географии, дайте ей исчерпывающий ответ, состоящий из трех – четырех предложений.

Домашнее задание

Подготовьте маршрут современного кругосветного путешествия, определите его цель

Организационный момент.

Проверить наличие готовности учащихся к уроку.

2. Совместное формирование темы урока.

Учитель. Наш урок географии мы начнем со знаний русского языка. Знаете ли вы, что такое сложные слова?

Предполагаемый ответ учеников. Это слова, имеющие в своём составе не менее двух полнозначных основ. (Слайд 1)

Учитель. Сможете ли вы привести примеры сложных слов, связанных с географией?

Предполагаемые ответы учащихся. Путешествие.

Что такое путешествие? Из каких слов состоит это слово?

Обратимся к словарю. (Работа учащихся со словарем Ушакова).

Поездка (реже передвижение пешком), обычно куда-нибудь далеко за пределы родной местности, постоянного местопребывания. (По Ушакову).

Учитель. Совершали ли вы когда-нибудь путешествие? На чем можно путешествовать? А теперь представьте, сто вы живете в 16 веке в одной из приморских стран, например, в Испании, которая расположена на побережье Атлантического океана. На чем вы бы совершили путешествие?

Предполагаемые ответы учащихся. На корабле.

Учитель. Чтобы увидеть всю Землю, все страны, какое путешествие надо совершить?

Предполагаемые ответы учащихся. Кругосветное.

Учитель. Все в нашей жизни когда-то и кем-то свершается впервые. Исходя из всего сказанного, постарайтесь сформулировать тему урока.

Учитель. Прочитайте название параграфа 14. В чем отличие вашего мнения от названия темы в учебнике?

3. Постановка проблемного вопроса.

Учитель. Это первая проблема, которую мы должны решить в процессе урока – почему авторы назвали не путешествие, а плавание.

Кто и когда совершил первое кругосветное путешествие?

Предполагаемые ответы учащихся. Ф. Магеллан.

Учитель. Знаете ли вы что-нибудь об этом?

Забегая наперед, я вам скажу, что Магеллан не вернулся из этого путешествия, Что же произошло? И почему именно этого человека во всем мире считают, как мореплавателя, совершившего первое кругосветное путешествие? Это и есть главная проблема нашего урока. (Слайд 3)

Чтобы ответить на эти вопросы, мы отправимся в кругосветное путешествие вместе с Фернаном Магелланом.

Разобьёмся на пять команд. Именно столько кораблей отправилось в это плавание. Именно так они назывались.

(группам раздаются эмблемы с названием кораблей). (Слайд 4)

4. Совместное открытие знаний.

Учитель. Что надо для путешествия? Выпишите не менее 8 слов, необходимых для кругосветного путешествия.

Я для себя выписала 8 наименований предметов, необходимых для кругосветного плавания.

Учитель. На каждом корабле есть капитан – человек, который должен знать и уметь все, отвечать за все происходящее в экспедиции.

Лоцман – лицо, осуществляющее проводку судов в опасных и труднодоступных местах.

Боцман – начальник палубной команды, отвечающий за порядок на корабле.

Распределите роли в своих командах, и оправляемся в путь, вместе с капитаном Фернаном Магелланом совершим первое кругосветное плавание.

5. Актуализация знаний. (Слайд 7)

Мы должны выяснить:

кто такой Ф. Магеллан.

Зачем надо было совершать первое кругосветное плавание?

Значение первого кругосветного плавания.

Кто такой Хуан Себастьян Элькано.

Почему именно Фернана Магеллана считают человеком, совершившим первое кругосветное путешествие?

У каждой команды есть свой маршрутный лист, своя программа, которую они должны выполнить во время своего путешествия.

6. Открытие новых знаний. Поиск решения проблемы.

Каждой группе дается задание (приложения 1, 2,3,4,5).

По мере выполнения задания каждой команде может выдаваться дополнительное задание.

7. Воспроизведение материала.

Учитель. Теперь постараемся ответить на проблемные вопросы, поставленные в начале урока.

Почему мы говорим не о путешествии, а о плавании.

Предполагаемые ответы учащихся.

Учитель. Я считаю, что данное путешествие было слишком трагичным для мореплавателей.

Учитель. Достиг ли Ф. Магелллан своей цели?

Предполагаемые ответы учащихся. Да. Он достиг островов Азии. Именно в Азию и стремился попасть Фернан Магеллан.

Учитель. Как он об этом узнал?

Предполагаемые ответы учащихся. Его переводчики понимали язык, на котором говорит местное население.

Учитель. Магеллан не возвратился в исходную точку. Не совершил кругосветное путешествие. Почему в литературе звучит именно его имя? Кого по праву надо считать первыми кругосветными путешественниками? Предполагаемые ответы учащихся. Себастьян Элькано и те 18 человек, которые вернулись на родину.

8. Применение новых знаний.

Выполнение тестового практикума. (Приложение 6)

Проверка в парах. (Слайд 12)

Учитель. Если вас спросит мама, что вы изучали сегодня на уроке географии, дайте ей исчерпывающий ответ, состоящий из трех – четырех предложений.

Каждая группа формулирует ответ.

10. Итог урока.

Ответить на проблемные вопросы и самостоятельно сформулировать значение первого кругосветного плавания .

11. Домашнее задание.

Подготовьте маршрут современного кругосветного путешествия, определите его цель.

Приложение 1.

В какой стране родился Фернан Магеллан_____________________

Какой план зародился у Ф. Магеллана во время походов в Азию?

Почему он перешел на службу к Испанскому королю?

Почему испанский король заинтересовался предложением Магеллана.

Что привлекало европейцев в Азии?

Почему испанский король заинтересовался предложением Магеллана.

Что привлекало европейцев в Азии?

Приложение 2. (Слайд 8)

Запишите в тетрадь.

Приложение 3.

Прочитайте текст учебника с.71 (2 абзац), дополните утверждение.

Переплыв _________________________________, испанская флотилия стала

продвигаться на ________________________, вдоль побережья Южной Америки.

_________________________ предполагал, что где-то на ________________________ должен быть _______________________,

соединяющий _______________________________________ с

_____________________________морем (так называлась в те времена часть ______________________ океан южнее __________________). Но он не знал,

как далеко тянется на юг ________________________ и как

велик лежащий за ней _________________________. И никто на земле не знал этого.

Приложение 4. (Слайд 9)

Прочитав текст учебника с.72-73. ответьте на вопросы.

Кто принял командование после гибели Магеллана________________________________

Сколько длилось кругосветное плавание? ___________________________________

Какой путь выбрал капитан Элькано _______________________________________

Какой из кораблей вернулся в родной порт?____________________________________________________

Как сложилась судьба 4 кораблей? _____________________________________________________.

6. Сколько человек погибли в этом сложном путешествии?

7. Как вы думаете, как бы закончилось путешествие, если бы Магеллан остался жив?___________________________________________

hello_html_m55989c0b.jpg

Приложение 5.

Покажите на карте путь первого кругосветного плавания.

Приложение 6.

Тестовый практикум.

Планета Земля имеет форму

2. Путешественника, который задумал добраться до Азии, обогнув Америку с юга, звали

А) Христофор Колумб,

Б) Васко да Гама,

В) Фернан Магеллан

3. По своему происхождению Фернан Магеллан был

4. Экспедиция Фернана Магеллана совершила

А) первое путешествие в Америку

Б) первое кругосветное плавание

В) первое путешествие в Азию.

5. Началом первой кругосветной экспедиции принято считать

А) 3 августа 1492 года

Б) 20 октября 1519 года

В) 21октября 1520 года

6. Одним из открытий экспедиции Ф. Магеллана было

А) открытие пролива, соединяющего Атлантический и Тихий океаны

Б) открытие южной оконечности Африки

В) открытие морского пути в Индию

7. Ф. Магеллан не смог закончить первое кругосветное плавание из-за того, что

А) погиб в морском сражении,

Б) погиб в схватке с островитянами

В) остался жить на одном из островов Тихого океана

8. Перечислите океаны Земли в порядке их пересечения экспедицией Ф. Магеллана

Первое кругосветное путешествие совершил в XVI веке Ф. Магеллан.

О шарообразности Земли люди знали ещё с древности. Экспедиция под руководством Магеллана это доказала.

Она вышла в 1519 году из Испании через Атлантику на запад В 1522 в Испанию вернулся 1 корабль. Сам Магеллан погиб на Филлипинских островах.

Мореплаватель из Испании Элькано после гибели Магеллана, занял его место. Он привел корабль в Испанию. Шарообразность Земли была доказана.

Есть сведения, что первым человеком, совершившим путешествие вокруг Земли, был раб и одновременно переводчик Магеллана –Энрике. В 1511 году Фернан купил его в Восточной Азии. Энрике вместе с командой был в кругосветном плавание. Когда каравелла достигла места, где был куплен Энрике, считается, что он первый из путешественников обогнул Земной шар.

Заслуга отдана Ф. Магеллану, так как он продумал путь, составил и разработал маршрут путешествия.

Ответ. Фернан Магеллан – совершил первое кругосветное путешествие (обогнул Америку с Юга и добрался до Азии) и доказал, что Земля имеет форму шара.

Проверим знания

1. Почему Фернан Магеллан отправился в свое путешествие?

Чтобы найти новый путь в Индию.

2. Почему португальский король отказался от предложения Ф. Магеллана?

Он считал, что путь вокруг Африки более выгодный.

3. В каком году началось путешествие Ф. Магеллана?

4. Как в Средние века называли Южную часть Тихого океана?

5. Как Ф. Магеллан назвал пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны?

Пролив Всех Святых.

6. Сколько лет продолжалось первое кругосветное плавание?

А теперь более сложные вопросы

1. В чём состоял замысел путешествия Фернана Магеллана?

Обогнуть Америку с Юга и добраться до Азии.

2. Почему Южное море Ф. Магеллан назвал Тихим океаном?

За всё время плавания стояла спокойная погода и Магеллан назвал океан Тихим.

3. Почему Ф. Магеллан решил, что достиг берегов Азии?

Флотилия подошла к группе больших островов и его слуга–малаец услышал родную речь.

4. Совершил ли Ф. Магеллан кругосветное плавание?

Магеллан первым пересёк Тихий океан и дал ему имя. Он добрался до берегов Азии, но был убит в стычке с местными жителями.

5. Что общего в путешествии Х. Колумба и путешествии Ф. Магеллана?

Они плыли на запад.

От теории к практике

1. По картам атласа определите, возможно ли совершить кругосветное путешествие по суше? Свой ответ обоснуйте.

Невозможно, так как большую часть Земли покрывает вода, а материки не соединены между собой.

2. Магелланов пролив соединяет Атлантический и Тихий океаны. По картам атласа определите, какие участки суши разъединяет данный пролив? Какой ещё пролив соединяет названные океаны и какие участки суши он разделяет?

Магелланов пролив разделяет архипелаг Огненная Земля и континентальную Южную Америку. Пролив Дрейка соединяет южные части Атлантического и Тихого океанов. На севере пролив ограничен архипелагом Огненная Земля, а с юга Южными Шетландскими островами (Антарктида).

Первое кругосветное плавание совершил Фернан Магеллан. Плавание длился от 20 сентября 1519 года до 6 сентября 1522 года.
С новыми географическими открытиями, расширялись представление о жизни, установились новые культурные и торговые связи между контингентами.
Плюсы новых открытии состояло в том, что некоторые государства Европы приобрели новые колонии и использовали их как источник новых ресурсов.
Минусами открытии можно отнести, распространение новых болезней, а так же появление новых орудии и новые вражеские действия.

Читайте также: