Лес как экологическая система в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Цель: Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе весной, учить устанавливать взаимосвязь между весенними изменениями в живой природе, изменениями среди обитателей уголка природы и повышением температуры воздуха. Познакомить детей с экологической пирамидой – цепочкой. Убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга. Воспитывать детей, способных понять природу, беречь ее, любить. Воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формулируя выводы. Совершенствовать экологические знания.

Оборудование и материалы:

Картина “Смешанный лес”, ковролин, картинки растений, животных, телевизор, CD-диск “Планета Земля” (“Сезонные леса”) ВВС, краски, кисти, листы бумаги А-4, мольберты.

Заключительная часть – изобразительная деятельность детей.

Место проведения – групповое помещение.

Воспитатель:

“Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.”

О чем написано, ребята, в этом прекрасном стихотворении русского поэта Алексея Николаевича Плещеева?

Дети: О весне.

Воспитатель: Правильно, о весне. Оно так и называется “Весна”. А у нас наступила весна? Какой сейчас идет месяц?

Дети: Весна наступила, у нас сейчас месяц апрель.

Воспитатель: И какие признаки весны мы с вами наблюдаем?

Дети: Снег потемнел, стал рыхлым, зернистым. День становится длиннее, ночь короче. Солнце греет теплее, часто дуют теплые южные ветра. Небо синее с кучевыми облаками. На реках трескается лед, начинается ледоход. Деревья просыпаются, набухают почки. Воробьи весело чирикают, уже прилетели грачи, скворцы, зяблики.

Воспитатель: Да, действительно, все эти явления природы происходят весной. Некоторые из них мы наблюдаем на прогулке. А в группе у нас есть уголок природы. Наши растения тоже заметили приход весны.

Дети: Наши растения стали лучше расти, у них появились новые побеги, многие растения расцвели: герань, роза бенгальская, кислица, бегония.

Воспитатель: А почему же на улице нет еще цветущих растений?

Дети: Не хватает солнца, воды, тепла.

Воспитатель: Да на улице пока не хватает тепла. А как мы ухаживаем за своими растениями в уголке природы?

Дети: Мы поливаем, рыхлим почву, опрыскиваем наши растения, подкармливаем удобрениями.

Воспитатель: А если мы не будем делать это, что случится с нашими растениями?

Дети: Все завянет и погибнет.

Воспитатель: Все, что растет в уголке природы, зависит от нас. Растение не может само себя поить, поэтому мы должны ухаживать за нашими питомцами, заботиться о них. А в природе дождь, солнце, ветер сами кормят растения и животных. Послушайте загадку: “Весной веселеет, летом – холодеет, осенью питает, зимой согревает”. Что это?

Воспитатель: А почему вы так решили?

Дети: Весной в лесу радостно, деревья распускаются, летом – прохладно, осенью лес кормит своих жителей семенами и плодами, зимой дровами (лесом) топят печки.

Воспитатель: Вы хотите попасть в настоящий лес.

Воспитатель: Но сначала мы поиграем. Игра называется “Елочка”.

Речь с движением “Елочка”.

Елочка в лесу жила
Потихонечку росла.
Дети сидят на корточках, встают на ноги,
поднимают руки и опускают их через стороны вниз.
Просыпалась по утрам,
Улыбалась воробьям.
Потягиваются и улыбаются.
Стряхивала снег с макушки,
Играла в шишки – погремушки.
Имитируют движение.
Имитируют движение.
Ветер с елочкой играл,
Дул тихонечко и качал.
Произносят текст, дуют, не поднимая плеч и не раздувая щек.
Покачиваются из стороны в сторону.
Солнце на нее светило,
Нежно ветви золотило.
Поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз, ладонями вверх.
Птицы в гости прилетели,
Семена ее клевали.
Машут руками.
Наклоняют голову.
Зайцы в гости прискакали,
И под елкой крепко спали.
Изображают зайцев.
Присаживаются, кладут ладони под щеку, закрывают глаза.

Воспитатель: А теперь мы подойдем к картине, закроем глаза и превратимся в маленьких волшебников, переступим через край картины, и вот мы уже в лесу. Что мы видим?

Дети: Здесь много разных деревьев. Вот береза, ель, рябина, ольха, липа. Под деревьями растут травы, колокольчики, ромашки, клевер. А еще в лесу растут кустарники и грибы.

Воспитатель: Вы правильно назвали, в лесу много разных растений, есть и вот такие крошечные растения, это – мох, а на старых деревьях могут поселиться лишайники. Но без чего не могут расти все растения?

Дети: Без тепла и воды, а еще без почвы.

Воспитатель: А почему без почвы не могут расти растения?

Дети: Потому, что в почве находятся корни растений, а по корневым волоскам поступает питание: растворимые минеральные соли и органические вещества.

Воспитатель: Значит, мы с вами выяснили, что для того, чтобы рос лес, нужны солнце, вода, почва. Без солнца не будет жизни на Земле, поэтому солнце мы поставим на вершину пирамиды, а почву с влагой чуть ниже.

Воспитатель: Что еще мы должны установить на нашей экологической пирамиде?

Дети: Растения – деревья, кустарники, травы, мхи, грибы.

Воспитатель: Это уже лес?

Дети: Нет, это только растения.

Воспитатель: Прислушайтесь, что за голоса здесь раздаются? Присмотритесь, кто здесь летает, ползает?

Дети: Это поют птицы, летают бабочки, ползают жуки, муравьи.

Воспитатель: Правильно. Лес без животных, это не лес. В лесу много лесных жителей, и все живут своей жизнью, заняты своими делами, и все нужны друг другу. Для чего нужны насекомые, птицы, звери, растения друг другу? Почему они не могут существовать друг без друга?

Дети: Насекомые опыляют растения, и у растений потом образуются семена, плоды. А насекомые питаются нектаром цветов, листьями растений. Птицы тоже питаются семенами и плодами растений.

Воспитатель: Все правильно. Птицы питаются еще насекомыми, и если бы они питались только растительной пищей, то насекомых расплодилось столько, что они съели бы все растения. А кто еще живет в лесу?

Дети: В лесу живут звери, лягушки, жабы, змеи, ужи и много еще других животных. Многие звери питаются растениями, это травоядные звери (зайцы, лоси, олени). Другие животные питаются менее мелкими животными, а останки животных перерабатываются микроорганизмами в почве, так растения получают из почвы органические удобрения, без которых они не могут расти.

Воспитатель: И все они нужны друг другу. Дополним нашу пирамиду этими животными. А всем животным нужны растения, потому что при фотосинтезе растения выделяют кислород, который необходим для дыхания, а для того чтобы происходил процесс фотосинтеза нужен солнечный свет. Таким образом, из нашей пирамиды жизни мы ничего не можем убрать, если что-то уберем, разрушится жизнь на Земле. И никогда ничего не будем разрушать в ней, ведь одно без другого в природе существовать не может. Дом для человека чаще всего это четыре стены и крыша, для зверя – лес, поле, горы, для рыб – моря, озера, реки. Значит, у всего живого как бы свой дом, а для всех вместе – это, конечно, наша планета – Земля. Многое зависит от человека, природа наделила его разумом, человек должен быть мудрым и должен понимать, что он не “царь природы”, а часть природы.

На нашем шарике земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.

По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.

Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море толстый кит –
Большой, как дом, на волнах спит.

Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.

Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой.

Ты – тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.

И надо постараться
Нам с этим не расстаться.

А теперь мы посмотрим фильм про лес. А потом нарисуем наш лес, в котором мы гуляем.

- Уточнить и расширить представления детей о лесе как многоярусном и многоэтажном доме, где все растения занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях.

- Формировать представления о взаимосвязи обитателей леса: растений, животных, птицах, об их пищевой зависимости друг от друга.

- Способствовать умению соблюдать правила поведения в лесу

- Развивать логическое мышление, память, нимание и речь.

- Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.

Предварительная работа: наблюдения, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, чтение художественной литературы.

Материалы и оборудование: картинки с изображением животных и птиц, модель многоэтажного дома, три обруча; раздаточный материал – конверты с картинками животных.

Ход занятия:

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.

Чтоб у нас весь день было хорошее настроение.

- Садимся за столы. Послушайте загадку:

Ждет нас в гости друг зеленый

Ждут березки, липы, клены,

Травы, птицы и цветы небывалой красоты.

Сосны, ели до небес, друг зеленый, это…

- Закрыли глаза и представили, что мы отправились в лес.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы слышите, как поют птицы, как журчит вода в лесном ручейке. Ярко светит солнце. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас, в лицо еле заметно дует ласковый ветерок. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца и ласковое поглаживанье ветерка. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. А теперь откройте глаза. Потянулись и улыбнулись

И вот мы с вами в лесу.

- Что такое лес? Как вы думаете?

Лес – это многоэтажный зеленый дом для животных, растений и птиц. У него, как и у дома есть этажи. Эти этажи называют ярусами леса. Растения в лесу растут в несколько ярусов и считают эти ярусы сверху вниз.

На доске ставятся изображения деревьев.

Деревья образуют верхний ярус. Какие деревья вы знаете? (лиственные, хвойные)

Следующий средний ярус, как вы думаете, что образует второй ярус? (кустарники) (на доске ставятся изображения кустов). Чем кусты отличаются от деревье? Какие кусты вы знаете?

Цветы и травы образуют третий ярус. Какие травы и цветы вы знаете?

Мох, лишайники и грибы, образуют нижний ярус, для их роста не надо много света. (На доске ставятсяя изображения трав, ягод и грибов).

Итак, ребята, лес – это большой зеленый дом. Что есть в нем?

И каждый вид растения образует свой ярус.

- Я думаю нам пора немного отдохнуть и прогуляться по лесу.

Ветер лесные деревья качает

(дети выполняют наклоны вправо, влево с поднятыми руками).

Яркие бабочки всюду порхают

(взмахивают руками, словно крыльями).

Скачут по веткам белка с бельчонком (прыгают).

Ходят по лесу медведь с медвежонком (ходят вперевалочку)

Ест землянику в лесу детвора…

Вот и закончилась наша игра.

А теперь сели за столы. Посмотрите, чего или кого не хватает в нашем лесу (животных, насекомых).Как люди в большом доме, так и животные проживают на разных этажах в лесу. Расположение квартиры каждого зависит от того, чем питается и где находится укрытие. В каждой квартире живут свои жильцы. И меняться квартирами они не любят. В одних лесных квартирах светло, в других темно. В одних сухо, в других сыро. Каждый жилец приспособился к своей квартире, ему в ней хорошо.

Верхний ярус лесного дома заселяют насекомые, которые питаются листьями и почками деревьев (ставятся изображения насекомых).

Как вы думаете, кто еще заселяет верхний ярус?

- Правильно, птицы, которые питаются насекомыми тоже обитают здесь (ставятся изображения птиц и называются). А какие еще птицы бывают? (хищные)

Да, правильно, и хищные птицы (ставятся картинки птиц – хищников).

Вместе с ними соседствуют маленькие зверьки: белки, бурундуки.

Второй ярус – заселен более крупными животными, которые питаются листьями и ветками кустарников, корой деревьев: косули, кабаны, лоси, зайцы (это травоядные животные).

А еще, какие животные заселяют второй ярус? Как вы думаете? (хищные).

В траве живут: грызуны. Рядом с ними соседствуют насекомые, черви. Густая трава и подземные норы служат им защитой от врагов. Там же можно увидеть улиток, пауков, клещей, жуков. На насекомых охотятся змеи и ящерицы. В почве живут кроты, землеройки, черви.

Скажите, по способу питания, на какие две группы делятся животные? (Хищники и травоядные). – Кто из них, чем питается? (Хищники – мясом, травоядные – травой).

Перед вами два обруча. На столе картинки животных. Обруч - где лежит мясо, это домик для хищников, а обруч с травой – домик для травоядных. Вам надо взять картинку животного и подойти к обручу, где находится дом этого травоядного или хищника.

Сядем на ковер. Лес – это большой зеленый дом. Как и в каждом доме у него есть свои правила. Давайте с вами вспомним правила поведения на природе. Я покажу вам знаки правил поведения в лесу, что запрещается в лесу. А вы мне скажете, что они обозначают:

(Экологические знаки правил поведения в лесу).

Дети: - Не ломать ветки, не топтать цветы, травы, не разорять птичьих гнёзд, не разорять муравейники.

-Нужно ходить по тропинкам, не кричать, не включать громкую музыку, не разрушать грибницы, не ловить мальков лягушек.

- Правильно, нужно беречь и охранять природу, и тогда природа будет угощать нас своими дарами – ягодами, грибами.

Проснулось солнышко и сладко зевнуло, (поднять руки вверх)

Солнышко лучик тебе протянул, (протянуть руки в центр круга)

Солнышко щечку тебе полоскало, (погладить ладонями щёчки)

Доброго утра пожелало! (прижать ладони к груди)

Подарите друг другу самую добрую, солнечную улыбку.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План-конспект экологического занятия

на основе интегрированного подхода.

hello_html_4abd2b6f.jpg

Возраст дошкольников: подготовительная группа (6 – 7 лет)

Выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных;

Место проведения: групповое помещение.

Описание хода занятия:

И стал он рисовать деревья – березы и ели, дубы и сосны, липы и пихты, лиственницы и орешник. Очень хорошо получилось у него. И так похоже, что казалось, вот-вот пробежит ветерок, и затрепещут листочки осин, закачаются лапы елей и ветки берез.

- Какой же это лес? – вдруг услышал художник. – Это не лес, а одни лишь деревья.

Посмотрел он в угол картины и понял, что это Старичок – Лесовичок разговаривает с ним.

- Разве может быть лес без кустов, трав, цветов? – продолжал Лесовичок.

- Не может, согласился художник и принялся за новую картину.

Он опять нарисовал деревья, и они получились еще лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле – среди зеленой травы – множество ярких цветов.

- Вот теперь хорошо, - похвалил сам себя художник, - но вот теперь-то у меня получился настоящий лес.

Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.

- Ты забыл нарисовать грибы, - сказал Лесовичок художнику.

- Да, - согласился художник, - но разве в лесу обязательно должны быть грибы? Я много раз бывал в лесу, а грибы находил не часто.

- Это ничего не значит, - сказал Лесовичок, - грибы должны быть обязательно. Без них не будет леса.

И художник нарисовал в своем лесу грибы. Но лес продолжал чахнуть.

- Это потому, что в твоем лесу нет насекомых и птиц, - сказал Лесовичок.

Художник взял кисть, и на цветах и листьях появились яркие бабочки и разноцветные жуки, а на ветках – веселые птицы.

- Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтобы он погиб…

- Но почему же теперь он может погибнуть? Ведь здесь есть все!

- Не все, - сказал Лесовичок. – нарисуй жабу и ящерицу.

- Нет! – решительно заявил художник.

- Да! – твердо сказал Лесовичок.

И художник нарисовал жабу и ящерицу. И других разных животных. Он окончил работу, когда было уже совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтобы посмотреть, что же у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, фырканье, треск сучьев.

- Вот теперь это настоящий лес, - сказал из темноты Лесовичок. – теперь он будет жить, потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы. И животные. Это лес.

Ребята, как вы думаете какая тема нашего занятия? Обратите внимание на картину. Что нарисовано на ней? (Лес). Помните, кто живет и охраняет лес? (Лесовичок).

Смотрите, к нам из картины кто-то пришел. Кто это?

Лесовичок: Здравствуйте, дети, я к вам в гости пришел и привел своего брата Домовичка. Вы знаете, где живет Домовичок? (В домах)

Домовичок: Я живу в домах рядом с вами, слежу за порядком. У меня порядок: все знают, на какой улице живут, номер дома, номер квартиры, на каком этаже. У меня, Лесовичок порядок. Не то, что у тебя в лесу.

Лесовичок: Не скажи. У меня тоже порядок. Есть и улицы, и этажи. Ученые их ярусами называют.

Ребята, расскажите Домовичку о нашем лесе. Какие растения растут на самом высоком этаже? (Сосны, ели, дубы). Почему эти растения растут на самом высоком этаже? (Светолюбивые). Посмотрите, а вот на картине молодые ели растут низко. Почему? (Они еще не выросли).

Лесовичок: Видите, ребята, как в лесу интересно. Взрослые живут на одном этаже, а дети на другом. Называют такие деревца подростком. Пройдет время, и они подрастут и займут каждый свой этаж.

Ребята, поставьте на фланелеграф около дома высокие деревья.

Лесовичок: А какие деревья растут ниже? (Береза, ольха, рябина). Почему они заняли этаж пониже? (Менее светолюбивые).

Ребята, разместите деревья на панно.

Лесовичок: Кто занимает этаж ниже? (Кустарники: краса нашего Забайкалья рододендрон даурский, или еще мы его называем багулом; лесная смородина).

Ребята, покажите их Домовичку.

Что растет на этаже еще ниже? (Маленькие кустарники: брусничник; травы, мхи и грибы).

Лесовичок: Домовичок, а у меня для тебя и ребят есть один секрет. Как вы думаете, что находится под этажами? (Подвал). Смотрите! (Открывается полоска, а под ней корни деревьев, грибница).

Домовичок: Что это за подвал, вот у меня подвалы – там трубы, и кошки живут.

Лесовичок: Дети, скажите Домовичку, кто живет у меня в подвале? Давайте расставим номера этажей.

Домовичок: Да, я понял, что деревья живут в лесу по этажам, ну а животные ведь бегают, кто, где хочет!

Лесовичок: Ничего подобного, птицы, звери и насекомые селятся тоже каждый на своем этаже. Кто поможет расселить животных?

Домовичок: Я попробую можно?

Ребята, разрешим Домовичку нам помочь? Домовичок рассаживает животных неправильно.

Лесовичок: Да разве так звери да птицы живут?! Дети, помогите Домовичку расселить животных правильно.

Лесовичок: Почему звери, птицы и насекомые селятся именно на этих этажах? (В зависимости от того, как они передвигаются, питаются, защищаются от врагов. Модели).

Лесовичок: Деревья любят жить компаниями. А компании бывают разные и называются они по-разному.

Ребята, как называется лес, где растут одни березы? (Березовая роща). Что вы знаете о березовой роще, что это за лес? А как называется этот темный мрачный лес? (Ельник).

Расскажите Домовичку о ельнике и сосновом боре.

Видишь, Домовичок, Лесовичок как дети хорошо знают деревья наших лесов.

зайчик – осина, кабан – дуб,

тетерев – береза, глухарь – сосна,

медведь – брусничник, клест – сосна.

Ребята, нам очень интересно было сегодня с нашими гостями. Давайте подарим Лесовичку и Домовичку по картине.

- Надо ли поместить в лес животных?

- Какие животные где живут?

- Могут ли животные обойтись без растений?

- А растения без животных?

Лесовичок: Да, для леса вы свои. Приходите ко мне в гости. Я вас всех приглашаю. Приходите, буду ждать.










№ 3849 "Экосистема леса. Лес в жизни человека"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧЕРЕЖДЕНИЕ

МУРМИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "ТЕРЕМОК"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -

РЯЗАНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект

открытого занятия по экологическому воспитанию

в подготовительной группе на тему:

"Экосистема леса. Лес в жизни человека"

Разработала и провела:

воспитатель 1 кв. категории

Н.Н. Логачева

Рязань, 2018

Цель: сформировать знания детей о лесе, как о экосистеме.

Задачи:

  • закрепить знания детей о живой и неживой природе: умение отличать объект живой природы от неживой; закрепить знания детей о лесе, как о экосистеме; познакомить с ярусами смешанного леса и его обитателями.
  • развивать познавательный интерес к миру природы; сформировать представления о том, что в природе все взаимосвязано: сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса; уточнить представление детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном, трудовом;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе; правильное поведение в лесу и уважительное отношение к обитателям леса; чувство гармонии и красоты.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Предварительная работа: чтение художественной литературы из серии "Знакомство с окружающим миром" Т.А. Шорыгина; "Сказки о природе" Е.А. Алябьева; рассказ О. Дмитриева "Что такое лес";

дидактические игры по экологии: " Природа и человек", "Живая и неживая природа", "Что было бы, если из леса исчезли. "Пищевые цепочки леса" и др.

Оборудование и материалы: стихи и загадки, кроссворд; карточки, предметные картинки: рукотворный мир, мир природы (живая и неживая природа), фишки зеленого и красного цвета; модель неживой природы (солнце), цветные шнурки, набор карточек с изображениями зверей, растений, птиц, насекомых, живущих в лесу; разборный макет леса и животных.

Ход занятия:

1. Организационный момент:(приветствие)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: "Доброе утро!"

"Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!"

А сейчас давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям и подарим хорошее настроение!

- Проходите на стульчики.

- Посмотрите - Земля, которая, несмотря на свою величину, в данный момент уместилась у меня в руках. Что это? (Ответы детей).

- Правильно. На планете Земля уже более 3,5 млрд. лет существует жизнь и не прерывается!

2. основная часть(художественное слово)

- Я хочу прочитать вам стихотворение:

- Ой, ребята, посмотрите, сколько много слов пропущено в стихотворении, я не смогу его вам прочитать! Нам нужно обязательно найти все слова. Вы готовы помочь мне?

Вот на Земле - огромный дом под крышей голубой

Живут в нем . . и . лес и морской прибой.

. в нем . и цветы, веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты - и все твои друзья.

Куда б . не вели всегда ты будешь в нем.

. родной земли зовется этот дом.

Загадки:

1(5).Раскаленный шар из газа,
В небе он заметен сразу,
Дарит нам тепло и свет,
Без него и жизни нет. (Солнце)

2(6).Серебристый занавес
с неба вдруг спустился.
Серебристый занавес
каплями пролился.
Уронила занавес
тучка, представляешь?
Что за чудный занавес?
Может, угадаешь? (Дождь)

3(4). Веселые тучки резвились, шутили,

Не во время тучки меня разбудили,

Я очень устал и вставать не хочу,

На них рассердился - теперь грохочу. (гром)

4(2).Кругом вода,
А с питьем беда. (Море)

5(1).Сами гнезда они вьют
И заливисто поют.
Могут быстро в небо взвиться.
Кто же это? Это… (птицы)

6(3). Один говорит долга,

Другой говорит коротка,

Один другому не верит,

Всяк сам по себе мерит. (жизнь)

7(7).Не живая — а идёт,
Неподвижна — а ведёт. (дорога)

Отгадывание кроссворда: (отгадка - природа).

- Что такое природа? (Ответы детей).

- На какие два царства она делится? (Ответы детей).

- Что относится к живой, а что к неживой природе? (Дети называют - воспитатель выкладывает карточками).

- Чем живая природа отличается от неживой?

- А человека мы к какой природе отнесем? (Воспитатель выкладывает карточки отличия живой природы от не живой).

Вывод: Человек - часть живой природы, потому что он, как и все живые организмы - растет, дышит, питается, двигается, размножается.

-А что нельзя назвать природой? (Ответы детей).

- Ребята, человек придумал такие вещи, которые похожи на мир природы.

И я предлагаю вам поиграть в игру. Давайте пройдем за столы.

Дидактическая игра по экологии:

1 часть "На что похоже" (подбери пару)

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что существует в мире природы.

Материал: карточки, предметные картинки: рукотворный мир, мир природы.

Ход игры:

На столах, у каждого ребенка предметные картинки. На одних - предметы, созданные человеком, на других - объекты и явления живой и неживой природы. Воспитатель дает инструкцию - выложите в первом ряду картинки, которые относятся к рукотворному миру (т.е. объекты, придуманные человеком), во втором ряду выложите картинки из мира природы.

Дети выкладывают на карточках пары из картинок: рукотворный мир - мир природы. Например:

Подводная лодка - кит

Холодильник - мороз и снег

- А теперь вам нужно карточки из мира природы (во 2-м ряду) поделить на живую и неживую природу, а помогут вам фишки (круги красного - неживая природа и зеленого- живая природа цвета)

2 часть "Живая и неживая природа"

Цель: закрепить знания об объектах живой и неживой природы.

Материал: картинки с изображением живой и неживой природы. Фишки зеленого и красного цвета.

Ход игры: на столах у детей картинки живой и неживой природы. С помощью кругов двух цветов: (красный - неживая природа; зеленый - живая природа), детям предлагается напротив каждой картинки прикрепить круг нужного цвета.

Физминутка "Природа"

Посмотри мой милый друг, (разводим руки в стороны)

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое, (Руки вверх поднимаем)

Солнце светит золотое, (кружимся вокруг себя)

Ветер листьями играет, (руки сверху - качаются из стороны в сторону)

Тучка в небе проплывает. (волны руками)

Поле, речка и трава, (повороты вправо-влево, присесть)

Птицы, звери и леса, (махи руками, "собачка", крыша над головой)

Гром, туманы и роса, (сжимаем- разжимаем кулаки, закрываем лицо ладошками, стряхиваем росу )

Ты и я, и время года - (показываем на друга, на себя, на все вокруг)

Это все вокруг природа.

- Садитесь ребята на стульчики.

Ответьте мне на вопрос: может живая природа существовать без неживой? (Ответы детей).

- Правильно. Это содружество живой и неживой природы со средой их обитания, в котором все живые организмы чувствуют себя как дома, называется ЭКОСИСТЕМОЙ.

- Таких мест очень много, давайте назовем несколько . (Ответы детей).

- Сегодня мы поговорим о экосистеме леса. Ребята, а, что такое лес, в вашем представлении? (Ответы детей)

- Правильно. Лес – это большая территория, покрытая кустарниками и деревьями. А ещё лес – это дом, в котором живут много живых организмов.

- Давайте расскажем, какие роли выполняют живые организмы в экосистеме?

(Живые организмы в экосистеме выполняют три роли:

(продуценты) "кормилицы" - растения, (консументы) "едоки" - животные, (редуценты) "мусорщики" - грибы, паразиты, черви).

- Давайте поподробнее расскажем о каждом из них. (Рассказы детей)

- Видите, в экосистеме леса нет ничего лишнего, ненужного: всё, что в ней производится, полностью используется её обитателями. Экосистема существует без посторонней помощи. Этот процесс называется - круговоротом веществ в природе.

Вывод: Все живое на нашей планете питается само и является для кого-то источником пищи.

Дидактическая игра:

"Пищевые цепочки леса"

Цель: Расширить кругозор детей о жизни животных леса.

Задачи:

Образовательные: Закрепить знания детей о взаимодействии в экосистеме "лес" растений, животных и факторов неживой природы.

Развивающие: Сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса. Учить выстраивать "пищевые цепочки" в лесу.

Воспитательные: Воспитывать добрые чувства по отношению к природе, бережное отношение к ней.

Материалы и оборудование: модель неживой природы (солнце), цветные шнурки, набор карточек с изображениями животных, растений, птиц, насекомых, живущих в лесу.

Правила игры:

2 вариант:

У каждого ребенка набор карточек. Воспитатель дает указание: сложить цепочку питания из 4-х объектов живой природы, начиная с растений и заканчивая хищником. Дети нанизывают на шнуровку цепочку из картинок, изображающих объекты живой природы, в последовательности - кто кем питается. После выполнения задания воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения, дети объясняют пищевую зависимость животных друг от друга.

Например: трава (растение) - заяц (растительноядное животное, ест траву) - лиса (мелкий хищник, ест растительноядное животное зайца) - коршун (крупный хищник, ест хищника лису) и т.д.

Далее задаются вопросы детям:

- Кто останется голодным, если пропадут все насекомые?

- Если исчезнут птицы?

- Если пропадут цветы?

Дети объясняют к чему приведет нарушение "цепочек" и делают вывод: все живые организмы взаимосвязаны друг с другом. Уничтожая одних, мы вызываем гибель других и ставим под угрозу свою жизнь тоже.

- Я думаю нам пора немного отдохнуть и прогуляться по лесу.

Мы отправились гулять. Шагают на месте

Грибы — ягоды искать

Как прекрасен этот лес.

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине, смотрят вверх

Вот грибок растет на пне, смотрят вниз

Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх

Ежик под кустом шуршит. смотрят вниз

Слева ель растет — старушка, смотрят вправо

Справа сосенки — подружки. смотрят влево

Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз

Все равно я вас найду! влево — вправо, вверх — вниз.

- А вы знаете, что лес можно сравнить с многоэтажным домом? (Да. Ответы детей).

- На каждом этаже есть этажи (ярусы), квартиры, коридоры, окна. Только счет этажей ведется не с нижнего, а с верхнего., т.е. первый этаж лесного дома - это пятый этаж человеческого. Давайте вместе соберем этажи леса, в лесу этажи называют ярусами.

1 ярус - высокие деревья - древостой, они служат крышей всему лесу,

2 ярус - деревья пониже, молодняк,

3 ярус - кустарники - подлесок

5 ярус - мхи и лишайники, грибы.

В каждом доме есть погреб. А в лесном доме есть погреб?(Ответы)

- Ну, что ребята, можно сказать что это лес? (Ответы).

- Конечно нет. Кого не хватает? (Ответы).

Я предлагаю вам взять конверты (на каждого ребенка, в конвертах животные) и расселить животных по своим этажам, квартирам. (Дети выполняют поочереди работу у доски).

Материал: модель с изображением ярусов леса; силуэтные изображения животных; (фишки).

Ход игры

I вариант. Педагог дает детям задания расселить животных на всех этажах леса.

Победителем становится тот, у кого в конце игры окажется больше фишек.

- Скажите мне, ребята, а можно поменять квартирами лесных жильцов? Почему они селятся именно на этих этажах? (в зависимости от того, как они передвигаются, питаются, защищаются от врагов).

Лесная физ. минутка

Ветер лесные деревья качает

(дети выполняют наклоны вправо, влево с поднятыми руками).

Яркие бабочки всюду порхают

(взмахивают руками, словно крыльями).

Скачут по веткам белка с бельчонком (прыгают).

Ходят по лесу медведь с медвежонком (ходят вперевалочку)

Ест землянику в лесу детвора…

Вот и закончилась наша игра.

(приседая, дети изображают, как они едят землянику).

- Проходите на стульчики.

Вы правильно сказали, что лес - это дом для многих живых организмов. И не бережное отношение к нему приведет к большой беде.

3. Итог. А какую роль лес играет в жизни человека?

- Лес – это наш зеленый друг, наша здравница. Он очищает воздух от пыли и обогащает его кислородом. Лесной воздух имеет целебные свойства. В лесу у нас всегда хорошее настроение.

Люди строят санатории, детские оздоровительные лагеря на территории леса или рядом с ним.

- Как ещё люди используют богатства леса? (изготавливают мебель, посуду, бумагу).

- Очень многими дарами леса пользуется человек, но ресурсы леса небезграничны. Люди должны помнить об этом и беречь.

Читайте также: