Почему школьная форма черно белая

Обновлено: 02.07.2024

ФОРМАльная история

Обязательная школьная форма впервые появилась в Англии в XVI веке для детей-сирот, которым было не в чем ходить в школу. При выборе цвета одежды остановились на синем не из-за эстетических особенностей, а потому что синее сукно в то время стоило дешевле всего. Во времена Российской империи предпочтение также отдавалось синему цвету в форме гимназистов, в редких случаях встречался серый и темно-зеленый цвет в одежде. В СССР стандартом стала коричневая форма, а ближе к 80-м годам ХХ века уже традиционным для школы стал синий цвет. В 1994 году отменяется обязательная школьная форма, и сейчас каждая школа вправе сама устанавливать правила дресс-кода, но большинство склоняется к простому черно-белому варианту.

Стиль клерков

Всегда в моде

Французский дом моды Шанель чтит традиции и вкусовые предпочтения своей основательницы: в одежде чаще всего доминируют белый и черный цвета. Главный модельер дома ­­­­­­­­­­­­­­­­­– Карл Лагерфельд – не раз показывал миру, как по-разному можно обыграть эту цветовую палитру. Черный цвет отлично подходит для создания четкого силуэта, а белый освежает образ и правильно расставляет акценты. Осознанный уход от помпезности и обращение к роскошной простоте остаются гарантами успеха Шанель.

Школьная форма: почему верх белый, а низ черный?

Выходит, что сложившийся в нашей голове образ школьной формы пришел из делового стиля, который ценится как в мире высокой моды, так и среди офисных сотрудников.

Белый верх, темный низ - такая форма одежды известна каждому со школьной скамьи. И пусть сегодня нет единого утвержденного фасона школьной формы, в памяти все еще советские образцы, когда мальчишки ходили в милитаризированных брючных костюмах с пиджаками, а девочки - в платьях с передниками. Правда, если присмотреться, передники подозрительно похожи были на… униформу горничных. Разберемся, почему так.

Школьная форма - отнюдь не изобретение советского времени. В середине XIX века гимназисты на учебу обязательно носили мундиры, которые от военных отличались лишь некоторыми деталями (цветом ткани, внешним видом пуговиц, различиями в нашиваемых эмблемах). Воспитанницы институтов благородных девиц тоже ходили в строго определенных платьях простого кроя, которые дополняли фартуками (темными для повседневной носки и белыми для праздничных дней).

В принципе, эта одежда и была взята за основу, когда советские идеологи приняли решение о введении в школах специальной формы. Было это в 1948 году, в послевоенные годы нужно было особенное внимание уделить всеобщему равенству, поэтому и решено было одеть учеников в одинаковую одежду.

Форма, которую ввели в 1948 году, мало отличалась от гимназической. Те же воротнички, манжеты и фартуки для девочек и строгие курточки для мальчишек. Частичная демократизация мужского костюма произошла только в 1960-е годы, тогда отменили фуражки с кокардой и пояса с массивными пряжками. Правда, внешний вид строгой мальчишеской формы все равно наводил на мысли о том, что подрастающее поколение готовили исключительно к дальнейшему служению отечеству.

Носить форму девочкам было хлопотно. Белоснежные манжеты и воротнички выглядели свежо, но их приходилось снимать еженедельно, стирать, отпаривать и пришивать на место. Фартук носили черный, с коричневым платьем он смотрелся не очень эффектно, зато защищал одежду от чернильных пятен. На праздники надевали белоснежный кружевной фартук, так нужно было, например, идти на линейку на 1 сентября.

Если сегодня взглянуть на одежду советских школьниц, то возникнут ассоциации с униформой горничных. Та же опрятность, сдержанность, то же темное платье и белый передник. Почему так? Скорее всего, девочкам с детства старались привить мысль об опрятности, сформировать привычку следить за своим внешним видом.

Чем занимались горничные? Убирались в доме, вели хозяйство, были аккуратны, но при этом практически не заметны, ведь жили они вместе с теми, кому прислуживали. Такими же скромными и трудолюбивыми воспитывали и советских девочек, будущих хранительниц домашнего очага и устроительниц крепких и прочных ячеек общества.

Сейчас в России нет единых правил относительно школьной формы. Конкретные фасоны и сам факт ношения формы регулируют отдельные школы исходя из своих представлений о дисциплине и прекрасном. Но так было не всегда. Впервые обязательную школьную форму в Российской империи ввел Николай I, и с тех пор она неоднократно менялась в зависимости от предпочтений того или иного правителя.


Школьная форма должна была оказывать дополнительное дисциплинарное воздействие на учеников, приучая детей к тому, что они находятся в особом социальном пространстве, где действуют свои правила и порядки. В странах с разной политической системой форма может иметь прямо противоположные функции: либо подчеркивать элитарность учащихся, либо, наоборот, уравнивать детей из семей с разным достатком. За два века существования школьной формы в России одна и та же одежда выполняла все функции.



Сын императора Александр II, едва взойдя на престол, бросился переодевать военных и чиновников. Поменялись и стандарты школьной формы, во всем повторявшей военный стиль. С 1855 года гимназические сюртуки и куртки обзавелись скошенными стоячими воротниками, которые были отличительной чертой императорской гвардии. На торжественные приемы ученики надевали однобортные темно-зеленые полукафтаны, похожие на те, что носили чиновники.

При Николае II униформа стала несколько удобнее, гардероб школьников пополнился гимнастерками и кителями. Зимой гимназисты носили светло-серые двубортные пальто с синими клапанами и белой выпушкой на воротнике, а если становилось слишком холодно, надевали черные наушники. На северо-западе Российской империи цвет ученических гимнастерок был темно-синим, на юге — серым. Летом одевались в коломянковые блузы вроде тех, что носили кадеты. Рубашки и блузы подпоясывали черным лакированным ремнем с пряжкой, на которой был выгравирован шифр гимназии. Неизменным атрибутом костюма в любое время года оставались черные суконные брюки.

Воспитанники престижных школ — гимназий, реальных и коммерческих училищ — при Николае II продолжали носить парадный синий мундир. Учащиеся промышленных, городских и духовных училищ, а также сельскохозяйственных и ремеслен­ных школ на праздники наряжались в тужурки и куртки.


В течение следующего века в Российской империи возникло множество образовательных учреждений для женщин, в том числе училища, школы и гимназии. По примеру Смольного в них вводилась школьная форма, однако ее внешний вид зависел только от пожеланий руководства учреждений. Гимназическая форма для девочек была утверждена в 1896 году. В отличие от воспитанниц Смольного, гимназистки носили не цветные шелковые, а коричневые шерстяные платья, поверх которых повязывался фартук: черный — по будним дням, и белый — по праздничным. У разных гимназий оттенки коричневого варьировались, некоторые ученицы приходили на занятия в платьях в клеточку.



Начавшаяся во времена хрущевской оттепели демилитаризация отразилась и на одежде школьников. В 1962 году гимнастерки сменил серый полушерстяной костюм — брюки и однобортный пиджак с пластмассовыми пуговицами, под который требовалось надевать белую рубашку. Через 11 лет костюмы стали темно-синими — мальчики носили брюки с куртками, которые по крою были похожи на набиравшую популярность джинсу.


В начале 1980-х появилась форма для старшеклассников. С восьмого класса мальчикам можно было носить синий костюм-двойку, девочкам — костюм-тройку, состоявший из юбки, жилета и пиджака. С первого по седьмой класс школьницы продолжали носить коричневые платья с фартуком — за 90 лет в них практически ничего не изменилось.


Кто придумал советскую школьную форму? Три вида фартуков и воротничков

С развалом СССР школьную форму отменили, и сейчас этот вопрос оставляют на усмотрение каждого образовательного учреждения. Но так было не всегда. Школьная форма помогала дисциплинировать учеников, приучать к порядку и организованности. В странах с другой политической системой с помощью школьной формы подчёркивался статус и элитарность школы, но в нашей стране ей отводилась и другая функция: форма помогала не выделяться.

Впервые обязательную школьную форму ввел Николай I ещё в 1834 году, правда, Положение о гражданских мундирах тогда касалось только мальчиков. Учащиеся должны были носить мундир из тёмно-зеленого сукна с синим воротником и золотыми или серебряными петлицами, а также тёмно-зелёные фуражки с околышем под цвет воротника. Официальная женская форма появилась намного позже, когда в стране стали открываться женские гимназии.

Исключением был Смольный институт благородных девиц, где воспитанницы носили форменное платье. В начальных классах оно было коричневым, а по мере того, как девочки взрослели и переходили в старшие классы, голубым, серым и белым (выпускниц).

Общая гимназическая форма для девочек была утверждена только в 1896 году. За основу было взято коричневое платье с фартуком из Смольного института, только теперь оно было не шёлковым, а шерстяным.

После революции форму вновь отменили, школ открылось много, а возможности одеть сразу всех не было. Ученики посещали занятия в обычной одежде, и только в 1949 году, после окончания войны, когда начался переход ко всеобщему семилетнему образованию, было решено вновь ввести обязательную школьную форму. Девочки стали носить всё то же коричневое платье из Смольного института с чёрным фартуком по будням и белым по праздникам.

Кадр из фильма

Мальчики были одеты в серо-синие гимнастерки с брюками и фуражкой и кожаным ремнём с пряжкой.

кадр из фильма

Во время хрущёвской оттепели школьная форма изменилась, правда, повезло на этот раз только мальчикам. Серый полушерстяной костюм – брюки и однобортный пиджак с пластмассовыми пуговицами, был заменён на тёмно-синюю куртку с брюками, при этом покрой курток напоминал классическую джинсу. На боковой части рукава куртки появилась эмблема с изображением открытого учебника и восходящего солнца.

Читайте также: