В чем сущность системного подхода обж 11 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

5. В чём состоит суть системного подхода? Почему системный подход так важен для исследования и преобразования окружающего мира?

Ответ

Системный подход представляет собой универсальный метод исследования, основанный на восприятии исследуемого объекта как нечто целого, состоящего из взаимосвязанных частей и являющегося одновременно частью системы более высокого порядка. Он позволяет строить многофакторные модели, характерные для социально?экономических систем, к которым относятся организации. Предназначение системного подхода заключается в том, что он формирует системное мышление, необходимое руководителям организаций, и повышает эффективность принимаемых решений.

Системный подход к организации учебного процесса на уроках ОБЖ

Основополагающей в организации учебного процесса является постановка образовательных целей и задач. Они должны быть конкретными, адресной формулировки, не размытыми.

• направленность содержания на формирование духовно-нравственных ценностей;

• соответствие содержания учебных занятий целям деятельности;

• формирование мировоззрения учащихся путем логического и эмоционально-образного мышления;

• обеспеченность усвоения содержания курса ОБЖ всеми сенсорными каналами;

• выбор формы творческого самовыражения;

• наличие критериев само- и взаимооценки;

• участие школьников в обсуждении итогов учебной работы и качества обучения.

Такая форма контрольно-измерительной системы обучения, на наш взгляд, позволяет в процессе поурочной деятельности сочетать как традиционные, так и инновационные формы и методики обучения.

Преподаватель должен предельно точно и четко осознавать, что представляет собой учебная задача и каковы условия ее возникновения. Некоторые ученые отожествляют учебную задачу с проблемной ситуацией. Другие видят ее суть в постановке учеником вопроса перед преподавателем, то есть сводят учебную задачу к проблемной ситуации, в рамках которой перед учеником возникает тот или иной вопрос. Между тем учебная задача и проблемная ситуация - это явления совершенно разного порядка.

Проблемная ситуация - это ситуация, в которой оказывается ученик. Иными словами, проблемная ситуация - это не какая-то новая задача, возникающая перед учеником, а ситуация поставленной цели, задачи и средства ее решения.

Процесс обучения основам безопасности жизнедеятельности выполняет ведущую, тренировочную и развивающую функцию. И здесь от выбора формы занятия зависит интерес и активность учащихся, продуктивность их работы на уроке. Главным фактором организации учебного процесса должны быть:

• проблемное обучение (в задания учитель закладывает разные варианты, противоречия в процессе решения, выбора того или иного действия в экстремальной ситуации. При таком обучении ученик ищет, анализирует, делает выводы, то есть творчески работает на уроке);

Проблемное обучение предполагает передачу учащимся информации, знаний, выработку у них умений и навыков путем вовлечения в разрешение поставленных в ходе занятий проблем.


1)Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.


Содержимое разработки

 Системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию на уроках ОБЖ Преподаватель – организатор ОБЖ Казакова Н.Б. г. Павлово 2018 год.

Системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию на уроках ОБЖ

Преподаватель – организатор ОБЖ

Казакова Н.Б.

г. Павлово 2018 год.

 Системно-деятельностный подход служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся. Системно-деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Чему учить? обновление содержания Как учить? обновление средств обучения (методики) Ради чего учить? ценности образования (цель) ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Системно-деятельностный подход служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.

Системно-деятельностный подход

Основной результат – развитие личности ребенка

на основе универсальных учебных действий

Основная педагогическая задача

создание и организация условий,

инициирующих детское действие

Чему учить?

Как учить?

Ради чего

учить?

образования

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

ФГОС: I. Общие положения. п. 7

  • Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

  • ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
  • ставить цели,
  • решать задачи,
  • отвечать за результаты.

дети – самостоятельно или с помощью учителя –обнаруживают и исследуют предмет деятельности, преобразуют его, частично – запоминают.

принципы Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании. 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

  • Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). 4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 11.3.11

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5 ) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

5 ) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Аспекты системно-деятельностного подхода - направленность содержания на формирование духовно-нравственных ценностей (воспитание и развитие качеств конкурентно-способной личности, толерантной личности, осознание себя как гражданина); - соответствие содержания учебных занятий целям деятельности; - обеспеченность усвоения содержания курса ОБЖ всеми сенсорными каналами (вижу, слышу, ощущаю); - выбор формы творческого самовыражения; - наличие критериев само- и взаимооценки. 11.3.11

Аспекты системно-деятельностного подхода

- направленность содержания на формирование духовно-нравственных ценностей (воспитание и развитие качеств конкурентно-способной личности, толерантной личности, осознание себя как гражданина); - соответствие содержания учебных занятий целям деятельности; - обеспеченность усвоения содержания курса ОБЖ всеми сенсорными каналами (вижу, слышу, ощущаю); - выбор формы творческого самовыражения; - наличие критериев само- и взаимооценки.

11.3.11

11.3.11

11.3.11

11.3.11

11.3.11

11.3.11

 Формы деятельности учащихся на уроке в рамках системно - деятельностного подхода: В своей работе я применяю следующие формы работы на уроке: * экскурсия (итог: кластер – обобщение или графическое оформление материала по теме урока); * групповая дискуссия (обмен первичной информацией, выявление противоречий, возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями); * составление рассказа от имени одного из участников или свидетелей каких-либо событий; описание вещественных исторических источников; описание иллюстрации по планам или памяткам (как это представлено в новых учебниках 11.3.11

Формы деятельности учащихся на уроке в рамках системно - деятельностного подхода:

В своей работе я применяю следующие формы работы на уроке:

* экскурсия (итог: кластер – обобщение или графическое оформление материала по теме урока);

* групповая дискуссия (обмен первичной информацией, выявление противоречий, возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями);

* составление рассказа от имени одного из участников или свидетелей каких-либо событий; описание вещественных исторических источников; описание иллюстрации по планам или памяткам (как это представлено в новых учебниках

* групповая работа Каждая группа получает задание, материал и выполняет работу по определённой теме). Также итогом групповой работы может стать презентация. Каждая группа работает над своей темой по плану, используя материал учебника и дополнительный материал.

- Ролевые игры (когда дети примеряют на себя роль, разыгрывают сцены из жизни, трагедии и комедии, мифы и легенды)

* создание иллюстраций к жизненным опасным ситуациям.

Активные формы работы:

Знать – значит не просто помнить определенные знания, а выполнять определенную деятельность , связанную с этими знаниями.

Знать – значит не просто помнить определенные знания, а выполнять определенную деятельность , связанную с этими знаниями.

Методы изучения учебного материала При любом методе работу нужно строить таким образом, чтобы у детей возникали познавательные вопросы, которые требуют самостоятельного осмысления материала, выводов, обобщений и проверки их на практике.

Методы изучения учебного материала

При любом методе работу нужно строить таким образом, чтобы у детей возникали познавательные вопросы, которые требуют самостоятельного осмысления материала, выводов, обобщений и проверки их на практике.

Учебная ситуация – это особая единица учебного процесса, когда дети с помощью педагога обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершают разнообразные учебные действия, частично – запоминают.

Учебная ситуация

– это особая единица учебного процесса, когда дети с помощью педагога обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершают разнообразные учебные действия, частично – запоминают.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для формирования у суворовцев понимания принципов изучения проблем безопасности жизнедеятельности.

1. Познакомить суворовцев с подходами к изучению проблем безопасности жизнедеятельности.

2. Изучить с суворовцами уровни благополучия человека в среде обитания.

Теория безопасности жизнедеятельности первоначально объединяла в себе знания: Охрана труда Техника безопасности Гражданская оборона Охрана окружающей среды Пожарная безопасность

Теория безопасности жизнедеятельности первоначально объединяла в себе знания:

Охрана труда

Техника безопасности

Гражданская оборона

Охрана окружающей среды

Пожарная безопасность

В настоящее время теория безопасности жизнедеятельности включает в себя достижения: Психологии Педагогики Медицины Физической культуры Экономики Теории качества Кибернетики Синергетики Теории образования Социологии Биологии Экологии Валеологии Эргономики Культурологии Специальных теорий безопасности

В настоящее время теория безопасности жизнедеятельности включает в себя достижения:

Физической культуры

Теории качества

Кибернетики

Синергетики

Теории образования

Культурологии

Специальных теорий безопасности

Основные объекты исследования в общей теории безопасности жизнедеятельности: *Личность; *Общество; *Государство; *Условия жизнедеятельности. Предмет исследования теории безопасности жизнедеятельности: *Опасность для жизни объектов условий обитания. Опасность - это свойство окружающей среды, в которой при определенных условиях проявляются природные и искусственные силы разрушения, что может привести к отрицательным последствиям для жизнедеятельности человека и окружающей среды .

Основные объекты исследования в общей теории безопасности жизнедеятельности:

*Государство;

*Условия жизнедеятельности.

Предмет исследования теории безопасности жизнедеятельности:

*Опасность для жизни объектов условий обитания.

это свойство окружающей среды, в которой при определенных условиях проявляются природные и искусственные силы разрушения, что может привести к отрицательным последствиям для жизнедеятельности человека и окружающей среды .

Методологические подходы – это научные средства, определяющие способы изучения объектов природы и способы построения их системных моделей. Подходы: Холистический Системный Средовый Аналитический Функциональный Синергетический Экологический

Методологические подходы – это научные средства, определяющие способы изучения объектов природы и способы построения их системных моделей.

Холистический

Аналитический

Функциональный

Синергетический

Экологический

Холистический подход рассматривает весь мир как единое целое, а выделяемые нами отдельные явления и объекты имеют смысл только как часть общности.

Системный подход определяет представление модели объекта в виде целостной совокупности взаимосвязанных структурных составляющих, взаимодействие которых обеспечивает функционирование всей системы в окружающей среде обитания.

Средовый подход рассматривает окружающее пространство обитания как совокупность условно выделяемых сред, имеющих свои характеристики и факторы воздействия на объекты жизненного пространства.

Экологический подход подразумевает учет ближних и отдаленных последствий нарушения жизнедеятельности экологических систем биотопов вследствие антропогенных и природных процессов.

Аналитический и функциональный подходы вносят уточняющие характеристики в специфику изучаемой среды и функционирующих в ней объектов.

Синергетический подход требует выявления кризисных точек, в которых процессы события переходят из состояния синергии (совместного бытия) в процессы анархии – автономии, игнорирования или срыва порядка в потоках, что ведет к негативным последствиям и поиску путей спасения в катастрофической ситуации.

Уровни благополучия человека в среде обитания

Комфортный : воздействие на человека потоков масс, энергии и информации соответствует показателям благополучия для здоровья и работоспособности.

Допустимый : воздействие потоков на человека на границе нормы, провоцирует дискомфорт, снижение работоспособности, но неопасно для здоровья.

Чрезвычайно опасный : значительное превышение привычных энергетических воздействий потоков. Происходит в течение короткого периода времени, нет времени для организации защиты людей и среды в случае ЧС, поэтому катастрофичны и велики.

Безопасность подразумевает отсутствие угроз для жизни и здоровья и является понятием относительным – большая или меньшая степень безопасности в конкретных условиях среды обитания.

Жизнь и здоровье объектов живой и неживой природы в среде обитания зависит от силы и характера воздействия потоков масс вещества, энергии и информации в антропосфере биосферы Земли.

Потенциальную опасность представляет любая деятельность. Причины опасностей – это результат любой деятельности человека, природной стихии или техногенной энергии, которая и потенциальной энергии вещества, поля, системы превратилась в неуправляемую кинетическую энергию разрушения.

Комплексный подход по обеспечению безопасности жизнедеятельности людей в современном мире включает научное обоснование и законодательное закрепление правил культуры безопасности жизнедеятельности, организацию ее формирования на глобальном, государственном, общественном, личностном уровнях. 4 Стратегия управления безопасностью жизнедеятельности – стратегия управления риском потенциальной опасности. Управление риском означает перевод объекта управления из опасного состояния в менее опасное, допустимое и включает идентификацию опасностей, выбор мер их профилактики, защиту от остаточного риска. 5

Комплексный подход по обеспечению безопасности жизнедеятельности людей в современном мире включает научное обоснование и законодательное закрепление правил культуры безопасности жизнедеятельности, организацию ее формирования на глобальном, государственном, общественном, личностном уровнях.

Стратегия управления безопасностью жизнедеятельности – стратегия управления риском потенциальной опасности. Управление риском означает перевод объекта управления из опасного состояния в менее опасное, допустимое и включает идентификацию опасностей, выбор мер их профилактики, защиту от остаточного риска.

Абсолютной безопасности не бывает, всегда есть некоторый риск, но грамотные действия человека, его ответственность и культура безопасности жизнедеятельности могут минимизировать риск развития опасной ситуации.

Абсолютной безопасности не бывает, всегда есть некоторый риск, но грамотные действия человека, его ответственность и культура безопасности жизнедеятельности могут минимизировать риск развития опасной ситуации.

Читайте также: