В чем сущность системного подхода обж 11 класс кратко
Обновлено: 05.07.2024
Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
5. В чём состоит суть системного подхода? Почему системный подход так важен для исследования и преобразования окружающего мира?
Ответ
Системный подход представляет собой универсальный метод исследования, основанный на восприятии исследуемого объекта как нечто целого, состоящего из взаимосвязанных частей и являющегося одновременно частью системы более высокого порядка. Он позволяет строить многофакторные модели, характерные для социально?экономических систем, к которым относятся организации. Предназначение системного подхода заключается в том, что он формирует системное мышление, необходимое руководителям организаций, и повышает эффективность принимаемых решений.
Системный подход к организации учебного процесса на уроках ОБЖ
Основополагающей в организации учебного процесса является постановка образовательных целей и задач. Они должны быть конкретными, адресной формулировки, не размытыми.
• направленность содержания на формирование духовно-нравственных ценностей;
• соответствие содержания учебных занятий целям деятельности;
• формирование мировоззрения учащихся путем логического и эмоционально-образного мышления;
• обеспеченность усвоения содержания курса ОБЖ всеми сенсорными каналами;
• выбор формы творческого самовыражения;
• наличие критериев само- и взаимооценки;
• участие школьников в обсуждении итогов учебной работы и качества обучения.
Такая форма контрольно-измерительной системы обучения, на наш взгляд, позволяет в процессе поурочной деятельности сочетать как традиционные, так и инновационные формы и методики обучения.
Преподаватель должен предельно точно и четко осознавать, что представляет собой учебная задача и каковы условия ее возникновения. Некоторые ученые отожествляют учебную задачу с проблемной ситуацией. Другие видят ее суть в постановке учеником вопроса перед преподавателем, то есть сводят учебную задачу к проблемной ситуации, в рамках которой перед учеником возникает тот или иной вопрос. Между тем учебная задача и проблемная ситуация - это явления совершенно разного порядка.
Проблемная ситуация - это ситуация, в которой оказывается ученик. Иными словами, проблемная ситуация - это не какая-то новая задача, возникающая перед учеником, а ситуация поставленной цели, задачи и средства ее решения.
Процесс обучения основам безопасности жизнедеятельности выполняет ведущую, тренировочную и развивающую функцию. И здесь от выбора формы занятия зависит интерес и активность учащихся, продуктивность их работы на уроке. Главным фактором организации учебного процесса должны быть:
• проблемное обучение (в задания учитель закладывает разные варианты, противоречия в процессе решения, выбора того или иного действия в экстремальной ситуации. При таком обучении ученик ищет, анализирует, делает выводы, то есть творчески работает на уроке);
Проблемное обучение предполагает передачу учащимся информации, знаний, выработку у них умений и навыков путем вовлечения в разрешение поставленных в ходе занятий проблем.
1)Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Содержимое разработки
Системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию на уроках ОБЖ
Преподаватель – организатор ОБЖ
Казакова Н.Б.
г. Павлово 2018 год.
Системно-деятельностный подход служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.
Системно-деятельностный подход
Основной результат – развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий
Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Чему учить?
Как учить?
Ради чего
учить?
образования
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
ФГОС: I. Общие положения. п. 7
- Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
- ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
- ставить цели,
- решать задачи,
- отвечать за результаты.
дети – самостоятельно или с помощью учителя –обнаруживают и исследуют предмет деятельности, преобразуют его, частично – запоминают.
- Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5 ) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Аспекты системно-деятельностного подхода
- направленность содержания на формирование духовно-нравственных ценностей (воспитание и развитие качеств конкурентно-способной личности, толерантной личности, осознание себя как гражданина); - соответствие содержания учебных занятий целям деятельности; - обеспеченность усвоения содержания курса ОБЖ всеми сенсорными каналами (вижу, слышу, ощущаю); - выбор формы творческого самовыражения; - наличие критериев само- и взаимооценки.
Формы деятельности учащихся на уроке в рамках системно - деятельностного подхода:
В своей работе я применяю следующие формы работы на уроке:
* экскурсия (итог: кластер – обобщение или графическое оформление материала по теме урока);
* групповая дискуссия (обмен первичной информацией, выявление противоречий, возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями);
* составление рассказа от имени одного из участников или свидетелей каких-либо событий; описание вещественных исторических источников; описание иллюстрации по планам или памяткам (как это представлено в новых учебниках
* групповая работа Каждая группа получает задание, материал и выполняет работу по определённой теме). Также итогом групповой работы может стать презентация. Каждая группа работает над своей темой по плану, используя материал учебника и дополнительный материал.
- Ролевые игры (когда дети примеряют на себя роль, разыгрывают сцены из жизни, трагедии и комедии, мифы и легенды)
* создание иллюстраций к жизненным опасным ситуациям.
Активные формы работы:
Знать – значит не просто помнить определенные знания, а выполнять определенную деятельность , связанную с этими знаниями.
Методы изучения учебного материала
При любом методе работу нужно строить таким образом, чтобы у детей возникали познавательные вопросы, которые требуют самостоятельного осмысления материала, выводов, обобщений и проверки их на практике.
Учебная ситуация
– это особая единица учебного процесса, когда дети с помощью педагога обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершают разнообразные учебные действия, частично – запоминают.
Создать условия для формирования у суворовцев понимания принципов изучения проблем безопасности жизнедеятельности.
1. Познакомить суворовцев с подходами к изучению проблем безопасности жизнедеятельности.
2. Изучить с суворовцами уровни благополучия человека в среде обитания.
Теория безопасности жизнедеятельности первоначально объединяла в себе знания:
Охрана труда
Техника безопасности
Гражданская оборона
Охрана окружающей среды
Пожарная безопасность
В настоящее время теория безопасности жизнедеятельности включает в себя достижения:
Физической культуры
Теории качества
Кибернетики
Синергетики
Теории образования
Культурологии
Специальных теорий безопасности
Основные объекты исследования в общей теории безопасности жизнедеятельности:
*Государство;
*Условия жизнедеятельности.
Предмет исследования теории безопасности жизнедеятельности:
*Опасность для жизни объектов условий обитания.
это свойство окружающей среды, в которой при определенных условиях проявляются природные и искусственные силы разрушения, что может привести к отрицательным последствиям для жизнедеятельности человека и окружающей среды .
Методологические подходы – это научные средства, определяющие способы изучения объектов природы и способы построения их системных моделей.
Холистический
Аналитический
Функциональный
Синергетический
Экологический
Холистический подход рассматривает весь мир как единое целое, а выделяемые нами отдельные явления и объекты имеют смысл только как часть общности.
Системный подход определяет представление модели объекта в виде целостной совокупности взаимосвязанных структурных составляющих, взаимодействие которых обеспечивает функционирование всей системы в окружающей среде обитания.
Средовый подход рассматривает окружающее пространство обитания как совокупность условно выделяемых сред, имеющих свои характеристики и факторы воздействия на объекты жизненного пространства.
Экологический подход подразумевает учет ближних и отдаленных последствий нарушения жизнедеятельности экологических систем биотопов вследствие антропогенных и природных процессов.
Аналитический и функциональный подходы вносят уточняющие характеристики в специфику изучаемой среды и функционирующих в ней объектов.
Синергетический подход требует выявления кризисных точек, в которых процессы события переходят из состояния синергии (совместного бытия) в процессы анархии – автономии, игнорирования или срыва порядка в потоках, что ведет к негативным последствиям и поиску путей спасения в катастрофической ситуации.
Уровни благополучия человека в среде обитания
Комфортный : воздействие на человека потоков масс, энергии и информации соответствует показателям благополучия для здоровья и работоспособности.
Допустимый : воздействие потоков на человека на границе нормы, провоцирует дискомфорт, снижение работоспособности, но неопасно для здоровья.
Чрезвычайно опасный : значительное превышение привычных энергетических воздействий потоков. Происходит в течение короткого периода времени, нет времени для организации защиты людей и среды в случае ЧС, поэтому катастрофичны и велики.
Безопасность подразумевает отсутствие угроз для жизни и здоровья и является понятием относительным – большая или меньшая степень безопасности в конкретных условиях среды обитания.
Жизнь и здоровье объектов живой и неживой природы в среде обитания зависит от силы и характера воздействия потоков масс вещества, энергии и информации в антропосфере биосферы Земли.
Потенциальную опасность представляет любая деятельность. Причины опасностей – это результат любой деятельности человека, природной стихии или техногенной энергии, которая и потенциальной энергии вещества, поля, системы превратилась в неуправляемую кинетическую энергию разрушения.
Комплексный подход по обеспечению безопасности жизнедеятельности людей в современном мире включает научное обоснование и законодательное закрепление правил культуры безопасности жизнедеятельности, организацию ее формирования на глобальном, государственном, общественном, личностном уровнях.
Стратегия управления безопасностью жизнедеятельности – стратегия управления риском потенциальной опасности. Управление риском означает перевод объекта управления из опасного состояния в менее опасное, допустимое и включает идентификацию опасностей, выбор мер их профилактики, защиту от остаточного риска.
Абсолютной безопасности не бывает, всегда есть некоторый риск, но грамотные действия человека, его ответственность и культура безопасности жизнедеятельности могут минимизировать риск развития опасной ситуации.
Читайте также:
- Организация групповой деятельности кратко
- Как пешеходов объясняет свою фамилию как вы считаете почему такое объяснение кратко
- Почему метеориты могут достигать поверхности земли кратко
- Что произошло в детском саду
- Почему на территории центральной европы феодальная раздробленность не была преодолена кратко