Организация групповой деятельности кратко
Обновлено: 02.07.2024
Цель: Познакомить студентов с технологией групповой деятельности. Формировать представление о групповой деятельности как деятельности, в которой группа выступает как совокупный субъект. Познакомить с функциями группового дела и операциями, необходимыми для организации дела. Формировать умение анализировать групповое дело с позиций функционально- операционного подхода. Воспитывать доброжелательные отношения в процессе обсуждения вопросов и участия в групповой деятельности.
Тип урока: урок формирования знаний.
Вид урока: лекция с элементами практики.
Средства: предметы, подвижная игра, материалы презентации.
Групповая деятельность – организационное взаимодействие двух или более индивидов как совокупного субъекта с миром, объединенных единой целью и совместными усилиями по ее достижению. Групповой деятельностью можно назвать деятельность, в которой группа выступает как совокупный субъект.
Вывод: Совместные действия, которые совершают дети не назовешь деятельностью, равно как и группу нельзя назвать субъектом этих действий, ибо они не знают, чем вызвано такое передвижение.
Cубъектом деятельности является человек, который своей активностью обеспечил реализацию всех элементов деятельности: - осмыслил цель; - осознал мотив; - подбирал средства; - выбирал способ; - производил действия; - оценивал результат.
Мера активности определяет меру субъективности. Субъективность ребенка не может быть максимальной, он идет за педагогом, но, идя за педагогом, ребенок должен быть сопричастным всем реализуемым элементам деятельности.
Совокупный субъект – это группа, имеющая единую цель, проживающая мотивацию, единую по доминанте, осмысленно избирающая средства деятельности и обсуждающая результат деятельности. Педагог, работающий с группой детей, - это педагог, преобразующий группу в совокупного субъекта. Педагог, работающий с группой детей, - это педагог, создающий условия для свободного проявления личностных особенностей ребенка, который в процессе групповой деятельности совершает поступок.
Виды групповой деятельности определяются видами самой деятельности: познавательной, преобразовательной, общения, художественной, ценностно- ориентировочной. И не имеет значения форма групповой деятельности: Урок ли это, классный ли час, свободное общение во время чаепития или же трудовой десант.
Групповое дело, в котором группа выступает субъектом, а каждая личность, будучи частью группы, свободна в своих проявлениях и способна совершить поступок, в своей педагогической организации отражает единые педагогические закономерности, а значит, выстраивается принципиально одинаково, подчиняясь единым педагогическим положениям.
В роли ведущего выступает преподаватель, который в процессе игры совершает все необходимые для организации групповой деятельности операции. В ходе последующего анализа игры и действий ведущего выявляются функции групповой деятельности и операции необходимые для осуществления для ее осуществления.
Первая исходная педагогическая функция – достижение предметного результата, то есть , того, что до проведения группового дела выступало как цель, в виде идеального предвидения желанного результата.
Каков предметный результат игры? Физический отдых, веселое состояние, упражнения для мышечной системы ребенка. Как была организована игровая деятельность во имя достижения предметного результата?
Сформулированы операции, которые должен выполнить педагог, чтобы предметный результат был максимально качественным.
Отношенческий результат педагогически обусловлен. И вот какими операциями:
- мотивировать деятельность с позиции ценностей жизни; - осмысливать социальное значение произведенного; - интерпретировать полученный результат как продукт совместных усилий; - осмысливать результат с точки зрения будущей жизни; - формулировать ценностное отношение как норму достойной Человека жизни.
Организация рефлексии: Как вы себя чувствовали? Что бы вы хотели использовать в своей работе? Осуществление каких функций представляется вам трудным? Почему?
Домашнее задание: подготовить фрагмент любой групповой игры, чтобы показать его для профессионального анализа.
Понятие и сущность технологии групповой деятельности
В настоящее время в современной школе в рамках классно-урочной системы обучения применяются разнообразные формы организации педагогического процесса, направленные не только на получение новых знаний, но и на развитие познавательной активности учащихся. Одной из таких форм является технология групповой деятельности.
Технология групповой деятельности – это такая организация учебного процесса, при которой педагог имеет возможность подобрать и сформировать динамическую группу учащихся, объединенных общими интересами, особенностями развития, потребностями и возможностями в обучении.
Одним из главных преимуществ технологии групповой деятельности является то, что она способствует не только усвоению новых знаний, но и направлена на формирование межличностных отношений и развитие коммуникативных способностей учащихся.
Эффективности групповой работы зависит от соответствия поставленной цели обучения и количества учащихся в группе. В том случае, если в группе слишком много или слишком мало участников, то достижение желаемого результата будет не возможно. Педагогу важно уметь правильно и точно подбирать оптимальное количество участников группы.
Технология групповой деятельности рождает групповой эффект, который является очень важной прибавкой к возможностям каждого участника группы. Возникновению группового эффекта способствует возникающая в группе кооперация или конкуренция (соперничество).
Принято выделять пять уровней деятельности учащихся в рамках технологии групповой деятельности:
- Фронтальная работа педагога с классом в процессе учебного занятия, направлена на достижение общей образовательной цели.
- Работа педагога со статичными парами, либо самостоятельная работа внутри данной пары между ее участниками.
- Групповая работа – работа педагога с группой, либо самостоятельная работа внутри группы.
- Межгрупповая работа – для достижения поставленной цели необходимо выполнить несколько заданий, каждая группа имеет свое задание, решение всех заданий приводит к достижению общей цели.
- Фронтально-коллективная деятельность – осуществляется одновременно со всеми учащимися, каждый из которых принимает активное участие в учебном процессе.
Готовые работы на аналогичную тему
Технология групповой деятельности требует от педагога умения разделить класс на группы, организовать работу в каждой группе, заинтересовать учащихся в выполнении заданий, каждое из которых это часть работы по достижению поставленной цели учебного занятия.
Особенность групповой деятельности заключается в том, что она способна обеспечить учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся намного лучше, чем традиционная фронтальная работа.
Классификационные параметры технологии
Основные классификационные параметры технологии групповой деятельности:
- используется на всех уровнях применения;
- имеет приспосабливающуюся философскую основу;
- основным фактором развития является социогенный;
- ведущая концепция усвоения и ориентация на личностные структуры учащихся – приспосабливающаяся;
- имеет проникающий характер содержания;
- основной тип управления познавательной деятельностью учащихся – система малых групп;
- организационными формами выступают – классно-урочная, академическая, клубная и групповая;
- ведущий подход к учащимся – сотрудничество;
- преобладающий метод обучения – диалогический;
- применима на всех категориях учащихся.
Ведущие цели технологии:
- Обеспечение необходимой активности педагогического процесса.
- Достижение максимально высокого уровня освоения содержания образовательной программы учащимися.
Технологии групповой деятельности предполагают:
- Осуществление взаимного обогащения учащихся в группе.
- Такую организацию совместных действий, которая ведет к развитию и активизации учебных и познавательных процессов.
- Создание эффективной системы заданий, в результате которой происходит распределение задач между группами.
- Создание условий для комфортного общения и развития коммуникативных навыков у учащихся. Педагогу важно заранее запланировать учебные действия, адекватные поставленной учебной задаче и подобрать эффективные методы взаимодействия между учащимися.
- Осуществление обмена опытом и действий между учащимися в процессе решения поставленной учебной задачи или проблемы.
- Организация атмосферы, основанной на взаимном понимании и взаимном доверии.
- Проведение совместной рефлексии проведенного учебного занятия, необходимой для установления отношения участников к собственным действиям и действиям других.
Особенности организации
Технология групповой деятельности состоит из следующих элементов:
Подготовка учащихся к совместному выполнению задания, которое будет дано группе. В подготовку входит:
- постановка проблемной учебной ситуации (задачи);
- проведение инструктажа по выполнению работы;
- деление учащихся на группы;
- выдача материала для работы.
Осуществление непосредственно работы в группах:
- ознакомление учащихся с полученным учебным (дидактическим) материалом;
- составление плана работы и распределение ролей внутри группы;
- выполнение задания;
- совместно обсуждение полученных результатов, указание замечаний, дополнений, уточнений и обобщений;
- подведение окончательного итога выполненного задания.
- представление результатов, полученных в группе всему учебному классу;
- осуществление общеклассного анализа представленных результатов;
- рефлексия;
- подведение общих итогов о проделанной работе, оценка деятельности групп, установление степени достижения учебной цели и решения задач;
- при необходимости дополнения со стороны педагога.
Разновидностями групповых технологий в рамках учебного процесса являются:
Рассмотрим распространенные на практике способы организации групповой деятельности и общения.
Групповая дискуссия – способ организации общения участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон. Выделяют три типа ориентации дискуссий:
- биографическую – группа анализирует трудности личной или профессиональной жизни отдельного лица;
- тематическую – освобождаются проблемы, значимые для участников группы;
- межличностную – собственно процесс взаимодействия между членами группы.
Психодрама (социодрама) – активный метод обучения и групповой психологической коррекции, при использовании которого участники исполняют социальные роли, моделирующие жизненные ситуации, имеющие личностный смысл. В отличие от обычной ролевой игры в ходе психодрамы устраняются неадекватные эмоциональные реакции и внутренний конфликт участников (протагонистов).
Если в ходе классической ролевой игры ее участники действуют по жестко заданному сценарию (как артисты на сцене), то в процессе психодрамы задаются лишь общие требования к роли, при этом поощряются спонтанность, творчество и способность выразить свои действительные чувства и мысли относительно происходящих действий.
Полезная обратная связь должна являться, скорее, выражением эмоциональных реакций на поведение участника, чем критикой и оценкой его поведения. Другими словами, представляемая участниками обратная связь должна обнаруживать в большей степени их собственные эмоциональные переживания (например, гнев), чем желание обвинить другого в злонамеренности или агрессивности.
Начальную стадию становления группы можно обозначить как этап тревожности. Чаще всего члены группы не имеют четких представлений о целях СПТ, его возможностях, не уверены в себе, опасаются, что будут вскрыты: их проблемы, недостатки и т.п. Если группа неоднородна и в нее входят представители различных учреждений, то отсутствует психологическая структура, четкое распределение ролей, а это усиливает состояние неопределенности и тревожности. После ознакомительной процедуры тревожность снижается, но большинство членов группы отмалчиваются, сопротивляются раскрытию и выражению своих эмоций.
Следующий этап можно определить как преимущественное описание прошлых, следовательно, более безопасных жизненных событий и чувств. Наблюдается эмоциональная сплоченность группы преимущественно на основе положительных взаимных подкреплений.
Качественно новым этапом групповой динамики являются открытое выражение негативных чувств и первые попытки обсуждения личностно значимых тем.
Если психологу удается сплотить группу, создать атмосферу взаимного доверия, то в дальнейшем идет активная работа по анализу конфликтов (этап конфронтации) и обсуждению ошибок в действиях отдельных членов группы.
На заключительном этапе подводятся итоги личностного и профессионального роста членов группы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сформулируем основные выводы, сделанные нами в результате выполнения контрольной работы.
1. Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.
2. В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.
Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.
Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – с. 198.
2. Колодкин Л.М. Социология. Курс лекций. – М.: ЮрИнфоР, 2003. – 158 с.
3. Краткий словарь по социологии. / Авт.-сост. П.Д.Павленок.-М.:ИНФРА-М,2000.-271с.
4. Крысько В.Г. Психология и педагогика /В.Г.Крысько. - М.: Омега - Л, 2004. - 336 с.
5. Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А., Соколова Е.Е. Деятельность, сознание, личность. - М.: Смысл, 2005. - 431 с.
6. Матвеев В.А., Бобков А.Н. Под научной редакцией проф. Еремина Ю.В. Социология. Часть II. Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения. М.: МГТА, 2002 г. – 112 с.
7. Социология. Часть I. / Под научной редакцией профессора Еремина Ю.В. – Учебно-практическое пособие. – М.: МГТА, 2001. - 110 с.
8. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заве-дений. – М.: Наука, 2006. – 320 c.
9. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии, 1971, № 4, с. 6—20.
Рассмотрим распространенные на практике способы организации групповой деятельности и общения.
Групповая дискуссия – способ организации общения участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон. Выделяют три типа ориентации дискуссий:
- биографическую – группа анализирует трудности личной или профессиональной жизни отдельного лица;
- тематическую – освобождаются проблемы, значимые для участников группы;
- межличностную – собственно процесс взаимодействия между членами группы.
Психодрама (социодрама) – активный метод обучения и групповой психологической коррекции, при использовании которого участники исполняют социальные роли, моделирующие жизненные ситуации, имеющие личностный смысл. В отличие от обычной ролевой игры в ходе психодрамы устраняются неадекватные эмоциональные реакции и внутренний конфликт участников (протагонистов).
Если в ходе классической ролевой игры ее участники действуют по жестко заданному сценарию (как артисты на сцене), то в процессе психодрамы задаются лишь общие требования к роли, при этом поощряются спонтанность, творчество и способность выразить свои действительные чувства и мысли относительно происходящих действий.
Полезная обратная связь должна являться, скорее, выражением эмоциональных реакций на поведение участника, чем критикой и оценкой его поведения. Другими словами, представляемая участниками обратная связь должна обнаруживать в большей степени их собственные эмоциональные переживания (например, гнев), чем желание обвинить другого в злонамеренности или агрессивности.
Начальную стадию становления группы можно обозначить как этап тревожности. Чаще всего члены группы не имеют четких представлений о целях СПТ, его возможностях, не уверены в себе, опасаются, что будут вскрыты: их проблемы, недостатки и т.п. Если группа неоднородна и в нее входят представители различных учреждений, то отсутствует психологическая структура, четкое распределение ролей, а это усиливает состояние неопределенности и тревожности. После ознакомительной процедуры тревожность снижается, но большинство членов группы отмалчиваются, сопротивляются раскрытию и выражению своих эмоций.
Следующий этап можно определить как преимущественное описание прошлых, следовательно, более безопасных жизненных событий и чувств. Наблюдается эмоциональная сплоченность группы преимущественно на основе положительных взаимных подкреплений.
Качественно новым этапом групповой динамики являются открытое выражение негативных чувств и первые попытки обсуждения личностно значимых тем.
Если психологу удается сплотить группу, создать атмосферу взаимного доверия, то в дальнейшем идет активная работа по анализу конфликтов (этап конфронтации) и обсуждению ошибок в действиях отдельных членов группы.
На заключительном этапе подводятся итоги личностного и профессионального роста членов группы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сформулируем основные выводы, сделанные нами в результате выполнения контрольной работы.
1. Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.
2. В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.
Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.
Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – с. 198.
2. Колодкин Л.М. Социология. Курс лекций. – М.: ЮрИнфоР, 2003. – 158 с.
3. Краткий словарь по социологии. / Авт.-сост. П.Д.Павленок.-М.:ИНФРА-М,2000.-271с.
4. Крысько В.Г. Психология и педагогика /В.Г.Крысько. - М.: Омега - Л, 2004. - 336 с.
5. Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А., Соколова Е.Е. Деятельность, сознание, личность. - М.: Смысл, 2005. - 431 с.
6. Матвеев В.А., Бобков А.Н. Под научной редакцией проф. Еремина Ю.В. Социология. Часть II. Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения. М.: МГТА, 2002 г. – 112 с.
7. Социология. Часть I. / Под научной редакцией профессора Еремина Ю.В. – Учебно-практическое пособие. – М.: МГТА, 2001. - 110 с.
8. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заве-дений. – М.: Наука, 2006. – 320 c.
9. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии, 1971, № 4, с. 6—20.
В педагогике в связи с разработкой теории коллектива, коллективной деятельности, теории и методики воспитательной работы достаточно подробно рассмотрены приемы организации групповой деятельности. Наиболее популярной технологией, которая может быть использована и в практике социально-педагогической деятельности, является технология коллективно-творческой деятельности, построенная на взаимодействии детей в малых группах. Дадим краткое описание ее алгоритма.
1. Постановка общей цели, для достижения которой дети разбиваются на группы (от 3 до 7—9 человек). Каждая группа предлагает свой вариант, проект достижения цели. На данном этапе происходят объединение детей на основе общей цели деятельности и создание условий для мотивации этой деятельности у каждого ребенка.
2. В ходе обсуждения всех проектов для осуществления выбирается один или создается сводный. Выбирается совет дела из представителей каждой группы. Этот орган коллективного управления призван распределить обязанности между всеми участниками дела. Дети учатся понимать точку зрения других, договариваться.
3. Совет дела осуществляет подготовку и проведение намеченного проекта через распределение поручений между группами, а также контроль их действий с целью оказания необходимой помощи. Каждая группа вносит свой вклад в реализацию общего проекта, причем от успеха одной группы зависит деятельность других, поэтому работа групп строится не на соперничестве, а на сотрудничестве. На этом этапе дети приобретают опыт коллективной деятельности, учатся понимать друг друга, заботиться друг о друге, оказывать помощь, получают различные практические умения и навыки, развивают или открывают свои способности.
Для развития группы важную роль играет процесс принятия группового решения. При грамотной педагогической организации он включает четыре стадии.
1. Установление фактов. После постановки проблемы основная задача заключается в сборе данных по указанному вопросу. На этом этапе важно ограничиться сбором фактов и избежать их оценивания.
2. Оценка фактов. Участники имеют право говорить все, что они думают о собранных данных. Руководитель собрания регистрирует высказываемые мнения.
3. Поиск решений. Ведущими на данном этапе могут стать методы мозгового штурма и синектики.
4. Принятие решения. Варианты решения, полученные на третьей стадии групповой работы, сопоставляются с диагнозом, установленным на втором этапе. Одни из них отбрасываются, другие — объединяются, что и приводит к получению окончательного решения.
Мозговой штурм (брейнсторминг) как групповой метод порождения идей активно используется в работе социального педагога как с детскими группами, так и с педагогическим коллективом (на этапе выработки решения по сложным социально-педагогическим задачам, например, в рамках деятельности медико-психолого-педагогического консилиума). Путем обсуждения в группе необходимо найти решение какой-либо проблемы и группа должна высказать максимальное количество идей.
Процедура проведения брейнсторминга состоит из трех фаз:
2. Основная фаза. Свободное высказывание идей. Рекомендуемое время — 1 час. Обязательные условия — активная позиция ведущего, который, не подавляя участников, стимулирует их активность; присутствие наблюдателя, фиксирующего все идеи и высказывания участников.
3. Заключительная фаза. Подведение итогов. Собранные идеи передаются специалистам, занимающимся данной проблемой, для отбора наиболее ценных из них. Вариантом завершения брейнстор-минга может стать выбор экспертной группы, которая подготовит обзор высказанных идей и сформулирует окончательное решение.
Синектика — своеобразная модель групповой творческой деятельности, предусматривающая семь о с н о в н ы х шагов:
1. Первоначальная постановка проблемы.
3. Выяснение возможностей решения проблемы. Члены группы предлагают всевозможные пути решения проблемы. Педагог и эксперт при этом подробно комментируют их предложения, поясняя, почему они не подходят, хотя случайное решение проблемы путем удачных догадок в принципе возможно уже на этой ступени.
4. Переформулирование проблемы. Каждый член группы работает самостоятельно, исходя из собственного понимания.
5. Совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы (первоначальная формулировка временно откладывается).
7. Подгонка намеченных группой подходов к решению проблемы или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы.
Групповая дискуссия. Дискуссия — целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истины, причем все участники — каждый по-своему — участвуют в организации этого обмена.
На первых порах вовлечения группы в дискуссию усилия педагога сосредоточены на формировании дискуссионных процедур. В дальнейшем в центре внимания оказывается не только выявление различных точек зрения, позиций, способов аргументации, их соотнесение и составление более объемного и многопланового видения явлений, но также сопоставление интерпретаций сложных явлений, выход за пределы непосредственно данной ситуации, поиск личностных смыслов.
Дискуссия всегда решает задачи двух уровней: задачи конкретно-содержательного плана и задачи организации и взаимодействия в группе. В основе дискуссии лежит совместно распределенная деятельность.
Виды дискуссий: с педагогом в роли ведущего; с одним из членов группы в роли ведущего; без ведущего (самоорганизующаяся).
В педагогическом опыте получили распространение следующие формы дискуссии.
- педагог ставит проблему;
- педагог определяет подгруппы, которые обычно располагаются по кругу;
- педагог либо участники каждой из подгрупп выбирают человека, который будет представлять позиции подгруппы всему классу;
- подгруппам дается время, обычно небольшое, для обсуждения проблем и определения общей точки зрения;
- педагог просит представителей подгрупп собраться в центре, чтобы высказать и отстоять позицию своей подгруппы в соответствии с полученными от нее указаниями. Кроме представителей, никто не имеет права высказаться, однако участникам подгрупп разрешается передавать им указания записками;
- педагог может разрешить представителям, равно как и подгруппам, взять тайм-аут для консультаций;
- после такого обсуждения проводится его критический раз
бор всеми участниками.
В практике в качестве наиболее эффективного способа организации дискуссии используется разделение группы на подгруппы и последующая организация общения малых групп. В каждой из них между участниками распределяются основные роли-функции:
обычно выступает перед собравшимися, чтобы представить мнение, позицию своей группы;
Порядок работы собравшихся: постановка проблемы; разбивка участников на группы, распределение ролей в малых группах, пояснения педагога о том, каково ожидаемое участие учащихся в дискуссии; обсуждение проблем в малых группах; представление результатов обсуждения перед всеми собравшимися; продолжение обсуждения и подведение итогов.
Ориентиры для социального педагога в выборе темы: соответствие темы социально-педагогическим задачам; значение и своевременность, значимость для всех членов группы; подготовленность самого педагога; достаточная зрелость членов группы для понимания и подробного изучения темы; отсутствие у них чрезмерной эмоциональной напряженности, связанной с данной проблемой.
Социальный педагог не должен допускать какого бы то ни было открытого или косвенного давления на участников группы; ему следует приучать их к самостоятельности суждений, дать им возможность самим прийти к решению проблемы.
Мы привели в качестве примера лишь отдельные технологии организации групповой деятельности. В арсенале социального педагога должны накапливаться подобные технологические сценарии, что обеспечит грамотность и четкость деятельности в конкретной ситуации, создаст условия для творческого преобразования собственной практики.
Вопросы и задания
2. Сформулируйте требования к проведению социальным педагогом диагностических процедур в работе с группой.
3. Подготовьте развернутую характеристику асоциальной неформальной самодеятельности несовершеннолетних. Определите проблемное поле деятельности социального педагога с данным типом групп.
4. Каковы возможные направления работы социального педагога с асоциальной группой?
5. Охарактеризуйте алгоритм деятельности социального педагога, организующего работу группы взаимопомощи в образовательном учреждении.
6. Выделите линии взаимодействия социального педагога с представителями детских и молодежных объединений.
7. Приведите пример технологии организации групповой деятельности. Дополните предложенный в учебном пособии перечень возможных технологий.
Башкатов И. П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. - М., 2000.
Вильдавская JI. 3., Черепанова Е. М. Организация и сопровождение групп самопомощи для семей беженцев и переселенцев // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1995. — № 4. — С. 10-24.
Гурьянова М. П. Сельская школа и социальная педагогика. — Минск, 2000.
Дети ради детей: Программа социальной защиты детей в деятельности детских организаций. — М., 1996.
Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, 1995.
Криминологи о неформальных молодежных объединениях: Проблемы, дискуссии, предложения / Под ред. И.И.Корпец. — М., 1990.
54 ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организация групповой деятельности осуществляется несколькими способами.
1. Коллективная игра является необходимым условием организации жизни и учебной деятельности детей с помощью вовлечения их в различные придуманные занимательные события, ситуации, вживания и проигрывания разнообразных ролей. В таких коллективных играх отображаются всевозможные обстоятельства, правила поведения, которые являются актуальными детскими потребностями, пристрастиями и добровольными стремлениями. Они значительно повышают уровень нравственного осознания школьников, вырабатывают систему эстетических взглядов на реальный мир.
Коллективная игра может применяться во всевозможных разновидностях детской деятельности: трудовой, учебной, творческой, организационной, бытовой и повседневной. Она помогает детям в достаточно серьезном и сложном процессе постижения знаний, умений и навыков трудовой и творческой деятельности в различных видах их проявления. Наряду с этим игра служит своего рода помощником в эмоциональной разрядке у детей и удовлетворяет их потребности в занимательной деятельности.
2. Коллективное самоуправление осуществляет подготовку детей к участию в руководстве делами общества и трудового коллектива. Структура самоуправления представляет собой систему, состоящую из общешкольных собраний, ученического комитета, учреждения ответственности за различные виды коллективной работы. Ученическое самоуправление построено на базе демократических принципов, проведения различных собраний и конференций, системы взаимосвязи с трудовыми и другими школьными коллективами. Самоуправление развивает у детей коллективистские, организаторские способности, исполнительность, деятельную жизненную позицию.
3. Коллективное самообслуживание формирует и развивает трудолюбие, умения и навыки по поддержанию личного повседневного быта, а также быта близких и коллектива. Самообслуживание должно присутствовать в различных сферах жизни ребенка, таких как школьный и домашний быт, порядок учебной деятельности на уроке, в лаборатории, во время походов и экскурсий. Результатом этого является развитие у учащихся нормального сознания необходимости личного бытового труда, аккуратности, эстетического оформления окружающих их вещей.
4. Побуждение к активной деятельности проявляется в активном инициировании детей к труду, общественной работе, физкультуре, творчеству с ориентацией на увлечения, потребности, стремления, желания. При этом внешнее педагогическое побуждение планомерно переводится во внутреннюю способность школьников к самопобуждению. Для этого преподавателями используются различные методы моральной поддержки: восхищение деятельностью детей или, наоборот, разочарование по поводу безалаберности детей.
Читайте также: