Преподавание русского языка как иностранного в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Оценить 2392 0

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

адаптационной группы детей-мигрантов для занятий по русскому языку как иностранному с учащимися младшего школьного возраста (4 класс)

Утверждена на педагогическом совете ГБОУ школа №294,

Срок реализации программы: 1 полугодие 2014/2015 уч. год.

Автор-разработчик: Михайловская О.А.

2014 учебный год

Пояснительная записка.

Программа является актуальной и перспективной, т.к. должна обеспечить школьникам благополучную адаптацию к русскоязычной среде, активизировать и обогатить словарь учащихся, научить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи, расширить кругозор, сформировать коммуникативные умения и навыки.

Данная рабочая программа разработана на основе

Государственного стандарта по русскому языку как иностранному;

авторской "Программы по русскому языку как иностранному для детей 6-9 лет (старшего дошкольного и младшего школьного возраста)", О.Н. Каленковой.

Рабочая программа опирается на лингвистические и методические работы последних лет, на сложившийся отечественный опыт преподавания РКИ и на опыт зарубежных стран по обучению иммигрантов государственному языку.

Цели и задачи обучения

Коррекция устной и письменной речи у детей с неродным нерусским языком и профилактика обусловленных этим трудностей в обучении;

Адаптация учащегося к школьной среде

Конечная цель учебного курса - подготовка ребёнка, не владеющего русским языком, к обучению в общеобразовательной школе. Согласно предлагаемой программе ребёнок сначала учится говорить, а затем - читать и писать. Таким образом, аудирование и говорение предшествуют чтению и письму.

Общей целью обучения русскому языку по данной программе является не получение суммы знаний по грамматике, а практическое владение русской устной речью. Культурно- языковая адаптация детей предполагает решение таких задач, как физическая и эмоциональная адаптации к новым условиям жизни, обеспечение необходимого уровня владения русским языком для активной бытовой и успешной учебной деятельности, подготовка к систематическим занятиям по программе начальной российской школы.

Общая цель обучения конкретизируется в следующих задачах:

формирование коммуникативной компетенции: умений и навыков общения на русском языке в учебных и бытовых ситуациях, что позволит учащимся понимать речь учителей и своих сверстников и общаться с ними;

формирование культуроведческой компетенции: совокупности знаний о реалиях быта, материальной и духовной культуры России (распространенные русские игры и игрушки, детские стихи, песни, сказки, мультфильмы, фильмы, начальные сведения о русском быте и правилах речевого этикета в типовых ситуациях), что позволит учащимся
ориентироваться в новой культурной среде;

формирование умений и навыков коллективной учебно-познавательной деятельности, что позволит снять психологическое напряжение первого этапа обучения в начальной школе;

формирование навыков чтения, письма , что позволит учащимся приблизиться к уровню подготовки к школе российских детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Организация обучения

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой .Авторская программа рассчитана на 330 часов. Рабочая программа рассчитана на 48 часов. В связи с этим сократилось количество часов на изучение лексических тем, не запланированы натурные уроки, свободная игра под руководством преподавателя.

Педагогические технологии

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Технология проблемного обучения (мысленный проблемный эксперимент, проблемные задания, игровые проблемные ситуации, проблемные демонстрации)

Суть данной технологии состоит в том что, учитель не сообщает готовых знаний, а ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. В результате последовательного и целенаправленного выдвижения познавательных задач и последовательного их разрешения, обучающие активно усваивают знания.

Здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Программа предназначена для обучения детей - инофонов начальных классов русскому языку.

ВложениеРазмер
kurs_deti-inofony.docx 33.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа № 54 г. Томска

Директор МАОУ СОШ № 54 г. Томска

на 2019 -2020 учебный год

Классы: 1-4 (группа 12 человек)

Количество часов: 3 2 часа

Яркеева Галина Алексеевна,

учитель начальных классов

В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.

При проведении занятий непременно должны соблюдаться следующие методические требования:

  • создание условий обучения, способствующих формированию внутренней и внешней активности обучаемых (положительный микроклимат, индивидуальный подход к детям с учётом их психических особенностей и т.д.);
  • поэтапное предъявление учебного материала (сначала задания на аудирование, затем репродуктивные упражнения);
  • многократное повторение учебного материала с опорой на наглядность;
  • комплексное предъявление материала, представляющего различные аспекты языка в речевых образцах;
  • обеспечение положительной мотивации (интерес к происходящему на занятии, значимость учебного содержания, его актуальность для обучаемых);
  • выделение учителем для каждого урока речевой учебной задачи и определение системы упражнений, позволяющих успешно её решить;
  • формирование общеучебных умений и навыков, с помощью которых осуществляется последующая учебная деятельность.

Образовательные: направлены на обучение детей способам усвоения общественного опыта, овладение русским языком и введение в активный словарь русских слов, развитие познавательной активности, развитие коммуникативных умений учащихся, расширение знаний учащихся об окружающем мире, формирование положительного отношения к учебе.

Воспитательные : направлены на решение вопросов социализации и адаптации, повышения самостоятельности, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении, воспитание положительных личностных качеств.

Коррекционные : направлены на компенсацию отставания в речевом развитии, накоплении и увеличении словарного запаса, развитие позитивных качеств с тем, чтобы заложить основы дальнейшего продвижения в учении, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.

  1. Корректировка и развитие навыков произношения и интонирования речи.
  2. Развитие навыков чтения, говорения, слушания и письма.
  3. Освоение грамматической базы русского языка.
  4. Освоение лексики, обеспечивающее общение в рамках обозначенных тем бытового характера, а также овладение лексикой основных предметов базового плана начальной школы, обеспечивающей включение ребенка в процесс обучения.
  5. Освоение культурно-страноведческой информации, необходимой для адаптации ребенка к новым условиям жизни (формирование фоновых знаний).

Главные принципы, лежащие в основе занятий по данному курсу:

  1. Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития.
  2. Принцип оптимистического подхода (создание ситуации успеха).
  3. Принцип поэтапного формирования умственных действий.
  4. Принцип практической направленности изучаемого материала.
  5. Принцип связи обучения с жизнью (опора на жизненный опыт ребёнка).

Формы работы учащихся на занятиях:

  • коллективные;
  • групповые;
  • индивидуальные.

Особое внимание уделяется совершенствованию имеющегося словарного запаса и умению пользоваться вновь усвоенными словами в речевой практике.

Материал программы рассчитан на освоение его в краткосрочный период.

Программа занятий предусматривает взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму) на основе усвоения содержания учебного материала и активизации речевой деятельности.

На каждом занятии должны решаться коммуникативные и познавательные задачи с опорой на расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; формирование навыков связной устной речи: возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно.

Среди речевых упражнений приобретают большое значение словарные, композиционные (анализ и составление рассказов простейшего вида) упражнения. Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает детям возможность понять сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повышает уровень их умственного и речевого развития.

Особую значимость приобретает направленность программы на развитие личности младшего школьника, его мировоззрения, творческих способностей, умение слушать и контролировать свою и чужую речь, а также формирование в процессе обучения доброго, уважительного отношения к человеку, организацию активной речевой деятельности учащихся. Разработанная программа создает основу для развития речи школьников.

Для определения уровня знаний по данному курсу, используются индивидуальная и фронтальная устные проверки.

Фронтальный опрос проводится как беседа, в которой участвуют учащиеся группы. Учитель готовит серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность добра : осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения : понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии : осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины : осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи: понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества : осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма : осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества : осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

II.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

  • осознание роли языка и речи в жизни людей;
  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, потребность в чтении;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составление простейших моделей);
  • развитие дикции , устранение дефектов речи (работа со звуковыми моделями);
  • строить рассуждения.
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы .

1. Учащийся должен уметь вести диалог-расспрос с целью получения информации по заданной теме применительно к речевой ситуации. К концу курса количество стимулирующих реплик должно быть в пределах 6-8. Диалог-расспрос ведется без подготовки.

2. Учащийся должен уметь устно воспроизводить прослушанное в виде монолога-воспроизведения .

Показателем сформированности умения является соответствие логике изложения и заданной степени свернутости текста.

3. Учащийся должен уметь строить и продуцировать самостоятельное монологическое высказывание на определенную тему с опорой на вербальные и невербальные средства.

1. Учащийся должен уметь записывать под диктовку отдельные слова, словосочетания и небольшие тексты по предъявленному ранее материалу. (Диктант) .

III . Содержание курса

Согласно приоритету коммуникативной направленности обучения, в первую очередь, у детей формируются навыки активного и психологически свободного общения на русском языке и умения ориентироваться в изменяющейся языковой ситуации. У учащихся формируются навыки для реализации следующих коммуникативных задач:

-вступать в коммуникацию, знакомиться с кем-либо, представляться или представлять другого, здороваться, прощаться, обращаться к кому-либо, благодарить, извиняться, отвечать на благодарность и извинения, просить повторить;

-задавать вопрос и сообщать о факте или событии, лице, предмете, о качестве, принадлежности предмета, о событии, действии, времени и месте действия его причине;

-выражать желание, просьбу, предложение, приглашение, согласие или несогласие, отказ;

-выражать своё отношение.

-на уроках в школе;

-на перемене в школе;

-на улицах города;

-на спортивной площадке;

-в разговоре по телефону.

Элементарное речевое общение осуществляется в устной и письменной форме в рамках следующей тематики: 1.Школьная жизнь (в школе, в классе, на уроке, после уроков)

2. Город (на улице, в транспорте, в музее, в театре)

3. Жилище (двор, дом, квартира, комната)

4. Дома (семья, родственники, работа по дому, приём гостей)

5. Мой день (распорядок дня, любимые занятия)

6. Время года (погода, природа осенью, зимой, весной и летом)

7. Продукты питания (покупка продуктов в магазине и на рынке)

8. Растительный мир (дикие растения, культурные растения).

12. Животный мир (птицы, рыбы, насекомые, дикие звери и их детёныши, домашние животные и их детеныши). 13. Мои друзья (портрет, характер, увлечения).

По конкретным видам речевой деятельности формируются следующие умения:

-умение в рамках знакомых социально-культурных сфер общения понять на слух содержание диалогической речи и коммуникативные намерения его участников.

Говорение (в рамках перечисленных тем): Монологическая речь :

-умение отвечать на вопросы;

-умение ставить вопросы;

-умение адекватно реагировать на реплики собеседника;

-умение инициировать диалог в соответствии с коммуникативной ситуацией и общепринятыми и социально обусловленными нормами речевого этикета.

Содержание языковой компетенции

Фонетика. Алфавит. Соотношение звуков и букв. Слово и слог. Гласные и согласные звуки. Согласные звуки. Глухие и звонкие согласные. Позиционные изменения гласных в безударном положении. Ударение и ритмика. Контраст ударных и безударных слогов по длительности и напряженности. Интонация. Интонация, ее составные компоненты. Функции интонации в речи. Интонационное оформление различных коммуникативных типов высказываний.

Морфология. Обучаемый должен освоить и использовать во всех видах речевой деятельности следующие грамматические формы. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные существительные. Род и число имен существительных.

Местоимение Значение, формы изменения и употребление местоимений.

Имя прилагательное Полные прилагательные (новый, синий, большой). Согласование полных прилагательных с существительными в роде и числе и падеже.

Имя числительное Употребление числительных в сочетании с существительными.

Служебные части речи Предлоги (в, о, на, после, с, до, к, из, у), союзы и союзные слова (и, или, а, но, потому что, поэтому, что, чтобы, если, где, куда, который), частицы (не, даже).

Синтаксис Виды простого предложения Повествовательные: Вопросительные: Побудительные/

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ РП Русский язык, как иностранный.docx

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов

Протокол № __ от __ августа 2015 года

Руководитель МО _______ Е.И.Жегалина

Протокол № __ от ___ августа 2015 года

Руководитель МС_______Н.В. Сангаджиева

Приказ № ___ от __ сентября 2015 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, КАК ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ 1-4 КЛАССА

Составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования;

Примерной программы начального общего образования по русскому языку;

Программы по русскому языку 1-4 классы. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 2011 г.

(2 часа в неделю /1 класс – 66 часов в учебном году; 2-4 класс – 68 часов в учебном году)

Программу составила Привалова Наталья Фроловна

г. Нижневартовск, 201 5

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральным законом о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (принят государственной Думой 21 июня 2002 года, одобрен Советом федераций 10 июля 2002 года).

Приказом Департамента образования о работе групп по изучению русского языка как иностранного.

Рабочая программа ориентирована на использование методических пособий для учителя:

Власова Н.С. Методика преподавания РКИ детям. Учебник для преподавателей русского языка в не русскоязычной семье. Екатеринбург, УрГУ им. А. М. Горького, 2008.

Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: для преподавателя русского языка как иностранного. 2-е изд. испр. и доп. М.: Рус. яз. Курсы, 2002.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на 66 часов – 1 класс и 68 часов – 2-4 класс.

В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящими в последнее десятилетие миграционными процессами, так и исторически сложившимся национальным составом региона.

Большинство детей с билингвизмом испытывают те или иные трудности на начальном этапе обучения. Для преодоления этих трудностей нужна дополнительная помощь педагогов или других специалистов: психологов, логопедов, медиков, социальных педагогов. Наличие нарушений в звуковом оформлении речи, лексико-грамматическом строе, фонематическом восприятии у двуязычных детей препятствуют успешному усвоению учебного материала и требуют специальной помощи педагогов.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Программа по изучению русского языка как иностранного рассчитана на двуязычных учащихся 1 – 4 классов и имеет

целью оказание помощи обучающимся с билингвизмом и профилактику обусловленных этим трудностей в обучении.

Основные задачи курса:

обогащение и уточнение словарного запаса учащихся;

формирование навыков словообразования и словоизменения;

обучение правильному грамматическому оформлению предложений;

формирование связной речи;

развитие фонематического восприятия;

развитие внимания к языковым явлениям, памяти, мышления;

формирование навыков общения на русском языке;

воспитание толерантности и взаимоуважения в условиях межнационального общения.

Специфика курса состоит в том, что решение задач происходит с учётом принципов изучения русского языка как иностранного. Этому способствует логика построения курса, его содержание, приёмы и методы обучения.

В содержании программы реализован ведущий для данной категории детей принцип коммуникативной направленности обучения неродному языку. Структура программного материала предусматривает последовательное усложнение грамматических форм речи, постепенное накопление словаря и соответствующие лексико-грамматическому материалу игры – диалоги.

Основной формой организации работы в рамках данной программы является занятие, на котором предполагается использование игровых методик, групповых форм работы, взаимообучения. Для формирования навыков письменной речи наряду с объяснительными диктантами запланировано проведение различных видов работ: орфографических минуток, словарных, зрительных и предупредительных диктантов, письмо по памяти. Программой предусмотрены и виды работ по развитию связной речи и навыков говорения. Разнообразие видов работ способствует мотивации к обучению, предотвращает утомление, способствует развитию орфографической зоркости.

В ходе реализации программы осуществляются межпредметные связи непосредственно с уроками русского языка, с уроками литературного чтения, окружающего мира.

Основными критериями оценки эффективности курса являются следующие показатели: успешность в усвоении школьной программы (особенно по русскому языку), отзывы педагогов и родителей.

Маша Липунова

Линейка замечательных учебников Вятютнева по русскому языку.
Вятютнев М.Н. и др. Русский язык
Учебник по грамматике для зарубежных школ для начального уровня.

Огромное Вам спасибо!
Сейчас занимаемся дома по учебнику Дронова 1 класс, искала тетрадь к нему и учебники за 2, 3 и 4 классы.

Svetlana Akhmetova

Виктория Матюш

Маргарита Владимирова

девушки, подскажите, пожалуйста наиболее подходящий учебник для возраста 11 лет. группа по уровню разношерстная, но беглоговорящих и хорошопишущих совсем нет

- Е. Янушко Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 - 3 лет


- О. А. Новиковская Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 2-х - 4-х лет
- О. А. Новиковская Логопедическая грамматика для детей 6 - 8 лет
- Е. В. Новикова Логопедическая азбука. В двух частях
- Один - много. Наглядно-дидактическое пособие. Грамматика в картинках. 3-7 лет


- Н. Федотова Не фонетика - песня!



Линии УМК для всех возрастов
- Н. Власова Русский язык как иностранный https://sites.google.com/site/russkiyaz/Home/ucebniki
- Е. В. Какорина, Л. В. Костылёва, Т. В. Савченко, О. В. Синёва, Т. А. Шорина Русский язык: от ступени к ступени
http://www.etnosfera.ru/magazin/uchebnye-i-metodicheskie-posobiya-po-russkomu-yazyku-i-sotsiokulturnoj-adaptatsii/uchebno-metodicheskij-komplekt-russkij-yazyk-ot-stupeni-k-stupeni-v-shesti-knigakh-izd-2-e-detail
- Т. М. Балыхина Линия учебно-методических комплексов "Русский язык как иностранный" для 5-11 классов. Изд-во "Дрофа".


Читайте также: