Проект насекомые в младшей группе детского сада

Обновлено: 05.07.2024

Экологический проект во второй младшей группе №4 "Насекомые "

Сыктывкар, 2018 г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название и адрес организации

167 000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Ленина, д.19

Групповой, творческий, информационный, исследовательский.

Средней продолжительности, 1месяц

воспитатели, дети ,родители

Основные цели и задачи проекта

Цель: развитие познавательных и творческих способности детей в процессе реализации проекта.

- формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик, муха, паук, гусеница, пчела ), их строении, способах передвижения, их роли в природе и жизни человека;

- воспитывать бережное отношение к живому;

- развивать эмоциональную отзывчивость;

- развивать коммуникативные навыки;

- формировать навыки исследовательской деятельности.

-Развивать творческие способности детей. - Развивать речь детей, активизировать словарный запас. - Вовлекать родителей в педагогический процесс ДОУ.

Сроки и этапы реализации проекта

Настоящий проект разработан на 1 месяц и предусматривает следующие этапы развития:

I этап – подготовительный(1-3 день.)

II этап - практический (с середины первой до середины четвертой недели проекта)

III этап – итоговый (конец четвертой недели проекта.)

Ожидаемые результаты проекта

-Альбомы ,изготовленные родителями вместе с детьми о любимом насекомом.

Дальнейшее развитие проекта.

-возможность дальнейшего продолжения проекта,

-возможность развития содержания и т.д.

-возможность транслировать свой опыт среди педагогов.

Актуальность проекта:

Цель:

Формирование представления о насекомых, их пользе или вреде, развитие познавательных и творческих способности детей в процессе реализации проекта.

Задачи:

- формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик, муха, паук, гусеница, пчела ), их строении, способах передвижения, их роли в природе и жизни человека;

- воспитывать бережное отношение к живому;

- развивать эмоциональную отзывчивость;

- развивать коммуникативные навыки;

- формировать навыки исследовательской деятельности.

-развивать творческие способности детей. - развивать речь детей, активизировать словарный запас. - вовлекать родителей в педагогический процесс ДОУ.

Первый этап:подготовительный.

(с первого дня до середины первой недели.)

Предварительная работа:

-беседа с детьми на выявление знаний о насекомых.

Второй этап:практический.

(с середины первой до середины четвертой недели проекта.)

Ответственные: воспитатели, родители.

- разучивание стихов о насекомых

Сотрудничество с семьёй:

- Оформление альбома родителями вместе с детьми о любимом насекомом, (наполнить альбом рисунками, фотографиями, рассказами, стихами, загадками).

План реализации проекта

Познакомить родителей с информацией.

5. Творческое домашнее задание для детей и родителей: о любимо насекомом оформить альбом или газету, используя рисунки, фотографии. Содействие сотрудничеству детей и родителей.

3.Чтение стихов о насекомых. Учить детей слушать стихи. Заучить несколько несложных стихов.

Третий этап:заключительный.

(конец четвертой недели проекта.)

Ответственные : воспитатели, родители.

-Подведение итогов творческого домашнего задания для детей и родителей: о любимом насекомом. Содействие сотрудничеству детей и родителей.

-Выставка изготовленных альбомов.

-Выставка работ из пластилина «Гусеницы"

Ожидаемые результаты проекта:

-Альбомы, изготовленные родителями вместе с детьми о любимом насекомом.

Дальнейшее развитие проекта.

-возможность дальнейшего продолжения проекта,

-возможность развития содержания и т.д.

-возможность транслировать свой опыт среди педагогов.

Литература:

1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты (Текст) Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.

3. С. Н. Николаева Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез,

4. Развивающие занятия с детьми 3-4 лет / Под ред. Парамоновой Л. А. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 640с.: ил.

5. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию (Текст) Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008. – 240 с.

10. Веракса Н. Е. Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование. – 2008.– № 5

Приложения.

Стихи о насекомых

Бабочка

Тут же опустится.

По краю ромашки:

В этой беленькой чашке?

Автор: Г. Глушнев

Бабочка

Очень мне уж нравится

Ты ж такая недотрога!

Мама говорит мне строго:

«Пусть летит она, не трогай

Автор: Евгений Корюкин

Бабочка

Живёт, собою Землю украшая,

Порхая с лепестка на лепесток!

При этом тишину не нарушая,

Она сама – летающий цветок!

Божья коровка

Это лапки у жука.

Два блестящих лепесточка

Справа – точка, слева – точка,

В чёрных крапинках бока.

Я подую на жука –

Улетай за облака!

Словно красный вертолёт,

Прямо в небо он уйдёт.

Божья коровка

У божьей коровки крылышки тонкие,

Надкрылки красные в чёрных крапинках.

На кончик травинки она заполозает, -

Надкрылки подняв, вертолётом взлетает.

Автор Лев Постолов

Комары

На лужайке у горы

Под зелёной липой

На лужайке у горы

Ищут, ищут комары

«Светлячок, сюда иди,

Посвети под липкой.

Без тебя нам не найти

Светлячок то там, то тут

Светится, как спичка,

Ищут, ищут – не найдут

Зло и недовольно

И, наверно, с той поры

Всех кусают больно!

Автор: А. Екимцев

Комариха

Радостно на свете жить,

Но кого бы укусить?

Автор: Алена Зачиняева

Кузнечики

Вечером в траве их встретим,

Слышен стрекот там и тут:

Это мамы малым детям

Автор: Екатерина Грибанова

Кузнечик

С утра кузнечикскачет по травинкам,

скачет по листочкам,

Будто весь огромный мир

обскакать он хочет.

В полдень выспится, забравшись

в прохладный тенёчек,

И всю ночь ему не спится. -

До утра стрекочет.

Автор Лев Постолов

Кузнечик

Кузнечик прыгнул и исчез

С травой зеленой слился весь.

«Попробуйте на грядке

Автор: Виталий Сибирцев

Муравьи

В лесу мурашки-муравьи

Живут своим трудом,

У них обычаи свои

Без дела не сидят:

С утра на пост бегут бойцы,

А няньки в детский сад.

Рабочий муравей спешит

С утра до вечера шуршит

В траве и под листвой.

Автор: С. Михалков

Муравей

Ты работаешь всегда,

Но блуждаешь иногда.

Под грибочком ночевал.

Утром с бабочкой играл,

И так резво веселился —

Чуть с грибочка не свалился.

Автор: Степан Козлов

Муха

Летним днём мешает муха

Спать: куснёт то в нос, то в ухо.

Люди с мухами не ладят. -

То на мусор муха сядет,

То усядется на хлеб,-

Не почистив свои лапки,-

То на пряник сядет сладкий.

Спасаясь от такой назойливой соседки,

Вставляют люди летом в окна сетки.

Автор: Лев Постолов

Осы

В тельняшках полосатых осы, как матросы.

Владеют, как кинжалом осы свим жалом.

Того, кто им мешает, злые осы жалят. -

Покуда не ужалят, - в покое не оставят.

Как пчёлы, строят гнёзда. К ним не подходи! -

Не тронь гнездо осиное, - сторонкой обойди.

Автор: Лев Постолов

Оса

Началась в лесу гроза,

Всполошилась тут оса.

«Что за беспорядки,

Автор: Виталий Сибир

Загадки о насекомых.

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я поймать его хотел - он вспорхнул и улетел (бабочка).

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет (бабочка).

Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик (стрекоза)

Не солнце, не огонь, а светит (Светлячок)

Кто в лесу без топоров строит избу без углов (муравей)

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион (Муравьи)

Самого не видно, а песню слышно;

Летит, пищит, случай не упустит:

Сядет и укусит (Комар)

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь (Кузнечик)

Он сети, как рыбак, готовит,

А рыбы никогда не ловит (Паук)

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шёлком круг.

Мастер знает в этом толк.

Покупайте, мухи, шёлк! (Паук)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь (Жук)

Рогат, да не бык, шесть ног без копыт, летит — воет, сядет — землю роет. (Жук).

Кто над нами вверх ногами

Ходит - не страшится,

Упасть не боится, целый день летает,

Всем надоедает? (Муха)

Пролетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком (Пчела)

Лежит кучка поросят, только тронешь - завизжат (пчелы)

Мой хвост не отличишь от головы.

Меня всегда в земле найдете вы (Червяк)

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Бегать все равно не может (Гусеница)

Сивую буренушку и дома не любят, и на базаре не купят (таракан)

Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят (Осы)

Вдруг зажегся на травинке

Это с лампочкой на спинке

Сел на травку . (светлячок)

Пальчиковые игры про насекомых

Дружно пальчики считаем

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

(прячем руки за спину)

Стрекоза поспать легла

У кувшинках в лепестках,

В сладком клевере - пчела,

Шмель - в кудрявых васильках.

(поочередно сгибаем пальцы)

В колокольчиках - сверчок,

Муравьишка - у сосны,

В паутине паучок

Смотрит радужные сны.

(Кладем руки по щеку)

Прилетела к нам вчера

(бегаем по кругу на носочках и машем воображаемыми крылышками)

(Загибаем по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых)

А за нею - шмель-шмелёк

И веселый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

(делаем кружки из пальчиков и подносим к глазам)

(опять бежим по кругу)

От усталости упали.

(медленно опускаемся на ковёр)

Как горошины глаза.

(Бежим по кругу, расставив руки. Сомкнутым большим и указательными пальцами показываем глаза стрекозы)

(сначала бежим на носочках, потом в полуприседе)

(меняем направление бега)

Как прозрачный самолёт.

(свободно летаем по ковру)

(Во время этой потешки нужно сжать обе ладошки в кулаки. Читая стихотворение, вращаем одним кулачком вокруг другого: на первый куплет в одну сторону, на второй куплет - в другую)

И вокруг цветка кружит.

В цветке том жук:

Хря, пчела, жужжишь вокруг!

С кем дружит цветок

(Для этой игры руки нужно сложить "цветочком": соприкасаются друг с другом только запястья, а пальчики разведены в стороны, как лепестки.)

Цветочек дружит с бабочкой,

(большие пальцы переплетите в замок - ладошки от себя и помашите пальчиками, как крыльями)

Цветочек дружит с пчёлами,

(покружите прямыми указательными пальчиками друг вокруг друга. Остальные пальчики сложены в кулачки)

Цветочек дружит с солнышком,

(поверните ладошки от себя, пальчики подняты вверх и разведены в стороны, как лучики солнца)

С дождинками весёлыми.

(постучите указательным пальчиков одной руки по раскрытой ладони другой руки - это капли дождя)

Пчёлка трудится весь день

(Дети руками обрисовывают перед собой круг.)

И работать ей не лень.

(Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.)

От цветка летит к цветку,

(Ритмично взмахивают руками-крылышками.)

Клеит на брюшко пыльцу,

(Совершают круговые движения ладонью по животу.)

Хоботком нектар сосёт —

(Одну руку вытягивают вперёд, затем — вниз, наклоняются.)

За день много соберёт.

(Раскрывают перед собой все пальцы.)

Унесёт нектар в тот улей

(Обрисовывают в воздухе треугольник.)

И назад вернётся пулей.

(Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперёд.)

В сотах утрамбует мёд,

Скоро ведь зима придёт.

Будет пчёлкам чем питаться

(Имитируют движения ложкой.)

Летом надо им стараться.

(Имитируют накладывание мёда в соты.)

Оса села на цветок,

(вытянуть указательный палец правой руки)

Пьет она душистый сок.

(и вращать им, затем то же самое - пальцем левой руки)

Не кусай, комарик злой!

Я уже бегу домой.

Я веселый майский жук.

Знаю все сады вокруг.

(указательный палец и мизинец)

Над лужайками кружу,

А зовут меня Жу-Жу.

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки)

Дождик с неба вдруг полил,

(кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение - дождик)

Паучков на землю смыл.

(хлопок ладонями по столу/коленям)

Солнце стало пригревать,

(ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками - солнышко светит)

Паучок ползёт опять,

(действия аналогичны первоначальным)

А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.

("Паучки" ползают на голове)

Вот маленький улей, там пчелки сидят.

(Изобразить улей: сжать вместе две округленные ладони в вертикальном положении)

Спрятались пчелки - И их не видать.

(Отвести в стороны большие пальцы и заглянуть в образовавшееся отверстие)

Вот солнце пригрело - И пчелки летят,

(Скрестить руки на уровне запястий. Пальцы растопырить, словно это солнечные лучи)

Вот бежит сороконожка (пальцы правой руки щекочут левую ладонь в направлении от кончиков пальцев до основания ладони).

У Алешки по ладошке.

Так щекочут ее ножки,

Что хохочет наш Алешка.

На ней красная рубашка.

На спине горошки.

Вот старый пенек

(поставить на стол кулак левой руки),

(изобразить ползущего червячка: изгибать указательный палец правой руки),

Ведь он – червячок.

• Закрепить представления детей о многообразии насекомых,

• Учить детей бережно относиться к насекомым, любоваться их красотой.

• Развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок .

•Активировать познавательный интерес к природе.

• Развивать воображение, пластику.

• Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоёма.

• Закреплять умения изображать насекомых по замыслу детей. Материал: спортивные атрибуты, магниты насекомых, карточки с изображением насекомых, цветные мелки.

Воспитатель: Хоть поверьте, хоть проверьте, Но, вчера приснилось мне, Что в гостях я побывала На неведомой земле. И с тех пор, мне нет покоя – Землю ту хочу узнать, И прошу я вас, ребята, Всё о ней мне рассказать.

Воспитатель: Земля это леса, моря, горы, реки, луга и поля. Лес – это дом, где много разных деревьев, животных, птиц, растений, насекомых. Они нужны друг другу!

В-ль:! Вот и расскажите нам о жителях земли. Только никого не забудьте.

Дети называют, какие звери живут в лесу, каких лесных птиц они знают.

В-ль.: Сейчас мы с вами отправимся на полянку. А что это за горка такая, возвышенность? (Показывает на муравейник)

Дети: Это муравейник. Там живут муравьи. А ещё в лесу живут жуки, пауки, комары (прикрепляют на картину магниты с насекомыми).

В-ль: Молодцы! Скажите как, одним словом можно назвать их всех!

Воспитатель: Кто такие насекомые?

Дети: Это животные, у них 6 ног, есть брюшко, голова, умеют маскироваться. Могут прыгать, летать, ползать, ходить Насекомых много на лугу.

Воспитатель.: А хотите на некоторое время превратиться в разных насекомых. Хотите?

В-ль: Все мои дети стали насекомыми, и все такие разные, кто вы, ребята?

Дети отгадывают загадки.

Загадки: 1. У этих жучков красные платьица в чёрный горох. На растении оно обитает и вредных тлей уничтожает.божья коровка

2. Не птица, а с крыльями. Над цветами порхает Медок собирает.пчела

3. Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет.бабочка

4. Наткёт, напрядёт, сидит и добычу ждёт.паук

5. В лесу у пня суета, беготня Народ рабочий, весь день хлопочет.муравей 6. Очень маленький на вид, Надоедливо звенит . комар. С.м. прилетел жук и просит спеть ему песенку про жука(песня «Жук))

Вид проекта : познавательно-исследовательский, краткосрочный.

Продолжительность проекта : 3 недели.

Проблема: В летний период времени дети проводят большой отрезок времени на прогулке. Большой интерес дети проявляют к насекомым, им интересно наблюдать за ними. В ходе наблюдения и бесед было выяснено, что дети очень мало знают о насекомых : название, пользу или вред они приносят, зачем нужны. Бояться безобидных насекомых, некоторые от страха убегают или наровят раздавить. Участие детей в проекте позволит сформировать представление о насекомых, будет способствовать развитию творческих и поисковых способностей.

Цель: сформировать у детей представления о насекомых.

1. Дать представления о разнообразии насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка)

2. Учить выделять главные признаки насекомых (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики)

3. формировать навыки исследовательской деятельности.

4. развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; эмоциональную отзывчивость;

5. воспитывать любознательность, бережное отношение к живому;

1. Дети будут знать и называть насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик стрекоза, божья коровка, муха);

2. Сформируются у детей простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет);

4. Смогут использовать полученных знаний, умений и навыков в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях; самостоятельно наблюдают за насекомыми; бережно обращаются с насекомыми на участке;

5. сформируется положительное отношение к природе.

Участие родителей проекта

Разучивание с детьми потешек, загадок, стихов о насекомых.

Продукты проектной деятельности.

Фотостенд о насекомых

Содержание работы над проектом

Этап Время Мероприятие Взаимодействие с родителями

Организационный 2 дня Составление поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;

Подбор детской художественной детской литературы;

Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса;

Подготовка развивающей среды,

оформление уголков по теме.

Беседа с родителями о подборе стихов по теме;

Наблюдение на прогулке за

кузнечиком, пчелой, бабочкой, муравьями, пауком и т. д.

Прикреплённые файлы:

Вид проекта: творческий
Тип проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатель, родители.
Сроки реализации: 1 неделя
Актуальность:
Лето - удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу, в том числе, при встрече с насекомыми.
Однако знания дошкольников о насекомых очень скудные, а реакция детей на насекомых является неоднозначной: некоторые выражают интерес, другие испытывают страх, видя их.
Цель: Формирование представления о насекомых, их пользе или вреде.
Задачи:
• Формировать у детей элементарные представления о насекомых (муравей, муха, паук, жук, гусеница, пчела),о их роли в природе и жизни человека.
• Активизировать мыслительную поисковую деятельность детей.
• Развивать творческие способности детей.
• Развивать речь детей, активизировать словарный запас.
• Прививать бережное отношение к живому миру.
• Вовлекать родителей в педагогический процесс ДОУ.
Планируемый результат:
У детей сформированы элементарные представления о насекомых(умеют называть и различать муравья, жука, муху, пчелу, гусеницу, паука, знают их отличительные особенности), имеют знания о роли насекомых в природе и жизни человека.



















Дети отгадывают загадки.

Загадки:
1. У этих жучков красные платьица в чёрный горох.
На растении оно обитает и вредных тлей уничтожает.божья коровка
2. Не птица, а с крыльями.
Над цветами порхает
Медок собирает.пчела
3. Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.бабочка
4. Наткёт, напрядёт, сидит и добычу ждёт.паук
5. В лесу у пня суета, беготня
Народ рабочий, весь день хлопочет.муравей
6. Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит . комар.

1. Подготовительный
Постановка целей, задач проекта и определение ожидаемого результата
Разработка плана реализации проекта.
Изучить и подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу по теме проекта.
Подобрать наглядный и дидактический материал (иллюстрации, фотографии, дидактические игры).
Подобрать подвижные, пальчиковые, артикуляционные и дидактические игры, различные гимнастики.
Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.





Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей.
Создание презентации

Читайте также: