Логоритмика как средство развития устной речи у детей младшего школьного возраста с зпр курсовая

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Пермякова Нина Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №2
Населённый пункт: мкр.Радужный город Киров
Наименование материала: статья
Тема: Коррекция речевых нарушений у дошкольников с ЗПР средствами логопедической ритмики
Раздел: дошкольное образование

«Коррекция речевых нарушений

логопедической ритмики:
- вводные упражнения; - упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции; - упражнения, регулирующие мышечный тонус; - упражнения, активизирующие внимание; - счетные упражнения; - речевые упражнения без музыкального сопровождения; - упражнения, формирующие чувства музыкального размера или метра; - упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; - ритмические упражнения; - пение; - игру на музыкальных инструментах; - музыкальную самостоятельную деятельность; - упражнения для развития творческой инициативы; - заключительные упражнения. Автор подчеркивает, что необходимо подходить к средствам логопедической форм работы с ребенком дошкольного возраста с учетом структуры его речевого дефекта и обращает внимание на обязательное соблюдение при организации логопедической работы с детьми с ЗПР определенных условий.
Условия

логопедической

дошкольниками

Задачи коррекционно-развивающего обучения.
Осуществляя коррекцию речевых нарушений у детей с ЗПР, следует создавать следующие условия: - взаимосвязь осуществления коррекции речи дошкольников с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления); - соответствие с программами по подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с занятиями по ритмике, музыке; - проведение логопедических занятий на любом этапе над речевой системой в целом - фонетико-фонематической, лексической, грамматической; - максимальное использование при коррекции дефектов речи у дошкольников с ЗПР различных анализаторов - слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического; - учитывать межанализаторные связи, свойственные этим детям, а также их психомоторики - артикуляционной, ручной, общей моторики. 3
В задачи коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР входят: 1.Развитие и совершенствование общей моторики 2.Развитие и совершенствование ручной моторики 3.Развитие и совершенствование артикуляционной моторики (статической, динамической организации движений, переключение движений, объема, тонуса, темпа, точности координации) 4.Развитие слухового восприятия, внимания. 5.Развитие зрительного восприятия, памяти. 6.Развитие ритма 7.Формирование произносительных умений и навыков (коррекция нарушений изолированных звуков, автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи, дифференциация звуков, коррекция нарушений звукослоговой структуры) 8.Совершенствование лексических и грамматических средств языка 9.Развитие навыков связной речи 10.Обогащение коммуникативного опыта.
Методологические основы опыта работы
Изучив и проанализировав соответствующую педагогическую литературу, особенности развития детей с ЗПР, условия и задачи коррекционно-логопедического обучения таких детей, мы пришли к выводу, что для логопедической и коррекционной работы с детьми с ЗПР будет вполне применима модель логопедической ритмики, рекомендованная авторами для детей с ОНР. Так как известно, что у значительной части детей, страдающих ЗПР, имеются нарушения такого же характера, как и у детей с ОНР – слухового восприятия, эмоционально-волевой сферы, двигательной сферы и т.д. Предполагаемая нами модель логопедической ритмики подразумевает всестороннее воздействие на личность и развитие таких детей в целом. В процессе практической педагогической деятельности нами были выделены приоритетные направления в работе с детьми, страдающими ЗПР – это коррекция речевых недостатков наряду с развитием эмоционально- волевой сферы, психомоторных функций, интеллектуальных и творческих способностей посредством логоритмических занятий. Таким образом, направлением и
целью нашей работы

развивающих

музыкального

размера
выполнялись детьми, как в коллективной форме, так и по индивидуальной инструкции. Например, для детей с выраженными сенсорными трудностями давали для воспроизведения простой ритмический рисунок, сильный метрический акцент и др. 6

Упражнения на развитие координации движений с речью
проводили как с музыкальным сопровождением, так и без него. Предусматривали при проведении логоритмических занятий различные варианты выполнения упражнений: - пропевание или проговаривание хором с одновременным выполнением движений; - произнесение слов частью детей или одним ребенком, а выполнение упражнений всеми вместе. Причем следует отметить, что от детей с низким уровнем и с грубыми нарушениями произносительной стороны речи не требовали, на первых порах, точного воспроизведения речевого материала. Основной упор делали на включение детей в выполнение движений, на развитие умения сохранять ритмический контур слова, предложений, развивая тем самым слуховое восприятие, память.
Для

моторики
применяли упражнения, способствующие тренировке дифференцированных и точных движений пальцев рук, но не представляющие особой сложности для выполнения – это облегчало процесс контроля и оказание помощи со стороны педагога при коллективном выполнении пальчиковой гимнастики.
Артикуляционно-мимическая гимнастика
занимала особое место в занятии. Использовали на занятиях упражнения, тренирующие движения: языка, щек, губ, нижней челюсти и т.д. Практиковали задания для создания базы свистящих, шипящих, соноров. Задания подбирали и практиковали их выполнение с детьми, как по подгруппам, так и в индивидуальном порядке.
В ходе дыхательных упражнений
отрабатывали диафрагмальный тип дыхания, продолжительный и направленный речевой выдох, а также другие виды вдохов и выдохов в их соотношении. Мимические упражнения проводились как отдельный вид работы, так и включались в психогимнастические этюды.
Пение
, как этап занятия, включало в себя использование попевок, разученных на музыкальных занятиях, песен, 2-3 куплетов новой песни параллельно со слушанием, которые дети подпевали. Для слушания музыкальным руководителем подбирались разнообразные по характеру музыкальные произведения с учетом их эмоционального воздействия. Детей учили слышать и различать музыку по характеру, темпу, жанру, узнавать звучание отдельных музыкальных инструментов, сольного и группового пения. Также, для прослушивания использовали записи со звуками живой природы, голосами животных, птиц и т.д.
Игры-диалоги
и другие речевые игры также имели место в структуре занятий. Причем речевая нагрузка увеличивалась постепенно по мере роста детей, динамики исправления их речи. Завершающим этапом каждого занятия были
релаксационные

упражнения.
Целью этих упражнений было: - сосредоточение внимания детей на физические ощущения в состоянии расслабления. В процессе релаксационных упражнений дети чаще лежали на ковре или сидели на стульях. Наша роль при выполнении этих упражнений 7
детьми сводилась к контролю: за правильным диафрагмальным дыханием, расслаблением мышц рук, ног, шеи детей.
Игра

музыкальных

инструментах
являлась составным компонентом различных видов работ с детьми, но нами она иногда включалась и в логоритмические занятия. Включение игры на музыкальных инструментах в логоритмические занятия было не так часто, так как такие интегрированные виды работ требуют достаточного уровня волевой регуляции и самоорганизации, что изначально не характерно для детей с нарушениями речи и задержкой психического развития. Но все же использование музицирования на детских музыкальных инструментах развивало у детей мелкую моторику, формировало чувство ритма, метра, темпа, улучшало память, внимание, а также другие психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.
Упражнения

фонематического

восприятия.
Фонематическое восприятие – это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, так как прежде чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух. Работа по формированию фонематического восприятия у детей строилась на развитии слухового внимания. Упражнения были направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков, дифференциацию на слух похожих по звучанию звуков, определение местоположения заданного звука в словах, воспроизведение слоговой структуры слов.
Коррекция

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психическом развитии детей возросла в десятки раз. Задержка психического развития – заболевание, которое характеризуется нарушением нормального темпа психического развития ребенка. Это комплекс нарушения речи, мышления, памяти, внимания, эмоций, обычных поведенческих навыков, двигательных функций. Категория дошкольников с задержкой психического развития – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Выраженные и стойкие формы задержки психического развития требуют специальной психолого-педагогической коррекции и разнообразие методов воздействия.

Особенности развития дошкольников, имеющих задержку психического развития, представлены в трудах таких авторов, как Н. Л. Белопольской, Т. А. Власовой, О. С. Зотеевой, М. С Певзнер, У. В. Ульенковой, С. Г. Шевченко познавательной деятельности. Данное нарушение может варьироваться от легкой до выраженной степени. Стойкость и выраженность указанного состояния зависит оттого, что лежит в структуре дефекта: эмоционально-волевая незрелость, низкий психический тонус, нарушение познавательной деятельности, нарушение памяти, нарушение внимания, подвижность психических процессов, дефицитарность отдельных корковых функций. У большинства детей с задержкой психического развития отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность дефектов речи [2;5;7;9;10;11].

В современных условиях сложилась новая педагогическая ситуация, связанная с качественными изменениями психофизиологического состояния детей, что требует новых медицинских и психолого-педагогических подходов и решений в режиме саморазвития ребенка с задержкой психического развития.

Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования позволил сформулировать следующие выводы.

Задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования.

Коррекционно-логопедическое воздействие при задержке психического развития носит комплексный и в то же время дифференцированный характер. Дифференциация коррекционно-логопедического воздействия осуществляется с учетом клинической характеристики, индивидуально-психологических особенностей ребенка, особенностей его психической деятельности, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушения речи. В процессе коррекционной работы логопеду необходимо уметь организовывать умственную и речевую деятельность детей, вызвать положительную мотивацию, максимально активизировать познавательную деятельность дошкольников с задержкой психического развития, использовать разнообразные приемы и методы, эффективно осуществлять помощь детям в зоне их ближайшего развития.

Несмотря на многочисленные исследования и многообразие научно-методических трудов в отечественной специальной литературе в плане преодоления психоречевого недоразвития у дошкольников с задержкой психического развития, вопрос использования логоритмики в качестве развивающего, обучающего, коррекционного средства воздействия в процессе логопедической работы не нашли должного отражения.

Многофункциональные возможности логоритмики делают ее включение в логопедическую работу одним из приоритетных условий успешного обучения и одним из средств преодоления психоречевых нарушений у дошкольников с задержкой психического развития.

Проблема исследования является актуальной для логопедии в теоретических и практических аспектах и требует своего разрешения. Все работы, имеющие прямое или косвенное отношение к проблеме исследования, дают возможность глубже разобраться в ней и наметить пути ее дальнейшей разработки.

Двигательная активность как средство физического и психического развития детей Двигательная активность – средство физического и психического развития детей. Трудно переоценить роль движений, которую они играют в повседневной.

Дидактические игры для детей с задержкой психического развития Дидактические игры для детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития – это неравномерное недоразвитие отдельных.

Коррекционно-развивающие занятия для детей с задержкой психического развития Коррекционно-развивающие занятия для детей с задержкой психического развития. Подготовила:Тимофеева Ю. А. Актуальность занятий. Очень актуально.

Развитие познавательной активности дошкольников с задержкой психического развития посредством Тико-конструирования Дети – дошкольники большую часть времени проводят в детском саду. В этом возрасте они очень любознательны, у них есть огромное желание познавать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть полезна логопедам, работающим с детьми имеющими различные речевые нарушения.

ЛОГОРИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

LOGORITMIKA FOR CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

В Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями получают реабилитационную помощь дети с ограничениями жизнедеятельности. В последние годы все чаще можно видеть детей, имеющих не простые речевые нарушения, а нарушения речи, возникшие вследствие различных синдромов в сочетании с нарушениями двигательной сферы. Для профилактики и устранения таких нарушений и комплексной коррекции развития ребенка свою эффективность показали логоритмические занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Занятия логоритмикой в первую очередь рекомендованы детям с речевыми нарушениями: дислалия, дизартрия, нарушения темпа речи (брадилалия, тахилалия), заикание, алалия, задержка речевого развития, логоневроз. А также детям с СДВГ, с ДЦП, с задержкой психического развития, когнитивно простым детям и детям с различными синдромами и расстройствами, сопровождающимися нарушением развития (аутистический, эпилептический и т. д.). В логоритмике применяется интегративный принцип, позволяющий исправлять речевые нарушения за счет развития двигательной сферы, и корректировать двигательные нарушения за счет включения в двигательные процессы речевого контроля. Логоритмические занятия представляют собой ряд приемов, в основе которых лежит принцип сочетания движения, музыки и речи, что повышает эффективность всей коррекционной работы как у детей с речевыми проблемами, так у детей и с нарушениями двигательной сферы. Логоритмические занятия являются одним из средств развития и совершенствования моторики и речи дошкольников с речевыми проблемами, а также с двигательными нарушениями.

При коррекции речевых и двигательных нарушений в логоритмике выделяют два основных направления. Первое направление логоритмической работы – развитие неречевых процессов. Эта работа включает в себя совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти. Второе направление – развитие речи и коррекция речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

Занятия по логоритмике проводятся два раза в неделю в утренние часы

Длительность занятия – 25-30 мин. Количество детей в группе – от 4 до 14 человек. К проведению занятий привлекаются родители.

Тематика занятий зависит от времени года.

Комплексы не повторяются, они изменяются, дополняются в зависимости от состава детей в группах.

В результате практической работы сложилась следующая структура логоритмического занятия, которая составлена с учётом принципов ортобиоза:

движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;

разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;

песня, сопровождаемая жестами;

подвижная или коммуникативная игра.

В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.

На логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:

уточнение артикуляции – положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;

развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

расширение лексического запаса;

развитие слухового внимания и зрительной памяти;

совершенствование общей и мелкой моторики;

выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.

Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение малышей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Многогранность коррекционной работы с детьми с диагнозом ДЦП формируется благодаря простым, но эффективным средствам — это движения под музыку, двигательно-речевые упражнения, речевые упражнения, а также речевые упражнения с музыкальным сопровождением. Работая с данной категорией детей, мы используем лишь некоторые, адаптированные приемы коррекционного воздействия.

Из музыкально-двигательных средств логоритмики и элементов психогимнастики на занятиях учителя-логопеды нашего центра используют упражнения на развитие дыхания, способствующие выработке диафрагмального дыхания, которые реализуются в игре. Мы учим детей сдувать легкие предметы, надувать мыльные пузыри, вдыхать и выдыхать воздух через нос, также в этот комплекс мы включаем упражнения на развитие голоса, которые способствуют развитию силы, диапазона, выразительности голоса. Работу начинаем с произношения на выдохе гласных и согласных звуков. Силу голоса развиваем путем произнесения гласных громко или более тихо в соответствии с усилением или ослаблением звучания музыкального сопровождения.

Всегда на логоритмических занятиях учителя-логопеды проводят упражнения по развитию мелкой моторики, которые способствуют не только развитию движений пальцев рук, а также их взаимодействию, координации, стимулируют развитие речевых зон коры головного мозга. Данные упражнения можно выполнять пассивно, когда родители держат руки ребенка в своих руках и выполняют заданные действия в возможном для данного ребенка объеме.

В занятия обязательно включаем упражнения на регуляцию мышечного тонуса, где учим детей напрягать и расслаблять мышцы. Большая или меньшая сила мышечного напряжения соотносится с более громким или более тихим звучанием музыки или голосом взрослого. Здесь также возможно применение пассивного способа выполнения задания, как и в упражнениях по развитию мелкой моторики.

Из двигательно-речевых средств логопедической ритмики используем только те упражнения, которые соответствуют уровню физического развития детей. Сочетание речи с движением способствует развитию речевого внимания, а также приучает детей вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней сначала совместно с родителями, а затем все более самостоятельно. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.

В связи с тем, что у данной категории детей практически отсутствуют речевые средства общения, в занятия включаем упражнения, стимулирующие речевую активность, используем приемы договаривания простых слов или звукоподражаний, чтение педагогом небольших стихов со зрительным сопровождением (показ предметов или простых сюжетов). Музыкальное сопровождение эмоционально стимулирует речевое развитие, формирует положительную мотивацию, способствует установлению эмоционального контакта со взрослым. В раннем возрасте во время проведения логоритмических занятий специалисты опираются на все сохранные анализаторы ребенка и, основываясь на них, способствуют формированию в дальнейшем речевых умений и навыков.

Необходимым условием работы на логоритмических занятиях является создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых.

Именно комплексная работа, основанная на эмоциональном стимулировании развития речи и движений, приносит успехи, помогает ребенку заговорить и стать двигательно более активным.

Навыки, отработанные на занятиях логоритмики, мы используем и на праздничных мероприятиях, которые регулярно проводятся в Центре.

Система занятий по логоритмике способствует положительной динамике: у большей части детей преодолеваются речевые дефекты и корректируются отклонения в личностной и поведенческой сфере.

- жизнерадостность, ощущаемая после каждого занятия;

- улучшение физического и эмоционального состояния детей.

Список использованной литературы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть полезна логопедам, работающим с детьми имеющими различные речевые нарушения.

ЛОГОРИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

LOGORITMIKA FOR CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

В Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями получают реабилитационную помощь дети с ограничениями жизнедеятельности. В последние годы все чаще можно видеть детей, имеющих не простые речевые нарушения, а нарушения речи, возникшие вследствие различных синдромов в сочетании с нарушениями двигательной сферы. Для профилактики и устранения таких нарушений и комплексной коррекции развития ребенка свою эффективность показали логоритмические занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Занятия логоритмикой в первую очередь рекомендованы детям с речевыми нарушениями: дислалия, дизартрия, нарушения темпа речи (брадилалия, тахилалия), заикание, алалия, задержка речевого развития, логоневроз. А также детям с СДВГ, с ДЦП, с задержкой психического развития, когнитивно простым детям и детям с различными синдромами и расстройствами, сопровождающимися нарушением развития (аутистический, эпилептический и т. д.). В логоритмике применяется интегративный принцип, позволяющий исправлять речевые нарушения за счет развития двигательной сферы, и корректировать двигательные нарушения за счет включения в двигательные процессы речевого контроля. Логоритмические занятия представляют собой ряд приемов, в основе которых лежит принцип сочетания движения, музыки и речи, что повышает эффективность всей коррекционной работы как у детей с речевыми проблемами, так у детей и с нарушениями двигательной сферы. Логоритмические занятия являются одним из средств развития и совершенствования моторики и речи дошкольников с речевыми проблемами, а также с двигательными нарушениями.

При коррекции речевых и двигательных нарушений в логоритмике выделяют два основных направления. Первое направление логоритмической работы – развитие неречевых процессов. Эта работа включает в себя совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти. Второе направление – развитие речи и коррекция речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

Занятия по логоритмике проводятся два раза в неделю в утренние часы

Длительность занятия – 25-30 мин. Количество детей в группе – от 4 до 14 человек. К проведению занятий привлекаются родители.

Тематика занятий зависит от времени года.

Комплексы не повторяются, они изменяются, дополняются в зависимости от состава детей в группах.

В результате практической работы сложилась следующая структура логоритмического занятия, которая составлена с учётом принципов ортобиоза:

движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;

разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;

песня, сопровождаемая жестами;

подвижная или коммуникативная игра.

В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.

На логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:

уточнение артикуляции – положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;

развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

расширение лексического запаса;

развитие слухового внимания и зрительной памяти;

совершенствование общей и мелкой моторики;

выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.

Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение малышей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Многогранность коррекционной работы с детьми с диагнозом ДЦП формируется благодаря простым, но эффективным средствам — это движения под музыку, двигательно-речевые упражнения, речевые упражнения, а также речевые упражнения с музыкальным сопровождением. Работая с данной категорией детей, мы используем лишь некоторые, адаптированные приемы коррекционного воздействия.

Из музыкально-двигательных средств логоритмики и элементов психогимнастики на занятиях учителя-логопеды нашего центра используют упражнения на развитие дыхания, способствующие выработке диафрагмального дыхания, которые реализуются в игре. Мы учим детей сдувать легкие предметы, надувать мыльные пузыри, вдыхать и выдыхать воздух через нос, также в этот комплекс мы включаем упражнения на развитие голоса, которые способствуют развитию силы, диапазона, выразительности голоса. Работу начинаем с произношения на выдохе гласных и согласных звуков. Силу голоса развиваем путем произнесения гласных громко или более тихо в соответствии с усилением или ослаблением звучания музыкального сопровождения.

Всегда на логоритмических занятиях учителя-логопеды проводят упражнения по развитию мелкой моторики, которые способствуют не только развитию движений пальцев рук, а также их взаимодействию, координации, стимулируют развитие речевых зон коры головного мозга. Данные упражнения можно выполнять пассивно, когда родители держат руки ребенка в своих руках и выполняют заданные действия в возможном для данного ребенка объеме.

В занятия обязательно включаем упражнения на регуляцию мышечного тонуса, где учим детей напрягать и расслаблять мышцы. Большая или меньшая сила мышечного напряжения соотносится с более громким или более тихим звучанием музыки или голосом взрослого. Здесь также возможно применение пассивного способа выполнения задания, как и в упражнениях по развитию мелкой моторики.

Из двигательно-речевых средств логопедической ритмики используем только те упражнения, которые соответствуют уровню физического развития детей. Сочетание речи с движением способствует развитию речевого внимания, а также приучает детей вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней сначала совместно с родителями, а затем все более самостоятельно. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.

В связи с тем, что у данной категории детей практически отсутствуют речевые средства общения, в занятия включаем упражнения, стимулирующие речевую активность, используем приемы договаривания простых слов или звукоподражаний, чтение педагогом небольших стихов со зрительным сопровождением (показ предметов или простых сюжетов). Музыкальное сопровождение эмоционально стимулирует речевое развитие, формирует положительную мотивацию, способствует установлению эмоционального контакта со взрослым. В раннем возрасте во время проведения логоритмических занятий специалисты опираются на все сохранные анализаторы ребенка и, основываясь на них, способствуют формированию в дальнейшем речевых умений и навыков.

Необходимым условием работы на логоритмических занятиях является создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых.

Именно комплексная работа, основанная на эмоциональном стимулировании развития речи и движений, приносит успехи, помогает ребенку заговорить и стать двигательно более активным.

Навыки, отработанные на занятиях логоритмики, мы используем и на праздничных мероприятиях, которые регулярно проводятся в Центре.

Система занятий по логоритмике способствует положительной динамике: у большей части детей преодолеваются речевые дефекты и корректируются отклонения в личностной и поведенческой сфере.

- жизнерадостность, ощущаемая после каждого занятия;

- улучшение физического и эмоционального состояния детей.

Список использованной литературы:

Читайте также: