Кто составляет психолого педагогическую характеристику в школе

Обновлено: 04.07.2024

подборка готовых характеристик на ученика, а также образцы и рекомендации

Характеристика на ученика — один из самых востребованных документов в работе классного руководителя, завуча, педагога-психолога или социального педагога.

Используемые в образовательной практике хар-ки подразделяются на три основных типа — психологические, педагогические и психолого-педагогические. В данной подборке мы собрали все три вида характеристик, а также образцы, шаблоны и рекомендации по их написанию.

В архиве, который доступен для скачивания по ссылке расположенной в конце данной статьи вы найдете примеры готовых характеристик для учеников разных классов, образцы положительных хар-ик для успевающих учеников и негативных для слабых, рекомендации и шаблоны для самостоятельного написания ха-ки любого типа.

Всего в подборку включено более 70 готовых характеристик + бланки, шаблоны и рекомендации по их написанию.

В большинстве случаев хар-ка включает в себя следующие разделы:

1. Общие сведения об учащемся. (Фамилия, имя, отчество, возраст, в каком классе учится, национальность, информация о родителях и т.д.).
2. Состояние здоровья и физическое развитие.
3. Условия семейного воспитания.
4. Интересы ученика.
5. Интеллектуальное развитие.
6. Особенности темперамента.
7. Волевые качества.
8. Коммуникабельность в отношении с коллективом класса и учителями.
9. Уровень притязаний и самооценка
10. Морально-этические качества
Заключение.

Содержание подборки:

Всего более 100 документов!

Образцы характеристик:

Характеристика ученика 1 класса

Общие сведения об учащемся:
Ф.И.О. ученика: Михаил К.
Дата рождения: 19.09.2003

Семья ребенка:
Состав семьи: социальная сирота, воспитанник детского дома

Состояние здоровья: нормальное

Жалобы классного руководителя: на уроках занимается посторонними делами, разгуливает по классу. Основное время учебного процесса может бегать по классу, ползать под столами, залезать в коробки. Поведение часто неадекватное: кричит без видимых причин. Программный материал не усваивает, не успевает за общим темпом работы класса, испытывает затруднения в обучении.

В процессе психологического обследования К. М. отмечены следующие особенности:
В контакт вступает с трудом; наблюдается замкнутость, пассивность. Не проявляет заинтересованности в общении, контакт носит поверхностный характер. Познавательный интерес к предъявляемым заданиям неустойчив, сужен объем устойчивой работоспособности. Реакция на замечания присутствует, но выражена в слабой форме. Учебные навыки развиты в очень низкой степени. Техника чтения также очень низкая. На вопросы, касающиеся осведомленности об окружающем мире часто дает неправильные ответы (объем знаний об окружающем мире не соответствует возрастной норме; эти знания отрывочны и бессистемны).

Характеристика вербального интеллекта:
Нуждается в упрощении вопросов и инструкций к заданиям. Диалогическая речь развита слабо. Понятийный словарный запас беден; испытывает трудности при объяснении отвлеченных понятий. Общий кругозор ограничен, знания об окружающем мире отрывочны и бессистемны. Навык выполнения простых счетных операций слабо развит, затрудняется выполнять арифметические задания на сложение и вычитание.

Эмоционально – волевая сфера: активен, деятелен, наблюдается двигательная расторможенность.

Внимание: внимание поверхностное, быстро истощается.

Память: уровень развития памяти низкий (сужен объём кратковременной оперативной памяти), однако грубых нарушений памяти не выявлено.

Мышление: наглядно-действенное. При психологическом обследовании выявлен низкий уровень вербально-логического и наглядно-образного мышления. Испытывает трудности при установлении логических связей.

Работоспособность: низкая

Обучаемость: низкая, помощь использует недостаточно.

В целях обеспечения комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка, К. Михаил направляется для уточнения диагноза и назначения адекватного лечения.

Педагоги-психологи МОУ СОШ №

Харчук Анна учится в СШ № 196 с первого класса по программе 12 летнего обучения. За время учебы зарекомендовала себя как ученица со средними способностями. Средний балл обученности 5-6.

Регулярно выполняет домашние задания.

У Анны достаточно развиты учебные умения и навыки. Словарный запас, уровень грамотности соответствуют возрастной норме. Преобладает устная речь над письменной. На уроке изредка отвлекается, средний уровень усвоения учебного материала, интересуется гуманитарными науками, любит читать книги. Анна умеет планировать учебную работу, выделять главное в учебном материале и систематизировать его.

Пропусков уроков без уважительной причины не имеет.

В классе конфликтных ситуаций не создает, но стремится быть в центре внимания окружающих. Анна проявляет интерес к школьным и классным мероприятиям и принимает участие в них. Посещает подготовительные курсы в колледже связи.

Анна воспитывается в полной благополучной семье. Ребенку созданы все условия для формирования его как личности.

Директор СШ № 192

Дмитрий обучается в СОШ № третий год. 1-2 класс обучался в СОШ №. Второй класс был продублирован.
Родители создают условия для развития ребенка. Постоянно оказывают помощь в подготовке домашних заданий. Мальчик всегда ухожен и подготовлен к школьным занятиям.

Д. легко и быстро устанавливает контакт, проявляет заинтересованность, охотно выполняет поручения, в случае непонимания задаёт вопросы.

Ребенок испытывает постоянные затруднения в обучении, с учебным материалом не справляется, не успевает за общим темпом работы класса.

Работоспособность: крайне низкая; на уроке часто испытывает сонливость, жалуется на головную боль. К концу урока количество ошибок увеличивается. Не всегда понимает требования учителя.

Внимание недостаточно устойчивое, быстро истощается.

Объем памяти не соответствует условно-принятым возрастным нормам.

Учителем применялись различные виды помощи для преодоления обнаруженных трудностей, наиболее действенной оказалась — облегчение и индивидуализация заданий (без временных ограничений).

Обучаемость: низкая, помощь использует недостаточно. Может выполнить простое задание по образцу, однако, перенос знаний затруднен.

Мышление: наглядно-действенное. При психологическом обследовании выявлен низкий уровень вербально-логического и наглядно-образного мышления. Испытывает трудности при установлении логических связей, обобщении.

Запас общих представлений соответствует возрасту.

Отмечаются недостатки лексико-грамматической стороны речи. Мальчик воспитывается в двуязычной среде.
Выписка из протокола психологического исследования по методике Векслера от 28. 02. 06г.

Невербальный показатель — 64

Общий показатель -70

Ребенок эмоционально устойчив, очень доброжелателен. Замечаний к поведению в школе – нет. Взаимоотношения со сверстниками — ровные.

Критичность: адекватная (радуется одобрению, ждёт его; исправляет поведение в соответствии с замечанием).

В целях обеспечения комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка, Д. направляется для уточнения диагноза и назначения адекватного лечения.

Психолого-педагогическая характеристика - это документ, в котором отражены наблюдения специалиста за конкретным школьником или классом.

Назначение психолого-педагогической характеристики и принципы ее составления

Психолого-педагогическая характеристика ученика представляет собой важный документ в работе классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога. При составлении психолого-педагогической характеристики школьника необходимо максимально точно учитывать все личностные особенности ребенка, особое внимание следует уделить психологическому состоянию ученика. Значение данного вида характеристики крайне велико, ее данные учитываются во время учебно-воспитательного процесса. Психолого-педагогическая характеристика дает возможность педагогам познакомиться с особенностями конкретного ребенка и составить правильную учебно-воспитательную стратегию. Следует так же отметить, что этот документ может потребоваться при переводе в другое учебное заведение, а также вне стен школы, например, для органов опеки, ПДН.

Существует ряд определенных правил, которыми необходимо руководствоваться при составлении психолого- педагогической характеристики. В первую очередь характеристика должна носить обязательный объективный характер, необходимо учитывать факторы, которые оказывают влияние на формирование личности ребёнка, а также его индивидуальные особенности. Во время общения с ребёнком ни в коем случае нельзя на него давить, беседа должна происходить в доброжелательном ключе.

Данные, представленные ниже, являются примером психолого-педагогической характеристики ученика. В образце отражены следующие пункты:

  • Общие сведения об учащемся
  • Состояние здоровья и физическое развитие
  • Условия семейного воспитания
  • Учебная деятельность учащегося
  • Трудовая деятельность учащегося
  • Особенности психических процессов и эмоции
  • Положение ребенка в детском коллективе
  • Особенности познавательной деятельности
  • Общие психолого-педагогические выводы

Психолого-педагогическая характеристика ученика (примерное содержание)

Сведения для составления данной психолого-педагогической характеристики ученика были собраны в период с 22.03.2018 г. по 05.04.2018 г. При сборе данных применялись методы наблюдения за учениками во время учебного процесса и перемен, была проведена беседа с учеником и классным руководителей, было проведено тестирование, так же были изучены оценки учащегося из классного журнала и его личное дело.

Готовые работы на аналогичную тему

Общие сведения об учащемся

Фамилия, имя, отчество: Степанов Виктор Александрович

Дата рождения: 09.05.2004

Состояние здоровья и физическое развитие

Ученик состоит во второй группе здоровья, физкультурная группа основная, болеет не часто, ОРВИ в легкой форме, хронические заболевания отсутствуют, стабилен в проявлениях настроения.

Условия семейного воспитания

Учебная деятельность учащегося

Виктор Степанов имеет хорошую успеваемость, по некоторым предметам отличную, добросовестно относится к процессу обучения, на уроках внимателен, отвлекается редко, но иногда допускает некоторые ошибки по невнимательности.

При заучивании учебного материала всегда изначально разбирается в структуре и смысле материала, хорошо разобранный материал запоминает быстро.

Ученик усваивает материал достаточно быстро, иногда выполняет задания быстрее остальных учеников, получает дополнительный материал для отработки навыков. Наиболее хорошо Виктор Степанов проявляет себя в алгебре, геометрии, физике, химии, информатике. Общий средний бал 4,8.

Трудовая деятельность учащегося

Виктор Степанов посещает так же внеклассные занятия: шахматы, робототехнику, компьютерную графику, плавание. Виктор принимает участие в общественных делах по просьбе классного руководителя, однако сам инициативу проявляет редко. Всю порученную работу ученик старается выполнить хорошо, к делу подходит ответственно. Уважительно относится как к одноклассникам, так и к учителям.

Особенности психических процессов и эмоции

Виктору Степанову присущи такие психоэмоциональные качества как целеустремленность и упорство, по темпераменту ученика можно отнести к сангвиникам и флегматикам. Школьник уравновешен, общителен, обладает хорошей работоспособностью.

Школьник старается не выставлять на показ своих достижений, редко хвастается. Задания учителей практически всегда выполняет сам, но, если испытывает трудности в редких случаях может обратиться за помощью к одноклассникам.

На критику и замечания Виктор Степанов реагирует спокойно старается учитывать замечания преподавателей. Обладает такими волевыми качествами как самообладание, решительность: чаще всего удачно справляется с проявлением своих эмоций, берет на себя ответственность в принятии важных решений.

Ребёнок в меру активен в большинстве сфер школьной жизни.

Положение ребенка в детском коллективе

Виктор Степанов пользуется авторитетом в классе, в большей степени у учеников с хорошей успеваемостью и поведением. Пользуется авторитетом в кружке по шахматам и робототехнике.

Особенности познавательной деятельности

Виктор Степанов имеет достаточно хорошую память, внимательность и реактивное мышление, внимание школьника распределяется равномерно, он без труда переключает его с одной деятельности на другую. У Виктора в одинаковой степени хорошо развита как визуальная, так и слуховая память, в ходе исследований коэффициента, выяснилось, что в обоих случаях он составляет 80. Механическая память развита немного меньше, коэффициент равен 70.

Ученик достаточно хорошо работает с учебным материалом, способен хорошо систематизировать, обобщать, проводить анализ большого объёма информации. У ребенка правильно сформирована речь, предложения строит четко и понятно. Умственное развитие на высоком уровне.

Общие психолого-педагогические выводы

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Министерство общего и профессионального образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования Ростовской области

«Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной

Курсы повышения квалификации

Ходеева Оксана Павловна

Педагог-психолог МОБУ СОШ №30

Гумбатова Галина Анатольевна

Педагог-психолог МОБУ СОШ №38

Хотенчан Ольга Васильевна

Педагог-психолог МАОУ СОШ №12

Методические рекомендации по оформлению психологической характеристики обучающегося

Методические рекомендации по оформлению психологической характеристики обучающегося ………………………………………………. 5

Схема характеристики обучающегося при для прохождения

Схема характеристики обучающегося состоящих на учете в

инспекции по делам несовершеннолетних………….………………………..10

Схема характеристика обучающегося при направлении

6. Используемая литература…………………………………………..……. 13

Сведения об участниках проекта

Гумбатова Галина Анатольевна, педагог-психолог МОБУ СОШ №38, г. Таганрога , стаж работы 35 лет,высшая категория

Ходеева Оксана Павловна, педагог-психолог МОБУ СОШ №30, г. Таганрога, стаж работы 3 года, категория – соответствие занимаемой должности.

Хотенчан Ольга Васильевна, педагог-психолог МАОУ СОШ №12, г. Таганрога, стаж работы категория – б/к.

Цель проекта

Разработать методические рекомендаций по оформлению психолого-педагогической характеристики обучающегося по результатам психологического обследования.

Задачи проекта

Изучить литературу по написанию психологических характеристик,

Создать расширенный план составления психолого-педагогической характеристики на обучающегося,

Актуальность проекта

Характеристика на ученика - один из самых востребованных документов в работе педагога-психолога. В повседневной практике к психологу часто обращаются родители и обучающиеся с просьбой написать характеристику для оформления инвалидности, для прохождения медицинской комиссии, для поступление в другое учебное учреждение и др. Поскольку характеристика на ученика не относится к категории официальных документов, она может писаться в произвольной форме, согласно общим рекомендациям деловых писем. В различных методических пособиях предлагаемые схемы написания характеристик разные, поэтому нам очень важно разработать общие методические рекомендации для их написания. В связи с этим тема проекта является актуальной.

Практическая значимость проекта

Данная разработка может быть помощью педагогам-психологам в оформлении и составлении психологических характеристик.

ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Психолого-педагогическая характеристика – это документ, в котором изложена адекватная оценка социальных условий проживания, положительных черт личности ребенка наряду с отрицательными, видна возможность борьбы с негативом и как это воздействует на ребенка, какие результаты.

При написании характеристики нужно учитывать следующие требования:

Сведения о ребенке должны быть точными, достоверными и объективными;

Нужно четко знать, куда пишется характеристика, т.е. цели, задачи использования характеристики, и учитывать это при выборе структуры и содержания;

К написанию характеристики можно приступать только после проведения психолого-педагогического обследования, длительного наблюдения за ребенком;

Характеристика должна быть краткой, понятной, содержательной и отражать основные психолого-педагогические аспекты состояния ребенка;

Нужно давать описание как положительных, так и отрицательных черт личности ребёнка;

Не допускается наличие в характеристике грамматических и орфографических ошибок;

В конце характеристики должны быть обязательно указаны: дата написания, авторы, их должности и личные подписи;

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Структура характеристики может быть следующей:

Психологическая характеристика обучающегося оформляется на листе со штампом образовательной организации, подписывается специалистом с расшифровкой подписи, указывается дата оформления заключения.

В заключении указываются:

- фамилия, имя обучающегося, его возраст (количество полных лет), дата и время обследования

- присутствие третьего лица;

- перечень всех используемых методик (с указанием общепринятых названий либо авторов);

- описание результатов методик в свободной форме. Структура описания может быть следующей:

- особенности поведения ребенка во время обследования,

Условно содержательную часть заключения можно разделить на две части. В первой части указываются особенности поведения ребенка во время обследования. Отмечаются мотивация к выполнению заданий, особенности контакта, способы взаимодействия с психологом, способы выполнения заданий, характер деятельности, реакции на поощрение, неуспех, замечание, особое внимание обращается на способность ребенка продуктивно использовать помощь, отмечаются наиболее эффективные виды помощи, умение переносить найденный совместно с психологом способ решения на аналогичную задачу. Во второй части дается анализ полученных результатов диагностического изучения психики ребенка.

Заключение начинается с описания особенностей контакта с ребенком. Важно оценить является ли контакт стабильным, либо неустойчивым и по каким причинам.

Затем дается характеристика эмоциональной реакции ребенка на ситуацию обследования . Эмоции ребенка фиксируются на протяжении всего обследования и предполагают оценку адекватности поведенческих реакций ребенка на ситуацию эксперимента.

Далее описываются особенности понимания ребенком словесной инструкции: характер доступной ребенку инструкции, необходимость и качество ее изменения для улучшения понимания, способность сохранять инструкцию до конца работы.

Следующие параметры, которые мы можем описать:

В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка:

Особенности контакта ребенка (например, в контакт вступает легко, но он носит нестабильный характер, или в контакт вступает легко, он носит целостный характер)

Эмоциональная реакция на ситуацию обследования (например, проявляется в форме возбуждения, адекватна ситуации и т.д.)

Реакция на одобрение в целом по итогам обследования (положительная, отрицательная, проявляется в форме дурашливости и т. д.)

Реакция на неудачи (например: в случае неудач проявляет дезорганизацию деятельности, проявляющуюся в хаотическом переборе вариантов, при сохранении стремления довести задание до конца.

Эмоциональный фон (повышен, понижен)

Коммуникативная функция речи

Особенности речевой регуляции

Саморегуляция мыслительной деятельности

Деятельность характеризуется следующими показателями:

Наличие и стойкость интереса к заданию ( например , интерес проявляет и сохраняет на протяжении всего выполнения задании;, интерес нестойкий, поверхностный, проявляет только к интересующим его задания; интереса не проявляет, пассивен )

Самостоятельность выполнения задания

Темп и динамика деятельности (например, деятельность целенаправленная, либо отмечается импульсивность (инертность) в выполнении заданий; на фоне утомления темп выражено снижается и т.д.)

Работоспособность (например, продуктивно работает в течение всего обследования, отмечаются проявления усталости, изменения темповых характеристик и т.п.)

Характер оказанной ребенку помощи (например, помощь не требуется, требуется (организующая, стимулирующая, обучающая помощь).

Далее необходимо охарактеризовать эмоциональное состояние ребенка во время выполнения заданий, которое включает три показателя: эмоциональной фон поведения, выраженность эмоций, эмоциональная подвижность .

Важным параметром является характер общения ребенка со взрослым. И для дошкольников, конечно же, важна характеристика мелкой моторики.

Вторая часть заключения включает интерпретацию результатов диагностического изучения психики ребенка. Мы анализируем и описываем результаты методик, использованных для исследования памяти, внимания, мышления ребенка.

При описании памяти важно отметить объем и темп запоминания, а так же указать, как долго ребенок помнит информацию и как точно он ее воспроизводит. (Например: Объем кратковременной памяти к 5 предъявлению 7 слов. Кривая запоминания носит следующий характер: 4,6,4,7,7. Спустя час было воспроизведено 8 слов. Искажения и смысловые замены слов присутствуют стойко. Методика «Память на образы 8 из 16).

Характеристика психолога заканчивается диагностическим выводом . Он включает в себя: указание на степень отставания от возрастной нормы, при этом возможные формулировки вывода: психическое развитие (соответствует, незначительно отстает, отстает, существенно отстает, грубо отстает) от возрастной нормы, либо отмечается неравномерность развития психических функций .

При оформлении психологического заключения на выпускника, претендующего на получение особых условий государственной итоговой аттестации, акцент следует сделать на индивидуальных психофизических особенностях обучающегося, затрудняющих сдачу экзамена в обычных условиях.

СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПРИ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ

МЕДИЦИНСКОЙ КОМИССИИ

1. Фамилия, имя ребенка, его возраст (количество полных лет), дата и время обследования ребенка.

2. Перечень всех используемых методик (с указанием общепринятых названий либо авторов);

3. Описание результатов методик в свободной форме.

- описания особенностей контакта с ребенком.

- характеристика эмоциональной реакции ребенка на ситуацию обследования. - особенности понимания ребенком словесной инструкции наличие и стойкость интереса к заданиям.

- темп и динамика деятельности.

-характер оказанной ребенку помощи.

- эмоциональной фон поведения, выраженность эмоций, эмоциональная подвижность.

- характер общения ребенка со взрослым.

СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВ СОСТОЯЩИХ НА УЧЁТЕ В ИНСПЕКЦИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Фамилия. Имя. Отчество. Возраст.

Образование или место учебы.

Состав семьи (полная, неполная).

Характер родителей, отрицательное влияние на подростка.

- гипоопёка и безнадзорность;

- гиперопека (мелочный контроль);

- воспитание по типу жестких взаимоотношений;

Отношение с родителями:

- взаимопонимание, сочувствие, сострадание;

- недоброжелательное, враждебное, агрессивное, утрата интереса к любой полезной деятельности, неопрятность, стремление делать назло, разрушение вещей.

- бурные реакции со злобностью и агрессией, упрямство, колебания настроения;

- состояние во время конфликта (покраснение лица, потливость, одышка и т.п.);

- состояние после конфликта (расслабленность, вялость, плаксивость, длительная напряженность и злобность);

- наличие хмуро-недовольного настроения, жестокость, жажда власти, педантизм, аккуратность, льстивость;

- замкнутость, невыразительность эмоций, немотивированность поступков;

- общительность, жажда деятельности;

- неуверенность в себе, робость, психическая невыносливость, быстрая утомляемость;

- чрезмерная склонность к сомнениям, многократное обдумывание предстоящих и уже совершенных поступков;

- память, интеллектуальная продуктивность;

- сформированность понятий добра и зла, дозволенности и недозволенности;

- отношение к животным.

- азартные игры, коллекционирование.

- встреча с девушками (юношами);

- онанизм, гомосексуальные эксцессы;

- поведение и успехи в школе;

- отношение к общественной работе и труду;

- уходы и бродяжничество;

- алкоголизация и курение, наркотики и суррогаты;

- попытки к самоубийству.

Наличие конфликтной ситуации (какой?):

- дома, в школе, с группой подростков;

- положение среди сверстников;

Реакция на наказание и поощрение.

Проведенная работа с подростком, её результаты.

СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКА НА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПРИ НАПРАВЛЕНИИ НА ПМПК

1. Фамилия, имя ребенка, его возраст (количество полных лет), дата и время обследования ребенка.

2. Присутствие третьего лица;

3. Перечень всех используемых методик (с указанием общепринятых названий либо авторов);

4. Описание результатов методик в свободной форме.

- описания особенностей контакта с ребенком.

- характеристика эмоциональной реакции ребенка на ситуацию обследования. - особенности понимания ребенком словесной инструкции наличие и стойкость интереса к заданиям.

- темп и динамика деятельности.

-характер оказанной ребенку помощи.

- эмоциональной фон поведения, выраженность эмоций, эмоциональная подвижность.

- характер общения ребенка со взрослым.

- диагностический вывод. Он включает в себя: во-первых, указание на степень отставания от возрастной нормы, при этом возможные формулировки вывода: психическое развитие (соответствует, незначительно отстает, отстает, существенно отстает, грубо отстает) от возрастной нормы, либо отмечается неравномерность развития психических функций; во-вторых, указание на вариант нарушенного, отклоняющегося развития (в соответствие с типологией отклоняющегося развития М. и Н. Семаго.)

При оформлении психологического заключения на выпускника, претендующего на получение особых условий государственной итоговой аттестации, акцент следует сделать на индивидуальных психофизических особенностях обучающегося, затрудняющих сдачу экзамена в обычных условиях.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.:ТЦ Сфера, 2001. – 240 с.

Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов./Под ред. М. М. Семаго. – М.: АРКТИ, 2001.–136 с.

Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 288 с.

Методика десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психи­ческими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

Тестовый материал
Примеры набора слов:
Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.
Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.
Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.

Для чего нужна психолого-педагогическая характеристика учащихся, как правильно писать характеристику и основные ошибки при составлении документа.

Для чего нужна психолого-педагогическая характеристика на ученика

Характеристика на ученика — это важный документ, который может потребоваться при переводе в другую школу или колледж, в органы опеки, военкомат или в полицию. В нем прописываются успехи и достижения учащегося, его социальные, коммуникативные навыки и личные качества.

Как правильно провести психолого-педагогическую экспертизу

Психолого-педагогическая экспертиза проводится путем тщательного наблюдения за учеником, а также через разговоры с психологом. Таким образом выявляются особенности учащегося в плане развития, выясняется какие предметы ему даются лучше, какие хуже. С помощью общения с семьей можно понять его психологические наклонности, состояние физического и ментального здоровья. Преподаватели помогут определить успеваемость школьника и его сильные стороны. В личном разговоре с учеником есть возможность выявить характерные особенности его речи, богатство языка, эмоциональность, грамотность.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Помимо общения и наблюдения существуют также методы тестирования и анкетирования . В первом случае ученику дается ограниченный по времени тест, по результатам которого устанавливаются индивидуальные психологические черты.

Как написать характеристику

После всей собранной информации для написания характеристики нужно определиться с ее структурой и составить план.

Структура

Схема составления документа должна включать в себя 5 основных блоков:

  1. Общие сведения о ребенке.
  2. Особенности познавательной деятельности учащегося.
  3. Личность ребенка.
  4. Поведение.
  5. Выводы и рекомендации.

Шаблонные фразы и клише

Характеристика должна быть написана легким и понятным языком. Для упрощения ее составления существуют некоторые шаблоны и клише, которые можно использоваться в составляемом тексте. Поделим их, исходя из каждого пункта структурного плана:

  1. Общие сведения о ребенке. Помимо такой личной информации, как Ф.И.О. ученика, дата рождения, дата поступления в учебное заведение и родственные связи, стоит также прописать и данные о состоянии здоровья: наличие хронических заболеваний, группа здоровья.
  2. Особенности обучения учащегося. Здесь нужно рассказать об:
  • успеваемости ученика (отличная, хорошая, удовлетворительная или неудовлетворительная);
  • учебной мотивации (отношение к учебному процессу, наличие интереса и желания учиться);
  • характеристике усвоения различных школьных предметов (трудности и успехи в усвоении материала, любимые предметы, имеющийся уровень знакомства с программой);
  • особенностях внимания (устойчивость или дефицит внимания, концентрация, умение вести два дела одновременно);
  • восприятии информации (выделение главного в тексте, понимание задания);
  • мышлении (умение делать выводы, способность к обобщению информации, сравнение предметов);
  • памяти (вид памяти: слуховая, зрительная, моторная; способности к точному и быстрому запоминанию);
  • речи (особенности, дефекты, точность, наполнение языка, связность высказываний);
  • быстроте деятельности (скорость выполнения заданий, утомляемость);
  • поведении на уроках (соблюдение школьных правил и норм поведения, понимание их важности).

3. Личность ребенка:

  • интересы (учеба, художественно-эстетические, спорт и т.д.);
  • отношение к поручениям и делам (реакция на собственные успехи и провалы, мотивация к учебе, отношение к учебным предметам). Это могут быть такие качества, как аккуратность/неряшливость, решительность/нерешительность, трудолюбие/леность, настойчивость/инфантильность и т.п.;
  • отношение к окружающим (взаимоотношения с классным руководителем, другими учителями, одноклассниками, авторитетность, вежливость, чувство личного пространства, отношение к критике);
  • отношение к себе (самооценка, хвастовство/скромность, уверенность/неуверенность в себе, самоконтроль, уравновешенность в эмоциональном плане).
  • соблюдение социальных норм и правил;
  • реакция ученика на собственные неудачи и промахи, а также на неудачи других детей;
  • поведение в конфликтных ситуациях;
  • полезные и вредные привычки;
  • возможная склонность к неприемлемым формам поведения (воровство, обман, издевательства и т.п.).

5. Выводы и рекомендации:

  • общее впечатление об ученике;
  • выводы (сильные и слабые стороны учащегося, развитие или корректировка тех или иных особенностей);
  • рекомендации (дальнейшая воспитательная работа с ребенком).

Ошибки при написании

Чтобы написать полную и доходчивую характеристику на ученика надо заранее рассмотреть самые распространенные ошибки, на которые можно наткнуться во время написания.

  • Поверхностное составление характеристики. Чтобы избежать этой ошибки, все заявленные качества ученика надо раскрывать на примерах.
  • Отсутствие анализа усвоения учащимся школьной программы.
  • Много лишней информации, слишком подробная характеристика.
  • Применение формулировок, унижающих ученика или его родственников.
  • Неполное изложение характеристики в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями. Например, рассмотрение только качеств характера ученика в отрыве от общей успеваемости.

Педагогическая характеристика на неуспевающего ученика

Гораздо реже можно встретить неудовлетворительную характеристику.

Когда может понадобиться

Характеристика на слабого ученика может пригодиться в тех случаях, когда необходимо разобраться в причинах плохой успеваемости и заполнить пробелы в воспитании. Необходимо особое внимание уделить мотивации, взаимоотношениям ребенка со сверстниками, родственниками и учителями, а также психическому и физическому развитию и вредным привычкам.

Психолого-педагогическая характеристика группы учащихся

Это документ, в котором приводится характеристика группы учащихся, например, класса или группы в вузе.

Когда нужна

Она может понадобиться в ситуации нестабильных взаимоотношений между учащимися, для выявления причин проблем и их устранения. Таким образом стоит обратить внимание на лидеров коллектива и на неуспевающих учеников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологическая характеристика
Учащегося ___________класса СШ№______ ФИ_________
Дата рождения_________________ Дом.адрес__________
1. Тип трудности объясняется: пробелами в овладении этическими знаниями, несформированностью нравственных представлений, отсутствием навыков адекватного поведения, изменениями личности, связанными с искажением представлений о взаимоотношениях с окружающими, органическими нарушениями нервной системы, психической неустойчивостью, повышенной аффективностью, расторможенностью влечений.

2.Психофизиологические особенности
а) стабильный экстраверт: общительный, открытый, разговорчивый, доступный, беспечный, живой, беззаботный, склонный к лидерству;
б) нестабильный экстраверт: обидчивый, неспокойный, агрессивный, возбудимый, переменчивый, импульсивный, оптимистичный, активный;
в) стабильный интроверт: пассивный, осторожный, рассудительный, мирный, сдержанный, надежный, ровный, спокойный;
г) нестабильный интроверт: угрюмый, тревожный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий;
Тип личности (по Айзенку)
Характеристика типа:________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Эмоционально-волевая сфера. Тип акцентуации характера (по Шмишеку):
гипертимный
тревожный
дистимический
педантический
эмотивный
застревающий
демонстративный
экзальтированный
циклический
возбудимый
4. Мотивационно-потребностная сфера.
Потребности: в физическом совершенствовании, духовном совершенствовании, в трудовой деятельности, в дружбе, в эмоциональной близости со сверстниками, в уважении и поддержки со стороны взрослых, со стороны сверстников, в развлечениях, в комфорте, в лидерстве, в оказании помощи окружающим, в достижении высоких результатов в деятельности, в автономии, в престиже, сексуальные потребности.
5. Особенности школьной дезадаптации:
а) учеба: низкая обучаемость при положительной учебной мотивации, удовлетворительная или высокая обучаемость при стойком равнодушии или отрицательном отношении к учению, низкий уровень обучаемости при отрицательном отношении к учебе;
б)психологические причины: несформированность приемов учебной деятельности, недостаточное развитие психических процессов, неадекватное использование индивидуально-типологических особенностей;
в) трудовая и общественная деятельность: низкая (высокая) трудовая (общественная) активность, неспособность к систематической, целенаправленной, напряженной деятельности, низкая (высокая, ситуативная) работоспособность, низкое (высокое) чувство ответственности, неспособность (способность) довести начатое дело до конца, инициативность (безынициативность), низкие (высокие, средние) организаторские способности;
г) психологические причины: дефекты воспитания, несформированность трудовых навыков, неразвитость волевых качеств, отсутствие интереса к труду.
6. Тревожность:
а) общая (по Прихожан): высокая, повышенная, в норме, низкая;
б) личностная: высокая, повышенная, в норме, низкая;
в) межличностная: высокая, повышенная, в норме, низкая;
г) школьная (по Филлипсу): высокая, повышенная, в норме, низкая. Высокий уровень по факторам: страх ситуации проверки знаний, страх несоответствовать ожиданиям окружающих, фрустрация потребности в достижении успеха, конфликты с учителями, страх предъявления себя.
7. Интеллектуальный уровень (по Ровену):
Уровень интеллектуального развития: высокий, средний, низкий.

6. Отношения в семье:
а) тип семьи по воспитательному потенциалу: воспитательно-неустойчивая (гиперопека); воспитательно-слабая с утратой контакта с ребенком и контроля над ним; воспитательно- слабая с агрессивно-негативной атмосферой; маргинальная (с алкогольной, сексуальной, наркотической деморализацией); правонарушительная; преступная; психически отягощенная, безнадзорность, жестокое обращение с ребенком
б) культурный уровень семьи: высокий средний, низкий.
в) взаимоотношения: доверительные, ровные, конфликтные, отчужденные.
г) родительский авторитет: высокий, невысокий, недостаточный, низкий.
д) стиль, методы, приемы воспитания: педагогически верные, неверные, неадекватные. Единство (отсутствие единства) воспитательных воздействий членов семьи.
е) общественный режим и климат семьи удовлетворительный, положительный, неудовлетворительный.
ж) уровень выполнения требований школы: высокий, удовлетворительный, недостаточный, низкий, крайне низкий.
Семья является (нет) стабилизирующим фактором для ребенка.

Читайте также: