Виды преимущества в шахматах 4 класс план урока

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагог: Минина Ирина Сергеевна.

Тема урока : Материальное преимущество.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

учить проверять себя;

учить давать оценку своим действиям;

учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

учить уважительно относиться к иному мнению;

повысить мотивацию к работе на результат;

учить анализировать и просчитывать результат своих действий;

учить строить логические цепи рассуждений, воспроизводить по памяти информацию;

учить концентрировать внимание;

учить выбирать наиболее эффективный способ решения учебной задачи;

вспомнить ценность шахматных фигур;

приобрести навык метода определения материального преимущества и причин его возникновения.

Дидактические средства: учебник, рабочая тетрадь.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, программа для ввода шахматных позиций и ходов ChessOK Aquarium 2015, настольные шахматные доски с комплектами шахмат.

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического

взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

деятельность

учителя

деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Включение в деловой ритм. Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

- Долгожданный дан звонок, шахматный нас ждёт урок. Так что время не теряем и работать начинаем! Сегодня будем мы играть, узнавать и рассуждать….

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем

Личностные : управление своим настроением, умение выражать эмоции.

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность

Проверить готовность к уроку

- С каким настроением вы пришли на урок?

- Вот и закончена игра, учиться новому пора! Для успешной работы вам нужно создать команду из 4-х человек, сдвинуть 2 парты, так, чтобы вы могли удобно сесть лицом друг к другу и при этом видеть интерактивную доску. Кстати, на 4 человека сегодня будет всего одна доска. Почему? Будем учиться работать в команде, уважительно относиться к иному мнению и выбирать наиболее лучший способ решения поставленной задачи.

Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами.

Делятся на малые группы, рассаживают в произвольном порядке по 4 человека

Создать позитивное настроение

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического

взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

деятельность

учителя

деятельность обучающихся

Выявление уровня знаний учащихся.

- Ребята, я сейчас буду называть шахматные поля, на которые вы должны расставить шахматные фигуры. Посмотрим, какая команда быстрее сможет это сделать!

- А сейчас посмотрите на доску и проверьте, как вы справились с этим заданием (диаграмма№1)….

Белые -Кр g 1, Ле1, пп. a 2, b 3, f 2, g 3, h 2

Чёрные – Кр g 8, Ф c 5, Л d 8, пп. a 7, b 8, f 7, g 7, h 6

Личностные: повышение мотивации к работе на результат, формирование основных навыков сотрудничества со сверстниками.

Метапредметные: концентрация внимания, осуществление сотрудничества с одноклассниками.

Предметные: понимание функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала.

Выполнение задания, тренирующего отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Формирование концентрации внимания

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического

взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

деятельность

учителя

деятельность обучающихся

Постановка учебной задачи и поиск пути её решения

Объяснительно-иллюстративный метод, поисковый, в малых группах

Активизация знаний учащихся, создание проблемной ситуации.

- Очень часто, когда шахматисты играют партию, возникают такие позиции, в которых у одной из сторон есть лишние фигуры. Ребята, как вы думаете, что значит лишняя фигура?

- Если в процессе один из соперников обзавёлся лишней фигурой, то принято считать, что у него материальное преимущество. Какое материальное преимущество на вашей доске?

- А как вы это узнали? Правильно, вы посчитали! Значит, мы с вами сейчас выяснили, чтобы определить, какая из сторон владеет материальным преимуществом, достаточно посчитать все фигуры у белых и чёрных, а затем сравнить, у кого фигур больше.

- Посмотрите на диаграмму №2. В этой позиции белые решили, что ходом 1.Л a 8 они ставят мат, но не заметили 1…..Кр:Л g 7!

- Сейчас я проверю, какая группа сегодня самая внимательная. Смотрите на диаграммы и быстро, а главное, правильно отвечайте на вопрос: какие угрозы создали белые. Спрашивать буду только тех, кто первый поднял руку. Готовы? Начнём (диаграммы №4, №5, №6, №7).

- Молодцы, все успешно справились. Теперь подумайте и ответьте, на какую фигуру можно поменять каждую из фигур в задании №2 (рисунок 1).

Формулируют тему урока. Ставят цели.

Ребята отвечают, что у чёрных есть лишний ферзь.

Угрозы белых: конь напал на ладью; ферзь напал на ладью; ладья на слона; слон на коня.

Личностные: повышение мотивации к работе на результат, формирование желания добиваться успеха.

Метапредметные: развитие умственных способностей, внимания, памяти, познавательной мотивации, логического мышления, умения концентрироваться.

Предметные: обогащение словарного запаса, пополнение знаний о шахматах.

Учатся работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу,

анализировать, концентрировать внимание, выбирать наиболее эффективный способ решения учебной задачи. Вспоминают ценность шахматных фигур,

приобретают навык метода определения материального преимущества и причин его возникновения .

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического

взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

деятельность

учителя

деятельность обучающихся

Учитель проводит шахматную зарядку и кинезиологические упражнения

Для снижения утомляемости проводит физкультурную паузу.

- Как вы помните, наша шахматная зарядка направлена на концентрацию внимания. Сейчас посмотрю, кто из вас лучше всего умеет это делать!

b – прыжок на месте

e - взялись за уши

f – взялись за колени

g – руки на пояс

h – погладили себя по голове

( Проделываем 3 – 4 раза, с каждым разом ускоряя темп, иногда порядок букв меняется ).

- Вот мой нос и ухо вот. Хлоп! А теперь - наоборот. Хлоп!

ребята активно выполняют

Осуществление контроля своих действий, концентрация внимания. Формирование желания добиться успеха.

Формирование условий для воспитания умения переключать внимание, чтобы отдохнуть, в то же время активизировать работу левого и правого полушарий мозга

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического

взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

деятельность

учителя

деятельность обучающихся

Письменная работа в рабочей тетради

Организация деятельности по применению новых знаний.

- А сейчас вы самостоятельно должны выполнить и записать ответы в рабочих тетрадях на страницах 65-66, задания 1-2. Кстати, на второй диаграмме поставьте мат королю и запишите этот ход.

Личностные: внимательность, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Метапредметные: концентрация внимания, способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий.

Предметные: понимание функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала

Учатся анализировать и просчитывать результат своих действий, логически рассуждать, воспроизводить по памяти информацию, приобретают навык метода определения материального преимущества и причин его возникновения.

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического

взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

деятельность

учителя

деятельность обучающихся

Проверка выполненных работ

Организация деятельности по проверке выполнения учебных задач.

- Давайте проверим, справились ли вы с этими заданиями. На диаграмме №1 материальное преимущество на стороне белых (у них лишний слон).

- На диаграмме №2 материальное преимущество также на стороне белых (лишний ферзь). 1.Ф g 7 X

- В задании №2 на диаграмме 3 белые напали на чёрную ладью h 6. У чёрных есть два варианта защиты: перекрытие п. g 5 и уход….Л h 7.

- На диаграмме № 3 белые напали на чёрного коня на а6. У чёрных два способа защиты: уйти…Кс7 или защитить….Ф b 7.

Личностные : повышение самооценки, формирование ситуации успеха, умение управлять своими эмоциями.

Метапредметные: владение способом структурирования шахматных знаний, умение объективно оценивать свои умственные, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей.

Предметные: приобретают навык определения материального преимущества и защиты от нападения на фигуру.

Личностные: учатся проверять себя, давать оценку своим действиям, уважительно относиться к иному мнению.

Метапредметные : воспитывают умение с помощью педагога и самостоятельно осуществлять правильность выполнения учебной задачи.

Предметные: приобретают навык организации деятельности с использованием шахматной игры.

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического

взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

деятельность

учителя

деятельность обучающихся

- Так как можно определить материальное преимущество у одной из сторон?

- Что нужно делать, чтобы не зевать фигуры?

- Самыми активными участниками на уроке были….

- Как я уже говорила, чем больше вы будете играть в шахматы, тем с каждым разом ваши шахматные навыки будут улучшаться! Читайте шахматные книги, ищите в интернете интересную информацию по шахматам, играйте в шахматы!

Ребята осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, убирают своё рабочее место.

Личностные : стремление к работе на результат, умение управлять своими эмоциями.

Метапредметные : развитие способности устанавливать причинно-следственные связи, сопоставлять факты.

Предметные: приобретают навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.

Личностные: формирование готовности к саморазвитию и самообучению.

Метапредметные : воспитание потребности находить нужную информацию, способности совместно с учителем и одноклассниками ставить и формулировать учебные задачи, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности.

Предметные : приобретение шахматных знаний, овладение терминологией шахматной игры, понимание функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного материала.

hello_html_30e37fc.jpg

hello_html_m456db881.jpg

hello_html_m5f2075b9.jpg

hello_html_43d6ed07.jpg

hello_html_7e8b21c0.jpg

hello_html_m2ef45b9e.jpg

hello_html_m7028f115.jpg

hello_html_10190d21.jpg

hello_html_m1ce494e1.jpg

hello_html_m1506c24a.jpg

Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Первый год обучения: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ Е.А.Прудникова, Е.И.Волкова. – М.: Просвещение, 2017. – 87 с.

Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Первый год обучения. – М.: Просвещение, 2017. – 80 с.

Уманская Э.Э. Шахматы в школе. Первый год обучения: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ Э.Э.Уманская, Е.И.Волкова, Е.А.Прудникова. – М.: Просвещение, 2017. – 175 с. с ил.

Материальное преимущество носит долгосрочный характер, так как отыграть обратно отданный материал (пешку или фигуру) не так уж легко. Именно поэтому влияние материального преимущества на партию очень велико. Как же его можно использовать, спросите вы?

Легче всего материальное преимущество использовать в эндшпиле, особенно если это фигура. Основная цель эндшпиля, это проведение пешки в ферзи и борьба с такими же пешками соперника. Так вот это фигура одна, или совместно с королем может запросто выбить пешки соперника и освободить путь своим пешкам и помочь им дойти до последней горизонтали где они превратятся в ферзя.

Другое дело это использование материального преимущества в миттельшпиле. Чаще всего оно используется в атаке на короля соперника или же в защите собственного. Как можно успешно провести атаку на короля соперника? Если говоря просто, то атакующих фигур должно быть больше чем защищающих. А имея материальное преимущество мы как раз можем подумать об атаке или защите собственного короля если это необходимо.

Думаю, с материальным преимуществом более или менее понятно, теперь что касается позиционного преимущества. Позиционное преимущество – это особенность расположение фигур и пешек на доске, которое дает нам ориентир для планирования конкретных действий используя возникшие слабости. Если, говоря простым языком, это слабые и сильные стороны в расположении фигур и пешек на доске, не только наших, но и соперника, которое можно использовать для выигрыша материального преимущества или партии в целом.

К позиционному преимуществу относится: владение центром, расположение своих пешек и фигур в центральных полях е4, е5, d4, d5. Преимущество в развитии, это количество выведенных собственных фигур с начального положения относительно фигур которые вывел противник. Положение короля, лишен он рокировки или уже сделал ее. Создание пешечного напряжения, пешечные слабости (изолированная пешка, сдвоенная пешка, отсталая), защищенность короля, владение темпом, владение открытыми линиями и слабыми полями, пешечное превосходство на фланге все это относится к позиционному преимуществу.

Само по себе позиционное преимущество не имеет своих значений, что делает его сложным в определении и подсчете, но его можно примерно все же оценить, конвертируя в материальное. Как это сделать можете прочесть в разделе для 1 разряда и КМС там все подробно рассмотрено. Позиционное преимущество чаще носит временный характер не же ли материальное, его труднее реализовать и сделав один (или несколько) ходов можно лишиться или передать сопернику.

Как им можно воспользоваться? Преимущество в развитии особенно если оно большое, например, вы вывели три фигуры, а соперник не одной, и такое бывает, то подумайте, а нельзя ли атаковать быстро короля соперника. Чаще всего это возможно из – за того что фигуры еще находятся на начальных позициях и не защищают короля.

Если король застрял в центре или лишен рокировки, то в этом случае тоже можно попробовать организовать атаку. Пешечные слабости легче всего использовать в эндшпиле так как для их защиты необходимо использовать фигуры. Вообще позиционное преимущество используется чаще всего в комплексе друг с другом, а материальное можно использовать как самостоятельно, так и совместно с позиционным.

На этом пока все, обязательно будем рассматривать каждое из преимуществ отдельно и как его можно будет использовать в партии. Рекомендую подписаться на нашу бесплатную рассылку, чтобы не пропустить интересного материала. Если возникли вопросы оставляйте их в комментариях ниже урока, на все обязательно буду отвечать. Если не сложно поделитесь данным урокам в социальных сетях это очень поможет нам!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

Тема зачётной работы:

план – конспект урока № 2

Работа выполнена:

Соловьева Маргарита Павловна

Ф.И.О. (полное, без сокращений)

учитель начальных классов

СОШ №1 г. Белоярский

Должность и место работы

Технологическая карта урока

Учитель: Соловьева Маргарита Павловна

Класс:

Тип урока: урок открытия нового знания на основе практических умений

Белые и черные поля.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-личностная мотивация к познавательной деятельности;

- осмыслить необходимость сотрудничества и взаимопомощи; уважать мнения сверстников по обсуждаемой проблеме.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах пов едения и общения и следовать им;

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; высказываться в устной форме о значении шахмат в жизни человека; осуществлять поиск существенной информации
(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.)

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; оценивать результаты своей деятельности.

научить ориентироваться на шахматной доске, познакомить с белыми и черными полями.

- дополнительные

шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, экран с проектором, комплект шахмат для каждого ученика.

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в паре.

Проблемно - диалогическая, наблюдение.

Технология проведения

Планируемые результаты

Личностные и метапредметные УУД

I Самоопределение к деятельности. ( Организационный момент.)

- обеспечение мотивации и организация внимания учащихся.

Учитель: Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

Учитель: Ребята, я вчера поздно ушла из школы, а пока я здесь была, к нам в класс пришло письмо.

Давайте его прочитаем.

Учитель: От кого письмо?

Ученики: От Незнайки.

Учитель : Посмотрите, какой у него рассеянный вид.

Кто хочет помочь Незнайке?

Вы согласны? Поможем Незнайке . (Да)

Сегодня мы с вами отправляемся в сказочную шахматную школу. Не потеряться в сказочной шахматной школе смогут только самые внимательные дети.

Пожелание успеха друг другу и учителю.

Ученик: Хоть ты смейся,

Не могу в шашки я играть!

Может быть плохой учебник?

Может быть, таланта нет?

Помогите мне, ребята,

Всё расставить по местам.

Научусь играть в игру-

Буду, благодарен вам!

Картинка Незнайки

Положительное отношение к школе (Личностные УУД)

Актуализация знаний.

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Но вначале я хочу загадать вам загадку.

Вся в квадратах – белых, чёрных –

А ряды фигур точёных –

Люди их передвигают,

- О какой игре идёт речь? (Шахматы)

Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеет свою историю. Шахматы появились в Индии в 5-6 веках. Первоначальное название шахмат – ЧАТУРАНГА. В игре в то время принимали участие четыре человека.

Когда-то великий индийский шах воевал с другими, погибло много людей. Один мудрец подарил ему шахматы, где бои были на доске, а воины деревянные.

Зовётся шахматной страной –
двухцветная страна,
Ведётся в ней упорный бой –
двухцветная война.

Может, кто-нибудь уже знаком с шахматной игрой? Отлично, будете моими помощниками.

- Что нам нужно, чтобы играть в шахматы? (шахматные фигуры и шахматная доска).

Информация для самостоятельного осмысления жизненных ситуаций ( Познавательные УУД).

Открываем волшебную книгу (учебник, стр.3). Каких сказочных героев вы узнали? А кто может назвать шахматные фигуры, которые ждут их в шахматной школе?

1) И вот наша первая сказка. Переверните страничку (ст.4-5).

Однажды девочка Лена и мальчик Ален пошли в лес. И тут их увидел злой волшебник. Он своим острым мечом срубил дерево и направил его на ребят, но не попал. Тогда с досады он ударил по пню и срезал с него кругляк. С силой запустил его в беглецов. Ален схватил кругляк и стал им защищаться. Колдун ударил мечом с разных сторон четыре раза, и кругляк стал квадратным. Побежали ребята дальше. А на пути речка. Бросили они свою доску в воду, и, словно на плоту, переплыли на другой берег.

Колдун не унимался. Он стал пускать в ребят стрелы. И тут плот превратился в щит и снова спас детей. Стрелы, попадая в доску, ложились каким – то очень странным образом ведь тот лес был волшебным… А когда Ален их убрал, то увидел интересный рисунок из клеточек.

Колдун не унимался. Он наслал огонь, и тут доска снова защитила детей. Пламя выжгло каждую вторую клеточку и получилось… Кто знает, что же это получилось? (Шахматная доска)

- Ребята, а кто раньше видел игровые шахматные доски?

- А в какие игры можно играть на таких досках?

- Смотрите, какие у меня есть доски. (Показываю шахматные доски - разных размеров: большая, обычная, маленькая от дорожных шахмат.) Это, ребята, дорожные шахматы. Как вы думаете, для чего они нужны?

- А это – большая демонстрационная шахматная доска, которая хранит много секретов, о которых мы с вами скоро узнаем.

Шахматную доску ещё называют шахматным полем.

В шахматы играют два соперника.

Они садятся за шахматную доску лицом друг к другу.

Доску правильно клади,

На углы всегда гляди,

Чтоб у правого угла

Клетка белая была!

- Расположите шахматные доски перед собой правильно.

- Ш ахматная доска аккуратно расчерчена на равные темные и светлые клетки – квадратики, которые называются полями. Светлые клетки – это белые поля. Темные клетки – это черные поля.

- Покажите на своих настольных досках белое поле? Черное поле?

И снова к нам пришла сказка.

Беседа по мультфильму

- Какие поля на шахматной доске?

- А каких полей больше черных или белых?

-. А кто из вас сможет сосчитать, сколько на доске белых полей? ( 32).

- А черных? ( Тоже 32.)

- Что можем сказать про эти поля? (Одинаково, их равное количество, поровну, белых полей столько же, сколько и черных)


Помимо выигрыша материала, важным является и получение превосходства в расположении фигур, то есть, позиционное преимущество. Существует несколько видов позиционного преимущества, которые мы и рассмотрим.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Позиционное преимущество"

Тема урока: Позиционное преимущество

Позиционным преимуществом называется более выгодное расположение фигур, чем расположение фигур соперника. Вспомним пример, который мы привели в одном из предыдущих уроков. Расположение чёрных фигур явно лучше, и чёрные, пользуясь этим, довели до победы своё позиционное преимущество. Существует несколько видов позиционного преимущества: преимущество в развитии, преимущество в пространстве и владение открытыми линиями. Также есть такие виды преимущества, как слабые и сильные поля и ослабление позиции короля соперника.

Преимуществом в развитии обладает тот, кто сумел развить большее число фигур, нужных для данной позиции. Нередко в начале партии встречаются ненужные ходы крайними пешками или ходы одной и той же фигурой. Рассмотрим типичные ошибки, прямо с начала партии. Белые начинают привычным ходом пешки на е четыре. Иногда в ответ следует ход пешки на дэ пять. После размена пешек белые сразу же выводят коня на цэ три, нападая при этом на ферзя (говорят, что белые развили коня с темпом). Чёрные отвечают ферзь жэ пять, в надежде задержать развитие белопольного слона белых, так как под ударом находится пешка жэ два. Здесь белые могут развить и второго коня с темпом, поставив его на эф три. Чёрные убирают ферзя, оставив его на вертикали жэ, чтобы он по-прежнему нападал на пешку. Но белые решают пожертвовать пешкой ради скорейшего развития и ходят слоном на е два. Чёрные забирают пешку ферзём и нападают на ладью. У белых есть хороший ответ: ладья жэ один. Таким образом, ладья нападает на ферзя, находясь под защитой коня (так же, как и пешка аш два). У чёрных единственный выход: ферзь аш три. Теперь белые ходят пешкой на дэ четыре, открывая диагональ для развития слона. В итоге получилось, что у белых уже развито два коня, один слон, да и второй слон – тоже уже изготовился вступить в игру. Белая ладья стоит на полуоткрытой линии, что тоже хорошо. А у чёрных фигуры даже не начинали развиваться! Всё это время чёрный ферзь бегал по всей доске и умудрился выиграть одну неприятельскую пешку. Но с таким слабым развитием эта пешка едва ли поможет чёрным.

Из этого примера нужно сделать вот какой вывод: надо стараться развивать свои фигуры, по возможности с темпом и тормозить развитие фигур соперника, особенно, если он предоставляет такую возможность.

Когда мы изучали детский мат, мы говорили, что бросать ферзя в неподготовленную атаку не стоит. В следующей учебной партии, мы в этом убедимся. Вместо ошибочного хода конём на эф шесть, который приводит к мату, чёрные ходят пешкой на жэ шесть. Белые уходят ферзём на эф три, нападая на пешку эф семь с другой стороны. Как раз теперь чёрные могут сделать ход конь эф шесть: этот ход одновременно защищает чёрных от мата и развивает коня. Белые тоже решили развить своего коня, сходив на цэ три. Теперь чёрные могут сыграть агрессивно, сходив конём на дэ четыре. Таким образом, их конь не только занял центральную позицию, но и напал на ферзя. Более того, грозит вилка конём на цэ два, поэтому белым остаётся только вернуться ферзём на дэ один. После этого чёрные открывают выход своему белопольному слону. Белые выводят коня на эф три в надежде разменять активного коня чёрных. Но не тут-то было: чёрные отвечают слон жэ четыре, связывая белого коня. Теперь единственный способ избавится от связки – это вернуться слоном на е два. Из-за того, что белые несколько раз ходили одними и теми же фигурами, чёрные получили небольшое преимущество в развитии.

Теперь рассмотрим преимущество в пространстве. Это преимущество позволяет более свободно маневрировать, а, значит, быстрее организовывать свои фигуры нужным вам образом. Сразу приведём пример из партии профессионалов. Обратите внимание, что белые владеют гораздо бОльшим пространством, чем чёрные. В партии белые сыграли конь бэ пять, нападая на ладью. Выяснилось, что ладья гибнет из-за угрозы вилки на дэ шесть. Чёрные забирают коня, после чего белые выигрывают ладью. Но и это ещё не всё: сказывается то, что чёрные фигуры очень стеснены. Если сейчас король отойдёт на е восемь, то после взятия ладьи цэ семь гибнет и вторая ладья, поскольку поля а восемь и цэ восемь контролируются вторым белым конём.

Если же чёрные ставят короля на эф семь, то после взятия ладьи цэ семь вторая чёрная ладья вынуждена встать на е восемь. В этом случае теряется чёрный слон: он оказался под тройным ударом, а защищён только чёрным конём. Это отличный пример того, как позиционное преимущество может перейти в материальное.

Ну а теперь рассмотрим владение открытыми линиями: это могут быть вертикали, горизонтали или диагонали. Вертикали, как мы уже отмечали ранее, особенно важны для ввода ладей в игру. В предложенной позиции у белых на пешку больше. Кроме того, ладья ворвалась на седьмую горизонталь и угрожает пешке цэ семь. Чёрные, конечно, могут защитить пешку ходом ладья цэ восемь, но после продвижения белой пешки на цэ шесть, их позиция станет очень пассивной. Гораздо лучше сходить ладьёй на а восемь, поставив её на открытую вертикаль. Теперь белым грозит мат, и они вынуждены увести ладью на первую горизонталь. Теперь уже чёрная ладья врывается на вторую горизонталь, и выясняется, что мат неизбежен: белые никак не могут предотвратить мат ладьёй на аш два. Вот видите, один лишь вывод ладьи на открытую вертикаль решил исход партии. Но, заметьте, что здесь, также, использовался силовой метод – угроза, о котором мы недавно говорили.

Нередко ради вскрытия вертикали жертвуются фигуры. Например, в следующей учебной позиции белые смело жертвуют ладью за коня. После взятия ладьи открывается вертикаль дэ, и белые играют ферзь дэ семь. Теперь чёрным грозит мат на поле аш семь. Защитится от этой угрозы, чёрные могут, только перекрыв седьмую горизонталь: ладья эф семь. Белые забирают ладью, разменивая ферзей. Таким образом, белые отыграли только что пожертвованную ладью и остались с лишним слоном.

Теперь поговорим о горизонталях. Чаще всего, ключевым является владение предпоследней горизонталью (то есть, седьмой для белых и второй для чёрных). В предложенной позиции одна белая ладья напала на чёрную пешку цэ пять, а вторая белая ладья защищает пешку цэ два, атакованную чёрной ладьёй. Но чёрные оставляют пешку, ради полного овладения второй горизонталью: ладья е два. Позиция резко изменилась: если теперь белые возьмут пешку цэ пять, то чёрные заберут пешку эф два. После этого пешку жэ два защитить уже будет нельзя, а если двинуть её вперёд, то последует шах ладьей на жэ два, и белые всё равно потеряют пешку. Кроме того, чёрные смогут создавать угрозы линейного мата. Поэтому, белым следует защитить пешку ходом ладья эф один. Таким образом, пешка цэ два осталась без защиты, и чёрные забирают её, одновременно защитив свою пешку на цэ пять. При этом, чёрные выиграли пешку, а их позиция стала предпочтительнее.

Иногда можно получить решающее преимущество, овладев последней горизонталью. В позиции, которую вы видите на экране, у чёрных ослаблена последняя горизонталь. Белые этим пользуются, объявив шах ладьёй на цэ восемь. У чёрных единственный приемлемый вариант ответа: ход королём на аш семь. Теперь к атаке подключается ферзь: белые делают промежуточный шах на е четыре, чтобы вынудить чёрных выдвинуть пешку на жэ шесть. После этого белые играют ферзь е восемь, и чёрный король попался. Грозит мат ферзём на полях жэ восемь или аш восемь, а также на эф семь. Конечно, чёрные не могут предотвратить сразу три угрозы.

И, наконец, диагонали. Владение диагоналями часто имеет решающее значение при атаке на короля (особенно, когда взаимодействуют ферзь и слон). В приведённом примере у чёрных на слона больше, но белые напали сразу на ладью и на слона пешками, рассчитывая отыграть лёгкую фигуру. Однако, чёрные предпочли отдать ладью, сыграв ладья цэ четыре. Дело здесь в следующем: ладья уничтожила пешку, угрожавшую слону, и одновременно открыла диагональ. Белые вынуждены были сдаться, поскольку они либо теряют ферзя, либо получают мат на поле жэ два или аш один.

Следующий пример взят из партии, сыгранной гроссмейстером Гарри ПИльсбери (исходя из английского написания, можно читать без мягкого знака) в сеансе одновременной игры. Чёрные объявляют шах ферзём на эф один. У белых единственный выход: слон жэ один. Теперь белый король достаточно стеснён собственными фигурами. Ради вскрытия диагонали Пильсбери жертвует ферзя: ферзь эф три шах. Дело в том, что на поле е четыре белый слон защищён ферзём, а вот на поле эф три он ничем не защищён – этим и воспользовался Пильсбери. После взятия чёрного ферзя, чёрный слон забирает белого слона и объявляет мат.

О слабых и сильных полях в данном курсе шахмат мы говорить почти не будем, а об ослаблении позиции короля поговорим в главе, посвященной атаке на короля. Слабым полем называется то поле, которое не может быть взято под контроль пешками. Приведём лишь один пример из практики одиннадцатого чемпиона мира Роберта Фишера. В позиции чёрных ослаблены все чёрные поля и, что особенно важно в данной позиции – поля эф шесть и аш шесть. Фишер немедленно этим пользуется, сходив ферзём на аш шесть. Грозит уже знакомый нам мат на поле жэ семь, и чёрным ничего не остаётся, кроме как пойти ферзём на эф восемь. Вроде как, белым нельзя разменивать ферзей, иначе у чёрных тут же появится новый ферзь на поле цэ один. Да и продвижение пешки на дэ три выглядит довольно опасно. Однако Фишер находит красивейшую матовую комбинацию, которая, заметьте, началась с овладения слабыми полями. Белые жертвуют ферзя на поле аш семь, чтобы завлечь короля чёрных на это поле. После того, как чёрный король забрал ферзя, белые забирают пешку жэ шесть, объявляя двойной шах. Если чёрные сбивают эту пешку, то следует мат слоном на е четыре. Если же они возвращаются на жэ восемь, то белые всё равно объявляют мат ходом ладьи на аш восемь.

Итак, ещё раз повторим различные виды позиционного преимущества: преимущество в развитии, преимущество в пространстве, владение открытыми линиями, сильные и слабые поля и ослабление позиции короля соперника. В связи с этим, общие рекомендации для начинающих шахматистов таковы: в дебюте помните о том, как важно развивать фигуры. Не стоит тратить время на выигрыш пешки в ущерб развитию фигур. Старайтесь овладеть центром, захватывать преимущество в пространстве. Обращайте внимание на владение открытыми линиями (особенно важно располагать ладьи на открытых вертикалях). Без необходимости не ослабляйте поля в центре и возле своего короля. Также, после рокировки без крайней необходимости не следует делать ходы пешками на два поля от позиции короля.

Читайте также: