Анализ ошибок по русскому языку в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

АНАЛИЗ ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

по русскому языку

Дата: 29.09.2021 год

Учитель: Шинкаренко С.В.

Фактически выполняли работу

Диктант, получили оценку

Кол-во человек

Написали без ошибок

Написали с 1-2 ошибками

Написали с 3-5 ошибками

Допустили более 5 ошибок

Ошибки, допущенные в диктанте

Кол-во человек

Пропуск, замена. Вставка букв

Написание мягкого знака

Фактически выполняли работу

Задание, получили оценку

Ошибки, допущенные в выполнении заданий

Кол-во человек

Выполнили все задания полностью без ошибок

Выполнили все задания полностью с ошибками

Выполнили задания не полностью

Не приступили к выполнению заданий

Вид задания

Кол-во ошибок

Определение грамматической основы предложения

Выписать слово, в котором два слога, все согласные звонкие.

Выписать из текста однокоренные слова.

Ошибки были допущены на написание безударной гласной, проверяемой ударением, парного согласного, на замену и пропуск букв. В грамматическом задании были допущены ошибки по выписыванию из текста однокоренных слов.

Пути коррекции:

1. Индивидуальная работа с Шевченко И. и Подгребельным М., допустившими наибольшее количество ошибок.

2. Усилить контроль за каллиграфией Милаевского Н., Подгребельного М., Шевченко И.

3. Проведение работы над ошибками с подробным анализом работы.

4. Коррекция содержания заданий для закрепления и повторения материала.

5. Индивидуальные домашние задания.

6. Продолжить работу по формированию прочных знаний, умений и навыков по изучаемым темам.

АНАЛИЗ ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Дата: 10.09.2021 год

Учитель: Шинкаренко С.В.

Фактически выполняли работу

Количество

человек

Написали без ошибок

Написали с 1-2 ошибками

Написали с 3-5 ошибками

Допустили более 5 ошибок

Ошибки, допущенные в работе

Содержание контрольной работы

Кол-во

человек

Решение задачи в 2 действия

Решение примеров на сложение и вычитание в столбик

Нахождение периметра фигуры

Результаты работы в целом следует признать удовлетворительными, так как качество знаний 63,5%, успеваемость 100%.

Пути коррекции:

Проведение работы над ошибками с подробным анализом работы.

Коррекция содержания заданий для закрепления и повторения материала.

Индивидуальные домашние задания.

Продолжить работу по формированию прочных знаний, умений и навыков по изучаемой теме.

Вести сопутствующее повторение тем, изученных ранее.

Допущенные ошибки.

Решение задачи в 2 действия

Решение задачи на разностное сравнение

Решение выражений в 3 действия

АНАЛИЗ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

по литературному чтению

Дата: 18.12.2020 год

Учитель: Дмитриева Наталья Александровна

Фактически выполняли работу

№1 Количество слов в минуту

Работа с текстом,

Понимание содержания текста

Определение темы текста

Определение главной мысли

Составление собственного текста

Работа выполнялась 1 урок. Ребята хорошо справились с заданием с установлением последовательности и определением жанра произведения.

Наиболее распространенные ошибки в оценке прочитанного, в определении темы и основной мысли произведения, в составлении собственного текста.

Пути коррекции:

Индивидуальная работа с Ахвердовым М., Логвиным А., допустившими наибольшее количество ошибок.

Ввести в литературное чтение и русский язык больше текстов, где дети должны прокомментировать действие, дать оценку прочитанного, учить определять тему и основную мысль произведения, составлять собственные тексты.

Учитель - Н.А. Дмитриева

АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ за 1 полугодие

по окружающему миру

Дата: 23.12.2020 год

Учитель: Дмитриева Наталья Александровна

Фактически выполняли работу

Ошибки в заданиях:

Работа выполнялась 1 урок. Наиболее распространенные ошибки в определении состояния воды, определении групп животных, оценке экологических процессов.

Пути коррекции:

Индивидуальная работа с Ахвердовым М., Баласановым Г., Логвиным А., допустившими наибольшее количество ошибок.

Ввести в уроки больше заданий, где дети должны уметь рассуждать, вести работу по определению принадлежности к определенной группе животных.

Учитель - Н.А. Дмитриева

АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

по русскому языку

Дата: 18.03.2020 год

Учитель: Дмитриева Наталья Александровна

Фактически выполняли работу

Диктант, получили оценку

Кол-во человек

Написали без ошибок

Написали с 1-2 ошибками

Написали с 3-5 ошибками

Допустили более 5 ошибок

Ошибки, допущенные в диктанте

Кол-во человек

Пропуск, замена. Вставка букв

Сочетания ча, ща

Сочетания чк, чн

Сочетания чу, щу

Написание мягкого знака

Фактически выполняли работу

Задание, получили оценку

Ошибки, допущенные в выполнении заданий

Кол-во человек

Выполнили все задания полностью без ошибок

Выполнили все задания полностью с ошибками

Выполнили задания не полностью

Вид задания

Кол-во ошибок

Разбор слов по составу

Определение грамматической основы предложения

Определение частей речи

Определение сложного прилагательного

Ошибки были допущены на написание безударной гласной, проверяемой ударением, парного согласного, на замену и пропуск букв, сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн. В грамматическом задании были допущены ошибки по разбору слова по составу, на определение частей речи, в определении сложного прилагательного, в определении грамматической основы.

Пути коррекции:

  1. Индивидуальная работа с Ахвердовым М., Логвиным А., допустившими наибольшее количество ошибок.
  2. Усилить контроль за каллиграфиейАхвердова М., Логвина А.. Проведение работы над ошибками с подробным анализом работы.
  3. Коррекция содержания заданий для закрепления и повторения материала.
  4. Индивидуальные домашние задания.
  5. Продолжить работу по формированию прочных знаний, умений и навыков по изучаемым темам.

Учитель - Н.А. Дмитриева

Допущенные ошибки.

Пропуск, замена. Вставка букв

Сочетания ча, ща

Сочетания чк, чн

Сочетания чу, щу

Написание мягкого знака

Разбор слов по составу

Определение грамматической основы предложения

Определение частей речи

Определение сложного прилагательного

АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ за 1 полугодие

Дата: 25.12.2020 год

Учитель: Дмитриева Наталья Александровна

Фактически выполняли работу

Количество

человек

Написали без ошибок

Написали с 1-2 ошибками

Написали с 3-5 ошибками

Допустили более 5 ошибок

Ошибки, допущенные в работе

Содержание контрольной работы

Кол-во

человек

Решение задачи в 2 действия

Решение задачи на разностное сравнение

Решение выражений в 3 действия

Результаты работы в целом следует признать удовлетворительными, так как качество знаний 67%, успеваемость 83%.

Пути коррекции:

Проведение работы над ошибками с подробным анализом работы.

Коррекция содержания заданий для закрепления и повторения материала.

Индивидуальные домашние задания.

Продолжить работу по формированию прочных знаний, умений и навыков по изучаемой теме.

Вести сопутствующее повторение тем, изученных ранее.

Учитель - Н.А. Дмитриева

Допущенные ошибки.

Решение задачи в 2 действия

Решение задачи на разностное сравнение

Решение выражений в 3 действия

АНАЛИЗ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

по литературному чтению

Дата: 18.12.2020 год

Учитель: Дмитриева Наталья Александровна

Фактически выполняли работу

№1 Количество слов в минуту

Работа с текстом,

Понимание содержания текста

Определение темы текста

Определение главной мысли

Составление собственного текста

Работа выполнялась 1 урок. Ребята хорошо справились с заданием с установлением последовательности и определением жанра произведения.

Наиболее распространенные ошибки в оценке прочитанного, в определении темы и основной мысли произведения, в составлении собственного текста.

Пути коррекции:

Индивидуальная работа с Ахвердовым М., Логвиным А., допустившими наибольшее количество ошибок.

Ввести в литературное чтение и русский язык больше текстов, где дети должны прокомментировать действие, дать оценку прочитанного, учить определять тему и основную мысль произведения, составлять собственные тексты.

Учитель - Н.А. Дмитриева

АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ за 1 полугодие

по окружающему миру

Дата: 23.12.2020 год

Учитель: Дмитриева Наталья Александровна

Фактически выполняли работу

Ошибки в заданиях:

Работа выполнялась 1 урок. Наиболее распространенные ошибки в определении состояния воды, определении групп животных, оценке экологических процессов.

Пути коррекции:

Индивидуальная работа с Ахвердовым М., Баласановым Г., Логвиным А., допустившими наибольшее количество ошибок.

Ввести в уроки больше заданий, где дети должны уметь рассуждать, вести работу по определению принадлежности к определенной группе животных.

Учитель - Н.А. Дмитриева

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 217 человек из 54 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 589 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 05.10.2021 2192
  • DOCX 59.9 кбайт
  • 123 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шинкаренко Светлана Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Таблица для анализа контрольной работы по русскому языку ( диктант с грамматическим заданием) в начальных классах.

ВложениеРазмер
analiz_kontrolnoy_raboty_po_russkomu_yazyku.doc 73 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ контрольной работы по русскому языку

в ___________ классе.

Классный руководитель: _______________________________________________________

Количество учеников в классе

Выполнили всю работу без ошибок

Написали диктант без ошибок

Допустили 1-2 ошибки

Допустили 3-5 ошибок

Допустили 6 и более ошибок

Ошибки, допущенные в диктанте

- запятая между однородными членами

- запятая в сложных предложениях

- пропуск, замена, искажение

- большая буква в именах собственных

- гласные после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу)

- безударные гласные, проверяемые ударением

- безударные гласные, непроверяемые ударением

- звонкие и глухие согласные

- Ь показатель мягкости

- Ь после шипящих

- безударные окончания имен существительных

- безударные окончания имен прилагательных

- личные окончания глаголов

- правописание ци - цы

Оценки за диктант:

Грамматическое задание выполнили без ошибок

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта. Анализ контрольных работ по русскому языку (за год)

Данная карта помогает выявить типичные ошибки.

Анализ контрольной работы по русскому языку

Дана схема анализа работы над ошибками.


Анализ контрольной работы по русскому языку
Анализ контрольных работ по русскому языку и математике

Анализ контрольных работ по русскому языку и математике.

Анализ контрольной работы по русскому языку

Анализ контрольной работы по русскому языку. Форма контрольной работы: тест.


Анализ контрольного диктанта по русскому языку с грамматическим заданием 1 класс

Анализ контрольного диктанта по русскому языку с грамматическим заданием 1 класс УМК "Школа России".

Таблица "Анализ контрольных работ по русскому языку" 3- 4 классы

Таблица анализа контрольных работ по русскому языку предназначена для анализа диктантов и грамматических заданий, как за четверть , так и учебный год.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образец анализа контрольной работы по русскому языку. Во время проведения промежуточной аттестации для 2 класса, по УМК "Школа России".

во время поведения промежуточной аттестации

в 2020 – 2021 учебном году

14 мая 2021 г. была проведена промежуточная аттестация в виде контрольной работы по русскому языку.

Контрольный диктант объёмом в 43 слова проводился с целью:

- выявить прочность знаний учащихся по русскому языку за 2 класс, а также умений использовать навык безошибочного воспроизведения слуховой информации;

- проверить навык правописания слов на диапазоне изученных правил и элементарные знания по русскому языку;

- проверить систему предметных знаний и предметных умений, реализацию требований ФГОС НОО по основным разделам программы;

- проверить умение оформлять предложение, писать раздельно слова в предложении; писать гласные после шипящих; разделительный Ь; безударные гласные в корне слова, звонкие и глухие согласные на конце слова; написание с заглавной буквы имён собственных у имени существительного;

- проверить навык каллиграфического написания букв.

Текст диктанта включает все изученные во 2 классе орфограммы:

Начальная школа

1. Оформление предложения
2. Пропуск, замена, вставка букв
3. Пропуск слов
4. Перенос слов
5. Имена собственные
6. Гласные после шипящих
7. Ь и Ъ разделительные
8. Ь в конце слова
9. Парные согласные в корне слова
10. Двойные согласные
11. Безударные гласные, проверяемые ударением
12. Безударные гласные, непроверяемые ударением
13. Непроизносимые согласные
14. Предлоги
15. Приставки
16. Существительные с шипящими на конце
17. Падежные окончания существительных
18. Родовые окончания прилагательных
19. Падежные окончания прилагательных
20. Не с глаголами
21. Личные окончания глаголов
22. Запятая при однородных членах
23. Прочие ошибки

1. Выполнили задание без ошибок
2. Выполнили задание с ошибками
3. Выполнили задание не полностью
4. Не приступили к заданию


Звуковой анализ - разделение целого слова на составные части (составные части слова - звуки). Т.е., звуковой анализ - разделение слова на звуки, из которых оно состоит.


Контрольная работа на правописание парных звонких и глухих согласных в середине и конце слова состоит из 2 вариантов. В каждом варианте по 7 заданий.


Контрольная по русскому языку в 4 классе за 3 четверть состоит из 2-х частей: диктанта и грамматического задания.


Цель работы - проверить знания учащихся по русскому языку, которые ученики получили за первые 3 четверти учебного года.


Контрольная работа (диктант и тест) проводится с целью определения уровня прочности знаний учащихся по русскому языку за 3 четверть учебного года.

Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе.

Письмо- это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить.

  • определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;
  • соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
  • воспроизвести с помощью движений руки букву.

Письмо является важнейшим этапом, на котором закладывается сама возможность дальнейшего обучения. К сожалению, есть дети, и их количество в последнее время неуклонно растет, которые допускают множество специфических ошибок при письме. Иногда эти ошибки невозможно объяснить никакими правилами. Обычно взрослые считают такие ошибки нелепыми и объясняют их неумением слушать учителя, невнимательностью. Да, эти дети зачастую рассеяны, нестарательны. Но основная причина плохой успеваемости в недоразвитии тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.

Многие зарубежные исследователи сходятся во мнении, что нарушения письма и чтения основываются на совокупности дисфункций: недостаточной сформированности речи, речной умелости, телесной схемы и чувства ритма. Как важный фактор исследователи отмечают у детей с нарушениями письма и чтения трудность анализа и воспроизведения точной пространственной и временной последовательности.

Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом - дисграфия.

Дисграфия - это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Причины трудностей обучения письму.

Рассматривая различные виды нарушений письма в начальной школе и анализируя причины, их вызывающие, мы выделяем следующие “группы риска”, то есть группы детей, у которых наиболее вероятно возникновение этих трудностей.

Одна из основных групп риска – более 30 % детей, имеющих трудности при обучении письму, а чаще письму и чтению вместе, - это ученики, имеющие в анамнезе (истории развития) патологию беременности и родов у мамы, родовые травмы, инфекционные и другие тяжелые заболевания в возрасте до года.

Еще одна “группа риска” - это дети ослабленные, часто болеющие. Как правило, это худенькие, бледные мальчики и девочки, физически недостаточно развитые, и, хотя уровень их интеллектуального развития может быть очень высок, начало обучения в школе, весь комплекс школьных нагрузок вызывают столь высокое напряжение, что возникают серьезные школьные проблемы.

Значительная часть школьников, у которых проявляются самые различные трудности при обучении, - это дети с различными неврологическими нарушениями. У многих из них были различного рода черепно-мозговые травмы, эти травмы редко проходят совсем без последствий, особенно если они единичны.

Очень важно, чтобы родители еще до школы обратили внимание на тех малышей, у которых есть задержка речевого развития, если они занимались с логопедом или посещали логопедический сад. Особого внимания будут требовать медлительные и леворукие дети. Характер нарушений письма, отмечающихся у детей в каждой из вышеприведенных групп, имеет свои особенности.

  1. Попуски гласных букв: всят- висят; комнта- комната.
  2. Пропуски согласных букв: комата- комната; вей- всей;
  3. Пропуски слогов и частей слова: стрки- стрелки;
  4. Замена гласных: пище- пищу, сесен- сосен;
  5. Замена согласных: тва-два, роча-роща.
  6. Перестановка букв и слогов: онко- окно;
  7. Недописывание букв и слогов: чере- через, на ветка- на ветках;
  8. Наращивание слов лишними буквами и слогами: детити-дети, сснег- снег;
  9. Искажение слова: мальни- маленький, чайщик- чащи;
  10. Слитное написание слов и их произвольное деление: д ва- два, в ся – вся;
  11. Неумение определять границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл землю. Белым ковром.- Снег покрыл землю белым ковром.
  12. Нарушение смягчения согласных: болшой- большой, толко- только.
  1. Нарушения согласования слов: с еловый ветки- с еловой ветки, появилось трава - появилась трава.
  2. Нарушения управления: с ветка - с ветки. Умчались к чащу - умчались в чащу.
  3. Замена слов по звуковому сходству.
  4. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще - в роще, на бухли - набухли.
  1. замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;
  2. замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;
  3. замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
  4. зеркальное написание букв: с, э, Ю;
  5. пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.
  1. безударная гласная в корне слова: вада-вода, чисы-часы;
  2. правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп-зуб, дорошка-дорожка;
  3. обозначение смягчения согласных;
  4. прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

Классификация ошибок основывается на причинах их появления. Это поможет, как выявить причины затруднений, так и правильно определить вид нарушений процесса письма.

В специальной литературе имеются различные классификации дисграфий, но все они основываются на причинах возникновения нарушений.

Выделим следующие виды нарушений процесса письма:

1. Артикуляторно-акустическая дисграфия.

Причиной возникновения этого вида является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет так, как их произносит. То есть отражает свое дефектное произношение на письме.

2. Акустическая дисграфия (на основе фонематического распознавания, дифференциации фонем)

Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие(б-п, д-т, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у, е-и).

3. Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза.

  1. Пропуски согласных;
  2. Пропуски гласных;
  3. Перестановка букв;
  4. Добавления букв;
  5. Пропуски, добавления, перестановки слогов;
  6. Слитное написание предлогов с другими словами;
  7. Раздельное написание приставки и корня.

4. Аграмматическая диграфия.

Причиной возникновения- недоразвитие грамматического строя речи. На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.

5. Оптическая дисграфия.

Причиной возникновения- несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, в-д, б-д, л-м, э-с и др.)

Определив вид нарушений процесса письма, можно наметить основные направления

(устной речи Работы с ребенком.

Основные принципы коррекционной работы.

Компенсация дефектных или незрелых функций обеспечивается совершенствованием деятельности всех анализаторов, участвующих в акте письма, с опорой на достаточно сформированные функции.

Принципы опережающего развития устной речи по отношению к письменной позволяет учащимся в разнообразных устных упражнениях закреплять слухо- произносительные, зрительно-слуховые и слухо-моторные связи, обеспечивающие полноценное развитие навыков письма, а также способствует обогащению лексико-грамматического строя речи младших школьников.

Эффективность коррекционной работы достигается с учетом обще дидактических принципов, а также многократностью и вариативностью упражнений в ходе преодоления дисграфии.

Учет психологических особенностей детей школьного возраста содействует воспитанию у них положительного отношения к логопедическим занятиям. Эмоционально-речевой материал и игровые приемы создают благоприятные условия для преодоления нарушений письма.

1. Принцип комплексности. Дислексия и дисграфия не являются нарушениями, изолированными друг от друга. Они имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушениями устной речи. Поэтому учитель при помощи логопеда должен охватывать весь комплекс речевых нарушений, чтения, письма).

2. Патогенетический принцип предполагает учет механизмов нарушений письма и чтения. Во многих случаях сходные симптомы нарушений чтения и письма обусловлены различными причинами. Так, замены букв на письме могут иметь в своей основе различные патологические механизмы: недоразвитие зрительно-пространственного анализа и синтеза, не умение различать графически сходные буквы (при оптической дисграфии), несформированность слуховой дифференциации фонетически близких звуков(при акустической дисграфии). И, наконец, замены букв могут происходить из-за нарушений мнестических процессов, вследствии соотнесения и закрепления связи между зрительным образом буквы и акустическом образом звука. В каждом из этих случаев система работы будет различной, т.е. будет направлена на преодоление различных механизмов нарушения.

3. Принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений чтения и письма. Нарушения чтения и письма различаются не только по своим механизмам, но и по симптоматике. Характер ошибок чтения и письма зависит также от этапа овладения этими навыками. Так, например, при овладении буквенными обозначениями звуков на аналитическом этапе формирования навыков чтения наиболее характерными ошибками являются замены звуков, нарушения слияния (побуквенное чтение).

4. Принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути).

В основе этого принципа лежит учение о функциональных системах, о сложной структуре психических функций. Так, например, при недоразвитии слуховой дифференциации звуков речи формирование функциональной системы необходимо проводить с опорой на зрительные, кинестические анализаторы. В тех случаях, когда нарушенной является кинестическая дифференциация звуков, осуществляется опора на зрительный, слуховой анализаторы.

5. Принцип поэтапного формирования умственных действий.

Значимость поэтапного формирования умственных действий при коррекции чтения и письма обусловлено тем, что правильное чтение и письмо возможно лишь при сформированности многих операций во внутреннем плане (в частности, фонематического анализа, дифференциации фонем, соотношения звука с буквой).

6. Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому).

Постепенное усложнение заданий и речевого материала в коррекционной работе проводиться с учетом психологических особенностей детей. Новые сложные задания дают на простом материале. И когда будет сформировано, автоматизировано то или иное умственное действие, можно переходить к его выполнению на более сложном речевом материале.

7. Принцип системности.

Эта система методов, направленная на создание навыков, обеспечивающих овладение чтением и письмом. Использование каждого метода определяется целью, задачами коррекционной работы, его местом в общей системе коррекционного процесса.

8. Онтогенетический принцип.

Этот принцип предполагает учет той последовательности формирования психических функций, которая имеет место в онтогенезе.

Так, в работе по преодолению оптических нарушений чтения и письма необходимо учитывать этапы развития пространственного восприятия пространственных представлений в онтогенезе:

1) ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых частей тела;

2) ориентировка в пространстве;

3) определение пространственных отношений графических изображений и элементов букв.

При коррекции аграмматической дислексии и дисграфии необходимо иметь в виду последовательность овладения словоизменением и словообразованием, а также синтаксической структуры предложения.

При коррекции нарушения чтения и письма необходимо также учитывать общие дидактические принципы: доступности, сознательности, наглядности, индивидуального подхода.

Заключение.

Значительная часть трудностей письма связана с недостатками фонетико-фонематического восприятия, которое очень осложняют и замедляют процесс звукобуквенного анализа, , а значит осложняют и замедляют процесс формирования письма.

Выделить причину трудностей может специалист-логопед, занятия по специфической коррекции этих трудностей- необходимое условие успешного формирования навыка письма. Однако не всегда родители и учитель могут получить квалифицированную помощь специалиста по этим вопросам. Поэтому надо самим вводить задания или их элементы на уроке.

  1. Работа потребует от вас напряжения и выдержки: ведь положительные результаты проявятся не сразу, и радость небольших успехов довольно долго будут чередоваться с новыми огорчениями. Даже то, что получалось уже хорошо, вдруг может серьезно осложниться.
  2. Занятия должны быть систематическими.
  3. Начиная занятие, необходимо постоянно возвращаться к уже пройденному;
  4. Упорно добиваться того, чтобы ребенок усвоил материал.
  5. Не переходить к новому материалу, если не усвоено предыдущее правило.
  6. Вести строгий контроль за тем, что ребенок уже усвоил и какие трудности испытывает.
  7. Помимо работы над формированием фонематического восприятия проводить параллельно работу по общему развитию речи.
  8. Занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны ребенку.
  9. Не следует перегружать урок коррекционными заданиями.

Решения логопедических проблем потребует Вашего желания, веры и терпения.

Тема: Правописание безударных окончаний глаголов. 4 класс.

  1. Закреплять умения писать безударные окончания глаголов.
  2. Развивать устную и письменную речь, формировать орфографическую зоркость, совершенствовать фонематические процессы, слуховое и зрительное внимание, память, расширять и активизировать словарный запас, развивать мышление.
  3. Воспитывать культуру общения, умение слушать и слышать, воспитывать эстетическое чувство, самостоятельность.
  • линеечки успеха,
  • иллюстрации зимы,
  • разрезные слова,
  • доска.

Ход урока

1. Организация урока.

Сегодня на уроке мы будем закреплять, совершенствовать умения писать безударные окончания глаголов.

Но прежде чем начнем работать, оцените свое настроение. У вас на столах лежат “линеечки настроений”. Выберите линеечку и заштрихуйте количество квадратиков, которые соответствуют вашему настроению.

3. Словарная работа.

Записать под диктовку. Мороз, хоккей, декабрь, коньки, январь, февраль.

Какая тема объединяет все эти слова? (Зима).

А какая бывает зима? (Ответы детей).

Да, о зиме очень много сочиняли стихов, писали рассказы, сказки и создавали музыкальные произведения.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Кто автор этих замечательных строк? (А.С.Пушкин).

Не только поэты наблюдали за природой, но и простые люди издавна подмечали, обращали внимание на живую и неживую природу. Они создавали народные календари, которые являются памятками с примечательными днями и периодами года. Русский народ написал много пословиц и поговорок о временах года.

4. Закрепление изученного материала.

А) Работа в парах.

У вас на столах лежат предложения-пословицы. Прочитайте, вставьте пропущенные буквы, дайте им объяснение.

. …аничан умиз, …ачнок дог ьрбакеД (Декабрь год кончает, зиму начинает)

. …аведан тяп од пулут ьравнЯ (Январь тулуп до пят наде6вает).

. … амол хи трам а, ытсом …ортс ьларвеФ (Февраль строит мосты, а март их ломает.)

Записать эти пословицы по рядам. Выделить окончание, определить спряжение.

5. Физминутка.

1. Зарядка для глаз. (Подойдет любой комплекс для глаз)

Учащиеся получают в руки листок бумаги. Они должны в течение нескольких секунд смять ее и превратить в “снежный ком ”. каждый снежный ком передается из рук в руки от одного ученика другому, пока все снежки не передадут по цепочке.

Б) Коллективная работа.

На доске слова. Составьте из этих слов словосочетания.

ЗАСЫПАЕТ РЕКИ ПОЛЯ ИГРАЕТ
СКОВЫВАЕТ ВОДИТ В СНЕЖКИ НОС
ВОДИТ МОРОЗИТ.

играет в снежки,

В) Письмо по памяти.

Записать эти словосочетания по опорным словам.

Г) Деление словосочетаний на группы. (Устно)

На какие группы можно разделить эти словосочетания? (Ответы детей).

6. Релаксация.

Прослушивание фонограммы П.И Чайковского “Декабрь”.

Что напоминает эта музыка? Что вы представили, увидели?

Д) Творческая, индивидуальная работа.

Напишите мини- сочинение “Зима” (3-4 предложения).

Выберите вариант по своим силам.

1 вариант- “Пишу сам”.

2 вариант- По опорным словам. (мороз, небо, земля, снег, зима).

3 вариант- Вставить пропущенные глаголы. __________ морозная зима._____________ сильный ветер.__________ В воздухе______________ пушистые снежинки. Они ________ деревья и кустарники.

7. Итог.

Морозит, остывает, ломает, открывает, дует, едет, ценит.

Что можете сказать про эти слова?

Как правильно написать безударные окончания глаголов?

В этих словах выделите первый звук и прочитайте слова которое получилось. (МОЛОДЕЦ).

Читайте также: