Консультативная деятельность социального педагога в школе

Обновлено: 12.05.2024

Социальный педагог – это относительно молодая должность, она была введена в 2000 году, но несмотря на это социальный педагог, особенно в крупных городах, есть в каждой школе. Но я не сказала бы, что данная должность является престижной, востребованной или интересной. В ней, как и в любой профессии, есть свои особенности, положительные и отрицательные стороны, о которых стоит рассказать.

Содержание

  • Для родителей
  • Для тех, кто хочет работать социальным педагогом
    • В чем суть работы
    • Особенности работы
    • Условия работы
    • Требования к образованию
    • Зарплата
    • Ведущие профессиональные ценности социального педагога
    • Принципы профессиональной деятельности социального педагога

    Для родителей

    Не секрет, что в школах учатся разные категории семей, разные дети и родители у этих детей тоже разные. В классах часто случаются конфликты, ссоры, драки, выяснения отношений между детьми и между родителями. Раньше всеми подобными вопросами занимался классный руководитель, а иногда подключали завучей или даже директора. Сейчас же система немного изменилась, хоть и сохранила основные моменты.

    Социальный педагог в школе: обязанности и роль в учреждении

    Есть несколько основных случаев, когда социальный педагог начинает вести работу с семьей и ребенком:

    1. Систематические прогулы и опоздания;
    2. Неуспеваемость;
    3. Систематические нарушения дисциплины на уроках и переменах;
    4. Совершение правонарушения и вызов на КДН (комиссия по делам несовершеннолетних);
    5. Нанесение телесных повреждений, драки, причинение вреда здоровью других детей;
    6. Употребление алкоголя, наркотических веществ, курение (вейпы и жевательный табак в том числе);
    7. Невыполнение обязанностей родителями или плохое обращение с детьми;
    8. Конфликты между детьми и др.

    Любое из этих нарушений означает, что к разбору ситуации классным руководителем подключается социальный педагог, который будет беседовать как с детьми, так и с родителями. Он ведет определенную документацию, фиксирующую проступки учеников и проведенную работу по каждому случаю. Так, например, социальный педагог при беседе с родителями заполняет соответствующий акт, где необходима подпись всех присутствующих на беседе, также в арсенале имеется протокол и для беседы с детьми.

    Если вас в школу приглашает социальный педагог, не стоит сильно волноваться и приходить в школу с адвокатом. Это обычная беседа, на которой вас проинформируют о случившемся лично, опишут последствия и ответственность за проступок, расскажут о дальнейших путях решения данного вопроса, дадут вам рекомендации. Вы можете отказаться от выполнения рекомендаций, но вы должны понимать, что за все последствия вашего решения и действий вашего ребенка отвечать будете вы сами.

    Если беседы с родителями и ребенком ни к чему не приводят, социальный педагог организовывает Совет профилактики, на которых приглашают родителей и учеников, которые совершили тот или иной проступок. На данном Совете присутствует вся администрация школы, которая обсуждает дальнейшие действия с учеником. В результате беседы ученика могут поставить на внутришкольный контроль (ВШК).

    Если ребенок поставлен на ВШК, с ним работают социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог, завучи, специалисты других организаций, а положительной динамики нет, и ребенок продолжает совершать проступки и правонарушения, то школа (в лице социального педагога) может писать соответствующие письма с просьбой о помощи и содействии в решении вопроса в полицию, КДН, органы опеки и др. организации, сообщая о сложившейся ситуации. Тогда велика вероятность постановки ребенка на учет в полицию, постановка семьи на учет в различных организация и т.д. (зависит от ситуации).

    Для тех, кто хочет работать социальным педагогом

    Куда пойти работать психологу без опыта? В школу социальным педагогом!

    Психологам часто предлагают работу социальным педагогом, но это все-таки не совсем то, что нужно. Можно сказать, что смысл работы психолога и социального педагога чуть ли не противоположный. Даже если привести самый грубы пример, то сразу станет все ясно.

    Психолог ищет причины, чтобы разрешить конфликт, понять, что происходит с ребенком. Социальный педагог объясняет, какая ответственность будет у ребенка, если он что-то совершил, и в некоторых случаях он и реализует эту ответственность (например, постановка на ВШК). Но психологические моменты в работе найти можно, ведь не каждому дано найти верные рычаги для родителей, правильно объяснить им ситуацию, или найти причину поведения ребенка, дать ему верные рекомендации.

    Так что, если у вас совершенно нет опыта, работа социальным педагогом поможет вам многое переосмыслить и понять. Вы будете плотно сотрудничать с психологом школы, часто общаться с родителями, искать способы контакта с детьми. Это в любом случае вам будет полезно как психологу.

    В чем суть работы

    Социальный педагог в школе: обязанности и роль в учреждении

    Грубо говоря, вам придется грозить всем пальцем и говорить, что их теперь ждет. Хоть социальный педагог (в теории) должен много общаться с детьми, узнавать, как у них дела в семье, с учебой, с друзьями, на деле все происходит иначе. Акцент делается на работу с документами и беседы с детьми по поводу совершенных ими проступков.

    Особенности работы

    По сути, 18 часов рабочего времени должно быть направленно на изучение документации, законов и положений, которых очень много, заполнению бумаг и отчетов, которых тоже не мало, т.е. на методическую работу. И остальные 18 часов на работу с детьми. Но в реальной жизни выходит все иначе.

    Нагрузка у социального педагога просто бешеная, очень часто он выполняет даже работу других сотрудников, особенно часто работу классных руководителей. При этом времени катастрофически не хватает, приходится регулярно перерабатывать, естественно, за это вам платить никто не будет.

    Это сложная и отчасти неблагодарная работа. Вы сразу же попадаете в эпицентр негатива и агрессии. К вам с добрыми вестями не придут, а придут жаловаться, грубить, упрекать, заявлять о совершенстве своего ребенка (даже если этот ребенок устроит драку). Со многими родителями очень сложно найти общий язык, потому что каждый из них убежден, что это школа должна воспитывать их ребенка, что это школа виновата в том, что происходит. Особенно сложно сейчас, когда школу лишили почти всех прав. Но это, конечно, мое субъективное мнение.

    В данной работе нет оценок качества или показателей (например, у учителей есть успеваемость). Вся ваша профилактическая работа с учениками не поддается оцениванию, вы можете только говорить, а человек сам решает, как ему поступать. Ничего плохого не сделал – ребенок молодец, сделал что-то плохое – школа виновата (и вы в том числе). И поверьте мне, любая организация или любая проверка вам об этом скажет или даст понять другим образом. В каждом случае, начиная от травмы в летнее время и заканчивая суицидом, будет виновата только школа, и вам со всем эти придется разбираться.

    Социальный педагог в школе: обязанности и роль в учреждении

    Но не стоит пугаться. Возможно, вам понравится данная работа. Я знаю социальных педагогов, которые горят этим, помогают детям в сложных ситуациях, помогают родителям в вопросах воспитания. Как ни крути, работа с детьми приносит радость и удовлетворение.

    Условия работы

    Социальный педагог работает в отдельном кабинете, причем чаще всего его кабинет расположен на некотором расстоянии от администрации школы. Это связано с некоторыми особенностями работы.

    Соц. педагог работает 36 часов в неделю, имеет нормированный рабочий день, длительность которого обговаривается с директором школы. Например, можно сделать график таким образом, что будут 4 рабочих дня по 8 часов и 1 рабочий день будет сокращенным. В графики обязательно отражаются приемные часы для родителей, как правило, 1 час 1 раз в неделю. Но всем нужно понимать, что прием родителей ведется почти ежедневно в любое время.

    Требования к образованию

    Зарплата

    Это связано, как минимум, с тем, что зарплата социального педагога, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Если вы молодой специалист и пошли работать в данную сферу (не имея опыта работы), ваша заработная плата будет около 15-17 тыс. рублей. Ставка социального педагога может увеличиваться, это связано с образованием (есть ли магистратура), опытом работы в данной области, квалификацией. Некоторые учреждения позволяют брать дополнительную нагрузку, например, ведение внеурочной деятельности. Молодым специалистам в течение нескольких лет при определенных условиях могут выплачивать пособия (1000-3500 руб).

    Социально-педагогическое консультирование является одной из форм социально-педагогической деятельности.

    Социально-педагогическое консультирование – это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм жизнедеятельности и общения.

    Процесс консультирования включает в себя как социальное обучение, так и социальное воспитание. Основными направлениями социально-педагогической деятельности, требующими консультативной помощи, являются:

    - деятельность, направленная на профилактику явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической), повышение уровня социальной адаптации детей и взрослых посредством их личностного развития;

    - деятельность по социальной реабилитации детей и взрослых, имеющих те или иные отклонения от нормы.

    Так как проблема личности, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, социально-педагогическая деятельность включает две составляющие:

    - непосредственную работу с личностью ребёнка или взрослого;

    - посредническую деятельность в отношениях личности со средой, способствующую их социально-культурному становлению и развитию.

    Деятельность социального педагога в школе предполагает социально-педагогическое консультирование учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, родителей, педагогов, классных руководителей по решению социально-педагогических проблем ребёнка, его профессиональному самоопределению, предпрофильной подготовке и т.д.

    Социально-педагогическое консультирование осуществляется на принципах социального партнёрства: равноправия, уважения и учёта интересов, обязательности и ответственности сторон. От успешного консультирования нередко зависит успешность разрешения различных проблемных ситуаций в семьях учащихся. При этом немаловажную роль играет взаимодействие социального педагога со специалистами: психологами, медицинскими работниками, юристами, обладающими специальными знаниями для решения разных социальных проблем и вопросов.

    Являясь членом экспертного совета, школьный социальный педагог должен объективно оценивать поведение учащихся в их окружении. Важным при этой оценке является всестороннее знание о ребёнке, с проблемами которого связано консультирование. Для его получения школьный социальный педагог использует разнообразные методы: наблюдение за ребёнком, визиты на дом, беседы со сверстниками и родителями, близкими друзьями, учителями, соседями и т.д. В качестве консультанта он взаимодействует с администрацией школы и преподавательским составом, а также с органами ученического самоуправления по вопросам отношения учащихся к школе, к классному коллективу, к участию в общественной жизни.

    Консультирование может быть как индивидуальным, так и групповым в зависимости от его характера и направленности, а также от конкретных обстоятельств. Главное для социального педагога при проведении консультирования – понимать, что его целью является помощь и социально-педагогическая поддержка учащихся, их родителей и учителей. Для родителей консультирование является одним из способов педагогического просвещения, помогающим в освоении приёмов и методов воспитания своих детей, в организации с ними педагогически целесообразного и благотворного взаимодействия. Оно должно способствовать и оптимизации связей школы с родителями и детей со школой. Это важно для решения многих проблем воспитания и обучения.

    Но главными условиями, которые могут обеспечить эффективность консультирования, являются педагогическое мастерство и глубина профессиональных знаний консультирующего. Школьный социальный педагог никогда не должен об этом забывать.

    Социально-педагогическое консультирование – это консультация, затрагивающая вопросы и проблемы социально-педагогического характера, ориентированная на их плодотворное разрешение.

    Оно выступает в качестве формы работы социального педагога с воспитанниками и их семьями и предполагает разбор их проблем и дачу советов социальным педагогом в решении проблем воспитания и развития подрастающего поколения.

    Консультирование реализуется в форме диалогового взаимодействия. Социальный педагог строит беседу в опоре на психолого-педагогические методы и приемы и в ориентации на донесение информации до собеседника и ее правильного им восприятия.

    Социально-педагогическое консультирование осуществляется в опоре на конкретные принципы работы, имеет разные виды и реализуется как поэтапная работа социального педагога в установлении взаимодействия с учащимися и их семьями для решения актуальных проблем социально-педагогического характера.

    Принципы реализации социально-педагогического консультирования

    Работа социального педагога по проведению социально-педагогического консультирования реализуется с опорой на следующие принципы:

    • Принцип анонимности. Анонимность предполагает неразглашение информации социальным педагогом без соглашения участников консультирования сторонним лицам. Соблюдение анонимности играет важную роль в решении вопросов развития ребенка и его проблем и способствует привлечению родителей к взаимодействию с социальным педагогом.
    • Принцип добровольности. Он означает добровольное участие родителей и учащихся в консультировании, их включенность в беседу и заинтересованность ее ходом и исходом.
    • Принцип безоценочности суждений социального педагога. В ходе консультирования не допускается оценка поступков участников консультирования. Их проблемы должны быть выслушаны и предложены варианты их продуктивного разрешения.
    • Принцип ориентации на ценностные установки клиентов. Это позволяет социальному педагогу оказывать на них воздействие и корректировать их.
    • Принцип возложение ответственности на клиента. Социальный педагог не может выработать точный способ решения существующей проблемы. Он предлагает возможные варианты решения и побуждает клиента к действию. Но окончательное решение принимает сам клиент и несет ответственность за него сам.
    • Принцип делового взаимодействия. Социальный педагог должен соблюдать дистанцию во взаимоотношениях с учащимися и родителями, не переходить на личностное взаимодействие и рассматривать проблемы с профессиональной точки зрения.
    • Принцип ориентации на личностный рост и развития. Решение любой проблемы, в первую очередь, должно быть направлено на развитие личности учащегося. Исходя из этого, выбираются оптимальные формы и методы работы.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Содержание социально-педагогического консультирования

    Консультативная работа социального педагога является способом оказания помощи лицам в решении проблем социального характера, конфликтов социального взаимодействия, проблем в установлении взаимодействия между родителями и детьми. В содержание социально-педагогического консультирования входят следующие элементы:

    1. Бытовые вопросы. Они касаются создания в семья развивающего пространства для ребенка. Предполагается соблюдение санитарно-гигиенических норм его проживания, наличие пространства для разных видов детской деятельности, организация продуктивного досуга ребенка семьей;
    2. Вопросы жизнеобеспечения. Они связаны с оказанием социальным педагогом помощи семьями в решении проблем трудоустройства родителей, получения материальной помощи, субсидий, льгот и др.;
    3. Социально-коммуникативное развитие. Оно затрагивает вопросы внутрисемейного взаимодействия и отношений всех членов семьи за пределами семьи с другими представителями социума;
    4. Семейное здоровье. Оно связано с решением проблем физического и психического здоровья всех членов семьи, реализацию полноценного отдыха и оздоровление детей;
    5. Вопросы духовного развития семьи. Происходит решение проблем культурного развития всех членов семьи, их ориентации на уважительное отношение к семейным и социальным ценностям, нормам поведения;
    6. Повышение педагогической компетентности родителей. Производится разрешение проблем отклонений в поведении воспитанников, несостоятельности родителей, решение вопросов нежелания родителей полноценно выполнять свои функции, а также информирование родителей по проблемам поведения ребенка, отклонениям в его развитии, при их наличии.

    Рисунок 1. Основные направления социально-педагогической работы с детьми. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Таким образом, содержание социально-педагогического консультирования ориентировано на социальное развитие подрастающего поколения, оказание помощи детям в социальной адаптации, приспособлении к жизнедеятельности в стенах школы с сохранением психологического и физического здоровья и в направлении раскрытия природного потенциала ребенка, реализации его творческого начала.

    Функциональная роль социально-педагогического консультирования

    Социально-педагогическое консультирование, как формы работы школьного социального педагога, ориентировано на выполнение следующих функций в образовательном процессе:

    О проведенных консультациях социального педагога

    Социально-педагогическое консультирование является одной из форм социально-педагогической деятельности.

    Социально-педагогическое консультирование – это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм жизнедеятельности и общения.

    Основными направлениями социально-педагогической деятельности, требующими консультативной помощи, являются:

    · деятельность, направленная на профилактику явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической), повышение уровня социальной адаптации детей и взрослых посредством их личностного развития;

    · деятельность по социальной реабилитации детей и взрослых, имеющих те или иные отклонения от нормы.

    Так как проблема личности, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, социально-педагогическая деятельность включает две составляющие:

    · непосредственную работу с личностью ребёнка или взрослого;

    · посредническую деятельность в отношениях личности со средой, способствующую их социально-культурному становлению и развитию.

    Деятельность социального педагога в школе предполагает социально-педагогическое консультирование учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, родителей, педагогов, классных руководителей по решению социально-педагогических проблем ребёнка, его профессиональному самоопределению, предпрофильной подготовке и т.д.

    Социально-педагогическое консультирование осуществляется на принципах социального партнёрства:

    · уважения и учёта интересов;

    · обязательности и ответственности сторон.

    От успешного консультирования нередко зависит успешность разрешения различных проблемных ситуаций в семьях учащихся. При этом немаловажную роль играет взаимодействие социального педагога со специалистами: психологами, медицинскими работниками, юристами, обладающими специальными знаниями для решения разных социальных проблем и вопросов.

    Являясь членом экспертного совета (Совета Профилактики, Служба по урегулированию споров), социальный педагог должен объективно оценивать поведение учащихся в их окружении. Важным при этой оценке является всестороннее знание о ребенке, с проблемами которого связано консультирование. Для его получения в своей работе использую разнообразные методы:

    · наблюдение за ребенком;

    · посещение на дому;

    · беседы со сверстниками, друзьями и с классным коллективом;

    · беседа с родителями, с семейным окружением ребенка;

    · беседы с педагогами и администрацией школы.

    Консультирование может быть как индивидуальным так и групповым в зависимости от его характера направленности и конкретных обстоятельств.

    Главное для социального педагога при проведении консультирования – понимать, что его целью является помощь и социально-педагогическая поддержка учащихся, их родителей и учителей. В своей работе особое внимание уделяю консультированию родителей. Для них это один из способов просветиться в вопросах воспитания детей. Консультации помогают им усвоить приемы и методы воспитания детей, организовать с ними целесообразное и благотворное взаимодействие. Консультации способствуют оптимизации связей школы с родителями и детей со школой, что благотворно влияет на решение многих проблем воспитания и обучения.

    Все обращения фиксируются в журнале индивидуальных и групповых консультаций.

    Информация об основной тематике индивидуальных консультаций

    Наиболее востребованные консультационные темы

    Совершение противоправных действий

    Вредные привычки и их влияние на организм подростка

    Агрессивное поведение по отношению к одноклассникам

    Уклонение от обучения

    Унижение достоинства личности

    Нарушение техники безопасного поведения во время экскурсий и походов

    О недопустимости унижений сверстников

    Нарушение Устава школы

    Самовольный уход несовершеннолетних из семей и школы

    Общение в сети Интернет

    Нарушение правил поведения в школе

    Действия несовершеннолетнего в случае утери имущества

    Проблема взаимоотношений в семье

    Занятость во внеурочное время

    Определение места проживания подростка

    Порча школьного имущества

    Взаимоотношения между юношами и девушками

    Необходимость медицинской помощи

    Жестокое обращение между сверстниками

    Неисполнение родителями обязанностей по воспитанию и жизнеобеспечению несовершеннолетних

    Унижение достоинства несовершеннолетних

    Уклонение от обучения несовершеннолетних, неуспеваемость

    Оформление пенсии на несовершеннолетнего

    Оформление опеки над несовершеннолетним

    Контроль со стороны родителей за свободным временем подростка

    Совершение противоправных действий несовершеннолетним

    Усиление контроля над несовершеннолетним

    Определение формы обучения несовершеннолетнего

    Правила поведения учащихся в школе

    Ответственность родителей за жизнь и здоровье детей

    Определение детей в «Социально-реабилитационный центр детей и подростков

    Оказание содействия в организации медицинского обследования несовершеннолетнего

    Порча школьного имущества, возмещение ущерба

    Оказание материальной и психологической помощи в трудной жизненной ситуации

    Место и условия проживания несовершеннолетнего ребенка

    Для опекунов

    Взаимоотношения в семье

    Оформление денежных пособий опекаемого

    Взаимоотношения между сверстниками

    Контроль посещения обучающимися учебных занятий

    Проживание несовершеннолетнего вне семьи

    Уклонение несовершеннолетнего от обучения

    Агрессивное поведение обучающегося в классе

    Взаимодействие с другими образовательными учреждениями

    Взаимоотношения в семье

    Взаимоотношения в классе

    Стоит отметить, что количество обращений родителей невелико. Это говорит о низком уровне образованности родителей и слабой заинтересованности в методах воспитания детей. В ходе консультирования так же оказывается просветительская помощь.

    Тематика просветительской работы (групповых консультаций) за 2016-2019гг.

    Место и форма проведения

    Темы выступлений

    Классные часы, собрания

    Совместная профилактическая деятельность всех служб школы в отношении трудных подростков.

    Профилатктика агрессивного поведения подростков.

    Заседания МО классных руководителей

    Организация свободного времени учащихся на период каникул. Профилактика правонарушений

    Успешность консультационной и просветительской работы по большей части зависит от грамотно составленных и уместных рекомендаций, в зависимости от характера проблемы. За время работы мною были разработаны и скорректированы несколько рекомендаций и памяток. (см. Приложение)

    РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ.

    2. Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.

    4. Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух (даже с подростками) хорошую книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение.

    5. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.

    7. Родители должны привить ребенку три главных качества: уважение, находчивость, ответственность.

    Рекомендации классным руководителям

    2. В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.

    3. Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждений, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.

    4. Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.

    5. Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.

    6. Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.

    7. Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.

    8. Стараться соблюдать принцип А.С.Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.

    9. Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.

    10. В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.

    На заметку родителям!

    Не допускается нахождение детей, не достигших возраста 16 лет, в ночное время на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, в компьютерных клубах, в помещениях общего пользования в многоквартирных жилых домах, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

    Согласно Закону, ночное время – в осенне-зимний период (с 1 ноября по 31 марта) - с 22 до 6 часов, в весенне-летний период (с 1 апреля по 31 октября) - с 23 до 6 часов.

    помните, что бесконтрольность за поведением и времяпрепровождением своих детей ведет к совершению преступлений детьми или, что еще страшнее, в отношении Ваших детей!

    ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ

    по профилактике конфликтов

    1. Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учитесь защищать свои законные интересы без конф­ликтов.

    2. Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школь­ников. Таким способом вы и своих целей не добьетесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите.

    3 . Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмо­ции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:

    • оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;

    • ухудшают качество мышления;

    • снижают объективность оценки окружающих;

    • по закону эмоционального заражения вызывают ответную не­приязнь у партнера по общению.

    4. Никогда не выясняйте отношения с администрацией школы, коллегами и родителями школьников в присутствии учеников.

    6. Оценивая результаты учебы и поведение школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь . Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обуче­нии и воспитании учащихся, во-первых, позволяет повысить эф­фективность работы учителя, во-вторых, способствует профилак­тике конфликтов между педагогом и школьниками.

    7. Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации шко­лы, родителей.

    8. Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность. Говорят, что хороший человек — не про­фессия. Это верно. Однако, если учитель-профессионал конфлик­тен, такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связан­ным с хорошим знанием предмета.

    9. Постоянно учитесь без каких-либо условий любить или, по крайней мере, уважать всех, начиная с себя. Детей в школе лю­бить или уважать все же гораздо легче, чем взрослых людей. Ведь дети успели принести намного меньше ущерба окружающим и об­ществу по сравнению со взрослыми.

    10 . По своему социально-психологическому статусу вы всегда выше любого ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учи­тельским авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать автори­тет, повышая качество преподавания и создавая высоконрав­ственную атмосферу в классе.

    11. Во все времена у всех народов сложно было жить без чув­ства юмора. Смех способен предотвратить многие конфликты. В со­временной России, тем более в общеобразовательной школе, без чувства юмора вообще прожить невозможно. Учитель без чувства юмора ограничено профессионально пригоден.

    ПАМЯТКА ДИРЕКТОРУ ШКОЛЫ

    по профилактике конфликтов

    1. Помните, конфликты в учительском или ученическом кол­лективе — обычное явление. Относиться к ним нужно соответ­ственно, т. е. спокойно. Однако, конфликты оказывают негатив­ное влияние на здоровье конфликтующих, качество их работы, вза­имоотношения, ухудшают социально-психологический климат в школьном коллективе. Поэтому, чем меньше в школе конфлик­тов, тем лучше.

    2. Предупредить конфликты гораздо легче, чем завершить. Стратегия профилактики конфликтов заключается в умении разрешать естественные противоречия, постоянно возникающие в процессе взаимодействия учителей и школьников, неконфликт­ными способами: путем сотрудничества, компромисса, уступок.

    3. Внутренне согласиться с утверждением: когда два человека конфликтуют, то неправ тот из них, кто умнее. Если человек считает себя опытным и умным, он должен уметь защитить свои интересы и интересы дела, не доводя ситуацию до конфликта, не наживая врага в лице своего оппонента. Поэтому в конфликте уче­ника с учителем, как правило, неправ учитель. В конфликте учи­тель — директор обычно неправ директор.

    4 . Во всех предконфликтных и конфликтных ситуациях ди­ректор должен видеть и отстаивать прежде всего интересы дела. Чем меньше в конфликте затронута личностная сфера оппонен­тов, тем легче его завершить. Конфликты между учителями лучше разрешать на начальной стадии их развития. Чем длительнее кон­фликт, тем в большей степени он носит не деловой — чаще конст­руктивный, — а личностный — чаще деструктивный характер.

    5. Принимая решение, всегда следует помнить, чьи интересы оно затрагивает, и прогнозировать будущую реакцию. По возмож­ности обсуждать принимаемое решение с исполнителями и теми, кого оно затронет. Если директор заблаговременно информирует учителей о задачах, которые они будут выполнять, — тем мень­ше у него конфликтов с ними.

    6. Директору необходимо уметь минимизировать свои негатив­ные эмоции, возникающие при взаимодействии с окружающими. Важно также максимально уменьшить влияние негативных эмо­ций на решения и действия конфликтующих учителей или школь­ников. Чем более рациональный, а не эмоциональный характер носит конфликт, тем он конструктивнее, тем легче его регулировать.

    7.Учитывайте, что способности учеников и учителей к раз­личным видам деятельности различны. Старайтесь не требовать от подчиненных отличного выполнения того, к чему они неспособны. Задача директора — сформировать каждой учительнице такой круг обязанностей, к выполнению которых она готова. При такой стра­тегии и школа будет работать лучше, и конфликтов станет меньше.

    8. Оценивая работу и личность учителей, старайтесь замечать в первую очередь хорошее, а только затем — недостатки. Оцени­вайте подчиненных прежде всего по тому, что они сделали, а не только по тому, что они не сделали, а могли бы сделать.

    9. Будьте терпимы к инакомыслию учителей и учеников. По­мните, что практически по любому вопросу у разных людей взгля­ды отличаются. Люди-то разные! Эти отличия естественны и нор­мальны. Они не должны становиться причиной конфликтов. Тер­пимость к инакомыслию и критике укрепит ваш авторитет и уменьшит число конфликтов.

    10. При учениках никаких замечаний и выговоров учителям не делать, нотаций не читать. Учителей можно критиковать только в кабинете директора или учительской. И то лучше без свидетелей.

    11. Отношения с учителем или учеником можно испортить за несколько минут. На восстановление же их могут понадобиться годы. Хороший социально-психологический климат в классах и пе­дагогическом коллективе общеобразовательной школы представ­ляют самостоятельную ценность. Состояние социально-психоло­гического климата в школе, прежде всего в учительском коллек­тиве, — важный критерий качества работы директора.

    14. После прочтения этой книги постарайтесь создать в школе систему оценки взаимоотношений и профилактики конфликтов на основе модульного социотеста. Она эффективна, проста, тре­бует малых затрат времени. Эта система поможет не только выя­вить все конфликты в школьных коллективах, но и заметно по­высить качество воспитательного процесса, сделает руководство школой более результативным и интересным. От внедрения систе­мы выиграют все: ученики, учителя, но больше всех —директор.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Основной целью консультирования является оказание помощи личности в решении её социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими.

    Основная задача консультационной работы заключается в том, чтобы помочь обратившемуся за помощью посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений и поведения, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются.

    Консультирование может быть, как индивидуальным, так и групповым в зависимости от его характера и направленности, а также от конкретных обстоятельств.

    Консультативная беседа - это личностно-ориентированное общение, в котором осуществляется ориентировка в личностных особенностях и проблемах клиента, устанавливается и поддерживается партнерский стиль отношений (на равных), оказывается требуемая психологическая помощь в соответствии с потребностями, проблематикой и характером консультативной работы.

    Помимо объективных трудностей взросления, из-за отсутствия жизненного опыта дети и подростки нередко оказываются в трудных ситуациях и обстоятельствах, приводящих к стрессу со всеми вытекающими отсюда последствиями. Проводя консультативные беседы педагог-консультант показывает подростку способы решения проблемы, снижает его тревожность и повышает уверенность в себе.

    Таким образом, беседа играет важнейшую роль в социально-педагогическом консультировании детей и подростков группы риска.


     Консультативная беседа как основная форма проведения социально-педагогического консультирования Цель: определить роль консультативной беседы как основной формы социально-педагогического консультирования. Выполнила работу студентка Выполнила работу студентка 2 курса 2 курса Шикалова Ольга Павловна

    Консультативная беседа как основная форма проведения социально-педагогического консультирования

    Цель: определить роль консультативной беседы как основной формы социально-педагогического консультирования.

    Выполнила работу студентка

    Выполнила работу студентка

    Шикалова Ольга Павловна

    Что такое социально-педагогическое консультирование Социально-педагогическое консультирование — это квалифици­рованная помощь людям, испытывающих различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм жизнедеятель­ности и общения

    Что такое социально-педагогическое консультирование

    Социально-педагогическое консультирование — это квалифици­рованная помощь людям, испытывающих различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм жизнедеятель­ности и общения

    Основная цель и задача консультирования Основной целью консультирования является оказание помощи личности в решении её социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. Основная задача консультационной работы заключается в том, чтобы помочь обратившемуся за помощью посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений и поведения, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Консультирование может быть как индивидуальным , так и групповым в зависимости от его характера и направленности, а также от конкретных обстоятельств.

    Основная цель и задача консультирования

    Основной целью консультирования является оказание помощи личности в решении её социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими.

    Основная задача консультационной работы заключается в том, чтобы помочь обратившемуся за помощью посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений и поведения, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются.

    Консультирование может быть как индивидуальным , так и групповым в зависимости от его характера и направленности, а также от конкретных обстоятельств.

    Основные направления социально-педагогической деятельности Основными направлениями социально-педагогической деятельности, требующими консультативной помощи, являются: деятельность, направленная на профилактику явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической), повышение уровня социальной адаптации детей и взрослых посредством их личностного развития; деятельность по социальной реабилитации детей и взрослых, имеющих те или иные отклонения от нормы.

    Основные направления социально-педагогической деятельности

    Основными направлениями социально-педагогической деятельности, требующими консультативной помощи, являются:

    Консультативная беседа – основная форма проведения социально-педагогического консультирования

    Консультативная беседа — это личностно-ориентированное общение, в котором осуществляется общая ориентировка в личностных особенностях и проблемах клиента, устанавливается и поддерживается партнерский стиль отношений (на равных), оказывается необходимая психологическая помощь в соответствии с потребностями, проблематикой и характером консультативной работы.

    Принципы консультативной беседы Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту . Клиент должен чувствовать себя уютно и комфортно. Его должны внимательно слушать, оказывать поддержку и не осуждать. Ориентация на ценности и нормы клиента. Нужно опираться на систему ценностей самого клиента. Уважая их, консультант сможет воздействовать на них. Запрет давать советы. Каков бы ни был ваш жизненный опыт, дать гарантированный совет невозможно. Жизнь уникальна и непредсказуема. Анонимность. Любая информация не может быть передана без его согласия в другие учреждения, в том числе друзьям и родственникам, если это не угрожает чьей-либо жизни. Разграничения личных и профессиональных отношений , нужно держать дистанцию. Социальный работник должен иметь отстраненную позицию. Включенность клиента в процессе консультирования . Во время приема клиент должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, то есть ему должен быть интересен и понятен разговор.

    Принципы консультативной беседы

    • Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту .

    Клиент должен чувствовать себя уютно и комфортно. Его должны внимательно слушать, оказывать поддержку и не осуждать.

    • Ориентация на ценности и нормы клиента.

    Нужно опираться на систему ценностей самого клиента. Уважая их, консультант сможет воздействовать на них.

    Каков бы ни был ваш жизненный опыт, дать гарантированный совет невозможно. Жизнь уникальна и непредсказуема.

    Любая информация не может быть передана без его согласия в другие учреждения, в том числе друзьям и родственникам, если это не угрожает чьей-либо жизни.

    • Разграничения личных и профессиональных отношений , нужно держать дистанцию.

    Социальный работник должен иметь отстраненную позицию.

    • Включенность клиента в процессе консультирования .

    Во время приема клиент должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, то есть ему должен быть интересен и понятен разговор.

    Виды консультативной беседы Дистантное (телефон доверия) консультирование не предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу. В данном случае общение происходит по телефону или по переписке. Контактное (очное) консультирование состоит в том, что консультант встречается с клиентом и между ними происходит беседа.

    Виды консультативной беседы

    Дистантное (телефон доверия) консультирование не предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу. В данном случае общение происходит по телефону или по переписке.

    Контактное (очное) консультирование

    состоит в том, что консультант встречается с клиентом и между ними происходит беседа.

    Дистантное консультирование (телефон доверия) Начальный этап, предполагающий установление контакта с клиентом через демонстрацию эмоционального принятия, пре­доставление возможности выговориться и быть выслушанным. Этот этап может занимать большую часть времени, так как многие клиенты телефона доверия хотят просто с кем-нибудь поделиться своим состоянием, проблемой, ситуацией; Второй этап, предполагающий: интеллектуальное овладение ситуацией консультантом, то есть формирование у него понимания проблемы клиента снятие остроты проблемной ситуации с помощью использова­ния следующих терапевтических приемов и средств: терапия успехами и достижениями; поиск ресурсов внутри личности; переформулировка проблемы; методы рационально-эмотивной терапии;

    Дистантное консультирование (телефон доверия)

    Начальный этап, предполагающий установление контакта с клиентом через демонстрацию эмоционального принятия, пре­доставление возможности выговориться и быть выслушанным. Этот этап может занимать большую часть времени, так как многие клиенты телефона доверия хотят просто с кем-нибудь поделиться своим состоянием, проблемой, ситуацией;

    Второй этап, предполагающий:

    Дистантное консультирование (телефон доверия)

    Третий этап, предполагающий совместное с клиентом плани­рование действий, необходимых для преодоления возникшей критической ситуации;

    Четвертый этап, ориентированный на активную психологиче­скую поддержку клиента и формирование у него уверенности в себе и в выполнении намеченных действий.

    Этапы беседы в социально- психологическом консультировании (очное консультирование)

    • Построение надежных межличностных и конструктивных рабочих отношений. Детальное описание проблемы с точки зрения клиента. Проблемный анализ:
    • Построение надежных межличностных и конструктивных рабочих отношений. Детальное описание проблемы с точки зрения клиента. Проблемный анализ:
    • Построение надежных межличностных и конструктивных рабочих отношений.
    • Детальное описание проблемы с точки зрения клиента.
    • Проблемный анализ:

    а) актуальные условия существования проблемы

    (Какая она здесь и теперь? Какова ситуация? Какие ощущения?);

    б) биографические условия появления;

    в) ее функциональное значение для клиента

    (Зачем? Почему необходима?).

    Построение надежных межличностных и конструктивных рабочих отношений

    Длительность данного этапа 5-10 мин при средней продолжительности одной консультативной беседы 45 мин - 1ч 10 мин.

    На протяжении этого этапа психолог-консультант выполняет следующие действия:

    Детальное описание проблемы с точки зрения клиента

    Длительность данного этапа 15-20 мин при средней продолжительности

    консультативной беседы 45 мин — 1 ч 10 мин.

    Данный этап можно условно разбить на два подэтапа:

    • Формирование консультативных гипотез .
    • Эмпатическое слушание.
    • Принятие концепции клиента на этапе расспроса.
    • Структурирование беседы.

    На первом подэтапе второго этапа психолог-консультант старается занимать по преимуществу пассивную позицию.

    2 . Проверка консультативных гипотез.

    • Начать задавать клиенту вопросы, направленные на уточнение возникших у консультанта идей.
    • Изложить свою гипотезу (интерпретацию) клиенту и спросить его, что он по этому поводу думает.

    На всем протяжении второго этапа консультативной беседы необходимо стимулировать клиента на описание собственных чувств и чувств других людей.

    Проблемный анализ Продолжительность этапа – 25-30 минут при средней продолжительности -консультативной беседы - 45 минут - 1 час 10 минут. На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования. Проблемный анализ заканчивается, когда гипотеза консультанта становится достаточно ясной и убедительной, когда ее можно просто сформулировать и доходчиво объяснить клиенту.

    Проблемный анализ

    Продолжительность этапа – 25-30 минут при средней продолжительности -консультативной беседы - 45 минут - 1 час 10 минут.

    На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.

    Проблемный анализ заканчивается, когда гипотеза консультанта становится достаточно ясной и убедительной, когда ее можно просто сформулировать и доходчиво объяснить клиенту.

    Идентификация проблемы, выражение целей и плана работы Продолжительность этапа - 5 - 10 минут при средней продолжительности консультативной беседы - 45 минут - 1 час 10 минут. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.

    Идентификация проблемы, выражение целей и плана работы

    Продолжительность этапа - 5 - 10 минут при средней продолжительности консультативной беседы - 45 минут - 1 час 10 минут.

    На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем.

    Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений.

    Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.

    Работа с проблемой и закрепление результатов в реальной жизни Продолжительность этапа - 5 - 10 минут при средней продолжительности консультативной беседы - 45 минут - 1 час 10 минут. Разработка плана конкретного позитивного реагирования клиента предполагает, что консультант и клиент детально спланируют, где и когда, в каком месте и в какое время, в какой форме новое конструктивное поведение будет иметь место. Будут обсуждены все подводные камни, возможные препятствия на пути этого поведения.

    Работа с проблемой и закрепление результатов в реальной жизни

    Продолжительность этапа - 5 - 10 минут при средней продолжительности консультативной беседы - 45 минут - 1 час 10 минут.

    Разработка плана конкретного позитивного реагирования клиента предполагает, что консультант и клиент детально спланируют, где и когда, в каком месте и в какое время, в какой форме новое конструктивное поведение будет иметь место. Будут обсуждены все подводные камни, возможные препятствия на пути этого поведения.

    Завершение консультативной беседы

    Продолжительность этапа - 5 - 10 минут при средней продолжительности консультативной беседы - 45 минут - 1 час 10 минут.

    Этические аспекты консультативной беседы

    Консультанту не просто следовать правилам этики по достаточно объективным причинам.

    Роль консультативной беседы как основной формы социально-педагогического консультирования

    Консультативная беседа - это личностно-ориентированное общение, в котором осуществляется ориентировка в личностных особенностях и проблемах клиента, устанавливается и поддерживается партнерский стиль отношений (на равных), оказывается требуемая психологическая помощь в соответствии с потребностями, проблематикой и характером консультативной работы .

    Помимо объективных трудностей взросления, из-за отсутствия жизненного опыта дети и подростки нередко оказываются в трудных ситуациях и обстоятельствах, приводящих к стрессу со всеми вытекающими отсюда последствиями. Проводя консультативные беседы педагог-консультант показывает подростку способы решения проблемы, снижает его тревожность и повышает уверенность в себе.

    Таким образом, беседа играет важнейшую роль в социально-педагогическом консультировании детей и подростков группы риска.

    Читайте также: