Формирование глобальных компетенций в начальной школе во внеурочной деятельности

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

Приказом директора МБОУ СОШ № 7

№ 1-ОД от 31.08.2020г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Буровой Ольги Юрьевны

внеурочной деятельности по общекультурному направлению

уровень образования: начальное общее образование,

2020-2021 учебный год

I .ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

-Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации, Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. No1726-р ;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"

1.2. Общая характеристика курса

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы.

Участники программы — обучающиеся 3-4 классов (10-11 лет), учителя младших классов, воспитатели групп продлённого дня, педагоги дополнительного образования.

Цель программы: создать условия для формирования глобальной компетентности у обучающихся в российских образовательных учреждениях.

Основными задачами программы являются :

создание материалов для формирования глобальной компетентности и измерения уровня ее сформированности у обучающихся 3-4 классов общеобразовательной школы с учетом международного опыта; российских реалий; возможностей, которые предоставляет отечественная система образования; возрастных особенностей и социального опыта российских школьников;

развитие логического мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

развитие языковой культуры и формирование речевых умений: умения четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать проектные задачи;

развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

формирование и развитие коммуникативных умений: умения общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Актуальность.

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Особенностью современного образования является его ориентирование на развитие личности обучающегося, на достижение таких образовательных результатов, которые помогут вырабатывать эффективные жизненные стратегии, принимать верные решения в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.

Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни.

Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

Глобальные компетенции являются особым ценностно- интегративным компонентом функциональной грамотности.

Характеристики глобальной компетентности :

а) динамизм и развивающийся характер содержания под воздействием постоянно изменяющегося мира;

б) предполагает осознание взаимосвязи и взаимопроникновения локального и глобального, проявления глобальных аспектов в событиях и процессах локального уровня и отражения, проецирования локальных явлений в глобальном;

г) имеет деятельностную направленность;

д) имеет коммуникативную направленность;

е) базируется на определенной ценностной основе.

Уровень овладения ГК Выражается в способности

критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях;

осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды;

вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе ценностей устойчивого развития и разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству

Особенности :

отсутствие предмета "глобальные компетенции", меж- и метапредметное содержание (география, обществознание, история, биология, иностранный язык . )

интегративность не только через содержание ряда школьных предметов, но и через ценности, интериоризированные личностью

Сроки реализации программы: 2 года (3-4 класс). Курс рассчитан на 1 час в неделю: по 34 часа.

Методы и приемы

Для реализации программы предполагается организация следующих видов внеурочной деятельности младших обучающихся: игровой, познавательной, развлекательной (досуговое общение), трудовой, спортивно-оздоровительной; проблемно-ценностного общения; социального и досугового художественного творчества; деятельностный, поисковый,эвристический,исследовательский,практический,наглядный,самостоятельный;метод создания игровых ситуаций, метод проектов, метод программированного обучения;

Разноуровневое обучение, индивидуальное обучение, обучение в сотрудничестве:

а) совместное обучение в малых группах;

б) обучение в командах на основе игры, турнира;

в) индивидуальное обучение в командах.

- беседа, диалог, дискуссия; дидактические, сюжетно-ролевые игры;

-тренинги и арт-технологии; конкурсы, викторины, турниры, проектные работы;

-тематические занятия; игровые уроки; практические занятия; конкурсы, соревнования;

- подготовка и проведение игр и праздников;

- просмотр видеоматериалов; организация экскурсий.

Средства контроля

- организация тестирования и контрольных опросов;

- проведение викторин, смотров знаний;

II . ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Регулятивные УУД:

-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

-осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

-определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

-учиться работать по определенному алгоритму;

должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе

. достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствует процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности

оценивать свою вежливость;

определять степень вежливости при общении людей (вежливо –невежливо – грубо);

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Оценивает содержание прочитанного с позиции норм

морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному формулирует собственную

усвоение способов интеллектуального и творческого саморазвития; овладение приёмами действий в нестандартных ситуациях; освоение способов деятельности в собственных интересах и возможностях; установка на творческую активную жизненную позицию.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Освоенные обучающимися межпредметные понятия (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных дисциплин в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной̆ практике

Готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией : восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе в цифровой среде, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории

определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

анализировать информацию, представленную в разных формах(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод; – знать основные приёмы подготовки устного выступления

учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевы еслова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление

пользоваться приёмами подготовки устного выступления,

выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – )сопровождением;

– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Находит и извлекает информацию из различных

Мыслить творчески, применять метод сократического диалога; слушать и слышать чужое мнение; выстраивать аргументацию своей позиции; выбирать на основе разумного решения ценности и ориентиры; защищать свои взгляды; видеть жизненные и моральные ситуации с разных сторон; быть толерантным

III . СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

В 3 классе программа реализуется с модуля по формированию читательской грамотности. На каждый модуль отводится одно полугодие.

Программа предполагает поэтапное развитие различных ууд, составляющих основу глобальных компетенций как особого компонента функциональной грамотности.

В процессе изучения курса обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).

Количество часов

Перечень творческих работ. Использование резерва учебного времени

(2020-2021 учебный год)

Любимая книга. Обложка любимой книжки.

Книги С.Я. Маршака, В.Г. Короленко.

Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке.

Домашняя библиотека. Личная библиотека. Корешки книг твоей библиотеки. Члены семьи – собиратели книг.

Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Быстрое чтение. Проверка скорости и качества чтения.

Писатели и их книги. Портреты писателей. Получение информации.

Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач.

Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка отражает роль внеурочной деятельности в формировании ключевых компетентностей школьников. Описаны формы и виды формирования компетенций из опыта работы.

Внеурочная деятельность как средство формирования ключевых компетентностей школьников

Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат - научить учиться.

Перед образовательной системой страны стоит нелегкая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.

Введение понятия компетенции позволяет решить типичную проблему для наших школ, когда ученики хорошо владеют набором знаний, но испытывают трудности в их использовании для решения конкретных задач.

Что же такое компетенция и компетентность?

Компетенция - это знание, опыт, умение по кругу вопросов, в которых кто - либо хорошо осведомлен. Компетентность – это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области. Компетентность предполагает наличие минимального опыта применение компетенций.

К ключевым компетенциям учащихся относятся:

ценностно-смысловые компетенции;

общекультурные компетенции;

учебно-познавательные компетенции;

информационные компетенции;

коммуникативные компетенции;

социально-трудовые компетенции;

компетенции личностного самосовершенствования.

Перед школой возникает вопрос: как же правильно построить учебный процесс, который будет способствовать формированию ключевых компетентностей? Здесь на помощь приходит новый образовательный стандарт, одной из особенностей которого является введение внеурочной деятельности.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Внеурочная деятельность реализуется в разнообразных формах, которые условно можно разделить на следующие:

индивидуальная работа – работа с отдельными обучающимися (подготовка рефератов, докладов, презентаций; работа с одаренными обучающимися, и т.п).;

групповая работа – регулярная работа, проводимая с небольшим устойчивым коллективом обучающихся и направленная на приобретение и усвоение новых знаний и практических умений (кружки, секции, творческие группы);

массовая работа – эпизодическая работа, проводимая с большим коллективом (вечера, конференции; недели, олимпиады и конкурсы; игры, акции, выпуск тематических газет, внепрограммные экскурсии и т.п.)

Внеурочная деятельность - это одна из форм углубления знаний по предмету, своеобразная форма научной популяризации. Во время проведения внеурочной деятельности используются разнообразные методы обучения: все формы учебного диалога, ролевые и деловые игры, проекты, выступления на праздниках (исполнение ролей в спектаклях), участие в конкурсах, олимпиадах. Необходимо отметить, что виды внеклассной деятельности многообразны.

Их можно разделить на три большие группы:

систематически действующие внеурочные занятия (кружки, секции, факультативы, журналы, информационные стенды,);

эпизодические (конкурсы, турниры знатоков, викторины, олимпиады, интеллектуальные марафоны, КВНы и т.д.);

комбинированные формы внеурочной работы, например, предметные недели - в которые обычно включаются конкурсы, доклады, викторины, лекции, беседы, вечера и т.д.

Правильно организованная система внеурочной деятельности является одним из средств формирования ключевых компетентностей школьников. Причём удельный вес внеурочной деятельности достаточно высок, т.к. ученик выбирает ее исходя из своих интересов и мотивов. Это значит, что нужно интегрировать урочную и внеурочною деятельность, гармонично дополняющие друг друга. С этой целью мною был составлен план мероприятий на 2015-2016 учебный год, который направлен на развитие всех ключевых компетенций, с использованием различных форм, методов и видов внеурочной деятельности. Формирование ключевых компетенций осуществлялось через следующие формы и виды работы:

Мероприятия реализовались как в рамках кружков, так и на классных часах. Считаю, что внеурочная деятельность не только способствует гармоничному воспитанию школьников, а также дает возможность практически использовать знания в реальной жизни, а значит, формирует ключевые компетентности учащихся. Также она позволяет нам формировать портфолио учащегося, где не только отражены результаты труда ребёнка, но и прослеживается его личная траектория и особенности развития.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема по самообразованию. Выступление на педагогическом совете.

Формирование ключевых компетенций учащихся

к внеурочной и урочной деятельности

Сегодня общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции (ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, коммуникативные компетенции, социально-трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования). Современному учителю необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий, и деятельности в целом. Внеурочная работа является естественным продолжением и дополнением основных форм работы учащихся на уроке и основывается на тех же педагогических принципах. Также для формирования и развития у учащихся ключевых компетенции в урочной и внеурочной деятельности надо создать условия наглядности, повышение мотивации. Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах - все это способствует формированию ключевых компетенций.

Расскажи мне и я забуду.

Покажи мне и я пойму.

Позволь мне сделать самому , и я научусь

(древний мыслитель и филосов Конфуций)

Эти слова можно считать девизом современноно образовательного процесса.

Формирование ключевых компетенций учащихся

к внеурочной и урочной деятельности

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее не столь важных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией образования. Сегодня общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции.

Согласно программе внедрения компетентностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс мы выделяем следующие ключевые компетентности:

-Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

-Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

-Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

-Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

-Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

-Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Разработка образовательных стандартов, программ внеурочной деятельности должна учитывать комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формирование ключевых компетенций. В каждом учебном предмете (образовательной области) следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций.

Введение понятия “компетенций” в нормативную и практическую составляющую образования обозначило проблему, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.

· научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;

· научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы;

· научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы;

·научить ориентироваться в мире духовных ценностей;

·научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей;

·научить решать проблемы, общие для разных видов профессиональной и иной деятельности;

· научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению

Внеурочная работа является естественным продолжением и дополнением основных форм работы учащихся на уроке и основывается на тех же педагогических принципах, что и учебная (классная\внеклассная) работа с детьми. Главными из них являются принципы доступности, научности и систематичности, а также принципы развивающего и воспитывающего обучения. Также для формирования и развития у учащихся ключевых компетенции в урочной и внеурочной деятельности надо создать условия наглядности, повышение мотивации. Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах - все это способствует формированию ключевых компетенций.

Абсолютно некомпетентностных форм и методов учебной работы не существует. Однако, некоторые формы сами по себе не работают на развитие ключевых кометенций:

1) монолог учителя;

2) фронтально-индивидуальный опрос;

3) информирующие беседы;

4) самостоятельные работы с учебником по заданиям учителя;

5) демонстрация фильма;

6) традиционная контрольная работа.

Компетентностными методами и формами являются такие, которые имеют не только учебное, но и жизненное обоснование.

Например,

а) метод проектов;

б) развитие критического мышления, мозговой штурм;

в) метод дебатов;

г) игровая технология (языковые, ролевые игры, драматизация);

д) кейс-технологии и синквейны;

е) проблемные дискуссии;

ж) парная и групповая работы;

з) языковой портфелъ;

и)использование аудио-визуальных средств, мультимедийных технологий, Интернет-ресурсов.

За счет использования данных методов поддерживается положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменяется микроклимат на уроке, атмосфера на уроке становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения.

Чем же должен руководствоваться учитель для их выполнения? Прежде всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные правила:

1.На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.

2.Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.

3.Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

4.Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

5.Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

6.Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

7.Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.

8.Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

9.В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.

10.Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

11.Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.

12.Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.

13.Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

14.Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то, условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.

Во время учебных и внеурочных занятий большое внимание необходимо уделять организации рефлексивной деятельности, пользуясь методикой самоопределения учащихся. Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Что я сделал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.


Согласно базисному учебному плану общеобразовательных организаций Российской Федерации внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса, направленной на решение задач воспитания и социализации, и одной из форм организации свободного времени обучающихся.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Внеурочная деятельность ориентирована на работу в соответствии с интересами обучающихся, профориентацию, развитие их личностных компетенций.

Личностные достижения сегодня связываются с уровнем компетентности обучающегося в образовательном процессе.

Именно компетентностный подход сегодня провозглашается как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы.

Компетентностный подход — это приоритетная ориентация на цели-векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности. В качестве средств достижения этих целей выступают принципиально новые образовательные конструкторы: компетентности и компетенции.

Ценностно-смысловая компетенция (мировоззрение, ценностные ориентиры учащегося, механизмы самоопределения в различных ситуациях) проявляется в способности:

− формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым предметам и сферам деятельности;

− владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиции;

− уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

− осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учётом общих требований и норм.

− ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

− организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

− задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

− ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями, описывать результаты, формулировать выводы;

− выступать устно и письменно с докладом о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий;

− иметь опыт освоения научной картины мира.

Социокультурная компетенция (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере) проявляется в способности:

− владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;

− уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;

− определять своё место и роль в окружающем мире, семье, коллективе, государстве;

− владеть эффективными способами организации свободного времени;

− иметь представления о разных системах социальных норм и ценностей в России и других странах.

Здоровьесберегающая компетенция (способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития; эмоциональная саморегуляция и самоподдержка; личная гигиена, забота о собственном здоровье, половая грамотность; внутренняя экологическая культура; способы безопасной жизнедеятельности) проявляется в способности:

− иметь опыт ориентации в природосообразной экологической деятельности в природной среде (в лесу, поле, на водоёме и др.);

− знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождём, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными растениями и животными;

− иметь позитивное отношение к своему здоровью;

− владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;

− знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;

− владеть способами первой доврачебной помощи;

− уметь подбирать индивидуальные средства и методы развития своих физических качеств.

Информационная компетенция (поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями) проявляется в способности:

− владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, интернет-ресурсами;

− самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её;

− ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное, необходимое;

− уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

− владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, факса, принтера, модема, ксерокса.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой именно ту сферу, в условиях которой можно формировать и максимально развить познавательные потребности и способности каждого обучающегося, обеспечить воспитание свободной личности, формирование необходимых образовательных компетенций.

Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Внеурочные занятия должны быть направлены на развитие каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Внеурочная деятельность ориентирована на получение воспитательных результатов трёх уровней. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний. Второй уровень результатов — формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества. Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Достижение всех трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности.

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников: метод. конструктор: пособие для учителя. М.Просвещение,2010.
  2. Нечаев М. П. Технологии внеурочной деятельности учащихся в реализации стандарта общего образования. ФГОС в школе: учебно-методическое пособие. М.: Перспектива,2012.
  3. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП.М.: НИИ школьных технологий,2005.
  4. Степанов П. В., Степанова И. В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования. М.: Педагогический поиск, 2011.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, уровень результатов, компетенция, личная гигиена, образовательный процесс, собственное здоровье, способность, эмоциональная саморегуляция.

Похожие статьи

Формирование компетенций готовности подростков к условиям.

Здоровьесберегающие компетенции предполагают опыт ориентации и активной деятельности в повседневной жизни; эмоциональной саморегуляции

Учебно-познавательная. Формирование ценностного отношения к здоровью как фактором дальнейшего выбора.

Компетенции в области здорового образа жизни в системе.

Компетенция - это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести деятельность) [5]. Как видно из приведенного определения, компетенциядолжна отвечать индивидуальным и общественным требованиям.

Внеурочная деятельность как средство достижения.

Внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное

- первый уровень достигается в процессе взаимодействия с педагогом: приобретение

Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях

Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения.

Внеурочная деятельность, так же как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь, это достижение личностных и метапредметных результатов, т. к. на уроке не.

Формирование компетенции здоровьесбережения будущих.

Культура здоровья, как результат здоровьесберегающего образования, должна быть присуща каждому человеку, но для педагога она является особенно значимой и необходимой, так как является одним из интегральных показателей, определяющих культурный уровень общества.

Внеурочная деятельность как средство формирования.

Компетентность — результат образования, выражающийся в овладении

Здесь для развития саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к

- Мотивирует: высокий уровень мотивации в деятельности — залог успешности работы над.

Инновационный подход формирования ключевых компетенций.

Внеурочная деятельность как раз способствует созданию необходимых педагогических

Проектная деятельность развивает творческие и исследовательские способности, учит

В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс.

Использование здоровьесберегающих технологий в урочное и во.

Состояние здоровья подрастающего поколения — один из самых важных показателей благополучия общества и государства, и отражает не только настоящую ситуацию, но и даёт точный прогноз на будущее. Идея сохранения здоровья учащихся занимает особое место в.

Здоровьесбережение в рамках внеурочной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт на законодательном уровне

Внеурочная (внеклассная) работа понимается сегодня преимущественно как деятельность

Проектная работа способствовала выявлению индивидуальных способностей ребенка.

Читайте также: