Что такое социальная солидарность кратко

Обновлено: 04.07.2024

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / Что такое социальная солидарность?

Автор: Андрей Николаевич Алексеев — Дата создания: 29 . 11 . 2012 — Последние изменение: 29 . 11 . 2012

Продолжаем публикацию докладов ряда ведущих российских социологов на очередном 4-м Всероссийском социологическом конгрессе, проходившем в октябре 2012 в Уфе.

См. ранее на Когита.ру:

Текст доклада профессора НИУ Высшая школа экономики, зав. сектором социологии культуры Института социологии РАН, доктора социологических наук Александра Гофмана

Аннотация Работа посвящена рассмотрению судьбы идеи социальной солидарности, взлетов и падений ее популярности в науке, современных попыток вернуть ее в сферу актуального социологического знания.

Социология много и основательно занималась тем, что в социальной жизни плохо. И это хорошо. Но она слишком мало занималась тем, что в социальной жизни хорошо. И это плохо.

В ХIХ в. идея солидарности основательно утвердилась в общественном сознании европейцев, настолько что постепенно стало возможным говорить о солидаризме как о доктрине или совокупности доктрин особого рода. В каком-то смысле солидаризм проник в самые разные течения социальной мысли и практики и пропитал их. Идею солидарности, ее реальность и необходимость обосновывали самые различные и даже

противоположные направления социальной мысли: социалисты и либералы (1), реформисты и революционеры, консерваторы и новаторы, умеренные и радикалы, клерикалы и лаицисты, сторонники laissez faire и протекционисты, анархисты и этатисты, мистики и сторонники строгой науки. Разумеется, интерпретации идеи солидарности оказались столь же разнообразными, как и сами эти течения; более того, они нередко энергично сражались между собой. Многочисленные приверженцы тех ли иных разновидностей солидаризма, начиная с ХIХ в. и по сей день, активно действуют в различных странах Европы, включая, разумеется, Россию.

Несмотря на громадную популярность идеи социальной солидарности, ее история в научном дискурсе оказалась далеко не простой. Выделившись из христианской идеи милосердия и оказавшись в мире секулярного, она отчасти сохранила свой религиозный характер, продолжая занимать важное место и в теориях религиозных мыслителей (Жозеф де Местр, Ламенне и др.) и в официальных документах католической церкви. Вместе с тем, в связи с общим процессом секуляризации европейских обществ, наряду и вместо идеи солидарности в Боге и через Бога, стала развиваться идея солидарности без Бога. Она стала важным элементом светской морали, политических идеологий и движений. Наконец, она получила обоснование и интерпретацию в светской науке. Таким образом, идея оказалась на пересечении самых разных дискурсов, да и внутри каждого из них интерпретировалась очень по-разному, так что отдельные ее интерпретации зачастую подвергались резкой критике не только ее противниками, но и сторонниками.

Это сосуществование и смешение трактовок приобрело хронический характер. В итоге социальная мысль постоянно колебалась, можно сказать, металась между представлением о социальной солидарности как о религиозной добродетели, нравственном долге, политическом лозунге, элементе государственной политики, социальных и филантропических движений, с одной стороны, и представлением о солидарности как научном (физическом, химическом, биологическом, социальном, экономическом, юридическом) факте, с другой. Вовлеченность научного дискурса в остальные, его неотделенность от них в эпоху, когда статус и престиж науки были чрезвычайно высоки, вызывали серьезную озабоченность тех, кто хотел рассматривать социальную солидарность с научной точки зрения, внести вклад в ее исследование и в то же время – в ее практическое осуществление.

Характерна в этом отношении судьба идеи солидарности и солидаризма во Франции эпохи Третьей республики. Солидаризм в ней стал мощным социальным движением и наряду со сциентизмом, лаицизмом и антиклерикализмом составлял один из главных идеологических символов, направленных, с одной стороны, против национализма,

Эпоху Третьей республики во Франции можно назвать золотым веком идеи солидарности. И именно тогда и там наиболее ярко было продемонстрировано, насколько сильно научный дискурс солидарности вовлечен во вненаучные (политические, моральные, религиозные) и смешан с ними. Очевидно, промежуточное и неопределенное положение этой идеи, оказавшейся на границе научной, нравственной, религиозной, политической и других сфер, не могло не повлиять на отношение к ней социологов. Оно становится осторожным, можно сказать, настороженным, недоверчивым, скептическим. Судя по ряду признаков, можно утверждать, что к началу 30-х годов понятие солидарности воспринимается как старомодное. Несмотря на то, что понятие солидарности во многом характеризует квинтэссенцию социальной жизни, несмотря на его использование рядом классиков и авторитетных социологов-теоретиков, его место среди социологических понятий до недавнего времени оставалось весьма скромным, даже маргинальным. Среди тысяч публикаций, посвященных теме солидарности, лишь немногие относятся к собственно социологическим.

1. Объективная функциональная взаимозависимость, взаимодополнительность и общность интересов индивидов, групп, обществ.

2. Субъективная взаимная симпатия, сочувствие, сопереживание, консенсус социальных акторов.

3. Их приверженность одним и тем же нормам и ценностям.

4. Их общая социальная (групповая) идентичность.

5. Социальная связь в самом широком смысле.

6. Социальная интеграция.

7. Общность взглядов и ответственности акторов.

8. Совместная деятельность для достижения определенной цели.

9. Альтруистическая помощь, взаимопомощь или поддержка социальных акторов.

10. Моральная обязанность, основанная на ценности справедливости и предписывающая помощь другим людям (ближним, соратникам в общем деле, нуждающимся, обделенным судьбой).

11. Различные формы социальной, экономической и политической поддержки, в том числе со стороны государства, направленные на улучшение положения определенных социальных групп и слоев, включая деятельность институтов социальной защиты и социального страхования.

Все перечисленное связывает индивидов, группы и общества между собой, но по-разному. В различных теоретических интерпретациях мы постоянно наблюдаем выдвижение на первый план одних форм, разновидностей или аспектов за счет других, их смешение и, вместе с тем, –многочисленные попытки их аналитического различения, сопоставления и противопоставления.

В общем, можно с уверенностью утверждать, что сегодня, после достаточно длительного дремотного состояния, солидарность вновь возвращается на социологическую арену. Это факт безусловно положительный. Но вместе с тем возвращаются и те проблемы, с которыми сталкивались интерпретации этой идеи в прошлом. Эти проблемы никуда не исчезли, и с ними вновь предстоит столкнуться социологам.

Речь идет прежде всего о постоянном и неявном стремлении обосновывать этику солидарности из фактической солидарности. Из того, что солидарность – универсальное и реальное явление, не следует, что она представляет собой нравственный долг и существует моральная обязанность быть солидарным (с кем? когда? где?), в отличие, например, от обязанности быть честным, справедливым или милосердным: ведь все последние добродетели тесно привязаны к определенным ценностям, в данном случае – ценностям честности, справедливости и милосердия. Этого нельзя сказать о солидарности как таковой, поскольку сама по себе она не указывает на то, с кем, когда, где и почему надо быть солидарным; она обязательно предполагает добавление еще какой-то ценности (вроде названных) или сущности, во имя которой или ради которой следует быть солидарными (например, таких, как Бог, общество или человечество). И если это факт, то почему тогда еще нужно его рассматривать как долг, если он и так существует?

Наконец, и это тоже хорошо известно, солидарность с кем-то и за что-то часто означает одновременно солидарность против кого-то и чего-то. Соединяя с одними, она разъединяет с другими, вызывая или усиливая враждебность к тем, кто по каким-то причинам не оказывается объектом или участником процесса данной конкретной солидаризации. В связи с этим, проблема соотношения различных форм групповой солидарности между собой (классовой, этнической, религиозной, клановой, родствен-ной, корпоративной, мафиозной и т. д.), с более широкими социетальными солидарностями (гражданскими, общенациональными, государственными) и, наконец, с общечеловеческой солидарностью. Сегодня эта проблема является особенно острой. Иногда замена и вытеснение более общих солидарностей более частными происходит открыто, явно и агрессивно, иногда – неявно. В последнем случае более частные солидарности выдают себя и представляют себя как более общие, партикуляризм выступает под маской универсализма.

Наконец, современная история вполне подтверждает также достаточно давно установленную истину о том, что единая и неделимая солидарность может составлять основу различных форм деспотизма, подавления личных и гражданских свобод. Сама по себе идея солидарности, не базирующаяся на реальной взаимной заинтересованности, взаимном интересе, справедливости и индивидуальной свободе невозможна, она не имеет ничего общего с принудительным и навязанным единством.

Тем не менее, притягательность, очарование и магическая сила идеи солидарности были и остаются огромными. Несмотря на все разочарования, скептицизм и критицизм в отношении этой идеи, социологи вновь и вновь возвращаются к ней, что заставляет задуматься над тем, не отвечает ли она некоей фундаментальной потребности, научной и практической. Идет ли при этом речь о реальном явлении, с которым они постоянно стал-киваются, или о мечте, с которой они никак не могут расстаться и которая заставляет их снова и снова искать эту чашу Грааля? В любом случае, каким бы ни был ответ на этот вопрос, солидарность в качестве идеи и объекта социологического анализа играла, играет и, вероятно, будет играть важнейшую роль. А это означает необходимость и плодотворность дальнейших исследований в данной области, с учетом достижений и уроков изучения идеи солидарности за два столетия ее существования.

солидарность это единство группы или класса, и оно основано на поддержке интересов других, даже в трудных или неблагоприятных для себя ситуациях. В целом, это относится к связям, которые связывают членов общества; поэтому термин используется в основном в социологии и других общественных науках.


Поскольку это одна из самых важных тем, изучаемых социологией, многие великие социологи истории выдвинули теорию о том, как и почему возникает солидарность. Эмиль Дюркгейм и Питер Кропоткин - одни из самых известных и влиятельных.

С другой стороны, солидарность также тесно связана с альтруизмом, одной из тем, более глубоко изученных социальной психологией..

  • 1 Солидарность как ценность
    • 1.1 Значения
    • 1.2 Индивидуализм и коллективизм
    • 1.3 Мужественность и женственность
    • 2.1 Механическая солидарность
    • 2.2 Органическая солидарность

    Солидарность как ценность

    Считается, что солидарность является одной из фундаментальных ценностей общества, которое функционирует правильно. Поскольку люди являются социальными животными, нам нужно сотрудничать с другими, чтобы преодолевать препятствия, достигать наших целей и чувствовать себя удовлетворенными.

    Но что именно является ценностью? В социологии считается, что ценность является основным руководством поведения, которому следуют функциональные члены общества..

    Значения

    Ценности можно также понимать как критерии, которые люди используют для оценки и планирования своей собственной жизни, чтобы они могли выбирать между различными направлениями действий, которые могут противоречить друг другу..

    Некоторыми примерами социальных ценностей могут быть равенство, рациональность, свобода и демократия. Среди них солидарность является одной из наиболее изученных с точки зрения социальной психологии и социологии..

    Эти ценности представляют то, что мы социально считаем хорошими, добродетельными и достойными достижения. Они представляют собой своего рода руководство по поведению, которое должны соблюдать все граждане, несмотря на то, что в большинстве случаев они не были четко указаны.

    В этом смысле солидарность как ценность, вероятно, вытекает из иудейско-христианской традиции, которая оказала большое влияние на западную культуру..

    Поскольку жертвы за интересы других и забота о других являются двумя основополагающими принципами христианской практики, эти ценности пронизывают наше общество и по сей день.

    Герт Хофстеде, голландский социальный психолог, родившийся в начале 20-го века, разработал модель для сравнения фундаментальных ценностей разных культур.

    Хотя он не фокусировался на солидарности как на дифференцированной ценности, он исследовал две другие, которые непосредственно связаны с ней: индивидуализм (против коллективизма) и мужественность (в отличие от женственности).

    Индивидуализм и коллективизм

    Одной из пяти фундаментальных ценностей, которые Хофстед использовал для изучения различий между разными культурами и странами, была его степень индивидуальности..

    С другой стороны, некоторые культуры были бы на другом краю и поэтому были бы коллективистскими. Люди этого типа общества ставят интересы других выше своих, таким образом, чтобы между ними создавались узы лояльности, а солидарность была бы гораздо более общей ценностью..

    Согласно нескольким межкультурным исследованиям, основанным на исследованиях Хофстеда, латинские культуры были бы на полпути между индивидуализмом и коллективизмом, поэтому солидарность является важной ценностью для нас, но она не столь фундаментальна, как в других местах, таких как Азия..

    Мужественность и женственность

    Другая ценность Хофстеда, связанная с солидарностью, - это мужественность против женственность страны. Этот исследователь определил мужское общество как общество, в котором большое внимание уделяется достижениям, самоутверждению, материальным благам и героизму..

    Наоборот, женское общество - это общество, которое ценит сочувствие, заботу о других, сотрудничество и качество жизни. Поэтому женские общества придают большее значение солидарности..

    В этом случае латинские общества являются одними из самых женственных (и, следовательно, поддерживающих) во всем мире..

    Типы солидарности

    Эмиль Дюркгейм описал два типа солидарности в обществе: механическая солидарность и органическая солидарность.

    В то время как механика связана с чувством знакомства, которое люди имеют с теми, у кого похожая жизнь, органика больше связана с взаимозависимостью, которая формируется в развитых обществах..

    Механическая солидарность

    - Он основан на характеристиках, которые у людей общие. Таким образом, это типично для небольших обществ, где все члены в основном равны.

    - Вряд ли порождает взаимозависимость.

    - Это не имеет ничего общего с моралью или этикой.

    - В обществах, где существует механическая солидарность, их отсутствие наказуемо по закону и очень жестко.

    - Обычно он основан на религиозных законах и диктовках, поэтому его нельзя подвергать сомнению.

    Органическая солидарность

    - На основе взаимозависимости и разделения труда.

    - Типичный для развитых обществ и со многими членами.

    - Защищено конституционными правами, а не ограничительными законами.

    - Основанный на логике и человеческих ценностях, без какой-либо религиозной или духовной коннотации.

    Примеры солидарности

    В нашей повседневной жизни мы можем выполнять множество действий, которые помогают нам быть более верными ценности солидарности. Вот некоторые из этих действий:

    - Участвуйте в волонтерстве.

    - Дайте место на общественном транспорте тому, кто в нем нуждается.

    - Пожертвуйте деньги НПО или отдайте их бедным.

    - Слушайте проблемы других и помогайте им решать их.

    Конечно, этот список неполон; Если вы хотите помочь другим и вести себя солидарно, вы можете найти тысячи способов сделать это.

    Значение социальной солидарности - Энциклопедия

    Значение социальной солидарности - Энциклопедия

    Содержание:

    Что такое социальная солидарность:

    Социальная солидарность а моральная концепция ссылаясь на способность или отношение людей в обществе помогать и поддерживать друг друга в конкретных аспектах повседневной жизни.

    Таким образом, социальная солидарность считается гражданский долг, которая обязывает нас и относится к другим, и в этом смысле имеет основополагающее значение для развития и социального благополучия людей.

    Социальная солидарность горизонтальнаДругими словами, это осуществляется между равными таким образом, что подразумевает дух бескорыстного сотрудничества, который подпитывает отношения между отдельными людьми в сообществе.

    Его движущей силой являются общие интересы, принадлежность или сочувствие определенной группе, интерес к благополучию других людей в обществе, которых мы чувствуем как равные себе.

    Как правило, солидарность возникает из очевидной неспособности индивида действовать изолированно в социальном плане или, наоборот, из интереса к поиску новых форм сотрудничества с другими индивидами.

    Следовательно, социальная солидарность - это дочь филантропический взгляд на мир, в котором ощущение сострадание и сочувствие что один человек может развиваться раньше другого из-за своих нужд, лишений или страданий.

    Следовательно, социальная солидарность также имеет политическое измерение, поскольку это важно для приверженности людей делу построения общества, в котором справедливость, достоинство и равенство являются основными общими благами.

    Социальная солидарность по Дюркгейму

    По мнению французского социолога Эмиль Дюркгеймсоциальная солидарность находится в коллективном сознании обществ. Различные социальные группы, составляющие сообщество, нуждаются в солидарности для развития бесчисленных видов деятельности, в которых они должны сотрудничать и поддерживать друг друга. Дюркгейм признает два типа солидарности:

    СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ (social solidarity) - интеграция и ее степень или тип, проявляемые обществом либо группой. Основа социальной солидарности изменяется от простых обществ к более сложным. В первых она часто основана на отношениях родства, прямых взаимоотношениях и общих ценностях, во вторых появляются иные основы: см. Механическая и органическая солидарность. Ведутся споры о том, требует ли социальная солидарность в более сложных обществах "общих ценностей", ритуалов и т.д. (См. Консенсус; Тезис о господстве идеологии; Религия; Гражданская религия.)

    Большой толковый социологический словарь.— М.: АСТ, Вече . Дэвид Джери, Джулия Джери . 1999 .

    Смотреть что такое "СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ" в других словарях:

    СОЛИДАРНОСТЬ — (solidarity) см. Социальная солидарность; Механическая и органическая солидарность … Большой толковый социологический словарь

    СОЦИАЛЬНАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ — (social cohesion) интеграция группового поведения в результате социальных обязательств, привлекательности или сил, которые удерживают членов группы в интеракции в течение какого то времени. См. также Социальная солидарность … Большой толковый социологический словарь

    социальная структура — СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА устойчивые формы взаимосвязи между элементами социальной системы общества, обусловленные разделением труда, отношением классов и социальных групп, наличием институтов, основой социального порядка. Нет единого… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Социальная совокупность — Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. Социальная совокупность (англ. social… … Википедия

    Социальная сплоченность — – сознание индивидом своего единодушия с группой людей, с определенным обществом. Я ваш, друзья, – хочу быть вашим, На труд и битву я готов, – Лишь бы начать в союзе нашем Живое дело вместо слов. (Н. Добролюбов, Еще работы в жизни много) Ср.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Социальная чувствительность — – психологическое явление, когда индивид, относящийся к какой то социальной группе, тонко, хорошо понимает другого индивида той же группы. Ср. пословицу Рыбак рыбака видит издалека. Ср.: Раб предпочитает раба, господин – господина (Аристотель).… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    СОЛИДАРНОСТЬ — См. социальная сплоченность, но этот термин употребляется с коннотацией коллективных, совместных усилий, направленных на достижение групповых целей … Толковый словарь по психологии

    СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ — множество акторов (социальных объектов) и определенное на нем множество отношений. Метафора социальной ткани или паутины отношений использовалась социальными философами 19 и 20 вв. (напр., Г. Зиммелем ). Интуитивные рассуждения о социальной… … Социология: Энциклопедия

    МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ совокупность экономических, демографических, психологических и политических изменений, претерпеваемых обществом традиционного типа в процессе его трансформации в общество современного типа (см. Современность).… … Философская энциклопедия

    СЛУЧАЙНОСТЬ, ИРОНИЯ И СОЛИДАРНОСТЬ — ’СЛУЧАЙНОСТЬ, ИРОНИЯ И СОЛИДАРНОСТЬ’ (‘Contingency, Irony and Solidarity’. Cambridge, Mass., 1989) работа Рорти, представляющая собой попытку философского осмысления проблемы соотношения личного и общественного модусов человеческого бытия.… … История Философии: Энциклопедия

    Читайте также: