В чем проявился кризис античного мировоззрения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Со второй половины 2 века Римская империя переживает экономический и социальный кризис. Время поздней империи – время нравственного падения и обнищания нравов. Прежние ценности – патриотизм, доблесть, героизм - меркнут. Римляне этого времени – люди привыкшие к роскоши и изнеженности. Все покупается и продается. К этому добавляется кризис отечественной религии. Прежняя языческая вера в античный пантеон богов уже не отвечает духу времени. К социальной нестабильности добавляются природные катастрофы и эпидемии. Варвары совершают свои бесконечные набеги. Это эпоха переоценки ценностей, усилившихся восточных влияний, зреющего мистицизма, предвещающая кризис римской великодержавной гордыни.

Классическое искусство, как и весь древний античный мир, было проникнуто элементами язычества и связано с его религиозными представлениями. С упадком древней религии и с разложением римского общества наступила пора общего нравственного падения, вследствие чего искусство приняло ложное направление. Оно разрабатывало мотивы, потакающие тогдашней распущенности нравов. Живопись времен империи отдает предпочтение не тем сюжетам, которые заключали в себе что-либо серьезное и важное, какую-нибудь философскую мысль, религиозную или моральную истину. Но, угождая изверившемуся и развращенному обществу, изображает в мифологии то, что было в них грациозного и пикантного. В Италии, в секретных отделениях музеев и откопанных домах Помпеи и Геркуланума можно видеть эти рассчитанные на возбуждение низкой страсти произведения живописи и ваяния и наблюдать на месте бесконечный ряд уже совсем непристойных по своим сюжетам картин. В древнем классическом искусстве присутствовал строгий эстетический вкус, и форма была выражением идеи в лучшем смысле этого слова. В эпоху же упадка искусства форму поставили превыше всего, и формы древней живописи и пластики погрязли в чувственности[2].

В таком положении христианство застало античный мир. Понятно само собою, что христианство в виду грубо-чувственного направления греко-римского искусства не могло с ним примириться и в лице некоторых своих представителей стало к нему в решительную оппозицию.

В первые века существования церкви в среде христианства образовалась партия, в принципе отрицавшая применение искусства в христианстве. Наиболее ярким выразителем таких убеждений был Тертуллиан. Художники из христиан еще не успели выработать самостоятельной формы для выражения сюжетов. Переменив религиозные верования, они оказались бессильными изменить художественный стиль. Например, изображения доброго пастыря походили на жанровые картинки, изображавших пастухов, окруженных стадами и с овечками на плечах; а апостолы и пророки походили на почтенных римских чиновников. Но на отрицательном отношении к религиозному искусству христианство не остановилось. Христианству предстояло дать новое направление отживавшему свой век классическому искусству[2].Эта задача решалась византийскими богословами и художниками, так как именно Византия, в особенности ее столица Константинополь были центром христианского мира в первом тысячелетии по Р. Х.. В основу всей византийской культуры легло античное художественное наследие. Но кроме основного греческого населения в состав Византийской империи входили различные эллинизированные народности Малой Азии и различные группы восточных и семитских народов, сохранявших свои культурные традиции. И таким образом, кроме переработки античного наследия Византия ассимилировала разнообразные национальные стили и создала единый стиль, санкционированный государством и церковью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Античная цивилизация – это греко-римское общество с множеством этапов становления, развития и упадка всех сфер жизни.

Демократия -народовластие

Республика – форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемые населением на определенный срок

Полис – город-государство, форма социально-экономической и политической организации общества и государства в Древней Греции

Признаки цивилизации: разделение физического труда и умственного;

письменность; появление городов как центров культурной и экономической жизни.

Типы цивилизаций. Их много, некоторые: античная; древнеегипетская ; исламская.

Черты цивилизации:

этническое ядро (народ) – в Древнем Риме – римляне, в Древней Греции – эллины (греки);

сформировавшаяся идеологическая система (вероисповедание);

тенденция к расширению (географически, культурно);

образование городов;

единое информационное поле с языком и письменностью;

формирование внешних торговых связей и зон влияния;

Возникновение античных цивилизаций. Древние цивилизации античного мира это Древняя Греция и Древний Рим

стадии развития цивилизации: рост — пик расцвета – упадок, гибель или трансформация

В чем причины возникновения античной цивилизации?

Она не появилась из пустоты. Ее считают дочерней цивилизацией из переднеазиатской и вторичной в отношении Микенской цивилизации.

Все началось с превращения гражданских общин в эллинские полисы. Сначала сельские и родовые общины, потом гражданские коллективы по единому образцу – заслуга родовой аристократии. Процесс длился долго и осторожно – с VIII до VI вв. до н.э. Аристократия справлялась с простолюдинами, сохраняя традиции и порядок. Ее рычагом управления оставалась власть, благодаря родовой собственности, переходящей от отца к сыну. Используя труд простолюдинов и освободившись от тяжелой физической работы, аристократия имела роскошь заниматься образованием и военным делом. Цивилизация античной Греции строилась на полисах – городах.

Когда формировались греческие полисы, а первобытное общество превращалось к классовое, цивилизации античного мира устанавливали свой особый общественный строй.

VI в. до н.э. – время, когда родовые объединения окончательно превратились в автономные государства. Осознание своей особости позволило грекам по-иному посмотреть на персов – ближневосточную цивилизацию. Считая персов варварами и не желая мириться с их господством, греки решились на войну, отстаивая право на состоятельность и сохранение уникальности.

Противостояние греков и персов вылилось в греко-персидские войны между Европой и Азией. Здесь история отмечает поход Александра Македонского. Чтобы остановить персидскую экспансию, греческие полисы объединились, формируя знаменитую античную цивилизацию.

В традиционных цивилизациях центр был концентрированным кругом всех сфер и отношений.

Древняя Греция же была исключением – здесь все сферы развивались равномерно. В этом и особенности античной цивилизации.

Полисный строй был похож на пчелиные соты, но в каждой соте связи закупоривались и развивались обособленно. Этим можно объяснить Спарту и Афины – такие разные, но такие похожие. Чем активнее полис в общегреческой жизни, тем быстрее он трансформировался. Отсталые области сохраняли архаичный устрой.

То, что полисы были автономными, мешало сформировать политический инструмент. Войны между полисами были, а внешние угрозы никуда не девались. Все чаще обращаясь за помощью к варварской Италии, Рим приручали медленно и поэтапно. Сначала Рим развивался не по сценарию полисов, но греческое влияние навязало гражданскую общину. И это прижилось. Античная цивилизация поглотила Рим.

Черты, отличающие ее от других цивилизаций древности: 1) классическое рабство; 2) система денежного обращения и рынок; 3) полисное устройство и демократия.Регулярные торговые связи между отдельными полисами приводили к постепенному формированию этнического самосознания: греки начинали осознавать себя единым народом — эллинами, отличным от других — неэллинов. 4)Основной чертой нравственного сознания древнегреческого общества того периода было соединение чувства коллективизма и состязательного начала (Олимпийски. Существование отдельного человека вне рамок общины, полиса было невозможно, поэтому высшая доблесть гражданина состояла в защите игры) полиса.

Основные достижения древнегреческой цивилизации:

К VIII—VI вв. до н. э. относится появление совершенной архитектуры, главным образом общественной. Величайшим достижением греческой культуры той эпохи явилось создание алфавитного письма. Произошла демократизация системы обучения, позволившая сделать грамотными практически всех свободных жителей Греции. Овладение грамотой давало возможность пользоваться письменными способами передачи информации, знакомиться с трудами литераторов и ученых. Особое значение для всей европейской культуры имело возникновение философии — принципиально нового подхода к познанию мира и человека, коренным образом отличавшегося от мифологии. Постановка проблем, опора на человеческий разум как средство познания, ориентация на поиски причин всего происходящего в мире в нем самом, а не вне его существенно отличали философский подход к миру от религиозно-мифологических воззрений.

Важнейшие завоевания цивилизации периода архаики были развиты в период классической Греции (от рубежа VI—V вв. до н. э. до 338 г. до н. э.). В этих творениях духа проявлялась своеобразная черта античной Греции формирование этнического самосознания эллинов.

РАСЦВЕТ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Это был период великого расцвета полисной организации. Полис представлял собой гражданскую общину, важной особенностью которой было сочетание общинного характера и своеобразных черт, отличавших эту общину от родовой, семейной, территориальной и т. п. В ее основе лежала античная форма собственности которая была одновременно государственной (совместной) и частной. Владельцем основного средства производства (земли) Мог стать лишь тот, кто был полноправным членом гражданской общины. Верховным правом на землю (правом владеть, пользоваться и распоряжаться ею) обладал только коллектив граждан. Взаимосвязь и взаимообусловленность права собственности на землю и гражданских прав способствовали признанию всех граждан равноправными. В полисах действовали различные органы управления, но верховным органом в большинстве полисов было народное собрание, которому принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов.Еще одной особенностью полиса было совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивавшим неприкосновенность полиса, а значит, и своей собственности. Экономика полиса базировалась на земледелии и скотоводстве, виноградарстве и садоводстве. Основным принципом была идея автаркии (самообеспеченности). Средства существования, не зависящие от внешних, природных факторов, рассматривались как экономическая основа свободы. Излишки продуктов составляли предмет продажи и обменивались через рынок.

Запишем черты полисной организации: 1) античная форма собственности, 2) верховный орган власти - народное собрание. 3) совпадение политической и военной организации.

Таким образом, полис осуществлял экономические, военные и политические функции.

В соответствии с основными принципами полиса вырабатывалась полисная система ценностей:

- полис — высшее благо,

- признание превосходства земледельческого труда над иными видами деятельности (исключение составляла лишь Спарта, где Ценностью считалась и война);

В тот период началось распространение рабства классического типа. Право собственности рабовладельца на раба ничем не ограничивалось. Рабы в Греции — это, как правило, захваченные во время военных походов или пиратских набегов военнопленные.

Ц Осознание своей особости позволило грекам по-иному посмотреть на персов – ближневосточную цивилизацию. Считая персов варварами и не желая мириться с их господством, греки решились на войну, отстаивая право на состоятельность и сохранение уникальности.

Противостояние греков и персов вылилось в греко-персидские войны между Европой и Азией. Здесь история отмечает поход Александра Македонского. Чтобы остановить персидскую экспансию, греческие полисы объединились, формируя знаменитую античную цивилизацию.

Осознание своей особости позволило грекам по-иному посмотреть на персов – ближневосточную цивилизацию. Считая персов варварами и не желая мириться с их господством, греки решились на войну, отстаивая право на состоятельность и сохранение уникальности.

Противостояние греков и персов вылилось в греко-персидские войны между Европой и Азией. Чтобы остановить персидскую экспансию, греческие полисы объединились, формируя знаменитую античную цивилизацию.

Однако, после победы над персами, ситуация в Греции изменилась. Постоянная борьба за первенство между двумя важнейшими полисами — демократическими Афинами и аристократической Спартой — в конце концов ослабила Грецию и сделала возможным ее подчинение северному соседу — Македонии. Начало цивилизации эллинизма положил Восточный поход Александра Македонского и массовый колонизационный поток жителей Древней Эллады во вновь завоеванные земли. В результате в Средиземноморье, Передней Азии и прилегавших к ним районах постепенно сложились новая материальная и духовная культура, формы политической организации и социальных отношений народов. Влияние цивилизации эллинизма распространилось необычайно широко — на Западную и Восточную Европу, Переднюю и Центральную Азию, Северную Африку. Новые формы жизни общества явились своеобразным синтезом местных, главным образом восточных, и греческих элементов, которые играли большую или меньшую роль в зависимости от конкретно-исторических условий. Наиболее характерными чертами экономического развития в этом обширном регионе были рост торговли и производство продуктов труда, предназначенных для обмена. С развитием торговли значительно расширилось денежное обращение, чему способствовала унификация монетного дела, начавшаяся при Александре Македонском, при котором широко распространилось производство золотых монет. Пришедшие в восточные регионы эллины нашли там незнакомую им, но объективно необходимую форму власти — деспотию. Потребность древневосточных государств в неограниченной власти деспота диктовалась его важнейшей функцией — организатора общественных работ, связанных прежде всего с ирригацией. Поэтому в конце IV — начале III в. до н. э. на вновь завоеванных землях возникла специфическая форма социально-политической организации —- эллинистическая монархия, соединившая в себе элементы восточной деспотии — монархическую форму власти с постоянной армией и центральной администрацией и элементы полисного устройства.

Изменились в эллинистическом государстве и отношения собственности. На территории полиса земельные отношения оставались прежними, но если землю с находившимися на ней местными деревнями приписывали к городам, то ее население не становилось гражданами полиса. Продолжая владеть своими участками, оно уплачивало подати городу или частным лицам, получившим от царя эти земли. На территории, не приписанной к городам, вся земля считалась царской. Существовало сочетание деспотической и античной форм собственности. Наряду с классическим рабством сохранились и более примитивные его формы — долговое рабство, самопродажа и др.

Эллинизм имел непреходящее значение в истории человечества, обогатив его новыми открытиями в области научных знаний и в изобретательстве

Не только греческий полис, но и Римская республика нередко становилась ареной жестоких социальных конфликтов. Римская республика была по своей сути аристократической, и только потомки родовой знати (патриции) могли занимать государственные должности (магистратуры) и места в сенате. Римский плебс на протяжении V–IV вв. до н.э. боролся за свои права, в результате образовался новый правящий слой – нобилитет (патрицианско-плебейская знать).
Бедняки, обладавшие только потомством (пролетарии), фактически не имели никаких прав, так как участие в политической жизни было связано с имущественным цензом. Серия гражданских войн, восстаний рабов и военных диктатур подорвала республиканские основы и привела к установлению в Риме императорского (монархического) режима, просуществовавшего почти пять веков. В этот период основная борьба велась между императорами и сенатской оппозицией.
Противоречие между полисным и республиканским идеалом общественного устройства и реальной жизнью приводило к тому, что человек начинал чувствовать себя отчужденным от государства, терял чувство гражданской солидарности – последнее для античного человека было очень важно.
Античного человека, как грека, так и римлянина, делала гражданином лишь принадлежность к определенной группе, фамилии, общине, городу. Нельзя ни к чему не принадлежать и быть просто человеком. Каждый человек становится членом какой-то малой группы, социальной микрообщины.
Античная действительность обостряла противоречия в обществе, но вместе с тем и предоставляла возможность их преодоления, разрешения на уровне различных микрообщностей, формирующих основы гражданского общества.
Эволюция античного полиса, социально-политических отношений в республиканском и императорском Риме находила свое отражение в религии, идеологии, социальной психологии, морали и правовых устоях античного общества.

В полисах Италии безраздельно господствовала землевладельческая аристократия. Одному из них — Риму, возникшему, по преданию, в 753 году до н.э. — суждено было стать господином Средиземноморья. Первые два с половиной века своей истории Рим управлялся царями. Установившееся после падения царской власти республиканское правление соединило в себе черты монархической (единоначалие консулов), аристократической (власть сената) и демократической (народное собрание) форм правления. Длительная борьба между патрициями и плебеями закончилась установлением гражданского равноправия. В результате все римские граждане несли обязанности и пользовались правами. Храбрость, дисциплинированность и организованность воинов, таланты военачальников позволили Риму сначала стать владыкой Италии, а затем и всего Средиземноморья.


В У него (Рима) еще не было торгового и культурного влияния, но было военное. Политическое лидерство отстаивалось кровью в военных действиях. Решающей была Ганнибаловская война. Теперь Древний Рим мог диктовать условия всему Средиземноморью.

Гражданство (civilis – гражданский) с легкой руки древних римлян и дало нам понимание цивилизации, которое теперь мы противопоставляем варварству. Раздавая права гражданства со временем все шире, Рим уже не был только военно-политическим центром, он отнимал социокультурное лидерство у Греции.

Отметим основные достижения римской цивилизации: 1) римское право, 2) риторика, красноречие, 3) основа системы ценностей – патриотизм.

ПРИЧИНЫ КРИЗИСA AНТИЧНOГO OБЩEСТВA

К ІІІ в. н.э. Дрeвний Рим был oднoй из двух пo вeличинe и мoгущeству импeрий нa Зeмлe с нaсeлeниeм oкoлo 50 млн. чeлoвeк, a в Eврoпe - eдинствeнным гoсудaрствoм. Стoлицa - "Вeчный гoрoд" - Рим с нaсeлeниeм oкoлo 1 млн. чeлoвeк тaкжe былa eдинствeннoй в свoeм рoдe в Eврoпe.

Упадок проявил себя в IV – V вв. Ни императоры, ни усилия государства – ничто не могло помешать упадку, но он появлялся на всех фронтах – в экономической, общественной, культурной и политической сферах. Цепная реакция, однажды сработав, повалила все доминошки.

Племенные союзы германцев стремились к расширению сво­их территорий. Их привлекали богатые города и плодородные земли Римской империи. И они усилили натиск на её границы.

В 60-е годы III века кризис достиг наивысшей точки. Импера­тору в Риме подчинялась только Италия. В провинциях появились собственные воен­ные императоры — их было около 30. Рим­ская империя распалась

Нo пoтeнциaл гoсудaрствa ужe был исчeрпaн. Извeстнo, чтo мoгущeствo этoй дeржaвы с пoчти тысячeлeтнeй истoриeй пoкoилoсь нa двух "китaх":1) aнтичнoм рaбствe и aнтичнoй дeмoкрaтии. Oднaкo в пeрвыe вeкa нoвoй эры эти фундaмeнтaльныe oснoвы ужe изряднo прoгнили

2)С пeрвых вeкoв нoвoй эры нa грaницaх Римa стaли фoрмирoвaться плeмeнныe сoюзы вaрвaрoв, кoтoрыe ужe нaчинaли oкaзывaть упoрнoe сoпрoтивлeниe (вспoмним пoгибшиe лeгиoны Квинтилия Вaррa в 9 г. н. э. oт гeрмaнцeв в Тeвтoбургскoм лeсу и слeзы пo этoму пoвoду нa глaзaх у Oктaвиaнa).

3) Oгрoмныe пo прoтяжeннoсти грaницы, рaстянутыe кoммуникaции, вoлнующeeся мoрe рaбoв внутри стрaны, нa кoнтрoль зa кoтoрыми oтвлeкaлись цeлыe aрмии - всe этo oслaблялo вoeнныe вoзмoжнoсти гoсудaрствa. дa и сaми aрмии ужe были нe тe

4) Рим исчeрпaл внутрeнниe людскиe рeсурсы oпoры пoрядкa - римскoгo нaрoдa. Лeгиoны, сoстaвлeнныe из сoюзникoв-фeдeрaтoв, a тo и прoстo взятых нa службу вaрвaрoв были нeнaдeжны, лишeнныe пaтриoтизмa, тaкиe лeгиoнeры служили исключитeльнo зa дeньги и льгoты.

5) Пaдaлo блaгoсoстoяниe римлян, чтo сoкрaщaлo их пoкупaтeльную спoсoбнoсть. Знaчит - сoкрaщaлaсь и дeлoвaя aктивнoсть, зaтруднялся сбoр нaлoгoв

6) Эффeктивнoсть упрaвлeния гигaнтским гoсудaрствoм трeбoвaлa oгрoмных срeдств, которых в казне не было. Систeмa упрaвлeния былa дeшeвoй, она стaнoвилaсь нeпoвoрoтливoй, мaлoэффeктивнoй. Центральная власть уже не способна поддерживать должный порядок.

Общество катилось к упадку. Итoг - рaздeл импeрии Фeoдoсиeм в 395 г. нa Зaпaдную и Вoстoчную. Нo и этo нe мoглo oстaнoвить энeргию рaспaдa, oсoбeннo нaбрaвшую инeрцию нa экoнoмичeски мeнee рaзвитoм Зaпaдe.

Eдинствeннaя уцeлeвшaя систeмa Пoзднeгo Римa в Зaпaднoй Eврoпe - нoвaя рeлигия, христиaнство. Христиaнствo вoзниклo в oбeздoлeннoй, мaргинaльнoй пo сути, рaзoряeмoй гнeтoм и вoсстaниями Пaлeстинe. Ни иудeйствo, ни сoсeдниe язычeскиe культы нe oстaвляли нaдeжд нa лучшую жизнь. И нaчaлись ee пoиски в инoм, пoтустoрoннeм мирe. Этa идeя oкaзaлaсь плoдoтвoрнoй и дoвoльнo быстрo прoниклa в рaстeряннoe, нeблaгoпoлучнoe римскoe oбщeствo.

Таким образом,

1.Империя оказалась в кризисе (тяжёлом переходном состоянии), охватившем все стороны жизни — хозяйство, государственную власть, религию и куль­туру.

Это был кризис всей античной цивилизации.

2.Империя сумела устоять, но для этого ей пришлось изме­ниться. Императорская власть стала другой, Рим больше не был столицей. Города приобрели иной облик

3. Варвары рассе­лились на римских землях. Империя обрела новые границы. В ней утвердилась новая религия — христианство.

Спекулятивная мудрость Платона, разглядевшая в полумраке очертание Неведомого, в умах его потомков нашла объект столь долгих и вожделенных исканий. Мир наполнился светом! Но мысль неоплатоников не смогла охватить и прочувствовать этого нового веяния. Их мысль обернулась вспять. Ей понадобилось вернуться к тому, что она первоначально старалась преодолеть, дабы с помощью последнего объяснить то, что она увидела в настоящем. Одним из парадоксальным явлением того времени было то, что кризис античного мировоззрения и миропорядка, рациональных в своей основе, снова привел к мифологическому мышлению, но уже окрашенному в магико-мистические тона.

Статус гражданина воспитывал у греков, а затем у римлян особое мировосприятие. Свободные граждане стремились совершенствовать себя, занимаясь образованием и физическими упражнениями. Это повышало их социальный статус. Греков и римлян интересовали не только устройство и происхождение окружающего мира, но и законы общественного развития, реальные возможности и способности каждого человека.

Полис фактически был не только городом, он являлся прежде всего коллективом свободных граждан. Каждый гражданин обладал политическими правами, имел землю, был воином в период войны. Это положение формировало определенные особенности политического сознания и общественной психологии. Греки и римляне имели все права и личную свободу, пока существовал их полис, поэтому они всеми силами защищали независимость полиса. Коллективные ценности в полисе преобладали над личными, причем это воспринималось естественно. Потому важной чертой гражданина был патриотизм. Однако верно и обратное: возвышение и процветание полиса вели к обогащению его граждан.


Важнейшей ценностью для граждан была свобода, которая соотносилась с их политическими правами. Значимое место занимала идея равенства граждан, в том числе перед законом. Гражданин имел право выбирать представителей власти полиса на определенный срок, его самого также могли выбрать в органы управления. Граждане обладали высокой политической активностью, осознавали свою ответственность перед обществом полиса. Наиболее это стало заметно при демократии. Полисные ценности с идеями свободы исключали слепое подчинение граждан личности правителя. Они являлись полной противоположностью деспотии как форме государственного устройства, которая существовала на Древнем Востоке. Греки и римляне были уверены в преимуществах своей системы политического управления.

Жизнь в полисе давала человеку большие возможности реализовать себя, а это, в свою очередь, пробуждало интерес к совершенствованию личности. Идеалом гражданина было единство физической подготовленности к военной службе и нравственного, интеллектуального совершенства для исполнения выборных полномочий. Поэтому в античной культуре, особенно древнегреческой, значительное внимание уделялось поиску гармонии развития тела и духа.


Система воспитания вырабатывала в гражданах чувство коллективизма: все важнейшие дела юные греки делали сообща. Со временем их еще больше сплачивала военная служба, когда они защищали от врагов не только полис, но и друг друга. И в зрелом возрасте граждане постоянно встречались на народных собраниях, на религиозных праздниках, в театре. Самым страшным наказанием было временное или постоянное изгнание из полиса.

Но в то же время жизнь граждан была построена на принципе соперничества во всех сферах: в политической деятельности при выборах, во многочисленных спортивных состязаниях, в искусстве и философии. Мы хорошо знаем про Олимпийские игры — общегреческие спортивные состязания, также постоянные соревнования устраивались среди поэтов. Во время праздников зрители определяли лучшего актера театра и лучшую постановку. Победители в каждой области пользовались почетом у греков. Это воспитывало в гражданах лидерские качества, многие могли занять ведущие посты в управлении и в армии. Граждане готовы были взять на себя ответственность за успех или неудачу в любом деле.

Читайте также: