Семья и школа как основные социальные институты в сфере формирования патриотизма

Обновлено: 02.07.2024

В процессе экономического и политического реформирования, существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, возникла важная проблема – патриотическое воспитание.

Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству; гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины [2, с. 190].

Имея практический опыт, мы из года в год получаем плачевные результаты. Поэтому свою работу мы стремимся выстраивать совместно с родителями. Так как, моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком в форме требований, предъявляемых к нему родителями, предстают воплощенными во всем образе жизни семьи и, даже еще не осознаваясь, усваиваются как единственный возможный способ поведения.

Начинаем работу мы по воспитанию с самого близкого, родного, знакомого. Моя семья, мой дом, мой детский сад – вот начальные ступени в работе с ребенком и его семьей. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом месте, в значительной мере зависит, каким вырастит ребенок. Только в тесном контакте с семьей можно решить проблемы патриотического воспитания.

Мы стремимся донести до родителей, что дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенок еще в дошкольном возрасте учится быть привязанным к чему-то, кому-то. Основой для этого, является воспитание привязанности к близким людям (маме, папе, бабушке, к нормам поведения в семье (празднование праздников). Это есть ознакомление с культурными традициями семьи воспитанника.

Совместно с родителями воспитанников мы развиваем у детей интерес и любовь к родному городу, формируем бережное отношение к природе и всему живому. Знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном закладывает начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. При ознакомлении с историей малой родиной, организуем поисковую деятельность: дети расспрашивают своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия микрорайона, улицы, на которой они живут. Затем дети делятся со сверстниками своими знаниями, тем самым эмоционально побуждая других ребят.

В продолжение данной работы мы знакомим детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие совместно с близкими ему людьми, играют огромную роль в становлении личности патриота.

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека (семьи) и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания патриотических чувств.

Таким образом, патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с семьей. Потому что семья ребенка является ключевым звеном направления патриотического воспитания детей, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу.

2. Краткий философский словарь. / Под редакцией А. П. Алексеева. Изд-во Проспект – М. ,2008.

4. Маханёва М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М. ,2009.

5. Новицкая М. Ю. Патриотическое воспитание в детском саду. – М. : Линка-пресс, 2003.

Формирование инклюзивной компетентности педагогов в условиях дошкольного образовательного учреждения Цель: формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снятие.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения в условиях образовательного учреждения и семьи В процессе экономического и политического реформирования, существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, возникла.

Художественно-эстетическое развитие детей-билингвов в условиях дошкольного образовательного учреждения ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ БИЛИНГВОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Чернышева Э. Ф., музыкальный руководитель.

Национальная культура — важное условие воспитания подрастающего поколения в условиях ФГОС дошкольного образования Народные традиции они есть и всегда будут неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимы, веками проверенным фактором.

Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения Формирование духовно-нравственных качеств ребёнка – сложный педагогический процесс. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности,.

Использование ИКТ в условиях дошкольного образовательного учреждения В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для.

Особенности использования информационно-коммуникационных технологий в условиях дошкольного образовательного учреждения Особенности использования информационно-коммуникационных технологий в условиях дошкольного образовательного учреждения Современные требования.

Патриотическое воспитание в условиях дошкольного образовательного учреждения Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 82 Московского района Санкт-Петербурга Статья «Патриотическое.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании обучающихся.

Ипатов Сергей Николаевич,

Патриотическое воспитание подрастающего поколения, подготовка её к защите Отечества - эти вопросы всегда были и остаются важными направлениями государственной политики нашего государства. В современной России уделяется большое внимание патриотическому воспитанию, которое рассматривается как необходимое условие обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Начиная с 2001 года, постановлениями Правительства Российской Федерации, каждые пять лет вводится в действие обновлённая Государственная программа патриотического воспитания граждан. В своём содержании Программа предусматривает единый комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания граждан России, способный на основе формирования патриотических чувств и патриотического сознания, обеспечить решение задач по консолидации общества, по поддержанию социальной и экономической стабильности, по упрочению единства и дружбы народов многонациональной России.

В современных условиях образовательной деятельности идеи патриотизма могут и должны стать тем стержнем, вокруг которого формируются высокие, социально значимые чувства, убеждения, позиции и устремления молодёжи, воспитывается её готовность и способность к активным действиям на благо Отечества.

Воспитание истинного Российского патриотизма предполагает целенаправленное формирование и последовательное развитие целого комплекса позитивных личностных качеств. Основой такого личностного развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты воспитательной работы с учащимися. При этом патриотизм формируется в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывную связь с Отечеством.

Патриотизм включён в идеологию, в программы и содержание образования человека XXI века, и при этом его ценностное, духовно-нравственное основание является неотъемлемой частью современной концепции модернизации образования.

Как показывает современный опыт практической деятельности, сферой, которая позволяет учителям достаточно успешно реализовать программы патриотического воспитания обучающихся, часто выступает взаимодействие школы и семьи. Данная проблема всегда содержала много сложных аспектов. И у педагогов, и у родителей в нашем обществе были сформированы не всегда верные установки на сам процесс сотрудничества. По сложившимся традициям считалось, что учитель обязан руководить, управлять семейным воспитанием, предъявлять требования ученику и его родителям от имени общества. Сами же родители часто совершенно равнодушно относились к таким действиям педагогов и редко доверяли учителю свои проблемы, считая, что всё равно он вряд ли поймёт. Таким образом, формировалась позиция противостояния: кто кому должен, кто кому обязан, кто прав, а кто виноват. Сегодняшняя действительность ставит учителя перед необходимостью пересмотра привычных установок. Учителя и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании ребёнка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.

Семья является единственным воспитательным институтом, который потенциально обладает большими возможностями для разностороннего воспитания ребенка, т.к. ребенок впервые и самые важные годы своего формирования находится в непосредственном контакте со своими родителями и все, что закладывается в семье, человек проносит через всю жизнь.

Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании усиливается тем, что история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Не следует также забывать, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Ребенку нужно об этом рассказывать, показывать семейные реликвии (ордена, медали, фотографии, стихи, рассказы, книги и т.д.), идти вместе с ними на могилы воинов, павших, защищая нашу землю, от врагов. Все это входит в сознание ребенка как образ Родины.

Учитывая влияние семейной среды, налаживается взаимодействие с семьей, организация совместной деятельности детей и родителей, привлечение членов семей обучающихся к наиболее важным школьным делам и событиям.


Список литературы
1. Синягина Н.Ю. О патриотизме и воспитании патриота // Воспитание школьников. № 1. 2011.С. 23.
2. Шаповалов В.Ф.Российский патриотизм // Россиеведение. М., 2001.С. 552.
3. Гасанова З.З. Патриотическое воспитание в семье в условиях социально-экономической трансформации// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. № 40.Т.16. 2007.С. 387.
4. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие. Белгород. 2013. С.10-12.
5. Константинов С.А. Совершенствование патриотического воспитания современных российских школьников// Вестник Томского государственного педагогического университета. № 4.2010. С. 58.
6. Кабачек О.Л. Гражданское и патриотическое воспитание: разные точки зрения // Наше наследие: О проблемах гражданского и патриотического воспитания детей и подростков в библиотеке. М., 2004. С.17-18.
7. Лихачев Д.С. О воспитании патриотизма, о преемственности в освоении культуры // Возраст познания. М., 1974. С. 102-103.

ГОРОДА: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Волгоград, Воронеж, Владивосток, Ярославль, Обнинск, Калининград, Орел, Тюмень, Томск, Тамбов, Тверь, Улан-Удэ, Смоленск, Саранск, Сочи, Ставрополь, Сыктывкар, Рязань, Пенза, Оренбург, Набережные Челны, Новгород Великий, Новороссийск, Магадан, Магнитогорск, Липецк, Калуга, Кемерово, Краснодар, Ижевск, Иваново, Иркутск, Забайкальск, Владимир, Вологда, Белгород, Брянск

Инновационный Центр Развития Образования и Науки © 2013 - 2022 гг. Все права защищены
Использование материала сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.

Патриотическое воспитание школьников всегда являлось одним из главных факторов повышения качества образования, максимального его приближения к требованиям времени.

Взаимодействие семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни, но особую остроту, особое значение они имеют в первые годы учёбы. В это время ребёнок ещё очень тесно связан с семьёй, он ещё не приобрёл нужной способности к управлению своими чувствами, своим поведением и пока ещё пытается, конечно, неосознанно искать в школе то, в чём он нуждается.

В статье рассмотрен более подробно организационно– содержательный аспект гражданско-патриотического воспитания в семье. Важнейшая функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Уважение в семье и школе достоинства ребёнка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности. Гражданин – это личность нравственно свободная.

“Любовь к Родине начинается с семьи”.

Патриотизм младшего школьника как одна из сторон нравственного облика его личности характеризуется яркостью и эмоциональностью проявления и, в то же время недостаточной осознанностью, недостаточной связью патриотических представлений и чувств с общей направленностью личности.

Крупницкий Д.В. в своей статье “Современное состояние патриотического воспитания в школе пишет о том, что “Формирование образа Родины в младшем школьном возрасте имеет ярко выраженную мировоззренческую направленность и выступает как активный познавательный процесс. Знания и представления о своей стране, её культуре, истории и природе являются важнейшим условием формирования отношения учащихся к Родине и впоследствии, при определённых условиях воспитания и обучения, составляют основу убеждений и мировоззрения детей”.

Следует отметить, что младшие школьники познают былое и современность по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с историческими памятниками, совершая экскурсии в местный музей, походы по местам боевой и трудовой славы, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Поэтому на уроках привлекается региональный (краеведческий материал). Он даёт возможность познакомить детей с историей и современностью на близком и наглядном материале, максимально приближенном к ученику.

Как показывает анализ теории и практики, одним из наиболее эффективных направлений формирования чувства гражданственности и патриотизма у младших школьников является гражданско-патриотическое воспитание в семье.

Важнейшая функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными во всём образе жизни семьи и, даже ещё, не будучи осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. В семьях, где есть реликвии старших поколений, и дети восхищаются их героическими поступками – воспитание патриотических чувств ребенка на высоком уровне.

Главный фактор успешного воспитания детей – гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, которые их окружают, и, прежде всего, родителей и учителей. Истоки гражданственности и патриотизма детей – в нас, взрослых, в нашей любви к Родине, в чувстве гордости за её успехи и искреннем стремлении разделить все её беды, встать на защиту, оказать ей посильную помощь, деятельно, активно разделить все её заботы, в нашем стремлении сохранить и умножить духовную и материальную культуру своего народа. Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина своей страны – в этом А.С.Макаренко видел важное условие успешного воспитания в семье. Результативность воспитания у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма определяется единством действий семьи и школы, идейной целенаправленностью воспитательной работы в целом и всех её звеньев в отдельности.

Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Для воспитания гражданственности необходимо, чтобы семья жила в едином ритме со всем народом, чтобы цели, стремления и заботы народа были и её целями, стремлениями и заботами. Ведь гражданственность и патриотизм – это чувства неразрывной связи с народом, сознание ответственности за её безопасность и процветание. Воспитать гражданина и патриота – это значит подготовить растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, к управлению его делами, защитника Родины, и, конечном счёте, к участию в сознательной и активной деятельности.

Ребёнок постепенно входит в мир больших социальных идей и чувств. Сначала это только любящий своих родителей и заботящийся о них сын, дочь. Шаг за шагом у ребёнка формируется чувство долга: перед родителями, школой, перед Отечеством. В период формирования мировоззрения это высокое чувство приобретает полноту и многогранность. Это и долг по отношению к семье, школе, долг защитника Родины, долг труженика.

Уважение в семье и школе достоинства ребёнка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности. Гражданин – это личность нравственно свободная. Её поведение не является следствием стихийного подчинения чужой воле. Убеждать, увлекать детей полезными делами – важная задача взрослых. Родители и дети могут найти много интересных совместных занятий: спорт, туризм, коллекционирование, посещение театра и кино. Так, постепенно в процессе совместной деятельности воспитывается гражданственность. Чем больше у родителей и детей общих дел, увлечений, тем крепче влияние взрослых на сыновей и дочерей, значительнее сила их примера, прочнее контакты между старшим и младшим поколениями, успешнее воспитание. Когда родители знакомят детей с родной природой, помогают им пережить возвышающее душу чувство красоты, чувство прекрасного, величественного, они готовят предпосылки для восприятия идеи Родины, народа, общности гражданских интересов и устремлений.

Усиление воспитательного потенциала семей возрастёт в результате помощи в воспитании детей со стороны старшего поколения – бабушек, дедушек и других родственников. Они служат своеобразным транслятором социального опыта, накопленного поколениями. Живой пример родителей – специфическая форма передачи социального наследования, нравственно-эмоциональный климат формируется отношениями между матерью и отцом.

Очевидно, что слово “Отечество” происходит от “отец”, в тоже время привычно до тривиальности словосочетание “Родина – мать”. Здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:

  • благодарность детей по отношению к родителям (за порождение на свет);
  • уважение детьми родителей (признание авторитета отца, отец носитель социальных норм);
  • возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник);
  • возможности детей получить тепло, ласку, возможность быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери).

С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т.п.

В этом плане можно констатировать составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества – связь функциональную: получатель добра – должник, реализующий свой патриотический долг.

Наиболее полноценное общественное воспитание – школьно-семейное воспитание. Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Духовное, нравственное и патриотическое богатство семейной жизни – важнейшее условие успешного воспитания ребёнка и в домашних условиях, и в школе. Важно, чтобы в семье школьник получил максимум того, что он может получить, найти, увидеть, почувствовать в человеческих отношениях.

Читайте также: