Диагностируется как правило при поступлении в школу может иметь обратимый характер

Обновлено: 02.07.2024

Несмотря на наличие самого разнообразного материала по данной проблеме, основным недостатком большинства таких пособий является неполное описание процедуры обследования и обработки результатов. Помимо этого в диагностике не всегда учитываются все компоненты психологической готовности.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Программу следует проводить с мая по июнь. По три диагностики в неделю.

Целью диагностики являются:

  • Выявление актуального уровня его психического развития
  • Выявление индивидуально-психологических особенностей

Задачи обследования включают:

1.Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития:

- круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.

2.Диагностику социальной, или личностной готовности, т.е. изучение:

- уровня развития эмоционально-волевой сферы;

- уровня развития коммуникативных навыков;

- мотивации к обучению;

Программу следует применять в 2 этапа:

Группу желательно брать небольшую от 5 до 10 детей, на каждую методику отводится одно занятие, т.е. один академический час, что в сумме составляет три часа.

  • Общий кругозор - С начала обследования для установления контакта с ребенком проводится беседа, которая носит и диагностический характер. Она включает в себя 11 вопросов, из которых первые восемь направлены на выявление общего запаса знаний ребенка, а 9-11 вопросы выявляют отношение к школе:
  • Мышление и речь - уровень развития мышления и речи определяется по четырем заданиям, каждое из которых оценивается.
  • Тест словарь - определение уровня словарного развития
  • Тест кратковременной памяти и умозаключений - определение уровня развития кратковременной памяти и логического мышления.
  • Обучающий диагностический эксперимент - Методика направлена на определение уровня обучаемости, восприимчивости к обучающей помощи, поэтому задания составлены так, чтобы у ребенка появились определенные затруднения при их выполнении и возникла необходимость в обучающей помощи со стороны психолога. Для большинства детей 5-7-летнего возраста предлагаемый вариант предметной классификации находится в зоне трудности и позволяет выявить уровень развития такого учебно-важного качества, как обучаемость.

Сколько тебе лет?

Как зовут твоих родителей?

Как называется город (село), где ты живешь?

Каких домашних животных ты знаешь? А диких?

В какое время года на деревьях появляются листья?

Что остается на земле после дождя?

Чем отличается день от ночи?

Хочешь ли ты идти в школу?

Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?

Как ты думаешь, лучше учиться дома с мамой или в школе с учительницей?

  • Понимание грамматических конструкций.
  • Выполнение словесных поручений.
  • Изменение существительных по числу.
  • Рассказ по картинкам.

Обучающий диагностический эксперимент – из всего комплекса наиболее сложная с точки зрения проведения методика, требующая предельного внимания и тщательности со стороны психолога. Важно помнить, что этот тест направлен не на выявление уровня имеющихся у ребенка знаний (уровень актуального развития), а на диагностику восприимчивости к обучающей помощи взрослого, способности использовать знания, полученные от педагога, для решения новых задач, т.е. на диагностику зоны ближайшего развития.

Индивидуальные занятия лучше проводить в знакомой для детей обстановке, для создания положительного настроя на работу. Каждой методике отводится один академический час, что в сумме составляет пять часов.

Результаты диагностик заносятся в протокол, и составляются рекомендации преподавателю и родителям.

  • 0-3 баллов – низкий;
  • 3-6 баллов – ниже среднего;
  • 7-10 баллов – средний;
  • 11-13 баллов – выше среднего;
  • 14-16 баллов – высокий.

Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 – высший, 5 – низший баллы)

1 задание: кол-во баллов ______

2 задание: кол-во балов ______

3 задание: кол-во баллов _______

От 3 до 6 – выше среднего

От 7 до 11 – среднее

От 12 до 15 – ниже нормы

6-5 баллов - эмоционально благополучное отношение к школе и учению

4-2 балла –некоторая тревога по поводу школьного обучения

  • баллов – у ребенка явно выраженный страх перед школой

Общий показатель по групповой диагностике

От 23 до 27 – высокий уровень

От 20 до 23 – средний уровень

От 13 до 20 – низкий уровень

Следует так же отметить, насколько хорошо ребенок идет на контакт.

__________________________ __________________________ ___________________________

Отношение к школе

Высокий – 3 правильных ответа;

Средний – 2 правильных ответа;

Низкий – 1 правильный ответ или 0.

Мышление и речь

Средний (2 балла) – все остальные варианты

0 баллов – если отсутствует понимание слова (ребенок отказывается его объяснить или дает неправильное объяснение);

1 балл – если ребенок понимает слово, но может объяснить его только с помощью жестов или рисунка;

1,5 балла – если ребенок словесно описывает предмет;

2 балла – если ребенок дает описание близкое к научному.

Тест кратковременной памяти и умозаключений

Низкий уровень (0 баллов)– если к выполнению задания ребенок приступает только после дополнительных побуждений, часто отвлекается во время работы.

Средний уровень (1 балл)– если ребенок не проявляет интереса к выполнению задания, хотя в работу включается достаточно активно или сначала ребенок проявляет интерес, который потом очень быстро угасает.

Высокий уровень(2 балла) – ребенок проявляет ярко выраженный интерес и к самим заданиям, и к эксперименту.

Обучающий диагностический эксперимент

От 1 до 6 ___________

Преобладающий вид помощи:

Общий показатель по индивидуальной диагностике

От 18 до 24 – высокий

От 10 до 17 – средний

От 0 до 9 - низкий

Готовность к школе :

От 41 до 51 ребенок готов идти в школу, мотивация высокая, адаптация пройдет успешно.

От 30 до 40 ребенок готов пойти в школу, после КРП

До 30 ребенок не готов к школе.

На основании диагностики будет строиться коррекционно-развивающая программа.

II часть. Календарно-тематический план:

1

Форма проведения: групповая

Цель: выявить способности ребенка слушать взрослого и выполнять его задания, т.е. принимать задачу и произвольно управлять своей деятельностью в пределах поставленной задачи.

1

Форма проведения: групповая

Цель: определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки.

выявить умение подражать образцу. Также позволяет определить, может ли ребенок сосредоточенно, не отвлекаясь, работать какое-то время над не очень интересным для него заданием.

1

Форма проведения: групповая

Цель: определение отношения к школе и школьной тревожности.

1

Форма проведения: индивидуальная, беседа.

Цель: выявить общий запас знаний о себе, окружающем мире. Прояснить отношение к школе.

1

Форма проведения: индивидуальная,желательно добавить элементы игры.

Цель: определить уровень развития познавательной деятельности

Тест кратковременной памяти и умозаключений

1

Форма проведения: индивидуальная

Цель: Определение уровня развития кратковременной памяти и логического мышления.


В настоящее время отмечается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. Причем, объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижних нормативных границ. Между тем, у этих детей, как правило, возникают проблемы в обучении. Непоседливые, неугомонные, не умеющие ни на чем сосредоточиться ученики – одна из самых больших проблем для учителя начальной школы.
Повышение уровня и качества жизни, достижения науки и техники, к сожалению, порождает множество факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека. Известно, что незрелый, развивающийся организм наиболее чувствителен к различным вредным воздействиям и менее всего способен им противостоять. Следовательно, именно дети, начиная с внутриутробного развития и включая первые годы жизни, получают максимум травм, нарушающих их развитие. И если физическое развитие и общая жизнедеятельность ребенка достаточно быстро нормализуется, то нарушения и отклонения в работе мозга остаются еще надолго. Они менее очевидны, некоторые вообще с трудом диагностируются, почти не осложняют жизнь ребенка, имеют обратимый характер и поэтому относятся к разряду легких. Сегодня именно эти легкие нарушения становятся массовыми. По данным обследования школ и детских садов более чем у 60% детей отмечаются различные отклонения в созревании и функционировании мозга.
Минимально-мозговые дисфункции (ММД) – наиболее легкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин, но имеющие однотипную, невыраженную, стертую неврологическую симптоматику и проявляющиеся в виду функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. Отсюда видно, что ММД не является медицинским диагнозом в точном смысле этого слова. Это, скорее, только констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга.
В раннем и дошкольном возрасте ребенка симптомы ММД могут не проявляться и таких детей сложно отделить от просто неорганизованных, утомляемых, капризных, повышенно подвижных. Но с момента поступления ребенка в массовую школу и началом обучения все неблагоприятные признаки ММД начинают проявляться, т.к. предъявляемые школой требования относятся именно к тем свойствам, которые у детей с ММД нарушены (память, внимание, самоуправление и др.)

Таким образом, при поступлении в школу у детей с ММД можно ожидать следующие отклонения, по сравнению с возрастной нормой:

  1. Быструю умственную утомляемость и сниженную работоспособность (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать).
  2. Резко сниженные возможности самоуправления и произвольности в любых видах деятельности.
  3. Выраженные нарушения в деятельности ребенка (в том числе, и умственной) при эмоциональной активации.
  4. Значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, слабое распределение, проблемы с переключением в зависимости от преобладания лабильности или ригидности.
  5. Снижение объема оперативный памяти, внимания, мышления (ребенок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации).
  6. Трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную (проблема упрочения временных связей).

Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления:

  • первое – когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование высших психических функций;
  • второе направление – методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные методы. Они направлены, в основном, на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений.

Цель программы: коррекция отклонений в психическом развитии детей вследствие минимально-мозговых дисфункций.

  1. Активизация межполушарного взаимодействия.
  2. Формирование зрительно-моторной и двигательной координации.
  3. Формирование произвольности и саморегуляции.
  4. Развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления)

Предлагаем вашему вниманию конспект одного занятия программы.

Исходная позиция — лежа на животе. Руки согнуть в локтях, ладонями упереться в пол на уровне плеч. Детям предлагается представить себя в виде кобры:

  • медленно поднять голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот;
  • приподнять верхнюю часть туловища, прогнуть спи­ну, ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены:
  • вернуться в исходное положение и расслабиться, не задерживая дыхания.

Ребенок имитирует ногами езду на велоси­педе, касаясь при этом локтем противоположного колена; потом — другого колена; затем снова противоположного.

(Каждый ребенок выполняет задание на планшете маркером. Можно стереть, в случае ошибки).

Ритуал прощания. Участники вспоминают, сидя в кругу, какие упражнения были сегодня новыми, сложными, какое упражнение больше всего понравилось.

В результате занятий по программе у детей можно наблюдать положительные изменения в развитии внимания, оперативной памяти, зрительно-моторной координации, улучшение уровня работоспособности, повышение учебной мотивации и произвольной саморегуляции. Ребята с удовольствием посещают занятия, где царит непринужденная атмосфера игры и взаимопонимания.

Педагог-психолог Шмидт О.Г.

О пользе педагогической диагностики при поступлении в школу


С появлением в школах психологов одним из направлений их деятельности стала диагностика психологической готовности детей к обучению при поступлении в школу. Причем это направление сразу начали подвергать критике, и прежде всего родители детей, поступающих в школу. Они рассматривают эту диагностику как попытку ущемления прав детей.
Родители считают, что диагностика проводится с целью отбора в учебное заведение лучших детей, и поэтому требуют ее запретить. Вместе с тем практика диагностики психологической готовности ребенка показывает, что при некотором смещении акцентов при ее проведении она может превратиться из противника в верного помощника родителей.

Среди критиков диагностики бытуют мнения о том, что школа должна принимать для обучения всех детей, что ребенок, достигнув 6,5 летнего возраста, имеет право поступить в любое учебное заведение. Начальная школа – это не институт: она должна дать ребенку азы знаний, умений и навыков, научить его читать и считать. И с этими мнениями трудно не согласиться. Конечно, совершенно недопустимо, когда ребенок при поступлении в школу попадает в ситуацию сдачи вступительного экзамена для отбора на конкурсной основе.

Нам представляется, что диагностику надо не запрещать, а повсеместно вводить. Нужно обязать школьных психологов обследовать всех дошкольников, чтобы оказывать помощь их родителям в определении для каждого ребенка оптимальных условий обучения и развития.

Проводя диагностику дошкольников с целью защиты их прав и интересов, мы придерживаемся определенных принципов во взглядах на организацию процесса обучения и развития ребенка.

Прежде всего, мы считаем, что каждый ребенок может успешно учиться в таком учебном заведении, которое соответствует особенностям его развития.

В этом случае учебный процесс проходит в зоне ближайшего развития ребенка. Той помощи, которую учитель реально оказывает детям на уроке, оказывается достаточно, чтобы каждый ученик успешно усваивал учебную программу.

Второй принцип заключается в том, что в разных учебных заведениях существуют различные требования к особенностям психологической готовности детей к школе. Например, в школах, работающих по системе развивающего обучения, мало типовых заданий и усвоение программы проходит за счет активного участия ребенка в анализе заданий на уроке. Это требует от детей повышенного уровня познавательной активности, собранности, внимания и пр. Чем сильнее по подбору учеников класс, тем меньше учитель может уделять внимания организации поведения учеников. Он также может повышать темп преподавания, давать детям сложные задания и т.д.

Третий принцип: каждый ребенок имеет право на успешное обучение, а не просто на формальное посещение любой школы. Ребенок приходит в школу учиться таким, каков он есть, и он имеет право чувствовать себя успешным, получать удовлетворение и пользу от процесса обучения.

Четвертый принцип заключается в том, что особенности психического развития не есть нечто изначально заданное и навсегда определенное и вследствие этого могут быть скорректированы при соответствующем изменении ситуации развития.

Здесь мы стоим на позициях деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна, который утверждал, что все особенности развития психических функций ребенка, его способностей и поведения детерминированы условиями его жизнедеятельности. Под жизнедеятельностью понимается любая бытовая деятельность.

Психика ребенка адаптивна, и все психические функции и способности развиваются в той мере, в какой они востребованы условиями, в которые помещен ребенок. Например, если ребенка дома излишне опекают, всегда готовы помочь ему, что-то подсказать, о чем-то напомнить, то, вероятнее всего, такой ребенок будет иметь низкий уровень развития внимания и памяти. При изменении особенностей взаимодействия взрослых с ребенком соответствующим образом будет меняться и развитие его психических функций.

Получается, что на основании диагностического обследования трудно сделать точный прогноз будущих учебных достижений ребенка, так как диагностика выявляет особенности психического развития ребенка здесь и сейчас. В ближайшем же будущем все может измениться: ребенку могут быть созданы условия, которые будут способствовать его эффективному развитию.

И, наконец, пятый принцип: окончательное решение о выборе для ребенка школы и класса должны принимать родители.

Именно родителям ближе всего судьба ребенка, от них в большей степени зависят особенности его психического развития, они больше других заинтересованы в том, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в школе (в общении с детьми и на уроках), поэтому они должны нести ответственность за выбор школы и класса.

Психолог может лишь дать рекомендации, рассказать о тех или иных возможных последствиях обучения в различных условиях, показать родителям, к чему может привести их выбор.

Если последний принцип исключить из числа обязательных, то руководство интересами ребенка может оказаться только формальным мотивом психолога, а его действия могут фактически являться манипуляцией для совершения скрытого отбора. Кроме того, поскольку любая диагностика не дает возможности делать абсолютно точный прогноз будущих достижений ребенка, то психологу, наверное, не стоит брать на себя ответственность за определение его судьбы.

По нашему мнению, действительной целью диагностического обследования должно стать оказание помощи детям и родителям в подборе для ребенка оптимальных условий обучения и развития. Таким образом, само обследование в этом случае выступает как средство защиты прав ребенка на получение доступного образования.

Для реализации данных принципов на практике важно, чтобы ими руководствовался не только психолог, но и педагоги, и родители.

В наших учебных заведениях учителям начальных классов, а также заместителю директора по начальному звену изложенные выше принципы являются близкими и понятными. Эти специалисты оказывают дополнительную помощь первоклассникам: неоднократно повторяют задания, подробно их объясняют, и все-таки обычно не всем учащимся этой помощи хватает. Почти в каждом классе встречаются дети, которые из-за своей либо неусидчивости, либо невнимательности, либо медлительности и пр. не усваивают учебный материал на уроке в должной мере. И если им не оказывать дополнительную помощь дома, то они вскоре попадают в число неуспевающих.

В то же время бывают случаи, когда в слабых классах встречаются дети активные, организованные, внимательные, и им учеба дается без особого труда, что также не способствует их эффективному развитию.

В более выгодных условиях обучения и развития в каждом конкретном классе оказываются дети, которые при старании успешно справляются с учебной нагрузкой. Поэтому педагоги обычно соглашаются с тем, что каждому ребенку желательно подобрать оптимальные для него условия обучения.

Просветительская работа с мамами и папами у нас начинается на собрании для родителей будущих первоклассников, которое проводится перед началом приема детей в школу. Родителей информируют о классах, программах, системах обучения в начальной школе, об особенностях построения учебного процесса в каждом классе. Они узнают о требованиях, которые предъявляются к ребенку в школе.

Родителям объясняют, что для успешного обучения ребенку нужно быть организованным, внимательным, активным, ответственным, с интересом относиться к учебе. Наличие этих качеств даже важнее, чем, например, умение читать и считать. Но перечисленные психологические качества не появляются у детей сами собой, а являются результатом кропотливой воспитательно-развивающей работы.

Родители также получают информацию о том, что необходимый уровень развития психических функций и способностей детей определяется, с одной стороны, программами и системами обучения, а с другой – подбором учащихся в классе.

То есть ребенка очень важно готовить к будущим условиям обучения и развития.

Перед обучением ребенка в школе родители узнают о тех проблемах, которые могут возникнуть у детей, если они не готовы к выполнению школьных требований.

Во-первых, это неусвоение детьми учебного материала. В результате у них с первого класса возникают пробелы в знаниях, и вряд ли уже потом можно ожидать от них успешной учебы.

Во-вторых, это расторможенность, неусидчивость детей. Такие ученики мешают учителю вести урок, отвлекают других, вносят нервозность в атмосферу урока, особенно если в классе собрались хорошо подготовленные к школе дети.

В-третьих, потребность детей в особом внимании со стороны учителя. Как правило, это те дети, которые привыкли дома быть в центре внимания и для которых нормой является первоочередное исполнение их просьб и пожеланий.

В-четвертых, это манера поведения и общения, заметно отличающаяся от стиля основной группы ребят, что часто способствует возникновению различных конфликтов.

Все перечисленные проблемы приводят к тому, что дети нуждаются в повышенном внимании, в дополнительной индивидуальной помощи, опеке и поддержке учителя. Учитель же в условиях классно-урочного обучения подобные потребности в достаточной мере удовлетворить не может.

У проблемных детей появляется негативное отношение к учебе, неприятие школы, а также начинают развиваться негативные черты характера, которые заявляют о себе в полную силу в подростковом возрасте.

Здесь важно отметить, что на самом деле в школу приходят разные дети и все они могут и должны учиться, но разные системы обучения выдвигают разные требования к уровню психологической подготовки детей.

После ознакомления родителей с трудностями, которые ожидают детей в первом классе, им говорится, что, по мнению педагогического коллектива школы, благом для ребенка является поступление в такой первый класс, к требованиям которого он подготовлен и в котором мог бы успешно учиться.

И далее родителям сообщается о том, что для оказания им помощи в выборе для ребенка учебного заведения, класса и системы обучения психолог проводит диагностику психологической готовности детей к школе.

Причем диагностическое обследование является обязательным для каждого ребенка, поскольку администрация и педагогический коллектив школы считают своим долгом предупредить родителей о возможных будущих проблемах детей в обучении, дать необходимые рекомендации учителям и родителям по коррекционно-воспитательной работе.

Родителей информируют о том, что такое обследование не является нарушением правил приема детей в школу, так как окончательный выбор учебного заведения и класса остается за ними.

Здесь родителям важно дать понять, что в их интересах выявить имеющиеся проблемы детей и обсудить их с психологом. Это нужно для того, чтобы подобрать для ребенка оптимальные условия обучения.

Кроме этого, родителей надо предупредить, чтобы они не пугали детей диагностическим обследованием и не создавали для них стрессовой ситуации. Ребенку можно сказать, что он идет к психологу для того, чтобы тот посмотрел, чему ребенок уже научился, помог выбрать класс и подсказал, чем еще надо позаниматься, чтобы легче и интереснее было учиться в первом классе.

Не следует бояться обследования и самим родителям. Несмотря на все трудности обучения в первом классе, большинство детей успешно справляются с учебной программой. Главное – не прятать возникающие проблемы, а своевременно их обнаруживать и конструктивно решать.

Бывают случаи, что после получения подобной информации родители приходят к выводу, что их дети не готовы к обучению в гимназии. Но для многих родителей выбор оптимальных условий обучения для ребенка становится действительной проблемой, и они приходят на диагностическое обследование, чтобы получить профессиональную рекомендацию психолога.

Диагностическое обследование можно проводить в любой форме. Здесь мы представляем наш позитивный опыт проведения групповой диагностики.

Главная особенность всех видов обследования у нас в школе – это обязательное присутствие родителей: они должны видеть проблемы ребенка и понимать необходимость их решения.

Обследование проводится с группой, состоящей обычно из 4–5 человек, в крайнем случае количество обследуемых может доходить до 7 человек.

Диагностическое обследование напоминает обычное школьное занятие и имеет продолжительность 40–45 минут. В основе диагностики лежит идея о том, что психологические проблемы детей (низкий уровень развития внимания, памяти, мышления, неусидчивость, повышенная утомляемость, низкая мотивация и пр.) проявляются не только при выполнении ими специальных психологических тестов, но и в обычной учебной деятельности.

В качестве тестовых могут использоваться любые задания, которые являются для детей посильными, но в то же время требуют определенной собранности и старания.

Эти задания подобраны нами в сотрудничестве с учителями, чтобы с психологической готовностью детей к обучению в школе проверять и их специальную подготовку.

Здесь есть упражнения на мотивационный выбор, на фонематический анализ, на знание счета и на саморегуляцию (графический диктант).

Во время обследования родители сидят за последними партами и наблюдают за поведением детей, которые занимают первые парты.

На занятии психолог фактически выступает в роли педагога. После проведения занятия психолог собирает листы с заданиями и сразу проводит индивидуальные консультации для родителей с детьми. Здесь он уже выступает в роли психолога.

Для того чтобы дать родителям рекомендации по коррекционно-воспитательной работе, психолог обращается к анализу причин, которые привели к образованию у ребенка психологических проблем.

Причинами этих проблем чаще всего являются какие-то элементы стиля взаимоотношений детей с родителями и другими близкими людьми. Эти проблемы обычно проявляются не только в учебной деятельности, но и в любой другой. Соответственно и корректировать проблемы можно в любых бытовых ситуациях.

Рекомендации по коррекционно-воспитательной работе практически сводятся к коррекции взаимоотношений малыша с родителями (и другими близкими).

Если родители говорят, что какие-либо психологические проблемы ребенка присущи ему с рождения, то тем более важно подобрать такие условия обучения, в которых он сможет успешно учиться.

Если психолог правильно диагностирует проблемы ребенка, то родители обычно с этим легко соглашаются. Если далее психолог показывает, какие особенности взаимодействия родителей с ребенком привели к образованию этих проблем, то родители часто признают свои ошибки в воспитательной работе и начинают понимать необходимость коррекции своих взаимоотношений с ребенком.

В результате остается оценить совокупность данных: способности ребенка и его здоровье, желание родителей и их возможности в оказании ему коррекционно-развивающей и учебной помощи. На основании этой оценки психолог вместе с родителями подбирает оптимальные условия обучения.

Родители иногда предлагают записать ребенка в класс, к которому он недостаточно подготовлен, но при этом обязуются взять его под особый контроль: активно оказывать помощь, проводить необходимую коррекционно-развивающую работу и внимательно следить за успеваемостью и состоянием здоровья. В этом случае после первого полугодия нужно посмотреть, каковы будут успехи ребенка и сможет ли он дальше учиться в этом классе. Часто бывает, что подобная позиция родителей приносит свои плоды и ребенок успешно адаптируется к учебе в выбранном классе.

Возможна и другая ситуация: интересы ребенка у родителей стоят не на первом месте, их больше волнует престиж, удобство посещения гимназии из-за ее близости к дому и пр. Но в любом случае проведенная психологом работа не является напрасной. Если ребенок поступит в первый класс, к которому он недостаточно подготовлен, и будет испытывать большие трудности в обучении, то у психолога с учителем будут веские аргументы при последующих беседах с родителями.

При явно выраженных характерологических проблемах ребенка и в целом достаточно хорошей специальной подготовке часто бывает более важным выбор подходящего учителя, а не системы или программы обучения. И в этом вопросе психолог также может оказать помощь родителям.

В заключение хочется еще раз отметить, что обучение ребенка в условиях, к которым он психологически подготовлен и в которых может быть успешным, является для него и благом, и правом, которое надо отстаивать. Мы хотели бы найти единомышленников в этом вопросе. Мы надеемся, что в образовательной среде изменится отношение к диагностическому обследованию дошкольников: и педагоги, и родители будут рассматривать его как важную и необходимую помощь ребенку.

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Задержка психического развития (ЗПР)

Общие сведения

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией.

Задержка психического развития (ЗПР)

Причины ЗПР

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

1. Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:

  • патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, ФАС и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии.
  • тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др., возникающие в постнатальном периоде и раннем детском возрасте.
  • ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

2. Социальные факторы. Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Классификация

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

  1. ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.
  2. ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.
  3. ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.
  4. ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Характеристика детей с ЗПР

Интеллектуальная сфера

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Речевой статус

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Эмоциональная сфера

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Диагностика

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится:

  • сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни;
  • нейропсихологическое тестирование;
  • диагностическое обследование речи;
  • изучение медицинской документации ребенка;
  • беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.

Коррекция задержки психического развития

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию:

  • познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
  • эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии.
  • коррекции нарушений речи в рамках индивидуальных и групповых логопедических занятий.

Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги. Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.

Прогноз и профилактика

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Читайте также: