Картинная галерея в детском саду как один из способов воспитания и развития творческих способностей

Обновлено: 05.07.2024

Доклад по работе над проектом по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с различными видами живописи.

ВложениеРазмер
doklad_kiseleva_lyubov_ivanovna.docx 54.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению

Тема «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Выполнила: Любовь Ивановна Киселева,

г. Шарыпово, 2015 г.

Актуальность. Одной из задач воспитания детей дошкольного возраста является формирование общей культуры личности детей, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Особая роль в этом воспитании принадлежит искусству. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Влияние искусства на становление личности ребенка, его развитие очень велико.

Исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста изобразительного искусства говорят о том, что у детей уже с раннего детства появляются интересы к различным видам и жанрам искусства, и на их основе развиваются познавательные потребности как структурные компоненты творческого потенциала ребенка.

При работе с детьми старшего дошкольного возраста мною было отмечено, что дети испытывают трудности в осознании восприятия произведений искусства. Им сложно видеть особенности композиции и сюжета картины; выделять главный образ; определять средства выразительности, используемые художниками; проявлять эмоционально – личностное отношение к картине. С технической стороны ребенку сложно видеть линию перспективы своего рисунка и правильно ее использовать в своей работе. Составление описательных рассказов по картинам пейзажной, натюрмортной и портретной живописи, использование эмоционально окрашенной лексики в своей речи, последовательное изложение своих мыслей и чувств также вызывает у детей затруднения.

Исходя из актуальности, целью моей работы стало создание педагогических условий, способствующих формированию эмоционально - целостного восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста и развитию их творческого потенциала.

Для достижения цели определила следующие задачи:

- Изучить научно-методическую литературу по заявленной теме.

- Разработать проект по данной теме.

- Обобщить опыт работы.

Опираясь на методические материалы выше перечисленных авторов, наметила основные направления своей педагогической деятельности:

- ознакомление детей старшего дошкольного возраста с произведениями искусства;

- развитие связной речи при составлении рассказов по картинам;

- изобразительная деятельность дошкольников.

Учитывая, что в свете реализации ФГОС ДО в работе с детьми большое место отводится проектной деятельности, как форме, наиболее полно отражающей и сочетающей интеграцию всех направлений развития детей, я пришла к выводу о целесообразности ее использования.

Цель: развитие творческих способностей и формирование эмоционально - целостного восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста.

- познакомить детей с жанрами живописи (натюрморт, пейзаж, портрет);

- учить понимать замысел произведения, его содержание;

- развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений;

- развивать креативность мышления, воображение, творческие способности;

- обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими терминами;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений живописи;

- воспитывать у детей бережное отношение к произведениям искусства.

- Систематизированы у детей знания о художниках и их произведениях;

- Сформированы у детей умения эмоционально передавать настроение увиденного произведения;

- Развиты у детей творческие способности;

- Увеличилась активность участия детей в различных конкурсах по изобразительному искусству.

Проект состоял из трех этапов: подготовительный, основной и заключительный.

Содержанием работы подготовительной этапа проекта стали, следующие мероприятия:

В рамках реализации подготовительного этапа на основе наблюдений за детьми, опросов, я пришла к выводу, что у детей небольшой запас знаний в области ознакомления с искусством, дети испытывают трудности при составлении описательных рассказов и т.д.

Мною был разработан перспективный план работы, который включил в себя:

  • цикл занятий;
  • предварительную работу для педагогов группы, родителей;
  • подбор наглядно – демонстрационного и дидактического материала, репродукций живописи и аудио-видеотеки по произведениям классической музыки и живописи.

Работу в основном этапе проекта я выстроила в трех направлениях (блочным методом): рассматривание картины и знакомство с автором произведения, составление описательных рассказов в соответствии с тематикой картины и в завершении работы воспитанники прорисовывали картину с целью передачи эмоционального, личностного отношения к изображаемому объекту.

Большое значение перед проведением образовательной деятельности имела предварительная работа, которая охватывала всех участников проекта. Целью предварительной работы было привлечение педагогов и родителей к активному партнерству. Осуществлялась работа в двух аспектах: работа родителей с детьми (поиск информации о картине, художнике, рассматривание картины с ребенком, передача чувственного опыта, настроения, эмоционального отношения к героям) и работа педагога с воспитанниками (наблюдение за изменениями в природе; разучивание стихотворений о жанрах живописи; проведение дидактических игр; игровых упражнений; рассматривание наглядно – методических пособий, энциклопедий; составление с детьми описательных рассказов по картинам разных жанров живописи; рисование отдельных элементов картины вне занятий).

На познавательных занятиях по знакомству с живописью использовались различные методы и приемы, которые помогали воспитанникам более полно воспринять содержание картины (словесные, наглядные, практические, игровые).

Исходя из того, что детская природа требует наглядности, я широко в своей практике использовала ИКТ. Применение и использование инновационных технологий в работе с дошкольниками помогало мне готовить дидактический материал красочным и эстетическим. Используемый мной мультимедийный материал был самым разнообразным: презентации, слайды, игры – тренажеры, электронные игры на закрепление полученного материала, игры – викторины, благодаря чему процесс подачи знаний для детей становился более современным, разнообразным, насыщенным, информация подавалась мной живо и легко.

В своей педагогической деятельности я использую различные средства: проектор, ноутбук, принтер, сканер, телевизор, видео, DVD, CD, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат.

Аспект речевого развития дошкольников через ознакомление с искусством признан ведущими педагогами и психологами как один из самых эффективных и действенных приёмов речевой работы с детьми. Особое внимание я отводила составлению описательных рассказов по картинам пейзажной живописи, потому как, рассматривая пейзажную картину, дети учатся находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость; приобретают умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Свою работу по ознакомлению с картиной выстраивала по следующему плану:

Творческую речевую деятельность выстраивала по определённому алгоритму:

Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются объекты, изображённые на картине. Все объекты моделируются схемами, картинками, буквами, цветом и др. средствами обозначения.

Для составления осмысленного рассказа по картине, нужно научиться устанавливать взаимосвязь между объектами. Она может быть установлена на уровне физических связей (касание) или на уровне эмоциональных связей (нравится - не нравится)

Проводим параллели с литературными и музыкальными произведениями.

Составляя описательные рассказы по картинам, дети в основном пользуются монологической речью, но для полноценного развития связной речи детей необходима и вторая ее составляющая – диалогическая речь, развитие которой тоже возможно при рассматривании другого жанра живописи портрета. Моя работа над рассматриванием портретной живописи строилась таким образом, что я постепенно подводила детей к самостоятельному оформлению диалогических реплик.

Использование игровых приемов позволяет сохранить интерес к картине в течении всего занятия, активизировать всех детей, развивать мыслительные операции. В совместной деятельности педагога и ребенка посредством системы игровых упражнений развивается способность создавать речевые зарисовки, диалоги и разнообразные рассказы по картине.

Необходимый объем знаний для целостного восприятия произведений живописи дети получали в процессе познавательной и речевой деятельности. На специально организованных мною занятиях воспитанники в доступной, игровой форме, узнавали о выразительных средствах живописи, изобразительных материалах, об их возможностях, что помогало им передавать и выражать свои впечатления, мысли и настроение. Дети познакомились с понятиями: рисунок, колорит, цвет, линия.

Практический этап реализации начинался с создания детьми набросков карандашом в соответствии с тематикой картины. Завершением работы служила передача эмоционального, личностного отношения к изображаемому объекту. На этих занятиях я применяла такие методы и примы как:

Методы и приемы

Развивает образную память детей. Приём используется, если у детей уже имеется навык восприятия картины.

Очень эффективен прием, предполагающий построение занятия в дискуссионном плане. При этом формируются навыки общения, ребёнок учится высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

Движение руки или всего тела : игры-имитации; показ рукой, где и как ребёнок хочет расположить предметы.

В отдельных случаях я использовала упражнения в рисовании отдельных предметов, т.к. некоторые предметы ребенку трудно нарисовать сразу, поэтому я давала возможность поупражняться. Особенно эффективен этот способ в изображении натюрмортной и портретной живописи.

В результате реализации проекта также значительно пополнилась развивающая предметно – пространственная среда группы наглядно - демонстрационным материалом:

- сформирован электронный каталог произведений живописи.

В завершении реализации проекта в результате наблюдений, опросов, анализа детских работ можно отметить положительную динамику в освоении детьми знаний по различным жанрам живописи. У детей систематизированы знания о художниках и их произведениях; они умеют эмоционально передавать настроение от увиденного на картине, выражая его через речевые зарисовки; дети легко различают жанры живописи, их отличительные особенности используют в речи искусствоведческие термины, а так же умеют выделять средства выразительности.

В изобразительной деятельности дети тоже достигли хороших результатов, могут выделять планы картины, линию своего рисунка, делать карандашный набросок, оформлять фон своей работы, испытывают удовольствие от своего творчества.

На заключительном этапе реализации проекта мною был проведен мониторинг развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, с использованием методики И.В. Штанько, критериями которой стали такие разделы:

В современных условиях к педагогике предъявляются все большие требования в плане наполнения процессов воспитания и обучения новым содержанием. В связи с этим, важное место в формировании эстетических качеств личности, в образовательном процессе отводится художественному музею, рассматриваемому не только как одно из средств постижения окружающего мира, через визуальную культуру, но и как средство адаптации ребенка к этому миру.

Дошкольное учреждение как начальная ступень воспитания и основного образования, интегрирующее на собственной базе достижения семейного воспитания, дошкольного и дополнительного образования закладывает фундамент нравственного и творческого становления личности. Взаимодействие музея и ДОУ в практике воспитания искусством способствует повышению и расширению художественно-эстетической компетентности, увеличивает роль искусства в формировании креативности.

Описание проблемы:

К сожалению, в недавнем прошлом и экономические условия развития страны, и отсутствие целостной государственной политики в области "музейного" воспитания, и смещение внутрисемейных традиций в сторону телевидения, компьютера, в свое время привели к снижению потребности в общении с искусством с глазу на глаз, в стенах музея. К тому же телевизор и компьютер зачастую занимают большую часть пребывания ребенка дома, заменяя возможность вместе с родителями исследовать окружающий мир, обучаться более сложному культурному навыку рассматривания картинок. Это привело к снижению культуры сенсорного контакта, столь важной в дошкольном возрасте. Поэтому дети, насмотревшись движущихся картинок, не имеют опыта разглядывания не только неподвижных изображений, но и даже реального мира вокруг. Таким образом, сложившиеся в свое время условия привели к ослаблению связей детство-школа-музей, разрушили накопленный годами опыт "классического" общения с искусством, что негативно сказалось на процессе формирования эстетических качеств личности.

Цель:

Объединить усилия музейного педагога и воспитателя ДОУ в деле воспитания эстетически развитого, обогащенного художественным опытом и знаниями, духовно богатого гражданина, патриота своего Отечества.

Задачи:

1. Воспитание у детей любви и интереса к искусству, развитие способностей к восприятию изобразительного искусства через обогащение эмоциональной сферы.

2. Приобщать детей к красоте природы, параллельно с этим давая им элементарные представления о красоте "второй природы" – искусства, создаваемой рукой мастера.

3. Формировать нравственные качества личности: доброту, гуманность, отзывчивость, способность к сопереживанию.

4. Развивать визуальную грамотность: формирование навыков смотрения, видения главного, обобщение увиденного, навыки индивидуальных самостоятельных суждений.

5. Развивать продуктивно-творческую деятельность детей, побуждать к активным действиям с различными изоматериалами в разных техниках.

6. Приобщать детей и родителей к музейной среде, возродить традиции семейных посещений музея, формировать навыки взаимного общения по поводу искусства.

7. Ориентировать родителей на эстетическое, нравственно-патриотическое воспитание в семье, путем приобщения к произведениям искусства мастеров родного края.

8. Формировать у детей знания культурных традиций родного города, края, на основе знакомства с творчеством тверских художников и декоративно-прикладного искусства Твери и Тверской области.

9. Вести активную пропаганду знаний по истории и художественной культуре родного края, освещать через наглядную агитацию.

10. Наполнить жизнь детей радостью и положительными эмоциями от общения с подлинными произведениями искусства, формировать чувство гордости за родной край.

11. Формировать у детей, родителей и педагогов художественно-эстетическую компетентность.

Механизм реализации проекта:

1.Основные направления работы:

а) Образовательное:

Занятия на экспозиции музея, в ДОУ, уроки-любования в природе, индивидуальная, подгрупповая и фронтальная форма работы, свободное общение с детьми на основе материалов "Полочки красоты", с включением в работу репродуктивного фонда ДОУ, подлинных произведений декоративно-прикладного искусства.

б) Нравственно-патриотическое:

Экскурсии по городу, беседы о художниках Тверского края, тематические праздники "Декоративно-прикладное искусство Тверского края". Встречи с художниками, посещение передвижных выставок современного искусства Твери.

в) Художественно-эстетическое:

Продуктивная деятельность в ДОУ и семье. Беседы по картинам. Организация выставок. Создание эстетической среды в ДОУ и семье.

2.Работа с родителями:

Консультации, беседы, совместные экскурсии, анкетирование, участие в выставках, тематических занятиях.

3.Организация предметно-развивающей среды:

• "Полочка дополнительной информации".

• Зона любования репродуктивными произведениями.

• Широкий спектр фотографий с видами родного города, страны.

Инструментарий:

1. Изучение литературы.

2. Использование информационных технологий.

3. Диагностика определения результатов по следующим методикам и тестам:

• Метод изучения продуктов детского творчества.

• Метод исследования знаний детей на основе выработанных заданий и тестов.

• Метод анкетирования, бесед с родителями.

4.Проведение тематических итоговых занятий, викторин, конкурсов, комплексных занятий-развлечений по синтезу искусств.

Ожидаемый результат:

• Воспитание эстетически развитого, творческого, духовно богатого человека, обладающего нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающего культурное, историческое прошлое России и Твери.

• Сформированность у детей художественно-эстетической компетентности, соответствующей возрастным и личностным особенностям ребенка.

• Повышение интереса к художественной культуре своего народа в семье, возрождение традиций семейных посещений музея.

• Воспитание будущих посетителей музея, для которых он станет необходимой частью активной жизни.

Автор: Копылова Лариса Викторовна

Населенный пункт: Челябинская область, г. Куса

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Недостаточное внимание развитию творческого потенциала в конечном итоге приводит к духовному обнищанию общества, его культурному упадку.

В своей системе работы с одарёнными детьми я поставила следующие задачи:

· Создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей.

· Создание условий одаренным детям для реализации их творческих способностей

· Стимулирование творческой деятельности одаренных детей.

· Оказание помощи родителям одаренных детей.

·Обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми

-формирование и развитие интереса к миру искусства посредством интеграции всех видов художественно – эстетической деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно – речевой, театрально – игровой;

-воспитание эстетической культуры ребенка как интегрального личностного образования, которое включает в себя совокупность качеств, свойств, проявлений, позволяющих человеку полноценно воспринимать прекрасное и участвовать в его создании.

Работа по художественно – эстетическому направлению проходит интегрированным курсом через такие разделы, как музыкальное воспитание, изобразительная деятельность, театрализованная деятельность, знакомство с художественной литературой. Для реализации системы художественно – эстетического воспитания мной были созданы условия предметно – развивающей среды в группе:

-Костюмерная с театральным реквизитом, различные виды театров, сделанные своими руками

-Создан книжный уголок в соответствии с возрастом

-Мини – изостудия, в которой дети занимаются продуктивными видами деятельности, где пособия и оборудование всегда находятся под рукой ребенка, побуждая его к действию

- Подобраны коллекции картин русских художников

-Создан уголок Каслинского и Кусинского художественного литья.

- Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки детских рисунков. Оформлена галерея детского творчества.

-Для осуществления работы по художественно-эстетическому развитию детей собрана фонотека классической, народной и современной детской музыки, разработаны перспективные планы по ознакомлению детей с искусством, с русским народным фольклором, развлечений, сценарии великих праздников: Рождества, Масленицы, методические рекомендации по знакомству детей с традиционным народным календарем, обрядами, обычаями. Для того, чтобы праздники и развлечения были красочными, привлекательными, совместными усилиями педагогов и родителей изготовлено большое количество разнообразных пособий, атрибутов, костюмов для детей и взрослых.

-Создание условий для индивидуального развития способностей ребенка;

-Развитие предпосылок творческого продуктивного мышления – абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии;

-Формирование положительной самооценки и уверенности в собственных интеллектуальных силах.

В своей работе я хочу поделиться некоторыми подходами в развитии творческих способностей дошкольников посредством занятий художественно-изобразительной деятельностью. Художественная одаренность предполагает два обязательных этапа:

-Приобщение к культуре прошлого и настоящего.

-Опыт художественной деятельности, понимание, восприятие и оценка произведений искусства вводит человека в мир общечеловеческих ценностей.

Помочь ребенку успешно преодолеть оба этапа можно лишь:

-Приобщая детей к искусству мастеров;

-Организуя творческую (авторскую) деятельность детей.

Не сложно передать детям то, чем нравится заниматься самой. Занятия с детьми, ярмарки, встречи с произведениями искусства стараюсь строить так чтобы дети полюбили то, что я им показываю, сама стараюсь быть чувственной, открытой, восторженной. Только в этих условиях дети воспроизводят ответную реакцию, активно познают предложенное. Занятия по созданию поделок из различного материала непросто вооружают ребёнка умениями и навыками, но и помогают ему осознать свою силу, силу творца, способного подчинить собственной воле эти материалы, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя. Они будят интеллектуальную и творческую активность малыша, учат планировать свою деятельность, вносить изменения конструкцию изделий, осуществлять задуманное. В результате этого, каждая поделка обретает индивидуальность.

Мои воспитанники участники и призёры районных конкурсов:

Одним из перспективных инновационных методов, способствующих развитию мышления, помогающих ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, стал метод проектной деятельности. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности. Метод проектной деятельности я использовала в работе со старшими дошкольниками.

Цель: Активизировать познавательную деятельность детей с минералами, народными промыслами Южного Урала, сформировать интерес к произведениям П.П.Бажова

Результат: Повысился интерес к художественным произведениям П.П. Бажова

- Создана книга детских рисунков по сказкам П. П Бажова

- Дети освоили технику: изготовление минеральных красок из минералов и рисование минеральными пигментами.

Коллектив детского сада тесно сотрудничает:

- Дворцом культуры и Центром детского творчества (посещаем выставки творчества, кружки художественного творчества по интересам детей)

- Краеведческим музеем и Музеем камня в школе №9

Помощь в моей работе оказывают родители. Для вовлечения семьи в образовательный и воспитательный процесс художественно – эстетического развития я использую различные формы : дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить любые занятия и режимные моменты в детском саду, но и принять активное в них участие; организация выставок конкурсов одаренных детей, поделок участие в праздниках, театральных спектаклях, в изготовлении костюмов и театральных атрибутов. - Совместно с родителями участвуем в ежегодном городском конкурсе снежных фигур, которые создают у детей чувство радости, ожидания чуда, приближение новогодних праздников. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей. В нашем МБДОУ в полном объеме обеспечивается творческий подход к воспитанию и развитию детей. Я постоянно нахожусь в поиске, совершенствую педагогическое мастерство и профессиональное умение. Принимаю участие в областных и районных конкурсах воспитателей, занимаю призовые места .Участвую в методических мероприятиях различного уровня по художественно - эстетическому развитию детей, представляю свой опыт на городских объединениях воспитателей.

Опыт работы показывает, что при создании в детском саду и в семье, где воспитывается одаренный ребенок, благоприят­ных условий, при слаженной совместной работе за пе­риод дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склон­ностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

«Дети становятся одаренными не столько потому, что им больше, чем другим, дала природа, сколько потому, что они в большей мере сумели реализовать себя ( О.А.Куревина) И здесь важно помочь ребенку сделать первые шаги по ступенькам творчества, но еще важней не опоздать – не упустить моменты рождения ГЕНИЯ.

Картинная галерея в детском саду.

Картинная галерея в детском саду, как один из способов воспитания и развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с искусством.

Мы очень рады сотрудничать ДХШ и директором Шмелевой Зоей Ивановной. Наши дети еще не могут посещать самостоятельно выставки, но окунуться в мир прекрасного, понять, как создается все самое красивое на свете, познакомиться с живописью, научиться различать жанры живописи имеют возможность в стенах нашего детского сада. Работы юных художников очень понятны детям дошкольного возраста. У детей появляется увлечение. Результатом работы являются создание картин, открыток, подарков, панно, коллажей, выставок. Нам, педагогам очень хочется, чтобы у наших воспитанников развивался чувственный мир, эстетический вкус. Чтобы дети научились видеть, замечать, понимать и эмоционально откликаться на произведения искусства.

Читайте также: