Частицы как средство выразительности речи кратко

Обновлено: 06.07.2024

Потому что одна из их функций - придавать различные дополнительные оттенки словам и предложениям.

Частицы вносят дополнительные смысловые оттенки, помогают выделить в предложении главное, способствуют воздействию на читателя (слушателя).

Потому что одна из их функций - придавать различные дополнительные оттенки словам и предложениям.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.


Частица — это служебная часть речи, которая вносит в предложение дополнительные смысловые оттенки или служит для образования форм слова.

Дополнительные смысловые оттенки — это, например, усиление, уточнение, указание, ограничение, отрицание.

Примеры частиц : только, даже, же, именно, вот, всё - таки, - таки, неужели, будто, ведь, не, бы, давай

По значению и функции в предложении частицы делятся на формообразующие, отрицательные, вопросительные и модальные.

1. Формообразующие частицы служат для образования форм условного и повелительного наклонения глаголов.

Условное наклонение образуется с помощью частицы бы.

Наедине с тобою, брат, хотел бы я побыть.

Здесь хотел бы — глагол в форме условного наклонения.

Повелительное наклонение образуется не только с помощью суффиксов (иди, смотри, разрежь), но и с помощью частиц давай (давайте), пусть, пускай, да.

Давайте говорить друг другу комплименты.

Здесь давайте говорить — глагол в форме повелительного наклонения.

Да здравствует король!

2. Отрицательные частицы — это частицы не и ни.

3. Вопросительные частицы : разве, неужели, ли.

Разве я похож на слабоумного?

Скажите, заключал ли я вчера с профессором черной магии контракт на тридцать пять тысяч рублей?

Среди модальных частиц также можно выделить несколько групп :

восклицательные : как, что за.

Кот как прыгнет со шкафа!

Что за глупости!

Выражающие сомнение : вряд ли, едва ли

ограничительные : только, лишь, всего.

Остался всего один месяц.

Указательные : вот, вон.

Усилительные : ведь, всё - таки, даже, же, и.

Ты и сам все понимаешь.

Он даже вздрогнул от удивления.

Уточняющие : именно, как раз, прямо.

С этого прямо и нужно было начинать.

Частицы - реплики : да, нет

Существуют и модальные частицы, не относящиеся к перечисленным группам (например, будто).


Частица — служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слова. Частицы не изменяются и не являются членами предложения. По значению и роли в предложении частицы делятся на формообразующие, модальные (также называются смысловыми) и отрицательные частицы (к ним относятся НЕ и НИ). Иногда отрицательные частицы не выделяются как особый разряд и рассматриваются как модальные.

Формообразующие частицы

Формообразующие частицы служат для образования условного и повелительного наклонения глагола.

Условное наклонение глагола образуется при помощи частицы бы (б), которая в предложении может стоять после глагола, к которому относится, перед ним или может отделяться от глагола другими словами: Я сделал бы лучше; Я бы сделал лучше; Я бы лучше сделал.

Повелительное наклонение глагола образуется при помощи частиц да, давай (давайте), пусть (пускай) и форм изъявительного наклонения: да здравствует; давай мы сходам; пусть он прочитает.

Модальные частицы (смысловые)

Модальные частицы вносят в предложение различные смысловые оттенки (вопрос, указание, уточнение, выделение, ограничение), а также выражают чувства и отношение говорящего (восклицание, сомнение, усиление, смягчение требования).

Значение Частицы Пример
Вопрос (+ сомнение, кроме ли) ли, разве, неужели Понравился ли тебе праздник?
Указание вот, вон, а вот, а вон Вот дом, а вон там — дорога.
Уточнение как раз (чаще в разговорной речи), именно Именно это нам нужно.
Выделение и ограничение только, почти (чаще в разговорной речи), лишь, исключительно Только я ничего не знал. Наша группа состоит исключительно из опытных альпинистов.
Восклицание что за, как Как здорово! Что за чудо!
Сомнение вряд ли, едва ли Вряд ли он придёт сегодня.
Усиление даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё- таки, -то Я всё-таки помогу тебе. Мы ведь друзья. Ты-то сам должен попытаться.
Смягчение -ка Принеси-ка мне ручку.

Нужно запомнить!

Нужно различать формообразующие частицы и омонимичные им части речи.

Цель: закрепление умений употребления частиц в речи; повторение изученного теоретического материала; закрепление навыков правописания частиц в текстах разного типа; развитие творческих способностей учащихся при работе с текстами, создании стихотворения; формирование любви к родной природе; содействие формированию системы знаний, представлений, понятий, обеспечивающих эстетическое отношение к действительности, способность к творческой деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, дидактический раздаточный материал, классическая музыка.

Технология: критическое мышление.

Приемы критического мышления: инсерт, кластер, “Толстые вопросы”, синквейн.

1. Оргмомент. (Приветствие)

- Добрый день, я рада приветствовать вас в этот весенний день.

Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод, -
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?
Василий Жуковский. Приход весны (1831)

- На улице растаял снег, бегут ручьи, скоро расцветут первые весенние цветы, солнышко больше припекает, Какие чувства и эмоции вызывает у вас наступление (приход) весны ? Радость, трепет, счастье, умиление.

- Эти эмоции вызвал у вас приход весны, цветы весенние. Скажите, а какая часть речи позволяет эмоционально окрасить нашу речь? (Частица)

- Темой нашего урока является повторение служебной части речи – частицы, а именно употребление частицы в речи : их правописание, значения, которыми обладают частицы, и будем учиться правильно употреблять частицы в речи. Но в самом начале нашей работы давайте вспомним теорию о частицах. Вы прочитаете лингвистический текст о частице, сделаете необходимые пометы в нем, после чего мы составим с вами кластер по теме.

2. Повторение и обсуждение теории (работа с текстом, прием “инсерт”)

Прием “Инсерт” (чтение с пометами)

Частица — это служебная часть речи (не имеет вопросов, не является членом предложения, не зависит от других слов), которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда — смысловые и формообразующие.

Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

В школьной грамматике, однако, принято подчеркивать отрицательную частицу не вместе с тем словом, к которой она относится; особенно это касается глаголов.

К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчеркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал, если бы не пошел дождь.

Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие группы:

1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;

2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль);

3) указательные: вот, вон, это;

4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь;

5) ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, -то;

6) восклицательные: что за, ну и, как;

7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну;

8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли.

По структуре частицы бывают: простые и составные.

Простыми называются частицы, состоящие из одного слова (а, благо, будто, ведь, во (прост.), вовсе, вон, ладно, ли и др.). составные частицы, образовавшиеся из двух (реже — более) слов: вот бы, чуть ли, все-таки, что за, нет ли.

Характерной чертой многих частиц является то, что по своему строению и функциям они сближаются с наречиями, союзами или междометиями и не всегда могут быть им строго противопоставлены; во многих случаях частицы сближаются также с вводными словами.

Значением частицы как отдельного слова является то отношение, которое выражается ею в предложении.

З. Составление кластера


4. Практическая работа

- Прекрасно, но мы забыли о весенних цветах (картинки).

2) Составьте предложения о весенних цветах, используя восклицательные частицы. Запишите их. (2-3 примера) А вот мое предложение, в нём использованы частицы разных разрядов:

Какие-то цветы спрятаны под таинственным пологом, едва ли это розы или сирень, пожалуй, здесь притаились подснежники!

- Каковы особенности написания частиц? Вспомните, о чём вы говорили на предыдущих уроках?

3) Задание: Записать предложения, определить написание и разряд частиц, роль частиц в предложениях.

Все-таки первым весенним цветком считается подснежник. Лишь наступление весны пробуждает природу. Давайте бережно относится ко всем растениям и цветам.

Только ли в лесу можно встретить белый ландыш? Любите цветы, ведь они приносят счастье и радость людям. Именно в весенние деньки, когда солнышко начинает припекать, на деревьях появляются первые почки.(Ситак. разбор)

Вывод: необходимо знать правила написания частиц раздельно (бы, ли, же) или через дефис.

4) Работа с деформированным текстом.

Задание: восстановить текст.

- Именно весной, вместе с первыми весенними грозами приходит к нам воспетая художниками и поэтами семицветная радуга. Перед вами деформированный текст, который текстом можно назвать с натяжкой. Ваша задача дополнить его частицами. В текст необходимо внести изменения, вставить недостающие частицы.

Слова для справок: даже, неужели, не, ни, только, как, все-таки, ну, именно.

___ вы ___ разу ___ видели радугу? ___ летом после сильного дождя? ____может этого быть, я вам говорю,____ может!

___ увидев радугу, человек способен понять, ___ красива природа после дождя. Нет, ___ мне жаль вас.

___, выйдите в дождь на берег реки, ____ уходите ни в коем случае, ___ если сильно промокнете. Вам обязательно повезет. ___ вам, потому что вы умеете ценить красоту, а главное - сделали все так, как я сказал!

(Е.Ильичев)

Неужели вы ни разу не видели радугу? Даже летом после сильного дождя? Не может этого быть, я вам говорю, не может!

Только увидев радугу, человек способен понять, как красива природа после дождя. Нет, все-таки мне жаль вас.

Ну, выйдите в дождь на берег реки, не уходите ни в коем случае, даже если сильно промокнете. Вам обязательно повезет. Именно вам, потому что вы умеете ценить красоту, а главное - сделали все так, как я сказал! (Е.Ильичев)

Вопросы по тексту (прием “толстых вопросов”).

- С чего начинается текст? С риторического вопроса (риторические вопросы – усиливают выразительность, эмоциональность речи. Риторический вопрос не требует ответа).

- Какие частицы использует автор? Вопросительную частицу “неужели” и усилительную частицу “даже”. - Для чего? Для актуализации смысла.

- Частица "только" вносит в текст смысл выделения действия, которое, наверняка, поможет понять, как красива радуга.

- На чём настаивает автор? Не уходить и вводит в высказывание усилительную частицу "даже (если сильно промокните)"

- За это, по мнению Е.Ильичева, вы будете награждены и вам повезет (для усиления уточнения используется частица "именно вам").

( Для привлечения внимания автор начинает текст риторическим вопросом "Вы ни разу не видели радугу?", в который для актуализации смысла включает вопросительную частицу "неужели" и усилительную частицу "даже". Частица "только" вносит в текст смысл выделения действия, которое, наверняка, поможет понять, как красива радуга. Автор понимает, что радугу невозможно увидеть, не промокнув, поэтому категорично настаивает не уходить и вводит в высказывание усилительную частицу "даже (если сильно промокнете)". За это, по мнению Е.Ильичева, вы будете награждены и вам повезет (для усиления уточнения используется частица "именно вам").

Звучит этюд “Маргаритки” Скрябина.

Нелегко познать цветок. Чтобы понять его, попробуем на минутку сами превратиться в цветы. Давайте попробуем превратиться в маленькое семечко опустим голову, и закроем её руками). Садовник очень бережно относится к семенам, поливает (гладят себя по голове и телу), ухаживает за ними. С тёплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети медленно поднимаются на цыпочки).

У него раскрываются листочки, (руки тянутся вверх), растёт стебелёк (вытягивается тело), появляются цветоносы с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты).

Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в красивый сильный цветок. Цветок хорошеет, любуется собой (осматривают себя), улыбается цветам-соседям (улыбаются соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей).

- Немного отдохнули. Продолжаем наш урок употребление частиц в речи.

6. Работа с текстом.

- У вас на столах лежат тексты, с которыми вам предстоит поработать. (работать на карточках, уровень сложности определен). Вы выбираете ту карточку, с заданиями которой справитесь. Работаете прямо в карточке.

К-1 (повышенный уровень сложности) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните орфограммы. Вставьте в текст название цветка. Выделите частицы и укажите их разряд. Докажите, что они усиливают значения отдельных слов, выразительность фразы, а значит, и всего текста. Сделайте вывод о роли частицы в тексте.

Почему мы все реже и реже восхищаемся полевым цветком р_стущим у дорог_ апрельским тума_ным и бе_звучным дождем кленов_ми листьями вмер_шими в речной лед теми чудесами которые (не)перестали быть чудесами?

Вот первые ___ – настоящ_ чудо. Ум_рающий снег почти прозрачен и пропитан водою наскво_ь. Солнце днем нагр_вает стволы деревьев. Снег прота_вает до самой земли и деревья словно в чашах стоят. Даже самый тонкий ствол_к п_ет воду из своего блюд_чка. И тут(же), под кустами, пробив край сугроба наклонились (желтовато)зеленые стрелы ____. Цветы их опуще_ны (в)низ как готовые упасть капли. Только (с)начал_ они кажутся белыми. Ведь цветок как бы переливается осв_щаясь (из)нутри. А в сумерках когда еще подм_раживает гибкие стрелки опускаясь словно пряч_т цветы в снег. Живые капли теплы они дышат и от их дыхания по_вляются в снегу крохотные лунки. Ну разве не чудо?

(По И.Соколову-Микитову)

- Цветы существа живые и у каждого свой характер, поэтому в вазе не всегда ладят друг с другом.

К-2. ( уровень сложности) Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы. Выделите частицы и укажите их разряд. Докажите, что они усиливают значения отдельных слов, выразительность фразы, а значит, и всего текста. Сделайте вывод о роли частицы в тексте.

Цветы существа живые и у каждого свой х_рактер, поэтому в вазе (не)всегда ладят друг с другом. Самый (не)уживчивый цветок это ландыш(?). Поста_те его в одну вазочку с фиалкой (не)забу_кой или другими весе_ними цветами – пере_сорятся (не)преме_но. Едва ли уживутся. Победителем выйдет ландыш(?) а другие цветы завянут. Одна лишь примула сильнее его. Душистый горошек то(же) (не)уживчивый цветок поэтому и он должен стоять в отдельной вазочк_.

(По В.Ветлиной)

К-3. (средней уровень сложности) Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы. Какие частицы используются в тексте? Определите их разряд. Для чего они служат в данном тексте?

Как (н_)пр_красен тюльпан своей окраской как (н_)оригинальна его форма но почему(то) (н_)греческая (н_)римская мифология (н_)создали о нем (н_)какого ск_зания. И это тем более стра_но что тюльпаны в диком состо_ни_ в обили_ р_стут в Греци_ где их (н_)могли (н_)заметить как сами жители так и все те которые были тв_рцами мифологии.

Первые сведения об этом пр_лес_ном цветке мы встречаем в Персии. В этой стране сказаний и песен о розе оригинальный в виде ф_наря или кубка цветок (н_)мог пройти (не)замеч_ным и носил название “турецкая чалма”. Он воспет многими персидскими поэтами которые утверждали что с девстве_ной красотой этого р_стения (н_)могут сравнит_ся (н_)нежные движения кипариса (н_)даже сама роза.

Но еще большей любовью пользовался тюльпан на Востоке, у турок, где ежегодно справлялся чудный волшебный праз_ник тюльпанов.

(По Н.Ф. Золотницкому)

Комментирование текста (чтение, выделение частиц).

- Попробуйте рассказать о каком цветке идёт речь в тексте и какие частицы используют авторы. Как пишутся эти частицы. Сделайте вывод о роли частиц в тексте. (Они усиливают значения отдельных слов, выразительность фразы, а значит, и всего текста. Делают текст ярким, выразительным).

- Ваши знания по орфографии и пунктуации я оценю, собрав карточки после окончания всей работы на уроке.

7. Творческое задание. Составление синквейна на тему “Частица”, “Весенние цветы, “Весна”

– Все мы с вами любим читать поэтические тексты о весне, где автор воспевает эту чудесную пору. Сейчас вам предстоит почувствовать себя поэтами и создать свой текст, но не простой. Мы с вами знаем, что такое синквейн и умеем его составлять. Я вам предлагаю темы для составления синквейнов. Конечно, в первую очередь это касается нашей темы “Частица”. А так как мы с вами сегодня говорили о замечательном времени года, то и синквейны будут на эту тему “Весенние цветы”, “Весна”.

Вывод: с помощью слов и частиц, которые подходят по смыслу, можно написать свое небольшое стихотворение, в котором будет отражено настроение автора.

Рефлексия. Продолжите предложение:

“Сегодня на уроке я узнал, что…”

“Мне не понравилось …”

- Давайте вспомним, о чём шёл разговор на сегодняшнем уроке? (О правописании частиц, их употреблении, какую роль играют частицы в тексте)

Думаю, что за работу на уроке можно поставить следующие отметки …

Домашнее задание. (дифференцированное).

- Употребление частиц в речи. Два варианта заданий для самостоятельного выбора.

1. Вставьте пропущенные частицы. Назовите, из каких басен эти строки, а также их авторов. Объясните написание этих частиц. Определите роль частиц в предложениях.

1. Чем кумушек считать, трудиться, … лучше … на себя кума, оборотиться.

2. Смотри … кумушка, что, буду … я с него?

3. Вон видишь … через реку тот мост, куда нам путь лежит?

4. Уселись чинно в ряд и всё … квартет … йдёт на лад.

5. Хотел … очень я сам посудить, твоё услышав пенье: велико … подлинно твоё уменье?

6. кумушка, мне странно это: да работала … ты лето.

7. Ну, что … . на взгляд -… он хорош, да зелен, ягодки нет зрелой.

2. Написать сочинение-миниатюру типа рассуждения о роли частиц в тексте, приводя примеры.

Читайте также: