Краткое содержание и анализ гоголь

Обновлено: 08.07.2024

Гоголь написал полностью первую часть, принялся за создание второй, но остался ею недоволен и сжёг рукопись.

Проблематика:

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: поэма (по авторскому определению); имеет черты романа.

Время и место действия: действие происходит в середине XIX в. в городе NN.

Действующие лица

Краткое содержание

Глава 1

Чичиков приезжает в город и поселяется в гостинице. Во время обеда выясняет у трактирщика, какие помещики в городе самые влиятельные. На приёме у губернатора лично знакомится с Маниловым и Собакевичем, и они приглашают Чичикова в гости. Павел Иванович посещает руководство города и приобретает прекрасную репутацию.

Глава 2

Чичиков навещает Манилова, выслушивает его чрезмерные любезности и просит продать мёртвых душ. Манилов крайне удивлён. Они договариваются заключить сделку в городе.

Глава 3

Чичиков едет к Собакевичу, но плохая погода заставляет его поискать ночлега. Павел Иванович останавливается у помещицы Коробочки. Ей Чичиков тоже предлагает продать мёртвых душ. Коробочка удивляется, но особенно печётся о том, как бы не продешевить.

Глава 4

По дороге Чичиков заезжает в трактир, где встречает Ноздрёва. Он навещает и его и также выступает с предложением продать мёртвых душ, но Ноздрёву это неинтересно — разве что сыграть на души в шашки. Но эта игра чуть не заканчивается потасовкой, и Чичиков уезжает, очень сожалея, что вообще связался с таким несерьёзным человеком.

Глава 5

Чичиков приезжает к Собакевичу, обедает у него. Продать мёртвые души Собакевич соглашается сразу — только торгуется. Для оформления сделки Чичиков и Собакевич также запланировали ближайшую встречу в городе.

Глава 6

После этого Чичиков приезжает к Плюшкину. Грязная полуразрушенная деревня, в которой живёт этот помещик, наводит тоску. На самого Плюшкина жалко смотреть: грязный, ободранный. Плюшкин охотно продаёт Чичикову мёртвые души (у него таких порядочно). Чичиков отправляется в гостиницу.

Главы 7-8

Чичиков оформляет сделки с Плюшкиным и Собакевичем. По всему городу распространяются известия о покупках Чичикова и его невиданном богатстве. Павла Ивановича везде охотно принимают. Но его тайну раскрывает Ноздрёв, громко сообщив на балу о мёртвых душах.

Глава 9

Коробочка, приехавшая в город, чтобы узнать уровень цен на мёртвых душ, тоже подтвердила информацию о Чичикове. Парадоксально, но в связи с этим распространилась информация, что Чичиков хочет похитить дочку губернатора. Павлу Ивановичу запретили приближаться к губернаторскому дому. Его фигура окутана тайной. Чтобы всё о нём выяснить, помещики решили собраться у полицмейстера.

Главы 10—11

Но собрания ничего не дали: Чичиков остался загадкой. Сам же Павел Иванович, когда понял, что его нигде не принимают, и узнал, что он подозревается в изготовлении фальшивых денег и планах похищения губернаторской дочки, поспешил покинуть город NN.

В конце первого тома рассказывается о детстве Чичикова и его жизни до скупки мёртвых душ.

Экранизации

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

К кому первому Чичиков обратился с просьбой продать мёртвые души?

обложка книги

Том 1. Глава 1

Во время общения с гостями трактира Павел Иванович проявляет себя как обходительный человек. При этом о себе он практически ничего не рассказывает. Завоевав доверие горожан, Чичиков быстро становится желанным гостем во всех домах. Последующие дни своего пребывания в городе герой проводит, совершая визиты ко всем главным чиновникам.

Глава 2

Павел Иванович посещает вечеринку губернатора, где знакомится с помещиками Собакевичем и Маниловым. Затем он наносит визит полицмейстеру и узнает помещика Ноздрева. Далее автор проводит лирическое отступление, чтобы познакомить читателя со слугами Чичикова. Он детально описывает Петрушку, однако не спешит останавливаться на личности кучера Селифана.

Гоголь возвращается к Чичикову, который отправляется в соседнюю деревню к Манилову. После обеда с хозяином, его женой и двумя сыновьями со странными именами Фемистоклюс и Алкид Чичиков перешел к делу. Он признается Манилову, что хотел бы купить у него документы на крестьян, которые уже умерли, но еще числятся живыми по документам.

Чичиков мотивирует это тем, что хочет избавить Манилова от необходимости платить налоги. Хозяин дома вначале недоумевает, однако Павел Иванович убеждает его совершить сделку. После успеха Чичиков спешно отправляется восвояси.

Глава 3

Чичиков отправляется в гости к Собакевичу. По дороге кучер Селифан увлекается беседой с лошадьми и пропускает нужный поворот. Путники понимают, что заблудились. Также портится погода, начинается дождь. Бричка переворачивается, и путники вынуждены просить ночлег у помещицы Настасьи Петровны Коробочки. Она пускает гостей в дом только после того, как узнает о дворянском титуле Чичикова.

Утром Чичиков предлагает хозяйке дома сделку: он выкупает у нее мертвые души за хорошую цену. Коробочка не соглашается, долго торгуется, однако в итоге все же уступает Чичикову. Помещица пытается продать гостю свиное сало, муку и прочий провиант, однако тот отказывается.

Глава 4

На отремонтированной бричке Чичиков отправляется в трактир. Там он встречает Ноздрева, который признается Павлу Ивановичу, что проигрался в карты. Помещик был душой компании, веселым и общительным. Он отговаривает Чичикова от визита к Собакевичу и зазывает его к себе в гости. Вместе с ними отправляется и зять Ноздрева.

После осмотра дома и сытного обеда зять Ноздрева отправляется восвояси, а Чичиков приступает к цели своего визита. Павел Иванович не хочет раскрывать все карты, однако Ноздрев чувствует явный интерес гостя и не намерен сдаваться просто так. Он предлагает Чичикову купить жеребца или кобылу, однако тот не соглашается. В результате оба отправляются спать.

Утром Ноздрев предлагает Чичикову сыграть в шашки. Кто выиграет, тот и забирает мертвые души. Оба играют нечестно, однако неожиданно партию прерывает исправник. Он пришел за Ноздревым, который находится под судом за избиение помещика. Чичиков с облегчением уносит ноги прочь.

Глава 5

Чичиков вновь отправляется в путь. По дороге его бричка сталкивается с другим экипажем. Пока слуги распутывают коней, Павел Иванович замечает в соседней упряжке очаровательную барышню. Он мечтает о семейной жизни и долго думает о прекрасной незнакомке.

Наконец Чичиков попадает к Собакевичу и рассказывает о мертвых душах. Помещик реагирует спокойно, однако долго торгуется. В ходе беседы Чичиков узнает о Плюшкине — помещике из соседней деревни. Главный герой решает навестить и его.

Глава 6

Деревня Плюшкина производит на Чичикова гнетущее впечатление: всё унылое и заброшенное. Герой находит дом барина и удивляется, насколько он завален хламом. Сам Плюшкин также не вызывает положительных эмоций: ничем не примечательный, в грязной одежде, небритый.

Отказавшись от чая с сухарем, Чичиков приступает к разговору о мертвых душах. Плюшкин соглашается продать 78 душ, и Павел Иванович отбывает.

Глава 7

Чичиков вместе с Собакевичем и Маниловым отправляется в суд, чтобы заверить документы, однако герою намекают на взятку. Затем Павлу Ивановичу удается убедить председателя заверить бумаги, мотивируя это тем, что он вывозит крестьян в Херсонскую губернию. Председатель вспоминает, что вроде бы один крестьянин из списка Чичикова умер, однако ему заговаривают зубы. Удачную сделку отмечают шампанским и сытным обедом.

Глава 8

В городе быстро узнают о покупках Чичикова. Люди недоумевают, зачем Павлу Ивановичу понадобилось столько крестьян. Ходят слухи, что Чичиков стал миллионером, и за это его ценят еще больше.

Чичиков находит анонимное любовное письмо, однако не может понять, от кого оно пришло. Герой отправляется на бал, где его встречают очень тепло, особенно внимательны к Павлу Ивановичу дамы. Однако Чичиков встречает губернаторшу и обращает внимание на ее дочь: это та самая незнакомка, которая пленила его сердце после встречи на дороге.

К Чичикову подходит пьяный Ноздрев, который расспрашивает его о том, много ли мертвых душ он наторговал. Павел Иванович избегает разговора и покидает бал.

Глава 9

Глава начинается с разговора двух дам, которые встретились рано утром, чтобы посплетничать. Оказывается, накануне в город приехала Настасья Коробочка. Ее цель — узнать, не продешевила ли она с мертвыми душами. Дамы пришли к выводу, что покупки нужны Чичикову для того, чтобы украсть дочку губернаторши.

Сплетни разнеслись по всему городу. Чичикова начали сторониться, перестали приглашать на обеды. Сам Павел Иванович не выходил из гостиницы из-за болезни. В итоге местные жители рассказали о мертвых душах прокурору.

Глава 10

Жители города посетили полицмейстера и начали гадать, кто же такой Чичиков на самом деле. Они вспомнили, что приезжий практически ничего не рассказывал о себе. Тогда полицмейстер предположил, что Чичиков — это на самом деле капитан Копейкин — разбойник, который ополчился на весь мир.

Однако затем эту идею отвергают, поскольку у Копейкина не было руки и ноги, а у Чичикова всё на месте. Дальше следуют версии о том, что Павел Иванович — шпион или переодетый Наполеон. От всего услышанного у прокурора останавливается сердце.

Тем временем Чичикова навещает Ноздрев, который рассказывает ему о том, что происходит в городе.

Глава 11

Чичиков спешно уезжает. По дороге он встречается с похоронной процессией и узнает, что умер прокурор. Тут автор наконец раскрывает читателям правду о Чичикове. Оказывается, родители Павла были дворянами, однако владели только одной крепостной семьей. Чичикова отправили в училище, где он начал зарабатывать первые деньги: продавал пирожки одноклассницам, дрессировал мышь, чтобы показать на публике. Павел Иванович всегда мечтал быть богатым и для этого часто использовал людей, жульничал. Чичиков работал во многих ведомствах и занимался контрабандой.

Чудом избежав наказания, Павел Иванович начал заниматься передачей документов на крестьян в опекунский совет. Ему платили за каждую особь. Затем Чичиков узнал, что даже если человек умер, но числится живым, за него все равно заплатят. Тогда-то Павлу Ивановичу и пришла идея скупать мертвые души.

Том 2

Как догадывается читатель, вскоре Тентетникова навещает Чичиков. Павел Иванович решил быть аккуратнее и не заводить разговор о мертвых душах сразу. Пожив у Андрея Ивановича какое-то время, главный герой отправляется к генералу Бетрищеву. Он располагает к себе хозяина дома и заводит разговор о мертвых душах. Однако генерал считает это шуткой, и Чичиков спешит уехать.

Павел Иванович едет к полковнику Кошкареву, однако попадает не к нему, а к Петру Петуху. Понимая, что там ему поживиться нечем, Чичиков знакомится с помещиком Платоновым, и они навещают Кошкарева. Однако и там Павла Ивановича ждет неудача.

Чичиков отправляется к Холобуеву, который продает поместье за бесценок. Он занимает денег у Платонова и его зятя Костанжогло и выкупает имение. Затем рукопись прерывается.

Читателям доступен еще один конечный эпизод второго тома. В нем рассказывается о том, что Чичиков приезжает на ярмарку и там встречает Холобуева. Последний недоволен тем, что Павел Иванович его обманул. На Чичикова валятся многочисленные доносы и его арестовывают.

Затем знакомый Чичикова Муразов застает Павла Ивановича в подвале. Главный герой оплакивает утрату шкатулки с ценными бумагами, с помощью которой он мог бы избежать наказания. Муразов убеждает Чичикова жить честно, однако Павел Иванович дает чиновникам взятку. Они запутывают дело, а Чичиков уезжает из города.

Чтобы полностью понять поэму Гоголя, необходимо разобраться в деталях. На помощь придет анализ произведения и предыстория его написания.

Фото: Wikimedia Commons: UGC

Рассмотрим поэму детальнее:

История создания

В процессе работы Гоголь не раз менял образы главных героев, что-то переписывал и добавлял. Также известно, что автор был на грани смерти, однако чудесным образом исцелился. Это заставило Гоголя изменить концепцию и жанр книги. Николай Васильевич посчитал, что Бог помог ему выздороветь, чтобы он окончил произведение.

  • поэму сжег сам автор, посчитав ее недостойным произведением;
  • Гоголь сжег второй том по ошибке;
  • черновики уничтожены, а подлинная рукопись хранится у потомков или друзей автора.

Третий том планировался — об этом говорил сам Гоголь. Все части, однако, так и не были написаны.

Фото: Википедия: UGC

Тема произведения

Главная тема — нравы и пороки общества. Также Гоголь показал, как жили люди в России в 1830-х годах. Автор тонко и со знанием дела описывает проблемы общества, раскрывает всю сущность русской души. Алчность Чичикова, желание помещиков нажиться за чужой счет, недалекость ума простых людей — все эти проблемы актуальны и сегодня.

Сюжет и жанр

В основе сюжета — афера Павла Ивановича Чичикова. Всю жизнь он мечтал стать богатым и ради достижения своей цели был готов на все. Однажды ему приходит идея выкупать мертвые души: бумаги на крестьян, которые умерли, но еще числятся в живых.

Тут следует отметить, что в России 1830-х годов перепись крестьян проводилась каждые 10 лет. Поэтому усопшие в период между десятилетиями не вносились в список. Тогда Чичиков придумал скупать души по низкой цене и продавать в опекунский совет по высокой. Главный герой рассчитывал на то, что помещики с радостью отдадут ему желаемое, поскольку за мертвых не нужно платить налоги.

Сюжетная канва строится на том, что Чичиков ездит по России и скупает мертвые души. В первом томе он оказывается в городе NN. Читатель знакомится с главными героями, подробностями аферы Чичикова на протяжении 10 глав. В последней автор раскрывает сущность главного героя и смысл его плана.

Главные герои

Николай Васильевич Гоголь детально описал всех своих героев, наделив каждого из них отрицательными чертами.

  • Павел Иванович Чичиков — герой неопределенного возраста, не старый и не молодой. Всегда модно и опрятно одет, учтив, галантен, общителен. Коллежский советник в отставке, который зарабатывает на жизнь аферами. Умеет подстраиваться под обстоятельства и практически всегда выходит сухим из воды.
  • Манилов — приятный и добрый человек, однако абсолютно бесхарактерный. Он живет в особом, придуманном мире и совершенно не думает о будущем. Доверчив, без особых способностей, мечтает, чтобы жизнь была сказкой. Женат, воспитывает двоих сыновей.
  • Настасья Петровна Коробочка — мелкая помещица пожилого возраста. Муж Настасьи Петровны умер, и она вынуждена сама управлять хозяйством. Аккуратная, подозрительная, однако бедная духовно. В каждом человеке видит потенциального покупателя.
  • Ноздрев — молодой веселый мужчина. Любит выпивать и играть в карты. Один воспитывает двоих детей, жена Ноздрева умерла. Однако ему плевать на отпрысков, поместье и людей. Также Ноздрев любит собак и держит дома волка.
  • Михаил Семенович Собакевич — богатый помещик крепкого телосложения. Автор сравнивает героя со зверем: он сильный, подозрительный, неуклюжий. Собакевич очень прямолинейный, однако вместе с тем хитрый человек.
  • Степан Плюшкин — человек неопределенного возраста, неопрятный, похож на бедняка. Очень жадный, сносит в дом весь ненужный хлам. Жена Плюшкина умерла, а детям он не нужен. Это глубоко несчастный человек.

Также автор детально описывает слугу Чичикова — Петрушку. Это молодой человек, который очень редко моется, из-за чего обладает характерным амбре. Любит выпить и погулять, однако при этом не слишком общительный.

Гоголь Николай Васильевич

Предлагаем ознакомиться с вариантами краткого и полного анализа произведения.

Развёрнутый анализ

п.1. Тематика и проблематика

Крестьяне, мертвые или живые, не воспринимаются помещиками как люди. Ценность их жизни не велика, да и после смерти они интересны только как выгодный ресурс.

Проблема: Трудно изменить традиционное общество, в котором столетиями одни жили в рабской позиции, а другие в позиции вседозволенности.

2. Тема: Нравственная слепота и невежество героев

Безнравственность и пошлость общества просто прикрыты красивыми словами. На деле процветают грубость, тирания по отношению к низшим сословиям, необразованность, глупость.

Проблема: Люди не могут понять, что хорошо, а что плохо. Общество держится за ценности, которые оказываются аморальными и низменными. Нравственные ориентиры сбиты.

3. Тема: Устройство общества тормозит развитие государства

Процветание страны невозможно, ведь стремления людей из высших сословий остаются низменными и эгоистичными. Взяточничество, воровство, казнокрадство, нежелание работать, лень, скупость характеризуют все слои общества.

Проблема: Необходимы перемены, но они возможны только тогда, когда люди придут к осознанию проблем.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Автор решил не использовать противопоставление положительных и отрицательных героев, сделав главным героем подлеца Чичикова, который находится в обществе таких же безнравственных людей.

Они утратили нравственные ориентиры и духовные ценности, заменив их только одним желанием - получить выгоду. Они жили праздно, бесцельно и инфантильно, не принося никакой пользы обществу, хотя могли бы заниматься какой-либо созидательной деятельностью.

Критика Гоголя оказалась настолько точной и едкой, что произведение вызвало большой резонанс и внимание к недостаткам общества.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

п.4. Литературные приёмы

1. Образы-символы

Падение Чичикова в грязь показывает, что его грязные дела разоблачат.

Россию символизирует тройка, которая мчится вдаль, а другие народы уступают ей место.

2. Картины природы

3. Вещи, характеризующие персонажей: образ каждого помещика детализируется еще и за счет предметов быта, которые его окружают.

4. Портрет

5. Художественный зык Гоголя, наполненный огромным количеством метафор, эпитетов, сравнений, народных оборотов речи, диалектными и устаревшими словами.

п.5. Конфликт произведения

Основным конфликтом стало противоречие между тем, какие силы заложены в народе, и тем, какое жалкое существование он вел. Могучий, мощный, смекалистый трудолюбивый народ оказался закабаленным и униженным.

Потенциал народа был загублен дворянством. Да и все устройство общества способствовало лишь моральной деградации народа.

Собакевич, описывая умерших крестьян, не случайно нахваливает их. В этих словах косвенно слышится и восхищение автора.

Необходимо было снять с людей оковы крепостной власти, заменив узурпаторский строй более человечным. Автор видел огромный потенциал для процветания государства, ему было горько видеть страдания простых людей, умирание живых душ из-за деградирующего сословия помещиков.

Гоголь написал поэму потому, что “нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости”.

История написания

Жанр и композиция

Жанр фантастического реализма, который задается писателем, не сильно проявляется в этой повести. В ней отсутствуют призраки, живые носы или другие очеловечившиеся вещи, однако находится некая магическая сила ростовщика, деньги которого приносят остальным лишь беды.

Портрет, написанный перед смертью скупердяя,

Портрет, написанный перед смертью скупердяя, продолжил ужасную миссию изображенного на нем человека. Однако всем наводящим страх явлениям, которые происходили с Чартковым после покупки картины, писатель дал логичное объяснение: это был сон. Потому роль фантастики в повести не очень большая.

Произведение во второй части получило элементы детектива. Гоголь поясняет, откуда взялись деньги, находка которых вначале показалась магической. Помимо этого, черты детективной истории имеет и непосредственно судьба полотна: оно волшебным образом пропадает во время проведения аукциона.

Описание характеров капризных заказчиков Чарткова, его наивное влечение к безвкусной роскоши — все это приемы комизма, которые воплощены в книге. Потому жанр произведения соотносится с сатирой.

Повесть имеет два раздела, при этом в каждом из них есть свои особенности композиции. Первая часть написана в классическом стиле:

  • экспозиция (быт обычного нищего живописца);
  • завязка (приобретение картины);
  • кульминация (помутнение рассудка главного героя);
  • финал (смерть художника).

Смысл названия

Картина — это краеугольный камень всего произведения

Краткое содержание

В одну ночь ему снится, что старик оживает и просовывает мешок с золотом. С утра в рамке портрета Чартков находит золотые червонцы. Он переезжает в лучшую квартиру, покупает все требуемые для рисования предметы, он надеется посвятить себя творчеству, развив собственный талант. Но все выходит совершенно иначе.

Главный герой становится популярным живописцем

Главный герой становится популярным живописцем, а его главной деятельностью теперь является написание портретов на заказ. В один из дней он видит работу своего друга, пробудившую в Чарткове прошлый интерес к настоящему искусству, но рука его не слушается, кисть делает только заученные мазки. Он приходит в ярость, приобретает лучшие картины и просто уничтожает их. Через время герой умирает. Таков смысл повести — материальное благополучие губит в людях творческую натуру.

На аукционе, когда происходит распродажа его имущества, один молодой человек заявляет права на картину. Он рассказал историю написания, что сам он является сыном автора этого портрета, но неожиданно полотно мистическим образом пропадает.

Описание персонажей

Можно сказать, что у обеих частей отдельный главный персонаж. В первом разделе — это Чартков, во втором — описание ростовщика. Но Гоголь показывает характеристику и других образов:

Чартков беззаботный и талантливый молодой человек

  1. Чартков. Беззаботный и талантливый молодой человек, ему 22 года, он проходит путь от одаренного, но нищего художника, который служит искусству, до знаменитого, но бездарного портретиста, заботящегося только о деньгах. Купленная картина пробудила в нем худшие качества характера: слабость духа, жадность и тщеславие. Это маленький человек, у него недостаточно сил для развития таланта. Он стал жертвой холодного и серого Петербурга.
  2. Образ портрета. Картина имела гипнотическое воздействие, наводила страх на людей. Особенно автор описывает глаза старика, следящие за жертвой под любым ракурсом. В них и состоит мистическая сила, которая освобождает темные силы души.
  3. Старик. Ненавидимый многими ростовщик, который умер до начала повествования. Это властный, лукавый и умный персонаж. Деньги, которые он давал, приносили только горе. Олицетворяет собой все пороки и злость людей.
  4. Санкт-Петербург. Город жадных и нечестных людей, в котором все живут за счет обмана. Здесь всем требуются лишь деньги, потому каждый горожанин может продать себя за признание общества и финансовое благополучие.
  5. Автор портрета. Талантливый художник, порядочный семьянин, набожный человек, свою жизнь посвятил искусству. Дал согласие написать портрет лишь для того, чтобы затем нарисовать библейского героя. Когда он понял мистическое действие портрета, тут же бросил работу, невзирая на деньги. После долго проживал в монастыре, где искупал молитвами грех. Лишь так у него получилось вернуть чистоту кисти.

Основная тематика

Это довольно маленькое произведение по объему затрагивает большое количество тем, которые касаются разных сфер жизни человека. Особенно они близки людям, которые имеют отношение к искусству:

Художник Чартков

  1. Богатство — главная тема. В этом случае оно описывается, как способ стать счастливым. Вроде бы, вот немного червонцев, и все будет хорошо: кредиторы оставят в покое, можно купить все требуемое для написания картин. Но все вышло по-другому. Помимо удовлетворения потребностей, деньги имеют обратную сторону медали: порождение малодушия, зависти и жадности.
  2. Добро и зло. Эта тематика раскрывается через богатство и искусство. Действительно, требуется некоторая сумма, чтобы художник смог заниматься любимым делом и развивать дар. Но на примере главного героя читатель видит, что изначальные благие намерения совершенствоваться могут привести к гибели, в первую очередь, человеческой души. Писатель показал, что люди могут все преодолеть, лишь бы они были сильными. Чартков же был слаб духом, поэтому и сгинул.
  3. Искусство. Писатель демонстрирует двух художников. Один пытается изучить шедевры других мастеров, но не против получить популярность и более простым способом. Второй работает над собой, над собственными страстями и пожеланиями. Для него творчество — часть религии и философии. Он почувствовал ответственность перед искусством и убежден, что люди должны доказать свое право заниматься этим.

Раскрытие проблем

Проблематика в произведении также значима для понимания книги. Она показывает читателю общество России XIX столетия глазами писателя:

В этом произведении Гоголь по способу и стилю соотнесения реального и фантастического максимально приблизился к Гофману.

Читайте также: