План урока по каменскому

Обновлено: 17.05.2024

Ян Амос Коменский – это знаменитый педагог, философ и писатель из Чехии, который оставил после себя работы по педагогике, которые по сей день являются основополагающими для научной теории и практики. Основной мыслью работ автора является постоянное совершенствование общества через совершенствование отдельных его членов. Причем совершенствование в первую очередь должно касаться духовности и характера человека.

Часть работ Я.А Коменского носит богословский характер, часть же посвящена сугубо вопросам педагогики. Педагогические идеи исследователя стали основой для создания и развития системы воспитания.

В большинстве работ по педагогике автор обобщил передовые идеи ведущих педагогов своего времени, ввел и обосновал ряд педагогических положений, активно связывал учебную деятельность с домашней и общественной работой человека. Все свои идеи Коменский активно подкреплял примерами из собственного опыта взаимодействия с подрастающим поколением.

Требования к организации учебного процесса

Основные требования Коменского к организации учебного процесса следующие:

  • начало изучения предметов и явлений должно начинаться с практического и детального исследования этих предметов и явлений, а не с их словесной характеристики и описания;
  • там, где явление или предмет нельзя изучить напрямую, можно использовать макеты или изображения;
  • педагогический процесс должен быть четким и целенаправленным.

Фактически, Коменский внедрил в учебный процесс принцип наглядности, который активно используется педагогами по сей день. А его идея двигаться от простого к сложному и от частного к общему стала альтернативой главенствующим в то время схоластическому подходу к обучению. Все это создало условия для развития у детей интереса к обучению.

Важное значение исследователь придавал дисциплине как со стороны учеников, так и со стороны преподавателей, важности учебного труда и развития навыков самообслуживания, учете уровня развития ребенка и имеющихся у него знаний. Если методы, которые использует преподаватель, соответствуют уровню учащихся, у последних будет развиваться интерес к познанию мира.

Начиная с работ Коменского стало меняться отношение к среднему учебному заведению. Если раньше здесь давали необходимый минимум знаний, то теперь школа стала местом формирования личности.

Формы организации обучения, предложенные Коменским, до сих пор дают мощные импульсы для развития европейского общества, являются актуальными и востребованными.

Обоснование классно-урочной системы

Я.А. Коменский был одним из первых, кто стал рассматривать урок как форму организации обучения в школе. Он обосновал и применил классно-урочную систему обучения, доказал ее целесообразность и эффективность.

До этого основной формой работы была индивидуальная работа учителя и ученика. Такая форма организации имела свои очевидные плюсы:

  • зачисление в учебное заведение проводилось в любое время года;
  • в школу поступали дети разных возрастов;
  • индивидуальная работа значительно повышала эффективность обучения.

Коменский предложил новую форму работы, которая предполагала:

  • наличие постоянного состава учащихся со сходным уровнем развития;
  • наличие стабильного расписания занятий;
  • чередование учебных предметов;
  • одновременная работа преподавателя со всеми детьми в классе;
  • определяющая роль педагога в течение всего времени обучения.

Школьный режим, существующий в то время, а также индивидуальную работу с учеником автор подвергал резкой критике. Педагог ввел новые правила классно-урочной системы, согласно которым:

  • учеников стали принимать в школу в одно время для того, чтобы целый класс мог получить поэтапное образование;
  • детей перестали принимать в школу после начала занятий для того, чтобы не тормозить работу всей группы;
  • учащихся не выпускали из школы без достаточных на то причин до окончания курса;
  • дети делятся на классы;
  • количество учебных кабинетов должно соответствовать количеству классов;
  • на занятия выделяется 4 часа в день;
  • учащиеся должны прийти в классную комнату по сигналу учителя без промедления;
  • после каждого часа занятий предполагается перерыв;
  • в течение одного часа класс должен решить стоящую перед ним задачу.

Согласно рекомендациям Коменского, на каждом из уроков 25 % времени должно отводиться на изучение нового материала, а оставшиеся 75 % времени на выполнение упражнений. Фактически, это комбинированный тип урока, который используется в работе педагога чаще прочих.

Автор рекомендовал делить урок на 3 основные части:

  • актуализация внимания и повторение пройденного;
  • объяснение новой темы, показ картинок, макетов и проч.;
  • выполнение упражнений, использование новых навыков.

По мнению Коменского домашние задания не должны быть трудоемкими, так как самостоятельная работа у ребенка может вызывать затруднения, вызывать сложности в изучении нового материала. Роль домашнего задания свелась к быстрому повторению пройденного материала и закреплению материала.

Именно с работ Я.А. Коменского начала свое развитие дидактическая система классно-урочного обучения, что составило богатое педагогическое наследие современной теории и практики.

Познакомить с жизнью и творчеством В.Каменского; раскрыть своеобразие творчества футуристов.

Задачи занятия (дидактические)

воспитывать эстетическое отношение к художественному слову.

развивать речевые и аналитические навыки (речемыслительные умения) в процессе анализа художественного произведения

познакомить и систематизировать представления обучающихся о своеобразии художественного мира Василия Каменского

проанализировать выбранные произведения поэта

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения

эстетическое отношение к миру

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях.

Используемые технологии и педагогические приемы

Технология исследовательской деятельности

Владимир Абашев - Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе ХХ века

ЭТАПЫ УРОКА/ МЕРОПРИЯТИЯ (УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ)

Деятельность учителя / Используемые приемы

Деятельность обучающихся (познавательная / коммуникативная / регулятивная)

Формируемые способы деятельности

Мотивационно-ориентировочная часть

Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок.

Предлагает рассмотреть кроссенс и определить тему урока.

Высказывают предположения по теме урока, строя логическую цепочку.

Развитие учебно-познавателного интереса к учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Операционно-познавательная (содержательная) часть

Предлагает прослушать отрывки стихотворений.

Организует исследовательскую работу.

Установление причинно-следственных связей

Рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

Предлагает познакомиться с биографией поэта

Один из обучающихся представляет доклад/презентацию по биографии В.Каменского.

Остальные студенты задают каждому выступающему не более 3 вопросов.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Знакомит со стихотворениями поэта (Приложение 2)

Проводит совместно с обучающимися анализ одного из произведений по плану (Приложение3)

Включаются в работу.

Основы смыслового чтения текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов.

Предлагает самостоятельно (устно ) проанализировать другие стихотворения автора (мини группы)

Совместно анализируют произведение

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Рефлексивно-оценочная (диагностическая) часть

Предлагает заполнить анкету и прокомментировать свои ответы (Приложение 4)

Заполняют анкету, комментируют ответы (индивидуально)

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Домашнее задание

Выразительное чтение понравившихся стихотворений

Ход занятия

I . Мотивационно-ориентировочная часть

Добрый день!

- Я рада Вас видеть. Сегодня мы с вами поговорим на очень интересную тему. А вот какую вы попытаетесь определить самостоятельно.

Прочитайте его пожалуйста и определите на какую тему мы будем с вами говорить.

(Предположения обучающихся. 20 век – Серебряный век – Черный квадрат Малевича – Авиатор произведение футуристического направления – Игорь Северянин, Велимир Хлебников – Пароход современности – Владимир Маяковский – Пощечина общественному вкусу)

- Речь, конечно, пойдет о футуристах.

II . Операционно-познавательная (содержательная) часть

Заслушайте стихотворение Алексея Крученых:

Дыр, бул, щыл,
убещур
скум
вы со бу,
р л эз.

- Что за чепуха, говорят после этого стихотворения дети. Попытаемся провести исследование, что за особый язык использовали футуристы.

Футуристы называли этот язык – ЗАУМНЫМ ЯЗЫКОМ.

Чтобы ответить на этот вопрос мы с вами определим функции заумного языка.

Для этого выполним следующее задание, с помощью символов, рисунков запишите стихотворение Велимира Хлебникова:

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй — пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.

- Давайте рассмотрим что получилось (некоторые участники представляют свои работы).

- Кажется вы слышали одно и то же, но работы у всех получились разные. Скажите, что у вас вызвали эти строки? (ассоциации)

- Теперь мы разделимся на группы и будем выполнять задание в течение 1 минуты:

Первая группа с помощью звуков изобразит скачок тюленя;

Вторая - длинную шею

А третья – кудри-кудри

(работа групп. Помощь учителя)

- Давайте заслушаем получившиеся работы…

- Я надеюсь, все услышали скачок тюленя?

- Когда ищите сочетание, чтобы звук соответствовал действию – это просто или сложно?

- Василий Каменский написал стихотворение жонглер.

Згара-амба
Згара-амба
Згара-амба
Амб.
Амб-згара-амба
Амб-згара-амба
Амб-згара-амба
Амб.
Шар-шор-шур-шир.
Чин-драх-там-дззз.
Шар-диск
Ламп-диск
Брось-диск
Иск-иск-иск-иск.
Пень. Лень. День. Тень.
Перевень. Перемень.
Пок. Лок. Док. Ток.
Перемок. Перескок.
Рча-рча
Амс.

- Что передал Василий Каменский? (ритм)

- Следующая функция заумного языка – передача действия.

-Попробуем передать действие: первая группа вы передаете действие работы строителя с помощью звука. Вторая группа – работу повара. Третья группа – работу электриков. Как это можно представить?

- Прошу команды, что получилось?

- Были трудности? В чем?

- Футуристы говорили, что за заумным языком будущее. Чуковский, изучая творчество футуристов, говорил, что они обращались к опыту шаманов. Т.е. шаманы чтобы ввести человека в нужное состояние произносили определенную последовательность звуков, выводя человека за грань разумного, возвращая его к нулю.

В 1913, или 1914, или 1915 году, в какой именно день — неизвестно, русский художник польского происхождения Казимир Малевич взял небольшой холст: 79,5 на 79,5 сантиметров, закрасил его белой краской по краям, а середину густо замалевал черным цветом. Эту несложную операцию мог бы выполнить любой ребенок — правда, детям не хватило бы терпения закрасить такую большую площадь одним цветом. Такая работа под силу любому чертежнику, — а Малевич в молодости работал чертежником, — но чертежникам не интересны столь простые геометрические формы. Подобную картину мог бы нарисовать душевнобольной — да вот не нарисовал, а если бы нарисовал, вряд ли у нее были бы малейшие шансы попасть на выставку в нужное время и в нужном месте.

Вернемся к заумному слову. Что означает приставка за- в этом слове? (выход за пределы).

Поэтому футуристы пишут заумное слово, чтобы помочь человеку выйти за пределы разумного, рационального – открыть мир по-новому, взглянуть на него другими глазами.

Одним из таких людей был Василий Каменский - наш с вами земляк.

Биография поэта

Василий Васильевич Каменский родился 5 апреля 1884 года (17 апреля по старому стилю), в селе Боровское Пермской губернии. Рано оставшись сиротой, Василия взяла на воспитание тетя по маме, Александра Гавриловна Трущева. Муж Александры Гавриловны работал у известных пермских пароходчиков Любимовых. В 1900 году, из-за смерти главы семьи, Григория Семеновича Трущева, Василий Каменский был вынужден пойти работать конторщиком.

К 16 годам Василий успел закончить 2 класса церковно приходской школы, а в 1900 году проходил обучение в пермском училище. Во время учебы увлекся русской литературой, любил читать Пушкина, Некрасова, Лермонтова и Гоголя. После стал увлекаться чтением приключенческого жанра: Фенимором Купером, Майн Ридом и Жюлем Верном. Также, в годы ранней юности любил гулять по Каме, рыбачить и проводить время в компании сверстников.

t1598961606ab.jpg

Фотография Василия Каменского 1901-1902 год.

Из Перми в Петербург

В 1902 году, Василий Каменский, вместе с одной из театральных групп уезжает в гастроли по империи. В это время он совершает путешествие по России и знакомится со Всеволодом Мейрхольдом, выступавшим в то время на юге России. В 1903 году, благодаря одному из своих знакомых, Василий Каменский совершает путешествие в Турцию, которое произвело на него неизгладимое впечатление. По возвращению из Турции, он пытается начать актерскую карьеру, однако по совету своего друга Мейрхольда, бросает эти попытки. В 1904 году возвращается в Пермь.

Из Перми, Каменский уезжает на работу в город Нижний Тагил. Здесь он снова работает на железной дороге. Однако революция 1905 года сильно поменяла его жизнь. Василий организует забастовку в одном из цехов, за это его посадили в нижнетагильскую тюрьму. Из Нижнего Тагила Василия Каменского переправляют в одиночную камеру нижнетурьинской тюрьма. Из-за ужасных условий содержания он объявил голодовку, которая сильно подорвала здоровье. В 1906 году, больного Каменского выпустили из тюрьмы, и он дал соглашение на подписку о невыезде.

Каменский не соблюдает подписку и тайно уезжает сначала в Пермь, а затем в Севастополь. Из Севастополя он совершает путешествие по тогдашней Персии и уже знакомой ему Турции. В конце 1906 года Василий Каменский вернулся в Россию, после чего едет прямо в Санкт-Петербург. Здесь он сдает экзамен на курс гимназии и поступает на Высшие сельскохозяйственные курсы. Начинается столичный этап жизни поэта. В это время он увлекает живописью, которая стала одной из его отдушин.

Каменский – небо перед литературой

t1598961606ac.jpg

Василий Каменский в самолете “Блерио 11”. Термин “Самолет” придумал именно Каменский.

29 апреля 1912 года недолгая карьера одного из первых русских авиаторов завершилась. Василий Каменский совершал показательное выступление в польском городе Ченстохов. Из-за стоявшей непогоды он сомневался в целесообразности полета, однако публика, купившая билеты на представление, требовала взлета. Тогда Каменский решился лететь. Из-за сильного порыва при взлете самолет не смог набрать высоту и рухнул вниз.

Василий Каменский получает сильные травмы и врачи сильно опасались за его жизнь. Но он выжил, и уезжает сначала в Пермь, а затем в Москву. Начинается становление Каменского как поэта. Во время лечения от травм, в 1912 году, Каменский поселяется в деревне Каменка, в 50 верстах от Перми. Здесь он отдыхает от городской суеты и старается создать свой новый неповторимый литературный стиль.

портрет Каменского кисти его близкого друга – Давида Бурлюка.

После революции – поэт, агитатор, сценарист и писатель

Дом поэта Василия Каменского в Троице. Фото 1940 года. Поднятый флаг означает, что поэт находится дома.

t1598961606ad.jpg

Оборот книги “Пушкин и Дантес” Василия Каменского, изданной в Берлине в 1928 году.

Василий Каменский в своем кабинете. Фото конца 30-х годов XX века.

Единственная мемориальная доска, посвященная Василию Каменскому. Находится на здании дома-музея в Троице.

В честь 60-летнего юбилея Василий Каменский награжден своим вторым орденом – Трудовым Красным Знаменем. В это время он находился на лечении в Батуми. В 1951 году поэт переезжает из Троицы в Москву. Последние 10 лет жизни прошли в столице. Василий Каменский скончался 11 ноября 1961 года, на 77 году жизни. Урна с прахом поэта и авиатора стоит в колумбарии Новодевичьего кладбища.

Память о Василии Каменском

Интерьер кабинета Василия Каменского. Экспозиция дома-музея поэта.

Каменский как писатель или драматург, также мало знаком широкому кругу читателей. Однако безусловным является то, что его книги заслуживают больших тиражов и переизданий. Каменский – крупнейший пермский поэт и писатель, глыба, так до конца не изученная со всех сторон. И то, что мы узнаем о нем в современных статьях и заметках – лишь маленькая верхушка айсберга.

Портрет Василия Каменскому на одном из домов улицы, названной в честь поэта.

В поселке Троица находится дом-музей Василия Каменского . В нем можно познакомиться с биографией художника, узнать малоизвестные факты и увидеть этапы жизненного пути. В микрорайоне Парковой находится улица в честь поэта-футуриста, а на одном из зданий этой улицы нарисован гигантский стрит-арт. На нем представлен портрет художника, а также обложка одной из его книг. Надеемся, что сбудется то время, когда в Перми откроют памятник своему талантливому поэту, который посвятил Прикамью немало стихов.

Предлагаю вместе попробовать проанализировать произведения Василия Каменского (Приложение 2, Приложение 3)

Выдержки из книги В.В.Абашева "Пермь как текст"

Подавляющая же часть литературного творчества Каменского пребывает в забвении, вне зоны исследовательского и читательского внимания. Причины такого пренебрежения очевидны. Поэзия и проза Каменского 1920 - 30-х годов проникнута духом самого откровенного и безудержного идеологического сервилизма и при этом совершенно беспомощна эстетически. Это преимущественно откровенно конъюнктурная литературная поденщина. С разной степенью откровенности об этом высказывались все, даже апологетически настроенные, авторы.

В общепринятом представлении об истории русской литературы первой трети XX века Василий Каменский выступает прежде всего в качестве поэта, автора многочисленных стихов и поэм, активного участника футуристического движения. Нам же представляется, что как раз стихи в меньшей степени выражают своеобразие его творческой личности. Именно поэтому мы внимательно рассмотрим вопрос о природе его поэтического творчества 1910-х годов.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Онлайн-книги

Цель: формирование знаний о генофонде популяций и мутационных процессах в них.

обучающая: - сформулировать у учащихся представление о генофонде популяций; - формирование знаний о мутационных процессах; развивающая: - развитие внимания, мышления и памяти; - умение анализировать, синтезировать, сравнивать нарушения генетического равновесия; - установление причинно – следственных связей между генофондом и мутационными процессами;

воспитывающая: - формирование естественно – научного мировоззрения; - формирование интереса к предмету; - прививать навыки рационального использования генетического равновесия;

Оборудование: таблицы, иллюстрирующие популяционную структуру вида и генетические процессы в популяциях;

Ключевые понятия: Генофонд популяции, генетическое равновесие, дрейф генов;

Тип урока: урок - лекция;

I . Орг. момент

III . Изучение нового материала

IV . Закрепление

V . Проверка Д/з

VI . Д/з

VI . Итог

I .Орг. момент.

III .Изучение нового материала

Работа с учебником

Работа с учебником

IV . Закрепление

V . Проверка Д/з

На прошлом уроке мы рассмотрели с вами вид и его критерии, убедились в том, что вид состоит из популяций. Сегодня мы более подробно рассмотрим популяции на генетическом уровне.

Как вы уже знаете: популяции – это естественная совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, занимающих определённую часть ареала.

Во времена Дарвина науки генетики не существовало. Она начала развиваться в начале XX в. Стало известно, что носителями наследственной изменчивости являются гены. Наука, изучающая генетические основы популяции называется популяционная генетика.

Популяционная генетика – это наука, изучающая генетические основы популяции.

Каждая особь обладает своим генотипом, т.е.

Генотип – это совокупность всех генов одного организма.

Гены передаются от поколения к поколению не изменяясь. Каждая популяция характеризуется также определённым генофондом.

Генофонд – это совокупное количество генетического материала, который слагается из генотипов отдельных особей.

Необходимыми предпосылками эволюционного процесса являются возникновения элементарных изменений аппарата наследственности – мутаций, их распространение и закрепление в генофондах популяций организмов. Направленные изменения генофонда в популяции пол воздействием различных факторов представляют собой эволюционные изменения.

Т.о. генофонд не является постоянным, т.к. в природе постоянно идут мутационные процессы под действием условий среды.

Мутационный процесс – это постоянный источник наследственной изменчивости.

В популяции, состоящей из нескольких миллионов особей, в каждом поколении может возникать по нескольку мутаций буквально каждого имеющегося в этой популяции гена. Благодаря комбинативной изменчивости мутации распространяются в популяции.

Передача генетического материала от родителей потомству должна происходить очень точно, иначе виды сохраниться не могут. Однако, иногда, происходят количественные и качественные ДНК и дочерние клетки получают искажённый, по сравнению с родительскими, набор генов. Такие ошибки в наследственном материале передаются следующему поколению и называются мутациями.

Мутации (от. лат mutation - перемена) – это стойкие наследуемые изменения генетического материала.

Организм, получивший в результате мутации новое свойство, называют мутантом.

Мутационная теория была разработана в 1901 г. голландским учёным цитологом Гуго де Фризом.

Мутации имеют ряд свойств:

1) Мутации возникают внезапно, и мутировать может любая часть генотипа.

2) Мутации чаще бывают рецессивными и реже доминантными.

3) Мутации передаются из поколения в поколение.

4) Мутации происходят достаточно редко.

5) Мутации могут быть вредными, нейтральными и полезными для организма.

1.Генные или точечные: связаны с заменой, попаданием или добавлением нуклеотидов в молекуле ДНК блокируют синтез фермента гибель организма.

2.Хромосомные: возникают при утрате, удвоении, перевёртывании на 180° или перемещении отдельных участков хромосом.

3.Гетероплоидия: мутации, связанные с избытком или недостатком хромосом в одной гомологичной паре

у человека появление лишней хромосомы в 21 паре вызывает синдром Дауна (слабоумие).

4.Цитоплазматические: связаны с изменением органоидов цитоплазмы, содержащих ДНК появление пёстролистности у растений связано с изменением ДНК хлоропластов.

5.Полиплоидия: кратное увеличение числа хромосом

большие размеры клеток, листьев, плодов, цветков, семян.

6.Соматические: распространяются на ту часть тела, которая развивалась из изменённой клетки в селекции получен сорт яблони Антоновки шестисотграммовой.

Природные популяции насыщены самыми разнообразными мутациями. На это обратил внимание русский учёный Сергей Сергеевич Четвериков (1880-1959)

Откройте стр.201-202 и ответьте на 2 вопрос в конце параграфа.

-Что Четвериков говорил о мутациях, возникших в гомозиготном состоянии? Приведите пример.

(мутации в гомозиготном состоянии снижают жизнеспособность особей. Однако мутации, вредные в одних условиях, могут повысить жизнеспособность в других условиях. Н-р: мутация, вызывающая недоразвитие или полное отсутствие крыльев у насекомых, проживающих в разных климатических условиях).

Именно в этом кроется способность популяции адаптироваться, т.е. приспосабливаться к новым факторам – изменениям климата, появлению нового хищника или конкурента и даже к загрязнению среды человеком.

Адаптация – это приспособление организма к меняющимся условиям среды.

Примером подобной адаптации служит эволюция видов насекомых, устойчивых к инсектицидам (колорадский жук).

Т.о. мутационный процесс создаёт материал для эволюционных преобразований, формируя резерв наследственной изменчивости в генофонде каждой популяции и виде в целом. Он создаёт основу для действия естественного отбора и микроэволюции.

Обладая специфическим генофондом, находящемся под контролем естественного отбора, популяции играют важнейшую роль в эволюционных преобразованиях вида. Все процессы, ведущие к изменениям вида, начинаются на уровне видовых популяций и являются направленными процессами преобразований популяционного генофонда.

Генофонд популяций сбалансирован, в нём устанавливается генетическое равновесие, или постоянство частот встречаемости различных аллелей.

Но иногда наблюдаются нарушения этого равновесия.

Причины нарушения генетического равновесия

Ненаправленные – могут происходить вследствие разных причин.

Найти и выписать себе в тетрадь причины.

Причины: 1) Миграции 2) Естественный и искусственный барьер 3) Природные катастрофы

Т.о. действие случайных факторов обедняет и изменяет генофонд малой популяции по сравнению с его исходным состоянием. Это явление называют дрейфом генов.

Дрейф генов – это случайное ненаправленное изменение частот аллелей в популяции.

Это явление впервые обнаружили российские генетики Н.П.Дубинин и Д.Д.Ромашов, а также зарубежные учёные С.Райт и Р.Фишер.

С.Райт экспериментально доказал, что в маленьких популяциях частота мутантного аллеля меняется быстро и случайным образом. Его опыт был прост: в пробирки с кормом он посадил по две самки и два самца мух дрозофил, гетерозиготных по гену А (генотип их Аа). В этих искусственно созданных популяциях концентрация нормального (А) и мутантного (а) аллелей составила 50%. Через несколько поколений оказалось, что в некоторых популяциях все особи стали гомозиготными по мутантному аллелю (а), в других популяциях он был вовсе утрачен, и, наконец, часть популяций содержала как нормальный, так и мутантный аллель. Важно подчеркнуть, что, несмотря на снижение жизнеспособности мутантных особей и, следовательно, вопреки естественному отбору, в некоторых популяциях мутантный аллель полностью вытеснил нормальный. Это и есть результат случайного процесса – дрейфа генов.

Т.о. мы рассмотрели основные изменения генофонда популяций.

1)Что изучает популяционная генетика ?

(Популяционная генетика – это наука, изучающая генетические основы популяции.)

2)Что такое генотип ?

(Генотип – это совокупность всех генов одного организма.)

3)Что такое генофонд ?

( Генофонд – это совокупное количество генетического материала, который слагается из генотипов отдельных особей.)

4)Чем является мутационный процесс ?

(Мутационный процесс – это постоянный источник наследственной изменчивости.)

5)Понятия мутации, мутанта ?

( Мутации (от. лат mutation - перемена) – это стойкие наследуемые изменения генетического материала.

Организм, получивший в результате мутации новое свойство, называют мутантом.)

6)Перечислите свойства мутаций ?

(1) Мутации возникают внезапно, и мутировать может любая часть генотипа.

2) Мутации чаще бывают рецессивными и реже доминантными.

3) Мутации передаются из поколения в поколение.

4) Мутации происходят достаточно редко)

7)Какие виды мутаций существуют ?

(Мутации могут быть вредными, нейтральными и полезными для организма.)

8)Что такое адаптация ?

(Адаптация – это приспособление организма к меняющимся условиям среды.)

9)Назовите причины нарушения генетического равновесия?

(Направленные, ненаправленные)

10)Что такое дрейф генов?

(Дрейф генов – это случайное ненаправленное изменение частот аллелей в популяции.)

-Итак, мы более подробно рассмотрели популяции.

1)В состав чего входят популяции?

(популяция является частью вида)

2)Дать определение вида?

(Биологический вид – это совокупность особей, обладающих внутренним и внешним сходством, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, приспособленных к определённым условиям жизни, занимающих в природе определённый ареал.)

3)Перечислите критерии вида с их краткой характеристикой.

(Морфологический, Генетический, Физиологический, Биохимический, Экологический, Этологический, Географический, Исторический)

4)Что такое популяция ?

(популяции – это естественная совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, занимающих определённую часть ареала.)

Т.о. сегодня на уроке мы познакомились с генетическим составом популяций, а также выяснили изменения генофонда популяций.

Читайте также: