Бог как промыслитель мира кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мир, в котором мы существуем, конечен и несамостоятелен. В мире все ограничено, ничто в мире не может быть объяснено из самого себя. Законы природы ограничивают мир в его свободе. Более того, мир ограничен даже во времени и пространстве. Современная наука доказала, что мир имел начало во времени и есть определенное время, более которого мир не мог существовать. Расстояние между двумя любыми точками мира всегда конечно. Поэтому мир нуждается как в первопричине своего бытия, так и в силе, поддерживающей и сохраняющей его в бытии, иными словами, нуждается в Творце и Промыслителе. Поэтому Символ веры называет Бога Творцом и Вседержителем: все сотворено Богом, и ничто не может быть без Бога. Он все, что ни есть, содержит в Своей силе и в Своей воле.

Творение мира как факт признается в той или иной форме практически всеми религиозными и философскими учениями, за исключением материализма. Но если практически все учения сходятся в признании этого факта, то в понимании сущности происхождения мира между религиозными и философскими системами имеют место принципиальные различия.

Наиболее известные нехристианские концепции происхождения мира – дуализм и пантеизм.

Дуализм

Дуализм (от лат. Dualis – двойственный) существует в двух основных формах:

а) дуализм греческой античной философии (Платон), понимающий происхождение мира как результат воздействия Божественного начала на извечно сосуществующую наряду с ним бесформенную материю, наделенную вечным, хаотичным движением201;

б) дуализм восточных учений (зороастризм), где возникновение мира мыслится как следствие борьбы двух паритетных божественных начал, светлого и темного202.

Очевидно, что дуализм, признающий самостоятельный, отличный от единого Бога принцип существования, несовместим с христианским представлением о Боге как абсолютном существе.

Пантеизм

Пантеизм (от Pan все и Theos. – Бог ) – учение, сущность которого в отождествлении мира и Бога; пантеизм либо растворяет Бога в природе, либо, наоборот, мир в Боге. Пантеистические учения также могут иметь различные оттенки:

б) учения об имманации (философская система Спинозы), представляющая мир как совокупность разнообразных проявлений во времени и пространстве единой вечной, абсолютной Божественной субстанции;

в) учения, рассматривающие мир как саморазвитие некоторого Божественного начала, которое, развиваясь, переходит от низших форм к высшим (философская система Гегеля)203.

Пантеизм фактически утверждает изменчивость Божественного существа и потому несовместим с библейским Откровением. Кроме того, пантеизм не способен обосновать свободу тварных существ и, следовательно, решить проблему существования зла в мире. Более того, пантеизм фактически отрицает реальное бытие мира, имеющего ТВАРНУЮ сущность – не являющуюся, в той или иной мере, частью Божества.

Действительно, определения Бога о бытии твари не подлежат никакой перемене. Об этом говорит Священное Писание: Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом и препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется (Пс.92:1); Слово Господне пребывает вовек (1Пет.1:25).

Разрушение мира, которое совершится в конце времен, не будет возвращением этого мира к небытию. Священное Писание говорит, что на смену ныне существующему миру явятся новое небо и новая земля (Откр.21:1; 2Пет.3:13), т. е. творение преобразится и перейдет на новый уровень своего существования, но ни в коем случае не исчезнет.

Образ творения мира Богом

Мир возник не случайно, а в соответствии с Божественным замыслом. Из Священного Писания следует, что Бог сотворил мир

б) Волею, или хотением (см.: Пс.113:11, Пс.134:6, Откр.4:11), т. е. совершенно свободно, а не вследствие какой-либо внешней или внутренней необходимости. С древнейших времен свв. отцы и христианские писатели учили о том, что Бог создал мир не по какой-либо нужде, но исключительно по Своему изволению.

Творение и время

Как соотносятся между собой творение и время? Если сказать, что Бог творит в вечности, то нужно будет признать, что творение совечно Творцу. Это мнение о совечности Творца и твари, высказанное Оригеном, было Церковью отвергнуто. В Священном Писании говорится, что творение не совечно Богу: Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог (Пс.89:3). И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира (Ин.17:5).

Если сказать, что Бог творит во времени, то в таком случае придется признать, что: 1) Сам Бог существует во времени и, следовательно, не вечен; 2) время совечно Богу, что абсурдно; 3) имело место два творения: сначала было сотворено время, а потом во времени Бог сотворил весь мир, что также нелепо.

Время предполагает некоторую длительность, некоторый процесс, в котором можно выделить составляющие: прошлое, настоящее и будущее. Но начало, т. е. первое мгновение, когда был создан мир, – неделимо, оно находится вне длительности и, следовательно, вне времени.

БОГ — ПРОМЫСЛИТЕЛЬ МИРА

Будучи беско­нечно благ, Бог не может не проявлять попе­чения о нуждах Своих созданий. Для Бога нет ни малейшего труда проявлять это попечение о мире, поскольку Он всемогущ. Вездесущее Всевышнего, что означает присутствие Бога повсюду в мире, позволяет Господу непосредст­венно видеть состояние и потребности Его тво­рений и в силу этого проявлять деятельное по­печение об их благоустроении.

Попечение Господа о мире называют промышлением Божиим или Промыслом Божиим. Встречается и другое название: Провидение. Смысл же остается один и тот же при любом из этих названий.

Промысл Божий можно определить как не­ослабное действие всемогущества и премудрости всеблагого Бога с целью:

— сохранять бытие и силы тварей, всего тво­рения;

— направлять все творение Божие к благим целям, для которых оно создано;

— оказывать помощь и содействие всему доброму в мире;

— пресекать зло или обращать его в добрые последствия.

Безумцы отрицают Промысл Божий. Каждый же благоразумный человек обнаруживает Про­видение Господне везде и повсюду. Оно, прежде всего, обнаруживается в сохранении вселенной и всего творения. Убедительно говорит о про­мыслительной деятельности Бога в отношении всех тварей псалом 103. Промышление Всевыш­него о человеке находит свое выражение в псал­ме 90.

Действия Промысла Божия весьма много­гранны. Кроме ранее указанных, назовем и дру­гие действия промыслительной руки Господней, хотя, конечно, наш перечень лишь частично изображает деятельность Провидения.

По Своему Промыслу Господь:

В зависимости от сферы промышления Все­вышнего, Его Промысл можно определять или как Промысл общий, или как Промысл частный. Общий Промысл Господень простирается на всю вселенную, на все творение, на все существа. Частный же Промысл Бога есть попечение Бо­жие о каждом существе в отдельности.

Промысл Всевышнего не нарушает свободы духовных существ. Однажды даровав нравствен­ным существам свободу воли, Господь не же­лает отнимать у них эту свободу.

Бог не стесняет свободу духовных существ и тогда, когда Он оказывает им помощь в дости­жении добродетели, ибо выбор добра они сде­лали сами, и тем более тогда, когда разумные создания совершают злые поступки, ибо это они осуществляют без помощи Божией.

Знание того факта, что вся жизнь наша на­ходится под водительством и попечением Три­единого Бога обязывает нас славословить и благодарить Творца за Его чудный Промысл, возлагать надежду и упование на Всевышнего при всех обстоятельствах жизни и особенно тогда, когда нас постигают тяжкие скорби, бе­ды, напасти, искушения. При этом надо непо­колебимо верить, что все, что случается с нами, Господь допускает, имея в конечном итоге бла­го для нас.


Бог открывает Свою волю в Церкви через добрых и святых людей, часто духоносных наставников, начальников и родителей, даже иногда при помощи чистых сердцем детей. Апостолы Христовы, как свидетельствует Книга Деяний, для уразумения воли Божией после усиленного поста и молитвы прибегали к такому средству, как жребий или соборное обсуждение возникшей проблемы или вопроса. Такое обсуждение вопроса с целью узнавания воли Божией в семье, в приходе с по-настоящему духоносными людьми, опытными друзьями и специалистами очень ценно.

Цензор. Архимандрит Александр.

§ 1. Понятие ο Догматическом Богословии

§ 2. Понятие ο догматах.

Слово догмат — δόγμα — слово греческое. Происходя от глагола δοκείν — думать, полагать, верить, частнее — от прош. его формы δέδογμαι (в 3 л. δέδοκτας — решено, положено, определено), слово δόγμα обозначает собою мысль вполне утвердившуюся в человеческом сознании, ставшую твердым убеждением человека, вообще — бесспорную истину, и потому общеобязательную, a также определившееся, твердое, неизменное решение человеческой воли [2]. Древние писатели, греческие и римские, употребляли это слово для обозначения таких основоположений или правил, относящихся к области философии, нравоучения и к гражданскому законодательству, которые были признаваемы бесспорными и обязательными. Узаконения государственной власти выражаются словом δόγμα и в Св. Писании (напр., у Дан 2, 13; 3, 10; 6, 8 и Деян 17, 7 — царские указы и законы, у Лк 2, 1 — повеление кесаря ο всенародной переписи). Ап. Павел прилагает название догмата и к закону Божию, называя догматами предписания закона Моисеева, имевшие в свое время обязательную силу для каждого иудея [3]. В книге же Деян ап. тем же словом обозначаются уставы (τά δόγματα), сужденныя от апостол и старец, иже во Иерусалиме (16, 4; сн. 15, 22–25), имевшие значение закона для всех членов христианской церкви.

Как хорошо выражающее с формальной стороны свойства христианской истины, как истины бесспорной, непреложной и общеобязательной для христиан, слово δόγμα, в качестве условного термина, у христианских писателей вошло в употребление и для обозначения истин откровенной религии. Первоначально оно прилагалось вообще к христианскому учению, а потом стали выражать (отцы и учители церкви IV–V веков и позднейшие церковные писатели) этим словом не все без различия содержащиеся в откровении истины, но и из богооткровенных только относящиеся к определенному кругу представлений, — к вероучению. В современной богословской науке существенными признаками догматов, отличающими их от всех других христианских истин, равно и от учений нехристианских, признаются, именно, следующие: 1) теологичность догматов веры, 2) богооткровенность, 3) церковность и 4) законообязательность для всех членов церкви.

Читайте также: