Что думают родители о детском саде

Обновлено: 05.07.2024

Детский сад — это удобно, кто бы что ни говорил. Однако воспитательная система мало изменилась с советских времен, поэтому у современных родителей возникает много вопросов. Мы решили рассмотреть 5 ситуаций, которые нас раздражают больше всего.

Новые веяния

Современный мир живет по своим законам, внося коррективы во все сферы жизни человека. И если затрагивать тему детского сада, то здесь особенно ярко заметны изменения. Мы больше не воспринимаем сад только как безопасный способ передержать ребенка, пока мы на работе. Мы больше не стесняемся задавать вопросы воспитателям, и открыто выражаем свое недовольство, если что-то нам не нравится. Мы хотим больше знать о том, чем занимается в саду ребенок, у нас есть возможность доносить свои пожелания до руководства сада и влиять на разные аспекты его обустройства.

С другой стороны, современные родители тоже сильно изменились. Общество больше не выдвигает строгих норм и стандартов для жизни, а скорее, подчеркивает наше право на разнообразие различных моделей поведения. И если в одной семье царит строгий режим и контроль, другая семья считает своими ценностями свободу и расслабленность по поводу большинства жизненных вопросов. Можно только представить, насколько разные требования будут предъявлять эти семьи к детскому саду в отношении своих детей…

Конечно, большинство детских садов, идя в ногу со временем и учитывая высокие ожидания родителей, сильно изменились. Изменения в лучшую сторону произошли и в обучающих программах, и оснащении групп, и подборе воспитательского персонала. Однако недопонимание и даже конфликты между родителями и педагогами все равно возникают. Главная трудность в том, чтобы научиться искать компромисс и выражать свои мысли в дружелюбной форме. Эти навыки необходимо развивать, ведь если нам не понравился салон красоты, мы можем пойти в другой, а поменять детский сад сложнее: ребенок привыкает к месту, к воспитателям, среди одногруппников у него появляются друзья. Давайте рассмотрим ситуации, которые раздражают родителей чаще всего, и поразмышляем вместе, как можно сгладить острые углы.

В детском саду родителей часто просят приносить для занятий спортом шорты и футболку определенного цвета. Многие родители считают такое требование пережитком советской эпохи и недоумевают: откуда берутся такие жесткие стандарты? Нравится вам это, или нет — в детском саду существуют свои порядки и правила относительно детской одежды. Она должна быть по размеру ребенку, легко одеваться и сниматься, иметь простые застежки. Все это облегчает воспитателю задачу быстро переодеть или собрать ребенка на прогулку. Однако удобная одежда не снимает с родителей задачу учить детей запоминать, что именно и в какой последовательности нужно одевать перед выходом на улицу, а так же день за днем тренировать ребенка одеваться и раздеваться самостоятельно. Чем раньше ваш малыш научится это делать сам, тем легче будет воспитателю.


Вечный спор: детский сад — это вынужденная мера, необходимая для работающих родителей, или благо для ребёнка, который в саду общается, играет, гуляет и делает поделки? Наш новый блогер, воспитатель и победитель Международного конкурса им. Л. Выготского Надежда Королева, уверена, что для ребёнка 12 часов в саду в разлуке с родителями — это очень непросто.

Мальчику 3 года, в детский сад он ходит несколько месяцев. Тоска у детей раннего возраста по самому близкому человеку особенно острая. Как думаете, какой самый долгожданный и любимый звук у моих малышей? Звук домофона. На него сломя голову бегут из самых дальних углов игровой комнаты. Одна девочка бежала так быстро, что вместо объятий мамы попала в объятия дверного косяка. К счастью, ударилась не сильно.

Пишу сейчас эти строки и невольно вспоминаю свой родительский опыт. Детсадовский период моих детей совпал с работой в школе. Помню, как дорожила каждой минутой, проведенной без детей. Судорожно поглядывая на часы, считала, сколько успею проверить тетрадей в их отсутствие, сколько написать конспектов к уроку. Однажды так ушла с головой в те самые тетради, что вынырнуть из них заставил звонок воспитателя где-то около 18:00 (в этом время детский сад закрывался).

Откуда же в нас, взрослых, эта вера в исключительно благотворное влияние коллективного воспитания?

Пытаюсь понять. И прихожу к выводу, что она, эта вера, из недавнего социалистического прошлого с его приматом общественного над личным. Даже в трудах известных ученых-психологов, например такого, как Д. Б. Эльконин, нет-нет да наткнешься на сентенции о неоспоримых преимуществах детсадовского воспитания над домашним.

Так что же, спросит читатель, вы призываете перевести дошкольников на домашнее воспитание? Даже если бы очень хотела, понимаю, что такая роскошь доступна немногим. Хотя есть у меня знакомые дети, не посещающие садик: и в интеллектуальном, и в психическом да и в социальном развитии они намного опережают своих детсадовских сверстников. Но современные работающие родители, может быть, и хотели бы, да не могут обойтись без услуг дошкольного учреждения.

Речь не об отказе от детсада, а о разумном сочетании домашнего и дошкольного воспитания

Кстати, этому принципу стремятся следовать сегодня большинство европейских и не только европейских стран. 3 года назад я побывала в австралийском детском саду в Мельбурне. Туда ходил мой пятилетний внук. Это был обычный государственный детский сад, существующий аж с 1948 года. Трехлетние дети ходят в него 2 раза в неделю, четырехлетние и пятилетние — 3 раза. Все — с 9:00 до 14:00 часов без еды и сна (еду приносят с собой). В остальное время дети (зачастую с бабушками, которые, кстати, становятся пенсионерами в 67 лет) ходят в спортивные и не только секции. И уже с пяти лет для австралийских детей начинается школа.

Разумеется, есть в стране и детские сады полного дня, есть и круглосуточные. Но чтобы определить в них детей, нужны очень веские причины или очень толстый кошелек. Дошкольное образование, в отличие от школьного, необязательное, а потому оно не бесплатное и достаточно дорогое. И все-таки, смею думать, такая политика в области дошкольного образования продиктована не столько экономией бюджетных средств, сколько приоритетом семейных ценностей.

Разобрали аргументы противников и сторонников детских садов, узнали мнение учёных и рассмотрели другие формы воспитания малышей.

Всё больше родителей отдают предпочтение альтернативным видам дошкольного образования. Лайфхакер исследовал историю детских садов и обнаружил, что в муках выбора между формами воспитания упускается из виду не менее важная проблема.

Когда и зачем появились первые детские сады

Свой первый детский сад Фрёбель открыл History of kindergarten в 1837 году. Первое схожее по функциям заведение в России стало принимать малышей в 1859 году. А сад для детей по системе Фрёбеля в России был организован в 1862 году благодаря Софье Люгебиль, жене известного литератора Карла Люгебиля.

Дошкольные учреждения неслучайно появились в середине XIX века. Малышу они должны были обеспечить гармоничное развитие, а маме — более полное участие в жизни общества. Однако на практике частичное освобождение женщин от материнских обязанностей использовалось для эксплуатации женского труда.

Сама работа детских садов была подчинена не развитию и социализации детей, а воспитанию нужных для государства качеств. Строгая дисциплина, разделение детей по возрасту, изучение конкретных навыков, порой телесные наказания — главные принципы функционирования первых таких учреждений. В некоторых странах они не изменились до сих пор, поэтому лагерь противников этого института растёт.

Какие минусы и плюсы детских садов отмечают их противники и сторонники

Минусы детских садов

1. Приучают к режиму и дисциплине, которые детям не нужны

Дисциплина противниками детского сада понимается как принуждение соблюдать устаревшие правила, которые были полезны во времена работы детей на фабриках.

2. Не помогают в социализации и не учат работе в команде

Сторонники отказа от детских садов считают, что игра — это добровольное желание малыша. А в саду игры и занятия принудительны, к тому же часто сопряжены с драками, ссорами и конфликтами.

3. Не развивают детей

Приверженцы альтернативного воспитания считают, что в группе из 20–30 человек невозможно уделить должное внимание каждому.

4. Вызывают стресс у ребёнка

Малыш попадает в новую среду, как правило, в раннем возрасте, что плохо сказывается на его психологическом развитии.

Плюсы детских садов

1. Позволяют родителям больше заработать

Зачастую родители просто не могут себе позволить альтернативу садику по финансовой причине. Семья обеспечивает ребёнка всем необходимым, только когда работают и мама, и папа.

2. Помогают установить границы

Когда родители проводят с малышами всё время, то взросление проходит болезненно. Отложенная сепарация Людмила Петрановская про отложенную сепарацию и чрезмерная забота Что такое гиперпротекция о детях — следствие отсутствия границ между жизнью ребёнка и родителей.

3. Развивают самостоятельность

Федеральный институт развития образования рекомендует Рекомендации Федерального института развития образования привлекать к самостоятельному труду детей в возрасте от трёх лет. Детский сад этому помогает.

4. Дают мамам и папам возможность самореализации

И речь здесь не только о профессии, но и о времени на досуг и отдых. Возможность провести время без малыша снижает риск родительского выгорания.

Что говорят учёные о пользе или вреде детских садов

Мнения расходятся. Результаты исследования Preschools reduce early academic‑achievement gaps: a longitudinal twin approach , проведенного в 2012 году доктором психологии Элиоттом Такер‑Дроб из Университета Техаса, говорят о положительном влиянии садов на умственное развитие малышей. Психолог исследовал 600 пар близнецов. Ученый тестировал детей в два года и в пять лет, изучал социально‑экономический статус их семей и выяснял, как отразилось на умственном развитии малышей посещение детского сада.

Отчёт гласит, что плохая домашняя обстановка влияет на умственные способности детей, не посещавших сады, гораздо больше, чем на малышей, которые ходили в эти учреждения. Другими словами, неблагоприятная обстановка дома становится для ребёнка гораздо меньшей проблемой, если он ходит в сад. Если семья очень бедна, то даже посещение плохого садика лучше, чем постоянное пребывание дома.

Другие ученые заявляют Long‑term benefits of full‑day kindergarten: a longitudinal population‑based study о том, что уже к третьему классу школы все преимущества в академических знаниях у детей, которые ходили в детский сад, исчезают. Благоприятного социального эффекта тоже не установлено.

Среди экспертов нет единого мнения даже относительного того, сколько стоит оставаться в детском саду, если ребёнок туда уже пошёл. Одни исследования говорят Delaying kindergarten until age 7 offers key benefits to kids — study , что, если малыш останется в учреждении до семи лет, это хорошо скажется на его школьной успеваемости. Другие, наоборот, ратуют Delay Kindergarten at Your Child’s Peril за раннее окончание садика.

Какие существуют альтернативы обычному детскому саду

Система образования развивается, и сегодня набирают популярность альтернативные методы воспитания дошкольников. Вот некоторые из них.

Домашнее воспитание

Ребёнок с первых дней жизни растёт в комфортных для себя условиях, с соблюдением благоприятного режима, без стрессов и перегрузок. Поэтому многие родители не решаются менять сложившуюся систему и оставляют малышей дома вплоть до школы. Качественных исследований, которые говорили бы о пользе или вреде домашнего воспитания, пока нет.

Детские клубы

Формат воспитания, который завоевал популярность во всём мире, включая нашу страну. В таком клубе оставляют детей на несколько часов под присмотром профессиональных педагогов. Пока малыш играет и познаёт мир, родители получат долгожданную передышку. Детские клубы особенно популярны в регионах, где они стали альтернативой более дорогим услугам нянь.

Семейные детские сады

Альтернатива государственным учреждениям, которая появилась в странах Скандинавии. В частности, семейный сады популярны в Финляндии. Там муниципалитеты разрешают мамам воспитывать чужих детей у себя дома, при этом их количество ограничено четырьмя. При таком варианте создаётся домашняя обстановка, ребята легче адаптируются и впоследствии называют воспитательницу своей тётей или даже второй мамой. Родители платят за посещение сада муниципалитетам, а власти закупают игрушки, оборудуют детские площадки и платят зарплату воспитателям. В России программа по созданию таких садов была запущена 20 частных детских садов Москвы в 2007 году в Москве.

Бабушки и дедушки

Точной статистики, скольких детей в России и других странах воспитывают бабушки и дедушки, нет. Для кого‑то такой формат воспитания абсолютно нормален и принят по умолчанию. А кто‑то, наоборот, и близко не подпускает родственников к своим детям. Ученые настаивают A systematic review of grandparents’ influence on grandchildren’s cancer risk factors , что бабушки и дедушки вредят здоровью подрастающего поколения: балуют сладким, разрешают бездельничать и даже увеличивают риск развития рака, когда курят при детях. Зато на самих людей преклонного возраста забота о внуках оказывает полезное влияние — продлевает жизнь Caring For Grandchildren Comes With Huge Health Benefits, Yet Another Study Finds в среднем на пять лет!

Как меняются детские сады

Изменения происходят и в самих детских садах. Например, в США теперь большое внимание уделяют академическому образованию, раннему знакомству There are many benefits to starting science education early — very early детей с наукой. Есть даже общественные организации Kindergarten Science Activities and Experiments которые помогают адаптироваться в детском саду. В Финляндии на первом месте игры. Сидячих занятий там просто нет, что прописано в специальной программе дошкольного образования. Как результат — финские школьники стабильно входят в топ‑10 по итогам международных образовательных тестов PISA The Programme for International Student Assessment .

В России тоже открываются На Ямале открылся инновационный детский сад инновационные детские сады: с театром, библиотекой и спелеокамерой.

Так ли важна форма воспитания

Пока родители думают, какой выбор сделать в обстановке постоянных изменений, назрела более важная проблема.

Стандарты дошкольного образования по всему миру требуют академических знаний, так как чиновники понимают, что без них у государства нет шансов на экономический успех. Поэтому бремя творческого развития, в первую очередь игр с детьми, ложится на родителей, какой бы формат воспитания они не выбрали.

Дети всё меньше играют в песочницах и всё больше работают над тестами и заданиями. Даже когда малыши играют сами, этот процесс проходит по сценариям мультфильмов и видеоигр. Наверняка вы наблюдали, как ребёнок не знал, чем ему заняться, если у него забрали все гаджеты и выключили телевизор. Специалисты говорят Детские игры в современном социокультурном пространстве России о настоящем кризисе игровой культуры и замедлении психического развития детей.

Кажется, что при домашнем воспитании малыш и родители будут днями напролёт играть и развиваться вместе. Действительно, современные родители в среднем проводят Educational Gradients in Parents’ Child‑Care Time Across Countries, 1965‑2012: Educational Gradients in Parents’ Child‑Care Time с детьми вдвое больше времени, чем 50 лет назад. Но о качестве этого времени судить пока рано.

В 2010 году вышел медицинский доклад Middle class children suffering rickets , где говорилось о росте заболеваемости рахитом, впервые за многие десятилетия. Среди причин — недостаток солнца и витамина D из‑за большого количества времени в стенах дома, которое малыши проводят за электронными устройствами. В России, например, 17 процентов детей до трёх лет пользуются смартфонами, а ребята от четырёх до семи лет смотрят Как дети в России потребляют медиа: телевидение, YouTube‑каналы, мобильные приложения телевизор два часа ежедневно.

Между тем игры не в виртуальном, а в реальном мире — важнейшее условие развития малыша. Учёные создали целую теорию, в которой найдётся место и сравнению с животными (звери, которые играют, лучше приспособлены к жизни), и лечению при помощи игр ( придумал Психоаналитическая игровая психотерапия Фрейд), и связи игр с уровнем IQ (об этом говорил Теории детской игры сам создатель теста). Причём, как показывают многолетние наблюдения Raising Children: Surprising Insights from Other Cultures за детьми коренных народов в разных частях света, для успешного развития ребёнку не обязательно нужны целые шкафы игрушек.

Поэтому в ближайшее время мамам и папам предстоит решить куда более сложную задачу — как привить малышу воображение. А вести ребёнка в детский сад или нет, по‑прежнему остаётся личным выбором каждого.

Некоторые родители говорят, что если бы не работа, то детей своих они не водили бы в садик. Правы ли они? Нужен ли вообще ребёнку детский сад? Однако есть и неработающие мамочки, которые продолжают водить своих малышей в садик. Я считаю это правильным. Детский сад - это первый выход в социум, школа коллективного общения, где без помощи родителей дети самостоятельно решают проблемы общения, учатся самостоятельности. Давайте разберём эти факторы поподробнее.

Далее. Общение со сверстниками крайне необходимо малышу. Вот вы, когда идёте по улице, вы на кого больше обращаете внимание? Конечно на своих ровесников! Также и дети. Им, в первую очередь, интересны такие же малыши, как они. В детском саду дети учатся общаться со сверстниками, делиться игрушками, учатся от чего-то отказаться, где-то смолчать, а где-то и показать свой характер, отстоять своё мнение, свою любимую игрушку. Тяжело тем детям, которым дома разрешается всё. Здесь они учатся спрашивать, что можно делать. Узнают слово "нельзя!" Учатся выходить из конфликтных ситуаций без слёз и драк. В садике им объясняют, что фраза "давай сдачи" не всегда уместна. В саду обязательно разбирают конфликты и выясняют, кто прав, а кто виноват. Может ребёнок сам спровоцировал ссору, а потом ещё "даёт сдачи". Старайтесь беседовать с малышами и прорабатывать конфликтные ситуации дома, так вы сами поможете ребёнку научиться общаться и в дальнейшем малышу будет проще налаживать отношения с другими детьми.

Ещё хочу отметить, что интровертам(замкнутым детям) очень непросто в больших детских коллективах, я всегда стараюсь понять, какой психотип у моих детей в группе. Застенчивых, нелюдимых детей, для которых большая группа внушает страх и ужас, я бы не советовала отдавать на весь день в садик. Для таких малышей это большой стресс. По-возможности, было бы хорошо для них оставаться в саду по полдня. Ну, это мои личные наблюдения. Если экстравертам, чем больше детей, тем интереснее и веселее, то для интровертов наоборот - страшно и скучно (страшно скучно)!

Ну и ещё очень важный и неоспоримый аспект. Обучение. В детских садах обязательно действуют образовательные программы развития малышей и подготовка к школе. С детьми работают педагоги дополнительного образования, музыкальные работники, логопеды, психологи. Дети осваивают навыки чтения, логики, лепки, рисования. Ко всем праздникам педагоги и воспитатели пишут и разрабатывают сценарии проведения мероприятий (утренников), в которых активно принимают участие все дети, они учат стихи и разучивают песни.
Программа детского сада даёт и психологическую подготовку к уже следующему и обязательному этапу в жизни ребёнка - к школе. Уже давно замечено, что те дети, которые не ходили в детский сад сложнее привыкают к школе. Дети, посещающие детский сад, приобретают правильные навыки коммуникации, необходимые им для жизни в социуме. Если вы не имеете возможность водить ребёнка в садик, найдите альтернативу: всевозможные дошкольные центры развития, кружки, секции. Они тоже развивают детей и дают психологическую подготовку общения ребёнка в коллективе. И у вас будет свободное время, которое можете потратить на себя, на своё развитие и совершенство.

Читайте также: