К какому решению в конце концов приходит катерина кратко

Обновлено: 08.07.2024

Постараемся предложить пятнадцати–шестнадцатилетним подросткам вдуматься в ситуацию, рассмотреть её с точки зрения житейской: Катерина не по своей воле вышла замуж, не она выбирала себе суженого; выбирали её, да и Тихон женился не по любви. Задумаемся вместе с нашими учениками, насколько серьёзным шагом должен быть выбор спутника жизни в условиях сегодняшней нашей свободы, какой трагедией для самого человека может обернуться поспешное решение создать семью. Поразмышляем и о том, что человек, принимающий решения, берёт на себя ответственность не только за самого себя, но и за тех, кто будет рядом.

И все-таки план, мгновенно созревший в голове Варвары, реализуется. Почему же вопреки собственным представлениям о жизни, собственным установкам Катерина идёт на встречу с Борисом?

Ответ на этот вопрос мы и находим в сцене с ключом.

По форме эта работа, как подсказывает практика, должна быть максимально наглядной: можно дать текст на экране, на интерактивной доске и предложить проследить, как изменяются чувства и переживания Катерины. Если нет возможности работать с техникой, можно поработать карандашом на полях книги, а затем упорядочить записи в тетради, выписав только ключевые фразы и коротенькие комментарии к ним.

В сильном классе можно дать предварительное домашнее задание: проанализировать монолог Катерины, а затем систематизировать данные анализа; в классе с недостаточным уровнем аналитических умений лучше провести эту работу как коллективный поиск.

ЧУВСТВА И ПЕРЕЖИВАНИЯ КАТЕРИНЫ

ЯВЛЕНИЕ ДЕСЯТОЕ

Катерина (одна, держа ключ в руках). Что она это делает-то? Что она только придумывает? Ах, сумасшедшая, право сумасшедшая! Вот погибель-то! Вот она! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжет, точно уголь. (Подумав.) Вот так-то и гибнет наша сестра-то.

1. Страх, стыд перед самой собой.

В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется.

А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то! Долго ли в беду попасть! А там и плачься всю жизнь, мучайся; неволя-то еще горчее покажется. (Молчание.) А горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь! Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже.

3. Рассудительность, жалость по отношению к себе и к другим женщинам.

А теперь еще этот грех-то на меня. (Задумывается.)

4. Сомнение в правильности собственных мыслей.

Кабы не свекровь. Сокрушила она меня. от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны, (Задумчиво смотрит на ключ.)

Бросить его? Разумеется, надо бросить. И как он ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою. (Прислушивается.) Ах, кто-то идет.

6. Диктат рассудка над чувствами.

Так сердце и упало. (Прячет ключ в карман.) Нет. Никого! Что я так испугалась! И ключ спрятала. Ну, уж, знать, там ему и быть!

7. Бессознательное движение говорит о том, что человек живёт и действует согласно внутренним законам, внутренним побуждениям.

Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то, так все не беда!

8. Попытка самооправдания.

А как же я мужу-то. Да ведь он сам не захотел. Да, может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела пользоваться.

Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то.

Ах, кабы ночь поскорее.

11. Уверенность в собственной правоте.

Анализируемое явление можно считать кульминационным в развитии линии внутреннего конфликта Катерины: конфликта между разумными представлениями о жизни и велением сердца, требованием чувства.

Действительно, до монолога с ключом мы знали героиню как человека свободолюбивых устремлений (воспоминания о детстве и о жизни в родительском доме), как человека решительного (Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь! Д. 2, явл. 2), как человека волевого (Катерина. Уж я лучше буду терпеть, пока терпится. Д. 2, явл. 2).

Монолог с ключом открывает перед читателем (зрителем) и другие стороны личности героини. Прежде всего, обращаем внимание на то, что драматург передаёт действия Катерины: от полного отрицания предложенного Варварой способа жизни до безоговорочного утверждения правильности собственного выбора. В монологе Катерины представлена целая гамма переживаний: от стыда и беспокойства, от сомнений в собственной правоте, через отказ от мысли о том, что любовь – это грех, через попытки найти виновного в том, что человеческие желания и чувства приходят в несоответствие с общественными установками – к пониманию того, что главное для человека – быть честным с самим собой и уметь слушать собственное сердце.

Ремарки постоянно напоминают читателю о том, что перед нами человек мыслящий, человек, стремящийся жить в соответствии с теми установками, которые идут от разума, от сознания, от понимания человеческих законов существования.

Внутреннее освобождение Катерины связано именно с тем, что она учится прислушиваться не только к голосу разума, но и к голосу собственной души. Так на наших глазах рождается личность, рождается Человек в высоком смысле этого слова. Для такого Человека основой жизни является свобода мысли и чувства, ничего общего не имеющая ни с самодурством (неограниченная свобода выражения собственных эмоций) Дикого, ни с ханжеством Кабанихи.

Монолог с ключом завершается полной победой человеческого в человеке: гармонией разумного и эмоционального начал.

Помогите, пожалуйста, сделать анализ эпизода из "Грозы".

(5 Действие) Нужно ответить на несколько вопросов : 1) В каком состоянии находится Катерина (явл.

2)? Как это передано в тексте?

2)О чём свидетельствует частое употребление выделенных ключевых слов "смерть", "могила"?

3)На что надеется Катерина при встрече с Борисом?

Оправдались ли её надежды?

4)Как раскрывается образ Бориса в сцене прощания?

5)К какому решению в конце концов приходит Катерина?


1) Во втором явлении мы встречаем ее в метаниях и мучениях.

Она не хочет жить : «А смерть не приходит.

4) Борис же, не в силах понять, куда он толкает свою возлюбленную, начинает жаловаться, обвинять всех и вся : «Злодеи вы!

А самое главное, он признается в своем бесконечном эгоизме.

Заподозрив, что Катя задумала неладное, он думает не о ней, а том, что он измучается дорогой, думая о героине.

Поступок Бориса можно назвать предательством.

Он, в данной ситуации, преступник и грешник, а не Катерина.

Он предал самое святое и ценное чувство, ради которого люди готовы принять смерть, – любовь.

И, уходя, Борис желает Катерине гибели : «Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго!

Вот каким он видит решение проблемы!

И мы понимаем, что не помог он Катерине не потому, что был бесхребетным и безвольным человеком, а потому, что не хотел!

5) В следующую секунду идея, которая еще витала в воздухе, и исполнение ее казалось таким невозможным, превратилась в голове Катерины в осознанное и страшное решение.

Мы еще не знаем, о чем идет речь, но уже догадываемся.

Именно в этот момент Катерина решила совершить самый страшный, в христианском понимании, грех, замолить который не под силу и тысяче нищих : самоубийство.

Вопрос по литературе:

Помогите, пожалуйста, сделать анализ эпизода из "Грозы". (5 Действие)
Нужно ответить на несколько вопросов:
1) В каком состоянии находится Катерина (явл.2)? Как это передано в тексте?
2)О чём свидетельствует частое употребление выделенных ключевых слов "смерть", "могила"?
3)На что надеется Катерина при встрече с Борисом? Оправдались ли её надежды?
4)Как раскрывается образ Бориса в сцене прощания?
5)К какому решению в конце концов приходит Катерина?

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 25.03.2016 22:36
  • Литература
  • remove_red_eye 14939
  • thumb_up 35
Ответы и объяснения 1
Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Литература.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Можно предположить, что Катерина могла бы развестись с мужем, и жить с Борисом. Но, как известно, раньше браки заключались перед Богом. Женщина не смогла бы стерпеть моральные унижения со стороны общества после развода. Уйти в монастырь тоже не представлялось возможным, ведь в него не принимают замужних женщин.

Второй путь – уехать с Борисом. Катарина мечтала возможной свободной и честной жизни с любимым человеком. Вот только Борис оказался совсем не тем, кого она себе представляла. Он так же, как и другие жители Калинова, прибегает к лицемерию, чтобы получить наследство. Этим поступком Борис рушит все надежды Катерины и предаёт её.

Таким образом, у женщины не было иного выхода. Только самоубийством она могла искупить свои грехи перед Богом.

Читайте также: