Влажность как экологический фактор план урока

Обновлено: 07.07.2024

§ 7. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к влаге

Влажность как экологический фактор среды

В наземных условиях влажность чаще других экологических факторов лимитирует рост и развитие организмов. Объясняется это тем, что вода играет огромную роль в их жизни. Она является универсальным растворителем, средой для биохимических реакций в клетке. Молекулы воды могут непосредственно участвовать в обмене веществ. Являясь основным структурным компонентом клеток, вода обусловливает поддержание их формы при отсутствии клеточной стенки. У некоторых животных (круглые и кольчатые черви) она служит гидростатическим скелетом. Обладая высоким поверхностным натяжением, вода выполняет транспортную функцию (передвижение веществ) в организме. Благодаря высокой удельной теплоемкости, теплопроводности и теплоте парообразования вода обеспечивает поддержание теплового баланса в организме и предотвращает его перегрев.

Недостаточная или избыточная увлажненность среды — главная экологическая проблема наземных обитателей. Степень увлажненности среды влияет на внешний облик и внутреннее строение организмов. В связи с этим выделяют различные экологические группы растений.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Ф.И.О. Слинка Светлана Владимировна

Должность: Учитель биологии

Когнитивные цели урока:

Ознакомление учащихся с особенностями строения растений разных экологических групп по отношению к влаге. Содействовать организации учебной деятельности по изучению адаптаций растений к условиям существованию с разной влажностью.

Задачи личностного развития и воспитания

Содействовать развитию внимания, аналитического мышления, самостоятельной деятельности учащихся;

Создавать условия для воспитания у учащихся ответственного бережного отношения к природе;

Создавать ситуацию успеха в достижении поставленной цели.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Форма обучения: групповая, индивидуальная, работа в малых группах.

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, эвристический, практический, здоровьесберегающие.

Влажность как экологический фактор

Приспособления растений к различному водному режиму

1. Организационно-мотивационный этап:

б) мотивация на изучение нового материала

2. Операционно-познавательный этап:

2.1.) актуализация опорных знаний

2.2.) введение нового материала

2.3.) организация частично-поисковой деятельности учащихся

2.5) Первичная проверка понимания и усвоения учащимися нового материала

2.6) Вторичное закрепление знаний, самопроверка знаний (5 мин)

2.7) Обобщение и систематизация знаний

3. Комментированное домашнее задание

4. Контрольно-рефлексивный этап :

4.1.) подведение итогов урока и выставление отметок

Прогнозируемы результаты урока

Учащиеся Знают:

- экологические группы растений по отношению к влаге;

Учащиеся Умеют:

- называть адаптации растений разных экологических групп к влаге;

- приводить примеры растений разных экологических групп;

- определять экологическую группу и условия жизни растения по его внешнему виду.

Учащиеся Понимают:

- почему у растений разных мест обитания формируются разные адаптации;

- что, человек может выращивать растения разных экологических групп для собственных потребностей, с учетом их биологических особенностей.

Основные понятия урока:

Гигрофиты, ксерофиты, суккуленты, склерофиты, мезофиты.

1. Организационно-мотивационный этап:

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку

Мотивация на изучение нового материала

Нарисуйте круг, напишите внутри слово вода. Вносите значками те внутри круга те знания, которыми вы обладали, а снаружи отмечайте, то что узнали нового. Давайте расширять границы неизвестного.

2. Операционно-познавательный этап:

2.1.) актуализация опорных знаний

Назовите самое распространенное вещество на нашей планете? (Вода)

Укажите места обитания организмов, где влажность является лимитирующим фактором. (Наземно-воздушная среда, где мало влаги, саванны, прерии, пустыни, степи, высокогорья).

Какие функции выполняет вода внутри клетки? (растворитель, среда для биохимических реакций, участвует в обмене веществ, обеспечивает тургор клетки)

Какие функции выполняет вода внутри тела организма? (гидростатический скелет, транспорт веществ по телу, распределение температуры по телу, охлаждение организма через потоотделение)

Какие свойства воды могут использовать организмы в окружающей среде?

(поверхностное натяжение – находится на поверхности водной пленки,

высокую удельную теплоемкость и теплопроводность – для охлаждения организма при обливании водой, для перенесения неблагоприятных условий в донном слое водоема при его замерзании).

Вспомните из курса географии от чего зависит степень увлажненности наземных местообитаний в разных географических зонах?

- от расположения водных источников

- от годового количества осадков

- от времени года

- от запасов почвенной влаги и грунтовых вод).

Будут ли отличаться растения и животных в зависимости от того в каких условиям влажности окружающей среды они обитают? (В засушливых берегут воду, во влажных нет необходимости беречь воду, в умеренно-засушливых местах должны иметь возможность обходиться некоторое время без влаги).

2.2.) Введение нового материала

Таким образом, можно выделить 3 группы растений по отношению к влаге: гигрофиты (ранее использовали термин гидрофиты), мезофиты и ксерофиты.

Подумайте от чего произошли эти термины, и какие группы по отношению к воде они обозначают.

(Гигро – влажный, гигроскопические салфетки

Ксеро – засушливый, ксерокс – аппарат, который засушивает тонер при копировании, печати,

2.3.) Организация частично-поисковой деятельности учащихся

Перед вами различные растения. Определите по внешнему виду к какой экологической группе они относятся:

Тростник, камыш, осока, кактус опунция, алоэ, калужница болотная, верблюжья колючка, береза, дуб, ромашка, кувшинка белая, мятлик.

Учащиеся распределяют растения по следующим группам:

гигрофиты – Тростник, камыш, осока, калужница болотная, кувшинка белая

мезофиты – береза, дуб, ромашка, мятлик.

Ксерофиты – кактус опунция, алоэ, верблюжья колючка ).

Давайте вспомним из каких органов и тканей состоит растение

(корень, стебель, лист

Покровная, основная, механическая, образовательная, проводящая)

2.5) Первичная проверка понимания и усвоения учащимися нового материала

А теперь подумайте, какие именно части растения должны получить развитие в засушливой, умеренно-засушливой или влажной среде.

Учащиеся перечисляют возможные адаптации, учитель их записывает на доске с учетом экологической группы, к которым эти адаптации относятся, дополняет материал по мере необходимости. Учитель предлагает уточнить и дополнить возможные адаптации растений различных экологических групп в учебном пособии, разбив класс на 3 группы : 1-ая группа - изучают гигрофиты, 2-ая группа – мезофиты, 3-ая группа – ксерофиты.

2.6) Вторичное закрепление знаний, самопроверка знаний.

Адаптации разных экологических групп растений по отношению к воде. Примеры растений учащимся предлагается заполнить по памяти из перечисленных ранее растений или с помощью учебного пособия.

Растения переувлажненных мест обитания

Растения умеренного увлажнения

Ксерофиты – растения засушливых мест обитания

Запасают влагу в органах и тканях, и экономно ее расходуют

Растения со сниженной транспирацией и способные добывать воду из почвы

1. Приспособления для интенсивной транспирации (открытые устьица, гидатоды) слабо развита кутикула эпидермис

2. Слабо развита механическая ткань

3. Слабо развита корневая система, нет корневых волосков

4. Развитие специальной основной ткани – аэренхимы для запасания воздуха

5. Плохосмачиваемые покровы

1. Умеренно развитая корневая система

2. наличие корневых волосков

3. небольшое количество устьиц, которые могут открываться и закрываться,

5. короткий жизненный цикл

1. (делят на листовые, стеблевые и корневые суккуленты).

2. Хорошо развит эпидермис с восковым налетом или опушением

3. Листья могут редуцироваться в колючки для уменьшении транспирации

1.Жесткие листья и стебли

2. хорошо развита кутикула

3. хорошо развиты механические ткани (растения не вянут из-за недостатка воды)

4. Очень длинные корни (до 15 м)

5. Высокая концентрация веществ клеточного сока, и следовательно, высокая сосущая сила

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: выяснить роль влажности как экологического фактора в жизни организмов, сформировать представления о ксерофитах, мезофитах, гигрофитах.

1. Образовательные:

- выяснить роль влажности в жизни организмов;

- сформировать представления о различных экологических группах растений по отношению к влаге;

- изучить адаптации растений и животных по отношению к влаге.

2. Развивающие:

- развитие умений устанавливать причинно-следственные связи;

- способствовать формированию умений выделять главное, обобщать знания, полученные из разных источников и правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного.

3. Воспитательные:

-сформированные чувства бережного и ответственного отношения к природе.

Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением полученных знаний.

Вид урока: комбинированный.

Методы: словесные (рассказ, беседа, работа с книгой).

Материалы и оборудование: учебное пособие по биологии 11 класс, таблицы и схемы.

I. Организационный момент;

II. Актуализация знаний;

III. Изучение нового материала;

IV. Закрепление материала;

V. Домашнее задание;

Организационный момент.

Приветствие, проверка отсутствующих. Объявление учащимся темы и цели урока.

Актуализация знаний.

Опрос домашнего задания у учащихся около доски.

Изучение нового материала.

Роль влажности как экологического фактора для наземных организмов обусловлена тем, что осадки (а соответственно влажность воздуха и почвы) распределяются на земной поверхности в течение года очень неравномерно. Так как большинство наземных животных и растений влаголюбивы, то недостаток влажности часто оказывается причиной, ограничивающей их жизнедеятельность и распространение.

У организмов в процессе эволюции сформировались различные приспособления к добыванию и экономному расходованию влаги (вспомните растения и животных пустыни и полупустыни, засушливых степей), к переживанию засушливого времени года в состоянии покоя и др. Так, многолетние растения пустыни имеют сильно развитые корни, иногда очень длинные (например, у верблюжьей колючки до 16 м), достигающие влажного слоя, или чрезвычайно разветвленные.

Большинство животных пустыни может обходиться без воды; источником влаги для грызунов, пресмыкающихся, насекомых и других мелких животных служит пища. У некоторых животных вода образуется в организме в результате окислительных реакций. Поэтому характерные для многих обитателей пустыни обильные жировые отложения служат своеобразным резервом воды в организме, например горб у верблюда, подкожные отложения жира у грызунов. Защитой от испарения воды у животных служит малая проницаемость наружных покровов тела.
Иной тип приспособления к недостатку влаги наблюдается у многих растений и животных, обитающих в условиях периодической сухости. У них возникает состояние покоя, которое характеризуется остановкой роста и развития, резко сниженным обменом. Некоторые грызуны и черепахи с наступлением жаркого и сухого периода в пустыне, когда выгорает растительность, впадают в летнюю спячку.
Состояние летнего покоя у многолетних растений часто сопровождается сбрасыванием листьев или полным отмиранием наземных частей, что имеет место у многих растений пустынь.


Является универсальным растворителем для гидрофильных веществ, поэтому участвует в обмене веществ как среда для биохимических реакций в клетке




Непосредственно участвует в некоторых биохимических реакциях как субстрат (гидролиз, фотосинтез)





Роль воды в жизни живых организмов

Обуславливает тургор клеток, а у некоторых животных (круглые и кольчатые черви) служат гидростатическим скелетом





Выполняет транспортную функцию (передвижение веществ) в организме





Благодаря высокой удельной теплоемкости, теплопроводности и теплоте парообразования, обеспечивает поддержание теплового баланса в организме и предотвращает его перегрев


Служит средой обитания для водных организмов



Особенности строения гигрофитов:

слабо механическая ткань, кутикула и эпидермис (возможна кутикулярная транспирация);

в мезофилле листьев имеются крупные межклетники, у некоторых видов в корнях и стеблях наличие аэренхимы – ткани, запасающей воздух в межклетниках;

слабо развита корневая система (корни тонкие, часто без корневых волосков).

Особенности строения ксерофитов:

способны длительно выдерживать недостаточное увлажнение;

ограничивают затраты воды на транспирацию;

активно добывают воду при ее недостатке в почве;

запасают воду в тканях и органах на время засухи.


Стеблевые суккуленты

Сохраняют влагу в утолщённом, часто ребристом, стебле. Листья, как правило, мелкие или редуцировались в колючки. К стеблевым суккулентам относится большинство кактусов, многие виды молочая.

Листовые суккуленты

Сохраняют влагу в толстых листьях. К листовым суккулентам относятся представители родов алоэ, литопс, хавортия, эчеверия.

Корневые суккуленты

Главный корень сильно утолщен и переходит в утолщенный побег, который большей частью несет тонкие суккулентные ветви. В культуре корневые суккуленты обычно выращивают так, чтобы это утолщение находилось на поверхности земли.

Склерофиты (от др. греч. (skleros) — жёсткий и (phyton) — растение) — засухоустойчивые растения(ксерофиты), обладающие жёсткими побегами; склерофиты хорошо приспособлены для обитания в засушливых условиях за счёт сильного развития механических тканей листа. Характеризуются жёсткими листьями с толстой, препятствующей испарению кутикулой.

Мезофиты - наземные растения, которые приспособлены к обитанию в среде с более или менее достаточным, но не избыточным увлажнением почвы. Занимают промежуточное положение между гигрофитами и ксерофитами. Образцом среды обитания мезофитов может служить сельский луг в умеренной климатической зоне (примеры растений — разнообразные виды из родов полевица, тимофеевка, ромашка, клевер, золотарник и др.). Помимо луговых трав, в умеренном поясе к мезофитам относятся большинство лесных трав (ландыш, медуница и др.) и листопадные деревья и кустарники (например, бук, сирень, лещина).

Типы адаптации животных в зависимости от водного режима:

Ребята, а какие морфологические адаптации животных вы знаете?

К морфологическим адаптациям относятся приспособления, задерживающие воду в теле животных. Насекомые, паукообразные имеют многослойную хитинизированную кутикулу. У рептилий есть роговой покров тела (роговые чешуи и пластинки). У наземных моллюсков есть раковина. У птиц тело покрыто перьями. У млекопитающих тело покрыто шерстью.

Какие вы знаете физиологические адаптации животных?

К физиологическим адаптациям относятся особенности процессов жизнедеятельности, выполняющие дефицит влаги в организме.

Котята пьют воду, амфибии поглощают воду кожными покровами, грызуны в пустыне добывают воду, поедая растения с сочными побегами.

Физиологические адаптации животных

Некоторые животные могут получать воду за счет окисления жиров. Поэтому обильные отложения жира (горб верблюда) служат своеобразными резервуарами химически связанной воды.

Ребята, какие поведенческие адаптации животных по отношению к влаге вы знаете?

Животные активны в поисках воды. Способность совершать далекие миграции к водопою характерна для антилоп, сайгаков, куланов. Некоторые животные в сухой период переходят на ночной образ жизни или впадают в летнюю спячку (суслики, сурки, черепахи).



Игра носит групповой характер и проходит в быстром темпе. Для её организации обучающиеся объединяются в 3 команды. Игроки различных команд по очереди отвечают на вопросы, после ответа учитель говорит правильный ответ в устной форме. Выбор вопроса предоставляется участникам команд. Участникам каждой команды предстоит ответить на 5 вопросов.

Вопрос 1. Какие лучи согревают живые организмы? (Согревают организмы инфракрасные лучи.)

Вопрос 2. На какие группы делят экологические факторы? (Факторы делят на: абиотические, биотические, антропогенные.)

Вопрос 3. К какой экологической группе по отношению к свету следует отнести ель? (Ель – теневыносливое растение.)

Вопрос 4. Каково значение видимого света? (Он необходим для фотосинтеза растений и ориентации на местности животных.)

Вопрос 5. Чем холоднокровные животные отличаются от теплокровных?

(Температура тела холоднокровных животных, в отличие от теплокровных, зависит от температуры окружающей среды.)

Вопрос 6. Когда температура тела воробья выше: зимой или летом? (Температура тела воробья одинакова по сезонам года, поскольку он является теплокровным животным).

Вопрос 7. Какой экологический фактор вызывает образование в коже витамина D? Дайте развёрнутый ответ. (Витамин D образуется под действием длинноволновых ультрафиолетовых лучей Солнца.)

Вопрос 8. Укажите приспособление верблюжьей колючки к недостатку влаги. (У верблюжьей колючки очень длинные корни, распространяющиеся на глубину до 15 метров.)

Вопрос 9. Как грызуны в пустыне приспосабливаются к недостатку влаги? (Пустынные грызуны получают влагу вместе с пищей и в засушливый период впадают в спячку.)

Вопрос 10. Почему верблюд может долгое время обходиться без воды? (Жир, накапливающийся у верблюда в 1-2 горбах, служит источником воды.)

Вопрос 11. Перечислите известные вам абиотические факторы. (Свет, температура, влажность, атмосферное давление, ветер, рельеф, содержание газов и минеральных веществ, радиационный фон).

Вопрос 13. Чем тенелюбивые растения отличаются от теневыносливых? (Тенелюбивые растения, в отличие от теневыносливых, вообще не выносят сильного освещения.)

Вопрос 14. К какой экологической группе по отношению к свету относятся растения открытых пространств: полей, лугов? (Растения открытых пространств относятся к группе светолюбивых растений.)

Вопрос 15. Какой экологический фактор возник с появлением человечества? (С появлением человечества возник антропогенный фактор).

Цель: Изучить температуру как абиотический фактор среды и его влияние на живые организмы.

Задачи: 1. Образовательные:

· познакомиться с особенностями температуры как абиотического фактора среды, а также изучить особенности пойкилотермных и гомойотермных организмов

· изучить адаптации растительных и животных организмов к различным температурным условиям

· выяснить особенности биохимических, физиологических, морфологических, а у животных ещё и поведенческие адаптации

2. Развивающие:

· развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы

· содействовать развитию навыков самостоятельной работы, устной речи

· содействовать формированию умения работать с текстом учебника

3. Воспитательные:

· воспитывать бережное отношение к флоре родного края

· формирование научного мировоззрения

Тип урока: комбинированный урок

Методы и методические приёмы: беседа, рассказ, работа с учебником.

Оборудование: учебник.

Структура урока:

1. Организационный момент (2 мин)

2. Проверка домашнего задания (10мин)

3. Изучение нового материала (20 мин)

4. Закрепление изученного материала (10 мин)

5. Домашнее задание (1 мин)

6. Подведение итогов(2 мин)

Ход урока

Содержание урока Методы и методические приемы
1.Организационный момент Приветствие учащихся и проверка отсутствующих на уроке. 2.Проверка домашнего задания Повторите, пожалуйста, домашнее задание. К доске пойдет отвечать 3 человека, каждому будет задано по 5 вопросов, каждый из которых оценивается по 2 балла. Если вы не знаете ответ на вопрос, можете воспользоваться помощью класса, но балл будет снижен и в результате вы получите только 0,7 балла из 2-х возможных. Вопросы:
1 ученик 2 ученик 3 ученик
1.Какие лучи входят в состав солнечного спектра? 1.Какие экологические группы растений выделяют по отношению к свету? 1.Что такое фототропизм?
2.Какое действие оказывают УФ-лучи? 2. Какое действие оказывает видимый свет? 2.Какое действие оказывает ИК-излучение?
3.Что такое фотопериод? 3.Перечислите основные особенности строения светолюбивых растений? 3.Перечислите особенности строения тенелюбивых растений?
4. Приведите пример светолюбивых растений? 4. Приведите пример тенелюбивых растений? 4. Приведите пример теневыносливых растений?
5. На каких территориях произрастают светолюбивые растения? 5. Что такое фотопериодизм? 5. На каких территориях произрастают тенелюбивые растения?

Подведение итогов и выставление оценок.

3.Изучение нового материала

На суше одним из важных лимитирующих факторов среды является температура. Влияние температуры на большинство организмов проявляется в регулировании биохимических и фи­зиологических процессов жизнедеятельности, изменении характера поведения, географическом распределении организмов. Для температурного фактора ха­рактерны широкие географические, сезонные и суточные колебания (от —70 до +60 °С). Пределами толерантности для любого вида являются температуры, при которых наступают денатурация белков, потеря активности ферментов и необра­тимое изменение коллоидных свойств цитоплазмы. Диапазон переносимых тем­ператур у разных видов сильно варьирует, но, как правило, находится в пределах от 0 до +50 °С.

Все организмы в зависимости от способа регуляции делятся на 2 группы:

  1. Пойкилотермные организмы — организмы, температура тела которых непостоян­на и изменяется вместе с температурой окружающей среды. К ним от­носятся все растения, грибы, протисты, беспозвоночные животные, рыбы, зем­новодные и пресмыкающиеся.
  2. Гомойотермные организмы— организмы, способные поддерживать относительно посто­янную температуру тела при изменении температуры окружающей среды. К ним относятся птицы и млекопитающие (в том числе человек). Гомойотермные ор­ганизмы способны сохранять активность в широком диапазоне температур, тогда как пойкилотермные организмы впадают в оцепенение при низких температурах, а некоторые обитатели пустынь — и при высоких температурах.

А теперь перейдем к изучению адаптаций растений к различным температурным условиям.

Первоначально все организмы были водными. Завоевав сушу, не утратили зависимости от воды. Составной частью всех живых организмов является вода. Влажность — это количество водяного пара в воздухе. Без влажности или воды нет жизни.

Влажность - это параметр характеризующий содержание водяного пара в воздухе. Абсолютная влажность - это количество водяного пара в воздухе и зависит от температуры и давления. Это количество называется относительной влажностью (т.е. соотношение количества водяного пара в воздухе к насыщенному количеству пара при определенных условиях температуры и давления.)

В природе существует суточный ритм влажности. Влажность колеблется по вертикали и горизонтали. Этот фактор наряду со светом и температурой играет большую роль в регулировании активности организмов и их распространении. Влажность изменяет и эффект температуры.

Важным экологическим фактором является иссушение воздуха. Особенно для наземных организмов, имеет огромное значение иссушающие действие воздуха. Животные приспосабливаются, передвигаясь в защищенные места и активный образ жизни ведут ночью.

Растения поглощают воду из почвы и почти полностью (97-99%) испаряется через листья. Этот процесс называется транспирацией. Испарение охлаждает листья. Благодаря испарению идет транспорт ионов, через почву к корням, транспорт ионов между клетками и т.д.

Определенное количество влажности совершенно необходима для наземных организмов. Многие из них для нормальной жизнедеятельности нуждаются в относительной влажности 100%, и наоборот организм находящийся в нормальном состоянии, не может жить долгое время в абсолютно сухом воздухе, ибо он постоянно теряет воду. Вода есть необходимая часть живого вещества. Поэтому потеря воды в известном количестве приводит к гибели.

Растения сухого климата приспосабливается морфологическими изменениями, редукцией вегетативных органов, особенно листьев.

Наземные животные также приспосабливаются. Многие из них пьют воду, другие всасывают ее через покровы тела в жидком или парообразном состоянии. Например, большинство амфибий, некоторые насекомые и клещи. Большая часть животных пустынь никогда не пьет, они удовлетворяют свои потребности за счет воды, поступившей с пищей. Другие животные получает воду в процессе окисления жиров.

Вода для живых организмов совершенно необходима. Поэтому организмы распространяются по местообитанию в зависимости от своих потребностей: водные организмы в воде живут постоянно; гидрофиты могут жить только в очень влажных средах.

С точки зрения экологической валентности гидрофиты и гигрофиты относятся к группе стеногигров. Влажность сильно влияет на жизненные функции организмов, например, 70% относительная влажность была очень благоприятным для полевого созревания и плодовитости самок перелетной саранчи. При благоприятном размножении они причиняют огромный экономический урон посевам многих стран.

Для экологической оценки распространения организмов пользуются показателем сухости климата. Сухость служит селективным фактором для экологической классификации организмов.

Таким образом, в зависимости от особенностей влажности местного климата виды организмов распределяются по экологическим группам:

1. Гидатофиты — это водные растения.

2. Гидрофиты — это растения наземно-водные.

3. Гигрофиты — наземные растения живущие в условиях повышенной влажности.

4. Мезофиты — это растения, произрастающие при среднем увлажнении

5. Ксерофиты — это растения произрастающие с недостаточным увлажнением. Они в свою очередь делятся на: суккуленты — сочные растения (кактусы); склерофиты — это растения с узкими и мелкими листьями, и свернутыми в трубочки. Они также делятся на эуксерофиты и стипаксерофиты. Эуксерофиты — это степные растения. Стипаксерофиты — это группа узколистных дерновинных злаков (ковыль, типчак, тонконог и др.). В свою очередь мезофиты также делятся на мезогигрофиты, мезоксерофиты и т.д.

Уступая по своему значению температуре, влажность относится тем не менее к основным экологическим факторам. На протяжении большей части истории живой природы органический мир был представлен исключительно водными нормами организмов. Составной частью огромного большинства живых существ является вода, и для осуществления размножения или слияния гамет почти все они нуждаются в водной среде. Сухопутные животные вынуждены создавать в своем теле искусственную водную среду для оплодотворения, а это приводят к тому, что последнее становится внутренним.

Влажность - это количество водяного пара в воздухе. Его можно выразить в граммах на кубический метр.

4. Эдафические факторы

К эдафическим факторам относится вся совокупность физических и химических свойств почвы, способных оказывать экологическое воздействие на живые организмы. Они играют важную роль в жизни тех организмов, которые тесно связаны с почвой. Особенно зависят от эдафических факторов растения.

К основным свойствам почвы, сказывающимся на жизни организмов, относятся ее физическая структура, т.е. наклон, глубина и гранулометрия, химический состав самой почвы и циркулирующих в ней веществ - газов (при этом необходимо выяснить условия ее аэрации), воды, органических и минеральных веществ, находящихся в форме ионов.

Основной характеристикой почвы, имеющий большое значение как для растений, так и для роющих животных, является размер ее частиц.

Наземные почвенные условия определяются климатическими факторами. Даже на незначительной глубине в почве царит полная темнота, и это свойство – характерная черта местообитания тех видов, которые избегают света. По мере погружения в почву колебания температуры становятся все менее значительными: за суточные изменения быстро затухают, а начиная с известной глубины сглаживаются и ее сезоны различия. Суточные температурные различия исчезают уже на глубине 50 см. По мере погружения в почву содержание кислорода в ней уменьшается, а СО2 увеличивается. На значительной глубине условия приближаются к анаэробным, где и обитают некоторые анаэробные бактерии. Уже дождевые черви предпочитают среду с более высоким, чем в атмосфере, содержанием СО2 .

Влажность почвы чрезвычайно важная характеристика, особенно для произрастающих на ней растений. Она зависит от многочисленных факторов: режима дождей, глубины залегания слоя, а также физических и химических свойств почвы, частицы которой в зависимости от их размера, содержания органического вещества и т.п. Флора сухих и влажных почв неодинакова и на этих почвах нельзя разводить одни и те же культуры. Фауна почвы также весьма чувствительная к ее влажности и, как правило не переносит слишком большой сухости. Общеизвестным примером служат дождевые черви и термиты. Последние иногда вынуждены снабжать водой свои колонии, проделывая подземные галереи на большой глубине. Однако слишком высокое содержание воды в почве убивает личинки насекомых в больших количествах.

Некоторые ионы имеют большое экологическое значение. Они могут вызвать элиминацию многих видов и, наоборот, способствовать развитию весьма своеобразных форм. Почвы, залегающие на известняках, очень богаты ионом Са +2 ; на них развивается специфическая растительность, называемая кальцефитной (в горах эдельвейс; многие виды орхидей). В отличие от этой растительности существует кальцефобная растительность. К ней относятся каштан, папоротник орляк, большинство вересковых. Такую растительность называют иногда кремневой, поскольку земли, бедные кальцием, содержат соответственно больше кремния. Фактически эта растительность не отдает предпочтение непосредственно кремнию, а просто избегает кальция. Некоторые животные испытывают органическую потребность в кальции. Известно, что куры перестают нести яйца в твердой скорлупе, если курятник расположен в местности, почва которой бедна кальцием. Зона известняков обильно заселена раковинными брюхоногими моллюсками (улитками), которые широко представлены здесь в видовом отношении, но они почти полностью исчезают на гранитных массивах.

На почвах, богатых ионом 03 , также развивается специфическая флора, называемая нитрофильной. Часто встречающиеся на них органические остатки, содержащие азот, разлагаются бактериями сначала до аммонийных солей, затем до нитратов и, наконец до нитратов. Растения этого типа образуют, например, густые заросли в горах возле выгонов для скота.

В почве содержатся также органические вещества, образующиеся при разложении мертвых растений и животных. Содержание этих веществ с увеличением глубины падает. В лесу, например, важным источником их поступления является подстилка из опавших листьев, причем подстилка от лиственных пород в этом отношении богаче хвойной. Ею питаются организмы деструкторы – растения сапрофиты и животные сапрофаги. Сапрофиты представлены в основном бактериями и грибами, но среди них можно встретить и высшие растения, утратившие хлорофилл в качестве вторичного приспособления. Таковы, например, орхидеи.

Читайте также: