Почему родителям так важны оценки в школе

Обновлено: 03.07.2024

Многие родители намерено полируют головы своих детей, мотивируя их на отличную успеваемость в школьные годы. Но так ли важны оценки на самом деле?

Быть может заветная роспись в школьном дневнике не так важна, а чрезмерная погоня за пятерками только понижает эффективность процесса образования.

Попробуем разобрать ситуацию и расскажем, на что необходимо делать упор в нашей системе образования.

Оценки в школе

Начиная с первых дней в школе родители ставят во главу угла не получение фактических знаний, а оценки. Пятерки, четверки - прекрасно, но вот тройки, а тем более двойки - это уже плохо.

Но чем на самом деле являются пресловутые цифры? Ничем, кроме как оценкой соответствия субъективным параметрам отдельного преподавателя. Какой бы не был ребенок, уже с первых классов формируется костяк так называемых любимчиков, готовых получать не знания, а одобрение учителя в форме "5".

Остальные, как бы не пытались, получают лишь остатки этой любви. Да, ситуация такова, что многие учителя судят не по знаниям, а по тому, как ребенок реагирует на его команды. Отсюда возникают поблажки и поощрения одних, взамен на усиленный "террор" других.

Являются ли оценки реальным показателем знаний? Вопрос, интересующий многих, даже тех, кто некоторое время назад уже прошел сквозь сито среднего общего образования.

Оценки представляют сугубо индивидуальный параметр суждения учителя. Если по биологии для пятерки достаточно сидеть тихо, то по русскому необходимо зубрить правила. Говоря о поблажках для "любимчиков", учитель может и вовсе не спрашивать таковых, ограничиваясь среднестатистическими учениками.

Но что мы получаем на выходе? Все 11 лет школы как по накатанной оценки катятся за своим обладателем, ведь учителя практически не меняются от года в год.

В сегодняшних условиях эти оценки никак не повлияют на ученика на выходе из стен школы. Ему придется сдавать экзамены, где не будет привычных учителей, парт и окружения.

Все остаются наедине со своими фактическими знаниями, которые они получали все эти годы. Здесь и всплывает вопрос подготовки. В наших школах, увы, не учат наукам, а учат тому, как получить оценку повыше.

Ни секрет, что перед ОГЭ и ЕГЭ многие отдают детей на индивидуальные занятия или специализированные курсы, которые натаскивают ученика по предмету, не выставляя за это оценки. И результат есть.


Во многих странах от такой системы отказались, а оценки ставят только за проверочные работы – тесты и экзамены. Что же лучше? Может быть, стоит держать ребенка в тонусе, поощряя его хорошими оценками и подхлестывая плохими? А то вдруг он расслабится и не сможет сдать тест прилично? Или все же дать возможность учиться спокойно… Итак, что хорошего и что плохого в ежедневных оценках?

А для того чтобы читать статью вам было чуточку веселее, её будут сопровождать фото различных записей учителей и учеников в дневниках и тетрадях. Иногда они шокирующие, иногда смешные, но все, поверьте, очень оригинальные. Ну что ж, всякое бывает.



Как оценки мотивируют школьника?

Считается, что, получив плохую оценку, ребенок задумается об уровне собственных знаний и захочет улучшить его. Именно поэтому первые оценки в начальных классах школьники получают не за знания, а за почерк и чистоту в тетрадках. Именно в это время начинает формироваться и отношение детей к оценкам.

Дело в том, что далеко не все могут сразу писать красиво и аккуратно. Начинается бесконечная борьба ребенка с непослушными ручками и тетрадками, с собственным темпераментом и природными данными. К этой борьбе добавляется неодобрение учителя и упреки родителей. Другие же дети могут, а ты почему не стараешься?


В результате, вместо того, чтобы исправлять почерк, ребенок ничего не делает, потому что не верит в успех. Это входит в привычку, формируется абсолютно равнодушное отношение к оценкам и вообще к учебе, которое очень трудно изменить.

Что делать родителям, если уже в младших классах они видят проблему с почерком и постоянно сниженные оценки?

Во-первых, подождите упрекать ребенка.

Лучше поддержать его и подбодрить. Объясните ему, что плохие оценки не обозначают, что он не способен учиться и что у него никогда ничего не получится. Просто в том, что не можешь сразу, нужно двигаться потихоньку, и рано или поздно оценки тоже улучшатся.

Во-вторых, не реагируйте бурно на каждую оценку.

С грязью в тетрадках и кривым почерком, конечно, нужно бороться, но учитывайте особенности ребенка. Возможно, на что-то можно просто закрыть глаза. Обратите внимание сначала на знания, а во вторую очередь на почерк. Решите, что для вас важнее. Некоторые взрослые люди так и не научились писать разборчиво, но это не делает их глупее.



Могут ли оценки быть только хорошими?

Оценки за знания, безусловно, более важны для процесса образования. Чем старше школьник, тем больше появляется предметов в программе, и все эти предметы обязательно оцениваются.


Конечно, есть дети, у которых школьная программа усваивается легко и просто. Им одинаково понятны русский язык, алгебра, химия, английский и биология. Так тоже бывает. Но далеко не у всех. Не нужно ставить талантливых детей в пример, вгоняя собственного ребенка в неуверенность. Лучше поговорить о том, что именно не получается и не нравится.


Собственная система оценок? Почему бы и нет?

Чтобы не переживать за каждую пониженную оценку и понимать, как успехи в школе, можно договориться с ребенком о шкале важного, менее важного и совсем не важного. Основываясь на этой шкале, выстроить не только свое отношение к оценкам, но и понимание вообще процесса образования.


Как это сделать?

Определитесь, что выбирает ребенок среди школьных предметов. Все основные силы бросайте в этом направлении. Здесь следите за оценками, не пропускайте ничего важного, прокачивайте знания и навыки. Другие предметы, пусть они по важности займут лишь второе место, все равно держите под контролем, старайтесь не запускать. Хотя бы для того, чтобы сдать экзамены и получить приличный аттестат. Остальные оценки – за забытые тетради, помарки, неаккуратность и так далее – не сбрасывайте со счетов совсем, но и не делайте трагедии из каждой.


Разумеется, выбор области знаний нужно делать не в первом классе. Обычно склонности ребенка становятся понятны ближе к старшей школе. До самоопределения стоит усиленно заниматься и гуманитарными, и точными, и естественными науками, чтобы лучше разобраться в себе и своих целях. Главное, что хорошо бы и детям, и родителям понять в школе – оценки далеко не самое важное в образовании. Понимание важнее!

Про оценки в школе в целом и их необходимость в младших классах в частности родители могут спорить не часами, а неделями. Наш колумнист Маша Трауб считает, что двойки и пятёрки нужны в первую очередь им самим. Она рассказывает, почему её дочь только радовалась смайликам и плюсам и как родители давят на детей, не замечая этого.


Но как-то все опять забывают про детей и их особенности и про то, что дети с системой оценивания сталкиваются намного раньше, чем в школе. И именно родители развивают в ребёнке зависимость от оценок.

Да, моей дочери требовались оценки, чёткая, понятная и честная система. Мне пришлось подойти к учительнице и попросить её ставить Симе оценки

И не завышать. Потому что дочь сразу поймёт, что её обманывают. Учительница тоже со мной спорила, но я настояла. Дочь перестала плакать и радовалась пятёркам или соглашалась с четвёркой — да, допустила глупую ошибку.

Дети разные. Моя дочь — перфекционистка. Ей было важно стать круглой отличницей. Такое у неё внутреннее устройство, такой характер, а вовсе не наши родительские требования или ожидания.

Я в смысле оценок вообще безответственная мать: в электронный журнал раз в неделю смотрю, и то — если дочь настаивает. Не вижу ничего плохого, если ребёнок прогуляет урок, и не позволяю дочери сидеть за домашкой после восьми вечера. Не прочла параграф — не надо. На перемене прочтёшь. Или прочтёшь потом сразу два или четыре — не трагедия.


Почему троечники успешнее отличников

Более того, у дочери перед глазами пример её старшего брата. Мой сын всю школьную жизнь получал или два, или пять. Других вариантов не было. Он участвовал и побеждал в олимпиадах, но в школьной обычной жизни был стабильным двоечником и лоботрясом. В его журнале всегда была полная вакханалия: 2222, точка, точка, которые обещали превратиться в двойки за очередную несдачу стиха или нерешённые задачи по физике, а к концу триместра все двойки исчезали и он получал итоговую пятёрку. Или четвёрку, если вообще ничего не делал.

Я прекрасно помню, как меня вызвала в школу учительница химии и умоляла повлиять на сына: он выиграл школьный этап олимпиады, но не хочет написать итоговый тест. И на районный этап ехать отказывается. В конце концов химичка заперла моего сына в кабинете и заставила написать итоговую годовую контрольную, чтобы со спокойной душой поставить ему пять в году. Дело, кажется, происходило в декабре.


Есть ещё один мальчик. Три дня он живёт у мамы, три — у папы, один — у бабушки. Забытые не пойми в чьём доме тетради, учебники, спортивная форма, кроссовки. Невыученные уроки, потому что папа потащил сына на пейнтбол и в баню, а у бабушки — давление. Только мама пытается следить за учёбой сына и всегда во всём виновата.

В случае каких-то проблем папа тут же собирается лишить мать родительских прав, звонит директору школы и пишет жалобы в Министерство образования

Такой профессиональный скандалист. Да, в младшей школе учительница входила в положение, чтобы уберечь ребёнка и мать от истерики отца, а бабушку — от скачка давления, в старшей — ставят двойки и грозят отчислением.

Дети, занимающиеся спортом, сталкиваются с оценками уже в пятилетнем возрасте, когда начинают сдавать ОФП и участвовать в соревнованиях. Что такое итоговый протокол с оценками, они прекрасно знают. У некоторых тренеров принята оценка с помощью плюсиков, которые можно заработать, но которых можно легко и лишиться. И детям нужны эти плюсики. Маленькие дети выбегают радостные, с криком, что уже три плюсика, а за пять они получат от тренера конфету или шоколадку.


Именно благодаря системе плюсиков моя дочь сейчас спокойно воспринимает нового математика. Он не ставит оценки в журнал. Он ставит в блокнот плюсики. Но неизвестно, сколько нужно получить этих знаков и что даёт плюс на минус. Моя дочь давно усвоила, что плюсов много не бывает, и отвечает каждый урок. А её лучшая подружка решила, что раз нет пятёрки в журнале, то и руку поднимать больше не будет.

мне вот 18, в школе училась на 3-4, чем дико расстраивала маму.
сейчас в колледже на отлично, потому что за это 50% скидки за учебу, да и учиться поинтереснее.

я не понимаю, почему им придается какой то необыкновенный статус..

поднимают их личную самооценку. особенно. если сами учились хуже и желание, чтобы вы превзошли их в жизни. доказав тем самым, что они прожили жизнь не зря и воспитали умного ребенка, а не дурака и оболтуса. ) а оценки являются этим критерием.

в общем то оценки выставляются как правило за знания. если мой ребенок принес из техникума 2ку.. . по алгебре, это ведь поставлено за не знание? вот когда приносит 5. то думаю не за взятку же получил.. а? ) а от школы нужно брать как можно больше пока есть возможность, вникать глубоко в учебный процесс и не верь, что" троечники это будущие Абрамовичи"

эээх) ну тут нужно смотреть что интерсно, меня доводили до слез всю школу, за не "5" по предметам которые мне неинтересны, да и не нужны оказались.
сейчас друзья мамины дочь свою мурыжат, если в четверти больше 2 четверок поднимается крик, выключается интернет и так далее.
А смысл какой? красный, не красный диплом.. медаль не медаль.

заграница вам поможет Просветленный (27310) эх..".смысл. " ну хорошо, если ты гений или какой то талант то возможно и нет смысла тебя мурыжить за оценки. свою нишу найдешь в жизни..но 99и9% обычные люди и знания они получают для того чтобы потом в конце концов получить профессию и желательно хорошую.Чем больше знаний,тем больше шансов получить это,а хорошая профессия это свобода выбора ,и в конце концов личная свобода. Согласен?) в далекую школьную пору,когда я рассуждал примерно также(нафиг мне история или биология я ведь хочу быть военным!) а оказалось,что эти предметы расширяют кругозор что в жизни тоже не мало важно.

я честно сама я ещё школьник, но это в принципе не сильно сложная тема вроде для некоторых
родители получали в далёком прошлом плохие оценки, и поэтому сейчас они делают так чтобы ребёнок стал лучше их так скажем
я не знаю как сказать им что оценки не так важны в жизни, и многие я думаю тоже

Читайте также: