Почему ребенок ведет себя плохо в школе а дома хорошо

Обновлено: 02.07.2024

Школа — это всегда новые правила. Новая система координат, к которой ребёнку нужно привыкнуть. Сделать это после теплично-безопасной среды детского сада бывает иногда очень трудно. Ведь школьная система предъявляет высокие требования к так называемому регуляторному компоненту психики ребёнка: ему приходится делать многое потому, что надо и тогда, когда это требуют.

При переходе из детского сада в начальную школу (или из начальной школы в старшие классы) у некоторых детей может проявиться ряд негативных поведенческих особенностей, которые называют психогенная школьная дезадаптация (сокращённо ПШД).

У младших школьников с ПШД наблюдаются ряд характеристик, в том числе эмоциональная неустойчивость; частое отсутствие на уроках; резкий переход от пассивности в активность; жалобы на плохое самочувствие; отставание от учебного курса. Дети старшей школы, которым сложно адаптироваться со школьными условиями, имеют следующие признаки ПШД: повышенная впечатлительность; резкий выплеск эмоций; проявление агрессивности; конфликтность; негативизм и протест. Это громоздкое – психогенная школьная дезадаптация — и страшное (на первый взгляд) явление может быть вызвано множеством факторов, в числе которых — дислексия и связанные с ней трудности обучения.


Анна Давидович — клинический психолог, нейропсихолог. Кандидат психологических наук, доцент.
Фото: Мария Давидович

Мы поговорили с нейропсихологом Анной Давидович о таком явлении, как психогенная школьная дезадаптация (ПШД); попытались определить предпосылки к возникновению ПШД, а также выяснили, какие действия точно (не) нужно совершать родителям, дети которых имеют подобную проблему.

И только если речь идёт о каких-то систематической реакции, которая проявляется в определённых условиях и мешает, в первую очередь, самому ребёнку, тогда — да, можно говорить о психогенной школьной дезадаптации.

— Данная приставка указывает на то, что причины дисфункции связаны с психологическими факторами, которые обуславливают нарушение адаптации ребёнка.

— Насколько модели поведения, которые работают внутри семьи, могут стать предпосылками к появлению у ребёнка психогенной школьной дезадаптации?

— Получается, что важно не привить ребёнку чувство вины?

— Почему у детей с дислексией и связанными с ней трудностями обучения ПШД наблюдается чаще?

— Как выглядит психогенная школьная дезадаптация? Существуют ли видимые маркеры поведения, наличие которых в высокой степени гарантирует ПШД?

— Определённо, это трудности усвоения ребёнком школьных навыков (чтение, письмо, счёт). Нарушение взаимодействия со школьной средой и распорядком, трудности взаимодействия с одноклассниками и учителем. Параллельно с этим мы будем видеть и негативные феномены в психологическом здоровье ребёнка вне школы: эмоциональную неустойчивость, негативизм, реакции со стороны вегетативной нервной системы и т.д.

— Чего точно не нужно делать родителям, если у ребёнка ПШД?

Ещё важно не уникализировать ситуацию. Не нужно демонстрировать ребёнку, что дислексия это какая-то это невероятная штука и это делает его уникальным. Люди, как правило, мало информированы о таком явлении, как дислексия и уж точно, хотя и к сожалению, для большей части населения это не является уважительной причиной школьных неуспехов.

— Какие могут быть последствия ПШД, если пустить всё на самотек?

НЕ ПОУЧАЙТЕ УЧИТЕЛЯ
В крайне редких случаях учителя специально причиняют детям вред. Чаще всего это происходит по незнанию. Ведь почти никто из учителей не имеет дефектологического образования. Возможно, они вообще не в курсе, что бывает дислексия, дисграфия. Что это не выдумки, не оправдание, а серьёзная проблема. И будет ошибкой начать поучать учителя.

СИТУАЦИИ УСПЕХА
Постарайтесь создать ситуацию успеха. Возможно, стоит рассмотреть другие программы, не только общеобразовательную, для обучения ребёнка. Вы можете посоветоваться об этом со специалистами. Очень важно, чтобы ребёнок почувствовал, что у него ПОЛУЧАЕТСЯ УЧИТЬСЯ. Пусть это и программа для детей с трудностями обучения. Узнайте про все возможности. Как правило, такую информацию предоставляют районные ЦКРОиРы.

ДЕТИ МНОГОГРАННЫ
Ребёнок НЕ РАВЕН своим особенностям. Он больше, глубже, многограннее. Наверняка есть то, что он любит делать. Поищите эту ситуацию успеха, где у него ПОЛУЧАЕТСЯ. Чтобы было ещё что-то, кроме школы. Куда бы он бежал, где бы было безопасно, интересно.

СТАНЬТЕ АКТИВНЫ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ КЛАССА
Станьте посредником между ребёнком и детьми. Можно отвечать за культурный сектор в родкоме. Водить детей в кино, театры. Очень хорошо, если вы станете в первом-втором классе приходить во время послеурочной прогулки и организовывать подвижные игры на улице: выбивалы, али баба, прятки, заморозка. Придумывайте активности, тренинги. И учитель будет вам благодарен, и дети. Идея: делать маленькие презентации про каждого из детей, про хобби, увлечения и смотреть на классном часу. В этот момент и приходит понимание, что Катя — это не только та девочка, которая плохо читает. Она ещё и танцует, и пироги с бабушкой печет! Основная идея всех мероприятий — показать детям, что их одноклассники не равны их школьным успехам, что у них куча всяких интересов и сами они — интересные люди.

Обязательно обучайте ребёнка приемам компенсации его особенностей, ищите то, что ему помогает. Важно, чтобы ребёнок мог сам этим пользоваться в школе, а не только дома или на специальных занятиях

Самое главное! ВЕРЬТЕ В СВОЕГО РЕБЁНКА.
Будьте на его стороне. Помните, что ребёнок пришёл в этот мир радовать нас и почаще обращайтесь к совместным радостным жизненным моментам. Не сводите всю вашу коммуникацию к школьной теме. Анализируя конфликты, фрустрирующие моменты, разделяйте ситуации, где плохо, некомофортно, где царапает вас, а где, действительно, — ребёнка. Часто мы, взрослые, вкладываем свои смыслы в происходящее, а дети их не видят вовсе.

Кто виноват, если ребёнок плохо ведёт себя в школе — ребёнок, родители или учителя?

Елена, к вам как к психологу приходят сложные дети, испытывающие трудности адаптации в школе. Есть мнение, что таких детей становится всё больше.

Им трудно контролировать себя в должной степени. Они могут быть слишком импульсивны или, наоборот, слишком медлительны. Их эмоциональные реакции могут выражаться слишком ярко. К концу недели ребенок устал и рыдает. Или дерётся. Но в любом случае дезорганизует работу класса.

То есть сложные дети мешают учиться?

— Конечно, мешают. Сложный ребенок в классе — это часто проблема.

Кроме того, по поводу детей с нарушениями у людей возникает масса негативных фантазий. Родители совершенно серьёзно могут спрашивать, не заразно ли это. Или в качестве ложного аргумента против присутствия такого ребенка в классе высказывают опасение, что другие дети будут над ним издеваться. Как будто их дети прилетели с Луны, и родители не имеют никакого отношения к их воспитанию, не могут объяснить, почему существуют разные дети, поговорить про толерантность и сострадание.


Есть ведь такое распространённое заблуждение, что дети жестокие…

— Дети прямолинейные. Они ещё не доросли до наших взрослых социальных масок. Мы ведь тоже во 2-3-4-5 классе часто прямо говорили то, что думали. И только позже, иногда годам к тридцати, научились делать правильное социальное лицо, умея промолчать, даже если кажется, что кто-то неправ.

Ребёнок чаще, чем взрослый скажет именно то, что думает. А вот что он думает, во многом зависит от взрослых.

А должна ли школа воспитывать? В конце концов, её основная задача — учить.

— Хочет того школа или нет, но она является воспитательной институцией. Ребёнок от четырёх до восьми часов в день проводит в школе. И идея, что в этот временной отрезок его можно не воспитывать, а предоставить самому себе, кажется мне совершенно нежизнеспособной. Никакое обучение не проходит без воспитания. Учитель говорит с детьми, учит сидеть, слушать, вести себя определенным образом. Дети же не в застеклённых ящичках сидят, каждый за своей партой. В школе они общаются друг с другом, и необходимо организовывать процесс их взаимодействия.


Если считать, что педагог должен только дать учебную программу и всё, естественно, сложный ребенок будет помехой.

Если же рассматривать школу как место, которое готовит будущего члена общества, то навык толерантности, общения с сверстником, имеющим трудности, помощь ему, становится основой для развития личности.

При этом я понимаю двойственность отношения к сложному ребенку в классе. С одной стороны, я, как психолог, работающий с семьей, оказываюсь на стороне родителя и ребенка. Ко мне нередко приходят родители, совершенно истощённые от школьного и социального прессинга. Они не понимают, что делать, чувствуют свою беспомощность и считают ситуацию безнадежной. А с другой стороны, учитель, возможно, находится в таком же положении. И если родитель может обратиться к психологу за поддержкой, то того, кто был бы на стороне педагога, часто просто нет.

От учителя постоянно что-то требуют все, кому не лень: Министерство образования, директор, родители. А в классе тридцать человек, и из них трое-четверо-пятеро непростые. Да даже если заводится всего один такой условный Вася, который всех бьёт и не дает заниматься, учитель часто не знает, что делать. То ли с Васей возиться, то ли остальных учить. Но компетенции, терпения, просто времени и сил хватает не всегда. В конце концов, тридцать детей — это просто много. И вот тут педагогу нужна помощь.

Но есть же учителя, способные успешно взаимодействовать и со сложным ребёнком, и с остальным классом.

— Если ситуация не слишком сложная, то учитель часто идет на взаимодействие с родителями. Тогда с учителем удаётся договориться. Так, я работала с мальчиком, который, попав в первый класс, не мог удерживать внимание на занятии больше десяти минут. Потом он отключался, проваливался в какой-то свой мир и до него было не достучаться. Весь класс что-то делает, а он сидит, тихонько играет в игрушки, пока учительница не подойдёт и не рявкнет. Тогда он ещё минут на пять включится, а потом снова вываливается. Причём мальчик был с довольно высоким интеллектом, но только если заниматься не больше 15 минут подряд.

Я постепенно, очень медленно увеличивала время занятий, создавала зону успешности, чтобы он понял, что школа может быть интересной игрой, а решение задач — это такой вид развлечения.

Во втором классе по просьбе мамы его пересадили на первую парту. В какой-то момент учительница поняла, что мальчик совсем не дурачок, и если ему тихо говорить, что делать, он нормально занимается. А ведь вначале были разговоры, что надо в коррекционку. Но я не знаю, была бы учительница столь же готова к диалогу, если бы в первом классе пришлось бы вести урок, когда этот же ребенок носится по классу и вопит.

Когда разговариваешь с учителями, они часто говорят, что не знают, что делать. Они признают, что бывают гиперактивные дети, дети с отставанием в развитии или особенностями поведения. Да, они в курсе, что существует лечебная педагогика, дефектология, но их этому не учили, а читать на эту тему или самостоятельно заниматься им некогда.


Лена, а что делает школьный психолог? Он задействован каким-то образом в работе со сложными детьми?

— Психолог в школе довольно редко работает индивидуально. Обычно такой возможности у него нет, потому что на одного психолога в школе приходится довольно много детей. Школьный психолог больше занят групповой работой — командообразованием, тестированием, минимальным психологическим обучением.

Кроме того, работа психолога с ребёнком имеет такую особенность: она часто осуществляется по инициативе взрослого.

Ребёнка к психологу приводят и так и говорят: вот, мол, вы его спросите, у него-то проблем нет! А у него действительно их нет. Ну, пошел гулять во время урока и что? Это у взрослых проблемы, а у него — развлечение.

Поэтому основа детской мотивации в психотерапии — контакт с психологом. Представим школьного психолога. Ему же всё про этого Васю рассказали. И Вася знает, что про него тут говорят и думают. Потому что ему тоже всё рассказали и учитель, и директор, и одноклассники.

Психолог для него — очередная школьная тётка. Ребенку трудно с ней раскрыться. Он понимает, что тут небезопасно. Нужна большая работа по установлению контакта, чтобы ребенок всё-таки поверил, что психолог за него, а не за них всех.

Кроме того, часто школьные психологи не получали специального дополнительного образования именно по психологическому консультированию и психотерапии. Часто этому в наших институтах не учат. У нас учат общей психологии, психологии тестирования, диагностики. Как правило, психотерапия это всегда дополнительное, дорогостоящее образование. Среднее время освоения одного из направлений психотерапии — 3-4 года. И мало кто из школьных психологов идёт учиться. Большинство всё-таки ограничивается психологическим факультетом вуза.

Выходит, что учитель остается один на один со сложным ребенком и помощи ему ждать неоткуда?


Взять хотя бы недавнюю историю с дочкой учительницы Машей, которая всё время находилась в классе. И, судя по интервью с родителями других учеников, не всегда тихо сидела, но ходила по классу, мешала заниматься. Да, она была не из этого класса, но такое могло бы произойти и со сложным учеником из этого класса. И что тогда делать?

Я думаю, что эти вещи требуют разговора. Потому что и у нас без школы ничего не получится, но и школе надо как то с ситуацией справляться.

К тому же такие дети часто дорастают до нормального поведения, и с интеллектом у них бывает всё в порядке, хотя оценки из-за трудностей включения в учебный процесс могут быть не слишком хорошие. И если такие дети будут знать, зачем им школа и учёба, то они будут стараться, постепенно улучшая свои результаты.

А вообще дети знают, зачем им школа?

— На самом деле это непростой вопрос. У родителей, у педагогов, у государства есть ответы. А у ребёнка — далеко не всегда. Дети начальной школы, у которых хорошие отношения в семье, часто учатся для родителей. Если нравится педагог — для педагога. Бывает, что ради статуса в коллективе. Есть дети, которым легко учиться или они увлеклись тем или иным предметом, тогда и сама учеба становится для ребенка ценностью. А если у ребенка нет ни интереса, ни стремления получить похвалу, то ему просто трудно и скучно.

Но школа заполняет собой не только часы, отведённые на занятия.

Они делают их ежедневно, до глубокой ночи. Больше ни на что времени не остаётся. И вот представьте, если учеба у ребенка не идет, но он почти круглосуточно занят тем, что ему неинтересно, тяжело и плохо, тем, что у него не получается, тем, где он заведомо неуспешен. И все — родители, учителя, родственники — всё время интересуются именно этой, трудной и неприятной стороной его жизни. В какой-то момент ребенок начинает ненавидеть школу, потому что трудно в такой обстановке возникнуть любви к учебе.

Родители тоже это понимают, но когда я предлагаю провести эксперимент — неделю отводить на уроки два часа, что успели, то сделали, а остальное время занимать чем-то приятным и интересным — то по пальцам пересчитать можно, кто на такое соглашается. Пойти с несделанными уроками вызывает панический ужас скорей у родителей, чем у детей.

Но и без школы ничего не выйдет. Психолог работает, корректирует, двигается по миллиметру. А потом ребенок приходит в школу, на него в сердцах накричит учитель или выгонит на последнюю парту.

Но правда в том, что он действительно бьет детей в школе. И учителя, и родители других учеников не могут относиться к этому спокойно. Поэтому социальное давление на родителя довольно велико, возникает отчаяние, ощущение беспомощности, мама считает себя плохой, не справляющейся с воспитанием ребенка. Приходит к психологу такая мама и плачет. И хотя она сама видит проблемы в поведении своего ребенка, многое делает для их решения, но она не получает никакого признания своих трудов. Каждый раз после посещения школы ей нужна реабилитация. Мы говорим всего лишь о третьекласснике, но мама всерьёз обсуждает колонию для несовершеннолетних как его жизненную перспективу.


— Школьные трудности и проблемы социализации часто служат поводом для возврата ребёнка. Школа, образование и социализация очень много значат для родителей. Порой мне кажется, что слишком много.

Но никто не берёт ребенка в семью, чтобы потом вернуть в детский дом. Ребенка хотят растить, воспитывать и сделать из него достойного члена общества. Очень часто одна из основных целей родителей — дать нормальное образование. И когда в школе возникают проблемы, у родителей рушатся смысловые ориентиры, они чувствуют себя в безвыходной ситуации.

Часто такой сложный ребенок уже сменил две-три школы, а родители уже не верят, что кто-то прислушаться к их проблемам. С такими родителями на первых встречах я просто разговариваю о ребёнке, не ужасаясь ему. Мама или папа привыкают к тому, что их не выгонят отсюда, что ребёнок — всего лишь ребёнок, а не монстр, лица у них мягчеют, они могут уже обсуждать что-то конструктивно.

К сожалению, школьные проблемы могут стать катализатором ухудшения отношений в семье в целом. И не всегда получается помочь такой семье.

Но приёмные дети далеко не всегда проблемные. У меня есть знакомая семья, в которой несколько приемных детей и все нормально учатся в школе, у них прекрасные взаимоотношения в семье. Здесь и помощь специалиста практически не требуется

В заключение

Это интервью — лишь обозначение существующей проблемы, о которой не принято говорить громко, а в прессу она просачивается в основном в виде скандалов. Но даже сама постановка проблемы, обсуждение причин — уже огромный рывок на пути к её разрешению.

Этим текстом мы хотим начать дискуссию между учителями и психологами. Очень важно, чтобы каждая из сторон сделала шаги навстречу друг другу. А какие именно — и есть главная тема этого диалога.

3 ноября 2015, 13:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Вы не верите своим ушам: ваш ребенок хулиганит?! Да он же просто ангел! Виноваты педагоги, невоспитанные дети или дело в чем-то другом? Разбираемся!

ТОП-5 причин, почему дети ведут себя в школе хуже, чем дома

Не озорство, а сигнал тревоги

Родители, которым педагоги рассказывают, что их дети плохо себя ведут, часто совершают 2 ошибки:

  1. Сердятся на ребенка. Да, неприятно слушать жалобы и упреки воспитателей и учителей. Однако постарайтесь воспринимать плохое поведение ребенка не как намеренное вредительство, а как сигнал, извещающий взрослых, что что-то идет не так.
  2. Считают, будто за поведение ребенка в образовательном учреждении отвечают только родители, и именно они должны что-то предпринимать. На самом деле такие проблемы нужно решать в тесном сотрудничестве с педагогами и психологами заведения, которое посещает ребенок.

Конечно, в идеальном мире работники школ и детских садов умеют сами разбираться с подобными ситуациями: учат детей строить отношения в коллективе, помогают им проходить кризисы адаптации. Но на практике многие преподаватели не справляются с этой задачей, и им нужна помощь родителей. Тем не менее, помни, что ответственность за результат лежит не только на тебе, но и на людях, которые специально учились работать с детьми.


Выслушайте всех, проанализируйте поведение

Как же вы можете помочь своему ребенку и его педагогам?

Проанализируйте собранную информацию, лучше всего – вместе с педагогами. Наверняка в ней будет содержаться ответ на вопрос: что происходит с ребенком. А мы поможем разобраться.


ТОП-5 причин плохого поведения ребенка в школе/детском саду

1. Непонимание

Попросите у педагога список правил, которые вам нужно донести до ребенка, а затем подробно проговорите их с малышом. Объясните ему, что их установили не просто так и почему важно соблюдать каждое из них. Например, во время урока нельзя разговаривать с соседом, вставать и ходить по классу, потому что это мешает детям слушать объяснения учителя. Поможет в этом деле и рисунки, и любимая детьми ролевая игра в детский сад/школу, где малыш-педагог внушает игрушкам правила поведения.

2.Низкий авторитет преподавателя

Дома ребенок слушается маму-папу, бабушек-дедушек, потому что он любит вас, доверяет и ценит ваши отношения. А еще у вас есть определенные рычаги влияния на него (разрешить смотреть мультики, дать сладкое). Педагог же – новый для него человек, доверия пока не заслуживший и практически никакого влияния на него не имеющий. Так зачем же его слушаться?

Помогите педагогу заработать авторитет у ребенка. Вы хорошо знаете своего малыша – его увлечения, сильные стороны. Подскажите преподавателю, как лучше себя вести и чем заинтересовать ребенка, чтобы он больше прислушивался к его словам.Педагогу, который знает индивидуальные особенности ребенка, проще заинтересовать его, предложив какой-то вид деятельности, который его точно увлечет. Скажем, поручить ему выступить на празднике, показав фокусы, или сделать доклад о динозаврах.

3.Отсутствие друзей или неумение общаться с детьми

Игры со сверстниками – одно из самых важных занятий в жизни ребенка. Однако не все дети понимают, как правильно взаимодействовать с другими ребятами и заводить друзей. В такой ситуации ребенок может начать драться, обзываться или привлекать к себе внимание ровесников разными шалостями. Прежде всего это относится к детям, которые недавно пришли в новый коллектив: только начали ходить в детский сад/школу или перевелись из другого образовательного учреждения.

  1. Подскажите ребенку правильный способ поведения в коллективе: скажем, не отбирать, а попросить игрушку, предложить поиграть вместе, позвать воспитателя.
  2. Важно, чтобы педагог провел работу по сплочению коллектива. Например, добавил в расписание командные игры, постановку театральных сценок, коллективную викторину, то есть что-то, чтобы твой ребенок действовал вместе с другими детьми и мог показать им себя с лучшей стороны.


4. Причины физиологического характера

Дети часто капризничают и плохо себя ведут, когда устают или хотят есть, когда им жарко, душно или они слишком долго сидят на одном месте.

Здесь все зависит от причины проблемного поведения. Если парта ребенка расположена возле окна и ему жарко от палящего солнца или работающей батареи, попросите пересадить его. Если ребенок хулиганит, когда голоден, а еду, которую дают в детском саду, он отказывается есть, договоритесь с воспитателем, чтобы он мог перекусывать домашней едой. Если ваш малыш очень подвижен и ему тяжело долго сидеть на одном месте, попросите педагога чаще делать перерывы в занятиях.

5. Когда родителям стоит пересмотреть свои методы воспитания

Бывают и наоборот: ребенок в школе/саду просто паинька, а дома с ним сладу нет. Причины часто те же самые: в образовательном учреждении он испытывает дискомфорт, но сдерживается, а потом спускает пар дома. Стоит проверить эту гипотезу! Но может быть и так: с чужими людьми ребенок не рискует капризничать, требуя своего (или попробовал, но не получилось). А родные всегда выполняют все его прихоти – вот он вьет из них веревки. Тогда родителям стоит пересмотреть свои методы воспитания.



Елена Петрусенко,

Причины плохого поведения в школе

Часто дети ведут себя так, если взрослые обращают внимание только на плохое поведение, а хорошее воспринимают как должное. Или когда им вдруг становится не до него. Например, если в семье произошли изменения: переезд, развод или появление нового члена семьи.
В младших классах это случается, если ребёнок не успел социализироваться до школы. Своим поведением он пытается добиться того же внимания, которое получал дома.

2. Школьник хочет добиться уважения сверстников и старших, но не знает, как это сделать. Поэтому конфликтует с учителями и всячески воюет со школьными правилами. Обычно таким образом ребёнок стремится обезопасить себя: нападает первым, потому что боится стать жертвой.

Чтобы помочь ребёнку почувствовать себя значимым, нужно дать ему больше самостоятельности — например, поручить несложные дела по дому, хвалить и отмечать школьные успехи.

Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели

3. У ребёнка накопились обиды на одноклассников, учителей или родителей, и он хочет отомстить. Зачастую гнев выплёскивается на взрослых или более слабых учеников.

Важно найти и устранить причины накопленных обид. Разбираться с последствиями не менее важно, но лучше всего делать это со специалистом. Психолог поможет ребёнку понять свои недовольства, страхи и прожить их безопасно для себя и других.

4. Ребёнок, отчаявшийся достичь успеха, сдаётся. Он становится безразличным и беспомощным, не реагирует на просьбы учителя и может весь урок заниматься своими делами. Далеко не всегда такое поведение вызвано скукой — чаще всего ученик просто не верит в свои силы.

Ребёнок не может быть плохим во всём — что-то у него точно получается. Важно замечать его достижения и обсуждать, что ему нравится делать и как ему это удаётся. Позже эти алгоритмы он сможет перенести на другие ситуации.

У плохого поведения могут быть и другие причины. Например, дурное влияние одноклассников, стресс из-за смены школы, учителя или проблем в семье. А, может быть, ребёнку просто неинтересно учиться, вот он и безобразничает.

Что делать с плохим поведением ребёнка в школе

Прежде всего следует не искать виноватых, а попробовать разобраться:

  • Как часто проявляется плохое поведение?
  • В каких ситуациях ребёнок безобразничает?
  • Кому адресованы его выходки?

Если ответить на эти вопросы трудно — обратитесь к психологу. Специалист поможет установить причину и даст рекомендации.

Помните, что поведение ребёнка нельзя изменить, не меняя поведения родителей. Поэтому хороший специалист работает со всей семьёй. Если психолог занимается только ребёнком и не включает в работу вас — глобальных изменений ждать не стоит.

Формируйте здоровое поведение в семье. Если ребёнок живёт в атмосфере взаимного уважения и чувствует себя нужным — скорее всего, у него не возникнет причин плохо вести себя в школе.

  • Дружите с ребёнком. Важно, чтобы ребёнок чувствовал себя нужным и понятым. Проводите время вместе, обсуждайте его увлечения, интересуйтесь успехами и неудачами.
  • Советуйтесь с ребёнком. Перед тем как принять решение, спросите мнения ребёнка: например, куда поехать в отпуск или что подарить сестре на день рождения. Прислушивайтесь к ребёнку, и он поймёт, что его мнение имеет значение.
  • ‍Научите ребёнка решать конфликты. Показывайте на своём примере, как достойно выходить из сложных ситуаций, находите такие примеры вместе — в жизни, в книгах и в кино.
  • Помогите ребёнку поверить в свои силы. Ему понадобится поддержка, чтобы заставить других уважать себя, а не бояться.
  • Формируйте здоровое поведение в семье. Если ребёнок живёт в атмосфере взаимного уважения и чувствует себя нужным — скорее всего, у него не возникнет причин плохо вести себя в школе.

Могут ли исключить ребёнка из школы за плохое поведение

За что именно могут отчислить

За нарушение устава школы и других внутренних правил (например, распоряжений завуча или директора).

При этом отчисление применяется, если:

  • ребёнок неоднократно нарушал дисциплину,
  • другие меры (замечания, выговоры) не дали результата,
  • учащийся нарушает права других учеников и работников школы,
  • действия нарушителя мешают работе школы,
  • ученик не выполняет учебный план — например, долго не посещает школу без уважительной причины.

Как происходит отчисление

Решение принимает школа, но учитывает мнение родителей. Также нужно согласие Комиссии по делам несовершеннолетних.

Директор отчисляет ученика и информирует об этом родителей в течение трёх учебных дней. Распоряжение директора можно обжаловать в Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Если это не помогло, можно обратиться в суд.

В течение года со дня отчисления директор школы может изменить решение по просьбе ребёнка или его родителей. Если за этот год к ребёнку не применят новые дисциплинарные меры, он сможет вернуться в школу.

Изображение на обложке: Faze design studio / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: