План урока по биологии 7 класс тип моллюски
Обновлено: 04.07.2024
Автор: Валиева Алсу Рифовна
Организация: МБОУ ''АСОШ №1'' Актанышского муниципального района РТ
Населенный пункт: Республика Татарстан, село Актаныш
Тема урока: Тип Моллюски.
Цель урока:
цель для достижения предметного результата:
цель для достижения метапредметного результата:
- содействие развитию умений самостоятельно ставить новые учебные и познавательные цели; обеспечение развития у учащихся умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения; содействие развитию умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей; обеспечение развития умений осуществлять самоконтроль, самооценку и познавательную рефлексию в отношений действий по решению учебных и познавательных задач;
создание условий для развития у школьников умений рационально использовать технические средства информационных технологий;
цель для достижения личностного результата:
Задачи урока:
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
-расширение у обучающихся представлений о моллюсках, их многообразии, значении в природе и в жизни человека.
Метапредметные:
1. регулятивные:
-использование на практике простейших правил планирования своей деятельности (выбор цели - выбор средств еѐ достижения - создание проекта - оценка результата);
-формирование понимания, что цель любой деятельности связана с конечным результатом.
2. познавательные:
-установление причинно-следственных связей, развитие умения получать, фиксировать информацию в различных формах.
- овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста.
3. коммуникативные:
-умение организовать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляций своей деятельности.
4. информационные:
-формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности с области использования информационно -коммуникационных технологии;
-развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды.
Личностные:
- формирование и развитие учебно-познавательного интереса учащихся к окружающему миру, бережное отношение к ней;
- развитие сотрудничества при работе в группе и в парах;
- развитие способности к самооценке;
- установка на здоровый образ жизни;
Тип урока: изучение новых знаний.
Трудовые действия учителя:
Обучение:
- формирование универсальных учебных действий;
- формирование мотивации к обучению;
- объективная оценка знаний обучающихся в соответствии с реальными возможностями детей;
- формирование у обучающихся умения применения в практике полученных знаний о моллюсках;
- стимулирование обучающихся к учебной деятельности при погружении в обстановку исследования.
Воспитательная деятельность:
- регулирование поведения учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
Развивающая деятельность:
- развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей;
- формирование системы регуляции поведения и деятельности.
Полный текст статьи см. в приложении.
Цель: создание условий для развития и углубления представлений о типе Моллюске, классе Брюхоногие, его роли в природе, разнообразии представителей класса Брюхоногие.
Образовательные: сформировать учащихся представление о многообразии, организации и значении брюхоногих моллюсков; рассмотреть причинно-следственные связи между особенностями строения, жизнедеятельностью и средой обитания улиток;
Развивающие: развивать интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы;
Воспитательные: продолжить работу по формированию экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей природе;
Коррекционные: формировать, различать и опознавать на слух речевой материал. Использование остаточного слуха для коррекции произношения, формирование навыков речи
Тип: открытия новых знаний
I . Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста!
Кожа-голова, кутикула- губа, кишечник-гигиена
Головоногие моллюски, дифференцированный кишечник
Наука направленная на сохранение и укрепление здоровья человека – гигиена.
Сердце качает кровь.
Повторение пройденного материала:
Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Для этого я вам предлагаю пройти тест (на листочках). Для проверки своих работ предлагаю вам поменяться своими тестами и проверить их.
Изучение новой темы:
Прочитайте план урока. Чем мы будем заниматься?
Роль в природе и значение для человека.
Рассказ учителя.
Брюхоногие моллюски (улитки) – самая многочисленная и разнообразная группа моллюсков. Она насчитывает около 90тыс. видов. Мы познакомимся с тремя видами: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.
Сегодня мы разберем внешнее, внутреннее строение и значение Брюхоногих моллюсков. Брюхоногие, обитают в морях, пресных водоемах, на суше.
Изучать особенности внешнего и внутреннего строения Брюхоногих мы будем на примере Большого прудовика.
Какое же внешнее строение имеют Брюхоногие моллюски?
Я вам раздам картинки, а вы их опишете.
А теперь я вам покажу картинку большого прудовика, и мы проверим, как вы описали внешнее строение большого прудовика.
Первую системы мы с вами заполним вместе.
Откроем учебник на стр 91.
Ротовое отверстие-терка-радула (язык)-глотка с слюнными железами -пищевод-желудок с протоками печени- кишка- анальное отверстие.
Урок по теме "Тип моллюски" предназначен для обучающихся 7 класса. Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, прописаны УУД регулятивные, личностные, коммуникативные, позновательные, логические, знаково - символические. Четко прописана деятельность учеников и учителя на уроке, предложены различные варианты заданий. Урок сопровождается показом прецентации и видео фрагментов.
Учитель: Чернуха Елена Григорьевна
Предмет:биология
Класс:7 класс
Тип урока:Изучение нового материала
Приборы и оборудование: учебник под редакцией Сонин Н.И., рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал (таблица), презентация, видеоролик.
Рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности животных типа Моллюски и их практическое значение
Образовательные: Формировать представление об особенностях внешнего и внутреннего строения моллюсков. Совершенствовать умение составлять схему, используя информацию, составлять опорную схему.
Способствовать развитию биологической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе на уроке.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, способность адекватно и бережно относиться к моллюскам.
- Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять и формулировать цель урока на основании предложенного материала; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями урока; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и биологических терминов.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:выбирать основания, критерии для сравнения, оценки и классификации объектов;
Логические УУД: умение составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подводить под понятия используемые для распознавания объекты; строить логические цепи рассуждений, доказательств; выявлять родо-видовых и ситуативно существенные признаки.
Знаково-символические УУД: обеспечение конкретных способов преобразования учебного материала, представление действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.
Планируемый результат
Знать особенности внешнего и внутреннего строения моллюсков, а также особенновсти их жизнедеятельности.
Уметь различать моллюсков на основании внешних признаков. Уметь правильно формулировать определения понятий изучаемой темы (моллюски, двухстворчатые, брюхоногие, головоногие и т. д).
Уметь составлять схему к теоретическому материалу, используя систему условных обозначений.
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).
Уметьоформлять свои мысли в устной и письменной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия
Тип Моллюски, Класс Брюхоногие, Класс Двустворчатые, Класс Головоногие, мантия, мантийная полость, раковина, щупальца.
Межпредметные связи
География, экология, физика, русский язык.
- дополнительные
-Учебник Биология 7 класс В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, стр. 134 - 141
Тетради по биологии.
карточки разных цветов (красные, зеленые, оранжевые)
Организация пространства (формы работы)
Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа
Технология проведения
Деятельность
Деятельность
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
I. Мотивация к учебной деятельности (5мин)
-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
Слушают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
Разгадывают ребус и высказывают свои мнения, о чем пойдет речь на уроке.
– Показать роль моллюсков в природе и практическое значение для человека.
Задачи:
– Обобщить и систематизировать знания о моллюсках;
– Развивать навыки сравнения, умения использовать информационные технологии при подготовке к уроку и на уроке, применять элементы современных образовательных технологий на уроке;
– Воспитывать чувство бережного отношения к природе, экологическое понимание аспектов природы.
ХОД УРОКА
II. Когда – то давно, еще в начале XX века, два мальчика, два брата переселились со своей большой семьей в Петербург.
Мальчики очень любили гулять вместе.
Они покупали у торговки семечки и отправлялись в Румянцевский лес. И старший – поэт и книгочей – рассказывал сочиняемые на ходу истории. Это были целые повести и романы, полные самых невероятных приключений и подвигов.
Для младшего это была школа творчества. Вскоре он и сам принялся рассказывать свои друзьям такие истории, писать стихи, читать запоем. Но не меньше, чем литература, его влекла наука.
Мальчик стал инженером – химиком, создал проект первого в России завода эфирных масел.
А старший брат стал одним из первых детских писателей страны:
Жил человек рассеянный
На улице Басеянной.
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне.
С цифрой пять на медной бляшке,
В синей форменной фуражке.
Это - Самуил Яковлевич Маршак.
Адрес электронной почты школы:
адрес моей почты:
Что общего в адресах:
Японцы же наладили промышленное производство искусственного жемчуга на специальных фермах.
А теперь немного истории.
Легенда рассказывает, что первыми открыли пурпур финикийцы, и вот каким случайным образом: собака пастуха царя Финикса (который правил городом Тиром в половине 2-го тысячелетия до нашей эры) случайно разгрызла валявшуюся на берегу раковину мурекса, и тут же ее морда стала пурпурно-кровавой. Интересно, что сама железа живого моллюска выделяет не пурпурный, а желтоватый секрет. Тот, полежав на солнце некоторое время, сам собой перекрашивается: сначала делается зеленым, затем синим, темно-красным и, наконец, красно-фиолетовым. Полученный пурпур в течение нескольких веков был самым ценным из всех красителей.
И конечно, наша родина – курский край.
Почти все из вас были в усадьбе князей Барятинских – Марьино. Основатель ее – граф Ивани Иванович Барятинский имел от двух браков 8 детей: 4 сыновей и 4 дочерей. Старший – Александр Иванович – и привез в Курскую область виноградную улитку.
Итак, вы уже догадались, что тема нашего сегодняшнего урока:
Моллю́ски, или мягкоте́лые (лат. Mollusca). Оценка общего количества видов моллюсков колеблется в разных публикациях в диапазоне от 100 до 200 тысяч. В России насчитывают около 2900 видов. Этот тип обычно делят на 9 или 10 классов, два из которых полностью вымерли. Моллюски освоили практически все среды обитания: морские и пресноводные водоёмы, почву, наземно-воздушную среду. Некоторые моллюски стали временными или постоянными паразитами других животных.
(просмотр видеофильма о моллюсках).
Чтобы побольше узнать о знакомых незнакомцах, мы проведем необычную работу.
Учитель биологии Маргарита Николаевна – очень занятой человек. Поэтому ей некогда готовить презентации к каждому уроку. Таблицы в магазинах тоже не продают. Помогите Маргарите Николаевне сделать таблицу по данной теме.
1. Классификация (тип, классы).
2. Общая характеристика класса, особенности строения, жизнедеятельности.
4. Интересные факты.
Материал кейса: §11,12
Моллюски распространены по всему земному шару и встречаются как на суше, так и в морях и океанах(особенно в прибрежной зоне). Сравнитель-но небольшое число видов освоило пресные и солоноватые водоёмы. Самые глубоководные моллюски обнаружены в Марианской впадине на глубине около 11 000 м, а сухопутные улитки встречаются от тундры до тропиков и от низин до верхних поясов в горах.
Наиболее общими характеристиками моллюсков можно считать отсутс-твие сегментации и билатеральную симметрию. Следует, однако, отметить, что у разных их групп тело становится асимметричным в результате смеще-ния или неравномерного роста различных органов. Особенно ярко ассимет-рия выражена у брюхоногих моллюсков. Более конкретными объединяющи-ми признаками служат наличие мантии и мантийной полости, выполняющей дыхательную и выделительную функции, а также строение нервной системы.
Тело моллюсков, как правило, состоит из трёх отделов: головы, ноги и туловища, которое подразделяется на висцеральную массу (внутренностный мешок) и мантию с мантийным комплексом органов. У представителей класса Caudofoveata нога отсутствует. Двустворчатые же моллюски вторично утрачивают голову. Туловище содержит все основные внутренние органы.
Большинство моллюсков могут передвигаться с помощью ноги. У голо-воногих моллюсков нога трансформирована в щупальца. Одна из характер-ных особенностей моллюсков — минерализированная раковина. У большин-ства головоногих раковина отсутствует. Характерным для моллюсков явля-ется особый ротовой орган — радула. У двустворчатых радула (как и вся голова) полностью редуцирована.
Жизненные циклы моллюсков также весьма разнообразны. Сухопутные моллюски и класс головоногих развиваются без промежуточных форм, а у других классов существуют личиночные формы. Многие виды моллюсков (в основном сухопутные и пресноводные) оказались перед угрозой вымирания в результате человеческой деятельности и находятся под охраной.
Продолжительность жизни у моллюсков сильно варьирует. В то время как многие виды моллюсков живут по нескольку месяцев или даже недель, среди двустворчатых встречаются представители с наибольшей продолжи-тельностью жизни среди Metazoa — свыше 400 лет. К этому классу также от-носится большая часть видов животных, чья продолжительность жизни обычно составляет до 150 лет. Так, у морской двустворки Panopea abrupta, пресноводной двустворки Margaritifera margaritifera и океанского венуса Arctica islandica максимальная продолжительность жизни составляет 163, 190 и 405 года соответственно.
Моллюски являются важным источником питания для человека, а также источником материалов, служащих сырьём для предметов роскоши, таких как перламутр, жемчуг, пурпур и виссон. Вместе с тем некоторые моллюски являются сельскохозяйственными вредителями, а некоторые могут представлять прямую угрозу для человека.
Читайте также: