Что говорит автор об отношении матрены к богу кратко

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Автор: преподаватель русского языка и литературы Луферчик Ангелина Станиславовна

Тип урока: комбинированный

Понять, как сложно настоящему художнику творить;

Доказать, что идейно – художественные искания автора находятся в сфере духовно – нравственного мировоззрения.

Выявить особенности художественного исследования жизни писателя, диапазон идейно – художественных исканий Солженицына.

Основной вопрос: Кто же Матрена – жертва или святая? Прав ли Солженицын, назвав Матрену праведником?

Основная задача: подвести студентов к пониманию того, что в жизни при любых обстоятельствах нужно оставаться Человеком.

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний и умений.

Новая тема. Слово учителя.

А. И. Солженицын. Сведения из биографии.

Увлекшись литературой, он после окончания школы, однако, поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. Занятие точными науками не отвлекало от литературных упражнений. 1941 год в биографии Александра Исаевича Солженицына ознаменован окончанием университета (причем, с отличием). За год до этого он женился на Решетковской. В 1939 Александр поступил в институт философии, литературы и истории Москвы, но из-за войны прервал обучение.

Биография Солженицына насквозь пропитана интересом к истории своей страны. С началом войны, не смотря на слабое здоровье, стремился на фронт. После призвания и года службы, был отправлен в Костромское военное училище, где получил звание лейтенанта. Александр Солженицын с 1943 года был командиром батареи звуковой разведки. За военные заслуги награжден двумя почетными орденами, позже стал старшим лейтенантом, затем капитаном. В тот период в биографии Александра Исаевича Солженицына были написаны многие литературные произведения (в частности – дневники).

Творчество Солженицына.

Творчество Солженицына в последнее время заняло подобающее ему место в истории отечественной литературы 20 века. Современные последователи творчества Солженицына больше внимания уделяют, на мой взгляд, политическим, философским, историческим аспектам. Лишь касаясь художественных особенностей произведений, очень многое остается за пределами внимания критики.

Большой писатель – всегда фигура неоднозначная. Вот и в творчестве Солженицына трудно понять и осознать, принять все безоговорочно, разом.

Солженицын – явление русской литературы, художник мирового масштаба. Оставаясь в любви к своей Родине, земле, людям, Солженицын в то же время поднимается до трагических, страшных моментов истории нашей.

Весь творческий процесс писателя, на мой взгляд, - это прежде всего процесс внутреннего борения и самоусовершенствования. Внутреннее усовершенствование дается, во-первых, огромным знанием жизни, соприкосновением большой культурой, беспрестанным чтением хорошей литературы. Писатель всегда, если он настоящий писатель, был над жизнью. Всегда немножко впереди, выше. И всегда должен иметь возможность оглянуться назад, осмыслить время.

Как сложно настоящему художнику творить. Надо иметь огромное мужество, благородство и культуру – внутреннюю культуру, – чтобы подняться над своими обидами.

Вопросы к студентам:

1.История создания рассказа.

2. Какова композиция рассказа?

3.1. Кто такая Матрена Васильевна?

Почему у нее много обид накопилось?

Почему ей приходилось воровать?

3.5. Почему она была нужным человеком в селе?

4.Сопоставьте Матрену и Фаддея. Почему они такие разные?

5.Что говорит автор об отношении Матрены к богу?

6. Каково отношение людей к ней? Почему ее никто не понимал?

7. Кто виноват в гибели Матрены?

8. Каково отношение рассказчика к героине? Что у них общего?

9. Каково отношение автора к героине?

10. .Прав ли Солженицын, назвав Матрену праведником?

Вопросы к студентам:

Вспомните евангельскую притчу о сестрах Марфе и Марии.

Как выдумаете, с какой из сестер сопоставима Матрена; обоснуйте свой ответ.

3. Выпишите из текста слова, характеризующие главную героиню.

Слово учителя.

Повествование в рассказе передано рассказчику, Игнатьичу, вернувшемуся летом 1956 года из казахстанской ссылки просто в Россию.

Но начинается рассказ не с этого. Давайте обратимся к тексту. (зачитывается начало)

Вывод: этот своеобразный зачин предваряет повествование о событиях поистине трагических. Но речь о них далеко впереди…

Вопросы к студентам:

- Какова композиция рассказа?

( состоит из 3 частей; тем самым обозначены обстоятельства, при которых постепенно открывается образ главной героини)

- Как же трактовать ее образ?

С одной стороны, ее можно рассматривать как жертву власти и алчности людей. Но с другой,- жалкой и несчастной ее не назовешь. Через суровые испытания прошла эта женщина, но сохранила в своей душе христианский огонь любви к людям, осталась верна законам нравственности, уберегла свою совесть. Так кто же она – жертва или святая?

Обратимся к тексту.

- Кто такая Матрена?

- Почему у нее много обид накопилось?

- Почему ей приходится воровать?

- Почему она была нужным человеком на селе?

Итак, уже в 1 части мы можем видеть не только изображение автором суровой действительности, но и слышать его горестный, сострадательный голос. Обратите внимание на мастерство Солженицына в изображении характеров, его умение наблюдать за людьми и понимать их. В размеренных зарисовках предстает перед нами образ не только одинокой и обездоленной женщины, но и редкого человека с безмерно доброй и бескорыстной душой.

Главная героиня: НИЧЕГО НЕ ИМЕЯ, ЭТА ЖЕНЩИНА УМЕЕТ ОТДАВАТЬ.

- Главное в рассказе – нравственно – духовное содержание.

Что говорит автор об отношении Матрены к богу? (обращение к тексту).

И все же все ее поступки как бы освящены особой святостью, не всегда понятной окружающим.

Каково отношение людей к ней? Почему ее никто не понимал?

( не могут ее понять стяжатели, корыстные, завистливые люди.)

-Кто виноват в гибели Матрены?

( ее убила чужая корысть, алчность – эта вечная разрушительница жизни, которая не выбирает жертв, а делает ими всех, кто оказался в поле ее воздействия. Через 40 лет Фаддей выполнил свою угрозу. Ударил: по Матрене, по сыну, по дочери и по своей душе, утратившей покой из – за жалких бревен горницы)

- Каково отношение рассказчика к героине? Что у них общего?

( оба деликатны; у обоих отсутствует досаждающее любопытство к жизни другого; их объединяет благородство души, сострадание, сочувствие к людям; они единомышленники.)

- Каково отношение автора к Матрене?

( … она и есть тот самый праведник…)

Домашнее задание.

Выводы. Итоги урока.

Жить так праведно, в ущерб себе, в заботе о других - такая перспектива многих не устраивает. Каждому хочется себе другой судьбы.

Мечты могут и не сбыться, счастье – не состояться, успех – не прийти. Но каждый человек должен пройти свой путь, каким бы он ни был, сохранив в себе мужество, человечность, благородство, не убить то высокое, что заложено в нем самой природой.

Что прежде всего подвигает русского человека на праведничество?

Христианская вера. Заповеди Божии регулируют его поведение, взаимоотношения с людьми, обусловливают его мирочувствование, миропонимание.

Матрена была старательным воцерковленным усердным человеком: “святой угол в чистой избе”, “иконка Николая Угодника”. Она зажигает лампадку “во время всенощной (церковная ночная служба) и с утра по праздникам.)

“Только грехов у нее было меньше, чем у колченогой кошки, та – мышей душила”.

твердо соблюдает традиции и правила жизни воцерковленного человека (домашние иконы, так как церковь за “5 верст”).

Игнатьич говорит, что всякое дело она начинала “с Богом!” и его провожала в школу, говоря всякий раз “С Богом!”. “Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь притеснить”. Причина скрытности Матрены в том, что в годы советской власти приучали верующих таиться.

Матрена умеет радоваться жизни, душа ее светла, не омрачена злом и завистью, у нее и лицо красивое.
Она добра и приветлива:”И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за

Матрена трудолюбива, труд – лекарство от болезней, недугов.
По первому приказу Матрена идет на колхозные работы, совестливая Матрена стыдится плохой работы “ни к столбу, ни к перилам…” Но не только колхоз, а любая… из тальновских баб могла прийти и пригласить Матрену “убирать картовь”.
“Ни труда, ни добра своего Матрена не жалела никогда”. Искреннее, теплое, идущее от сердца чувство христианской любви к людям движет поступками Матрены. Сила ее и слабость заключались в том, что она не может отказать в помощи нуждающимся.

В работе, в “труде великом” раскрываются терпение, безотказность, бескорыстие, отсутствие зависти и радость за благополучие других. Труд оценивается традиционной христианской этикой как необходимое, возвеличивающее праведное дело. Матрена наделена даром искренней радости за успехи других.

“…Была больна, но не считалась инвалидом”. Матрена – многострадальная крестьянка. Страдание – неизбежный спутник жизни человека. “Страдание очищает душу”.

” Матрена умеет прощать, умеет примириться сердцем, не питая вражды за обиду. Для нее нормальное состояние не злоба и воинственность, а доброта и смирение.)

Матренин двор-символ особого устройства, “лада”, где есть труд и честность, доброта и терпение, согласие с самим собой и сопричастность всему сущему. Матрена живет по канонам, завещанным предками, по правилам, которые считает незыблемыми.

Героиня несет в себе спасительное начало. Пережить то, что пережила Матрена, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, чутким, не озлобиться на судьбу и на людей, сохранить до старости “лучезарную улыбку” – какие же душевные силы нужны для этого!

Матрена обладает бесконечным смирением, не требующим от нее никакого напряжения воли. Она не предается греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг. Матрена может довольствоваться малым – тем, что имеет: ей не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства.

Праведничество Матрены основано на ее безразличии к материальным ценностям.

Положительные герои Солженицына – зек Щ-854 и старая крестьянка – простые и внешне незаметные люди. Именно они и есть праведники, без которых, как сказал Солженицын, не стоит ни село, ни город.

Матрёна была старательным воцерковлённым усердным человеком:
“святой угол в чистой избе”, “иконка Николая Угодника”.
Она зажигает лампадку “во время всенощной (церковная ночная служба)
и с утра по праздникам. )
“Только грехов у неё было меньше, чем у колченогой кошки,
та - мышей душила”.

Матрёна достаточно твёрдо соблюдает традиции и правила
жизни воцерковлённого человека (домашние иконы, так как
церковь за “5 вёрст”).
Игнатьич говорит, что всякое дело она начинала “с Богом! ”
и его провожала в школу, говоря всякий раз “С Богом! ”.
“Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь
меня или боясь притеснить”.

Урок -семинар с элементами творческого практимума по рассказу А.Солженицына "Матренин двор".

ВложениеРазмер
urok_literatury_v_11_kl._a.solzhenicyn_matrenin_dvor.doc 47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-семинар с элементами творческого практикума

в 11 классе по творчеству А.И.Солженицына.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 8 г.Томмот Алданского района РС(Я)

Сергеенко Людмила Вячеславовна.

УРОК- СЕМИНАР С ЭЛЕМЕНТАМИ ТВОРЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА

ЦЕЛЬ : проанализировать текст ; доказать, что идейно – художественные искания автора находятся в сфере духовно – нравственного мировоззрения.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС: Кто же Матрена – жертва или святая? Прав ли Солженицын, назвав Матрену праведником?

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА: подвести учащихся к пониманию того, что в жизни при любых обстоятельствах нужно оставаться ЧЕЛОВЕКОМ.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1.История создания рассказа.

2. Какова композиция рассказа?

- Кто такая Матрена Васильевна?

- Почему у нее много обид накопилось?

- Почему ей приходилось воровать?

- Почему она была нужным человеком в селе?

6.Сопоставьте Матрену и Фаддея. Почему они такие разные?

7.Что говорит автор об отношении Матрены к богу?

8.Каково отношение людей к ней? Почему ее никто не понимал?

9.Кто виноват в гибели Матрены?

10.Каково отношение рассказчика к героине? Что у них общего?

11.Каково отношение автора к героине?

12.Прав ли Солженицын, назвав Матрену праведником?

  1. Вспомните евангельскую притчу о сестрах Марфе и Марии.

Как выдумаете, с какой из сестер сопоставима Матрена; обоснуйте свой ответ.

3. Выпишите из текста слова, характеризующие главную героиню.

1 .Слово учителя.

Повествование в рассказе передано рассказчику, Игнатьичу, вернувшемуся летом 1956 года из казахстанской ссылки просто в Россию.

Но начинается рассказ не с этого. Давайте обратимся к тексту.

ВЫВОД: этот своеобразный зачин предваряет повествование о событиях поистине трагических. Но речь о них далеко впереди…

2.БЕСЕДА С УЧАЩИМИСЯ.

а / Какова композиция рассказа?

( состоит из 3 частей; тем самым обозначены обстоятельства, при которых постепенно открывается образ главной героини)

б / Как же трактовать ее образ?

С одной стороны, ее можно рассматривать как жертву власти и алчности людей. Но с другой,- жалкой и несчастной ее не назовешь. Через суровые испытания прошла эта женщина, но сохранила в своей душе христианский огонь любви к людям, осталась верна законам нравственности, уберегла свою совесть. Так кто же она – жертва или святая?

Обратимся к тексту.

- Кто такая Матрена?

- Почему у нее много обид накопилось?

- Почему ей приходится воровать?

- Почему она была нужным человеком на селе?

Итак, уже в 1 части мы можем видеть не только изображение автором суровой действительности, но и слышать его горестный, сострадательный голос. Обратите внимание на мастерство Солженицына в изображении характеров, его умение наблюдать за людьми и понимать их. В размеренных зарисовках предстает перед нами образ не только одинокой и обездоленной женщины, но и редкого человека с безмерно доброй и бескорыстной душой.

НИЧЕГО НЕ ИМЕЯ, ЭТА ЖЕНЩИНА УМЕЕТ ОТДАВАТЬ.

Характер Матрены во 2 и 3 части дан в сопоставлении с другими персонажами и прежде всего – с Фаддеем, человеком, которого она любила. Обратите внимание, как рассказывает Матрена о своем прошлом.

( необычайное волнение; столько долгих лет грела ее сердце любовь к нему. А Фаддей ? Ничто не дрогнуло в нем при виде мертвой Матрены. Он заботится только о разделе ее имущества.

Почему они такие разные?

( ответ в сопоставлении героев: как бы тяжела ни была судьба, она только ярче проявляет меру человеческого в каждом из людей.

е / Главное в рассказе – нравственно – духовное содержание.

Что говорит автор об отношении Матрены к богу? (обращение к тексту)

И все же все ее поступки как бы освящены особой святостью, не всегда понятной окружающим.

Каково отношение людей к ней? Почему ее никто не понимал?

( не могут ее понять стяжатели, корыстные, завистливые люди.)

ж/ Кто виноват в гибели Матрены?

( ее убила чужая корысть, алчность – эта вечная разрушительница жизни, которая не выбирает жертв, а делает ими всех, кто оказался в поле ее воздействия. Через 40 лет Фаддей выполнил свою угрозу. Ударил: по Матрене, по сыну, по дочери и по своей душе, утратившей покой из – за жалких бревен горницы)

з/ Каково отношение рассказчика к героине? Что у них общего?

( оба деликатны; у обоих отсутствует досаждающее любопытство к жизни другого; их объединяет благородство души, сострадание, сочувствие к людям ; они единомышленники.)

и/ Каково отношение автора к Матрене?

( … она и есть тот самый праведник…)

Сестры Марфа и Мария. (евангельская притча)

Недалеко от Иерусалима находилось селение Вифания. В нем жили две сестры – Марфа и Мария и их брат Лазарь. Все трое очень любили Иисуса и приглашали его к себе.

Однажды Иисус пришел к ним, и Мария сразу села у Его ног слушать Его слово. Марфа же заботилась о большом угощении. Ей не нравилось, что Мария не помогала ей. Поэтому она подошла к Иисусу и сказала:

- Господи! Или тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне.

Иисус же сказал ей в ответ:

- Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.

1. С какой из сестер сопоставима Матрена? Почему?

3. Выпишите из текста слова, характеризующие главную героиню.

4. Прав ли Солженицын, назвав Матрену праведником?

Жить так праведно, в ущерб себе, в заботе о других - такая перспектива многих не устраивает. Каждому хочется себе другой судьбы.

Мечты могут и не сбыться, счастье – не состояться, успех – не прийти. Но каждый человек должен пройти свой путь, каким бы он ни был, сохранив в себе мужество, человечность, благородство, не убить то высокое, что заложено в нем самой природой.

5. Домашнее задание.

Читайте также: