Виды педагогических систем которые относятся к системе детский сад

Обновлено: 08.07.2024

Название работы: Виды педагогических систем

Предметная область: Педагогика и дидактика

Описание: Виды педагогических систем В педагогической лексике теоретиков и практиков педагогики довольно часто в разных контекстах употребляется понятие система (система обучения, воспитания, система методов, средств и т.п.). Однако при использовании этого .

Дата добавления: 2013-02-06

Размер файла: 20.74 KB

Работу скачали: 128 чел.

Виды педагогических систем

По Л.Ф. Спирину, любое объединение людей, где ставятся педагогические цели и решаются образовательно-воспитательные задачи, надо рассматривать как педагогическую систему.

Схема 1 - Виды педагогических систем

Рассмотрение сущности педагогической системы будет неполным без анализа ее видового многообразия: одна и та же сущность имеет разные формы проявления (схема 1).

Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую ему систему воспитания как наиболее общую педагогическую систему. Она, в свою очередь, своими подсистемами имеет все социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции и объединяющиеся в систему образования. Ведущей подсистемой в системе образования является общеобразовательная школа. Для эффективного функционирования педагогических систем, имеющих целью воспитание подрастающего поколения, общество создает систему подготовки воспитателей - средние специальные и высшие педагогические учебные заведения как педагогические системы.

Аналогично варианты педагогических систем могут быть прослежены в общей системе профессионального образования. К особым педагогическим системам есть все основания отнести учреждения дополнительного образования (музыкальные, спортивные школы, станции юных натуралистов, юных техников, туристов и т.п.).

Любое образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежат нетрадиционные подходы, идеи, можно отнести к авторским педагогическим системам, назвать авторской школой. К ним по праву можно причислить педагогические системы Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.А. Караковского и многие другие системы педагогов-классиков, современных педагогов-новаторов и руководителей учебно-воспитательных учреждений.

Структура педагогической системы

В сложном вопросе о компонентном составе педагогической системы среди исследователей нет единства взглядов. Это объясняется тем, что выбор компонентов, т.е. подсистем, может иметь различные основания, является в известной мере интуитивным творческим актом. С другой стороны, педагогическая система может исследоваться в статике и в динамике как педагогический процесс. Для представления о педагогической системе достаточно выделения четырех взаимосвязанных компонентов: педагогов и воспитанников (субъектов) содержания образования и материальной базы (средств) (схема 2).

Взаимодействие компонентов педагогической системы порождает педагогический процесс. Другими словами, она создается и функционирует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса. Функция педагогической системы - осуществление целей, которые задаются ей обществом.

Схема 2 - Структура педагогической системы

педагогический система деятельность

Рассмотрим структуру педагогической системы, разработанную профессором В.П. Симоновым и дополненную профессором Л.Ф. Спириным.

Каждая из педагогических систем возникает с определенными целями и выполняет определенные функции. Рассмотрим, например, цели создания малой педагогической системы – спортивной секции: укреплять здоровье учеников, развивать их физические качества – и большой педагогической системы – педагогического института: профессионально обучать человека, чтобы он овладел педагогической специальностью.

Значит, педагогические системы различаются, прежде всего, своими целями. В системе налицо управляющие педсистемы (учителя, воспитатели) и управляемые педсистемы (воспитуемые). Каждая личность воспитанника является не только объектом педагогической деятельности, но и субъектом собственной деятельности, саморазвития, самовоспитания. В учебно-воспитательном процессе школьники участвуют в конкретных видах деятельности (учебной, эстетической, трудовой, спортивной и т.д.). Именно в них реально осуществляется саморазвитие и формирование личности.

Понятие педагогической деятельности

Педагогическая деятельность по Б.Т. Лихачеву – особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и другими целями общества.

Своеобразную трактовку понятия педагогической деятельности дает Л.Ф. Спирин, профессор Костромского государственного педагогического университета, разделяя взгляды на деятельность таких видных ученых, как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, П.С. Граве, О.А. Конопкина, И.С. Ладенко, Г.Л. Павличкова, В.П. Симонов. Их взгляды позволяют рассматривать деятельность учителя как в аспекте методологического понимания деятельности человека вообще, так и в узкопрофессиональном ее понимании.

Педагогическая деятельность организует объективный процесс воспитания, ускоряет и улучшает подготовку детей к жизни, т.к. она вооружена:

педагогической теорией (теоретическими знаниями);

педагогическим опытом (практическим опытом);

системой специальных учреждений.

Педагогическая деятельность опирается на научную педагогическую теорию, которая занимается изучением: законов воспитания; воспитательного влияния жизненных условий; их требований к человеку. Тем самым научная педагогическая теория вооружает педагогическую деятельность достоверными знаниями, помогает ей стать глубоко осознанной, эффективной, способной к разрешению возникающих противоречий.

Начальный компонент педагогической деятельности – знание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку (т.е. учитель должен знать, какого человека надо воспитывать для общества).

Второй компонент педагогической деятельности – многообразные научные знания, умения, навыки, накопленные человеком в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям. В результате освоения этих основ у человека формируется осознанное отношение к жизни – мировоззрение.

Третий компонент педагогической деятельности – собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция.

Четвертый компонент педагогической деятельности – высочайшая гражданская, нравственная, эстетическая, экологическая и др. культура ее носителя.

Профессор Н.В. Кузьмина в структуру педагогической деятельности включает следующие компоненты, рассматривая педагогическую деятельность как цикл этапов педагогического управления:

Функциями педагогической деятельности являются:

Передача знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения у воспитанников.

Развитие интеллектуальных сил и способностей подрастающего поколения, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер.

Формирование нравственного поведения учащихся на основе сознательного усвоения нравственных принципов и навыков поведения в обществе.

Формирование эстетического отношения к действительности (учить распознавать прекрасное и безобразное, отстаивать прекрасное).

Укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.

Все эти функции педагогической деятельности взаимосвязаны. Передача ребенку знаний, умений, навыков, организация его многообразной деятельности закономерно влечет за собой развитие его сущностных сил, потребностей, способностей, дарований. Функции педагогической деятельности направлены на формирование разносторонне развитой личности учащихся.

Центральным звеном всякой педагогической деятельности являются цели воспитания детской личности. Цель – это предвидение желаемого, возможного конечного результата деятельности. Педагогическая цель отражает в себе философские, экономические, нравственные, правовые, эстетические, биологические представления общества о совершенном человеке и его предназначении в жизни общества. Значит, цели работы учителя определяются обществом, т.е. учитель не свободен в выборе конечных результатов своего труда.

В педагогической лексике теоретиков и практиков педагогики довольно часто в разных контекстах употребляется понятие "система" (система обучения, воспитания, система методов, средств и т.п.). Однако при использовании этого термина в него часто не вкладывается изначальный истинный смысл. Система - выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление.

Как искусственная, специально, в силу объективных законов развития общества, организованная, педагогическая система находится под постоянным "контролем" общества, т.е. той социальной системы, частью которой она является. Но поскольку взаимодействие по линии метасвязи (внешней для педагогической системы) идет не сплошным потоком, а избирательно (отдельными гранями, свойствами), то изменения педагогической системы, ее перестройка и адаптация находятся в зависимости от того, на какой или на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствование содержания образования, заботу о материальном положении учителя и т.п. Важно заметить, что именно этот механизм вскрывает природу взаимодействия компонентов педагогической системы и является своеобразным ключом для понимания многих типичных ошибок в принятии управленческих решений в сфере народного образования на всех уровнях. Причины многих неудачных попыток совершенствования педагогических систем кроются в несистемном, локальном подходе к преобразованию элементов.

В сложном вопросе о компонентном составе педагогических систем среди исследователей нет единства взглядов. Это объясняется тем, что выбор компонентов, т.е. подсистем, может иметь различные основания, является в известной мере интуитивным творческим актом. С другой стороны, педагогическая система может исследоваться в статике и в динамике как педагогический процесс. Для представления о педагогической системе в статике достаточно выделения четырех взаимосвязанных компонентов: педагогов и воспитанников (субъектов) содержания образования и материальной базы (средств).

Взаимодействие компонентов педагогической системы порождает педагогический процесс. Другими словами, она создается и функционирует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса. Функция педагогической системы - осуществление целей, которые задаются ей обществом.

Рассмотрение сущности педагогической системы будет неполным без анализа ее видового многообразия: одна и та же сущность имеет разные формы проявления.

Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую ему систему воспитания как наиболее общую педагогическую систему. Она, в свою очередь, своими подсистемами имеет все социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции и объединяющиеся в систему образования. Ведущей подсистемой (системообразующей) в системе образования является общеобразовательная школа. Для эффективного функционирования педагогических систем, имеющих целью воспитание подрастающего поколения, общество создает систему подготовки воспитателей - средние специальные и высшие педагогические учебные заведения как педагогические системы. Проявляя заботу об уровне профессиональной квалификации, общество создает разного уровня педагогические системы профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Виды педагогических систем различаются не своими сущностными характеристиками (они совпадают), а исключительно их назначением и, как следствие, особенностями организации и функционирования. Так, в системе дошкольного воспитания основной является педагогическая система "детский сад", а ее вариантами - педагогическая система круглосуточных детских садов, садов для детей с ослабленным здоровьем и т.п.

В системе общеобразовательной подготовки основой является педагогическая система "школа" с вариантами в зависимости от режимов работы: традиционный, полуинтернатный (школы с продленным днем), интернатный (школа-интернат, детский дом, суворовские и нахимовские училища и т.п.). Вариантами педагогической системы "школа" являются альтернативные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи и др.

Аналогично варианты педагогических систем могут быть прослежены в общей системе профессионального образования. К особым педагогическим системам есть все основания отнести учреждения дополнительного образования (музыкальные, спортивные школы, станции юных натуралистов, юных техников, туристов и т.п.).

В специальной литературе термин "педагогическая система" употребляется довольно неоднозначно. Во многих случаях под него подводятся отдельные составные части педагогического процесса, совокупность организационных форм и т.п. Например, кружки, секции, клубы, трудовые объединения школьников, детско-юношеские общественные организации. Широкое хождение и тоже с неоднозначным смыслом наряду с понятием "педагогическая система" в педагогической литературе (особенно в последние годы с появлением так называемых авторских школ) имеют понятия "воспитательная система" и "дидактическая система". При этом традиционные понятия "система воспитания" и "система обучения" не тождественны им, хотя сплошь и рядом можно видеть смешение этих разнящихся по смыслу понятий. Если "система воспитания" и "система обучения" относительно самостоятельные, условно выделяемые части педагогической системы, которые в своей диалектической взаимосвязи ее образуют, то воспитательная и дидактическая системы - средства эффективного решения школой своих задач. Воспитательная и дидактическая системы не что иное, как педагогическая система в динамике, как педагогический процесс. Термины "воспитательная система" и "дидактическая система" выражают те доминирующие задачи, для решения которых они создаются; это, однако, не означает, что в первом случае не предусматриваются элементы обучения, а во втором не предполагается воспитание в процессе обучения.

Любое образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежат нетрадиционные подходы, идеи, можно отнести к авторским педагогическим системам, назвать авторской школой. К ним по праву можно причислить педагогические системы Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко, В. А. Сухомлинского, В. А. Караковского и многие другие системы педагогов-классиков, современных педагогов-новаторов и руководителей учебно-воспитательных учреждений.

Виды педагогических систем

Существуют четыре вида педагогических систем:

  • Малые,
  • Средние,
  • Большие,
  • Супербольшие.

Подобная классификация создана на основе распространения данных систем. Чтобы легче было понять данное явление, можно привести пример двух средних общеобразовательных школ, в которых обучение осуществляется по одинаковым государственным стандартам образования, но педагогическая система используется разная. В одной школе может делаться упор на проблемный метод в обучении, а в другой – на повышение уровня культурного самосознания.

  • Так, первый вид педагогических систем, малые системы – это отдельные системы обучения и воспитания, которые могут применяться конкретным педагогом и варьироваться в зависимости от его взгляда на пути решения поставленных целей и задач обучения. Например, педагогическая система ведения дневника наблюдений за изменениями погоды на уроках географии, или система ведения журнала успехов в трудовом обучении.
  • Второй вид – средние педагогические системы – это системы деятельности какого-либо отдельного учебного заведения в целом, которые сосуществуют с малыми системами и взаимосвязаны с ними. Примером этому может послужить педагогическая система рейтинга учащихся, применяемая во многих средних общеобразовательных школах.
  • Третий вид педагогических систем – большие педагогические системы – это тот их вид, который нашел широкое распространение и применение в масштабах какого-либо отдельного района или города. Например, в Советском районе города Новосибирска особое внимание уделяется приобщение старшеклассников к научной деятельности.
  • И, наконец, последний вид педагогических систем – супербольшие системы – это тот вид, который применяется в географическом масштабе целого региона, края или республики. Такие педагогические системы во многом связаны с этнокультурными традициями обучения и воспитания. Примером существования подобных систем следует отметить Республики Татарстан и Башкортостан. А в других регионах с преобладанием особого национального состава могут существовать и национальные школы, в которых подобные педагогические системы получили еще более широкое распространение.

Примеры педагогических технологий в дошкольном образовании

Современные технологии обучения, разработанные или заимствованные в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, должны грамотно внедряться в ДОУ. Однако в дошкольных учреждениях часто страдает реализация программы, так как педагоги не до конца понимают концепцию представленных программ. Более подробное рассмотрение ключевых педагогических техник поможет решить эту проблему.

Классификация современных образовательных и педагогических технологий по ФГОС в ДОУ


Определение педагогической технологии

Согласно современной классификации, педагогические технологии по ФГОС в системе дошкольного образования делятся на нижеперечисленные виды:

  • здоровьесберегающие;
  • личностно-ориентированные;
  • проектной деятельности;
  • информационно-коммуникативные;
  • исследовательской деятельности.

Важно! Также в классификацию входят такие виды, как портфолио педагога и дошкольника. Примеры педагогических технологий в дошкольном образовании приведены далее.

Основные критерии педагогических технологий в ДОУ

Технология педагогики может использоваться в образовательном процессе, если соответствует следующим требованиям:

  1. Концептуальность. Опора на научную концепцию.
  2. Управляемость. Простота проверки результатов учебного процесса, прогнозирование.
  3. Системность. Наличие признаков системы, к которым относится целостность, связь между частями и общая логика.
  4. Воспроизводимость. Применение в руках любого педагога с 100% результатом вне зависимости от качеств преподавателя.
  5. Эффективность. Гарантированное достижение установленных стандартом целей.


Виды образовательных технологий

Примеры авторских педагогических технологий

В последнее время все чаще встречается практика эксплуатации авторских инновационных программ в детском саду. Перечень самых востребованных указан ниже.

Технология развивающего обучения Эльконина Д. Б.

Технология развивающего обучения в ДОУ по ФГОС основана на программе, разработанной в 1960-1970-ых годах. Программа ориентирована на развитие современного научно-теоретического мышления. Вместо рассудочно-эмпирического мышления, которое основано на практических наблюдениях, перед педагогом стоит задача основать образовательный процесс на теоретических знаниях. Их основу составляют содержательные обобщения. В рамках процесса применяется метод проблематизации знаний, методика учебных задач и коллективной мыслительной деятельности.


Принципы развивающего обучения

Педагогика сотрудничества Ушинский К. Д.

Педагогика сотрудничества отличается:

  • единством обучения и воспитания;
  • гуманным и личностным подходом к воспитаннику;
  • педагогикой отношений.

Дополнительная информация! Педагогика сотрудничества подразумевает, что ученик и учитель развиваются совместно, что между ними устанавливается взаимопонимание. Также имеется в виду, что ДОУ или школьное учреждение является главным фактором воспитания личности.

Технология ТРИЗ Альтшулера Г. С.

ТРИЗ — технология решения изобретательских задач. Эта программа подразумевает, что, зная закономерности технических систем, можно мгновенно, без ошибок, находить решения к различным задачам.

В случае применения ТРИЗ в ДОУ ребенок учится познавать суть предмета, находить в нем противоречия, затем развивает свою фантазию. В самой долгосрочной перспективе ТРИЗ развивает ребенка так, что он учится находить выход из любых сложных ситуаций, используя изобретательское мышление.


Технология проблемного обучения Дж. Дьюи

Появилась в 20-30-х годах прошлого века. Суть метода — создание проблемных ситуаций педагогом, разработка занятий с ориентацией на труд и игру. Учащиеся должны самостоятельно разрешить проблемную ситуацию. Это способствует удовлетворению 4 основных инстинктов обучения (по автору Дж. Дьюи): исследовательского, конструирования, социального и творческого. Как итог — ребенок овладевает творческими и профессиональными знаниями, а на уровне ДОУ — развивает мыслительную деятельность.

Технология проектной деятельности Киселевой Л. С.

Развитие творческого мышления, коммуникативных и познавательных навыков через реализацию проектов. Педагог дает воспитанникам задачу для самостоятельной реализации. Ученики ДОУ должны подготовить материал, выполнить определенную задачу. Проекты могут быть информационными, творческими, исследовательскими.

Важно! Задача педагога — обучать ребенка сбору информации, а воспитанника — применять эти знания на практике при реализации проекта. В ДОУ проектная работа — это совместная деятельность педагогов, родителей и учеников.

Образовательные технологии, которые необходимо использовать для организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

ФГОС предъявляет четкие требования к использованию образовательных технологий. Для организации плодотворного процесса обучения необходимо применять следующие разработки, которые соответствуют классификации, приведенной выше:

  1. Здоровьесберегающие. Задача — привить формы поведения, позволяющие развить и укрепить здоровье. В этот раздел относится гимнастика, релаксация, двигательная терапия, гимнастика для глаз.
  2. Проектирования. Задача — развитие социально-личностных связей. Способы достижения — беседы, парная или групповая работа.
  3. Исследовательской деятельности. Необходимо сформировать исследовательский тип мышления. Варианты деятельности — опыты, дидактические игры, наблюдение.
  4. Информационно-коммуникативные. Педагогу нужно подготовить базу для освоения техники. Для этого используются мультимедийные презентации, говорящие словари.
  5. Личностно ориентированные. Индивидуальный подход для максимального развития личности. Образно-ролевые игры, эксперименты, тренинги, спортивный отдых.
  6. Портфолио. Портфолио педагога позволяет оценить результаты его деятельности, воспитанника — результаты применения педагогических технологий (развитие речи, социальных связей, навыков).


Проблема недостаточности применения технологий в ДОУ по ФГОС на практике

Несмотря на нормы ФГОС и попытки их выполнения, в большинстве ДОУ указанные приемы реализуются не полностью. К проблемам, которые вызывают это, относят:


Педсовет о проблемах при реализации образовательных технологий

  1. Отсутствие практических методик, помогающих организовывать образовательную деятельность в соответствии с ФГОС. Решение — разработка авторских методик членами педагогического состава ДОУ, заимствование у других учреждений через изучение докладов и презентаций.
  2. Некомпетентность педагогического состава. Решение — аттестация с целью проверки профессиональных навыков, привлечение новых кадров, курсы повышения квалификации.
  3. Непонимание новых методик из-за размытых формулировок, отсутствия практических примеров. Решение— организация педсовета, групповое обсуждение проблемных моментов.
  4. Отсутствие условий для реализации программ. Нехватка цифрового и игрового оборудования. В данном случае необходимо обращаться к проблемам финансирования учреждения.

Система ФГОС постоянно меняется, поэтому в ближайшем будущем возможны положительные модификации, которые упростят выполнение программ и сделают их более распространенными на практике. А пока главный совет, который можно привести педагогам ДОУ — развиваться самостоятельно, отталкиваясь от государственных норм. Для этого необходимо углублять знание технологий и форм реализации программ, используемых в группе ДОУ.

Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) – социально-педагогическая, открытая, динамическая и самоуправляемая система, основой целью которой является процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Понятие и компоненты ДОУ как образовательной системы

Образование – это целенаправленный и непрерывный процесс воспитания и обучения, состоящий из ряда последовательных ступеней, на каждой из которых осуществляют свою деятельность различные виды и типы образовательных учреждений.

Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование. Система дошкольного образования, в основном представлена государственными и частными дошкольными образовательными учреждениями.

ДОУ как система – это сложное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных элементов.

К элементам образовательной системы ДОУ относятся:

Задачи и функции ДОУ

Основными задачами, стоящими перед ДОУ как образовательной системой являются:

Готовые работы на аналогичную тему

  • осуществление подготовки детей к обучению в школе;
  • сохранение и укрепление физического здоровья ребенка, формирование у него положительного отношения к занятиям физической культуры и ЗОЖ;
  • сохранение и укрепление психического здоровья воспитанников;
  • создание условий, необходимых для комфортного пребывания детей в детском саду, их эмоционального благополучия;
  • создание условий, необходимых для полноценного развития личности ребенка, его творческого потенциала, удовлетворения потребностей в знаниях, согласно возрастным и психологическим особенностям;
  • организация работы, направленной на формирование у воспитанников навыков, необходимых для успешной социализации;
  • осуществление взаимодействия с семьями воспитанников, по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Образовательное пространство ДОУ должно способствовать свободному, полноценному и всестороннему развитию личности ребенка.

Функции ДОУ, направленные на реализацию поставленных задач:

  1. Материально-техническое обеспечение педагогического процесса необходимым оборудованием и материалами, согласно установленным нормам и требованиям.
  2. Рациональное построение режима дня. Режим дня должен быть гибким, учитывать возрастные особенности детей, время года и т.д., то есть создавать благоприятные и комфортные условия для пребывания детей в детском саду и для их развития.
  3. Осуществление подбора кадров, и расстановка их в соответствии с уровнем квалификации.
  4. Использование эффективных и актуальных методик и технологий реализации педагогического процесса.
  5. Построение воспитательно-образовательного процесса согласно учебным программам, которые разрабатываются непосредственно в рамках ДОУ, исходя из особенностей и потребностей воспитанников, а также возможностей детского сада.
  6. Осуществление эффективного управления деятельностью ДОУ (распределение должностных обязанностей, установление структуры управления, установление размера оплаты труда, доплат, надбавок, разработка Устава и иных локальных актов ДОУ и т.д.).
  7. Организация и реализация педагогического процесса в соответствии с законодательством, Уставом и лицензией ДОУ.
  8. Создание необходимых условий для медицинского обслуживания детей и организации питания детей в ДОУ.
  9. Осуществление внутреннего мониторинга качества реализуемых программ обучения, то есть качества предоставляемых образовательных услуг.
  10. Осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной Уставом ДОУ.

ФГОС дошкольного образования

Основная цель ФГОС: обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.

Стандарт решает задачи:

  • обеспечение разнообразия и вариативности образовательных программ, реализуемых детскими садами;
  • возможность разработки и внедрения авторских программ воспитания и обучения детей в рамках конкретного ДОУ;
  • формирование оптимальной социокультурной среды, направленной на воспитание и обучение детей дошкольного возраста, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Предметом ФГОС является регулирование взаимоотношений между участниками педагогического процесса.

Во время разработки стандарта были учтены образовательные потребности детей дошкольного возраста, а также детей, имеющих различные отклонения в психическом и физическом развитии.

Читайте также: