Что такое авторская сказка в литературе определение кратко

Обновлено: 19.05.2024

Авторская сказка в России появилась в 17 веке. Это была не собственно русская сказка - она пришла к нам с запада и не имела имени автора.

Чем же она отличалась от народной сказки?

Авторские сказки отличались тогда от народной сказки очень сложной архитектоникой, которая свидетельствовала о том, что это произведение одного а не многих людей. Собственно русские авторские сказки появились в единичном случае в 18 веке. Они были сказками очень ярко выраженной педагогической функцией.

Из народной сказки эта функция была наследована. Авторская сказка 18 века учила, а не развлекала. Это позволило отдельным исследователям считать сказку мертворожденной. В. Я. Пропп назвал авторскую сказку искусственной. Он говорил что русский человек вполне мог бы обойтись без нее: ему привычнее было общаться со сказкой народной. Пропп сказал, что литературная сказка может перейти в среду сказок народных. Например, Пушкинская сказка о Рыбаке о рыбке дает фольклорный вариант. Она уходит в народ и распространяется без имени автора. ******

Другие исследователи считают авторскую сказку продолжением традиций народной сказки. Она должна была появится, считали они, потому что народная сказка затихала, уходила в бытие. В первой половине 19 века появилось очень много авторских сказок, что дало повод думать, что началась новая эра сказок.

Авторская сказка как жанр привлекла внимание исследователей примерно с 30х годов 19 века. С тех пор написано более 2000 серьезных исследований по сказке. Несмотря на такое количество работ по авторской сказке, она до сих пор не имеет точного общепринятого определения. Многие исследователи стараются отметить какие-то особые черты, которые присуще только авторской сказке, например:

1. Канонический текст (неизменный текст)

2. Дань фольклорной традиции, литературной традиции (волшебные герои, предметы, существа. В народной сказке они не имеют описание, в авторской же они описаны, иногда подробно. Это литературная традиция.)

3. Используется элементы многих видов народных сказок.

>>>>Авторская сказка - сказка, принадлежащая одному, реже нескольким авторам, имеет канонический текст и наследует традиции фольклора и литературы.

До сегодняшнего дня остается неразрешенной проблема жанрового обозначения авторской сказки. Большинсвто исследователей считают авторскую сказку жанровой разновидностью, потому как собственно жанром является народная сказка, а авторская сказка следует за ней, перенимает у нее традиции. Среди исследователей, считающих авторскую сказку жанром есть Т. Г. Леонова, которая подчеркивает, что авторская сказка самостоятельна, самоценна, но при этом она вторична. Так же она указывеет на то, что народная и авторская сказки различны. Природа этих различий состоит в том, что авторская сказка индивидуальна.

Сходства АС и НС:

- общие сюжеты(морозка, мороз иванович)

- общие элементы поэтики (зачин)

- отдельные герои, сюжеты переходят из НС в АС (Иван-Дурак)

- наличие автора, авторской биографии и творческой истории создания произдведения в АС( Ю. Коваль, "Полыновка".).

- отсутствие точного времени и места действия в НС

- в АС происходит изменение главного героя

-в АС есть детали, требующие внимательного прочтения

+Авторская сказка один из самых распространенных жанров, но он не чистый. Это не всегда собственно сказка, так как авторской сказке присуще разновидности жанра. Среди авторских сказок может быть роман-сказка, повесть-сказка. АС до сегодняшнего дня является одним из активно развивающихся жанров, но эта активность привела к появлению некачественных текстов, повторов. Творческая фантазия автора иссякает, потому что сказки стали писаться по одним и тем же схемам, на основе примитивного конфликта (борьба добры со злом).

20.Детская литература XIX в. (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой).

В первой половине XIX в. появляется большое количество журналов для детей. Распространенными были издаваемые в течение многих лет журналы "Для юношества", позже переименованный в "Друга юношества и всяких лет" (1807-1815) М.И. Невзорова и "Новое детское чтение" (1821-1824) С.Н. Глинки.

Журналы "Звездочка" (1842-1863), "Лучи" (1850-1860) издавались А.О. Ишимовой.

Наиболее прогрессивным был журнал "Новая библиотека для воспитания" (1847-1849), в котором помещались в основном научно-популярные произведения. Он издавался для детей среднего и старшего возраста. Издателем журнала был Петр Григорьевич Редкий, профессор сначала Московского, а позже Петербургского университета.

Творчество Василия Андреевича Жуковского (1783-1852), поэта-романтика, обогатило русскую литературу тонкой передачей душевных переживаний. В.А. Жуковским была создана, как он сам говорил, "педагогическая поэма" - книга, включавшая азбуку и арифметику, и написаны собственно художественные произведения, ставшие своего рода классикой в детской литературе. Это "Стихотворения, посвященные Павлу Васильевичу и Александре Васильевне Жуковским" - детям поэта. Каждое стихотворение в этом небольшом цикле обладает художественными и педагогическими достоинствами.

Стихотворная сказка "Мальчик с пальчик" вводит ребенка в такой мир, в сравнении с которым он может себя чувствовать великаном.

Как поэт-романтик и человек, глубоко интересующийся вопросами воспитания и педагогики, В.А. Жуковский не мог пройти в своем творчестве мимо сказок.

В течение многих лет, начиная с 1826 г., Жуковский переводит несколько сказок братьев Гримм, сказку Шарля Перро "Кот в сапогах". В 1831 г. в творческом состязании с Пушкиным он пишет "Сказку о царе Берендее", "Спящую царевну", сказки "Война мышей и лягушек", "Иван-царевич и серый волк".

Своеобразие творческой манеры Жуковского-сказочника выразилось в тесном объединении традиций русского фольклора и фольклора других народов. Это проявилось в стиле сказочных переложений. Популярность сказок В.А. Жуковского была в свое время очень велика. Теперь опыт Жуковского-сказочника представляет по преимуществу историко-литературный интерес.

Творчество Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837), как величественная и могучая горная вершина, возвышается у истоков XIX в., золотого века русской литературы. Пушкин не писал специально для детей, но многие стихотворения и отрывки из его произведений давно вошли в детское чтение.

А.С. Пушкин внимательно следил за развитием детской литературы и выказывал свое отношение к ней. Его возмущение вызывали бездарные писатели, которые создавали произведения, оторванные от современной жизни, написанные высокопарным слогом.

Вопросы воспитания Пушкин рассматривал в тесной связи с проблемой народности, В то время о народности много писали и спорили. В черновом наброске "О народности в литературе" Пушкин замечал, что нельзя смешивать народность с требованием просторечных русских слов и выражений в литературе.

Воспитательное значение поэзии А.С. Пушкина огромно. Его гражданская лирика посвящена сложным типическим вопросам. Стихотворения Пушкина, пошедшие в чтение школьников, воспитают в юных гражданах высокое чувство патриотизма.

Стихотворения "Зимний вечер", "Еще дуют холодные ветры.", пейзажные зарисовки из романа "Евгений Онегин", доступные восприятию детей дошкольного возраста, развивают нравственную и эстетическую восприимчивость маленьких читателей.

Сказки А.С. Пушкина появились в период наивысшего расцвета его творчества. Они не предназначались для детей, но почти сразу вошли в детское чтение.

В 1830 г. Пушкин начинает работу над сказкой о медведихе "Как весенней теплою порой", которая осталась незавершенной. В 1831 г. были закончены "Сказка о царе Салтане" и "Сказка о попе и о работнике его Балде". В 1833 г. были написаны две сказки: "Сказка о рыбаке и рыбке" и "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". В 1834 г. появилась "Сказка о золотом петушке".

А.С. Пушкин создает свои сказки на фольклорном материале. "Сказка о попе и о работнике его Балде" близка по сюжету к народной сказке "Батрак Шабарша". Сюжет "Сказки о рыбаке и рыбке" связан истоками со сказкой "Жадная старуха" и был подарен Пушкину собирателем фольклора писателем В.И. Далем. "Сказка о царе Салтане" перекликается с народной сказкой "О чудесных детях". "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" близка к сюжету народной сказки "Волшебное зеркальце". Обращаясь к устному народному творчеству, А.С. Пушкин видел в нем неисчерпаемые возможности для обновления литературы.

Картины русской жизни и изображение персонажей из разных социальных слоев даны реалистически. Поэт с художественной точностью отбирает бытовые детали и воссоздает колорит той или иной эпохи и места действия:

Перед ним изба со светелкой,

С кирпичною, беленою трубою,

С дубовыми, тесовыми вороты.

Старуха сидит под окошком,

На чем свет стоит мужа ругает. ("Сказка о рыбаке и рыбке".)

Поэтически совершенны такие персонажи, как царевна Лебедь, Золотая рыбка, Золотой петушок, тридцать три богатыря, белка-чудесница.

Сказки Пушкина пробуждают симпатии и антипатии читателей, формируют активное отношение к своим героям. Они помогают решать задачи идейного, эстетического, нравственного воспитания детей, пробуждают чувство любви к родине и являются лучшим средством приобщения детей к истинной поэзии.

Толстой начал работать над "Азбукой" в 1859 г. Он переработал для нее многие рассказы, напечатанные в приложении к журналу "Ясная Поляна", и рассказы учеников народной школы в Ясной Поляне. Жанр короткого рассказа характерен для "Азбуки", так как Толстой учитывал специфику детского восприятия.

"Рассказы, басни, написанные в книжках, есть просеянное из в 20 раз большего количества приготовленных рассказов, и каждый из них был переделан по 10 раз и стоил мне большего труда, чем какое бы то ни было место из всех моих писаний", - писал он о работе над книгой.

В "Азбуке" отразился многолетний опыт работы Толстого в Яснополянской школе и напряженный творческий труд писателя.

В 1875 г. появляется второе издание "Азбуки" под названием "Новая азбука". Несколько позже были изданы четыре тома "Русских книг для чтения".

Для "Новой азбуки" и "Русских книг для чтения" Толстого характерно многообразие жанров: рассказы, очерки, басни, сказки.

В период переработки "Азбуки" было написано более 100 новых сказок и рассказов, например, "Три медведя", "Косточка", "Котенок", "Ноша", "Филиппок", "Еж и заяц". Новое издание было одобрено критикой и рекомендовано для народных школ как учебник и книга для чтения

Свои басни Л. Толстой создавал на основе эзоповских, но они воспринимаются как оригинальные произведения, потому что максимально приближены к детскому восприятию, содержат цепь динамичных художественных картин, изложены лаконично и просто ("Дуб и орешник", "Наседка и цыплята", "Осел и лошадь" и др.).

В басне "Отец и сыновья" отец наглядно показал непослушным сыновьям, что нужно жить в согласии, приказав сломать веник. Оказалось, что целиком веник сломать невозможно, а по прутику очень легко: "Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь - вас всякий легко погубит".

Значительное место в учебных книгах Л. Толстого занимают сказки - русские и зарубежные (народные и литературные).

Сказка "Три медведя" была написана Толстым в 1872 году для "Новой азбуки". Повествование ее предельно приближено к реалистическому рассказу: в ней нет традиционных для народных сказок зачина и концовки. События развертываются с первых фраз: "Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, пришла в лесу к домику".

С выразительными деталями и запоминающимися повторами изображаются комнаты медведей, обстановка в их домике, сервировка стола. Кажется, будто детскими глазами неторопливо и с любопытством просматриваются все эти бытовые подробности: три чашки - чашка большая, чашка поменьше и маленькая синенькая чашечка; три ложки - большая, средняя и маленькая; три стула - большой, средний и маленький.

Сразу за кульминацией следует развязка: девочка оказалась находчивой - она не растерялась и выпрыгнула в окно.

В сказке писатель создал реалистический образ русской девочки-крестьянки, храброй, любопытной и шаловливой. Сказка Толстого "Три медведя" до сих пор очень популярна среди детей дошкольного возраста.

21.Сказки А. Пушкина. Тип героя, наделённого властью (царь Салтан, царь Дадон, царица-мачеха, старуха из сказки о золотой рыбке, поп).

Поп. С искрой задора, насмешки над жадностью попа, несмышленостью усердного бесенка Пушкин дал возможность Балде наказать попа за жадность без особых усилий, но по заслугам, хотя данные персонажи находились на разных социальных лестницах. Хочет брать много, а давать мало – жадность и наглость, боязливость, что надо платить, но жадность даже боязливости сильнее. Поп по характеру своему плут и трус, обманщик, и жену себе взял именно такую, которая обмануть может кого угодно. С честными людьми никогда не будет ему спокойно. Если он не знает как обмануть, то страх его всего одолевает страх, что думать ни о чем другом не может.

Постепенно литературная сказка стала полноценным направлением художественной литературы. Сегодня этот жанр универсален, он отражает явления окружающей действительности, ее проблемы, достижения, успехи и неудачи. При этом связь с фольклором осталась прежней, неразрывной. Итак, попробуем разобраться, что такое литературная сказка.

Определение

Сначала дадим определение: сказка - это народно-поэтическое повествовательное произведение, рассказывающее о вымышленных событиях и героях. Часто с участием фантастических и волшебных явлений.

Теперь узнаем, что такое литературная сказка.

что такое литературная сказка

Это жанр повествования с фантастическим или волшебным сюжетом, происходящим в реальном или волшебном мире, в котором могут действовать как реальные, так и вымышленные персонажи. Автор может поднять моральные, социальные, эстетические проблемы истории и современности.

Определения похожи, но во втором, касающемся литературной сказки, есть определенная конкретизация и уточнения. Они касаются типов героев и пространства, а также автора и проблематики произведения.

Черты литературной сказки

Теперь перечислим главные черты литературной сказки:

  • Отражает эстетику и мировоззрение своей эпохи.
  • Заимствование у народной сказки персонажей, образов, сюжетов, особенностей языка и поэтики.
  • Сочетание вымысла и реальности.
  • Гротескный мир.
  • Присутствует игровое начало.
  • Стремление к психологизации героев.
  • Позиция автора ярко выражена.
  • Социальная оценка происходящего.

Народная и литературная сказка

Что такое литературная сказка, чем она отличается от народной? Авторскую сказку считают жанром, впитавшим в себя фольклорные и литературные принципы. Она выросла из фольклорной, трансформируя и изменяя ее жанровые отличия. Можно сказать, что народная сказка эволюционировала в литературную.

что такое литературная сказка определение

Литературная сказка проходит ряд этапов по мере своего удаления от первоисточника – сказки. Перечислим их в порядке увеличения дистанции:

  1. Простая запись фольклорных сказок.
  2. Обрабатывание записей народных сказок.
  3. Пересказ сказки автором.
  4. В авторской сказке внутренняя форма отличается от народной, а фольклорные элементы изменяются в зависимости от замысла писателя.
  5. Пародии и стилизации – их задачи связаны с педагогической направленностью.
  6. Литературная сказка максимально удалена от распространенных фольклорных сюжетов, образов. Речь и стилистика такой сказки ближе к литературной традиции.

В чем проявляются народные традиции литературной сказки

Что такое литературная сказка? Это, как мы уже сказали, соединения литературного и фольклорного. Поэтому, чтобы ответить на вопрос, определим, что же народного унаследовала литературная сказка.

что такое литературная сказка и чем она отличается от народной примеры

Писатели обычно берут за основу сюжеты фольклоров. Например:

  • волшебное происхождение или рождение главного героя;
  • нелюбовь мачехи к своей падчерице;
  • испытания героя обязательно несут нравственный характер;
  • спасенные животные, которые становятся помощниками героя и т. п.

Писатели также эксплуатируют сказочные образы-персонажи, наделенные определенными функциями. Например:

  • Идеальный герой.
  • Помощник идеального героя.
  • Тот, кто отправляет в путь героя.
  • Даритель волшебной вещи.
  • Тот, кто вредит идеальному герою и мешает выполнить поручение.
  • Похищенный персонаж или вещь.
  • Ложный герой – тот, кто пытается присвоить себе чужие подвиги.

что такое литературная сказка ответы

Пространство и время сказочного мира зачастую строятся по законам фольклорного. Это фантастическое неопределенное место, а время то замедляется, то убыстряется, оно тоже волшебное и не поддается законам реальности. Например: остров Буян; тридевятое царство, тридесятое государство; долго ли коротко ли; быстро сказка сказывается, да нескоро дело делается.

Стараясь приблизить свои сказки к народным, писатели прибегают к использованию фольклорной поэтической речи: эпитеты, троекратные повторения, просторечия, пословицы, поговорки и т. п.

Обратившись к народным традициям, мы смогли ответить, что такое литературная сказка в ее связи с фольклором. Рассмотрим теперь другую составляющую нашей сказки – литературную, и попробуем понять, что отдаляет ее от народного наследия.

Что такое литературная сказка и чем она отличается от народной

что такое литературная сказка краткое содержание

Примеры и сравнения литературных и народных сказок позволяют выделить ряд их отличий.

Авторская сказка всегда записана, ее вид неизменен. В то время как фольклорная передавалась из уст в уста, и каждый новый сказитель мог по своему желанию что-то добавить в нее или убрать.

Литературная сказка отличается своей изобразительностью. Автор старается детально описать местность, события, сделать персонажей ближе к реальности, чтобы читатель поверил в происходящее как можно больше.

Ершов, Пушкин, Одоевский и другие писатели-сказочники наделяют своих персонажей полноценным характером. Это не просто герои, характерные для фольклора, это полноценные живые люди со своими стремлениями, переживаниями, противоречиями. Даже чертика в "Сказке о Балде" Пушкин наделяет наивным детским характером.

Чем еще отличается литературная сказка

Что такое литературная сказка? Ответы на этот вопрос можно найти в специфике литературного произведения. А именно в яркой выраженности авторской позиции. В сказке она проявляется через оценки, отношение к происходящему, по которым легко догадаться, кому из героев автор симпатизирует, а кого не любит или высмеивает. Так, описывая попа, его страхи и природную жадность, Пушкин высмеивает это.

Литературная сказка всегда будет отражать авторский взгляд на мир, его представление о жизни и идеи. Мы будем видеть писателя, его устремления, ценности, духовный мир, желания. В фольклорной же сказке могут отразиться только идеалы и ценности всего народа, личность рассказчика в ней будет стерта.

Итак, что такое литературная сказка в ее классическом понимании? Это слияние авторской самобытности и народных традиций.

Истоки литературной сказки

Во времена Средневековья литературную сказку использовала церковь, превращая в притчу. Подобная традиция сохранилась вплоть до XIX в.

Эпоха Возрождения перенесла элементы сказок в новеллу, используя их для создания сатирических и дидактических элементов.

Появление литературной сказки

что такое литературная сказка это

Но только в XVIII в. литературная сказка стала самостоятельным художественным жанром, во многом благодаря увлечению романтизма народными традициями. В это время, чтобы ответить на вопрос, что такое литературная сказка, примеры пришлось бы брать у Шарля Перро и А. Галлана в Европе и у М. Чулкова в России.

В XIX в. популярность литературной сказки возрастает. К этому жанру обращаются Гёте, Шамиссо, Тик, Эдгар По, Гофман, Андерсен. Русская литература этого периода также богата сказками. Это В. Жуковский, А. Пушкин, Н. Гоголь, А. Толстой и др.

Сказки Пушкина

Что такое литературная сказка? Определение, которое мы дали выше, прекрасно иллюстрируют сказки А.С. Пушкина. Изначально они не рассчитывались на детей, но быстро оказались в кругу детского чтения. Названия этих сказок известны нам с детства:

что такое литературная сказка чем она отличается от народной

Рассмотрим одну из сказок Пушкина. Сущность этой сказки в сатире на служителей церкви, обманывающих народ. Высмеиваются также человеческие качества: глупость, жадность и лицемерие. Из жадности поп решается нанять за гроши слугу, который будет выполнять тяжелую работу. Глупость вынуждает его согласиться на предложение Балды. Но по мере приближения расплаты в попе просыпается коварство и злоба – он решается погубить работника.

Сказка не была опубликована в таком виде, цензоры заменили попа на Купца Остолопа. Но суть сказки осталась прежней – она продолжала высмеивать человеческие пороки.

В этой сказке, как и в других, Пушкин создает психологически совершенных персонажей. Каждого автор наделяет характером и личностными особенностями. А язык хоть и стихотворен, максимально приближен к народному. Пушкин всегда стремился уйти от вычурного литературного стиха к чему-то более легкому, гибкому, свободному. Все эти качества ему удалось найти в народном творчестве.

Таким образом, литературная сказка имеет богатую историю развития, является уникальным сплавом фольклора и авторского произведения и продолжает развиваться и по сей день.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Литературная сказка. История возникновения. Классификация. Поэтика литературной сказки.

В Западной Европе в XII – XIV вв. был весьма популярен рыцарский роман, изображавший героя-рыцаря, его подвиги во имя славы и любви. Переводы рыцарских романов появляются на Руси в XII в. Их назначение – развлечь, позабавить читателя, увести в мир трогательной, но не безоблачной любви, которую приходится иногда отстаивать в нелёгкой борьбе. Романы строились по определенной схеме, где были разлуки, преграды, счастливый финал и даже единение в смерти.

Эти произведения выполняли ту же функцию, что и народные сказки: развлекали, учили уму – разуму и купца, и монаха, и священника, и капрала и крестьянина. Войдя в круг чтения русских людей, они скоро русифицировались. Пришедший к нам с Востока Еруслан стал русским богатырем. И у читателей не возникал вопрос о его происхождении. Между тем происхождение этих произведений явно литературное. Большое количество действующих лиц, названных по именам, находимся вне русской фольклорной традиции, где имена чаще всего имеют только ведущие герои. О связи с литературой свидетельствует многоходовое построение сюжета, соединение различных, в том числе и сказочных, мотивов.

В 30-е гг. XIX в. остро дискутировать проблема народности, которая также способствовала развитию внимания к сказке как к истинно народному произведению. Занимаясь научными изысканиями в области русского языка, стремясь сохранить его первозданность, его народный дух, одним их первых начинает создавать сказки В.И. Даль . Но наиболее плодотворным и значимой для истории русской литературной сказки является установившееся тогда в русской культуре такое творческое направление как романтизм, с его эстетикой исключительно: необычными героями, действующими в необычных ситуациях, с его тягой к фантастическому, чудесному, запредельному. Романтизм еще сильнее подчеркнул то, что исторически существовало в сказке: волшебство, магию, устремленность к преобразованию будней, к выявлению не познанного в человеке. Создателями целого ряда литературных сказок были пережившие увлечением романтизма В.А. Жуковский и А.С. Пушкин.

Народная сказка всегда была близка к миру детства. Но к 3-м гг. XIX в. она стала постепенно уступать свои позиции. Все меньше создавалось новых сюжетов. Все активнее она стала жить книжной жизнью. И тогда возникла сказка литературная, соединившая в себе жанровые и художественные особенности прежних произведений и новую, книжную культуру бытования.

Несмотря на длительный путь развития, авторская сказка не имеет столь длительной и плодотворной истории изучения. Многие вопросы в ней и главное среди них: определение жанра и классификация созданного – остаются до сих пор дискуссионными. Попытка дать определение литературной сказке, отметить ее характерные черты делались очень давно (Я. Гримм, Х.К. Андерсон). Но до сих пор нет того определения, которое сконцентрировало бы в себе все особенности жанра, выделило его среди других, было бы четким и лаконичным.

В настоящее время можно подчеркнуть то, что наиболее свойственно авторской сказке для детей, что отличает ее от близких ей жанровых образований (народная сказка, фэнтези). Прежде всего, это каноничный текст, не имеющий вариантов. Это возможность проявления авторской индивидуальности, как в тематике сказки, так и в поэтике. В авторской сказке, так же, как и в народной, существует волшебный мир, где действуют ее герои. Литературной сказке свойственна синтетическая природа жанра, связанная как с фольклором, так и с литературой. Этому жанровому образованию присуще стремление осмыслить реальную жизнь с помощью сказочных образов и мотивов (В.Н. Минеев), более глубокая по сравнению с народной сказкой философия и психологическая основа.

И.П. Лупанова подчеркнула: Авторская сказка – жанр пограничный. Она обнаруживает закономерности, свойственные и фольклору, и литературе.

С точки зрения адресной принадлежности сказки можно разделить на:

Произведения для детей (но они не являются однородными, подростку вряд ли будут интересны сказки К. Чуковского, а ребенок раннего возраста не много поймет в сказках П. Бажова).

Произведения для взрослых (сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, сказки Л. Петрушевской и др.).

С точки зрения литературы сказка может быть:

Литературная сказка является одним из самых трудно поддающихся определению и классификации жанром. Причина этому – его парадоксальность. Тяготея к народному образцу авторская сказка противоречит ему и отталкивается от него.

Некоторые ученые считают, что литературная сказка обладает не одним, а целым набором доминантных признаков.

В современной литературной сказке мы можем встретиться не только с феями, волшебниками, говорящими животными и отжившими вещами, но и инопланетянами, роботами, космическими кораблями и пр.

По мере развития литературная сказка все дальше отходит от первоначальных истоков, использованных ее автором. В ней все реже появляются стереотипные волшебные персонажи. А если порой и встречаются, то в трансформированном и переосмысленном виде, так как автор свободно проявляет свойственную ему творческую фантазию. При этом герои такой сказки могут непроизвольно переходить из одного сказочного мира в другой, из одной сказки в другую. Литературная сказка отличается тончайшими психологическими оттенками. Герои ее испытывают страдания любви и муки ненависти. Развивается их характер, меняется мировоззрение. Персонажи литературной сказки индивидуальны и художественно дифференцированы, а их отношения между собой отличается зачастую сложными психологическими связями.

Поэтика литературной сказки:

Развитие сюжета литературной сказки чрезвычайно осложнено. Он пространный даже в том случае, когда троекратное повторение действия отсутствует. Такое звено в сюжете народной сказки, как запрет и нарушение запрета, в авторской или исключено вообще, или выполняет противоположную функцию.

Авторская сказка нарушает привычный канонический мир героев народной сказки. Здесь нет традиционных для животных эпоса типом-масок (лиса хитрая, медведь силен, но глуповат и т.д.). Здесь все зависит от конкретной ситуации, от конкретного поступка и его осмысления тем, кто этот поступок совершает.

Итак, система художественных средств народной сказки была усвоена и переосмыслена сказкой литературной, но самодостаточной, исчерпывающей для нее не стала. С точки зрения поэтики авторская сказка глубоко синкретична. Она испытывает и выбирает в себя влияние поэтики и фольклора, литературы в целом и отдельных авторов, в частности поэтики различных течений и направлений.

Литературное влияние на поэтику авторской сказки заключается в наличии описаний природы как реалистичных, так и олицетворённых. Сказке свойственны портретные описания действующих лиц. Если сказки, созданные в XIX в., в большей степени присваивали себе известные литературные приемы, то сказки XX в. стали пользоваться литературной традицией. Она проявляется в мягкости, лиричности, теплоте, нежной грусти, чистой тональности сказочного произведения, в особом мире героев, среди которых есть совершенно необычные, не свойственные ни одной сказочной традиции.

Есть сказки, где художественное время существует в разных плоскостях: давно прошедшее, которое воспринимаются как действительно сказочное, и настоящее, в котором делается попытка отвергнуть веру в существование сказки. Есть и такие сказки, где категория времени становится проблемой содержания. Но, как бы там, ни было, все равно существует некая условность времени, некая соотнесенность его с действительно текущим. Иначе сказка не была бы сказкой. Природа сказочного вымысла требует от создателя сказки соблюдения всех условий жанра, в том числе и пребывания вне времени даже при достаточно точных указаниях на его реальность.

Вывод: Попытка упорядочить пригодное для чтения детей в жанре авторской сказки показала: всякая классификация условна, строгой систематизации созданного добиться трудно, потому что:

Не существует однозначного определения авторской сказки, на основе которой можно было бы произведение деление.

Авторская сказка не отличается чистотой жанра.

Сложно определить принадлежность сказки определенной возрастной группе читателей: в творчестве одного автора могут быть качественно разные произведения. Т.В. Зуева шесть сказок А. Пушкин по признаку стиля делит на две группы, создавая локальную, пушкинскую, классификацию .

Поэтика авторской сказки как научная проблема не завершена в своем исследовании, несмотря на обширный и пристальный интерес к ней. Но не вызывает сомнения то, что литературная сказка в выборе художественных средств тесно связанна с народной сказкой и в то же время существенно отличается от нее. В ней нет таких четких граней между поэтикой волшебной и бытовой сказок; художественный прием, в большей степени свойственный одному виду народных произведений, используется повсеместно (например, анимизм).

На основе изложенных материалов можно сделать вывод, что авторская сказка жанр пограничный, она обнаруживает закономерности, свойственный и фольклору, и литературе, и самое существенное отличие этого жанра обусловлено тем, что литературная сказка выросла на основе фольклорной, унаследовала ее жанровые признаки, развивая и трансформируя их.

Это жанр повествования с фантастическим или волшебным сюжетом, происходящим в реальном или волшебном мире, в котором могут действовать как реальные, так и вымышленные персонажи. Автор может поднять моральные, социальные, эстетические проблемы истории и современности. Определения похожи, но во втором, касающемся литературной сказки, есть определенная конкретизация и уточнения. Они отображают место действия, образы героев, а также автора и проблематику произведения. Теперь перечислим главные черты литературной сказки:

1. Отражает эстетику и мировоззрение своей эпохи. Заимствование у народной сказки персонажей, образов, сюжетов, особенностей языка и поэтики.

2. Сочетание вымысла и реальности.

3. Гротескный мир.

4. Присутствует игровое начало.

5. Стремление к психологизации героев.

6. Позиция автора ярко выражена.

7. Социальная оценка происходящего.

Зачем детям сказки? Вопрос, конечно, интересный. Есть подозрение, что сказки нужны всем, даже взрослым, ведь сказка – это приглашение окунуться в иной мир, встретиться с интересными персонажами, успеть полюбить положительных героев и испытать негодование к отрицательным. Сказка тем прекраснее, что всегда имеет хороший конец. А это, в свою очередь, дает нам незыблемую уверенность, что добро всегда побеждает зло, что плохие поступки наказуемы, так или иначе, и никогда не нужно опускать руки перед возникшими трудностями в жизни.

Сказки хорошие помощники для взрослых! Они могут подсказать, как поступить в аналогичной ситуации в жизни.Сюжеты многих сказок пропитаны оптимизмом - нам этого так не хватает в жизни!

Литературная сказка как жанр, безусловно, является поучающим направлением литературы. Кажется, спрос на данные произведения не будет исчерпан никогда, они будут непременно и постоянно востребованы у детей, и взрослых.

Чем же она отличается от фольклорной, народной. Ну, во-первых, тем, что у нее есть конкретный автор, писатель или поэт (если она в стихах). А фольклор, как известно, предполагает коллективное творчество. Особенности литературной сказки в том, что она объединяет в себе принципы и фольклора, и литературы. Можно и так сказать: это следующая ступень эволюции фольклора. Ведь многие авторы пересказывают известные сюжеты сказок, считающихся народными, используя тех же персонажей. А иногда придумывают новых оригинальных героев и рассказывают об их приключениях. Оригинальным может быть и название. Литературных сказок придумано сотни, но у всех есть конкретное авторство и ярко выраженная авторская позиция. В нашем случае, наше нелёгкоевремя, когда мы неумолимо черствеем – сказка просто необходима. В ней зашифрованы важные законы жизни, благодаря которым возможно сохранить духовное здоровье.

Тема, идея, сверхзадача сказки

Чтобы проанализировать любое произведение, относящееся к тому или иному роду, нужно суметь выделить в нём тему и идею.

Идея - это главная мысль пьесы, то, ради чего автор написал пьесу. Идея должна быть сформулирована так, чтобы она не была абстрактна, а была горячим лозунгом - "Не могу молчать!". Если идея не ранит сердце, то произведение не воздействует. Идейный момент очень опасно превращать в формальный, декларированный.

Идея сказки-комедии – все взрослые персонажи пьесы должны вспомнить, как они были маленькими, для того чтобы сохранить этот сказочный мир в себе,быть счастливыми, жить в атмосфере радости и безграничной любви.

Сверхзадача — термин, введённый К. С. Станиславским для обозначения той главной цели, ради которой создаётся пьеса, актёрский образ или ставится спектакль.

Сверхзадача сказки-комедии – всю жизнь согревать, не бояться сохранить детские воспоминания в себе, показать детям, как прекрасно быть маленьким и что нужно беречь каждое мгновение этих прекрасных дней. А взрослым напомнить и словно по волшебству волшебной палочки перенести их на мгновение в мир дразнилок, игрушек, самокатов, шаров и нежных маминых колыбельных песен.

Фабула и сюжет.

«Тишина. Полумрак. В большом гамаке, укрывшись клетчатым пледом с бахромой, кто-то спит. Гамак тихо покачивается. На сцену выруливает на велосипеде Царь в короне. Подъезжает к гамаку, приподнимает плед, заглядывает. Из-под пледа раздается перепуганный вопль, и тут же знаменитый писатель Пумпочкин садится в гамаке в окружении подушек и подушечек.

Царь сообщает ему страшное известие, что пропал замечательный Папа. Просто чудесный. С большой пушистой бородой. А украло его Лысое Чудовище, что бы делать из папиной пушистой бороды парики, и теперь его держат в шкафу, где недоеденная банка варенья из молодых мухоморов и мышиные хвостики. А помочь в этом горе может только взрослый писатель Пумпочкин, сочинив сказки для Лысого Чудовища, оно обожает сказки.

Второй герой сказки , который пытается помочь писателю это Грабительница, залезшая к нему в дом. Она помогает ему вспоминать весёлое, беззаботное детство. Пумпочкин вспомнил, как учился в барабанной школе, и что он не всегда был мальчиком, а иногда превращался в примерную девочку Анечку. У Анечки была злая учительница со вставной челюстью и много вредных школьных подружек. На протяжении всей пьесы автор знакомит нас с разными персонажами, которые вспоминают своё детство, и даже у Лысого Чудовища оно было. Ведь у каждого должно быть детство. Как в сказке, так и в жизни детство всегда заканчивается влюблённостью, так произошло и с героями сказки.

Видите, как все хорошо получается, когда взрослые помнят, что они тоже были маленькими. Папы! Мамы! Троюродные тети! Семиюродные прадедушки! Все вспомнили, как были маленькими? То-то же! Вот теперь вспоминайте почаще. Приказ очень важнойглавности. Все герои начинают вспоминать своё детство и делиться интересными смешными историями.

Главный конфликт

Сквозное действие

Действенное, внутреннеестремлениечерез всю пьесу двигателейпсихической жизни артисто-роли мы называем - сквозное действие спектакля. Сверхзадача реализуется через сквозное действие. СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ - ЭТО ТА БОРЬБА, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОЙ УТВЕРЖДАЕТСЯ СВЕРХЗАДАЧА. Сквозное действие в спектакле возникает на наших глазах. Это то, зачем должен следить зритель. Это реализация конфликта пьесы через событийно действенный ряд. В определение сквозного действия произведения всегда присутствует слово "борьба" за что-то, ради чего-то. Для актера верно найденное сквозное действие рождает верное сквозное самочувствие. Не будь сквозного действия - все куски и задачи пьесы, все предлагаемые обстоятельства, общение, приспособления, моменты правды и веры и прочее прозябали бы порознь друг от друга, без всякой надежды ожить.

В современной драматургии не просто вскрыть сквозное действие, его надо найти, обнаружить и оно станет тем стержнем, на который нанизывается борьба. Поскольку сквозное действие борьба, то само собой существует и контрсквозноедействие, которое обычно не называют, но оно подразумевается.

На мой взгляд,сквозное действие в пьесе это стремление ПисателяПумпочкина поскорее вырасти, стать взрослыми и серьёзным писателем со своими житейскими проблемами, а чем старше мы становимся, тем больше у нас возникает сложностей. Но не нужно торопиться, ведь время так быстротечно, нужно уметь наслаждаться тем, что мы имеем и пытаться сохранить любое доброе воспоминание о детстве, ведь эти далёкие воспоминания будут вызывать только положительные эмоции и даже помогут найти выход из трудной ситуации.

Контрсквазное действие– это те причины, по которым ПисательПумпочкин не хочет вспоминать моменты из детства, а именно лень, душевное равнодушие, чёрствость, обыденность, хаос повседневной жизни.

Жанр произведения

Следующим этапом работы над пьесой является изучение жанра драматического произведения. Жанр зависит от отношения автора к изображаемым им в пьесе событиям и образам, это язык и способ общения автора с теми, кто читает или будет ставить его пьесу.

Жанр (для драматурга) - угол зрения на проблему. Жанр (для режиссера) -угол зрения на пьесу, содержащую проблему. Таким образом, в результате познания действительности у нас рождаются те или иные мысли и одновременно те или иные чувства. Мы не должны отделять одно от другого. Мысли и чувства, слившиеся в одно целое, представляют собой во всей полноте наше отношение к изучаемой действительности. Это отношение должно найти выражение и в любом спектакле, только тогда оно будет вызывать полноценное впечатление у зрителя.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ АВТОРА К СОБЫТИЯМ И ОБРАЗАМ ПЬЕСЫ И СОСТАВЛЯЕТ ЕЕ ХАРАКТЕР, ЖАНР, или, как точно и образно сказал Г.А. Товстоногов: "УСЛОВИЯ ИГРЫ".

Комедия — вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества. В пьесе высмеиваются все те, кто перестал верить в волшебство и в одноглазых пиратов. Взрослая учительница по кувырканию, Учительница барабанной школы, Писатель Пумпочкин и даже Папа с пушистой бородой тоже забыл своё детство.

Сказка — это жанр литературного творчества, чаще всего в сказках присутствует волшебство и различные невероятные приключения… Такие приключения, которые переживает наш главный герой – Писатель Пумпочкин.

Читайте также: