Кто организует работу следственных подразделений при овд кратко

Обновлено: 02.07.2024

Система следственных органов в МВД соответствует системе ОВД, т.е. имеет три основных звена: Следственный комитет при МВД – Главные следственные и Следственные управления при УВД (ГУВД, МВД) по субъектам федерации – Следственные отделы при ОВД по городам, районам, при межрайонных ОВД.

В ОВД на транспорте последним двум звеньям соответствуют: Следственные управления при региональных и межрегиональных УВДТ - Следственные управления при ЛОВДТ

Следственный комитет при МВД РФ возглавляет заместитель министра внутренних дел РФ – начальник СК при МВД России, который назначается и освобождается от должности Президентом РФ. У начальника СК имеется первый за­меститель и заместители, которые назначаются на должность и ос­вобождаются от должности министром внутренних дел по пред­ставлению начальника СК.

Начальник СК пользуется процессуальными полномочиями руководителя следственного органа, определенных ст. 39 УПК РФ.

Кроме того, как руководитель следственного аппарата, начальник СК издает приказы по вопросам работы орга­нов предварительного следствия; запрашивает от них необходимые сведения и материалы; заслушивает отчеты их руководителей; проводит аттестацию сотрудников СК. В период отсутствия начальника СК его обязанно­сти исполняет первый заместитель или заместитель начальника.

В центральном аппарате СК функционируют:

1) Организационное управление.

2) Контрольно-методическое управление.

3) Информационно-аналитическое управление.

4) Следственная часть по расследованию организо­ванной преступной деятельности.

5) Иные подразделения, обеспечивающего характера – управление кадров, отдел материально-технического снабжения, отдел делопроизводства и др.

В составе СК или в его подчинении могут создаваться иные специализированные подразделения.

Для рассмотрения наиболее важных вопросов деятельности следственных органов действует оперативное совеща­ние, и которое входят заместители, начальник СК, другие руково­дители следственных подразделений и ведущие специалисты. Состав оперативного совещания утверждается начальником СК.

Основными направлениями деятельности СК при МВД РФ яв­ляются:

- организационно-методическое обеспечение предварительного следствия;

- осуществление процессуального контроля за соблюдением законности в деятельности органов предварительного след­ствия;

- организация расследования особо опасных преступлений;

- проведение кадровой политики, обеспе­чивающей деятельность и развитие следственных органов.

К основным функциям СК относятся:

- анализ следственной практики;

- разработка мер по повышению качества и сокращению сро­ков следствия;

- оказание практической и методической помощи органам предварительного следствия;

- координация расследовании преступлений, носящих межре­гиональный и международный характер;

- организация взаимодействия следователей системы МВД РФ с органами дознания, прокуратуры, суда, экспертными подразделениями;

- обращение в компетентные орга­ны зарубежных государств с запросами об оказании право­вой помощи по уголовным делам.

Для выполнения этих функций СК соответствующие подразделения (управления, отделы).

Деятельность главных следственных, следственных управле­ний при УВД (ГУВД, МВД) по субъектам федерации и при УВД на транспорте осуществляется по предметно-зональному принципу.

Ими руководят начальники ГСУ (СУ), являющиеся по должности заместителями начальников соответствующих УВД (ГУВД).

Начальник ГСУ имеет первого заместителя и заместителей, начальники СУ имеют заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями УВД (ГУВД) по представлению начальника ГСУ (СУ).

В число основных структурных подразделений ГСУ при ГУВД входят:

1) Контрольно-методическое управление.

2) Организационно-зональное управление (или отдел).

3) Информационно-аналитический отдел (отделение).

4) Отдел (или отделение) кадров.

5) Следственная часть по расследованию организо­ванной преступной деятельности. Она, как правило, включает отделы либо отделения:

- по расследованию бандитизма;

- по расследованию тяжких преступлений против личности;

- по расследованию преступлений в сфере экономики;

- по расследованию преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков;

- по расследованию преступлений в сфере незаконного оборота оружия и боеприпасов;

- по расследованию преступлений в сфере компью­терной информации;

- по расследованию преступлений, совершаемых иностранными гражданами.

Основной задачей ГСУ является руководство деятельностью подчиненных органов предварительного следствия. Для ее выполнения они осу­ществляют следующие функции:

- анализ отчетности о результатах деятельно­сти подчиненных органов, разработка и реализация мер по улучшению качества расследования;

- осуществление контроля и оказание помощи в расследования наиболее сложных и многоэпизодных дел;

- непосредственное расследование преступлений особого социального значении, а также имеющих межрегиональный и международный характер;

- направление междуна­родных запросов об оказании правовой помощи по уголов­ным делам, исполнение запросов из-за рубежа;

- проведение семинаров и конференций по вопросам предварительного следствия;

- подготовка информационных и методических материалов.

При ОВД низового звена – городских, районных, межрайонных, линейных ОВДТ действуют следственные отделы, отделения или следственные группы. Статус следственно подразделения зависит от его штатной численности:

- 2-3 единицы – следственная группа;

- 4-14 единиц – следственное отделение;

- 15 и более единиц – следственный отдел.

Начальник следственного отдела, отделения по должности является заместителем начальника ОВД. Для руководства следственной группой назначается один из следователей, но он не имеет статуса начальника.

На данном уровне следственные подразделения не выполняют контрольно методических функций, занимаются лишь расследованием конкретных преступлений.

В следственных отделах могу создаваться специализированные отделения, либо вводиться специализация следователей по расследованию отдельных категорий преступлений.

1. Следственный комитет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации*(1) входит в структуру центрального аппарата Министерства в качестве органа, обеспечивающего в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве и возглавляющего органы предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации*(2).

2. Правовую основу деятельности Следственного комитета составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы и указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам предварительного следствия, межгосударственные договоры, заключенные Российской Федерацией с иными государствами, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации*(3), а также настоящее Положение.

3. Деятельность Следственного комитета осуществляется в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции невиновности, на основе взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и общественными объединениями.

4. Структура и штатное расписание, а также перечень должностей и соответствующих им специальных званий сотрудников Следственного комитета утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации*(4).

5. Следственный комитет возглавляет заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации - начальник Следственного комитета при МВД России*(5), который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации.

6. Начальник Следственного комитета имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Министром по представлению начальника Следственного комитета.

7. В структуре Следственного комитета функционируют: организационное управление, контрольно-методическое управление, информационно-аналитическое управление, следственная часть по расследованию организованной преступной деятельности, отдел кадров, секретариат.

В установленном порядке в составе Следственного комитета или в непосредственном ему подчинении могут создаваться специализированные и другие подразделения.

ГАРАНТ:

Приказом МВД РФ от 10 марта 2000 г. N 257 создан Научно-консультативный совет при Следственном комитете при Министерстве внутренних дел РФ и утверждено Положение о совете

8. Деятельность Следственного комитета организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника за состояние дел на порученном участке.

9. В Следственном комитете для рассмотрения наиболее важных вопросов деятельности органов предварительного следствия в системе Министерства действует оперативное совещание, персональный состав которого утверждается начальником Следственного комитета.

10. Следственный комитет имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации со своим наименованием и необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы, бланки и другие реквизиты, расчетный и текущий счета.

11. Делопроизводство и мероприятия по режиму секретности осуществляются в Следственном комитете самостоятельно в установленном Министерством порядке.

12. Личный состав Следственного комитета включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, имеющих специальные звания*(6), государственных служащих и работников.

13. Финансирование Следственного комитета и подчиненных ему органов предварительного следствия осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству внутренних дел Российской Федерации.

14. Надзор за законностью деятельности Следственного комитета осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации в пределах предоставленных законом полномочий.

II. Основные задачи

15. Организационно-методическое руководство деятельностью органов предварительного следствия в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел.

16. Осуществление в пределах своих полномочий контроля за соблюдением законности в деятельности органов предварительного следствия.

17. Организация расследования преступлений непосредственно следователями Следственного комитета.

18. Проведение эффективной кадровой политики и повышение профессионального мастерства следственных работников.

19. В целях решения возложенных на него задач Следственный комитет осуществляет следующие основные функции:

19.1. Анализирует следственную практику, организацию и результаты деятельности органов предварительного следствия. Разрабатывает и реализует меры по повышению качества и сокращению сроков предварительного следствия, обеспечению законности при его производстве, совершенствованию организации следственной работы.

19.2. Изучает, обобщает и рекомендует к внедрению положительный, в том числе зарубежный опыт предварительного следствия, разрабатывает для использования на практике современные методики расследования отдельных видов преступлений; организует и проводит совещания, научно-практические конференции и семинары по проблемам предварительного следствия; издает Информационный бюллетень.

19.3. Организует рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций и предприятий, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.

19.4. Осуществляет ведомственный процессуальный контроль за расследованием наиболее сложных уголовных дел, оказывает помощь в их расследовании. Ведет контрольные производства по этим делам.

19.5. Оказывает практическую и методическую помощь органам предварительного следствия, проверяет их работу, осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков.

19.6. Координирует расследование преступлений, носящих межрегиональный и международный характер, производимое следователями органов внутренних дел, создает в необходимых случаях межрегиональные следственные группы.

19.7. Организует взаимодействие следователей органов внутренних дел Российской Федерации с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам, и в пределах своей компетенции - с другими правоохранительными органами, министерствами, учреждениями и организациями.

19.8. Изучает правоприменительную практику и осуществляет разработку предложений в проекты законодательных, подзаконных, ведомственных и межведомственных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к деятельности органов предварительного следствия. Участвует в проведении экспертиз проектов правовых актов. В установленном порядке и в части, касающейся деятельности органов предварительного следствия, ведет систематизированный учет действующего законодательства, информирует подчиненные органы о его изменениях и дополнениях.

19.9. Организует производство непосредственного расследования наиболее сложных, носящих межрегиональный и международный характер организованных преступлений.

19.10. Обращается в установленном порядке в компетентные органы зарубежных государств с запросами об оказании правовой помощи по уголовным делам в соответствии с международными договорами Российской Федерации и организует исполнение аналогичных запросов.

19.11. Разрабатывает нормативы нагрузки, штатной численности и материально-технического обеспечения следователей органов внутренних дел, типовые положения и типовые структуры органов предварительного следствия.

19.12. Осуществляет подбор руководящих кадров, организацию профессиональной подготовки и повышение квалификации следственных работников, участвует в обеспечении органов предварительного следствия современной организационной и криминалистической техникой.

IV. Обязанности и права начальника Следственного комитета

20. Пользуется процессуальными полномочиями в соответствии с действующим законодательством.

21. Несет персональную ответственность за организацию работы Следственного комитета и выполнение возложенных на него задач.

22. Определяет функциональные обязанности своих заместителей и руководителей структурных подразделений Следственного комитета.

23. Представляет Следственный комитет в федеральных органах государственной власти, других министерствах, ведомствах, учреждениях и организациях.

24. В пределах своей компетенции издает приказы и указания по вопросам работы органов предварительного следствия, в установленном порядке запрашивает от них необходимые сведения и материалы, заслушивает отчеты их руководителей.

25. В необходимых случаях и в соответствии с уголовно-процессуальным законом передает дело от одного следователя другому, поручает расследование нескольким следователям подчиненных органов предварительного следствия, а также следователям Следственного комитета.

26. В установленном порядке рассматривает ходатайства следователей органов внутренних дел о продлении свыше 12 месяцев срока содержания под стражей обвиняемых по делам, находящимся в их производстве.

27. Назначает на должность, перемещает и освобождает от должности сотрудников Следственного комитета, принимает на работу государственных служащих и работников, перемещает и увольняет их в соответствии с законодательством о труде.

28. Устанавливает сотрудникам, государственным служащим и работникам Следственного комитета должностные оклады в пределах минимальных и максимальных размеров, предусмотренных по занимаемым ими должностям соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

29. Присваивает специальные звания начальствующего состава сотрудникам Следственного комитета, поощряет и налагает на них, а также на государственных служащих и работников дисциплинарные взыскания, вносит предложения по этим вопросам Министру, распоряжается выделенными Следственному комитету денежными средствами.

30. Проводит аттестацию сотрудников Следственного комитета, имеющих специальные звания начальствующего состава.

31. Разрешает сотрудникам, государственным служащим и работникам Следственного комитета командировки и предоставляет им отпуска.

32. Вносит согласованное с ГУКиКП, УСБ, ГУВДТ, УРО МВД России представление Министру о назначении на должность и освобождении от должности заместителя министра внутренних дел, заместителя начальника главного управления (управления) внутренних дел субъекта Российской Федерации, заместителя начальника управления внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, заместителя начальника управления (отдела) внутренних дел Управления режимных объектов МВД России - начальника главного следственного управления (следственного управления, отдела) при МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) УРО МВД России*(7).

33. Дает согласие на назначение на должность заместителей начальников главных следственных управлений (следственных управлений, отделов) - начальников следственных частей главных управлений (следственных управлений, отделов) при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) УРО МВД России.

34. Вносит представление Министру о присвоении специальных званий высшего начальствующего состава сотрудникам органов предварительного следствия.

35. Осуществляет в соответствии с действующими нормативными правовыми актами списание материальных ценностей.

36. В период временного отсутствия начальника Следственного комитета его обязанности исполняет первый заместитель или заместитель начальника Следственного комитета.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 9 января 2018 года N 1

Об органах предварительного следствия в системе МВД России

В целях совершенствования деятельности органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации -

Далее - "органы предварительного следствия".

1.1. Типовое положение о следственном управлении (отделе) управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральному округу, следственном управлении (отделе) линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненного Министерству внутренних дел Российской Федерации, главном следственном управлении (управлении, отделе) министерства внутренних дел по республике, главного управления, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иному субъекту Российской Федерации (приложение N 1).

Далее - "СУ (СО) УТ МВД России по ФО".

Далее - "СУ (СО) ЛУ МВД России на транспорте".

Далее - "ГСУ (СУ, СО) территориального органа МВД России на региональном уровне".

1.2. Типовое положение о следственном управлении управления внутренних дел по административному округу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Москве (приложение N 2).

1.3. Типовое положение о следственном управлении управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу (городскому округу), по нескольким муниципальным образованиям (приложение N 3).

1.4. Типовое положение о следственном управлении (отделе) линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненного управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральному округу, следственном управлении (отделе, отделении, группе) управления, отдела, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по району, городу и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, на части территории административного центра субъекта Российской Федерации, по закрытому административно-территориальному образованию, на особо важном и режимном объекте, следственном отделе (отделении, группе) линейного отдела, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, следственном управлении управления внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Москве, следственном отделе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе "Байконур" (приложение N 4).

1.5. Типовую структуру следственного управления (отдела) управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральному округу, следственного управления (отдела) линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненного Министерству внутренних дел Российской Федерации, следственного управления (отдела) министерства внутренних дел по республике, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иному субъекту Российской Федерации (приложение N 5*).

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

1.6. Типовую структуру главного следственного управления министерства внутренних дел по республике, главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иному субъекту Российской Федерации (приложение N 6*).

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

1.7. Типовую структуру следственного управления управления внутренних дел по административному округу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Москве (приложение N 7*).

Далее - "СУ УВД по АО ГУ МВД России по г.Москве".

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

1.8. Типовую структуру следственного управления управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу (городскому округу), по нескольким муниципальным образованиям (приложение N 8*).

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

1.9. Типовую структуру следственного управления (отдела) линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненного управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральному округу, следственного управления (отдела, отделения, группы) управления, отдела, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по району, городу и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, на части территории административного центра субъекта Российской Федерации, по закрытому административно-территориальному образованию, на особо важном и режимном объекте, следственного отдела (отделения, группы) линейного отдела, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, следственного управления управления внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Москве, следственного отдела Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе "Байконур" (приложение N 9*).

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

2. Установить, что:

2.1. В структуре территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с утвержденной типовой структурой создается:

следственная часть - в Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу;

главное следственное управление - в территориальном органе МВД России на региональном уровне I и II категорий;

следственное управление при штатной численности не менее 26 единиц;

следственный отдел при штатной численности не менее 8 единиц;

следственное отделение при штатной численности не менее 4 единиц;

следственная группа при штатной численности не менее 2 единиц.

2.2. В составе следственного подразделения территориального органа МВД России в соответствии с утвержденной типовой структурой может создаваться:

следственная часть по расследованию организованной преступной деятельности, действующая на правах: управления - при штатной численности не менее 26 единиц, отдела - при штатной численности не менее 8 единиц, отделения - при штатной численности не менее 4 единиц;

управление - при штатной численности не менее 26 единиц, в структуре которого создается не менее 3-х отделов и может вводиться не более двух должностей заместителей начальника управления, при этом вторая должность заместителя начальника управления совмещается с должностью начальника отдела;

отдел - при штатной численности не менее 8 единиц, в структуре которого могут создаваться отделения, группы и может вводиться не более двух должностей заместителя начальника отдела, при этом вторая должность вводится при численности отдела не менее 12 единиц и совмещается с должностью начальника отделения;

отделение - при штатной численности не менее 4 единиц, в структуре которого могут создаваться группы;

группа - при штатной численности не менее 2 единиц.

2.3. За счет имеющейся штатной численности СУ (СО) УТ МВД России по ФО, СУ (СО) ЛУ МВД России на транспорте, ГСУ (СУ, СО) территориального органа МВД России на региональном уровне, СУ УВД по АО ГУ МВД России по г.Москве в их структуре могут создаваться специализированные следственные подразделения, осуществляющие расследование преступлений общеуголовной направленности по определенным приоритетным направлениям деятельности.

2.4. Соотношение количества должностей старших исполнителей - старших следователей по особо важным делам, старших инспекторов по особым поручениям и приравненных к ним должностей к следователям по особо важным делам, инспекторам по особым поручениям и приравненным к ним должностям, а также количества должностей исполнителей - старших следователей, старших специалистов и приравненных к ним должностей к следователям, специалистам и приравненным к ним должностям устанавливается не более 1:1.

2.5. Положение абзаца четвертого подпункта 2.2 в части норматива штатной численности отдела в составе следственного подразделения территориального органа МВД России подлежит применению в отношении существующих подразделений численностью менее 8 единиц по мере освобождения должности начальника такого подразделения в установленном порядке.

3. Установить, что:

3.1. Никто, кроме специально уполномоченных на то законом лиц, не вправе проверять уголовные дела и материалы, находящиеся в производстве следователей, давать по ним указания, оценивать процессуальные действия, а также решения следователей и руководителей следственных органов, не отмененные в установленном законом порядке.

3.2. Информация по вопросам оперативно-служебной деятельности органов предварительного следствия может представляться в другие подразделения органов внутренних дел Российской Федерации, иные правоохранительные и надзирающие органы лишь при прямом указании на это в законодательстве Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.

3.3. Руководитель следственного органа несет ответственность за соблюдение подчиненными следователями порядка учета и хранения вещественных доказательств, установленного законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.

3.4. При исполнении служебных обязанностей сотрудникам органов предварительного следствия разрешается ношение гражданской одежды.

3.5. Перечень информации по уголовным делам, представляемой руководителями следственных органов в Следственный департамент МВД России, определяется заместителем Министра - начальником Следственного департамента МВД России или его заместителями при делегировании им соответствующих полномочий.

4. Начальникам территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях в целях повышения эффективности деятельности органов предварительного следствия:

4.1. В шестимесячный срок привести ранее изданные правовые акты в соответствие с настоящим приказом.

4.2. Выделять для хранения вещественных доказательств и изъятых в ходе предварительного следствия материальных ценностей, исходя из их специфики, объемов и габаритов, помещения, в том числе отдельные специальные помещения, предназначенные для хранения предметов (средств, веществ), которые могут причинить вред другим предметам или для которых требуются особые условия хранения и (или) площадки, специально оборудованные для обеспечения их сохранности, контроля за размещением и перемещением на территории, закрытия доступа посторонних лиц. По согласованию с начальником следственного подразделения назначать лицо, ответственное за хранение и учет принятых вещественных доказательств и ценностей, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 8 мая 2015 г. N 449 "Об условиях хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам".

Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 20, ст.2915.

4.3. В соответствии с законодательством Российской Федерации принимать меры по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников органов предварительного следствия, по их защите при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество в связи со служебной деятельностью, а также их близких.

4.4. Рационально использовать служебное время следователей, исключив их привлечение к проверкам несения службы нарядами патрульно-постовой службы, соблюдения паспортного режима, патрулированию, рейдам, охране общественного порядка при проведении массовых (культурных, спортивных) мероприятий и выполнению других несвойственных функций, не связанных с исполнением уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, сосредоточив все силы и средства органов предварительного следствия на расследовании преступлений.

Обеспечить привлечение следователей к осмотрам мест происшествий в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, подпункта 35.3 Наставления по организации деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России, утвержденного приказом МВД России от 12 апреля 2013 г. N 200дсп, и подпунктов 6.1 и 7.1 Инструкции по организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел, утвержденной приказом МВД России от 29 апреля 2015 г. N 495дсп, и других нормативных правовых актов МВД России.

Следователи подчиняются начальникам следственных отделов, которые контролируют действия следователей и принимают меры к более полному, своевременному и быстрому производству следствия по уголовным делам. Следователи расследуют дела: о причинении различной степени тяжести вреда здоровью; преступлениях против собственности; о незаконном обороте наркотиков и другие преступления.

Следователь - это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Согласно ст.38 УПК РФ: «1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

2. Следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 УПК, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

Уголовно-процессуальный кодекс РФ (ч.2 ст.38) предусматривает наличие у следователя широкого спектра процессуальных полномочий:

1) возбуждать уголовное дело;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 УПК, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков; 6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Читайте также: