Единство и многообразие мира как философские основания бытия кратко

Обновлено: 30.06.2024

В предыдущем параграфе было показано, что проблема бытия, его последующего осмысления возникает практически вместе с формированием культурного человека (в нашем понимании культурный человек появляется на таком этапе развития человечества, когда в своей жизни и деятельности он руководствуется не исключительно биологическими инстинктами, данными ему от природы, но вносит в них сознательные коррективы, сообразуясь с природной и социальной средой, в которой он находится). Уже первые античные мудрецы начали задумываться над тем, что представляет собой окружающая их среда, откуда она появилась, конечна она или беспредельна, наконец, как ее обозначить или назвать. Как это ни покажется парадоксальным, но приблизительно эти же вопросы интересуют современного человека, в первую очередь из числа тех, кто задумывается над проблемой своего существования и мира в целом.

В наше время бытие трактуется как философская категория для обозначения реально существующего мира, лежащего в основе всех вещей и явлений. Другими словами, бытие охватывает, включает в себя все многообразие космических, природных и созданных человеком вещей и явлений. С введением в обиход – научный и обыденный – категории бытия значительно облегчается процесс понимания и осмысления основ существующего мира. Перед конкретным человеком бытие предстает по крайней мере в двух видах (двояко). Это, прежде всего, космос, природа, мир вещей и духовных ценностей, созданных человеком. Это такое бытие, которое по отношению к человеку существует вечно как беспредельная и непреходящая целостность. Человеческое сознание констатирует существование этого бытия и тем самым как бы получает незыблемую точку опоры для подтверждения вечности и нерушимости мира.

Однако существует и другое, обыденное, понимание бытия, которое обусловлено временным преходящим существованием человека и получает соответствующее отражение в его сознании. Это бытие временное, конечное, преходящее. Именно так оно воспринимается человеком. В строгом смысле слова категорию бытие нельзя использовать для обозначения и характеристики этого образа существования человека, но поскольку оно вошло в обиход, то при характеристике такого бытия целесообразно подкреплять ее такими понятиями, как относительное, конечное, преходящее бытие.

Предметом нашего изучения является бытие в его трансцендентальном, универсальном плане как извечно существующее, непереходящее и вечное. Изучение бытия в таком разрезе с необходимостью требует осмысления категорий небытие, существование, материя, пространство, время, становление, качество, количество. Ведь раньше чем говорить о чем-либо и тем более делать какие-либо обобщения нужно, чтобы это что-то прежде всего имелось в наличии, то есть существовало. И действительно, сначала с помощью чувственного восприятия человек фиксирует, как бы фотографирует появившиеся вещи и явления и только потом у него появляется потребность отразить их в образе, слове, понятии. Качественное отличие категории бытия от реально существующего бытия или конкретного существования вещи, явления заключается в том, что категория бытие не самоочевидна, она возникает, формируется благодаря как конкретно существующей вещи или явлению, так и наличию конкретно существующего человеческого мышления. Возникнув в результате такого взаимодействия, категория бытие затем начинает самостоятельное существование.

Тем не менее существуют определенные трудности в понимании единства мира. Они обусловлены тем, что у людей в процессе их практической деятельности преходящее переплетается, смешивается с непреходящим, вечное с временным, бесконечное с конечным. Кроме того, слишком очевидны различия, существующие между природой и обществом, вещным и духовным, отдельной личностью и обществом, наконец, различия между отдельными людьми. И все же человек неуклонно шел к пониманию единства мира во всем его многообразии – природно-вещного и духовного, природного и общественного, поскольку сама реальная действительность все настойчивее подталкивала его к этому.

Вывод, который можно сделать из сказанного, заключается в том, что космос, природа, общество, человек, идеи существуют равным образом. Хотя они представлены в различной форме, тем не менее своим наличием они создают универсальное единство бесконечного непреходящего мира. Не только то, что было или есть, но и то, что будет, с необходимостью подтвердит единство мира.

Необходимо всегда иметь в виду, что не только внешний природный мир, но и духовная, идеальная среда осваивается в процессе практики, взаимодействия с чем-то реально существующим, а поэтому отраженная в человеческом сознании она приобретает определенную самостоятельность и в этом смысле ее можно рассматривать как особую реальность. Поэтому не только в повседневной жизни, но и при анализе трансцендентальных проблем это надо учитывать не в меньшей мере, чем предметный вещественный мир явлений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4. Единство мира и трансценденция.

4. Единство мира и трансценденция. - Если бы мир существовал как единство из самого себя (aus sich selbst daseiend), а затем был бы и замкнут в себе самом как познаваемый объект, то познавший мир познавал бы все вообще. Вместо того, чтобы мир становился для нас механизмом, или вечно

2. РЕАЛЬНОСТЬ КАК ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОГО И КАК КОНКРЕТНОЕ ЕДИНСТВО МНОГООБРАЗИЯ

2. РЕАЛЬНОСТЬ КАК ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОГО И КАК КОНКРЕТНОЕ ЕДИНСТВО МНОГООБРАЗИЯ Мы исходим из намеченного всем предшествующим основного общего отличия реальности от всякого частного определенного содержания. Последнее конституируется, как мы видели, отношением

6. РЕАЛЬНОСТЬ КАК ЖИЗНЬ. ЕДИНСТВО АКТУАЛЬНОСТИ И ПОТЕНЦИАЛЬНОСТИ

6. РЕАЛЬНОСТЬ КАК ЖИЗНЬ. ЕДИНСТВО АКТУАЛЬНОСТИ И ПОТЕНЦИАЛЬНОСТИ Подведем теперь предварительные итоги. Мы пытались наметить общее формальное своеобразие реальности, открывшееся нам в ее сверхлогической конкретности, в силу которой она есть всеобъемлющее и из себя

5.2. Бытие как единство

13. Математика и естественнонаучная реальность мира

13. Математика и естественнонаучная реальность мира 13.1. Математизация как принцип целостности естествознанияПостоянно углубляющаяся математизация всех разделов естественных наук, и особенно физики — лидера естествознания всех научных веков, одна из важнейших

2.1. Найти незримое единство мира (милетские философы)

2.1. Найти незримое единство мира (милетские философы) Первую школу в греческой философии основал мыслитель Фалес, живший в городе Милет (на побережье Малой Азии). Школа получила название милетской. Учениками Фалеса и продолжателями его идей были Анаксимен и

§ 42. Бытие как сознание и бытие как реальность. Принципиальное различие способов созерцания

§ 42. Бытие как сознание и бытие как реальность. Принципиальное различие способов созерцания Итогом проведенных нами рассуждений стала трансцендентность вещи по отношению к ее восприятию, а в дальнейшем в отношении любого сопряженного с нею сознания вообще, — не просто

Глава III НЕПОСТИЖИМОЕ КАК БЕЗУСЛОВНОЕ БЫТИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ

БЫТИЕ КАК РЕАЛЬНОСТЬ

БЫТИЕ КАК РЕАЛЬНОСТЬ До сих пор я раскрывал значение понятия "бытие", противопоставляя его понятию "обладание". Однако еще одно столь же важное значение бытия обнаруживается при противопоставлении его видимости. Если я кажусь добрым, хотя моя доброта - лишь маска,

Милетские философы. Найти незримое единство мира

Милетские философы. Найти незримое единство мира Первую школу в греческой философии основал мыслитель Фалес, живший в городе Милет (на побережье Малой Азии). Школа получила название милетской. Учениками Фалеса и продолжателями его идей были Анаксимен и

ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ МИРА

ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ МИРА Любопытно отметить тот факт, что Шанкара, признавая весь обыкновенный мир результатом незнания, тем не менее признает его реальным для всех практических целей (вьявахарартха). У него (II, 1, 14) мы читаем: «Весь комплекс феноменального бытия

1. Бытие как всеохватывающая реальность

1. Бытие как всеохватывающая реальность Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее, пока будет

БЫТИЕ КАК РЕАЛЬНОСТЬ

Бытие является самой абстрактной философской категорией, которая охватывает и вбирает в себя все существующее. Но в реальном мире есть и не бытие как таковое, а необозримое множество явлений, предметов, процессов. В недрах планеты Земля и на всей ее поверхности существует около $30$ тыс. видов минералов. Во всех климатических поясах произрастает около $500$ тыс. видов растений. Науке известны $2$ млн. видов животного мира. Различные регионы нашей планеты населяет огромное количество народов, существуют разные цивилизации и культуры. За пределами Земли лишь в нашей Галактике существует не менее $100$ млрд. звезд, а в доступной современным способам исследования части Вселенной уже насчитывается около $10$ миллиардов галактик.

Пытаясь осмыслить необозримое разнообразие вселенной, человек постает перед важной проблематикой: можно ли утверждать, что, невзирая на это многообразие, есть определенное единство, конкретная основа, которая объединяет все типы бытия, и если такая имеется, то что она из себя представляет.

Решение такой проблемы породило философские учения:

Категорией, которая выражает ее суть, является субстанция—неуничтожимая неизменная основа бытия в Противоположность его изменяющимся состояниям и свойствам.


Монизм

Готовые работы на аналогичную тему

Материалистический монизм строится на признании материальной единой основы мира, находит материю базисной категорией всего живущего. Данная точка зрения присуща для материалистических учений эпохи Античности: философов милетской школы, Гераклита. В период Возрождения материалистический монизм утверждается в философских конструкциях Н. Кузанского и Дж. Бруно. В Новое время Спиноза, отождествив природу с Богом, анализировал ее как бессмертную и вечную субстанцию, которая служит основанием самой себя и не нуждается ни в каком прочем начале. Неотъемлемыми свойствами данной субстанции (ее определениями) являются мышление и протяженность. Признав единственную субстанцию, Б. Спиноза вместе с тем признает ее проявления в безграничном множестве некоторых предметов (модусов). Материю как единственную субстанцию признавали Гоббс По данной теме мы уже выполнили ответы на вопросы Гоббс подробнее , в русской философии — Герцен По данной теме мы уже выполнили реферат Герцен и Достоевский подробнее , Чернышевский, французские материалисты, Л. Фейербах и прочие мыслители.

На убеждениях материалистического монизма утверждается марксистская По данной теме мы уже выполнили реферат Основные идеи марксистской философии подробнее философия, дополнившая признание материальной сплоченности мира диалектической концепцией формирования. Цельность мира заключается в его материальности. Будучи в постоянном изменении развитии, многообразные вещи материального мира неизменно меняют собственные формы, оставаясь совместно с тем материальными объектами. В процессе долгой эволюции материи на Земле возникает человек, наделенный сознанием, представляющим главное свойство материального органа — мозга. Данная точка зрения диалектического материализма скоординируется с естественно-научными данными.

Дуализм

Дуализм (лат. — двойственный) идет из признания двух равных и несводимых друг к другу начал: материального и духовного. Крупнейшим представителем данной концепции является Р. Декарт По данной теме мы уже выполнили реферат Р.Декарт - подробнее , выдвинувший идею о двух равных и самостоятельных субстанциях: мыслящего, но непротяженного духа, и протяженной, но немыслящей материи. Находя обе субстанции последними, Декарт соединяет их с помощью абсолютной бесконечной субстанции — Бога. Отношение душевного состояния и физиологических процессов в организме Декарт пробовал объяснить при помощи гипотезы о существовании особенного органа — шишковидной железы мозга. Дуализм покоится в ядре психофизического параллелизма — учения, согласно которому физиологические и психические процессы несводимы и независимы друг к другу.

Плюрализм

Вся живая и неживая природа — от элементарных частиц до космических тел, отстоящих от нашей планеты на десятки миллиардов световых лет, от простейших растений до человеческого социума — представляет собой разнообразные способы организации материи с присущими этим формам свойствами. С помощью спектрального анализа наука установила, что химический состав Солнца, звезд, планет тот же, что и химический состав Земли, что упавшие на Землю метеориты состоят из тех же элементов, какие обнаружены на Земле, химические и физические процессы, случающиеся в космосе, те же, что и на нашей планете.

Наравне с исследованием мегамира — мира космических тел — нынешняя наука все глубже и глубже пробирается в микромир, в глубь материи, в конструкцию атома, ядра, элементарных частиц. И здесь она также встречается с естественными закономерностями, с материальными процессами. Правда, эти процессы существенно отличаются от закономерностей макромира, но они столь же материальны и естественны.

Изучение высшей нервной деятельности представило, что человеческий мозг – это материальный субстрат, свойством которого проявляется психическая деятельность индивида. Таким образом, как бы ни были огромны или незначительны масштабы изученных наукой предметов окружающего мира, ученые встречаются лишь с материальными процессами и материальными Предметами или с процессами, вызванными ими.

Первым вопросом, с которого начинается философия, является вопрос о бытии. Разрушение несомненности мифа и мифологической интерпретации реальности заставило греческих философов искать новые прочные основания мира природного и человеческого. Вопрос о бытии является первым не только в плане генезиса философского знания, с него явно или неявно начинается любая философская концепция.

Второй важнейшей проблемой философии, осознанной и сформулированной несколько позже, является проблема человеческого бытия. Без ответа на вопрос о бытии вообще, человек не может постичь собственную природу. Верно и обратное суждение: без знания себя человек не в состоянии адекватно познать внешнюю реальность. Взаимосвязь вопросов о бытии и о человеке была осознана с самого начала существования философского знания и выразилась первоначально в представлении греков о соразмерности микро– и макрокосмоса. Позже, в эпоху Возрождения, философы предложили сходную идею взаимосвязи внешнего и внутреннего, придав ей мистический оттенок. Современная западная философская мысль все более склоняется к идее необходимости связи внешнего познания – познания объективного мира, и самопознания – постижения субъективной реальности. Единство ино– и самопознания формирует гармоничную личность и соразмеряет разные культурные миры: науку, философию, религию, искусство. Таким образом, с одной стороны, вопросы о бытии и человеке составляют два полюса философского знания, а с другой – незримо присутствуют в любой философской проблеме.

Бытие и существование

Бытие и небытие

— доказательство от времени: существование настоящего предполагает небытие прошлого и будущего;

— доказательство от пространства: бытие вещи в том или ином месте предполагает отсутствие, небытие в другом;

— доказательство от движения: движущееся тело есть там, где его уже нет, и его нет там, где оно еще есть;

— доказательство от возникновения нового: всякое новое отсутствовало прежде, его не было в условиях, его породивших, а там, где новое появилось, прежде его не было;

Но эти, а также целый ряд аналогичных способов доказательств существования и абсолютного характера небытия становятся бессмысленными, если иметь в виду, что переход бытия в небытие представляет собой переход одной конкретной (относительной) формы бытия в другую. Ничто не возникает из ничего и не исчезает бесследно, а лишь переходит из одной формы бытия в другую.

Субстанция означает первооснову всего существующего, то, посредством чего все многообразные вещи существуют. В свою очередь субстанция не нуждается в чем-либо для собственного существования. Она является причиной самой себя. Субстанция обладает атрибутами, которые понимаются как ее неотъемлемые свойства, и существует через множество модусов — своих конкретных воплощений. Модус не может вести независимого от субстанции существования, причиной этого существования выступает субстанция.

Субстанциональность бытия может пониматься как в материалистическом, так и в идеалистическом духе. Споры о материальной или, напротив, духовной природе субстанции ведутся в философии на протяжении нескольких веков.

Примерно в это же время Дж. Беркли категорически отрицает возможность существования материальной субстанции и настаивает на ее духовной природе. Дж. Беркли утверждает, что материя не может быть субстанцией, так как нигде в опыте мы с ней не сталкиваемся, а имеем дело только с нашими ощущениями. Она не существует ни в духе, ни в каком-либо другом месте, поэтому, делает вывод Дж. Беркли, она не существует нигде. Лишь дух, непрерывность и наличность которого мы непосредственно переживаем, является субстанцией. Точка зрения субъективного идеализма Дж. Беркли, таким образом, принципиально конфликтует с натуралистическим пантеизмом Б. Спинозы.

Проблема единства и многообразия мира

Платон, совместив концепции элеатов и Гераклита, утверждал, что мир един. Основу единства составляют идеи, многообразие же, воспринимаемое органами чувств, принадлежит миру становления, порожденному соединением бытия и небытия. Платон удвоил реальность: мир стал существовать в умопостигаемой форме единства и ощущаемой форме множества.

Ученик Платона Аристотель сформулировал более сложную и развернутую концепцию соотношения единого и многого. Аристотель начал полемику с первыми греческими философами и выступил против отождествления первоначал с вещественными элементами. Вещественные первоначала недостаточны, чтобы вывести из них все существующее. Кроме материальной причины в мире существует еще три типа причин: движущая, формальная и целевая. Впоследствии Аристотель свел эти три причины к понятию формы, а возникновение многообразия в мире объяснял взаимодействием материи и формы. Источником и первопричиной движения Аристотель считал неподвижный перводвигатель – актуальное и абсолютное первоначало.

Философия Средневековья предложила свою версию соотношения единого и многого. Единство мира заключается в Боге. Бог есть высшая личность, вечность – его атрибут. Материя творится Богом, соответственно, все многообразие мира – результат творческого усилия Бога.

Подобная интерпретация проблемы качественного многообразия мира не могла удовлетворить философов и естествоиспытателей Возрождения и Нового времени. В это время появляется новый ответ на проблему единства и многообразия – пантеизм. Пантеизм отождествляет природу, разум и Бога, тем самым растворяя источник движения материи – духовное начало – в ней самой. Мир во всем своем многообразии вечно порождается безличным богом, который слит с природой и является ее внутренним творческим принципом. Сторонниками пантеизма в его мистической и натуралистической формах были Н. Кузанский, Д. Бруно, Б. Спиноза.

Данный материал представляет взгляды философов на окружающий нас мир, как на тот мир в котором мы живет, так и на общественные отношения и человека, как часть данного мира.

Основные формы бытия: природа, общество, дух, человек.


Первые представления о бытии сформировались в древ­ней философии. Так, Парменид — основоположник учения о бытии — учил, что бытие — это сущее (существующее), и кро­ме него ничего больше нет. Бытие чем-то похоже на большой неподвижный и наполненный шар с темной и светлой сто­ронами.

Демокрит полагал, что первоосновой бытия являются атомы как некие неделимые частицы. Движение, сталкива­ние и соединение различных атомов порождает многообра­зие этого мира. Кроме бытия есть и небытие, представляю­щее собой пустое пространство.

Платон в своем учении выделял мир идей как подлинное (реальное) бытие, вечное и неизменное. А мир вещей, по его мнению, преходящ и смертен. В нем нет ничего вечного, все в нем течет, разрушается и погибает. Это неподлинное бы­тие, бледная тень мира идей.

Русская религиозная философия при исследовании бы­тия активно использовала основные положения христиан­ства, идеи Платона, Гегеля, Шеллинга и других мыслите­лей. Подчеркивалось, что бытие духовно. В нем есть не толь­ко Хаос, но и Гармония, не только Зло, но и Добро. Человек рассматривался как некая точка пересечения мира матери­ального и духовного, земного и божественного.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ


Бытие в его современном философском понимании — это все то, что реально существует. Бытие включает в себя че­тыре основные формы: 1) бытие природы; 2) бытие обще­ства, 3) духовное бытие, 4) бытие человека.

Рассмотрим особенности бытия различных форм.

Бытие природы

Отличие бытия мира культуры от бытия природных ве­щей - это не только отличие искусственного от естественно­го. Главное отличие в том, что бытие второй природы есть социально-историческое бытие.

Долгое время люди не понимали, что между первой и второй природой могут быть отношения не только взаимос­вязи, но и конфликта. Сегодня возник конфликт энергети­ческий, экологический и т. д. При сравнении первой и вто­рой природы обнаруживается не только их единство, но и их различие. Первая природа в целом — безграничное, непрехо­дящее бытие, где существование отдельного человека явля­ется моментом времени. Вторая природа — бытие, связанное с деятельностью человека, с социальным бытием.

Первая природа — мир бесконечный, необозримый, неис­черпаемый, и осваивается он человеком в очень небольшой его части.

Вторая природа - мир, где не перестают действовать за­коны первой природы, но они связаны с человеком, прояв­ляются через социально-преобразующую деятельность лю­дей. Поэтому вторая природа не может считаться совершен­но независимой от бытия человека.

Бытие общества

Бытие общества представляет собой устойчивую систе­му социальных связей и отношений между людьми. Оно проявляется во взаимодействии и развитии основных обще­ственных сфер: экономической, социальной, политической, духовной.

Данная форма бытия проявила в последнее время сле­дующие тенденции: а) технологизация; б) глобализация; в) информатизация.

Технологизация означает, что в составе социального бы­тия все больший вес набирают технические средства адап­тации человека к природной среде и регуляции собственно социальной жизни.

Информатизация выражает появление в социальном бытии некоего нового слоя, к которому все больше смеща­ется активность людей. Структуру социальной реально­сти начинают определять не вещные (сырьевые, энергети­ческие и пр.) ресурсы и потоки, а информационные. Взры­вообразное расширение знаковой, информационной среды меняет (возможно, коренным образом) саму структуру соци­ального бытия, увеличивая в нем долю и значение немате­риальных компонентов.

Духовное бытие

Духовное бытие включает в себя бытие индивидуализиро­ванного духовного и бытие объективированного духовного.

Индивидуализированное духовное включает в себя и бессознательное.

Бытие объективированного духовного — это духовная жизнь человечества, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная жизнь людей. Объективированное духовное представляется в виде языка, идей, норм поведе­ния, ценностей, нравов, мотивов и т. д., оторванных от ин­дивидуального бытия человека. Платон приводил такой ин­тересный и весьма поучительный пример: ткацкий челнок может испортиться или вовсе исчезнуть. Идея же челнока (имеется в виду хорошо продуманный принцип его изготов­ления и работы) непреходяща в том смысле, что может слу­жить везде и всегда, где и когда потребуется челнок изгото­вить.

А существует ли идеал красоты, справедливости, исти­ны? Да, конечно. И как бы ни изменялись представления людей о красоте, благе, добре, все-таки сложились обобщен­ные представления, критерии и нормы, регулирующие про­цессы художественного, нравственного и научного творче­ства.

Бытие человека

Первая предпосылка существования человеческого тела — удовлетворение необходимых материальных потребно­стей. Чтобы жить, необходимо иметь пищу, одежду, жили­ще и т. д. Это право человека на жизнь в прямом смысле сло­ва. Но человек должен удовлетворять и духовные потребно­сти. У человека есть то, что материализм называет психи­кой (чувства, эмоции, настроения, переживания и т. д.), а идеализм и религия более емко — душой. Бытие отдельного человека — единство тела и души.

МАТЕРИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ


Различные философские учения по-разному используют идею субстанции, в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те из них, которые исходят из приоритета одной какой-то субстанции и, опираясь на нее, выстраивают все остальную картину мира в многообразии его вещей и явлений, получили назва­ние философский монизм (от греч. monos — один, единствен­ный). Если в качестве первоосновы берутся две субстанции, то такая философская позиция называется дуализмом (от лат. dualis — двойственный). И, наконец, если более двух — плюрализмом (от лат. pluralis — множественный).

С точки зрения современных научных представлений о происхождении и сущности мира, а также борьбы различ­ных, наиболее значимых в истории философии взглядов на проблему первоосновы, следует выделить два весьма рас­пространенных подхода к пониманию природы субстан­ции — материалистический и идеалистический. Первый из них, характеризуемый как материалистический монизм, полагает, что мир един и неделим; он изначально материа­лен, и именно материальность лежит в основе его единства. Дух, сознание, идеальное в этих концепциях не обладают субстанциальной природой и выводятся из материального как его свойство или проявления. Такие подходы в наибо­лее развитом виде мы обнаруживаем у представителей Ми­летской школы, Гераклита, Спинозы, Маркса и у его после­дователей.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МАТЕРИИ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ


В истории философии понятие материи возникло в свя­зи с попытками древних мыслителей объяснить единство мира. Многоликость и гармония окружающего уже в антич­ности породили стремление найти устойчивую, сохраняю­щуюся при любых изменениях конечную основу многооб­разных вещей и явлений — субстанцию. Отождествляя ее с веществом, материалисты прошлого искали субстрат, или первоматерию, из элементов которой образуются все вещи. Так, ионийская философия (VII — VI в до н.э.) пыталась све­сти бесконечное многообразие видимого мира к одному об­щему конкретному началу: Фалес к воде, Анаксимен — к воз­духу, Гераклит - к огню. Однако тот факт, что каждый фи­лософ признавал свое особое начало, опровергал принципи­альную установку ионийской школы. Любое из начал каза­лось одинаково правомерным и нельзя было выделить пред­почтительное. Но в то же время ни одно из них не было до­статочным для объяснения всего существующего.

Новой синтезирующей попыткой найти начало всех ве­щей, не сводя их к одному единому, явилось атомистиче­ское учение Левкиппа, Демокрита, Эпикура, Лукреция. Уче­ние об атомах было одним из самых плодотворных завоева­ний человеческой мысли. Возникнув в V в. до н.э., атоми­стическая идея просуществовала более 20 веков. Она по­зволяла объяснить множество природных процессов. До­статочно вспомнить такие открытия, как законы Ньютона, молекулярно-кинетическую теорию тепловых процессов, пе­риодическую систему элементов Д.И. Менделеева и др. Да и сегодня трудно представить развитие различных областей естествознания без атомистики. Важно заметить, что ато­мистическая концепция материи выходит за рамки только вещного, субстратного толкования ее. Она содержит и дру­гую идею, которая получила развитие в Новое время. Это идея общности свойств и физического строения материи.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МАТЕРИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ


МАТЕРИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕРИЯ


Материю следует рассматривать прежде всего как суб­станцию, благодаря которой строятся все отношения и из­менения в мире, в том числе и сознание.

Сама категория материи, как и любое общее понятие, является абстракцией, созданием чистой мысли. Но это не вздорная, а научная абстракция. Бесплодна попытка оты­скать материю вообще как некое вещественное или бесте­лесное первоначало. Когда ставится цель отыскать едино­образную материю как таковую, то создается ситуация на­подобие той, если бы желали вместо вишен, груш, яблок видеть плод как таковой, вместо кошек, собак и овец и т.д. — млекопитающее как таковое, газ как таковой, металл как таковой, химическое соединение как таковое, движение как таковое.

Здесь материя определяется через сопоставление духов­ного и материального. Материя как таковая вечна, суще­ствует вне человеческого сознания и совершенно безразлич­на к тому, что мы о ней думаем. Материя как таковая тожде­ственна природе. Понятие же материи — только приближен­ное отражение этой объективной реальности. То есть поня­тие материи вообще — не формальное обозначение, не услов­ный символ для множества вещей, а отражение сущности каждой из них и всей их совокупности, основа бытия, суще­ствующая во всем и порождающая все существующее.

Итак, материя — прежде всего объективная реальность, существующая вне и независимо от человека, но это такая реальность, которая может быть обнаружена через ощуще­ния (разумеется, чувственное отражение может быть непо­средственным или опосредованным приборами — будь то ми­кроскоп, телескоп, синхрофазотрон и др.). Такое определе­ние материи выражает суть материализма как учения. Оно является дальнейшим развитием основного вопроса фило­софии, и в этом состоит его мировоззренческое значение.

Материя, будучи объективной реальностью, является пер­вичной по отношению к сознанию. Она не предполагает ни­какой причины или условия для своего существования, а, напротив, сама является единственной причиной сознания. Материя есть то, что Б. Спиноза называл причиной самой себя. При этом материя не какая-то сверхчувственная, сверхъ­естественная реальность, она дана человеку в ощущениях (непосредственно или опосредованно с помощью приборов), что, в свою очередь, делает ее доступной познанию.

Материя как первопричина всего существующего реали­зует свою сущность через бесконечную совокупность кон­кретных существований, начиная от элементарных объек­тов неживой природы и кончая сложнейшими социальны­ми системами.

Основные свойства материи

Одним из основных свойств материи является свойство быть объективной реальностью, то есть существовать неза­висимо от сознания человека.

Кроме этого свойства, материя обладает фундаменталь­ными свойствами сохранения, неисчерпаемости и отраже­ния. Свойство сохранения проявляется в несотворимости и неуничтожимости материи. Это свойство в его конкрет­ных проявлениях изучается естествознанием, которое от­крыло закон сохранения энергии и вещества, закон сохране­ния массы, закон сохранения электрического заряда и т. д.

Всей материи присуще также свойство отражения. Отра­жение есть способность любой материальной системы фикси­ровать, хранить следы отраженного объекта. Так, песок фик­сирует следы прошедшего по нему человека, камень приобре­тает температуру окружающей среды и т. д. Исторически наи­более ранней формой отражения является отражение в неор­ганической природе. Оно имеет здесь свои особенности.

Во-первых, пассивность тел в процессе взаимодействия; здесь нет восприятия информации (происходит лишь пере­распределение энергии, импульса и других характеристик), нет ее использования. То есть здесь нет активности, идущей от самого отражающего тела, которая выражалась бы в из­бирательности, в сохраняемости и т. д.

Во-вторых, отражение в неживой природе как бы вплете­но в акт взаимодействия и трудно от него отличимо. Имея эти, а также некоторые другие особенности отражения в не­живой природе, говорят, что отражение в ней происходит скорее в потенциальной, нежели в актуальной форме.

обрела не прямо и далеко не сразу из простого отражения, присущего неорганической природе. Ей потребовались мно­гие миллионы лет для того, чтобы возникла жизнь, а потом сознание.

СТРУКТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА


При самом общем подходе в структуре материального мира выделяют следующие основные формы материи: 1) не­органическую (система неживой природы); 2) органическую (все биологические системы); 3) социально организованную (человек, различные виды общественных систем).

Система неживой природы - элементарные частицы (включая античастицы), атомные ядра, атомы, молекулы, макроскопические тела, Земля, Солнце, Галактика, Мета­галактика, граница и структура которой еще не установле­ны и т. д.

Система живой природы - молекулы ДНК и РНК как носи­тели наследственности, комплексы белковых молекул, клет­ки, ткани, организм в целом. Сюда относятся семейства орга­низмов, различные популяции животных и вся биосфера.

Социально организованная система - человек, семья, различные коллективы (производственные, научные и др.), государство, общество в целом.

Из биологических и социальных систем материи нам из­вестны только те, которые представлены на Земле. Хотя не ис­ключено, что в других планетных системах бесконечной Все­ленной, там, где есть благоприятные условия, также может быть высокоорганизованная жизнь. Возможен и разум. По крайней мере, этого теоретически никто исключить не может.

Все три указанные формы материи можно классифици­ровать и по структурным признакам. Это прежде всего ве­щество — совокупность микро- и макротел, обладающих определенной массой покоя. Оно включает в себя элемен­тарные частицы, ядра, молекулы, живые организмы, землю и т. д. К невещественным формам материи относятся элек­тромагнитное поле, кванты, которые никогда не бывают в состоянии покоя. Есть много теоретических данных в поль­зу того, чтобы считать гравитационное поле особой формой материи. Невещественные формы материи не обладают ко­нечной массой покоя, они имеют лишь массу движения.

По современным представлениям, материя выступает в единстве прерывных (дискретных) и непрерывных (волно­вых) свойств. Внутренняя противоречивость лежит уже в основе материи, ибо каждая элементарная частица суще­ствует как единство корпускулярных и волновых свойств. То есть установлено, что материя может существовать в фор­ме вещества и поля. Поле стали рассматривать как физи­ческую реальность. Современной физике известны элек­тромагнитные поля, нуклонные поля, возникающие между протонами и нейтронами, мезонные поля и т. д. Поля пере­дают взаимодействия между частицами вещества. В изуче­нии полей большое значение имела гипотеза М. Планка о квантах. Кванты света, фотоны стали рассматриваться как реальные физические объекты.

Было установлено, что частицы подчиняются специфи­ческим закономерностям и прежде всего соотношению не­определенностей. Невозможно измерить координату и им­пульс микрочастицы одновременно. Этот эффект объясня­ется двойственной природой микрообъектов.

Свойства поля:

Поля порождаются наличием частиц.

Нет локализации в пространстве. Нет границ, хотя действие может быть столь малым, что в практических рас­четах им можно пренебречь.

Суперпозиция. Накладывание одного поля на другое.

Поле сплошь заполняет ту область, в которой оно нахо­дится.

Поле имеет квантовую природу.

Распространение осуществляется со скоростью света в вакууме.

Поле не обладает массой покоя. Оно характеризуется динамической массой, сопоставимой с энергией.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Читайте также: