Каковы особенности психолого педагогического портрета дошкольника кратко ответ

Обновлено: 01.07.2024

Во-первых, игнорировать половые различия нельзя, так как с ними связаны особенности организации мозга и психики дошкольников. Кроме того, по средствам педагогической деятельности происходит подготовка детей к будущим половым социальным ролям, закрепление психических различий мальчиков и девочек.

Психологический пол ребенка считается важной личностной характеристикой, которую нужно учитывать при формировании личности конкретного ребенка. Нейропедагоги предполагают, что мальчики и девочки обладают различными особенностями развития мышления, речи, воображения, эмоциональной сферы, и эти особенности играют важную роль при составлении стратегии обучения, чтобы. Читать далее

Психолого-педагогический портрет дошкольника представлен в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, В. С. Мухиной, М. И. Лисиной, Л. А. Парамоновой, Т. А. Куликовой и др.

Общая характеристика дошкольника заключается в следующем:

Воспитателю важно не только знать общие возрастные особенности, но и половые различия ребенка. Гуманизация дошкольного образования предполагает формирование самобытной творческой, активной личности, когда в центре внимания педагога стоит конкретный ребенок, имеющий такую личностную характеристику, как психический пол.

Учеными отмечается целый ряд психических и психофизиологических половых особенностей, проявляющихся уже в дошкольном возрасте.

Первые анатомические и психофизиологические различия между полами обнаруживаются в перинатальный период: под влиянием половых гормонов формируется анатомическое строение плода и особенности развития мозговых структур.

Хотя при рождении у девочек меньше вес, рост, сердце и легкие, меньший удельный вес мускулатуры, в месячном возрасте они начинают опережать мальчиков в общем развитии; раньше начинают ходить и говорить; имеют лучшую сопротивляемость организма к внешним неблагоприятным условиям.

У мальчиков при рождении наблюдается больше случаев задержки умственного развития, невротических состояний гемофилии, заикания.

Поэтому при организации жизнедеятельности ребенка нельзя игнорировать половые различия, особенности организации психики и функций мозга. Реализация педагогом поло-дифференцированного подхода позволяет подготовить детей к будущим поло-социальным ролям и развить потенциальные возможности мальчиков и девочек.

Дошкольный возраст - это ключевой возраст в жизни каждого ребенка, по мнению многих психологов и педагогов. Психологический портрет дошкольника формируется через выявление особенностей познавательной сферы, развития индивидуальности, установку особенностей поведения и общения.

Внимание детей дошкольного возраста становится более осознанным, контролируемым и глубоким. Так же как и память – ребенок лучше запоминает, начинает припоминать, что-то из ранее встречавшегося, пережитого.

У большинства уже развита и механическая и непосредственная память. Дети в дошкольных образовательных учреждениях учатся запоминать при помощи механических повторений. В конце дошкольного возраста ребенок должен уметь понимать рассуждения, логически и правильно использовать слова во многих бытовых ситуациях.

Определенные этапы последовательного совершенствования игр, труда, учения детей можно проследить, условно разделив дошкольное детство на три периода: младший дошкольный возраст (3 - 4 года), средний дошкольный возраст (4 - 5 лет) и старший дошкольный возраст (5 - 6 лет).

Начиная со среднего дошкольного возраста можно различать в играх ребенка сюжетную линию и конкретные роли, и действия им предписанные. На последнем этапе дошкольного возраста ребенок уже может создавать что-то полезное и сам приносить пользу.

Проследив все черты психологического портрета дошкольника на всех трех этапах, можно отметить, что завершение последнего этапа дошкольного возраста характеризуется тем, что ребенок начинает все делать произвольно и осознанно, не только просто воспринимая окружающий мир, а еще анализируя его и все происходящее вокруг. Детский разум в конце дошкольного возраста берет за основу принцип системности, и ребенок начинает идентифицировать себя как личность определенного пола.

В заключение рассмотрения психологического портрета дошкольника, надо отметить, что составление схематичного портрета обуславливается индивидуальным развития каждого ребенка и у каждого ребенка взросление идет индивидуально.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Эссе по теме: «Психологический портрет ребёнка дошкольного возраста. Выполнила:Шмелева А В

Детский возраст, особенно дошкольный, является определяющим в становлении личности ребенка, и, особенно важно, в это время осуществлять контроль за сохранением психоэмоционального благополучия ребенка.

В картине развития личности ребёнка дошкольника формируются основные индивидуально-типологические и индивидуально-психологические особенности. Так, основной индивидуально-психологической особенностью дошкольника является темперамент – возможность индивидуального психического реагирования в различных жизненных ситуациях. Темперамент закладывается изначально на момент рождения ребёнка и постепенно формируется по мере его психического становления и развития. Особенности темперамента определяют тип психического реагирования дошкольника: один ребёнок очень медлительный, с трудом выполняет поставленные воспитателем задачи в детском саду, а другой, напротив, имеет быстрые движения, речь, психические поведенческие реакции.

Характер дошкольника тоже имеет свои особенности. Это связано с тем, что какие-то черты закладываются изначально на момент рождения, а какие-то формируются уже в процессе его жизни. Например, если дошкольник сталкивается с агрессией в семье или в детском саду, то он для себя может понять, что это хорошие поступки, что обижать более лсабого – это нормально. Если на данную особенность не обратить должного внимания, то она закрепляется и формируется патохарактерологическая личностная реакция.

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад и не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.

То есть социальные изменения привели к изменениям психологическим.

В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики и новинки кинематографа. Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок? Педагоги дошкольных учреждений "нарисовали" портретсовременного ребенка исходя из собственных наблюдений: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный, импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, воспитываемый телевизором.

Дети хорошо информированы. Они рассуждают на "взрослые" темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях сюжетный линий, хорошо запоминают все происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном взрослении современных детей.

С одной стороны, но есть и другая сторона социального изменения –

У большой информируемости есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок дошкольник говорит много (если говорит, но плохо. Педагоги бьют тревогу. Самые низкие показатели выполнения программ обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу "Развитие речи". Страдает не только раздел "Связная речь", но и "Словарь". Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. По данным ЮНЕСКО 93% современных детей от 3 до 5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю. Известный психолог Е. О. Смирнова делает неутешительные выводы о влиянии просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей.

Наблюдения за детьми показывают, что в детских садах стало встречаться такое явление, как отсутствие так называемых "середнячков". Дети в группе делятся на успевающих и неуспевающих, на усваивающих и не усваивающих программу обучения.

Современные дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса. Они находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте. Ребенок может одновременно слушать сказку и строить из конструктора. Подрастающее поколение обладает "клиповым сознанием", вскормленным рекламой и музыкальными роликами.

У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Хотя современные дошкольники технически "подкованы", легко управляются с телевизором, электронными и компьютерными играми, но строят из конструктора так же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем их не опережая.

Для современного ребенка, особенно жителя большого города, природа выступает чуждой, неизвестной средой. Исчезло естественное детское "дворовое"сообщество: дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками. Игровая культура детства как основное условие развития личности ребёнка искажена.

Серьёзную проблему вызывает "уход" сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Экспериментальные исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников 6-7 лет показали, что наивысшего уровня развития (по Д. Б. Эльконину игра не достигает. Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить свои взаимоотношения со сверстниками. Результат - снижение показателей готовности к обучению в начальной школе.

Не смотря на то, что период дошкольного возраста имеет массу положительных особенностей, таких, как совершенствование психических познавательных процессов, особенностей эмоционального развития, можно отметить, что у современного дошкольника существует масса проблем в психическом развитии, препятствующих последующей адаптации в школьной ситуации и усвоению учебного материла. Это связано с тем, что у дошкольников страдают развитие речи, матерного развития: он не владеет ручкой, карандашом, он не может оперировать мелкими предметами, что в итоге приводит к трудностям уже непосредственно в учебном плане.

Таким образом. можно сделать вывод о том, что особенности психического развития ребёнка дошкольника отличаются значительной неоднозначностью в плане своего актуального уровня развития. В настоящее время дошкольники очень остро нуждаются в психологической помощи, направленной на развитие личности и психических познавательных процессов.

Читайте также: