Мишель монтень педагогические идеи кратко

Обновлено: 04.07.2024

Одним из видных мыслителей того времени был француз Мишель Монтень (1533 - 1592), который в своем труде “Опыты” предложил концепцию человека нового времени - широко образованного и критически мыслящего. “Основу знаний по Монтеню, составляет опыт. Ребенку, писал он, внушаются с детства готовые истины, когда он еще не в силах судить об их достоверности. Чтобы человек был способен самостоятельно мыслить, ему надо помочь научиться наблюдать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Поэтому ценность в формировании человеческой личности представляют лишь те знания, которые получены опытным путем [21 стр. 120].

“… добрые нравы и ум предпочтительнее голой учености…. Я хотел бы, чтобы воспитатель,… с самого начала сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребенка, предоставил ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус различных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому. Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я хочу, чтобы он слушал также своего питомца” [28 cтр. 140].

Монтень говорил, что воспитание, труд, учение должны служить лишь одой цели: образовать личность ученика. “…самое главное - это привить вкус и любовь к науке; иначе мы воспитаем просто ослов, нагруженных книжной премудростью” [28 стр. 166].

Кроме развития ума ребенка Монтень большое значение придавал физическому развитию. “Наша душа слишком перегружена заботами, если у нее нет должного помощника; на нее тогда возлагается непосильное бремя, так как она несет его за двоих” [28 стр. 143].

Монтень выступал против телесных наказаний. Обличая современную ему школу, он считал, что побоями нельзя воспитать свободную личность.

Делись добром ;)

Похожие главы из других работ:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ СКАЗОК

воспитание сказка этнический педагогический Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе.

2. Идеи развития в трудах Я.А. Коменского, М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо

4. Педагогические идеи Платона

Древнегреческий философ-идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии, Платон родился в знатной аристократической семье и получил блестящее для того времени образование. Автор многочисленных сочинений.

1. Педагогические идеи В.А. Сухомлинского

“Глубоко уважая науку и ученых, я всегда считал себя только практиком, народным учителем”, - писал В. А. Сухомлинский. Эту мысль он сформулировал за несколько лет до смерти.

1.2 Педагогические идеи

Автор воспитательной концепции "школы действия". Представлял педагогический процесс следующим образом. Воздействие на ребёнка через восприятие: наблюдательно-вещественное преподавание - жизнь природы, химия, физика, география.

2. Социально-педагогические идеи 20-30-х гг. ХХ в.

Особый интерес состояние педагогической мысли России 20-30-х гг. ХХ века представляет для статуса социального воспитания как научной категории. Многие педагоги этого периода творчески развили концепцию социального воспитания.

1.1.3.1 Педагогические идеи Гераклита

“В своих сочинениях, дошедших до нас лишь в виде фрагментов, Гераклит (520 - 460 гг. до н.э.) высказал ряд основополагающих педагогических идей: каждый человек способен к обучению.

1.1.3.2 Педагогические идеи Демокрита

Демокрит (460 - 370 гг. до н.э.) относится к первым философам Древней Греции, занимавшимся проблемами воспитания. Придавал огромное значение воспитанию. “Процесс воспитания и обучения - тяжкий, но благодарный труд.

1.1.3.4 Педагогические идеи Платона

Платон (427 - 347 гг. до н.э.) - ученик Сократа, предложил обширную программу воспитания, пронизанную единой философской мыслью, и открыл связи между воспитанием и общественным устройством. Платон считал.

1.2.1 Педагогические идеи П. Абеляра

Пьер Абеляр (1079 - 1142) преподавал в Парижской кафедральной школе. “Обладатель живого ума, Абеляр пытался соединить веру и разум, учил достигать высокого общественного положения с помощью образования, утверждая.

1.2.2 Педагогические идеи В. де Бове

Винсент де Бове (1190 - 1264) - наставник детей французского короля, автор трактата “О воспитании знатных детей”. Он призывал к смягчению методов воспитания, считал телесные наказания крайней мерой.

1.3.1 Педагогические идеи В. да Фельтре

Витторино да Фельтре (1378 - 1446) - видный педагогический деятель своего времени. Новогуманистический образец воспитания зародился в недрах отдельных школ. В школе в Мантуе на севере Италии, которую возглавлял Витторино да Фельтре.

1.3.2 Педагогические идеи Т. Мора

Томас Мор (1478 - 1533) - английский мыслитель и политический деятель, родоначальник европейского утопического социализма. В центр своей теории Мор ставит человека, который имеет право на всестороннее гармоническое развитие.

1.4.1 Педагогические идеи Дж. Локка

Джон Локк (1632 - 1704) - английский ученый, просветитель и педагог. Выступая против идеалистического учения о врожденных идеях, считал, что идеи не врождены, ребенок появляется на свет, будучи “чистой доской”.

1.4.2 Педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо

Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французский философ, писатель, педагог. Ж.-Ж. Руссо внес существенный вклад в развитие педагогики, поставив в центре своей педагогической концепции ребенка. Согласно Руссо.


Личности

Каковы основные взгляды Мишель Монтень, французского писателя и философа, были описаны в его работах Вы узнаете в этой статье.

Мишель Монтень основные идеи

Идеи Мишеля Монтеня в труде Опыты

В целом автор занимается самоанализом и неким самолюбованием. Поэтому его трактат предназначен для узкого круга людей. Главная идея, которая способствует тому, что его изучают и ученые, это изложенные им педагогические идеи.

Монтень указывал, что от рождения ребенок первозданно чист и это чистоту постепенно разъедает общество. Поэтому в нем необходимо развивать свободу духа, склонность к самостоятельному мышлению, выработку активной жизненной позиции, свободу выбора и таких качеств, как сила воли, смелость, решительность. Все это поможет ребенку в будущем стать полезным для общества, достойным гражданином.

Особое внимание следует уделить умственному развитию. Задача учителя состоит в изложении разных учений, показать их сходства и различия, познакомить со всеми фактами, что способствуют работе и переосмысливанию информации. Учитель должен стимулировать ученика к устному высказыванию, умению рассуждать и давать свою оценку событиям и фактам.

Таким образом, Монтень подчеркивал, что просто сухие знания не имеют никакой ценности, если их не применять в жизни. В этом вся суть интерактивного обучения.

Философ выступал за отмену устаревших и неэффективных средневековых способов, методов обучения. От них ни учитель, ни ученик мудрее не станет.

Идеи интерактивного обучения Монтеня:

  • Учитель должен предоставить ученику свободу выбора;
  • Сначала должен говорить ученик, а потом уже учитель;
  • Учитель должен требовать от ученика не только запоминания содержания урока, но и их суть;
  • Полученные знания нужно применять на практике;
  • Нужно заставлять ученика думать и обдумывать;
  • В голову ребенку ничего не надо вдалбливать;
  • Главный метод обучение — диалог;

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие идеи сформировал великий гуманист Мишель Монтень.

Мишель Монтень (1533 - 1592) - выдающийся французский мыслитель эпохи Возрождения , один из представителей философского скептицизма, проповедовавшего относительность человеческого познания, зависимость его от многих условий.

Подвергая сомнению различные обычаи и взгляды современного ему общества, отрицая веру в сверхъестественное, Монтень тем самым выступал против феодализма и его идеологической опоры - католической церкви.

Монтень выступал за науку опытную, изучающую сами вещи, проникающую в их сущность. Отсюда вытекали педагогические взгляды Монтеня: он сторонник развивающего образования, которое не загружает память механически заученными сведениями, а способствует выработке самостоятельности мышления, приучает к критическому анализу. Это достигается путем изучения как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Последние в современных Монтеню школах почти не изучались.

Как и все гуманисты, Монтень высказывался против суровой дисциплины средневековых школ, за внимательное отношение к детям.

Воспитание по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием высоких нравственных качеств.

Многие мысли Монтеня были восприняты педагогами 17-18 вв. Так, идея приоритета нравственного воспитания перед образованием подробно развита Локком, а высокая оценка воспитательного влияния сельской среды и отказ от принуждения в обучении явились своего рода основой теории естественного воспитания Руссо. / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 69-70/.

Главной идеей в теории развивающего обучения по Монтеню является то, что развивающее обучение не мыслимо без установления гуманных отношений к детям. Для этого обучение должно осуществляться без наказаний, без принуждения и насилия. Он считает, что развивающее обучение возможно только при индивидуализации обучения. В своей книге “Опыты” в главе “О воспитании детей” Монтень пишет: “Я хотел бы, чтобы воспитатель с самого начала, сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребенка, предоставил ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус разных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому. Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я хочу чтобы он тоже слушал своего питомца.” / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 71/. Здесь Монтень следует Сократу, который, как известно, сначала заставлял сначала говорить учеников, а затем уже говорил сам.

В этом заключаются основы развивающего обучения педагогической теории М. Монтеня.

М. Монтень, Я. А. Коменский и Ж.-Ж. Руссо внесли огромный вклад в развитие педагогики. В своих трудах они положили начало таким педагогическим принципам, как принцип природосообразности (Коменский), принцип возрастной периодизации (Руссо), идея нравственного воспитания (Монтень), и многим другим.

Что объединяет этих трех великих педагогов, это идея развивающего обучения. Этой идеей пронизаны практически все их педагогические труды :“Великая дидактика” Коменского, “Эмиль или О воспитании” Руссо, “Опыты” Монтеня, и другие. Если в работах Монтеня идея развивающего обучения носит в основном теоретический характер, то Коменский и Руссо в своих трудах дают уже большое количество практических советов, в частности что, где, как и когда преподавать и чему учить.

Монтеня, Коменского и Руссо можно назвать первооткрывателями, первопроходцами в области развивающего обучения. Они оставили за собой колоссальное педагогическое наследие благодаря которому идеи развития изучаются и практикуются и по сей день.

4. Генрих Песталоцци

Генрих Песталоцци одним из первых в педагогике сочетал теоретическую деятельность с практической вос­питательной работой в детских воспитательных учреж­дениях. В сочинении "Лингард и Гертруда" он развивал идеи о гуманном характере воспитания, доброжелатель­ном отношении к детям, привитии им чувств сострада­ния к людям как основы их нравственного развития. В практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с орга­низацией их посильного труда, использовал воспитатель­ную роль детского сообщества, получившего впоследствии название воспитательного коллектива, для нравственно­го формирования своих питомцев.

5. Адольф Дистервег

С прогрессивно-демократических позиций разрабаты­вал педагогическую теорию Адольф Дистервег. Особенно полезными являются его идеи об активизации учебной деятельности учащихся, усилении их самостоятельной работы, а также о подготовке народных учителей, которая должна основываться на обогащении их научными зна­ниями и привитии им высоких моральный качеств.

Содержание

Введение………………………………………………………………. стр.3
1. Мишель Монтень. Его воспитание..………..…………………………..стр.4
2. Монтень -- отрицатель мертвого, пассивного образования. ………. стр.5
3. Истинное образование по Монтеню: его постановка.………………. стр.6
4. Образовательный материал по Монтеню…………………………..…. стр.7
5. Монтень о нравственном приучении………………..………………. …..стр.9
6.Монтень о физическом воспитании и закаливании…………………….стр.10
7. Монтень о дисциплине в школе и семье………………………………. стр.11
Заключение………………………………………………………..….…. стр.12
Литература……………………………………………………………. …стр.13

Работа содержит 1 файл

монтень.docx

Пензенский государственный педагогический университет им.В. Г. Белинского

по истории педагогики и образования

Выполнила студентка группы ПС-21

1. Мишель Монтень. Его воспитание..………..………………………….. стр.4

2. Монтень -- отрицатель мертвого, пассивного образования. ………. стр.5

3. Истинное образование по Монтеню: его постановка.………………. стр.6

4. Образовательный материал по Монтеню…………………………..…. стр.7

5. Монтень о нравственном приучении………………..………………. ….. стр.9

6.Монтень о физическом воспитании и закаливании…………………….стр.10

7. Монтень о дисциплине в школе и семье………………………………. стр.11

1.Мишель Монтень. Его воспитание.

М. Монтень родился в 1533 году в замке Монтеней в Перигоре. Детство и воспитание Монтеня протекало в довольно оригинальных условиях. Отец Монтеня отправил ребенка, тотчас после рождения, в бедную деревеньку, ему принадлежавшую, и ребенок „пробыл там все время, пока питался грудью, и даже больше, приучаясь к самой простой жизни” Автобиографические данные разбросаны по „Опытам” Монтеня. „Избранные места из „Опытов Монтеня”, в изд. Тихомирова и Адольфа, стр. 119. Впоследствии, ради того же опрощения, только в более широком смысл, в деревню посылает Руссо и своего Эмиля.. Помимо приучения к простоте, у отца Монтеня была и другая цель: „сблизить ребенка с народом и с тем классом людей, который нуждается в нас”. „Он желал”, говорит Монтень, „чтобы я скорее стремился к тому, кто протягивает нам руки, нам к тому, кто поворачивается к нам спиной; поэтому же он выбрал мне в восприемники людей низшего сословия, чтобы обязать меня и привязать к ним”. „Его план удался”, -- добавляет Монтень, -- „я всегда принимаю живое участие в жизни”. Далее, прямо от кормилицы, раньше чем ребенок выучился говорить, отец отдал его „на попечение одного немца, впоследствии знаменитого врача Франции, который совсем не знал французского языка, но за то очень хорошо знал латинский”. „Ему в подмогу взяты были еще двое, мене ученые, чем он”, и все они должны были говорить с ребенком по латыни. Даже слугам было запрещено говорить с ребенком иначе, чем по латыни: если они хотели говорить, они должны были усвоить латинские слова и выражения Избранны я места из „Опытов” Монтеня, стр. 99.. Отец Монтеня хотел этим скорее открыть своему сыну *тогдашнюю „дверь” всех наук,--латинский язык. В результате, -- как говорит о том сам Монтень, -- ребенок „без всякого искусства, без книг, без грамматики или правил, без хлыста и слез выучил латынь также хорошо, как и учитель. ” Необычным способом Монтень выучился и греческому языку, „в виде соединения забавы и упражнения: учили склонения во время игры в мяч, вроде того, как некоторые изучают арифметику и геометрию по игральным табличкам”. Вообще, замечает Монтень о своем воспитании, „отцу посоветовали приучать меня к науке и исполнение долга без принуждения и развивать мою душу со всею мягкостью и свободой, без какой бы то ни было жестокости и принуждения” Избранные места из Монтеня, стр. 100.. На 6-м году Монтень был отдан в „самую лучшую” тогда во Франции Гиеньскую коллегию, где, однако, преподавали очень плохо И если бы здесь мой учитель, вспоминает Монтень (ibid., стр. 102) „был так безрассуден, что запретил бы мне читать, то я, наверно, вынес бы из коллегии только ненависть, отвращение к книгам, как случается с большинством нашей дворянской молодежи”.. 13-ти лет Монтень оставил школу, пройдя (благодаря своей подготовке) весь курс „и в сущности без малейшей пользы для себя” (Монтень). С 21-го года мы видим его занимающим почетные должности в г. Бордо (то советника Бордосского парламента, то мэра г. Бордо): он добросовестно исполняет свои обязанности, хотя и не чувствует к ним влечения, предпочитая частную, свободную жизнь. Последние годы жизни, с 1585 г., он проводит в своем имении. Умер в 1592 году.

2. Монтень -- отрицатель мертвого, пассивного образования.

У Монтеня нет особых сочинений, посвященных вопросам воспитания. Но в его значительном философском произведении, появившемся в 1580 году под именем „Опытов” („Essays”) и представляющем собрание философских размышлений о самых разнообразных предметах, некоторые главы Кн. 1-ая, глава 24-ая, „О педантизме”, и 25-ая „О воспитании детей”; кн. 2-я, гл. 7-я, „О любви родителей к детям”. и части глав содержат и педагогические соображения философа. Скептическое настроение Монтеня проникает и его педагогические воззрения. Общая суть их не сложна. Он не видит толку в той мертвой учености, которой загромождают головы и которая не дает воспитанникам ни мудрости, ни добродетели. Они ни чуточку не становятся от этого, переливаемого в их головы, образования ни умнее, ни лучше. Поэтому Монтень выбрасывает его за борт. Он хочет другого образования, которое бы действительно „образовывало” ученика, которое увеличивало бы его здравый смысл, укрепляло бы его нравственный характер и стояло бы ближе к практической жизни. Он его, отчасти, и намечает. Но, как скептического, отрицательного настроения ум, Монтень с особенной энергией мысли и с особенным,--можно сказать,--удовольствием останавливается на отрицании старого строя образования. Так что, при энергичности этого отрицания, иногда кажется, как будто он прямо выбрасывает за борт „всякое знание” Проф. Лапшин в „Истории педагог. теорий” (литографир. изд.), ч. 1, стр. 89--90, говорит, что Монтень „всякое знание прямо выбрасывает за борт”.. Но это не совсем так. Он сам говорит в одном месте: „Я люблю и уважаю знание, как и тех, которые им обладают, и, правильно применимое, оно есть самое благородное и могущественное приобретение людей; но в тех людях (и их бесчисленное множество), которые основывают лишь на нем свое значение и силу, которые свой разум основывают на памяти, sub aliena umbra latentes (прячась в тени других), и которые ничего не умеют без книги, -- ученость в таких людях, если смею так выразиться, я ненавижу больше глупости” „Опыты”, ч. 3-я, гл. 8, -- „Избранный места из Монтеня” в изд. Тихомирова и Адольфа, стр. 115.. Ясно, что он отрицает, собственно, не знание, а то ученое, бестолковое (основанное на памяти) и немощное (ничего не умеют без книги”) педантство, во что вырождается, при известных условиях, наука и” так называемое, научное образование. Против этого педантства и педантского образования и восстает Монтень со всей силой мысли и остроумия „Мы собираем мнения и знание других, и этим ограничиваемся, вместо того, чтобы сделать их своим достоянием. Но что за толк в пище, которая не переваривается, не превращается в пищевую кашицу и не усваивается нашим организмом?” -- „Избранные места”, ibid., стр. 56. „Мы умеем сказать: так говорит Цицерон, такова манера Платона; это -- слова Аристотеля. Но сами-то мы что говорим? Как рассуждаем? Как поступаем? ведь, просто сболтнуть сумеет и попугай”, ibid., стр. 55. См. также стр. 57, 60, 62, 70, 73, и др..

3. Истинное образование по Монтеню: его постановка.

В противоположность педантскому образованно, Монтень хотел бы такого образования, которое делает человека лучше и умнее, т.е., воспитывающего образования. „Если наука”, - говорит Монтень, в одном месте, - „не изменяет и не улучшает несовершенное состояние души, то лучше все бросить” ibid., стр. 59.. „Если, несмотря на занятия, наша душа не направлена на лучший путь, если наше суждение не стало более здравым, пусть лучше мой воспитанник играет в мяч, -- по крайней мере, его тело станет более гибким” ibid., стр. 57.. Позднее, через полтораста слишком лет, эту условную мысль о науке, -- если она не улучшает человека, -- повторил в безусловной форме Ж. Ж. Руссо В этюд по вопросу, предложенному на премию Дижонской академией: „Способствовало ли восстановление наук и искусств улучшению нравов?”. „Мы портились по мер того”, -- „говорит здесь Руссо,-- „как наши науки и искусства совершенствовались”, -- Ж. Ж. Руссо, „Собрате сочинений. Теории воспитания”, изд. и редакция Н. Л. Тиблена, СПб., 1866 г., стр. 563. Это почти повторение выражения Монтеня по адресу ученых педантов: „Postquam docti prodierunt, boni desunt”, -- „как только появились ученые, стали исчезать хорошие (добрые”). .Избранные места из Монтеня”, стр. 70.. Но когда же мы будем иметь такое образование? При каких условиях оно станет воспитывающим, действительно улучшающим человека? Монтень намечает, в общих чертах, новую постановку образования и указывает наиболее годный для воспитательно-образовательных целей состав предметов. Монтень указывает, что обучение должно быть основано на самодеятельности ученика. Рабле предполагает это условие, но ясно о нем не говорит. У Рабле обучение Гаргантюа отличается и наглядностью, и сознательностью, и близостью к природе и жизни, но принцип самодеятельности там не оттенен: там всюду и всем как будто заправляет воспитатель. Монтень -- же отчетливо подчеркивает принцип самодеятельности. „Постоянно кричат”” говорит он в одном мест „Избранный места из Монтеня”, стр. 71., ребенку в унии, как будто льют в воронку; а обязанность ученика состоит только в повторении сказанного. Мне хотелось бы, чтобы учитель исправил эту сторону дела, чтоб он с самого начала, сообразно со способностями воспитанника, давал ему возможность высказаться, развивая в нем вкус к вещам, заставляя его производить между ними выбор и различать их, чтобы иногда он указывал ученику путь, а иногда предоставлял ему и самому находить его. Я не хочу, чтобы учитель находил и говорил всегда один; я хочу, чтобы он, в свою очередь, выслушивал слова ученика”. И в другом месте: „пусть наставник заставить его исследовать и пусть не вбивает ему в голову при помощи простого авторитета и без всякого основания”. Но, при таком обучении, разумеется, надо уметь снисходить до ученика, „чтобы сообразоваться с его силами”. В этом, собственно, и состоит трудность воспитания ibid., стр. 71.. Принцип самодеятельности ученика при обучении высказан здесь ясно, хотя и в самой общей форме. Далее, обучение должно быть поставлено ближе к жизни, жизненнее. Не из одних книг можно учиться и надо учиться. Надо приучать ученика осмысливать и окружающий его действительный мир и жизнь. Здесь Монтень повторяет мысли Рабле. „Я хочу, чтобы этот великий мир был книгой для моего ученика” ibid., стр. 81. См. также стр. 74 и 78 „При хорошем обучении”, говорит Монтень, „все, что представляется нашим глазам, заменяет для нас книгу: шалость пажа, глупость слуги, разговор за столом,--все это новый материал для размышления”., мысль, которую почти в том же выражении повторить в своем „Эмиле” Руссо. Такому, живому ознакомление с жизнью и миром „прекрасно способствуют (также) сношения с людьми и посещение заграничных стран”. Монтень поэтому хотел бы, „чтобы путешествия предпринимались с раннего детства” ibid., стр. 74..

4. Образовательный материал по Монтеню.

При указании предметов обучения, Монтень руководствуется тем же основным идеалом образования, -- чтобы оно делало человека лучше и умнее. В этих видах он особенно рекомендует знакомить детей с положениями нравственной философии „Он ставить ее на первом план”,--Zenz-Frank-Ziegert, ibid., стр. 188.. „Если философия”, говорит он, „поучает нас, как надо жить, и если детство также находить в ней урок для себя, как и всякий другой возраст, то почему же ее не преподают ему?” „Употребим время (ученья) на полезное познание. Удалим все диалектические тонкости, которые не могут улучшить нашу жизнь, выберем простые философская правила и изложим их, когда надо,-- их легче понять, нежели какой-нибудь рассказ Боккаччо; ребенок, только что отнятый от груди, способен легче изучать философию, чем научиться читать и писать. Философия имеет истины, пригодные для младенца и для старца” „Избранные места”, ibid., стр. 87. Нас учат жить тогда, когда жизнь уже прошла. Сто учеников получили ужасную болезнь, прежде чем дошли до урока Аристотеля „о воздержании”.. Здесь у Монтеня слышатся веяния, которые несколько позднее составят сущность рационалистического направления в философии. Здесь слишком большое значение придается разуму (ratio = разум), его указаниям и велениям. Как будто достаточно ясно сознать какое-либо правило, чтобы оно и стало правилом жизни. В то же время Монтень полагает, очевидно, что некоторые нравственные начала уже врождены душе, так что даже и ребенок может понять положения нравственной философии. В другом месте, ссылаясь на Сократа, Монтень прямо говорит, что знание, как хорошо жить,--„в нас самих” Избранный места”, ibid., стр. 117.. Эта мысль о прирожденности некоторых начал и идей душе человеческой также мысль рационалистической философии. Идея морального обучения, высказанная впервые Монтенем, получила теперь осуществление почти повсюду (так называемые, уроки нравственности в начальных школах Франции, Англии, Японии и др.). Далее, Монтень рекомендует изучение истории, при помощи которой воспитанник „доставить себе общение с великими умами лучших веков”. Но при этом указывает, в чем заключается задача ее изучения. Пусть воспитатель заботится „не столько о том, чтобы ученик запомнил год разрушения Карфагена, сколько о том, чтобы узнал нравы Сципиона и Ганнибала. Пусть он не столько научает его разным историческим событиям, сколько приучает судить о них” Избранный места”, ibid., стр. 79.. Таким образом, и история изучается с нравственной точки зрения, поскольку события ее и лица могут быть поучительными для нас в нравственном отношений. Поэтому из исторических писателей особенно рекомендуется Плутарх, „потому что он был мастер на такого рода произведения”. Изучение истории, положений нравственной философии, вместе с живым конкретным ознакомлением, вообще, с миром, должно, по Монтеню, стоят на первом месте. И только „после того, как воспитанника научат тому, что его делает умнее и лучше, его познакомят с логикой, физикой, геометрией, риторикой: им подготовленный ум, он скоро осилит ту науку, которую изберет” „Избранный места”, стр. 83.. Т.е. учебно-научные, систематические знания стоят на втором плане, за знаниями воспитательно- образовательными. Эту мысль о второстепенности, собственно, научно-учебных занятий впоследствии, с большей определенностью, проведет в своих „Мыслях о воспитании” английский философ Локк. Монтень, как и гуманисты, также ценит знание греческого и латинского языка, но первое место в изучении языков, однако, отводит родному языку и живым языкам соседних стран, „с которыми мы имеем дело” „Избранный места”, ibid., стр., 99.. Последние лучше всего изучаются в путешествиях, на месте. Латинский и греческий языки также можно скорее и лучше изучить практическим употреблением, в разговоре (Монтень ссылается на собственное изучение классических языков) и в чтении. Тратить драгоценное время на изучение форм речи, с целью развития красноречия, по Монтеню, нет никакого смысла При том, „на свете страшно развилась болтливость, и я почти не встречал такого человека, который бы не говорил, скорее, больше, чем меньше того, сколько следует”, -- ibid., стр. 93.. Во 1-х, все дело в ясном понимании и познании вещей. „Раз наш воспитанник будет иметь твердое понятие о вещах, слова придут сами собой” „Кто отчетливо узнал предмет, у того выражения являются сами собой” ibid., стр. 94.. Во 2-х, красноречие и вообще не так нужно „Речь, имеющая в виду истину, должна быть проста и безыскусна”. Красноречие только „отвлекает нас от сути дела” ibid., стр. 98. Мы видим здесь большой поворот от гуманистической переоценки изящества речи, к чему пришла гуманистическая педагогия в лице Штурма и иезуитских школ

МишельМонтень (1533 - 1592) - выдающийся французский мыслитель эпохи Возрождения , один из представителей философского скептицизма, проповедовавшего относительность человеческого познания, зависимость его от многих условий. Подвергая сомнению различные обычаи и взгляды современного ему общества, отрицая веру в сверхъестественное, Монтень тем самым выступал против феодализма и его идеологической опоры - католической церкви.
Монтень выступал за науку опытную, изучающую сами вещи, проникающую в их сущность. Отсюда вытекали педагогические взгляды Монтеня: он сторонник развивающего образования, которое не загружает память механически заученными
сведениями, а способствует выработке самостоятельности мышления, приучает к критическому анализу. Это достигается путем изучения как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Последние в современных Монтеню школах почти
не изучались.

Читайте также: