Значение изобразительной деятельности для подготовки детей к школе

Обновлено: 06.07.2024

Значение изобразительной деятельности для подготовки ребенка к школе.

Изобразительная деятельность в детском саду имеет большое значение для подготовки детей к школе. В процессе изобразительной деятельности детей в детском саду и начальной школе осуществляется всестороннее воспитание, но особое значение имеет, эта деятельность для эстетического воспитания. Изобразительная деятельность – один из путей воспитания у детей чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства), формирование потребности отразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации. В процессе изобразительной деятельности в детском саду и в начальной школе при условии оптимальной организации и эффективного осуществления закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией создают почву для творческого проявления и в этих, и в других деятельностях. Разумеется, изобразительная деятельность является лишь одним из средств эстетического воспитания, и осуществление полноценного воспитания возможно лишь при комплексном характере эстетических воздействий на человека. Преемственность в творческом развитии для детей дошкольного и младшего школьного возраста может осуществляться по двум линиям: во-первых, развитие творческого воображения, доминирующего в дошкольный период и продолжающего развиваться в младшем школьном возрасте в разных видах и формах изобразительной деятельности. Во-вторых, как развитие творческого мышления у школьника в рамках учебной деятельности, опирающегося на достигнутый в дошкольном возрасте уровень творческого воображения, как базовое, фундаментальное новообразование дошкольного периода жизни ребенка.

Способности - это психические качества, которые необходимы для той или иной человеческой деятельности и которые в этой деятельности формируются.

Специальные способности –это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной определенной деятельности - музыкальной, художественно-изобразительной, математической, литературной и т.д.

Именно в дошкольный период детства развиваются многие психические свойства человека, качества его личности. Велико значение этого возраста и в формировании и развитии способностей к изобразительной деятельности:

К первой группе относим способность восприятия – эмоционально окрашенного, вызывающего у детей яркие чувства и образы предметов и явлений окружающей действительности, их основные свойства: форму, цвет, цветовые отношения, пропорции, восприятие иллюстраций.

Вторую группу составляют двигательные способности или умелость руки, включающую координацию движений руки под контролем зрения. Эта группа способностей формируется достаточно рано и успешно при условии овладевания детьми различными перцептивными действиями.

В третью группу включены способности, которые можно определить как образное мышление.

Четвертая группа – это способности воображения. Все выделенные группы успешнее формируются при условии их взаимосвязи.

Изобразительная деятельность в детском саду имеет большое значение для подготовки детей к школе. В процессе изобразительной деятельности детей в детском саду и начальной школе осуществляется всестороннее воспитание, но особое значение имеет, эта деятельность для эстетического воспитания. Изобразительная деятельность – один из путей воспитания у детей чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства), формирование потребности отразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации. В процессе изобразительной деятельности в детском саду и в начальной школе при условии оптимальной организации и эффективного осуществления закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией создают почву для творческого проявления и в этих, и в других деятельностях. Разумеется, изобразительная деятельность является лишь одним из средств эстетического воспитания, и осуществление полноценного воспитания возможно лишь при комплексном характере эстетических воздействий на человека. Преемственность в творческом развитии для детей дошкольного и младшего школьного возраста может осуществляться по двум линиям: во-первых, развитие творческого воображения, доминирующего в дошкольный период и продолжающего развиваться в младшем школьном возрасте в разных видах и формах изобразительной деятельности. Во-вторых, как развитие творческого мышления у школьника в рамках учебной деятельности, опирающегося на достигнутый в дошкольном возрасте уровень творческого воображения, как базовое, фундаментальное новообразование дошкольного периода жизни ребенка.

---совершенствование механизмов сенсорного восприятия и воспроизведения;

---развитие способности к воображению;

---раскрытие творческого потенциала.

Задачи по развитию ребенка:

---накопление чувственного сенсорного опыта, развития воображения, ассоциативного мышления;

---формирование чувственного аппарата (слуха, зрения, обоняния, осязания) на основе сенсорных эталонов;

---развитие слухомоторной и зрительной интеграции.

Значение изобразительной деятельности для подготовки ребенка к школе.

Изобразительная деятельность в детском саду имеет большое значение для подготовки детей к школе. В процессе изобразительной деятельности детей в детском саду и начальной школе осуществляется всестороннее воспитание, но особое значение имеет, эта деятельность для эстетического воспитания. Изобразительная деятельность – один из путей воспитания у детей чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства), формирование потребности отразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации. В процессе изобразительной деятельности в детском саду и в начальной школе при условии оптимальной организации и эффективного осуществления закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией создают почву для творческого проявления и в этих, и в других деятельностях. Разумеется, изобразительная деятельность является лишь одним из средств эстетического воспитания, и осуществление полноценного воспитания возможно лишь при комплексном характере эстетических воздействий на человека. Преемственность в творческом развитии для детей дошкольного и младшего школьного возраста может осуществляться по двум линиям: во-первых, развитие творческого воображения, доминирующего в дошкольный период и продолжающего развиваться в младшем школьном возрасте в разных видах и формах изобразительной деятельности. Во-вторых, как развитие творческого мышления у школьника в рамках учебной деятельности, опирающегося на достигнутый в дошкольном возрасте уровень творческого воображения, как базовое, фундаментальное новообразование дошкольного периода жизни ребенка.




Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Значение готовности детей к обучению в школе

hello_html_21a4a6ad.jpg

Удивительное явление искусства – рисование в детстве.

Каждый ребенок в определенный период жизни с упоением рисует грандиозные композиции.

РИСОВАНИЕ – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Что касается смешных неправильностей в рисунках. Рисунки эти строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали.

Впервые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики. Рисование участвует в формировании зрительных образов, помогает овладеть формами. Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Дети, рисуют не предмет, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками. Рисование, таким образом, выступает своеобразным аналогом речи. Л.С.Выготский даже назвал детское рисование графической речью.

Особо следует подчеркнуть значение изобразительной деятельности для эстетического воспитания. Занятия изобразительной деятельностью - один из видов путей воспитания в детях чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в человеке и его труде, произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства), потребности отразить увиденное в рисунке. В процессе изобразительной деятельности в детском саду при условии ее оптимальной организации и эффективного осуществления закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека. Занятия рисованием создают почву для творческого проявления и в этих и в других деятельностях. Через изобразительное искусство и рисование развиваем чувство прекрасного, учим «подмечать правильность и стройность в предметах, формируем способность, наслаждаться произведениями искусства и красотой природы.

Подготовка детей к школе в области рисования

Цель: Подготовить детей к широкому вхождению в жизнь и, прежде всего к переходу в школу, учитывая здоровье, умственные способности.

Чтобы переход в школу был менее болезненным, мы воспитываем и учим детей, применяя методы и приемы в игровой форме, согласно программе нашего дошкольного учреждения, сопровождая радостным ожиданием этого значительного события в жизни ребенка.

На занятиях в детском саду осуществляется и специальная подготовка детей к школе. Овладевая знаниями, навыками и умениями в области рисова­ния дети получают возможность успешного усвоения материала на уроках изобразительного искусства в школе.

Для готовности к школьному обучению важное значение имеет формирование элементов учебной деятельности: умение слушать и выполнять ука­зания педагога, понимать поставленную задачу. Чтобы нарисовать, создать изображение, ребенок должен применить определенные способы, необходи­мые для решения данной изобразительной задачи. Приобретенное на занятиях по изобразительной деятельности, умение контролировать свою работу помо­жет ребенку и при выполнении заданий в школе. Необходимыми в школьном обучении являются активность и самостоятельность. Большие возможности для формирования этих качеств имеются на занятиях по рисованию в свободное от занятий время, когда дети рисуют, конструируют по своему выбору.

Рисование в детском саду позволяет осуществить и специальную подготовку детей к школе, к урокам изобразительного искусства: программа шко­лы включает все те виды рисования, которые проводятся в детском саду.

hello_html_26a954a2.jpg

В процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Основное значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания, важна она и для подготовки к школе.

В результате всей работы у детей развиваются способности к изобразительной деятельности. Они приобретают умения изображать самые разнооб­разные предметы и явления действительности, у них развивается эстетическое восприятие, эстетические чувства: цвета, композиции, пропорций. Дети ста­новятся самостоятельными, способными проявлять творчество, создать инте­ресное, выразительное изображение. Все это свидетельствует о том, что в процессе обучения изобразительной деятельности осуществлялось их эстетическое воспитание, эстетические чувства: цвета, композиции, пропорции.

Роль рисования в овладении письмом

hello_html_m5ecedb19.jpg

Исследования показывают, что успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего. В обоих случаях эта графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки (карандаш или ручка лежат на среднем пальце, сверху придерживаются указательным, с боку большим пальцем, кисть руки опирается на мизинец, пальцы сжаты без напряжения). Развитие мышц у детей происходит неравномерно. Вначале развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, позднее - мышцы кисти рук. Поэтому до шести лет детям дается тонкая работа пальцами, а в 6-7 лет ребенок уже может успешно заниматься такой деятельностью. В этом возрасте возможно постепенное обучение письму. Однако упражнения в письме не должны быть длительными, чтобы не утомлять еще не окрепшие мышцы кистей рук. В письме необходимо овладеть написанием элементом букв с учетом каллиграфии, то есть правильного их расположения на линейках и клеточках пропорционального соотношения соответствующего нажима, соединения букв.

На занятиях рисованием в подготовительной группе дети овладевают навыком свободного владения карандашом и кистью, учатся регулировать свои движения в отношении темпа, силы нажима, в результате чего у них вырабатывается плавность, равномерность движения руки, которые необходимы и для письма. В процессе рисования предметов различной формы, величины, пропорций усваивается умение сохранять определенное направление движения и по мере надобности применять это направление, выдерживать нужную длительность движения.

Новым является освоение движений, быстро изменяющих направления на противоположное. Например, при рисовании завитков вправо и влево, петель – восьмерок (декоративное рисование), криволинейных форм. Рисование такого рода линий и форм позволяет добиться подвижности пальцев и свободы осевых движений кисти руки, управляющих действиями карандашом и кистью. В подготовительной группе продолжается отработка и совершенствование навыка регуляции силы нажима на карандаш. В подготовительной группе требования к передаче пропорций предметов и их частей усложняются: дети должны передавать предметы разной формы и величины с большой точностью. В связи с этим продолжается совершенствование умений подчинять движение руки соразмерению отрезков и форм по пропорциям. подготовленного формированием технических навыков в предшествующих группах.

Развитие графических навыков письма дошкольников

Для развития графических навыков письма дошкольников необходимо совершенствование умений подчинять движение руки соразмерению отрезков и форм по пропорциям, что требует развитие глазомера мыслительных процессов, таких, как анализ и синтез, сравнение, конкретизация. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно - двигательной координации, произвольного внимания; аналитического восприятия, зрительной памяти.

Особенность рисования заключается в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, зрительный контроль над движением руки необходим на всех этапах создания изображения, что готовит руку ребенка к систематическому письму, формирует элементарные специфические графические навыки письма.

Правильные технические навыки и умения, формирующиеся не сразу, а постепенно, если воспитатель обращает внимание и учит детей правильным способам действия. В результате продуманного процесса обучения рисованию, где овладение правильными способами осуществляется не в результате сухих упражнений, а при решении ребенком интересных для него, разнообразных изобразительных задач (детям предлагается рисовать и закрашивать любимые игрушки, вкусные овощи и фрукты и много другого, что их окружает, вызывает их любопытство, желание рассмотреть и изобразить).

Основными свойствами движения необходимыми для овладения письмом, пишет С.Л. Рубинштейн, является:

скорость (быстрота прохождения траектории);

темп (количество движений за определенный промежуток времени);

ритм (временной, пространственный, силовой);

точность и меткость;

hello_html_m9499f37.jpg

размах;

пластичность и ловкость.

В отношении детей старших возрастов неоднократно указывается на необходимость развития смелости движений, быстрого темпа и энергичного нажима, а также ритмичности движений, питательности штриховки, что в дальнейшем поможет освоению навыков письма.

В системе народного образования детский сад является первоначальным звеном. Преемственность - основное условий существования системы народного образования, которая включает постановку и решение учебно-воспитательных задач в детском саду с перспективой их дальнейшего совершенствования в школе.

Программы детского сада по изобразительной деятельности и школы по изобразительному искусству предусматривают воспитание у детей эстетического отношения к действительности и к произведениям искусства, развитие воображения и творческих способностей, овладение изобразительными умениями и навыками.

На занятиях изобразительной деятельностью в детском саду решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.

Изобразительная деятельность формируется по мере становления жизни ребенка и таким образом может служить показателем психического развития.

По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство - период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.

В первые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсо-моторной координации. От хаотического восприятия пространства ребенок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки, появляющиеся в эту пору, естественно, линейны. Рисование участвует в формировании зрительных образов, помогает овладеть формами, координировать перцептивные и моторные акты.

Изобразительная деятельность требует согласованного участия многих психических функций. По мнению ряда специалистов рисование способствует также согласованности межполушарного взаимодействия.

В процессе рисования координируются конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.

Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование представляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов во мнении, что детское рисование - это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира. Дети как правило рисуют не предмет, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками. Рисование, таким образом, выступает своеобразным аналогом речи. Л. С. Выготский даже назвал детское рисование графической речью.

Будучи напрямую связанными с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисованием не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Но особо следует подчеркнуть значение изобразительной деятельности для эстетического воспитания.

Занятия изобразительной деятельностью - один из видов путей воспитания в детях чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в человеке и его труде, произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства, потребности отразить увиденное в рисунке. В процессе изобразительной деятельности в детском саду при условии ее оптимальной организации и эффективного осуществления закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека.

Занятия рисованием создают почву для творческого проявления и в этих и в других деятельностях. Разумеется, изобразительная деятельность является лишь одним из средств эстетического воспитания, и осуществление полноценного эстетического воспитания возможно лишь при комплексном характере эстетических воздействий на человека и совершенствовании всех средств эстетического воспитания.

Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.

Ребенок должен быть готов не только к новой деятельности в школе, но и к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности. Наряду с игрой в развитии детей седьмого года жизни, выработке у них психологических качеств, необходимых для перехода к школьному обучению, значительную роль играют продуктивный вид деятельности - рисование. Л. А. Венгера дают также основания считать, что рисование является тем видом деятельности дошкольников.

Рассматривая роль изобразительной деятельности в решении задач всестороннего развития ребенка- дошкольника, особенно важно определять воз-можность занятий рисованием в подготовке детей в детском саду к школе. Такая продуктивная деятельность, как рисование, имеет неоценимое значение для всесторонней подготовки к школе. Эта подготовка включает формирование психологической готовности, состоящей из компонентов учебной деятельности психологической направленности на учение, осуществление правильной деятельности и умение заниматься, а так же специальную (предметную) подготовку. Для готовности к школьному обучению большое значение имеет формирование элементов учебной деятельности. Умение ребенка проанализировать способы действия - важный компонент учебной деятельности, без которого не может успешно осуществляться изобразительная деятельность. Организуя свои действия для создания изображения, ребенок должен контролировать их, сопоставлять их с имеющимся представлением о том, как эти действия нужно использовать, в случае необходимости исправлять их, добиваясь применения разнообразных, эффективных, соответствующих изобразительной задаче способов изображения. Исследование Т. Н. Розгоновой показало, что на занятиях в процессе обучения рисованию у детей старшего дошкольного возраста можно постепенно сформировать действия контроля 3-х видов: контроля по результату, контроля за способом действия и предпосылок предвосхищающего контроля.

Вначале детям показывают, как осуществить действия контроля, а затем обращают их внимание на необходимость контролировать изображения. Это подводит детей к самостоятельному использованию действия контроля. Обучение этим действиям осуществляется с использованием игровых приемов, в образно-эмоциальной форме и поэтому не противоречит образно-творческому характеру изобразительной деятельности. Применение их способствует совершенствованию создаваемых изображений, углублению их образно выразительного решения, и повышению качества изображения, в целом, что вызывает у детей чувство удовлетворенности, повышает интерес к деятельности, стремление выполнить ее как можно лучше, освоив и применив для этого изобразительные средства. Вместе с тем улучшается подготовка к школе.

Дети приобретают необходимые для обучения в школе умения; формируется потребность контролировать себя при любой работе.

Еще одним компонентом учебной деятельности, для формирования которого в изобразительной деятельности есть все у условия, является оценка результата. Дети учатся применять действия оценки и в процессе создания изображения, и при его завершении, составляя получившиеся формы с имеющимися представлениями или натурой. У них формируется умение оценивать результат с точки зрения уровня и качества выполнения поставленной изобразительной задачи.

Все качества, формирующиеся в процессе изобразительной деятельности при условии правильной ее организации и руководства ею со стороны педагога.

2. Специальная подготовка детей к школе в области рисования

На занятиях в детском саду осуществляется и специальная подготовка детей к школе. Овладевая знаниями, навыками и умениями в области рисования дети получают возможность успешного усвоения материала на уроках изобразительного искусства в школе.

Для готовности к школьному обучению важное значение имеет формирование элементов учебной деятельности : умение слушать и выполнять указания педагога, понимать поставленную задачу. Чтобы нарисовать, создать изображение, ребенок должен применить определенные способы, необходимые для решения данной изобразительной задачи. Приобретенное на занятиях по изобразительной деятельности, умение контролировать свою работу поможет ребенку и при выполнении заданий в школе.

Необходимыми в школьном обучении являются активность и самостоятельность. Большие возможности для формирования этих качеств имеются на занятиях по рисованию в свободное от занятий время, когда дети рисуют, конструируют по своему выбору.

Рисование в детском саду позволяет осуществить и специальную подготовку детей к школе, к урокам изобразительного искусства : программа школы включает все те виды рисования, которые проводятся в детском саду. А на уроках труда дети лепят, конструируют, делают аппликации.

Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Основное значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания, важна она и для подготовки к школе.

В результате всей работы у детей развиваются способности к изобразительной деятельности. Они приобретают умения изображать самые разнооб-разные предметы и явления действительности, у них развивается эстетическое восприятие, эстетические чувства: цвета, композиции, пропорций. Дети становятся самостоятельными, способными проявлять творчество, создать интересное, выразительное изображение. Все это свидетельствует о том, что в процессе обучения изобразительной деятельности осуществлялось их эстетическое воспитание, эстетические чувства: цвета, композиции, пропорции.

3. Роль рисования в овладении письмом

Исследования показывают, что успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего. В обоих случаях эта графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки (карандаш или ручка лежат на среднем пальце, сверху придерживаются указательным, с боку большим пальцем, кисть руки опирается на мизинец, пальцы сжаты без напряжения). Развитие мышц у детей происходит неравномерно. Вначале развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, позднее - мышцы кисти рук. Поэтому до шести лет детям дается тонкая работа пальцами, а в 6-7 лет ребенок уже может успешно заниматься такой деятельностью. В этом возрасте возможно постепенное обучение письму. Однако упражнения в письме не должны быть длительными, чтобы не утомлять еще не окрепшие мышцы кистей рук. В письме необходимо овладеть написанием элементом букв с учетом каллиграфии, то есть правильного их расположения на линейках и клеточках пропорционального соотношения соответствующего нажима, соединения букв. Письмо в большей степени, чем рисование требует ограничения движения руки в определенном пространстве линеек, точного выполнения задания.

При рисовании дети изображают предмет, проводя линии в различных направлениях, различной толщины и длины. Движения руки при этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги, но такое ограничение не требует особого внимания и усиления воли, как в письме. Перед детьми стоит задача - использовать разнообразие линий для передачи пространственных свойств изображаемых предметов. Такое сопоставление письма и рисования показывает, что обучение в детском саду создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом.

Например, на занятиях рисованием в подготовительной группе дети овладевают навыком свободного владения карандашом и кистью, учатся регулировать свои движения в отношении темпа, силы нажима, в результате чего у них вырабатывается плавность, равномерность движения руки, которые необходимы и для письма.

В процессе рисования предметов различной формы, величины, пропорций усваивается умение сохранять определенное направление движения и по мере надобности применять это направление, выдерживать нужную длительность движения, подчиняя его размерам предмета по ширине и длине.

Новым является освоение движений, быстро изменяющих направления на противоположное. Например, при рисовании завитков вправо и влево, петель – восьмерок (декоративное рисование, криволинейных форм.

Рисование такого рода линий и форм позволяет добиться подвижности пальцев и свободы осевых движений кисти руки, управляющих действиями карандашом и кистью.

В подготовительной группе продолжается отработка и совершенствование навыка регуляции силы нажима на карандаш. В подготовительной группе требования к передаче пропорций предметов и их частей усложняются: дети должны передавать предметы разной формы и величины с большой точностью. В связи с этим продолжается совершенствование умений подчинять движение руки соразмерению отрезков и форм по пропорциям. Овладение этим комплексом умений невозможно без хорошего владения движениями рук, подготовленного формированием технических навыков в предшествующих группах и требует развитие глазомера мыслительных процессов, таких, как анализ и синтез, сравнение, конкретизация.

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно -двигательной координации, произвольного внимания; аналитического восприятия, зрительной памяти. Подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.

4. Развитие графических навыков письма дошкольников

Ребенок знакомится с тетрадью, ее разлиновкой, рабочей строкой; учится выполнять задание в ограниченном пространстве - клетке; сравнивает объекты по величине и форме; чертит прямые линии разной длины и в разных направлениях, волнистые линии, дуги, круги, овалы; обводит контур изображения; рисует по клеткам; раскрашивает; запоминает теплые и холодные цвета.

В процессе работы в тетради у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуются зрительно-двигательная координация и ориентировка в микропространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

У каждого листа две стороны - страницы. На них пишут, чертят, рисуют. Рассмотреть страницу. На ней начерчены прямые линии сверху вниз и слева направо, которые образуют одинаковые квадраты - клетки.

Это могут быть наклонные прямые линии с различными интервалами и комбинации из них, треугольники разной формы и штриховка их прямыми наклонными линиями, закрашивание их в теплые или холодные цвета по указанию воспитателя.

Особенность рисования заключается в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, зрительный контроль над движением руки необходим на всех этапах создания изображения.

Глаз оценивает получающееся изображение и исправляет его, если оно не соответствует сложившемуся образу предмета. Постепенно, по мере формирования способов действия, роль зрительного контроля несколько снижается: рука приобретает представление о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий дошкольник может произвести, движение почти не глядя. Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, т. к. без него невозможно передать образ предмета, его в нем свойства. Правильные технические навыки и умения, формирующиеся не сразу, а постепенно, от занятия к занятию, при условии, если воспитатель обращает на него внимание и учит детей правильным способам действия. В результате продуманного процесса обучения рисованию, где овладение правильными способами осуществляется не в результате сухих упражнений, а при решении ребенком интересных для него, разнообразных изобразительных задач (детям предлагается рисовать и закрашивать любимые игрушки, вкусные овощи и фрукты и много другого, что их окружает, вызывает их любопытство, желание рассмотреть и изобразить).

Основными свойствами движения необходимыми для овладения письмом, пишет С. Л. Рубинштейн, является:

1. скорость (быстрота прохождения траектории);

3. темп (количество движений за определенный промежуток времени, зависящий не только от скорости, но и от интервалов между движениями);

4. ритм (временной, пространственный, силовой);

6. точность и меткость;

8. пластичность и ловкость.

В отношении детей старших возрастов неоднократно указывается на необходимость развития смелости движений, быстрого темпа и энергичного нажима, а также ритмичности движений, питательности штриховки, что в дальнейшем поможет освоению навыков письма.

Современные подходы и формы организации работы по художественно-творческому развитию в изобразительной деятельности Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя,.

Исследование проблемы изобразительной деятельности детей с задержкой психического развития Комплексное изучение детей с ЗПР как специфической аномалии детского развития развернулось в стране в 60-е годы. Первые обобщения этих данных.

Основные подходы к организации учебной деятельности детей в классе предшкольной подготовки Успешность обучения в школе во многом зависит от уровня состояния здоровья, с которым каждый ребёнок пришёл в первый класс. Здоровье детей.

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Рекомендации родителям для подготовки ребенка к школе Чтобы Ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению к школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, необходимо:.

Современные подходы преподавания правовых дисциплин Оптимизированный путь формирования компетенций студентов при реализации Федерального государственного образовательного стандарта третьего.

Читайте также: