Проект речевого центра в доу

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г .Мичуринска Тамбовской области

центра речевого развития

в дошкольном образовательном учреждении

Бабайцева Светлана Александровна

г. Мичуринск-наукоград РФ

Не вызывает сомнений, что дошкольное образование призвано обеспечивать разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Среди названных направлений особое внимание педагогов и родителей всегда привлекала работа по речевому развитию детей дошкольного возраста. И это не случайно, поскольку в дошкольной педагогике и психологии отмечается не только тесная взаимосвязь умственного и речевого развития детей, но и сензитивность периода дошкольного детства к усвоению речевых умений и навыков, к овладению основами культуры речи.

Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает:

владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Современные изменения в системе дошкольного образования вызвали необходимость оптимизации процесса обучения детей дошкольного возраста, в том числе и их речевого развития.

Одним из оптимальных путей решения названной проблемы сегодня признана организация речевой развивающей среды в каждой группе детского сада. В теории и практике дошкольного образования отмечается, что подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащенной предметной развивающей среды, которая предполагает единство социальных и природных средств, обеспечение разнообразной деятельностью ребенка и обогащение его речевого опыта. Поэтому организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении стала важнейшим направлением повышения качества работы по развитию речи детей дошкольного возраста.

Маленькие дети – это любознательные, спонтанные, конкретно мыслящие существа, стремящиеся получить доступ к миру взрослых. Главный из ключей к этому миру – речь.

Центр речевой активности – пожалуй, самый главный из всех центров активности в группе. Важно понять: чтобы осмысленно построить программу по развитию речи нужно осознать, что освоение языка – это естественный, хотя и сложный процесс. Через внимательный и ответственный подбор воспитателями материалов в этом центре нужно развивать естественное стремление ребенка к постоянному речевому общению, способствуя развитию уверенной связной речи и обогащению словаря.

Работа в данном центре в большой степени построена на совместной деятельности. Материалы, которые группируются здесь, призваны побуждать совместные разговоры, обсуждения, что и почему представляет интерес, делиться друг с другом первым опытом на пути к освоению грамотности, рассказывать друг другу свои истории.

Материалы центра, а также применяемые педагогами технологии призваны способствовать:

чтению и рассматриванию книг, открыток, фотографий;

развитию диалогической и связной речи;

обогащению словаря и пониманию смысла слов, словообразования;

развитию звуковой культуры речи;

развитию опыта слухового восприятия речи, слушания литературных текстов в устном виде и в звукозаписи;

развитию интереса к грамотности и письму, ненасильственной подготовке к школьному обучению.

принцип насыщенности предусматривает соответствие развивающей предметно-пространственной среды содержанию образовательной программы, а также возрастным особенностям воспитанников (центры речевой активности в группах оформляются с учетом программных требований и возрастных, психологических, гендерных особенностей детей, отличаются информативностью и разнообразием тематики книг);

принцип трансформируемости , который предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в группах в зависимости от образовательной ситуации (в ходе самостоятельной деятельности дети могут использовать некоторые предметы мебели в центре речевой активности, переставлять ее, трансформируя в театральную ширму);

принцип полифункциональности предусматривает возможность разнообразного использования различных составляющих центра речевой активности, а также наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления предметов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре, (детская мебель, книжки-ширмы, игровизоры, трафареты, шаблоны, значки, этикетки,дидактический материал для изображения букв (верёвочки, проволока, камушки, песок, пластилин);

принцип доступности предполагает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям (ребенок может уединиться и сосредоточиться на общении с интересной книгой);

принцип безопасности предполагает соответствие всех элементов предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, центры речевой активности оборудуются в максимально освещенной зоне групповых комнат.

В соответствии с этими принцами и приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста определяется наполнение речевой развивающей среды:

Для детей 3-4 лет:

Уголок книги: 4-5 наименований книг по 2 – 3 экземпляра, книжки-ширмы.

Картинки с простыми сюжетами (действия).

Дидактические игры на формирование словаря, звуковой культуры речи, грамматического строя речи, связной речи.

Картинки с простым сюжетом для составления рассказов.

Альбомы загадок, скороговорок, песенок, потешек, стихов.

Трафареты, шаблоны для развития мелкой моторики рук.

Игры на развитие ручной умелости.

Картотека речевых игр.

Фотографии детского сада.

Предметы быта, старины.

Для детей 4-5 лет:

Альбомы дополняются по темам о Российской армии, о труде взрослых, диких животных, цветах, овощах, фруктах, по временам года, о различных зданиях (архитектура).

Открытки для рассматривания.

Портреты писателей: Маршак, Маяковский, Пушкин.

Дидактические игры на формирование словаря, звуковой культуры речи, грамматического строя речи, связной речи.

Игровизоры, игрушки-телефоны, занимательные головоломки.

Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.

Трафареты, перфокарты, шаблоны для развития мелкой моторики рук.

Игры на развитие ручной умелости.

Картотека словесных речевых игр.

Открытки и альбомы о семье, детском саде, Москве

Предметы быта, старины.

Для детей 5-6 лет:

Уголок книги: 7-8 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками).

Тематические выставки с рисунками детей на заданную тему (1 раз в квартал)

Портреты писателей: Горький, Михалков, Житков, Толстой, Ушинский, Носов.

Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике.

Книги, созданные на рисунках детей на темы произведений детских писателей.

Портреты художников-иллюстраторов (Рачев, Чарушин)

Дидактические игры на формирование словаря, звуковой культуры речи, грамматического строя речи, связной речи, обучению детей грамоте.

Азбуки букв различной фактуры.

Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.

Трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму.

Игры на развитие ручной умелости.

Картотека словесных речевых игр.

Коллекции значков, марок, календариков, этикеток.

Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, проволока, камушки, песок, пластилин и др.)

Заготовки для штриховки, кодирование, трафареты, перфокарты.

Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, слоговые линейки.

Иллюстрации о памятниках и музеях страны (Москва, Санкт-Петербург)

Карта России, где отмечены флажками города.

Для детей 6-7 лет:

Наличие библиотеки книг по разделам: о природе, о животных или по авторам. Выставляется 10-12 книг, различных по жанру и тематике. Оформляются тематические выставки с рисунками детей.

Альбомы или материал о творчестве и жизни писателей.

Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.

Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, перфокарты для подготовки руки к письму, игры на развитие ручной умелости.

Картотека словесных речевых игр.

Коллекции значков, марок, календариков, этикеток.

Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, проволока, камушки, песок, пластилин и др.).

Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, слоговые линейки, азбуки букв различной фактуры.

Дидактические игры на формирование словаря, звуковой культуры речи, грамматического строя речи, связной речи, обучению детей грамоте.

Альбомы или книжки-самоделки с сочинёнными детьми рассказами и нарисованными рисунками.

Одним из условий познавательного развития дошкольников является их приобщение к работе с книгой, как источника знаний и исследовательских действий с ней, а также к культуре чтения художественной литературы. Поэтому уместно выделить в центре речевой активности отдельное место для книжного уголка.

Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. В среднем, срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели. Однако необходимо соблюдать основное правило: книга остается в уголке до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней. Но, если смена книг произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же.

Младший дошкольный возраст:

Концепция восприятия книги в этом возрасте – это особый предмет действительности, с которым работает взрослый, а для ребенка – источник положительных эмоций. Видел, но не доставал: без разрешения брать нельзя, пока не научим пользоваться.

10-20 книг на полочке. Из них 2 – лицом к детям: которую уже читали и новая.

Книги подбираются картинного типа (книги-картинки) 80% иллюстраций + 20% текста., книжки-ширмочки, книжки-панорамы, книжки-игрушки, у которых есть встроенные детали, фигурные книжки – форма героя.

Элементарные по содержанию, но разнообразные и изобретательные по форме.

В этих книгах должны быть иллюстрации с преобладанием предметной картинки (собрать внимание в одну точку)

Книги, вызывающие приятные тактильные ощущения, зрительные и слуховые.

Средний дошкольный возраст:

Книга – поставщик наглядно-образных впечатлений.

Книга – источник словаря и речи.

Добавить в библиотеку книги деятельностного типа:

книжки-фильмы – по серии картинок можно произвести сюжет;

книжки для трудовой деятельности (вырежи и наклей), самоделки;

Использовать книги-произведения и книги-сборники (авторские, жанровые, тематические)

Должна быть классика детской литературы

Поэзии не менее 50%.

Начинать раздавать детям и под руководством воспитателя вести работу.

Старший дошкольный возраст:

Книга – источник художественных образов, источник знаний.

Книга – средство саморазвития.

В уголке 30-40 книг. Большая часть должны быть классические детские книги (авторы знакомы детям:Чарушин, Сутеев, Пушкин)

Книги с произведениями специально для детей и общая литература отечественных и зарубежных авторов прошлого и настоящего.

Литература разных видов и жанров:

виды: художественная лит-ра 80% и научно-познавательная 20%; газеты и журналы 2-3 шт.; художественные азбуки, учебники для детей, энциклопедии;

жанры: сихотворения, сказки и т.д.

3. Книги, отражающие 15 тем детского чтения:

Мир человеческих отношений.

Человек и природа.

Картины родной природы.

Родина большая и малая.

Чудеса и волшебство.

Приключения и путешествия.

Труд и профессии.

В мире знаний (из отраслей).

В мире прекрасного (из искусства).

Библиотека старшего дошкольника отражает пятимирие:

Мир социума (общество, национальности, страны).

Мир фантастический (вымышленный, виртуальный).

Всего за 5 лет дошкольного детства ребенок узнает примерно 100 разных книг и 1000 произведений.

Перед педагогом стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному; чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В целях воспитания у детей интереса к книге и самых элементарных умений пользоваться ею, педагоги должны придерживаться определенной методики:

Методика приобщения ребенка к книге

Младший дошкольный возраст:

Цели общения:

Формирование положительных реакций на книгу.

Сенсорное воспитание средствами живописи литературы и дизайна.

Читательская деятельность детей условна. Основной метод работы с книгой – чтение-рассматривание: выделить из окружающей среды книгу, обратить внимание на обложку (что мне нравится, как называется, что заметили на картинке, обложке).

Читательская деятельность определяется правилами рассматривания:

Изучаем обложку. Выделяем на ней 2-3 ориентира, сопоставляем их, предполагаем тему чтения.

Информацию с вводных листов считывает воспитатель (форзац веселый, титульный лист несет много информации)

Постраничное рассматривание книжного блока, описание иллюстраций и предположение содержания.

Подведение итогов рассматривания: сколько произведений, что захотелось прочитать.

Слушание в этом возрасте 1-3 мин, после перерыва можно еще почитать. Слушание может сопровождаться действиями (погладить – пожалеть героев, похлопать в ладоши: если закончилось хорошо). Читательские действия: обвести рукой кабину, кузов, колеса, все обвести – машина.

Озвучивание книги – повторение отдельных слов, словосочетаний, звуков, фраз.

Средний дошкольный возраст:

Формирование интереса к книге.

Развитие процессов воображения, памяти, чувствования, мышления и речи.

Речь ребенка – следствие других психических процессов.

Читательская деятельность: работают в ходе ООД в 3 этапа:

в процессе чтения.

Начинаем ознакомительным рассматриванием по правилам, тренируем в назывании, почему именно это нарисовал художник, догадываемся о содержании. Т.е. так заинтересовываем ребенка, чтобы вызвать потребность чтения.

После чтения в средней группе беседа не является основным видом деятельности. Проводятся основные типовые действия:

выполнение живых картин (движение, мимика героев)

исполнение песенок героев

рассматривание иллюстраций и воспроизведение содержания по ним.

раскрашивание ксерокопированных иллюстраций

запоминание малых текстов, отдельных строк.

Старший дошкольный возраст:

Воспитание интереса к литературе разных видов и жанров.

Формирование полноценного восприятия литературы.

Читательская деятельность: ООД строится также как и с детьми 4-5 лет, но с большей активностью детей: сами рассказывают о книге, предполагают содержание, сравнивают после чтения:

Словесное и графическое иллюстрирование.

Чтение книг по картинка и по памяти сюжета.

Инсценирование сюжетных эпизодов, пересказ с элементами драматизации (костюмы, роли).

Беседы о прочитанном по всем компонентам прочитанного. Анализируем – о чем, с чего началось, главное, чем закончилось, сколько частей(3), кто главные герои, образы персонажей (характер, поступки), о языке (пейзаж) – какие слова запомнились?: красивых, важных, тематических.

Составление словесных словарей: сказочных, профессиональных

Какой совет дадим герою, себе какое настроение осталось?

О чем хочется спросить по содержанию.

- книга, я тебя знаю или нет?

- о чем ты мне хочешь рассказать?

От взрослого зависит то, как ребёнок будет обращаться с книгой. Необходимо воспитывать бережное и благоговейное отношение к книге с самого раннего детства. В связи с этим планируется содержание работы в книжном уголке:

В группе детей 3-4 лет воспитатель, показывая детям пример, сам приводит в порядок уголок книги: расставляет книги на полке, ремонтирует потрёпанные книги, показывает детям, как нужно смотреть книги, перелистывать страницы, проверять чистоту рук у детей, желающих смотреть книги, воспитывает интерес и бережное отношение к ним.

В группе детей 4-5 и 5-6 лет воспитатель постепенно привлекает детей к работе по приведению в порядок книжного уголка и для несложного подклеивания переплёта, страниц, для составления и изготовления альбомов с картинками. Нужно чаще давать детям поручения, связанные с уголком книги: проверить порядок в книжном уголке перед уходом на прогулку или домой, найти книгу, которую воспитатель собирается прочитать детям, сходить к заведующей и попросить у неё нужную книгу.

В группе детей 6-7 лет целесообразно ввести дежурства детей в уголке книги. Выполнение обязанностей дежурных (приведение в порядок витрин и шкафов с книгами и альбомами, починка книг, получение книг в методическом кабинете по поручению воспитателя и т.п.) способствует воспитанию интереса к книгам, привычки бережно обращаться с ними, вырабатывает чувство ответственности.

Организация речевой развивающей среды в ДОУ несёт эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения не только к окружающему миру предметов, людей, природы, но и к системе родного языка.Благодаря этому у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Организация центра речевой активности в ДОУ

Предотвратить развитие речевых нарушений в дошкольном возрасте сможет правильно организованная речевая среда, которая стимулирует развитие у ребенка познавательности, инициативности. Очень важно, чтобы она была не только комфортной и эстетичной, но и полифункциональной, обеспечивающей возможность изменений среды, позволяющей использовать материалы и оборудование для одной образовательной области и в ходе реализации других областей, обеспечивать возможность самовыражения воспитанников, эмоциональное благополучие.



Оборудование и материалы центра :

Картинный словарь русского языка Азнабаевой Ф. Г., Гасановой Р. Х, Хисматуллиной Р. Р.

Методическая литература по развитию речи дошкольников

Сценарии к сказкам

Методическая копилка по темам неделей -1

Пальчиковая гимнастика по темам неделей

Пальчиковая гимнастика в карточках

Гимнастика для глаз

Развитие речи дошкольников в играх (сборник игр) : слуховое внимание, высота и сила голоса, речевые дыхание и слух

Консультации для родителей

Как сказка помогла (4 стр.)

Домашние задания для родителей (по темам неделей)

Игры на кухне (1 стр.)

Как заучивать стихотворение наизусть

Демонстрационный материал для фронтальных занятий

Любимые герои (лоскутная мозаика)

Профессии детского сада

Всероссийский день библиотек

Транспорт наземный, воздушный, водный Ч. 1.

Правила дорожного движения

Пословицы и поговорки в иллюстрациях

Все профессии нужны, все профессии важны (со стихами)

Животные Африки (серия Вохринцевой и др., с рассказами о некоторых животных)

Чистоговорки в картинках

Календарь праздничных событий

Моя семья + Что такое хорошо и что такое плохо (социально-нравственное развитие)

Прочитай по первым буквам

Сам себе сказочник (5-8 лет)

Логопедическое лото (5-7 лет)

Аналогии (от 3-х лет)

Четвёртый лишний (5-7 лет)

Профессии (от 3-х лет)

Разработка проекта организации развивающей среды с учетом федеральных государственных требований по образовательной области

Разработка проекта организации развивающей среды с учетом федеральных государственных требований по образовательной области Цель проекта: - организация развивающей среды по образовательной области для старшей возрастной группы. • Задачи проекта.

Без полноценно развитой речи детям сложно адаптироваться в школе, где нужно строить отношения с преподавателями, уметь без затруднения обратиться с вопросом или просьбой, создавать дружеские связи с другими детьми. От того, как развита речь ребенка зависит:

  • насколько он уверен в себе;
  • как легко он может формулировать мысль;
  • степень восприятия больших объемов поступающей информации.


Зона развития речи

Создание речевого уголка в старшей группе стимулирует детей к участию в развивающих играх. От того, насколько привлекательно он оформлен, зависит степень заинтересованности ребят.

Задачи и цели создания речевого уголка

Главная цель создания таких островков обучения в государственных дошкольных учреждениях — максимально полноценно развить речевые способности воспитанников, обогатить словарный запас каждого.

Перед воспитателями стоит задача вовлечь детей в игры, тренирующие дыхание и обучающие правильной силе выдоха при произношении.

Создание и работа уголка речевого развития в детском саду: роль, значение, цели и задачи


Уделять внимание развитию речи необходимо с раннего возраста ребёнка


Речевое развитие воспитанников осуществляется на типовых занятиях

Речевой уголок предполагает проведение занятий индивидуальных и в подгруппах по 2–3 воспитанника. Он также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, им приятно и интересно изучать здесь наглядные материалы и играть. Цель создания уголка речевого развития — оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников.


Материалы и оформление речевого уголка привлекательны для детей и вызывают интерес

Задачи речевого уголка напрямую зависят от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Таблица: задачи речевого уголка

  • Развитие речевого слуха.
  • Развитие речевой активности через совершенствование мелкой моторики.
  • Обогащение активного словаря.
  • Формирование культуры речевого общения в детском коллективе.
  • Воспитание эмпатии: чувства сопереживания, желания поддержать.
  • Укрепление дружеский отношений внутри группы.
  • Создание положительной мотивации к коллективной работе.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Совершенствование звуковосприятия.
  • Развитие умения формулировать высказывание, вопрос.
  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Совершенствование умения аргументированно отвечать на вопросы.
  • Развитие диалогической речи.
  • Развитие фонематического слуха (способности различать звуки и фонемы в составе слов).
  • Закрепление навыков правильного звукопроизношения.
  • Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
  • Развитие монологической речи.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Подготовка к обучению грамоте.


Цель речевых упражнений — развитие мимических и артикуляционных умений












Оформление речевого уголка своими руками

Создавая речевой уголок, нужно продумать все необходимые дидактические материалы, которые будут использоваться в тех или иных играх-упражнениях. Важно дать ему имя, которое будет привлекать детей, и связать его с интересным персонажем, поселившимся в красочном обучающем месте.

Нормативы ФГОС ДО для уголка речевого развития

Нельзя оформить красочный стеллаж, опираясь только на собственную фантазию. ФГОС предъявляет ряд требований к внешнему виду, содержанию и расположению обучающих зон в ясельных, средних и старших группах:

  • Полное соответствие наполнения зоны возрастным особенностям группы.
  • Наличие привлекательного одушевленного хозяина, который поможет детям освоиться на своей территории.
  • Соответствие требованиям безопасности, связанное с отсутствием навесных шкафов с дверцами из стекла. Особое внимание уделяется безопасности младших групп — в них уроки по развитию мелкой моторики могут проводиться только под присмотром педагога, в связи с опасностью попадания мелких деталей в дыхательные пути.


Включение пальчикового театра

Паспорт речевого уголка

Для создания развивающей зоны требуется подготовить документ, содержащий опись всех материалов и инструментов, входящих в него. Включению в реестр паспорта подлежит как мебель, так и книги, используемые на занятиях. Перечень содержимого паспорта (с примерами):

  • Мебельное оснащение (книжный шкаф, стулья, стеллаж);
  • Перечень книг, из которых состоит библиотека;
  • Предметы, используемые для развития артикуляции (зеркало, картинки);
  • Дидактический материал (цветные кубики, кубики с буквами, магнитная доска);
  • Устройства для развития речевого дыхания (вертушки, мыльные пузыри, подвесные фигуры);
  • Наглядные пособия (фрукты-овощи, плакаты-презентации)

Как назвать уголок развития речи

Виды и способы оформления речевого центра

Расширять словарный запас каждого ребенка призван уголок развития речи в детском саду, оформление которого не должно выбиваться из общей стилистики группы. Если в помещении уже имеются оформленные стенды безопасности на дороге или макет гигиены рук, то используемый стиль в их оформлении желательно применить и в зоне развития речи.

Использование табличек и знаков

Для закрепления изученного материала желательно размещать таблицы, обобщающие пройденный материал. Как пример, можно использовать колонки с гласными и согласными буквами, или разделение растительных культур на овощи, фрукты, ягоды и грибы.

Придумываем одушевленный персонаж

В вопросах выбора главного героя не существует стандартов. Однако к выбору персонажа следует подходить с точки зрения возрастных особенностей детей. Для групп раннего развития подойдут добрые и знакомые всем зверушки. А для ребят из подготовительной группы лучше выбрать авторитетного персонажа из популярного прочтенного произведения.

Организация речевого центра в группах ДОУ.

Организация речевого центра в группах ДОУ.

Для решения не только коррекционных задач, но и для развития речи в младшем дошкольном возрасте необходима правильная организация речевых центров в группах ДОУ.

Дидактическое оснащение должно подбираться для решения коррекционных задач, а также удовлетворять потребности актуального, ближайшего, развития ребенка и его саморазвития. Не следует перегружать уголок оборудованием, необходимо систематически производить смену дидактических пособий.Очень важно учитывать комфорт и эстетику обстановки, оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности.

Использование коррекционного центра позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении с взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Примерное содержание речевого центра в группе для детей с ТНР

Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи

Формирование фонематического восприятия и слуха

Развитие артикуляционной моторики

Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи)

Мелкие игрушки; сюжетные картинки; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков (авторы О. И. Лазаренко, Л. А. Комарова, Ю.Б. Жихарева, Н.И. Соколенко); чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; индивидуальные зеркала.

Настольно-печатные игры на закрепление звуков

Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте

Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

Развитие мелкой моторики

Развитие психических процессов

Информационное наполнение речевого уголка

Речевой уголок должен включать в себя игры и занятия на темы, соответствующие возрасту каждой группы. Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к информационному наполнению, согласно которым образовательная зона должна включать в себя все направления, связанные с развитием речи:

  • мелкая моторика;
  • логоритмика;
  • артикуляция;
  • фантазия;
  • познавание мира через чтение;
  • дыхательная гимнастика;
  • театр пальчиков.

Работа с детьми в уголке

Любое занятие в уголке должно начинаться с приветствия от главного героя, который приглашает ребят поиграть.

Формы образовательной деятельности в речевом уголке

Занятия проводятся как индивидуальные, так и групповые. Пропевание гласных, заучивание считалочек, ознакомление с новыми книгами и пальчиковый театр проводят в группах. А такие занятия, как артикуляционная гимнастика, игра в магазин и дыхательные упражнения легко можно представить как самостоятельную деятельность.


Наличие зоны для индивидуальных занятий

Речевые дидактические игры

Такие игры включают в себя различные головоломки, соответствующие возрасту детей:


Речевой центр развития связной речи

Центр развития речи в подготовительной группе

Алена Александровна Иванова

Центр развития речи в подготовительной группе










При создании центра реализовались принципы:

Верхнюю полку использую для картотеки воспитателя, представлены папки:

-картотека упражнений на дыхание;

-картотека артикуляционной гимнастики;

-картотека по развитию мелкой моторики;

-картотека по развитию фонематического слуха.

Речевой центр находится рядом с центром книги и театра. Там находятся карточки для детей для артикуляционной гимнастики, мнемотаблицы и книги по теме недели. Рядом, на крышке кровати, располагается ходилка (для обеспечения принципа доступности и многофункциональности)

1. Для упражнений на дыхание представлены игры:

2. Игры для развития артикуляционной моторики представлены в символах в книжном уголке.

3. Игры для развития моторики представлены в разных частях группы (для обеспечения принципа доступности, вариативности):

(сушим одежду куклы после прогулки, располагается в центре сюжетно-ролевых игр);

— Массажные валики (и схема для упражнений с ними);

(присоединить столько скрепок в цепочку, сколько показывает цифра);

(цифры из фасоли, приклеенной на картон по контуру цифры, и находятся в мешочке);

(разложить пинцетом пушистые помпончики на схемы);

4. Игры на формирование фонематического восприятия и слуха:

5. Игры на закрепление навыков правильного звукопроизношения:

— Стихи по картинкам

(использование вертикальной поверхности двери, по теме недели);

— Чистоговорки (на поверхности двери, во время проветривания в приемной используем, в картинках и схемах);

— Картинка (для составления рассказа);

— Картинка (для запоминания скороговорки, дети, увидев эту картинку вспоминают стих, который учили)

Для реализации принципа сменяемости материала -в шкафу есть игры по другим темам недели.





Нами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. Мы считаем, что речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Для развития речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук в нашем уголке имеются различные тренажёры:
- мыльные пузыри;
- воздушные шары;
- султанчики и тренажёры для дыхания;








Особое место в нашем центре занимает методическая литература, которая в условиях реализации ФГОС подбирается нами по принципу блочно – тематического планирования.




Картотека по развитию связной речи содержит различные группы дидактических игр, направленных на развитие речи детей: игры на развитие словаря, игры по формированию грамматического строя речи, игры на речевые процессы, и тд. Данная картотека помогает нам вести планомерную работу с детьми по развитию речи.



Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека эта речь. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно–развивающей среды. Именно поэтому мы организовали речевой уголок, который расширил речевую среду в группе, создал у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Читайте также: