Перспективный план работы с детьми с овз в доу

Обновлено: 30.06.2024

Цель деятельности педагога-психолога , реализующаяся в данной рабочей программе: содействовать и оказывать помощь в создании психолого-педагогических условий для полноценного психического и личностного развития ребенка, посещающих МБДОУ.

охрана и укрепление психического здоровья ребенка, в том числе и его эмоционального благополучия;

создание благоприятных условий развития ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка.

оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, образования и социализации.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Актуальность : представленный комплекс эмоционально-стимулирующей гимнастики позволит обрести положительное эмоциональное состояние в коллективе детей и хороший тонус в течение дня, обеспечит психологический комфорт ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Практическая значимость: структура данного вида гимнастики проста, доступна детям и не требует сложного оборудования. Разнообразные виды деятельности, методы и приемы обеспечивают уровень устойчивого и активного интереса, продуктивного внимания к данному виду утренней гимнастики.

Инновационная направленность: комплекс эмоционально-стимулирующей гимнастики содержит элементы психологических и здоровьесберегающих технологий: элементы самомассажа и логоритмики, упражнения на дыхание и релаксационные упражнения, пальчиковую гимнастику, подвижные и малоподвижные игры, которые помогут ребенку не только преодолеть эмоциональные проблемы, развить уверенность в себе, но и получить огромную радость от общения друг с другом.

Степень распространения : предназначена для родителей, педагогов, психологов, как коррекционных, так и массовых детских садов.

Структура эмоционально-стимулирующей гимнастики.

ритуал приветствия, ритуал прощания. Позволяют сплачивать детей, акцентировать внимание, вызывать заинтересованность, развивать коммуникативные и социальные навыки взаимодействия детей, нацеливать на начало или окончание деятельности.

элементы самомассажа. Игровой самомассаж в сочетании с гимнастикой прекрасно развивают все органы и системы, оказывают общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Кроме того, ласковые прикосновения рук, упражнения в виде игры доставляют большое удовольствие ребенку, укрепляют эмоциональную связь между ним и взрослыми.

Основная часть. Игра подвижная, малоподвижная согласно возраста детей (музыкальная зарядка), элементы логоритмики. (Это движения с речевым сопровождением. Они способствуют регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению. При выполнении этих упражнений в игровой форме дети двигаются ритмично, красиво и без напряжения). Пальчиковая гимнастика, включающая активные упражнения и игры для пальцев рук.

В заключительной части гимнастики используются особые упражнения - это релаксация, которая даёт возможность расслабить мышцы ног, рук, туловища. Она позволяет успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение.

В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, композиции, муз.слуха; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.

Музыкальный руководитель:

Осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников.

Формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности.

Координирует работу педагогического персонала и родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам музыкального воспитания детей. Определяет направления их участия в развитии музыкальных способностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих задатков.

Определяет содержание музыкальных занятий с учетом возраста, особенностей здоровья, индивидуальных и психофизических возможностей воспитанников.

Консультирует родителей (лиц, их заменяющих) и воспитателей по вопросам подготовки воспитанников к участию в массовых, праздничных мероприятиях.

Основные проблемы:

● Боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;

● Речевые нарушения или отсутствие речи;

● Замкнутость, неактивность детей;

●Неустойчивые внимание и память у дошкольников.

Целью музыкального воспитаниядетей с ОВЗ является:

Исправление, компенсация недостатков психического и физического развития детей музыкально-терапевтическими методами в сочетании с методами коррекционной педагогики и педагогики искусства.

Основные коррекционные задачи музыкального воспитания:

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, способствуя коррекции эмоционально-поведенческих расстройств.

Обогащать музыкально- слуховой опыт детей, способствуя эмоционально-личностному развитию и улучшению социальной адаптации.

Развивать пространственную ориентацию, зрительно – моторную координацию, слуховое восприятие.

Формировать музыкально - ритмические навыки в целях исправления физических недостатков и улучшения общего самочувствия детей.

Разделы музыкально-коррекционной направленности:

Содержание работы: С детьми 4-7 лет

Терапевтические свойства

Уменьшение чувства тревоги и неуверенности.

Воспитание эмоциональной сферы.

Снятие мышечного напряжения.

Общее успокоение, избавление от внутренних страхов.

Формирование слухового внимания, воспитание эмоциональной отзывчивости.

Повышение концентрации внимания и сосредоточенности, избавление от депрессии.

Терапевтические свойства

Укрепление гортани, улучшение работы головного мозга и речевых функций. Развитие дыхательных мышц, укрепление голосового аппарата.

Повышение общего тонуса организма, эмоциональный подъём.

Развитие дикции, координация слуха и голоса. Улучшение дыхания, стимуляция и гармонизация работы внутренних органов. Мобилизация защитных функций организма.

Упражнения: (М. Картушина) дыхательная и артикуляционная гимнастика

Укрепление мышц органов артикуляционного аппарата.

Формирование правильного дыхания и голосообразования, укрепление сердечно – сосудистой системы.

Терапевтические свойства

Развитие двигательных функций, общей моторики.

Формирование хорошей осанки, укрепление сердечно – сосудистой системы.

Улучшение координаций движений, снятие мышечных зажимов и спазм.

Повышение социальной адаптации, стимулирование физиологических функций организма.

Снятие нервного напряжения и утомления, создание атмосферы покоя.

Повышение общего тонуса организма, эмоциональный подъём.

Терапевтические свойства

Массаж различных частей тела, активизация движений и тактильных ощущений. Мимическая гимнастика.

Развитие мелкой моторики и кистей рук.

Стимуляция активных точек ладошки. Активизация движения в соответствии с текстом. Укрепление мышц языка. Активизация кистей рук и развитие мелкой моторики.

Развитие слухового внимания и координации движений. Формирование мышечных навыков, развитие мышечной системы.

Совершенствование мелкой моторики.

Содержание работы с детьми ОВЗ

Терапевтические свойства

Успокаивающее воздействие, уменьшение проявлений гиперактивности.

Воспитание эмоциональной отзывчивости, появление чувства внутреннего умиротворения и покоя.

Развитие кистей рук и плечевого пояса.

Снятие эмоционального напряжения.

Формирование слухового внимания, воспитание эмоциональной сферы.

Развитие чувства ритма, воспитание выдержки.

. Улучшение самочувствия, активности, настроения.

Терапевтические свойства

Укрепление мышц артикуляционного аппарата, стимулирование правильного звукопроизношения.

Развитие мышц брюшного пресса, активизация работы органов дыхания.

Положительный эмоциональный настрой. Профилактика простудных респираторных заболеваний.

Освобождение организма от отработанных веществ и негативной энергии, улучшение дыхания.

Терапевтические свойства

Выработка правильной осанки, активизация движений стопы. Массаж всех групп мышц.

Совершенствование координации движений, повышение жизненного тонуса.

Активизация мышц плечевого пояса, предплечья, икроножных мышц.

Возникновение бодрости, радостного настроения.

Напряжение и расслабление мышц, улучшение кровообращения.

Благоприятное воздействие на состояние организма в целом.

Терапевтические свойства

Профилактические меры по сохранению зрения: укрепление зрительного нерва. Развитие внимания и темпового восприятия.

Активизация кистей рук и развитие мелкой моторики.

Насыщение головного мозга кислородом, повышение защитных функций организма.

Развитие мелкой моторики и кистей рук.

Укрепление мышц брюшного пресса и сохранение гибкости позвоночника.

Развитие мышечной системы.

Совершенствование мелкой моторики.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения

Способы проверки возможных достижений ребёнка

Вводная диагностика уровня развития эмоциональной отзывчивости в процессе музыкальной деятельности и уровня сформированности музыкальных умений и навыков.

- Показатели развития эмоциональной отзывчивости

- Показатели музыкального развития

- Настроение на занятиях - Желание заниматься - Интерес к занятиям - Отношение к занятиям - Отношение к музыке - Удовлетворённость

Промежуточная диагностика уровня развития эмоциональной отзывчивости в процессе музыкальной деятельности и уровня сформированности музыкальных умений и навыков.

- Показатели развития эмоциональной отзывчивости

- Показатели музыкального развития

Итоговая диагностика уровня развития эмоциональной отзывчивости в процессе музыкальной деятельности и уровня сформированности музыкальных умений и навыков.

- Показатели развития эмоциональной отзывчивости

- Показатели музыкального развития

Анализ уровня заболеваемости

График заболеваемости детей групп компенсирующей направленности

Диагностика уровня развития эмоциональной отзывчивости в процессе музыкальной деятельности и компетентности воспитанников по музыкальному направлению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (или материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Читайте также: