Какой из принципов коррекции дискалькулии учитывает содержание обучения по всем школьным предметам

Обновлено: 02.07.2024

В публикации представлен опыт педагогической работы по коррекции и профилактике дискалькулии у младших школьников.

ВложениеРазмер
profilaktika_i_korrekciya_diskalkulii_1.doc 75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Городское бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центр диагностики и консультирования

Санкт - Петербурга (ГБОУ ЦДК)

«Направления работы учителя-дефектолога

Учитель-дефектолог ГБОУ ЦДК

Лунева Мария Александровна

учитель-дефектолог ГБОУ ЦДК

Пранцкунас Людмила Александровна

Механизмы, симптоматика и структура нарушений формирования счетных операций у детей – являются предметом исследований таких научных дисциплин, как: нейропсихология, нейрофизиология, нейролингвистика, психология. Разработка и внедрение в педагогическую практику методов и приемов коррекционной работы по преодолению данных нарушений является актуальной задачей коррекционной (специальной) педагогики.

В настоящее время совокупность нарушений счетных операций и трудности формирования математических категорий у детей объединены понятием дискалькулия. Дискалькулия – это специфическое нарушение формирования арифметических навыков, которое проявляется в следующем:

-непонимание смысла числа;

-трудности в автоматизации числового ряда;

-слабое усвоение состава числа;

-затруднение в овладении вычислительными операциями.

Эти проблемы проявляются в начале школьного обучения, но в их основе лежит несформированность психических функций, работу над которыми важно начинать ещё в дошкольном возрасте.

При этом у детей с дискалькулией сохраняется способность к выполнению различных операций мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация). Трудности ребенка носят избирательный характер и связаны непосредственно с усвоением числового материала.

Отечественные учёные, исследования которых посвящены проблемам диагностики и коррекции нарушений письменной речи (Т. В. Ахутина, Р. И. Лалаева, Н. А. Корнев, А. В. Ястребова, Л. Б. Баряева), в своих работах отмечают, что у детей с проявлениями дискалькулии диагностируется незрелость ряда психических функций, лежащих в основе формирования как языковых способностей, так и счетных операций.

К этим функциям относятся:

-зрительно – моторная координация;

-оптико – пространственный гнозис;

-временные и количественные представления;

-слухо-речевая и зрительная виды памяти.

Логопеды активно занимаются развитием перечисленных процессов у детей с дисграфией и дислексией. В нашей практике немало случаев, когда дети имеют целый комплекс нарушений формирования школьных навыков: чтения, письма и счёта. Поэтому реализация задач профилактики и коррекции данного нарушения возможна при организации комплексной работы специалистов: дефектологов, логопедов, психологов.

Эффективность коррекционно-развивающей работы обеспечивает соблюдение таких принципов, как:

-деятельностный подход. Формирование предпосылок овладения математикой должно проводиться в процессе ведущей деятельности ребенка, преимущественно, игровой, а также предметно-практической и учебной деятельности;

-активность, самостоятельность. Знания и умения могут быть усвоены лишь при активной, самостоятельной деятельности по выполнению определённой системы операций (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин). Самостоятельные и целенаправленные поиски представляют собой единственный путь удержать внимание на сложной умственной деятельности, вызывают интерес и формируют мотивационно – волевую сферу ребёнка;

-дифференцированный подход. Процесс профилактики принципиально зависит от того, какие слабые звенья психического развития выявляются у ребенка и какова степень их нарушения. Корригирующие воздействия требуют индивидуального подхода в работе с ребёнком, оценки и контроля динамики его развития;

-сочетание предметно-практических и символико-моделирующих видов деятельности.

-опора на разные анализаторы и межанализаторные связи;

-поэтапное формирование умственных действий.

На основе теории формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) выделяются следующие этапы формирования математических действий: материализованная форма, основанная на восприятии и конкретных действиях; выполнение действий в речевом плане, при этом конкретные предметы и ситуации замещаются дидактическим материалом. Заключительный этап – выполнение математических действий в умственном плане.

Работа по профилактике и коррекции дискалькулии направлена на развитие психических процессов, лежащих в основе формирования счёта и счётных навыков.

1) Развитие пальцевого гнозопраксиса.

Способность к количественным оценкам связана с умением различать собственные пальцы. Дети, как правило, начинают осваивать арифметику через счет на пальцах. Для этого нужно установить соответствие между своими пальцами и пересчитываемыми предметами. Дети, страдающие так называемой пальцевой агнозией (синдромом Герштмана), путаются в собственных пальцах: например, они не могут найти у себя на руке палец, названный или показанный на своей руке учителем.

В моей диагностической практике встречались второклассники с дискалькулией, которые не ориентировались в собственных пальцах. Известно, что принятой практикой в начальных классах общеобразовательных школ является запрет учителя использовать учащимся счет на пальцах. Это верно для тех детей, у которых уже сформированы конкретные представления о числе и счётных операциях. Ребенку, который не имеет достаточной основы для перехода к отвлеченному счёту, целесообразно разрешить использовать пальцы в качестве счетного материала.

При овладении счётом на начальных этапах большую роль играют внешние действия с использованием движений пальцев, которые позволяют материализовать процесс счёта, тем более и десятичная система счисления связана с количеством пальцев на руках. Исследования показывают, что у детей с нарушениями ручной моторики задерживается овладение счётом и счётными операциями.

В работе по развитию пальцевого гнозопраксиса можно выделить следующие направления:

-развитие кинестетической основы движений. Детям предлагается по подражанию воспроизвести то или иное положение пальцев рук;

-пересчёт пальцев, соотнесение их количества с числом и цифрой; определение недостающего количества пальцев до 5, до 10; счет пальцев с закрытыми глазами.

2) Упражнения, направленные на развитие зрительного гнозиса, зрительно-пространственных ориентировок, зрительно-моторной координации:

3) Упражнения, направленные на развитие сукцессивных функций.

Овладение математическими умениями и навыками осуществляется на основе сукцессивного (последовательного) и симультанного (одновременного) анализа и синтеза. Представления о порядке следования чисел требуют сукцессивного анализа. Понятие структуры числа связано со сформированностью как симультанных, так и сукцессивных процессов. При развитии этих процессов важно опираться на восприятие разных анализаторов.

1) Зрительное восприятие:

  • работа по восприятию, запоминанию, воспроизведению последовательностей предметов, их изображений, геометрических фигур;
  • распределение объектов по величине, длине, цвету, форме и по другим признакам.

2) Речеслуховое восприятие:

  • выполнение заданий по речевой инструкции: последовательное рисование геометрических фигур (пробы Рея), повторение серий слов и цифр с постепенным увеличением объёма ряда;
  • воспроизведение автоматизированных рядов (времён года, дней недели, месяцев, времени суток);
  • повторение предложений; выполнение движений, звуковых, графических ритмов.

4) Упражнения, направленные на формирование количественных представлений.

Дети уже в раннем возрасте способны различать множества с небольшим количеством объектов (до трех). Взрослые, как правило, мгновенно (без подсчета) оценивают множества, содержащие до пяти объектов. Если объектов больше, для определения их точного количества требуется подсчет, но нормальный человек, как правило, с одного взгляда понимает, в каком множестве объектов больше, а в каком меньше. При дискалькулии эта способность отсутствует. Например, ребенок, не имеющий нарушений развития предпосылок счетных операций, сразу видит, какая из двух игральных карт старше — пятерка или восьмерка. Ребенку, страдающему дискалькулией, чтобы это понять, приходится старательно пересчитывать значки на обеих картах.

Для стимуляции развития количественных представлений у детей полезно использовать следующие виды работы:

  • Автоматическое определение количества предметов на глаз без их пересчёта. Это могут быть предметы, изображённые на картинках, геометрические фигуры, монеты, символические знаки, разные по величине, по-разному расположенные. Важно натренировать ребёнка в определении множества в пределах 5 на глаз, сравнении множеств на глаз, выделении заданного количества предметов из множества.
  • Пересчёт предметов, их изображений, геометрических фигур, слов, звуков, движений и соотнесение с числом и цифрой. Сравнение двух множеств, установление отношений один – много, много – мало, одинаково – столько же – поровну.
  • Измерение предметов при помощи единиц длины; определение массы предметов с помощью весов с гирьками. Сравнение 2-3 предметов по весу, по размеру, длине с помощью измерительных приборов и на глаз.

Эти упражнения являются профилактическими для детей дошкольного возраста и коррекционными для школьников с дискалькулией. К сожалению, современная коррекционная педагогика не имеет эффективных программ по работе с этим нарушением.

Последние годы предпринимаются попытки создания и использования компьютерных программ, нацеленных на тренировку вычислительных навыков у детей с дискалькулией британскими учёными. Например, при работе с программами The Number Race и Graphogame-Math ребенок должен определить, какое из двух изображенных на экране множеств содержит больше объектов, а программа сообщает, верен ли ответ. Эффективность этих программ изучалась в ходе строгих экспериментов со всеми необходимыми контролями. Оказалось, что 6–7-летние дети с пониженными математическими способностями, игравшие в эти игры по 10–15 минут ежедневно в течение трех недель, стали намного лучше справляться с заданиями по сравнению чисел. К сожалению, эффект не распространился на другие типы арифметических заданий, такие как счет или сложение.

Наш опыт работы по коррекции дискалькулии показывает необходимость

комплексного подхода, который включает в себя как коррекцию психических функций, лежащих в основе формирования счёта и счетных операций, так и непосредственную работу с числовым материалом. Поэтому большое внимание уделяется вопросам:

-определение места числа в числовом ряду;

-соотнесение числа и цифры;

-автоматизация числового ряда в прямом и обратном порядке

-операции сложения и вычитания на конкретном материале;

-перенос конкретного способа действия в умственный план;

-решение примеров с неизвестными компонентами;

Перечисленные задачи решаются в пределах изучаемого числа с учётом имеющихся знаний ребёнка. Так, если в процессе диагностического обследования выявляется, что ребёнок имеет твёрдые представления о числе и счете до 3, то работа начинается с числа и цифры 4 и далее до 10. Большое внимание уделяется закреплению материала. На этом этапе эффективно включение разнообразных упражнений: цепочки примеров; примеры с окошками; заполнение таблиц, башенок, лесенок ответами к данным примерам; шифровка слов; штриховка рисунков цветами, соответствующих заданным числам; решение разных видов простых арифметических задач. В процессе коррекции дискалькулии необходимо формировать в развёрнутом виде психологическую структуру счётных операций с учётом следующих этапов:

1. Выполнение математических действий в материализованной форме, основанное на восприятии конкретных предметов и действий с ними.

2. Выполнение действий в речевом плане, при этом конкретные предметы и ситуации замещаются дидактическим материалом (палочки, жетоны, фишки).

3. Постепенный переход умозаключений, основанных на конкретном мышлении, в абстрактную форму, при этом предполагается использование вспомогательных приёмов в виде памяток, схем, алгоритмов действий.

4. Выполнение арифметических действий в умственном плане с постепенным сокращением речевого комментирования.

5. Автоматизация арифметического действия, переход его в навык.

Процесс перехода от конкретного способа действия к отвлечённому особенно труден для ребенка с дискалькулией. Поэтому важно познакомить с разными приёмами вычислений: прибавить и отнять 1-это значит назвать последующее или предыдущее число; (а+/-2) - можно выполнить путём присчитывания по 1; (а+/-3,4,5) -на основе знания состава числа; (а+/-6,7,8,9) с использованием переместительного свойства сложения.

Если, не смотря на все усилия, перенос действия в умственный план остаётся затруднительным, не стоит отказываться от конкретного материала. После проведенной работы использование пальцев будет более автоматизированным, можно предложить ребенку линейку и, в крайнем случае, калькулятор. Такие случаи трудно корригируемых нарушений встречаются крайне редко, но они возможны, и в этой ситуации следует облегчить жизнь ребенка в математике и разрешить ему пользоваться техническими средствами.

Если счётные навыки в пределах 10 усвоены прочно, можно переходить к работе над нумерацией и вычислительными действиями в пределах 20. Эту работу следует проводить по методике обучения математике М. И. Моро, Г. В. Бельтюковой. Автоматизированное овладение вычислительными навыками в пределах 20 с переходом через десяток является достаточной основой для усвоения письменных вычислительных приёмов.

Необходимо отметить, что организация процесса освоения детьми с дискалькулией арифметических операций на всех этапах обязательно включает работу по оптимизации предпосылок формирования математических представлений (ряда психических процессов, регулятивных функций, аналитико-синтетической деятельности).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Коррекционная работа по профилактике и устранению дискалькулии у детей. Учит.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Коррекционная работа по профилактике и устранению дискалькулии у детей. Учит.

Коррекционная работа по профилактике и устранению дискалькулии у детей. Учитель-дефектолог Короткова М.Ю.

Дискалькулия как следствие несформированности высших психических функций (вни.

Дискалькулия как следствие несформированности высших психических функций (внимания, памяти, абстрактно-логического мышления), зрительно-пространственного и зрительно-воспринимающего гнозиса, эмоционально-волевых реакций.

Математическое развитие дошкольников позитивные изменения в познавательной сф.

Математическое развитие дошкольников позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.

Математические способности сложное структурное психическое образование, своео.

Математические способности сложное структурное психическое образование, своеобразный синтез свойств, интегральное качество ума, охватывающее разнообразные его стороны и развивающееся в процессе математической деятельности. Математическое мышление умение построения модели изучаемого объекта, процесса, отношения на математическом языке.

Симптоматика дискалькулии Симптоматика дискалькулии включает наиболее характе.

Диагностика особенностей математического развития: Исследование общих принцип.

Диагностика особенностей математического развития: Исследование общих принципов счета. Оценка знаний о цифрах. Исследование умения соотносить количество предметов без пересчета на основе сопоставления групп множеств. Исследование прямого, обратного и порядкового счета. Оценка знаний о количественном составе числа. Исследование умения соотносить множества на основе счетной деятельности. Диагностика способности к обобщению математического материала. Диагностика способности к свертыванию математических рассуждений. Выявление знаний о времени. Выявление умения ориентироваться в пространстве.

Исследование нарушений пространственной ориентации и конструктивного праксиса.

Профилактика и коррекция дискалькулии Вербальная дискалькулия: формирование м.

Профилактика и коррекция дискалькулии Вербальная дискалькулия: формирование математических представлений и закрепление этих представлений в речи; формирование понимания слов (математических терминов), обозначающих математические понятия; формирование умение пользоваться математической терминологией; формирование пространственного восприятия; развитие зрительной и слуховой памяти; развитие лексического строя речи; развитие слухового восприятия; формирование восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений.

Практогностическая дискалькулия: формирование представлений об образе предме.

Практогностическая дискалькулия: формирование представлений об образе предмета и его символическом изображении; формирование счетных навыков; формирование словесного обозначения системы счисления, т.е. понимание детьми принципа 1+1 (к каждому объекту при счете по порядку, может быть присоединено последовательно только одно числительное); развитие понимания последовательности счета; называние итога счета и соотнесение его с количеством пальцев; развитие зрительно-пространственного восприятия; развитие моторики и зрительно-двигательной координации; развитие зрительной и слуховой памяти и лексико-грамматического строя речи.

Дислексическая дискалькулия: формирование зрительного образа математических.

Дислексическая дискалькулия: формирование зрительного образа математических знаков, геометрических фигур; формирование понимания математических знаков и отражение понимания в речевой деятельности; развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений, представлений об образе цифр и математических знаков; развитие зрительной и слуховой памяти; развитие аналитико-синтетической деятельности; формирование умения пользоваться символикой; понимание математической терминологии, соответствующей возрасту и программному содержанию математического развития.

Графическая дискалькулия: развитие ручной моторики; ориентировка в пространст.

Графическая дискалькулия: развитие ручной моторики; ориентировка в пространстве и на плоскости; развитие слухо-зрительно-двигательной координации; формирование представлений об образе предмета и его символического изображения; развитие зрительного восприятия, понимания математической терминологии, соответствующей возрасту и программному содержанию математического развития; формирование аналитико-синтетической деятельности; формирование умения пользоваться символикой; развитие зрительной и слуховой памяти.

Операциональная дискалькулия: формирование счетной деятельности, умения выпо.

Операциональная дискалькулия: формирование счетной деятельности, умения выполнять действия сложения и вычитания; понимание математической терминологии, соответствующей возрасту и программному содержанию математического развития; развитие слухового и зрительного восприятия, умения пользоваться символикой; развитие аналитико-синтетической деятельности; развитие лексико-грамматического строя речи; развитие зрительной и слуховой памяти.

Решающее значение в коррекции дискалькулии играет проведение специального ко.

Решающее значение в коррекции дискалькулии играет проведение специального комплекса педагогических, в том числе дефектологических занятий, медикаментозной терапии направленных на устранение определенных нарушений высших функций. Важное значение имеет проведение адекватного курса лечения, направленного на активизацию деятельности мозговых структур.

В результате лечения происходит активизация высших психических функций, в то.

В результате лечения происходит активизация высших психических функций, в том числе зрительной и слуховой памяти, переключаемости внимания, развитие мышления и символических представлений, зрительно-пространственного гнозиса, улучшение навыков счетных операций, повышение возможностей самоконтроля, укрепление общего состояния и снятия проявлений школьного невроза.

Проведение курса дефектологических занятий рекомендовано в индивидуальной фо.

Проведение курса дефектологических занятий рекомендовано в индивидуальной форме с переходом на групповую. Занятия должны быть направлены на формирование понятия состава числа, счетных навыков, логико-абстрактной и зрительно-пространственной мыслительной деятельности, развития способностей программирования арифметических конструкций, формирование процессов самоконтроля. В зависимости от степени тяжести дискалькулии рекомендовано от 30 (при легкой степени) до 270 занятий и более (при высокой степени тяжести) в индивидуальной и групповой форме. Продолжительность курса коррекционных мероприятий зависит от степени тяжести дискалькулии и основного неврологического заболевания.

Практический материал

Узнай выражение лица Эмоции Чувства Настроение Вербализация речи

Узнай выражение лица Эмоции Чувства Настроение Вербализация речи

Почему учительница ругает ученика? Мотивация Черты характера Семейное воспита.

Почему учительница ругает ученика? Мотивация Черты характера Семейное воспитание Аналитико-синтетическое мышление Словесно-логическое мышление Экспрессивная речь

Расскажи, что делают дети. Временные представления

Расскажи, что делают дети. Временные представления

Где находятся игрушки? Ориентирование на плоскости Зрительное восприятие, вни.

Где находятся игрушки? Ориентирование на плоскости Зрительное восприятие, внимание

Игра в прятки. Где спрятались животные? Пространственные отношения употреблен.

Игра в прятки. Где спрятались животные? Пространственные отношения употребление в речи предлогов

Расскажи, что не так. Зрительное восприятие Зрительное внимание Мыслительные.

Расскажи, что не так. Зрительное восприятие Зрительное внимание Мыслительные операции Речь

Раскрась игрушку, которая находится на верхней полке, третья слева. Зрительно.

Раскрась игрушку, которая находится на верхней полке, третья слева. Зрительное восприятие Ориентирование на плоскости Ориентирование в пространстве Графомоторные функции


Назови одним словом предметы в каждом ряду Мыслительные операции Обобщение Кл.

Назови одним словом предметы в каждом ряду Мыслительные операции Обобщение Классификация

Зрительное восприятие Внимание Конструктивное мышление Логическое мышление Пр.

Зрительное восприятие Внимание Конструктивное мышление Логическое мышление Пространственное ориентирование

Причинно-следственные связи

Формирование элементарных математических представлений у детей больше меньше.

Формирование элементарных математических представлений у детей больше меньше дальше ближе широкий узкий большой маленький высокий низкий справа слева вверху внизу плоские Объемные фигуры цвет форма размер глубокий мелкий впереди сзади пара длинный короткий сейчас раньше позже тяжёлый лёгкий быстро медленно буквы цифры Знаки + - =

Формирование математических знаний в начальной школе Сложение вычитание Соста.

Формирование математических знаний в начальной школе Сложение вычитание Состав числа Умножение деление Числа цифры Компоненты при сложении Выражения Компоненты при делении Сравнение чисел Компоненты при умножении Именованные числа Компоненты при вычитании Задачи Цена Количество Стоимость Дроби доли Скорость Время Расстояние Числитель знаменатель Уравнения Схема Чертёж Таблица Площадь Периметр Объём

Принципы формирования математических знаний: Индивидуальный и дифференцирован.

Принципы формирования математических знаний: Индивидуальный и дифференцированный подход Научность Доступность Системность, последовательность Деятельностный подход (мотивационно-целевой через наглядность, игровую и практическую деятельность, операциональный, оценочно-контрольный) Межпредметность (окружающий мир, развитие речи, конструирование, ИЗО и др.) Комплексность (воздействие на все виды психической деятельности: познавательную, коммуникативную, социальную, эмоционально-волевую)

Читайте также: