Модель трудовой школы идея воспитательного коллектива как сотрудничество взрослых и детей

Обновлено: 05.07.2024

Семья – это та первичная среда, где маленький человек учится творить добро, быть упорным в труде, выбирать четкую цель жизни, получает ценностные ориентиры поведения в обществе. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия в семье – только отношение к ребенку. Трудный подросток – это ребенок, в отношении которого нарушен принцип справедливости: он лишен счастливого детства. В его семье отсутствуют любовь и ответственность друг за друга, нарушено взаимодействие членов семьи между собой, а значит, не может быть динамики, побуждающей и поддерживающей здоровый рост личности ребенка. И неправильное воспитание, и несвоевременное лечение, и неверное отношение к ребенку – все это может изуродовать развитие его личности.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.

Формы взаимодействия педагогов и родителей.

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей.

Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.

Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями.

Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия.

Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя.

Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: "Мы -одна семья", "О доброте и милосердии", "Учимся общению","Психологический климат в коллективе" и др.

Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы. Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив - это опора педагогов и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива. Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба - вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий - добровольность и взаимная заинтересованность.

I тип – семьи с высоким уровнем нравственных отношений. Это семьи, где родители умеют организовать жизнь и деятельность детей в соответствии с целями воспитания и возрастом ребенка.

II тип – семьи, обеспечивающие положительную направленность в воспитании. Семьи, где родители контролируют образовательную и воспитательную деятельность ребенка, но ребенку уделяется недостаточно времени для общения с родителями (нет совместной досуговой деятельности).

III тип – внешне благополучные семьи. Семьи, где между родителями нет единства в воспитании ребенка, большая часть времени отдается работе, поэтому поступки и деятельность ребенка часто не контролируется родителями.

IV тип – конфликтные семьи. Семьи, находящиеся в стадии развода, родители живут под одной крышей, часто ссорятся, скандалят, нет нормальных взаимоотношений между членами семьи.

V тип – неблагополучные семьи. Семьи, где отсутствуют четкие ориентиры воспитания детей, родители пьют, ребенок, как правило, имеет асоциальное поведение (хулиганит, бродяжничает).

Считают ли родители свои знания о воспитании детей достаточными?

52% ответили, что все же не вполне.

60% получают необходимую информацию о воспитании из СМИ.

45% считают полезными беседы с учителями.

35,5% предпочитают обращаться за информацией, читая специальные книги.

50% самой важной проблемой в воспитании считают взаимное непонимание детей и взрослых.

25,5 % опрашиваемых говорят о том, что именно лень детей мешает им поддаваться воспитанию родителей.

24,5% видят проблему в успеваемости детей.

51 % считают, что в их отношениях с ребенком нет необходимости что-либо менять.

12 % сообщают о недостаточном взаимопонимании.

6 % осознанно понимают, что их детям необходимо больше любви и нежности, однако не всегда хватает времени уделить ребенку внимание.

91,5 % родителей возникшие проблемы в воспитании ребенка предпочитают решать внутри семьи.

27,5 % остро нуждаются в помощи психолога.

19,5 % обращаются к нему.

39,5% нуждаются в помощи педагога.

19,5% обращаются за советом к учителям школы.

10% просят помощи знакомых.

4,5 % обращаются к специалистам социально-психологической службы.

Повышение воспитательного потенциала семьи, педагогической культуры родителей возможно при условии положительно направленного взаимодействия семьи и школы. Такое взаимодействие предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребенка. С этим полностью согласны 57,5 % опрашиваемых родителей. Существует и тот факт, что 7,5 % считают, что школа и улица оказывают большое влияние на ребенка, 3,5 % считают, что именно школа, так как там ребенок проводит много времени. Тогда как 15,5 % респондентов уверены, что безусловно - семья, и 22% говорят: в большей мере - семья.

54% родителей считают, что обязанностью семьи является прежде всего воспитание. 33% опрашиваемых хотели бы получать от школы информацию об особенностях развития ребенка, 25% считают, что школа может помочь в разрешении проблем учеников проведением специальных практических занятий, 20 % опрашиваемых полезны лекции о воспитании в стенах школы.

А на вопрос: как Вы думаете, в какой помощи больше всего от Вас нуждается школа? 54% родителей ответили: в - материальной, 36% в организационной, 11,5% в информационной.

Организация совместной деятельности родителей и детей

Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: “Семья-эрудит”, “Семейное увлечение”; читательские конференции “Круг семейного чтения” и др.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки “Мир наших увлечений” и др.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс “Мужчины на поверке” (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т.п.

Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса совместно с педагогами и детьми.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Педагогам в школе чаще всего приходится мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося, помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки, вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его творческих интересов. Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

Сегодняшние подростки дадут завтра жизнь новому поколению людей.

Какие люди будут населять Землю: разрушители себя и планеты или созидатели? Это во многом зависит от каждого из тех, кто окажется рядом с подростком в роли воспитателя. Надо, чтобы в этой роли выступал прочный союз родителей и учителей, их взаимопонимание.

В своей каждодневной работе хотелось бы донести до сердца каждого родителя следующие строки:

Ничего не нужно. Только Терпение.
И скромность. Мир в сердце. Тишина.
Немного понимания, внимания к “Другому”…
Нужна любовь. Спросите у своей совести.
Должно быть, в Вас остались
нервозность, плохое настроение, злость.
Ребенок не ошибается, он возвращает
Вам ваше изображение. Ф. Лебойе

Автор: Багрийчук Елена Петровна

Организация: МОУ СОШ №24

Населенный пункт: Московская область, Г.о. Подольск

В основе данного проекта лежит идея не просто активного привлечения родителей к совместным с детьми мероприятиям, а взаимодействия родителей, детей и учителя как партнеров, имеющих равные права и в равной степени отвечающих за результаты деятельности.

Концепция формирования педагогического партнерства как способа организации педагогического процесса не нова. В отечественной педагогике на работах и практике Василия Александровича Сухомлинского выросла теория сотрудничества [1]. Антон Семенович Макаренко разработал систему воспитания детей в коллективе и через коллектив, при этом важнейшая роль в формировании отношений между родителями, школой и детьми и век назад, и в настоящее время, отводится учителю. Автором идей педагогики сотрудничества и ее главным вдохновителем стал советский публицист и педагог Симон Львович Соловейчик. Среди тех, кто поддержал эту идею, были Шалва Александрович Амонашвили, Виктор Федорович Шаталов, Софья Николаевна Лысенкова и другие советские педагоги тех лет.

Исходя из данного определения была разработана модель социально-педагогического партнерства нашего класса, то есть тот идеал, к которому мы в процессе сотрудничества будем стремиться.


Мы предположили, что в основе данной модели должны лежать следующие принципы:

Цель проекта: создание условий для сплочения детско-родительского коллектива через партнерские отношения между родителями, детьми и учителем.

  1. Изучение контингента родителей и детей класса, их удовлетворенности образовательным процессом, образовательным учреждением, учителем.
  2. Определение взаимной полезности участников, выявление готовности к совместной работе.
  3. Планирование и проведение совместно с родителями мероприятий по сплочению детско-родительского коллектива.
  4. Поощрение активных участников.

Гипотеза: партнерские отношения между родителями, образовательной организацией в лице учителя и детским коллективом можно построить, если между участниками распределить обязанности, наделить их правами и разделить ответственность за результат деятельности.

1. Подготовительный этап. На этом этапе происходит изучение детско-родительского коллектива через анкетирование, выявление родительских интересов, раскрытие родительского потенциала, выявление готовности к совместной работе, определение взаимной полезности участников, изучение возможностей (ресурсов) друг друга, формирование родительского актива.

2. Основной этап. Планирование совместной деятельности. Проведение мероприятий, анализ деятельности, поощрение активных участников. На этом этапе ключевым является понятие общего вклада – то есть, разделения ответственности за те или иные стороны совместной деятельности. Но желание родителей этот вклад сделать возникает только тогда, когда они испытывают доверие к образовательному учреждению.

3. Заключительный этап. Подведение итогов совместной деятельности. Награждение активных участников.

Формы совместной работы с родителями:

  1. Привлечение родителей к проведению праздников, мастер - классов, часов общения.
  2. Привлечение родителей к организации экскурсий.
  3. Привлечение родителей к общественно - полезному труду.
  4. Индивидуальные консультации для родителей.
  5. Занятия для родителей.

Так становиться понятно, что в основе любого взаимодействия лежат доброжелательные, открытые доверительные межличностные отношения. Каждая сторона должна приложить усилия в процессе сближения и от действий каждого субъекта сотрудничества будет зависеть: быть партнерству в данном классе или не быть.

На подготовительном этапе (1 класс) в начале второй четверти с помощью анкетирования изучалось мнение родителей об образовательном процессе в школе. Большинство родителей дали положительные ответы на все вопросы, выявили лояльное отношение и к учителю, и к школе в целом. Анализ интересов и предпочтений родителей в проведении совместной деятельности с ребенком показал, что наиболее популярны:

- посещение театра, кинотеатра, цирка;

- совместная работа по изготовлению поделок;

- совместные соревнования, игры;

- посещение экскурсий, путешествия.

В процессе выявления взаимной полезности было установлено, что в классе есть много творческих и активных мам, есть папы с интересными профессиями - пожарный, полицейский, военный.

На основном этапе (со второго полугодия 1 класса) было запланировано проведение ряда мероприятий, где активными участниками были дети, а ответственность за проведение и результат мероприятий ложилась на родителей и учителя в равной степени, каждая сторона отвечала за свою часть общего дела. Главным условием совместной деятельности является добровольность. На основе доброжелательного отношения, взаимного уважения, понимания друг друга.

Совместно с родителями были спроектированы и проведены такие мероприятия:

- посещение театра Натальи Сац;

Оценить результаты нашего проекта непросто. В результате такого сотрудничества выиграли все. Пойдем от того, что дает детям партнерство между семьей и образовательным учреждением? Знания в предметных областях, развитие социальных и учебных навыков, и рост самоуважения, и гордость за родителей, и психологическую комфортность в детской среде, и обретение материальных ресурсов для реализации новых образовательных проектов. Но главное, я соглашусь с И.А. Хоменко – при таком подходе могут лучшим образом измениться отношения между детьми и родителями, так как модель сотрудничества, успешно освоенная в школе, будет счастливо реализована и в семье [2].

Традиционно, воспитание рассматривается как процесс формирования у учащихся гражданских, нравственных, психологических и физических качеств, обучение стереотипам поведения, в соответствии с предъявляемыми обществом обычаями и требованиями.

В узком смысле – это деятельность, связанная с формированием социально значимых качеств личности, активной жизненной позиции.

В широком – это целенаправленное создание условий для всестороннего развития личности школьника, реализации индивидуальности учащихся.

Таким образом, воспитание в современных условиях развития общества – это способ педагогического управления развития личности.

Ключевой фигурой в воспитательной работе является – классный руководитель. Именно он осуществляет наиболее тесное взаимодействие в блоках “педагог – педагоги”, “педагог – родители”, “педагог – учащиеся” (схема 1).

Схема 1 – Модель взаимодействия классного руководителя

  • Блок “Педагог (классный руководитель) - педагоги”
  1. Администрацией школы;
  2. Педагогами-предметниками, работающими в классе;
  3. Психологом школы;
  4. Социальным педагогом;
  5. Старшей вожатой;
  6. Педагогами дополнительного образования;
  7. Школьным библиотекарем.

Взаимодействие классного руководителя с администрацией школы, происходит через проверку дневников, контроль за ведением классного журнала (инструктажи по ТБ, учет пропусков уроков, занятость во внеурочное время и др.), собеседование, оказание методической помощи, проведение семинаров.

  • Помощи в работе по развитию познавательных интересов;
  • Содействия при контакте с родителями учащихся;
  • Содействия индивидуальному подходу к учащемуся в процессе обучения;
  • Посещение уроков учителей-предметников с целью наблюдения за организованностью учащихся на уроке (основная форма взаимодействия);
  • Отслеживание выполнения классом контрольных работ;
  • Организация малых педсоветов;
  • Координация воздействия учителя класса на отдельных учащихся и на класс в целом;
  • Приглашение учителей, работающих в классе, на родительские собрания (успеваемость, поведение);
  • Приглашение учителей, работающих в классе, на индивидуальные беседы с учащимися;
  • Участие в организации и проведении познавательных конкурсов, олимпиад, предметных недель.
  1. Психологическое просвещение (выступление на педсоветах, родительских собраниях, классных часах);
  2. Психологическая диагностика (индивидуальные личностные особенности учащихся);
  3. Психологическая коррекция (решение проблем обучения, поведения, психологического самочувствия, разрешение конфликтных ситуаций между учениками, учителями и учениками, работающими в классе, индивидуальная и групповая работа с классом и родителями (психологические тренинги);
  4. Консультативная деятельность (оказание психологической помощи в вопросах развития и воспитания).

Взаимодействие с социальным педагогом. Социальный педагог – помощник классного руководителя в решении социальных проблем учащихся.

  1. Профилактика правонарушений (организация встреч с органами правопорядка на классных часах, встречи с врачами ЦРБ);
  2. Работа с опекаемыми детьми (социальные гарантии);
  3. Профилактика пропусков уроков без уважительных причин;
  4. Работа с семьей (посещение квартир детей “группы риска);
  5. Связь с социумом (КДН, ПДН, библиотеки города, ДТЮ, спортивная школа).

Взаимодействие со старшей вожатой

Основная функция старшей вожатой заключается в проведении разнообразных внеурочных мероприятий в школе. Задача классного руководителя – обеспечить совместную деятельность классного коллектива и вожатой в организации, подготовке и проведении общешкольного мероприятия.

Взаимодействие с педагогами дополнительного образования

  • Вовлечение учащихся в кружки по интересам (реклама кружков, встреча с руководителями, экскурсия в учреждения ДО);
  • Посещение кружков, в которых занимаются учащиеся класса;
  • Встреча с руководителями кружков;
  • Приглашение на классные часы.

Взаимодействие со школьным библиотекарем

Большое значение в воспитательной работе с классом имеет школьная библиотека. С помощью библиотеки успешно развивается познавательная активность учащихся, интерес к учению, и, конечно же, любовь к книге.

  • Тематические беседы;
  • Беседы по произведениям различных писателей;
  • Экскурсии;
  • Викторины;
  • Книжные выставки;
  • Библиотечные уроки;
  • Библиотечные классные часы.

Воспитательная работа в школе никогда не будет достаточно содержательной и эффективной, если активного участия в ней не будут принимать родители, которые являются полноправными субъектами организации воспитательного процесса в школе.

  • нежеланием родителей выполнять свои обязанности;
  • низким уровнем семейного воспитания;
  • несоответствие требований родителей возможностям их детей;
  • пренебрежительное отношение родителей к педагогам школы.
  • классный руководитель-педагог-консультант, который всегда готов помочь решить самые сложные проблемы;
  • классный руководитель-друг родителей, он вместе с ними пытается решить все возникающие в классе проблемы.

В воспитании школьника очень важно, насколько классный руководитель сумел привлечь родителей к сотрудничеству.

  1. Родительское собрание (1 раз в четверть);
  2. Индивидуальные беседы (по мере необходимости);
  3. Консультации по вопросам воспитания и обучения(по мере необходимости);
  4. Работа родительского комитета
  5. Посещение семей (по мере необходимости)
  6. Организация досуговой деятельности (походы, поездки, классные вечера, экскурсии)
  • Блок “Педагог – ученики”

Совместная деятельность классного руководителя с учащимися также направлена на достижения основной цели воспитания школы: содействовать развитию неповторяемой индивидуальности учащихся посредством обеспечения и поддержки процессов самопознания, самостроительства и самореализации личности.

Читайте также: