Что такое дворец в истории россии кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

общегосударственное ведомство, возникшее в правление Ивана III (1462—1505). Ведало землями великого князя.

Прит 31:28) — иначе царские чертоги, жилище царя. Это слово нередко употребляется в Ветхом Завете в означенном смысле, т.е. относительно местожительства Иудейских и чужестранных царей и правителей. В Новом Завете и в Евангелиях слово дворец собственно употребляется для означения жилища Римского правителя Иудеи, как например дворец, построенный Иродом, называемый ев. Марком (15:16) Преторией), и ев. Иоанном — дворцом первосвященническим (18:15). Дворец Ирода, в который Римские воины отвели Иисуса, подробно описан Иосифом Флавием. Относительно архитектуры Иудейских дворцов, упоминаемых в Ветхом Завете, мы не имеем больших сведений. Дворец, воздвигнутый Соломоном в течение 13 лет и названный домом дерев Ливанских, подробно описан в 3-й книге Царств (8:12). Несколько подробностей касательно дворца в г. Сузах переданы в Есф 1:5-7. Подобный же сему дворец, как можно судить по уцелевшим в настоящее время развалинам. стоял в г. Персеполе.

ДВОРЦЫ́, центр. ве­дом­ст­ва в Моск. ве­ли­ком кня­же­ст­ве и Рус. гос-ве в сер. 15–16 вв. Рас­по­ла­га­лись (кро­ме Нов­го­род­ско­го) в Мо­ск­ве. К Д. пе­ре­шла часть гл. функ­ций пу­тей , пре­ж­де все­го обес­пе­че­ние всех ма­те­ри­аль­ных по­треб­но­стей ве­ли­ких и удель­ных кня­зей, их се­мей, двор­цо­во­го ок­ру­же­ния, а так­же управ­ле­ние про­мы­сло­вы­ми ком­плек­са­ми, и в адм., су­деб­ном, по­дат­ном и хо­зяйств. от­но­ше­ни­ях – управление на­се­ле­ни­ем гор. и сель­ских вот­чин, при­над­ле­жав­ших князь­ям на пра­ве лич­ной соб­ст­вен­но­сти и вы­де­лив­ших­ся в 14–15 вв. из гос. зе­мель.

общегосударственное ведомство, возникшее в правление Ивана III (1462—1505). Ведало землями великого князя.

Смотреть что такое ДВОРЕЦ в других словарях:

ДВОРЕЦ

ДВОРЕЦ

дворец м. 1) Здание, являющееся местом постоянного пребывания царствующих владетельных лиц или главы государства. 2) Большое здание, выделяющееся своей архитектурой и используемое для общественных целей.

ДВОРЕЦ

ДВОРЕЦ

дворец Замок, палаты, палаццо, терем, хоромы, чертог. См. дом, чертог. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. дворец замок, палаты, палаццо, терем, хоромы, чертог, дом(ина); пале, зимний, валгалла, фаланстер, сераль, конак, пфальц Словарь русских синонимов. дворец палаццо (шутл. и ирон.); хоромы, палаты (устар.); чертог (устар. и народно-поэт.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. дворец сущ., кол-во синонимов: 17 • алгамбра (1) • альгамбра (1) • валгалла (3) • гридня (7) • замок (31) • зимний (3) • конак (2) • палаты (3) • палаццо (3) • пале (1) • пфальц (1) • сераль (2) • трианон (1) • фаланстер (4) • хоромы (9) • чертог (8) • эскуриал (2) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: алгамбра, альгамбра, валгалла, замок, зимний, конак, палаты, палаццо, пале, пфальц, сераль, трианон, фаланстер, хоромы, чертог, эскуриал. смотреть

ДВОРЕЦ

ДВОРЕ́Ц - дом рус. государя, затем - пышный, богатый дом. Д. назывался любой царский дом, в том числе деревянный (Д. в две комнаты, домик Петра I в С.-Петербурге - "Первоначальный дворец"). В Европе Д. - дом любой владетельной персоны.

Д. является наиб. представит. типом дома - жилища семьи - как системы культурного самоопределения пользователей. Д. являются памятниками культуры, наиб. полно отражающими ее в единстве мировоззрения, иск-ва и быта.

Д.-резиденция необходимо делится на жилую и парадную половину, предназнач в силу социальной функции владельцев, для приемов. Культ. ядром Д. являются парадные залы, компонуемые анфиладами, среди них часто выделен центральный (Итальянский зал в Павловском Д., Кабинет Мод и Граций - зал Ротари - в Большом Петергофском, Георгиевский и Николаевский - в разных анфиладах - в Зимнем, Опочивальня короля - в Версальском). В число парадных зал входят домовые церкви, т-ры, тронные, танцевальные залы, парадные столовые, галереи картин и скульптур, парадные гостиные, кабинеты, библиотеки, парадные опочивальни (в отд. случаях используемые как реальные). Периферийной частью культ. ядра Д. являются жилые "половины" хозяина и хозяйки Д., включающие спальни, будуары, кабинеты, семейные столовые и гостиные. Жилые половины Д., наряду с анфиладной, могут иметь структуру апартамента, когда несколько интерьеров связано с центр. холлом, вестибюлем или коридором. В России с 18 в. обычно парадные залы располагаются в бельэтаже, а жилые апартаменты владельцев - в 1-м этаже, в 3-м этаже, а также во флигелях были комнаты для младших членов семьи, дальних родственников, гостей и свиты. Расположение парадных интерьеров в 1-м этаже встречается лишь в загородных Д., предназнач б. для частной жизни (Елагин, Александровский, Каменноостровский). В крупнейшем Д. России - Зимнем Д. - постоянно жило ок. 3000 человек, и столько же гостей прибывало на главные приемы.

Д. как система включает также служебные корпуса (кухни, оранжереи, конюшни, птичники), двор или систему дворов, образуемых его корпусами, и сады.Передний двор (кур д’онер), на который обращен главный фасад, образует как бы интерьер под открытым небом, функционально подобный парадному вестибюлю. Он имеет декор. отделку (статуи, сад, фонтан). Интерьерами под открытым небом являются прилегающие к Д. сады интимные ("собственные") и парадные: напр., Верхний сад при Большом Петергофском дворце, с фонтаном "Нептун". Степень парадности окружающих Д. сооружений (оранжереи, конюшни, кухни) определяется вхождением в систему Д. Садовые здания с дворцовыми интерьерами, предназнач. для кратковрем. пребывания, а не для жилья, называются павильонами. Городской Д. традиционно выходит на площадь (напр., Дворцовая пл. и простор Невы при Зимнем дворце) - своего рода грандиозный кур д’онёр.

В России старейшие дворцовые залы для приемов сохранились во Д. новгородских архиепископов - Владычной палате и в резиденции Московских государей (Грановитая палата Кремля). Открытые приемы и соответств. парадные интерьеры Д. появляются в ходе культ. реформ Петра I. С развитием обществ. жизни, приемов, празднеств, балов, маскарадов у вельмож появились здания дворцового типа (до этого архитектура дома зависела от ранга и статуса владельца). Большинство Д. самого Петра I не имеет залов для приемов (Летний дворец, Марли): приемы он предпочитал устраивать в своих садах или во дворцах А. Д. Меншикова и др. приближенных. С кон. 18 в. в России распространилось употребление слова Д. в европейском значении. Некоторые аристократич. семьи сохранили традицию не называть свои роскошные дома дворцами. Не принято называть Д. жилища купцов и нетитулованных дворян.

Расцвет Д. в России приходится на период от царств. Анны Иоанновны до Николая I, в архитектуре это позднее барокко, рококо, классицизм и романтич. историзм (неоготика, необарокко, и особ. неоренессанс). Многочисленность Д. и интерьеров их парадных частей отражали театрализованное мировосприятие этих эпох и соответствующий стиль жизни. В эту эпоху строились как парадные Д., предназнач. для празднеств многих сотен гостей, так и небольшие приватные Д. (Коттедж в Петергофе, Александрия) и увеселит. Д. для интимных приемов (Китайский Д. Екатерины II в Ораниенбауме). Позже Д. строились редко, для представит. целей использовались старые здания. В новых Д. стало меньше парадных интерьеров в силу тенденции privacy, частной жизни, что наиб. отчетливо проявилось в стиле жизни семьи Николая II в Александровском дворце.

Среди архитекторов, строивших русские Д. и оформлявших их интерьеры - Д. Трезини, Ж.-Б. Леблон, И. Браунштейн, граф В. В. де Растрелли, С. И. Чевакинский, А. Ринальди, Ю. М. Фельтен, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, Ч. Камерон, Дж. Кваренги, И. Е. Старов, В. Ф. Бренна, Л. Руска, А. Менелас, К. И. Росси, В. П. Стасов, А. И. Штакеншнейдер, Г. А. Боссе, И. А. Монигетти, К. А. Тон, А. И. Резанов, М. Е. Месмахер, граф Н. И. де Рошфор, А. Ф. Красовский, Р. Ф. Мельцер, Н. П. Краснов. Главными Д. России были офиц. императорские резиденции: Зимний Д. в Санкт-Петербурге, Большой Д. в Петергофе (фасады обоих созданы Растрелли, интерьеры постоянно перестраивались), Большой Кремлевский Д. в Москве (фасады и интерьеры - Тон), наряду с ними к числу важнейших принадлежат также петербургский собств. императорский Аничков Д., весенне-осенние резиденции в Гатчине и Царском Селе, летние в Ливадии и Массандре. Высшими достижениями дворцового строительства являются Екатерининский в Царском Селе и Павловский Д.

Еще в 18 в. были открыты для осмотра мемориальные дворцы Петра I в Петергофе - Монплезир и Марли. Позже в отсутствие императорского двора были открыты для музейного осмотра Екатерининский и Большой Петергофский Д., в Михайловском Д. в С.-Петербурге был размещен Рус. музей имп. Александра III, нек-рые столичные Д. после перестроек были отданы под высшие органы гос-ва: в Мариинском размещался Гос. Совет, в Таврическом - Гос. Дума Рос. империи. После революции большинство императорских Д. и многие Д. аристократии были обращены в музеи, но в дальнейшем почти все отданы под учреждения, убранство их было рассеяно и распродано, архитектурная отделка в значит. степени утрачена. Почти все сохранявшиеся музейные императорские Д. претерпели тяжелые разрушения в период блокады Ленинграда, их восстановление, не завершенное доныне и потребовавшее огромных усилий, побудило к детальному изучению их истории, отделки и убранства. Из бывших императорских Д. по прямому назначению - как гос. резиденции - используются Большой Кремлевский Д. в Москве, Мариинский Д. в Киеве, Екатеринентальский Д. (Кадриорг) в Таллинне.

В широком смысле Д. - не являющееся местом чьего-либо проживания гражд. здание обширных размеров и худож. исполнения, предназнач. для обществ. целей, связанных с участием большого числа гостей: Д. конгрессов, съездов, культуры, иск-в, обществ. объединений и т. п.

ДВОРЕЦ

Дворец м. дворище ср. стар. дом владетельной особы, иногда и великолепный дом министерства, посольства или известного, богатого вельможи. Путевые дворцы, выстроенные на пути проезда, для высочайших особ. Молодец хоть во дворец, в служители. | Дворец, дворок вор. кур. заезжий, постоялый двор. Дворища увелич. двор; | дворище, место, где было здание, двор, правильнее дворовище. Дворовый, ко двору относящийся, принадлежащий; о дворе государевом говорится придворный. Дворовые люди, прислуга в барском доме; бывшие безземельные крепостные, на всем барском содержании. Дворовая птица, домашняя, ручная. Дворовы да поповы плодливы. Рогатой скотины ухват да мутовка; дворовой птицы сыч да ворона. Дворовая крепь, горн. деревянное крепление рудных дворов. Дворовый воевода, стар. генералы. Дворовая пошлина, стар. сбор с людей и возов в гостиных или торговых дворах. | как сущ. тул. вологодск. домовой, дедушка, соседко. Дворовое сущ. ср. плата в постоялых дворах, за постой. Двороветь, о диких животных, особ. птице, ручнеть, жить, водиться во дворе. Дикие гуси дворовеют скорее уток. Дворский, дворовый или придворный, дворцовый. | Сущ. м. стар., род приказчика над дворцовою волостью; голова княжих и архиерейских отчин. Дворный, дворовый, дворский; | иногда придворный. Дворная, дворовая собака, дворняга, дворняжка, не комнатная, не чабанья, не гончая и не борзая, живущая на дворе, сторожковая. Дворное ср. симб. испражнение, наниз. И не просторно, да дворно, нареч. улежно, уживчиво. Так надо, чтоб было дворно, да не просторно (не исторно). Непросторно, да дворно, и обратно. Дворно, да не просторно. Дворцовый, ко дворцу относящийся, ему принадлежщ. Дворцовые гренадеры, ближайшая стража при дворе. Дворцовые записки, дневник, в который записываются события и случаи при дворе. Дворник м. содержатель постоялого двора, хозяин заезжого дома. | Работник и сторож при всяком доме. | стар. смотритель над торговым двором, рядский староста. Дворница ж. хозяйка постоялого двора женщина, которой поручен надзор за двором пск. вообще хозяйка дома. Какова дворница, такова у нее горница. Кто горницу, а кто дворницу, хвалит, любит. Дворничиха ж. жена дворника. Дворников, дворницын, дворничихин, им принадлежащий. Дворницкий, дворничий, им свойственный. Дворничать, быть, служить дворником, содержать постоялый двор. Дворничанье и дворничество, промысел, занятие и состояние дворника, в разн. знач. Дворыничать твер. побираться или заниматься по чужим дворам, от своего хозяйства. Дворить что кому; безличн. счастливеть, удаваться, приносить счастье, пользу; спорить, идти впрок. Не дворит тебе у нас в дому, хвораешь. Не дворит тебе лошадка, не ко двору пришлась. Дворун м. дворуха, дворушка ж. двористая скотина, которая дворит хозяину, пришлась ко двору, счастливая. Дворчивый, дворливый, о скоте, привычный ко двору, не бродящий. Дворовой м. пск. яросл. или дворовик, домовой, невидимый покровитель и колоброд в доме. Дворецкий м. служитель в барском доме, заведывающий столом, питиями, припасами и порядком хозяйства. | Стар. такое же звание при дворе или дворце: дворецкий с путем, стар. чиновник для той же должности во время пути, путешествий государя? или с жалованьем, поместьем? он же дворский, и ведет все частное добро князя. Дворечиха ж. жена дворецкого; дворечихин, ей принадлежащий. Дворечий, ему свойственный. Дворечить, быть дворецким занимать где должность эту. Дворечество, дворецство, состояние, звание дворецкого. Дворщина ж. собират. низшие служители вообще, придворная прислуга. Дворня ж. дворовые люди, вся прислуга в барском дворе и доме. Дворня вотчину съела. Куда барин, туда и дворня. У хорошего барина и дворня хороша. Дворня да псарня барина съела. Дворня хамово отродье. Куцая дворня мужику не ровня: ложкой не хлебает, с тарелки лакает. Дворовщина ж. барщина во дворе, работа крестьян по наряду на усадьбе барской, у скота, в саду и огороде, чистка и пр. Дворятина об. бранное дворовый человек. Дворович, дворовична, рожденный во дворе, от дворни. Дворчанин м. стар. крестьянин дворцовой волости, села. Дворченок м. дворчата мн. дворовые ребятишки, дети. Дворовик или дворыш м. неопределенное название всего дворового, напр. дворня, дворченок, дворняжка, дворун и пр.

ДВОРЕЦ

Дворец (от "княжий двор" - жилище князя), монументальное парадное здание. Первоначально - резиденция только властителя, позднее - высшей знати, . смотреть

монументальное парадное здание. Первоначально резиденция только властителя, позднее — представителей высших слоев общества (см. также Замок, Палаццо);, в 13—15 вв. Д. стали называть также важнейшие здания органов государственной власти, а с 19 в. — особо значительные сооружения различного общественного назначения. Для дворцового строительства разных эпох характерно участие выдающихся зодчих, живописцев, мастеров декоративного искусства. Д. обычно отличаются крупными размерами, монументальными формами.

В рабовладельческих деспотиях Востока и в восточной части Средиземноморья строительство Д. было во многом связано с задачами представительности и государственной идеологии и сыграло существенную роль в развитии архитектуры. Во Д. египетских фараонов (например, Рамсеса III в Мединет-Абу, 12 в. до н. э.) превалировали помещения для торжественных приёмов и церемоний, Д. крито-микенской эпохи (кносский Д. на о. Крит, 20—15 вв. до н. э.) при большом числе дворов и постепенной пристройке множества помещений составляли сложную композицию внутренних пространств. В персидских Д. (в Персеполе, 6—4 вв. до н. э.) сохранились рунны торжественных входов, широких лестниц, многоколонных залов.

Лит.: Успенский А. И., Императорские дворцы, т. 1—-2, М., 1913; Брунов Н. И., Дворцы Франции XVII и XVIII веков, [М.], 1938; Swoboda К. М., Römische und romanische Paläste, W., 1924; Chierici G., Il palazzo italiano dal secolo XI al secolo XIX, pt. 1-3. Mil., [1952—57].

Палаццо Дукале в Урбино. Италия. Ок. 1470—1563. Начат архитектором Лучано Лаураной.

Дворец пионеров и школьников в Москве. 1959—62. Архитекторы В. С. Егерев, В. С. Кубасов, Ф. А. Новиков, Б. В. Палуй, И. А. Покровский, М. Н. Хажакян, инженер Ю. И. Ионов, художники Е. М. Аблин, А. А. Губарёв, И. И. Лаврова-Дервиз, Г. Г. Дервиз, И. В. Пчельников.

Дворец пионеров и школьников в Москве. 1959—62. Архитекторы В. С. Егерев, В. С. Кубасов, Ф. А. Новиков, Б. В. Палуй, И. А. Покровский, М. Н. Хажакян, инженер Ю. И. Ионов, художники Е. М. Аблин, А. А. Губарёв, И. И. Лаврова-Дервиз, Г. Г. Дервиз, И. В. Пчельников.

Большой дворец в г. Пушкине. 1743—48, архитекторы Ан. В. Квасов, С. И. Чевакинский. Перестроен в 1752—57, архитектор В. В. Растрелли. Тронный зал.

Большой дворец в г. Пушкине. 1743—48, архитекторы Ан. В. Квасов, С. И. Чевакинский. Перестроен в 1752—57, архитектор В. В. Растрелли. Тронный зал.

Большой дворец в г. Пушкине. 1743—48, архитекторы Ан. В. Квасов, С. И. Чевакинский. Перестроен в 1752—57, архитектор В. В. Растрелли. Общий вид.

Большой дворец в г. Пушкине. 1743—48, архитекторы Ан. В. Квасов, С. И. Чевакинский. Перестроен в 1752—57, архитектор В. В. Растрелли. Общий вид.

Палаццетто (Малый дворец спорта) в Риме. 1957. Архитекторы П. Л. Нерви, А. Вителлоцци.

Дворец Нихо в Киото. 17 в. Главный зал.

Дворец дождей в Венеции. Западный корпус. 1424—42. Архитекторы Дж. и Б. Бон.

Дворец Диоклетиана в Сплите (Хорватия). Около 300. Реконструкция.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Дворец" в других словарях:

Дворец — (от княжий двор жилище князя), монументальное парадное здание. Первоначально резиденция только властителя, позднее высшей знати, в средние века также и органов государственной власти, с XIX в. особо значительные сооружения различного… … Художественная энциклопедия

Дворец То — Дворец Тау* Palace of Tau** Всемирное наследие ЮНЕСКО … Википедия

ДВОРЕЦ — болта и мохнатки. Разг., Жарг. угол. Вульг. Дворец бракосочетания, загс. УМК, 73; ББИ, 65; Балдаев 1, 105. Дворец бракосочетания. Жарг. гом., угол. Шутл. ирон. Общественный туалет, где встречаются гомосексуалисты. ТСУЖ, 46; УМК, 74. //… … Большой словарь русских поговорок

ДВОРЕЦ — Дворец во сне предвещает знакомство и дружбу с богатым и высокопоставленным человеком. Видеть дворец снаружи – к неудовлетворенности, быть в нем по приглашению – к счастью. Пустой внутри дворец означает, что ваши возможности значительно… … Сонник Мельникова

ДВОРЕЦ — (от княжий двор жилище князя) монументальное парадное здание. Первоначально резиденция властителя, высшей знати, с 13 15 вв. также здание органов государственной власти; в 19 20 вв. дворцом называются важнейшие общественные здания (Дворец спорта … Большой Энциклопедический словарь

ДВОРЕЦ — ДВОРЕЦ, дворца, муж. 1. Здание, служащее местом постоянного пребывания царствующих владетельных лиц или главы государства (дорев. и загр.). Ездить во дворец. 2. Большое здание, обычно выделяющееся своей архитектурой и использованное для… … Толковый словарь Ушакова

дворец — Замок, палаты, палаццо, терем, хоромы, чертог. См. чертог. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. дворец замок, палаты, палаццо, терем, хоромы, чертог, дом(ина); пале, зимний,… … Словарь синонимов

ДВОРЕЦ — муж. дворище ср., ·стар. дом владетельной особы, иногда и великолепный дом министерства, посольства или известного, богатого вельможи. Путевые дворцы, выстроенные на пути проезда, для высочайших особ. Молодец хоть во дворец, в служители. | Дворец … Толковый словарь Даля

дворец — ДВОРЕЦ, замок, палаццо, чертог, устар. палаты, устар. хоромы … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

ДВОРЕЦ — (от княжий двор жилище князя), монументальное парадное здание. Первоначально резиденция властителя, позднее высшей знати, в средние века также и органов государственной власти, с 19 в. особо значительные сооружения различного общественного… … Современная энциклопедия

ДВОРЕЦ — ДВОРЕЦ, рца, муж. 1. Большое и великолепное здание, обычно выделяющееся своей архитектурой. 2. Такое здание как место пребывания монарха, его семьи. Летний д. Петра Первого. 3. чего. Большое здание общественного назначения. Д. искусств. Д. спорта … Толковый словарь Ожегова

Попытки определить дворец по функциональному признаку выглядят более удачными, но тоже нуждаются в комментариях. Определение дворца как жилища правителя, монарха или лица, занимающего высокое социальное положение, отказывает в праве считаться дворцами центральным общественным сооружениям индустриальной и постиндустриальной эпохи – Дворцу Советов, дворцам культуры, дворцам конгрессов. Определение дворца как постройки общественного назначения, справедливое для Нового и Новейшего времени, превращает дворцы монархов и вельмож всего лишь в предысторию современности. И, вместе с тем, все это – дворцы.

О дворцах написано огромное количество литературы, подтверждением тому служит библиографическое приложение, где собрано более полутора тысяч работ. Их подавляющее большинство носит конкретный характер и посвящено отдельным дворцам, дворцовым ансамблям, дворцам отдельных исторических периодов или отдельных областей, отдельным дворцовым интерьерам и даже отдельным предметам дворцового пространства.

В исторических работах дореволюционного времени дворцы различных эпох понимались как единый архитектурный жанр. Их объединяла принадлежность правителям русской земли, на этом основании княжеские и государевы дворы, терема и палаты Средневековья были названы дворцами. Такой подход не проблематизировался и был само собой разумеющимся, поскольку история правящей семьи понималась как квинтэссенция истории государства и нации. Изучение княжеских дворов как непосредственной предыстории дворцового великолепия императорской эпохи было, одновременно, собиранием монархического наследия Рюриковичей и Романовых в единое целое. Крупнейшие компендиумы по истории дворцовых ансамблей эпохи русского Средневековья и Нового времени, написанные С.П. Бартеневым, А.И. Успенским, были приурочены к 300 летнему юбилею императорского дома.

Культурологический подход к изучению дворцов, заявивший о себе в 1990-е годы, связан с различными вариантами поиска контекстов, исходя из которых, памятник архитектуры может быть описан как памятник культуры. Исследователи изучают семантику дворцовых комплексов, метафизику дворца, дворцовую повседневность, примеряя к хорошо известному архитектурному материалу весь потенциал современной гуманитаристики. Однако, при наличии огромной литературы, посвященной отдельным памятникам или группам памятников, при общей культурологической направленности исследований последних лет, до сих пор не предпринималось попыток осмыслить феномен дворца в его целостности.

Для культурологического изучения архитектуры понятие топос обладает особой эвристичностью. Оно сохраняет саму суть архитектурного языка – организацию пространства, реального, физического. И одновременно задает особую методологическую перспективу, предлагает повернуть от бескачественных пространственных характеристик или сегментированных функций к качественному ценностно-смысловому содержанию, к культурному смыслу. Предлагает увидеть в типологии архитектуры топологию культуры.

Основную концепцию книги можно предварительно объяснить следующим образом. Для того чтобы понять топологическое единство дворцов, необходимо понять то общее, что связывает чрезвычайно разнородные в художественном отношении памятники. Их общность следует искать за пределами художественных форм, точнее, до всяких форм – в смысловом поле культуры. Художественное оформление пространства есть следствие смысловых операций. В качестве общего знаменателя художественного разнообразия дворцов попробуем принять их очевидную принадлежность к сфере политического – попробуем принять политическое в качестве контекста художественного. Это не означает, что мы заранее считаем художественную деятельность следствием политики. Это означает, что исследование художественной сферы мы будем вести, учитывая особенности типов и форм государственной власти. Сам характер взаимосвязей еще только предстоит установить.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Введение

Введение Языку нельзя научить, его можно только пробудить в душе. В. фон Гумбольдт Успешность и эффективность межкультурного взаимодействия предопределяется не только знанием языка. Язык – лишь первое условие, необходимое для общения. Помимо языка, важно знать культуру

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ История театра начинается с античных времен, а точнее, с легендарных времен гомеровской Греции. Тогда народные обрядовые игры в честь бога Диониса стали предшественниками изначальных форм театра. Несколько позже, в V веке до н. э., в демократических Афинах,

Введение

Введение Никакое явление по существу своему не может быть вполне понято раньше, чем станет безусловно совершившимся фактом. Заблуждение не уничтожится раньше, чем будет исчерпана всякая возможность его существования; прежде чем все дороги, находящиеся внутри его и

Введение

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ Художественная специфика древнерусской литературы все более и более привлекает к себе внимание литературоведов-медиевистов. Это и понятно: без полного выявления всех художественных особенностей русской литературы XI—XVII вв. невозможны построение истории

Введение

Введение О чём эта книга У каждой современной книги есть аннотация, т. е. краткое представление читателю данного произведения. Есть такая аннотация и у этой книги, однако мне хотелось бы поподробнее рассказать о ней: о чём она, для кого написана, а также почему я решила

Введение

Введение Предмет этого сочинения – проституция – представляет проблему, ядро которой может быть выражено в очень простой и ясной формуле, может быть изображено в наглядной картине. Кто желает проникнуть в сокровеннейшую сущность этого сложного явления, кто желает

Введение

Введение Поэту ПЛ. Вяземскому (1792–1880), несмотря на то что число грамотных в России в его время было ничтожно, принадлежит интереснейшее наблюдение: «Публика делится на два разряда, а именно читающих и читателей. Тут почти та же разница, что между пишущими и писателями.

Введение

Введение Сравнительная культурология – одно из современных направлений развития науки о культуре, собственно культурологии. В настоящее время актуальны исследование вопросов типологии культуры, унификации культуры, мультикультурализма, сравнительный анализ культур

Введение

Введение Неразделенная и неразделимая самотождественность Лица Одного и Того же Господа и Учителя всех христианских Церк­вей и вероисповеданий, каждый раз сохраняемая в акте искрен­ней преданности Христу любой человеческой личности и явля­ющаяся последним и самым

Введение

Введение Снять таинственный покров с великого человека, разгадать загадку его души, выяснить величие совершенного им дела, проникнуть в сокровенные замыслы его художественной мысли… должно сделаться самым настоятельным объектом исканий и долгом для современных

Введение

Введение

Введение Отношения между мужчиной и женщиной – это та часть жизни человека, над которой задумывались с древнейших времен, так как секс – одна из самых сложных составляющих человеческой жизни.Сексуально-эротический репертуар человечества огромен и разнообразен. Каждое

Введение

Введение Сумасшедший ритм современной жизни приносит много беспокойств, люди становятся озабоченными, уставшими, отчаявшимися, впадают в депрессию, бегут от пустой реальности в искусственные грезы наркотического и алкогольного опьянения, ролевых игр и т. д. Некоторые

Читайте также: