Как олег захватил киев кратко

Обновлено: 05.07.2024

Призвав в 862 году варягов – норманнских воинов -племя ильменских славян из Великого города Новгорода сделали самого влиятельного из них, Рюрика, своим князем. После смерти Рюрика в 879 году остался сын Игорь.

Кем был Олег и его родичи

Поход на юг

Поход на Киев

В Киеве было два правителя, и они тоже были из варягов. С разницей лишь в том, что у них не было княжеских титулов, как у Олега и у наследника Рюрика - юного Игоря. Правителей звали Дир и Аскольд, ранее они тоже служили под началом Рюрик и в свое время ушли в поход на Царьград (Константинополь), да не дошли и осели в Киеве. Разумеется, такие воины могли оказать достойный отпор Олегу. Поэтому, приплыв к Киеву, князь пошёл на хитрость, скрыв свое войско под высокими берегами Днепра.

Ложный вызов

Вокняжение в Киеве


Вещий Олег, без сомнения был одним из известнейших правителей Руси. Вокруг его имени ходят легенды, о нем слагают былины, ведь Олег действительно был не так прост, как кажется на первый взгляд. Захват Киева – тот вопрос, который до сих пор не имеет точного ответа. Был ли это узурпаторский ход, или же князь спас город о разрухи?

Два правителя Киева – это один человек?

Как Вещий Олег захватил Киев

Аскольд и Дир

Как бы там ни было, эти князья первые, кто совершили попытку крестить Русь. Православие было ими принято после хоть и неудачного, но всё же исторически важного похода на Византию, которая на тот момент уже была христианской державой.

Вопрос религии во время правления князей Аскольда и Дира имеет весомое значение. Ведь Олег Вещий был язычником. Именно противостояние тогдашних действующих правителей Киева и князя Олега изменило ход истории, и Русь тогда не была крещена.

Ловкость и хитрость – главное оружие

Олег, будучи человеком смышленым в военном деле, решил не брать город штурмом. Сильная дружина в Киеве и храбрые правители просто не дали бы возможности врагу пройти. Поэтому Олег выбрал тактику хитрости и ловкости.

Своё войско он спрятал в засаду недалеко от города. Сам же он, в сопровождении нескольких вояк подошел к воротам Киева, назвавшись торговыми дельцами, тем самым вызвав князя на разговор о возможных сделках.

На берегу Днепра присутствовал и маленький Игорь – наследник престола Киевской Руси. Именно он, согласно правилам, должен стать князем по достижению совершеннолетия. До те пор вся власть будет в руках опекуна Игоря, то есть Олега.

Правдами и неправдами

Аскольд и Дир якобы не имели княжеского происхождения. Но существуют факты, доказывающие обратное. Польский историк Я.Длугош специализируется на древнерусских письменах утверждает, что Аскольд и Дир были прямыми потомками Кия, основателя Киева. Согласно историку, князья приходились друг другу братьями, что вполне объясняет их совместное правление.

Как Вещий Олег захватил Киев

Поход на Киев

В этом случае получается так, что свержение их с престола было не то, что варварским, но даже запрещенным по закону. Знал ли об этом сам Олег неизвестно. Его стремление посадить на трон сына Рюрика было огромным, поэтому вполне можно предполагать, что даже зная факт законности правления Аскольда и Дира, он мог просто пренебречь этим фактом.

Новый Киевский царь

Приход к власти Олега во многом изменил жизнь жителей Руси. Множество территорий было присоединено за время его правления. Практически все племена на близлежащих землях быстро приняли решения войти в состав Киевской Руси.

Как Вещий Олег захватил Киев

Картина с изображением князя

Во-первых, все эти племена освобождались от налогов, что, конечно, существенно облегчило жизнь. Во-вторых, значительный прирост территории дал возможность отбивать нападения хазар. Вся дань, которая раньше шла к этим племенам, теперь принадлежала Руси.

Шаг за шагом государство обрело могущество и силу, но цена решения вопроса была высока – жестокое убийство двух царей.



Захват Киева Олегом открывает новую страницу русской истории – период так называемого Киевского государства, или Киевской Руси

В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу - родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.
В год 6388 (880).
В год 6389 (881).
В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это мать городам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава.
В год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.
В год 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: "Я враг их" и вам (им платить) незачем".
В год 6393 (885). Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: "Кому даете дань?". Они же ответили: "Хазарам". И сказал им Олег: "Не давайте хазарам, но платите мне". И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал.

В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки "Великая Скифь". И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.
И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: "Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь". И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: "Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом". И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей.
И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром и послал к ним в столицу Карла, Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со словами: "Платите мне дань". И сказали греки: "Что хочешь, дадим тебе". И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу. "Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню - сколько захотят. Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно". И обязались греки, и сказали цари и все бояре: "Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей. Приходящие сюда русские пусть живут у церкви святого Мамонта, и пришлют к ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся им месячное, - сперва те, кто пришли из Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из других городов. И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек, и торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов".
Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом
скота, и утвердили мир.

И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться, Ибо спрашивал он волхвов и кудесников: "От чего я умру?". И сказал ему один кудесник: "Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, - от него тебе и умереть?". Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: "Никогда не сяду на него и не увижу его больше". И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, - на пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: "Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?". Тот же ответил: "Умер". Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: "Неверно говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив". И приказал оседлать себе коня: "Да увижу кости его". И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: "От этого ли черепа смерть мне принять?". И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица; есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три

*
*
*
*
*
*


Спустя четырнадцать лет после Аскольдова крещения, Рюрик, сидевший в Новгороде, умер, передав правление родственнику своему Олегу, так как сын Рюрика — Игорь был еще очень мал. Это было в 882 году.

Три года ничего не было слышно в Киеве про нового князя, а в 885 году, Олег, собрав большую рать из варягов, новгородских славян, крИвичей, чУди от Изборска, вЕси от Белоозера и мЕри от Ростова, пошел водой на Киев.

Княжеская дружина была в кольчугах, или железных чешуйчатых рубашках, в железных же шлемах, с секирами, мечами, копьями и дротиками. В руках у каждого воина был большой деревянный щит, обтянутый кожей, выкрашенной в красную краску, и окованный железом. Ратные же люди от земли, или вои, как их называли, одевались попроще. Мало кто из них носил кольчуги, и многие шли в одних портах; вооружены они были копьями, топорами, стрелами, мечами и ножами. Почти все были пешие.

Двигаясь на Киев, Олег по пути занял Смоленск, в котором поставил посадником мужа из своей дружины, а затем занял и город ЛЮбеч, где тоже оставил своего посадника. Таким образом он завладел Днепровским путем до самого Киева.

Кроме того, нет сомнения, что язычник Олег и его языческая новгородская дружина с большим неудовольствием смотрели, что отделившиеся от них варяги с Аскольдом и Диром не только приобрели значительную силу, но еще вдобавок и приняли ненавистное для закоренелых язычников христианство.

Наконец, выступив со своею ратью и ладьями к Киеву, Олег сумел и тут скрытно пройти по водному пути, совершенно незаметно подошел к Киеву и выманил из него Аскольда и Дира, которые сами были весьма опытные и искусные воины.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.



Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Читайте также: