Дискалькулия как причина школьной неуспеваемости симптомы и коррекция

Обновлено: 02.07.2024

Дискалькулия – это неспособность к освоению счетных операций (соотношению абстрактных величин как в уме, так на бумаге с использованием символов) при сохранном интеллекте. Данное нарушение относится у группе расстройств обучения, встречается также часто, как СДВГ, дислексия и дисграфия. В отличие от упомянутых расстройств, дискалькулия одинаково распространена среди мальчиков и девочек (СДВГ и нарушения письма и чтения больше характерны для мальчиков). Гиперактивность с дефицитом внимания, нарушения чтения, письма и счета очень часто коморбидны, то есть сочетаются между собой.

Так же, как и дислексия, дискалькулия может быть обусловлена как генетическими причинами, так и повреждениями мозга в раннем возрасте.

Отдельно выделяют распад счетных навыков у взрослых, например, после инсульта и черепно-мозговой травмы – акалькулию. И хотя оба этих нарушения связаны с нарушением счета, они имеют разные механизмы.

Развитие математических представлений у детей недостаточно изучено. В норме ребенок после года быстро начинает понимать разницу между маленьким и большим количеством (например, что 3 конфеты больше, чем 2). В возрасте 4 лет ребенок может посчитать до 4-10, а в 5 лет уже имеет представление о числе. Примерно в этом же возрасте начинает формироваться навык написания цифр и их прочтения в пределах десятка. Вслед за этим в течение пары лет формируется понимание состава числа из сотен, десятков и единиц. В арифметическом плане первыми появляются операции сложения и вычитания (они интуитивно понятны даже детям 4 лет без использования символов). Умножение и деление являются более сложными, появляются позже, уже в школьном возрасте.

Исследования показывают, что первичные нарушения именно счетных операций (так называемая чистая операциональная дискалькулия) встречаются крайне редко. Намного чаще встречаются дефекты смежных функций, которые не позволяют освоить математические представления в полной мере и дают внешнюю картину дискалькулии. Для успешного освоения счетных операций необходимы:

  • Внимание, кратковременная и хорошая рабочая память, а также для автоматизированных счетных операций необходима хорошая вербальная память. То есть задействованы нейродинамические свойства мозга (первый функциональный блок), третий функциональный блок мозга (премоторная и префронтальная кора) и левая височная область.
  • При выполнении неавтоматизированных математических действий необходима способность к визуализации, то есть хорошие пространственные представления. У детей за это отвечает преимущественно правое полушарие – его теменно-затылочная область.
  • При решении сложных задач в несколько действий необходимы операции планирования, временнОй организации действий (последовательность – что сначала, а что потом). Здесь также необходимы пространственные представления и развитие лобной доли.
  • При написании двух-, трёхзначных чисел (особенно в некоторых языках, таких как голландский и немецкий, где в устном варианте числа перечисляются входящие в его обозначение цифры, причем в обратном порядке) необходимо правильно соблюсти порядок написания элементов: 46/64, 91/19. В случае реверсии (зеркального написания) получится совсем другое число! Здесь также необходимы пространственные представления (правое полушарие), произвольное внимание, удержание программы (лобная доля), хороший слухоречевой гнозис и слуховое внимание (если число пишется на слух), а также межполушарное взаимодействие.

Механизмы формирования математических представлений:

Таким образом, дискалькулия может возникать при дисфункциях как в левом, так и в правом полушарии, а также при нарушениях их взаимодействия.

Виды дискалькулии

На практике почти не встречается чистых форм дискалькулии, обычно имеет место смешанная клиническая картина.

Диагностика и коррекция дискалькулии

Для диагностики необходимо стандартное нейропсихологическое обследование, которое желательно дополнить исследованием элементарных математических представлений. Также важно провести анализ школьных тетрадей.

Коррекция дискалькулии проводится преимущественно нейропсихологом, в некоторых случаях – логопедом, который владеет соответствующими методами работы.

Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Дискалькулия у детей – это специфическое расстройство развития школьного навыка, характеризующееся снижением способности к изучению арифметики и других математических наук. Проявляется трудностями либо полной неспособностью понимать цифровые символы, сравнивать величины, выполнять операции сложения, вычитания, умножения и деления. Дошкольники позже начинают идентифицировать геометрические фигуры, размеры объектов. Школьники отстают в освоении учебных предметов, требующих работы с числами и расчетами. Диагностика проводится при помощи комплекса специальных проб. Программа коррекции составляется индивидуально, реализуется психологом или логопедом

МКБ-10

Дискалькулия у детей

Общие сведения

Дискалькулия у детей

Причины

По этиологии расстройство навыка счета может быть генетическим, органическим или психогенным. Нередко оно формируется при воздействии сразу нескольких факторов. Установление ведущей причины является важной диагностической задачей, так как ее характер определяет направленность лечения и прогноз. Дискалькулия может быть обусловлена:

  • Наследственной отягощенностью. Установлено, что среди детей с трудностями освоения арифметических знаний большинство имеет родителя с таким же расстройством. Этот факт подтверждает наличие генетического фактора. Измененный ген в настоящее время не выявлен.
  • Негативным опытом обучения математике. Дискалькулия провоцируется принуждением к занятиям арифметикой, применением суровых наказаний за ошибки, напряженными и конфликтными отношениями между ребенком и учителем (родителем, воспитателем). Подобные проблемы способствуют возникновению стойкого страха, неуверенности в себе, замкнутости, негативного отношения к математике.
  • Органическими поражениями ЦНС. В основе расстройства могут лежать дисфункциональные нарушения головного мозга, искажающие процесс обработки зрительной информации, снижающие способность к восприятию пространственных отношений, установлению последовательностей. Причинами патологии становятся осложнения при беременности и/или в родах, внутриутробные инфекции и интоксикации (алкоголизм, курение, наркомания матери), перенесенные в раннем детстве черепно-мозговые травмы и инфекционные болезни, поражающие ЦНС.

Патогенез

Патофизиологической основой дискалькулии является нейронная дисфункция во внутритеменной борозде, недостаточность нейронной передачи во всей теменной доле, а также в прилегающих зонах – в префронтальной коре, поясной коре, задней части височной доли и субкортикальных зонах. Данные участки ответственны за восприятие символов (букв, цифр), понимание пространственных соотношений, умение совершать математические операции.

На уровне познавательных процессов при дискалькулии определяется когнитивный дефицит представления символической цифровой информации, проявляющийся трудностями при расшифровке арифметических примеров, обработке смысла и значения математических расчетов и условий задач. Другими патогенетическими механизмами являются нарушение доступа к оперативной памяти на числа, снижение концентрации и функции распределения внимания, недостаточное развитие кратковременной памяти, функции планирования и контроля сложной (этапной) деятельности, недостаточная скорость обработки поступающей информации.

Классификация

Дискалькулия характеризуется нарушением одного или нескольких процессов, обеспечивающих формирование счетного навыка. В зависимости от дефицитарности того или иного компонента выделяют пять видов расстройства, различающихся по симптоматике и требующих различных техник психокоррекции:

Симптомы дискалькулии

Расстройство навыков счета проявляется по-разному, зависит от вида нарушения и возраста ребенка. Симптомы определяются уже в дошкольном периоде, когда формируются первые арифметические способности, максимально разворачиваются в младших классах, а без специальной коррекции сохраняются на протяжении средних, старших классов. Взрослые компенсируют дискалькулию, выбирая профессию и образ жизни, не связанные с математикой.

В средних и старших классах дискалькулия влияет на освоение алгебры, геометрии и смежных наук, где требуются арифметические расчеты. Учащиеся нередко не понимают формулировки задач, не анализируют условия, не удерживают в уме данные, даже если имеется визуальная опора в виде текста или картинок. Проявляются сложности в установлении связей между понятиями, различении ключевой информации от второстепенной. К общим симптомам относятся трудности распознавания даты и времени, составления бюджета, снижение ориентировочных способностей в незнакомой обстановке, неумение анализировать задачи и применять разные подходы и формулы для ее решения. Не всегда доступно понимание графиков, формул, таблиц. Подростки плохо ориентируются по карте местности, не пользуются информацией на табло движения общественного транспорта.

Осложнения

Уровень развития математических способностей у детей имеет практическую значимость. В повседневной жизни людям приходится ежедневно оперировать математическими навыками, анализировать количество объектов, их размер и удаленность. Счетная деятельность важна при дошкольной подготовке и в течение всей учебы в средней школе, профессиональных учреждениях образования. Отсутствие психолого-педагогической поддержки детей приводит к неуспеваемости по математике, физике, химии, черчению, информатике и по некоторым другим предметам. Трудности освоения школьных программ способствуют снижению познавательного интереса ребенка, прогулам занятий, а в дальнейшем – к отказу от получения профессионального образования, трудоустройства.

Диагностика

Вопрос о необходимости обследования ребенка чаще всего возникает при подготовке к первому классу либо в начальной школе. За первичной консультацией родители обращаются к педагогам, школьным психологам, логопедам. Профессиональная диагностика и подтверждение диагноза осуществляются врачом-психиатром. Он проводит беседу, собирает анамнестические данные и уточняет жалобы. Специалист уделяет внимание условиям проживания и воспитания, наличию неврологических и психических болезней у пациента, дислексии и дискалькулии у матери или отца. Дополнительно психолог выполняет ряд специфических проб:

С целью дифференциальной диагностики исследуется общий уровень интеллекта, степень развития речи и мнестических функций. Полученные данные позволяют различить дискалькулию с олигофренией, ЗПР, педагогической запущенностью, задержкой речевого развития. Ключевым диагностическим признаком является изолированное снижение арифметических навыков при относительно нормальном развитии памяти, интеллекта, внимания, эмоционально-волевых качеств.

Лечение дискалькулии

Помощь детям с расстройством математических навыков основана на психокоррекционных упражнениях, активирующих нейронные связи в специфических участках мозга. Занятия проводятся логопедами, педагогами-психологами. По необходимости врачи-неврологи и психиатры назначают прием ноотропов. Коррекционное воздействие осуществляется в трех направлениях:

Прогноз и профилактика

1. Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью/ Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. – 2013.

2. Понятие о дискалькулии: психофизиологические аспекты развития (обзор)/ Рысина Н.Н., Грибанов А.В.// Arctic Evironmental Research. – 2011.

3. Дискалькулия детского возраста как системная проблема обучения/ Ермолова Т.В., Пономарева В.В., Флорова Н.Б.// Современная зарубежная психология. – 2016 – Т.5, №3.

4. Вопросы изучения формирования культуры познания математики в системе профилактики дискалькулии у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)/ Кондратьева С.Ю.// Теория и практика общественного развития. – 2015.

Дискалькулия у детей: причины, симптомы, особенности и советы

Каждый человек уникален – он обладает теми или иными талантами, но бывает, что простое для большинства людей действие, для некоторых становится настоящей проблемой. И не всегда это говорит о низком интеллекте или задержке в развитии. Так, в случае дискалькулии, причины кроются в сугубо биологическом происхождении.

Чем это может помешать ребенку в будущем?

  • В период обучения ученик будет демонстрировать неспособность обучения арифметике и математическим наукам в целом.
  • Таким людям сложно интерпретировать цифровые символы и проводить базовые вычисления сложения, вычитания, умножения или деления.
  • Ребёнок с дискалькулией путает цифры и знаки, не может считать в уме и работать с абстракцией. Ему сложно делать задания, основанные на математических вычислениях.
  • Во взрослом возрасте расстройство может проявиться в проблемах, связанных с контролем времени.
  • Наличие сложностей с координацией движений.

Однако подобный диагноз не является приговором. Большинство людей справляются с данной особенностью своего мозга и реализовываются в сферах, где необходимость вычислений сводится к минимуму. Часто они становятся деятелями искусства, актерами, языковедами или преуспевают на филологическом поприще.

Причины и симптомы

Диагностировать этот недуг можно уже в раннем детстве. Как только ребенок начинает развивать свои арифметические способности, можно заметить первые признаки того, что данному вопросу стоит уделить внимание. И чем раньше будет диагностирована дискалькулия, тем эффективнее окажутся действия.

С возрастом это состояние прогрессирует и если пропустить его в дошкольном возрасте, то более явные симптомы проявятся в школе. Однако не стоит дожидаться по-настоящему серьезных проблем для того, чтобы начать действовать.

Вот основной перечень симптомов в дошкольном возрасте, по которому вы можете заподозрить расстройство:

Еще одним явным признаком нарушения становится проблема счета с определенного числа. Ребенок не сможет начать перечисление цифр с 5. Малышу придется сначала проговорить предыдущие и только после этого приступить к выполнению задачи.

Естественно, это всего лишь общая информация, однако наблюдая за своим ребенком, вы сможете заподозрить неладное и своевременно обратиться к специалисту за помощью.

Виды и особенности расстройства

Приведенный выше список описывает наиболее распространенные симптомы, многие из которых могут перекликаться и с другими расстройствами. Но если говорить о дискалькулии, то важно определить и ее вид.

  • Вербальная – вызвана трудностями восприятия на слух любых математических понятий. Дети могут читать и писать цифры, но не распознают их на слух.
  • Практогностическая – затрудняется понимание математических категорий, что приводит к проблемам в счете и сравнении объектов, а также решении математических задач.
  • Лексическая – позволяет ребенку усваивать математические понятия, но испытывает трудности при их чтении.
  • Графическая – провоцирует затруднения в написании цифр и пр. Дети могут усваивать материал, но им трудно прочитать или написать цифры, часто они не знают, как использовать математические знаки.
  • Идеогностическая – связана с мыслительной деятельностью, при которой счет в уме становится настоящим испытанием.
  • Операциональная – не дает возможности решать даже простые уравнения.

Так или иначе, ребенок может быть подвержен сразу нескольким видам дискалькулии в той или иной степени. В зависимости от этого создаются специальные программы для обучения, которым будет придерживаться не только ребенок, но и учителя.

Игры и советы при подтвержденном диагнозе

Важной составляющей успеха при обучении ребенка с подобным расстройством – это позитивная мотивация. И поддержка семьи играет в процессе обучения далеко не последнюю роль, ведь именно среди близких людей ребенок получает эмоциональную поддержку и учится трудолюбию.
Главное правило – дайте время на понимание, даже если задача кажется вам очень простой.

Таким не хитрым способом вы будете мотивировать ребенка обращать внимание на цифры и взаимодействовать с ними, что поможет снизить его уровень дискомфорта и напряжения. Но без профессиональной помощи сложно добиться необходимой корректировки, и чем быстрее вы обратитесь к специалисту логопеду, тем проще ребенку будет в дальнейшем.

Дискалькулия у школьников. Причины, классификация и коррекция

Дискалькулия — специфический термин, не так давно появившийся в нашем обществе, и, к сожалению, малознакомый даже педагогам. Что это, и что нужно знать родителям, особенно имеющим детей – дошкольников и младших школьников?

Дискалькулия у детей — специфическое расстройство математических способностей, характеризующееся неспособностью ребенка успешно освоить даже простейшие арифметические функции.

Диагностика дискалькулии

Для детей с таким специфическим расстройством характерны:

Причины дискалькулии

В изучении причин подобного нарушения, ученые сходятся во мнении, что главным является нарушение функционирования коры головного мозга. Это может быть как следствие умственной отсталости, задержки психического развития, так и вариантом генетического наследственного сбоя, а так же последствием сильных психотравмирующих факторов. Нарушение работы зрительного анализатора, нарушение обработки полученной информации, трудности аналитико-синтетической деятельности так же могут быть причиной дискалькулии. Поэтому о собственно дискалькулии следует говорить в случаях сохранного интеллекта, на фоне которого проявляются трудности в освоении простейшей математики.

Дискалькулия у детей может проявляться самостоятельно, или в комплексе с нарушением чтения (дислексия) и письма (дисграфия).

Классификация дискалькулии

В современной коррекционной педагогике и психологии выделяют графическую, вербальную, лексическую (цифровую), операциональную, практогностическую и пространственную дискалькулию, а также арифмерию (неспособность овладеть процессом вычисления) и псевдодискалькулию (недоразвитие математических способностей из-за отсутствия желания учиться, отставании по программе обучения или некорректной программы обучения, когда задания не базируются на пройденном материале).

Дискалькулия у школьников. Наиболее распространенные виды

Коррекция дискалькулии

Коррекционная работа по преодолению дискалькулии должна проводиться под руководством специалистов. Лучше всего, когда с ребенком работают сразу несколько специалистов: дефектолог, логопед, психолог, психоневролог. В силу малой изученности данного нарушения, чаще всего вся работа ложится на плечи логопеда или дефектолога.

Разработанные логопедические и дефектологические программы включают в себя комплекс занятий, направленных на формирование специализированных математических действий и общих жизненных понятий, таких как: больше-меньше, состав числа, устный счет, с последующим переходом действий в навык.

Особое внимание обращается на развитие мышления, формирование абстрактного мышления. Параллельно строится программа по развитию речи для расширения словарного запаса детей, происходит обучение умению вербально сравнивать, анализировать и сопоставлять.

Своевременно и в полном объеме проведенные занятия по коррекции дискалькулии позволяют успешно преодолевать данное нарушение, что способствует улучшению успеваемости школьников по математике и улучшению психологического состояния ребенка.

Читайте также: