Какую роль играет имидж педагога в его профессиональной деятельности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Обретение уверенности в себе, зеркальное отражение социально-экономических условий в сознании личности актуализирует спрос на « реализованную личность: все это обуславливает формирование объективной потребности у личности найти достойную форму проявления своей внутренней сути, в качестве которой выступает имидж. Сегодня возрастает роль межличностного общения в жизни общества. Чем ярче личность реализовывает себя социально, тем значительнее перспектива общества, и чем ярче личности в обществе, тем оно само становится колоритнее. В наше время велико осознание личностью ценности для нее человеческого и общественного признания, особенно для ее душевного спокойствия и удовлетворения собственной жизнью. Практически это проявляется в расширении ее коммуникационных связей с людьми, в росте рейтинга ее общественного признания, поэтому имидж сегодня - это инструмент общения, актуальный запрос общества и личности.

Современные дети, их родители более серьезно относятся к имиджу педагога. Условия работы в сегодняшних образовательных организациях требуют от педагогов поиска путей повышения их репутации и авторитета в глазах окружающих. И без сознательного построения своего профессионального имиджа не обойтись. Грамотно созданный имидж вызывает уважение у учащихся и повышает авторитет педагога.

Что же такое имидж?

Таким образом, имидж формирует не только сам человек, но и те, кто окружает его.

Поэтому имидж включает в себя умение общаться, искусство говорить и, особенно, слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяют образ, в котором мы предстаем перед людьми.

Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит во многом от самого педагога.

Педагог, который занимается созданием собственного имиджа не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает. В списке десяти профессионально значимых качеств педагога в конце ХХ века имидж занимает второе место с точки зрения учащихся и лишь восьмое с точки зрения самих педагогов.

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты. Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний вид преподавателя может создать рабочее и нерабочее настроение у детей, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Профессиональная деятельность раскрывается через такие формы общения, как профессионализм, пластичность; выразительность и т.д. Эмоционально богатый педагог способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

Внутренняя составляющая – это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Общество, порождая требования к профессиональному имиджу педагога, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального педагога, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

Педагогическая этика.

В создании имиджа педагога большую роль играет педагогическая этика. Педагогическая этика изучает характер нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета – специфические правила общения, манер, поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием. Педагогическая этика включает в себя такие категории, как профессиональный педагогический долг, педагогическую справедливость, педагогическую честь, педагогический авторитет, педагогическую совесть и педагогический такт.

Справедливость – это нравственное качество педагога, проявляющееся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности. Важнейшим уровнем положительного воздействия педагога на учащегося является сочетание разумной требовательности и доверия к нему.

Профессиональный педагогический долг включает в себя совокупность требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога. Это правильно строить взаимоотношения с учащимися и их родителями, коллегами по работе, необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, умение разрешать сложные конфликты в учебной жизни. Педагог является субъектом нравственных отношений в педагогической среде. Он осуществляет нравственное просвещение учащихся в отношении морали, знакомит их с критериями моральной оценки, раскрывает возможности свободы выбора нравственного поступка и меру ответственности личности за свое поведение.

Профессиональная честь в педагогике выражается в осознании своей значимости, общественном признании, общественном уважении, его мораль заслуг и качеств.

Педагогический авторитет – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег. С помощью своего авторитета педагог может регулировать поведение учащихся, влиять на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от морально-этической и психолого-педагогической подготовки. Уровень авторитета определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т. д.

Педагогическую совесть контролирует выполнение педагогом его профессионального долга. Совесть педагога должна быть неподкупной и незапятнанной. Иначе он потеряет моральное право воспитывать других.

Неотъемлемой составляющей этики педагога является педагогический такт – интуитивное чувство меры, помогающее дозировать воздействия и уравновешивать одно средство другим. Тактика поведения педагога состоит в выборе стиля и тона в зависимости от времени и места педагогического действия, а также от возможных последствий применения тех или иных методов.

Визуальная привлекательность – первостепенная составляющая имиджа педагога.

Визуальная привлекательность включает значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от педагога. Это одежда, прическа, макияж.

Одежда. Основной стиль педагога – классика. Он подчеркивает авторитет, уверенность, самообладание. Классический стиль имеет четкие и строгие формы. Добавляя модные пропорции, нюансы покроя, используя ткани новых фактур и актуальных цветовых оттенков можно сделать этот стиль современным, отвечающим модным тенденциям. Тёплые цвета в одежде способствуют доверительности, холодные дистанционируют и дисциплинируют. Одежда педагога несет большую психологическую нагрузку. Во-первых, аккуратная и чистая одежда педагога воспитывает эти качества у учащихся. Во-вторых, одежда педагога может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения. Разноцветная и слишком яркая одежда может негативно влиять на учащихся. Безвкусный и легкомысленный стиль в одежде вызывает нередко их раздражение и недоверие.

Макияж должен быть модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов – лёгкий. Прическа – современная, но без остромодных деталей. Инструментом мощного воздействия на учащихся имеет лицо педагога. Этим инструментом надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень тонко им управлять. Лицо педагога должно быть доброжелательно – заинтересованным. Такое выражение лица показывает, что то, что происходит на занятииинтересно и важно самому педагогу, а значит должно быть интересно и важно учащимся.

Руки педагога должны быть чистыми с ухоженными ногтями. Деловой этикет предписывает женщинам носить ногти средней длины, овальной формы и покрывать их светлым, но в тон губной помаде цветом: бледно-розовым, тельным, светло-бежевым. Недопустимы в деловой обстановке накладные ногти.

Вербальное поведение

Не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение формирует имидж педагога. Восприятие и понимание речи педагога учащимися связаны с процессом учебного слушания, на которое приходится приблизительно 25-50% учебного времени. Поэтому качество освоения учебного материала зависит от совершенства речи педагога. Учащиеся очень чутки к речевым особенностям педагога.

Поэтому владение речью сегодня – важнейшая профессиональная составляющая педагога. Она включает в себя способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики. Речь педагога на уроке всегда обращена к учащимся, сообщает ли учитель новый материал, комментирует ли ответ ученика, выражает или одобрение или поощрение, речь его должна отличаться внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли его ясное, простое, понятное для учащихся. Поэтому очень важно правильно выбрать стратегию вербального воздействия на аудиторию.

Стратегия включает в себя:

1) личностные качества педагога,

2) знание основ психологии воспитанников,

3) знание определять близкие для воспитанников ценности,

4) руководствоваться необходимыми правилами составления и передачи информации.

Существуют правила речевой культуры педагога:

  • Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал значительного напряжения.
  • Педагог должен говорить внятно.
  • Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.
  • Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами – логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических – бесцветна.
  • Педагог должен говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
  • Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие обучающихся: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.
  • Здесь не надо забывать, что вас не только слышат, но и видят. Поэтому не забывайте о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция способствует лучшему усвоению информации.

Таким образом, современный педагог может полностью реализовать себя как личность, добиться эффективного выполнения целей обучения, организовать эффективное учебное сотрудничество и педагогическое общение. Для этого необходимо осознавать свои профессионально-личностные качества и желать их совершенствовать, работая над своим имиджем. Все это может быть осуществлено на основе личностно-деятельностного подхода к обучению, отвечающего тем требования, которые предъявляет современный этап развития образования к процессу обучения, к педагогу.


В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа-стереотипа.

Что такое хороший учитель?

Имидж и карьера. Роль имиджа в профессиональной деятельности.

В современном деловом мире принято преподавателям выбирать одежду классического или делового стиля, которая подходит определенному типу внешности как по цветовой гамме, так и по типу фигуры.

Модель имиджа педагога. Деловой стиль.

Работа педагога альтруистична, а значит, имидж учителя - это не только индивидуальная цель. Личность педагога способствует формированию личности ученика. Повседневное непосредственное влияние эффективней шаблонного воспитания. Забота учителя о своем имидже - это немаловажная задача педагогической деятельности. Обучение детей - это сущность труда учителя. Следовательно, забота учителя о своем имидже - это также профессиональное требование.

Рассмотрим модель имиджа учителя.

Кстати о цвете. Цвет — одна из главных характеристик костюма. Он воздействует на окружающих в первую очередь. Тот или иной оттенок сразу же вызывает определенные ощущения и ассоциации, ассоциируется с настроением и самочувствием. Стоит учесть, что цвет нашей одежды воздействует как на нас, так и на наше окружение. Он является нашей психологической характеристикой, которая воспринимается окружающими на уровне подсознания. Необходимо ознакомиться с основами цветопсихологии, чтобы управлять впечатлением. Например, теплые тона способствуют доверительности, холодные - дистанционируют и дисциплинируют. Прежде чем выбрать костюм, надо задуматься - какое воздействие вам надо оказать на детей?

Одежда воспитателя, учителя, преподавателя колледжа, вуза серьезно влияет не только на отношение учащихся к педагогу и изучаемому предмету, но и определяет их внимание и поведение на занятиях.

Одежда учителя несет еще большую психологическую нагрузку.

Во - первых, аккуратно, чисто и со вкусом одетый учитель воспитывает эти же качества в учениках.

Во - вторых, одежда учителя может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения.

В - третьих, сильно облегающая, чрезмерно открытая и короткая, а также прозрачная одежда может порождать в головах учеников сексуальные фантазии и переживания вместо осмысления и запоминания учебного материала. То есть, неправильно одетый учитель может породить очень много педагогических проблем, которые придется решать не один день. Говоря об одежде, особо надо остановиться на аксессуарах. Классический стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то только из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Идеальным вариантом считается наличие часов (на руке или висящих на цепочке) и гладкого обручального кольца.

Если педагог носит серьги, то надо остановиться на небольших, не висячих серьгах. Свисающие серьги будут двигаться в такт движениям вашей головы. А если они еще и блестят, то внимание учеников может весь урок быть приковано к этим движущимся блестящим объектам.

То же самое можно сказать и о свисающих браслетах, и многочисленных цепочках. Их нужно исключить, т. к. они не согласуются с классическим стилем. К аксессуарам можно также отнести и очки. Очки должны быть точно подобраны к чертам лица и не должны отвлекать от мимики и выражения глаз учителя. Оправа должна быть тонкой. Очки должны быть подогнаны так, чтобы они не сдвигались при движениях головы, не сползали вниз и нигде не жали. В противном случае придется постоянно их поправлять, что отвлекает учащихся, да и самого учителя. Классический стиль подразумевает, что макияж будет модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов - легкий. Прическа - современная, но без остромодных деталей.

В стандартных ситуациях общения предполагаются стандартные выражения лиц у его участников. Психологи называют такие стандартные выражения лиц масками. Психологическое значение маски очень высоко. С одной стороны, ее наличие позволяет личностно не вовлекаться в конкретную ситуацию общения, сохраняя психическую энергию. Какой же должна быть маска учителя? Лицо учителя должно быть доброжелательно - заинтересованным. У ученика выражение лица учителя должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такое выражение лица создает установку, что-то, что происходит на уроке самому учителю интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно ученикам. Внешняя атрибутика классического стиля внушает уважение. Воспитанники их родители должны видеть привлекательных ухоженных людей, с улыбкой на лице.

Каждый человек имеет свой статусный образ. Иначе его можно назвать имиджем. Имидж (от англ. image - образ) - это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом. Несоответствие статусу - это вызов обществу, это противопоставление себя социуму, что деструктивно для психики человека, который социален по своей природе. Формирование имиджа, забота о нем дает возможность саморазвития и психологическую гармонию.

Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов. Педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!

Слайд 4 (почему важен внешний облик)
Рассмотрим подробнее составляющие имиджа педагога.
Внешний облик и соблюдение гигиены имеют решающее значение, поскольку работа воспитателя предполагает тесное взаимодействие с воспитанниками, коллегами, социальным окружением. Воспитатель своим внешним обликом дол¬жен располагать к себе детей и взрослых. В нем должны отражать¬ся любовь к людям, забота о воспитанниках, богатый внутренний мир, соответствие профессиональным и эстетическим нормам образовательного учреждения. Дети учатся у взрослых людей, и прежде всего у любимого воспитателя, правильно одеваться. В манере одеваться проявляет¬ся одно из правил этикета: красиво выглядеть — значит проявлять уважение к окружающим людям.

Слайд 5 (особенности женского делового костюма)
Первое из требований к внешнему облику педагога — тщательная продуманность, современность и аккуратность костюма. Лучше быть одетым более официально, чем недостаточно. Костюм должен соответствовать профессии, должности, возрасту, особенностям фигуры, времени года.

В женском деловом костюме не может быть декольтированных вырезов, прозрачных блузок, очень коротких юбок, больших и броских украшений, обуви, в которой видны пальцы.
Женщине-воспитателю предпочтительнее на работе носить жакет с юбкой или платье в ансамбле с жакетом. Брюки в деловом женском костюме допустимы универсального покроя, однотонные, неярких цветов, из которых наиболее подходящие — черные, коричневые, синие. Брючный костюм делает женщину зрительно меньше, создает у окружающих впечатление ее неуверенности и слабости и нередко вызывает недовольство мужчин-коллег.

Слайд 6 (цветовая гамма)
Правильный выбор одежды помогает добиться делового успеха. Следует учитывать воздействие цветовой гаммы на окружающих. Наиболее выигрышно воспринимается костюм, имеющий не менее трех деталей и не более трех цветов. Предпочтительнее классическое цветовое решение, например, черный — белый — яркий, серый — белый — цветной, коричневый — бежевый — кремовый и др.. Крикливо смотрится сочетание желтого и красного, синего и зеленого. Не меньшее значение в женском деловом облике имеют правильное использование косметики и прическа. Украшения, дополняющие деловой костюм, должны быть просты и лаконичны. Дополнением к деловому костюму служат очки, ручные часы, авторучка, пояс, шарф, перчатки, зонт, кейс или сумка. Все это дает дополнительную информацию о воспитателе и настраивает на деловые отношения.

Слайд 7 (мода)
Разумно сочетая требования моды со своим внешним видом, надо соблюдать такое правило: быть одетой слишком модно — признак дурного вкуса, отставать от моды недопустимо, надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Воспитатель не станет подчеркивать одеждой свою привлекательность, он будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и способности, более важные в деловых отношениях, чем внешность.
Воспитателю в детском саду желательно носить туфли, соответствующие сезону и костюму, на невысоких каблуках. Обувь надо чистить ежедневно, независимо от погоды: грязные туфли свидетельствуют о небрежности их владельца.

Слайд 8 (невербальные средства общения)
Далее коснемся такой составляющей имиджа, как использование невербальных средств общения (жестов, позы, мимики, расстояния). В целях совершенствования своего профессионализма педагогу необходимо обратить внимание на умение предъявить себя окружающим наиболее выгодным образом.
В каждом конкретном случае самопредъявление имеет свои особенности, учитываемые при общении с детьми, родителями, сотрудниками. Важнейшими из них И.Н. Курочкина считает: доброжелательность и уважение к другим в сочетании с уверенностью и уважением к себе. В терминологии психологов такое качество называют ассертивностью – профессиональной уверенностью в себе.
Психологи утверждают: при вербальном (словесном) общении люди получают 35 % информации, при невербальном — 65 %.

Слайд 9 (рекомендации по невербальным средствам общения)
В воспитателе привлекательны плавные и медленные движения, без суеты. Стоять надо прямо, не опираясь на что-либо и не держа крест-накрест ноги или руки, как говорят, в закрытой позе. Ходить следует прямо, поступью с носка. Уверенность педагогу придает посадка на всем сиденье стула, можно опираться на его спинку, но не развалившись, ноги держать вместе, ступни ставить нешироко одна от другой, руки свободно класть на колени. Немалую роль играют позы, настраивающие людей на общение либо, наоборот, мешающие ему. Так, например, менторская (руки за спиной) поза не способствует развитию взаимопонимания с воспитателем, вызывают реакцию недоверия у детей. Очень трудно воспитателю и детям понять друг друга, когда педагог возвышается над ребенком: для доверительного общения его участникам желательно видеть глаза собеседника на уровне своих глаз.

Слайд 10 (зоны общения)
Столь же важно учитывать зоны общения. Их четыре, и каждая наиболее выигрышна в той или иной ситуации.
Интимная зона используется при общении близких: родных и друзей
Вторжение в интимную зону воспринимается как угроза независимости или как заигрывание. В то же время воспитателю надо помнить, что дошкольники нуждаются в общении именно в этой зоне.
Личная зона удобна для деловых и дружеских контактов, официальных приемов, встреч, индивидуальной формы работы с родителями.
Социальная — для общения с малой группой детей или родителей, а также с посторонними и малознакомыми лицами.
Общественная — для встречи с большой социогруппой, например на родительском собрании, методическом совете.

Слайд 11 (позиции собеседников за столом)
Поэтому беседы, требующие взаимопонимания, надо проводить сидя, но не через стол: он разъединяет.
Посадив собеседника справа или слева от себя через угол стола, в так называемую угловую позицию, слегка наклонившись к нему, положив на стол руки открытыми ладонями, мы настраиваем человека на доброжелательный тон и откровенность.
Поставив стул собеседника рядом со своим по одну сторону стола, мы оказываемся в позиции делового взаимодействия. Эта позиция помогает успешному сотрудничеству соавторов. Так могут сидеть за столом заведующая с методистом, обсуждающие план действий, методист с воспитателем, обсуждающие вопросы будущего семинара.
Сесть от собеседника через стол целесообразно в том случае, когда надо защититься от него. Это конкурирующе-оборонительная позиция, являющаяся сигналом к тому, что стороны придерживаются своего мнения или стараются сохранить субординацию. Так заведующая или методист может посадить в своем кабинете несдержанного и претенциозного родителя, чтобы показать ему, кто здесь главный.
Существует еще независимая позиция — через стол по диагонали, ее обычно занимают люди, не желающие взаимодействовать. Такая позиция свидетельствует об отсутствии интереса друг к другу, даже враждебности.

Слайд 12 (искусство нравиться)
Умение нравиться и располагать к себе людей также является необходимым качеством в деловых и личностных контактах. Искренний, неподдельный интерес к другому человеку, его взглядам, мнениям, чувствам заставляет нас меньше говорить о себе и больше узнавать о других.
В развитии доброжелательных отношений большую роль играет искренняя улыбка.
Обращаясь к любому человеку, желательно называть его по имени или имени-отчеству, в зависимости от характера отношений. Услышанное имя настраивает его владельца на внимание к человеку, произносящему его, на общение с ним. Воспитатель, всегда обращающийся к детям по именам, формирует у них этикетное поведение. Называя во время консультационной беседы родителей по имени-отчеству, он настраивает их на себя, вызывает доверие к своим педагогическим подходам и требованиям.

Слайд 13 (умение слушать)
Слушать — значит для воспитателя слышать и понимать то, что говорится, реагировать, задавать вопросы, на которые детям и родителям хотелось бы ответить. Не стоит бояться, что соблюдение этого правила, как и первого из названных, не даст возможности самому рассказать о себе. Есть важное правило привлечения к себе внимания: говорить с другими о том, чем они интересуются. Особенно это ценно в общении с маленькими детьми.
Большинство людей самолюбивы и нуждаются в том, чтобы окружающие не только видели их значимость, но и говорили об этом. Воспитателю рекомендуется подчеркивать важность того или иного человека, ребенка в деловых и межличностных контактах, оценивать его достоинства, находить и отмечайте вслух то, что достойно похвалы. И как можно реже высказывать критические замечания.

Доклад


Наиболее значимыми компонентами, формирующими имидж педагога, являются профессиональная компетентность педагога и эрудиция, педагогическая рефлексия, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление и импровизация, педагогическое общение. Необходимо, чтобы педагог понимал, что его положительный образ играет важную роль в педагогическом процессе. Важно, чтобы учитель был ориентирован на формирование собственного имиджа. Благодаря удачно сформированному имиджу повышается учебная мотивация, внимание к излагаемому предмету и конкретному материалу, восприятие педагога как более профессионально-компетентного, а также самооценка педагога как специалиста.

На данный момент одной из основных задач государства в сфере образования, согласно Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025 года, считается создание необходимых условий для неуклонного повышения престижа и социального статуса педагогов и работников сферы образования. В результате чего повышаются различные профессиональные требования к педагогу как носителю знаний и субъекту образовательного процесса. В таких условиях профессиональные навыки без учета имиджевой составляющей уже не могут обеспечить успешное осуществление профессиональной деятельности учителя.

Традиционно в структуре имиджа педагога и учителя выделяют две составляющие: внешнюю и внутреннюю. Внешняя составляющая имиджа касается стиля, самоподачи, позиционирования, внешнего образа учителя. Внутренняя – включает в себя культуру преподавателя, непосредственность и свободу, обаяние, эмоциональность, игру воображения, изящество. Самое важное это способность и готовность учителя воспитывать, обучать и развивать своих подопечных.

По моему мнению, имидж учителя коррекционной школы – это интегральная характеристика личности, включающая в себя совокупность внешних особенностей и внутренних личностных качеств и особенностей, которые способствуют эффективности его профессиональной деятельности. Основа эффективного взаимодействия учителя коррекционной школы с учениками – это положительное восприятие. Успех деятельности сурдопедагога во многом зависит от нравственных ка­честв его личности. Внутренний и внешний потенциал личности учителя от­ражает его общую и профессиональную культуру, стиль общения с детьми, родителями и коллегами. Социальная позиция сурдопедагога проявляется в активности, инициативе, уверенности в успешном результате профессиональ­ной деятельности. Характерно понимание положения инвалидов в обществе, гуманное отношение к детям с отклонениями в развитии, интерес к возможно­стям их развития, оптимизм, доброта и терпение в сочетании с разумной тре­бовательностью.

К профессиональным знаниям учителя необходимо отнести знания различных научных отраслей: психологические, педагогические, юридические, медицинские, знание норм языка, умение правильно и удачно использовать языковые формы, знание ораторского искусства, знание языка жестов для глухих и т.д.

Сегодня профессиональные социально-гуманитарные знания, педагогические умения не обеспечивают современному педагогу достижения высокого уровня успешности в избранной сфере деятельности. Необходимо умение располагать к себе людей, а, значит, заботиться о своем имидже.

Многие думают, что имидж необходим только политикам и бизнесменам, менеджерам, общественным деятелям. Это неверно. Имиджелогия - наука о технологии личного обаяния - считает, что своим имиджем необходимо заниматься всем, чья профессиональная деятельность связана с людьми. Для педагогов, чья деятельность реализуется главным образом в общении с людьми, проблема имиджа имеет особо важное значение . Но в учительской сфере далеко не все озабочены тем, какое впечатление они производят на окружающих. Учителя слишком занижают значение своего имиджа. А ведь имидж - своеобразный инструмент, помогающий выстраивать отношения с окружающими, тем более 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешних данных собеседника.

Большинство ученых включает в это понятие не только внешность человека, определяемую его анатомическими особенностями и стилем одежды, но практически все характеристики, доступные восприятию.

Положительный имидж профессионала сегодня – это инструмент общения, актуальный запрос общества и личности. Проблема создания имиджа учителя приобретает в последнее время все большую практическую и теоретическую значимость в свете тех преобразований, которые происходят во всех отраслях жизни нашего общества.

“Педагогический словарь” дает нам определение имиджа преподавателя как “эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими”.

Кроме того, имидж влияет на формирование внутреннего “ образа – Я ”, а значит, на самооценку и самоуважение индивида.

Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.

Есть и другая сторона проблемы – педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!

Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для учеников и учителей. По данным Е. Русской, в списке десяти профессионально значимых качеств учителя в конце XX столетия имидж занимает второе место с точки зрения детей, и лишь восьмое – с точки зрения самих учителей.

Слагаемые педагогического имиджа.

Работа педагога альтруистична, а значит, имидж учителя – это не только индивидуальная цель. Личность педагога способствует формированию личности ученика. Повседневное непосредственное влияние эффективней шаблонного воспитания. Забота учителя о своем имидже – это немаловажная задача педагогической деятельности.

Обучение детей – это сущность труда учителя. Следовательно, забота учителя о своем имидже – это также профессиональное требование.

Перечислим слагаемые имиджа . К ним относятся:

  • визуальная привлекательность;
  • вербальное поведение;
  • невербальное поведение;
  • манеры, этикет;
  • соответствие необходимому образу;
  • обаяние.

Визуальная привлекательность. Значительную часть информации мы получаем благодаря зрению. Именно поэтому визуальная привлекательность нашего образа так важна. Эффект первого впечатления базируется на визуальном восприятии. По экспериментальным данным психологов внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих. Влияние учителя на ученика зависит от расположения последнего. Визуальная привлекательность– это не только наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от нас.

Внешний вид педагога Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

· Внешний вид учителя имеет довольно большое значение, так как его работа связана с общением с большим количество людей, при этом их основная часть дети. В этом случае, классический, даже немного консервативный вид куда уместнее, чем ультрамодные наряды.

· Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать уважение и вызывать доверие.

· Одежда должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия.

· Идеальной формой одежды для учителя является такая, которая способствует сосредоточению внимания учеников не на изучении деталей одежды, а именно на усвоении материала. Такой одеждой может быть деловой костюм, который подчеркивает профессиональные, личные качества и официальность отношений с учениками. К деловому костюму относят пиджак с юбкой или брюками и блузку.

· Для женщины – это не обязательно должен быть брючный костюм или пиджак с юбкой, это может быть и красивое, но элегантное платье.

· Украшений должно быть минимальное количество, они не должны быть яркими и броскими, если учитель не хочет, чтобы в течение всего урока ученики внимательно изучали ее новое колье, вместо того, чтобы учиться.

· Позаботьтесь о прическе, макияже и маникюре: вы должны производить впечатление ухоженной женщины. Чтобы выглядеть максимально естественно, макияж и маникюр подберите в сдержанных нейтральных тонах. Прическа должна быть в меру строгой. Цвет волос должен быть естественным.

· Не приобретайте и не надевайте одежду из тканей, которая легко мнутся, потому что к середине рабочего дня будете выглядеть непрезентабельно.

· Украшения и аксессуары следует выбирать неброские: прекрасно подойдут бусы из некрупного жемчуга средней длины, тонкие кольца из благородного металла, небольшие серьги.

· Удачно подобранный гардероб поможет своему владельцу не только произвести благоприятное впечатление на окружающих, но и подчеркнет его профессиональные и личные качества.

· В российских традициях черный, белый и серый цвета поднимают статус личности в глазах окружающих, а яркая цветная гамма может повлиять на качество усвоения материала классом, привлекая внимание исключительно к внешнему виду учителя. Выбирая пастельные, спокойные цвета, вы можете быть уверены, что внимание будет сконцентрировано именно на изложении вашего материала. Предпочитающими цветами для деловой одежды считаются серый, черный, коричневый, бежевый, темно-синий, темно-бордовый. Блузки и рубашки могут быть нежных пастельных тонов. Старайтесь избегать люрекса, кожи, блесток и искусственных материалов.

Но помните, что вас не только слышат, но и видят . Поэтому не забывайте о невербальном поведении(мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Невербальное поведение – это проявление культуры (как личной, так и национальной). В педагогическом общении значимо воспитание собственным поведением, ибо внешность,улыбка, взгляд, речь, голос, позы, походка, – все движения педагога оказывают воспитательное воздействие.Вследствие этого надо всегда держать форму: любезность и приветливость, обая-

ние и забота должны быть стилем педагогического поведения.

Этикет . Говоря о вербальном и невербальном поведении, стоит уделять внимание и этикету. Существует речевой и неречевой этикет. Речевой этикет – это вербальные формы выражения вежливых выражений между людьми. Данный этикет определяет стилистику текста собеседников. При этом имеют значения интонация, выбор слов и построение фраз. Грамотное использование правил речевого этикета дает возможность избегать отрицательных эмоций при общении. Неречевой этикет – это система знаков. Сюда относятся жесты приветствия, прощания, знаки внимания.

Манеры – это показатель культурного уровня человека. Это отражение его нравственности и интеллекта.

Неотъемлемым компонентом личности учителя является его разносторонность, эрудиция, любовь к своему предмету, смелость признаться в незнании чего-либо, в своей неправоте. Именно все это лежит в основе профессионального мастерства, в основе педагогической интуиции, помогает преодолевать консерватизм, проявлять творчество, придает учителю уверенность в себе. Уверенность эта помогает приохотить к учению даже тех учеников, которые кажутся безнадежными. А наилучшим (и обязательным!) помощником в этом служит вера учителя в успех учеников.

И наконец – общительность. Хороший учитель не станет пренебрегать эмоциональной стороной общения с учениками: теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест. Вместо окрика – юмор, это спасительное, всесильное и интеллигентное средство любой богатой личности.

В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога. Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению. Внутренняя составляющая – это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Ядро имиджа составляют позиции, установки и легенда. Для современного имиджа очень важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии "победителя".

  • Первая установка – высокая самооценка.
  • Вторая установка – позитивное отношение к жизни.
  • Третья установка – вера в добро.
  • Четвертая установка – умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему.
  • Пятая установка – умение меняться, учиться у жизни, умение рисковать, использовать новые формы бытия.

Позиция – “Я – хороший, ты – хороший” – позиция “победителя”.

Наиболее важными элементами построения педагогического имиджа являются следующие (по А.А. Калюжному):

1) Создание имиджа является только дополнением, а не заменой педагогической деятельности.

2) Следует обращаться к созданию педагогического имиджа задолго до начала педагогической деятельности.

3) В основе коммуникации должен быть простой язык, а рассматриваемые проблемы должны иметь значение для каждого.

4) Обязательно необходимы эксперты со стороны. При использовании данных элементов педагогической техники, прежде всего, необходима его стратегическая направленность.

Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен.

Современный учитель должен оставаться верным другом для учеников. Он должен быть внимателен и справедлив ко всем, чтобы каждый из них мог получить совет и поддержку преподавателя, почувствовать его тепло, заботу и любовь в своем сердце. Для ученика важно, чтобы его воспринимали как личность со всеми его достоинствами и недостатками, так как особое влияние на ребенка оказывают окружающие, среди которых учитель занимает далеко не последнее место. Настоящий учитель – это ученик своих учеников. Идеальный образ учителя будущего формируется уже сейчас. Сегодняшние школьники – это будущие родители , которые будут формировать представление о преподавателе у следующего поколения.

Для меня , человека , который не понаслышке знает изнутри всю сущность этой профессии, тем более работая с "особенными" детьми, учитель – это волшебник, друг, наставник, творец, человек, в сердце которого найдется место для каждого. Учитель не должен быть роботом, неспособным научить чуткости, отзывчивости, состраданию. Педагог должен быть, прежде всего, человеком, личностью.

Современный образ учителя определяется не только набором черт, качеств “идеальной” модели учителя в сознании ученика, но и новым коммуникативным имиджем школьного педагога, который сложился в современной России.

В заключение хочу сказать, что на Руси так повелось, что учитель всегда был почитаемым человеком в обществе , чье мнение было авторитетно, неким эталоном поведения, поэтому сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже учителя. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая таким образом собственный имидж, ведь учитель – это не профессия, это образ жизни!

Виктор Астафьев. Фотография, на которой меня нет.

Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое. Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных, ни самоходов. Еще уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и попросить написать нужную бумагу. Пожаловаться на кого угодно: на сельсовет, на разбойника мужа, на свекровку. Учителя были заводилами в деревенском клубе. Играм и танцам учили, ставили смешные пьесы и не гнушались представлять в них попов и буржуев; на свадьбах бывали почетными гостями, но блюли себя и приучили несговорчивый в гулянке народ выпивкой их не неволить.

Читайте также: