Проект летучие мыши в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Тип занятия - Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Занятие разработано:

Н. Непомнящий ; Энциклопедии ; Издательский дом: Вече; 2008год

Авторские продукты: видеоматериал и през ентация (Gif) по теме.

Необходимые технические средства и материалы для проведения занятия: Мультимедийный проектор, компьютер, онлайн трансляция видеоматериала с Сайт а YouTube

Методы и приемы: репродуктивный, интерактивный, проблемный, диалогический,

Деятельность воспитанников: фронтальная, парная,

Технологии: ИКТ, личностно-ориентированная, здоровье сберегающая.

Основные принципы при проведении занятия:

применение различных форм групповой работы;

не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального фона занятия;

создание условий для общения учащихся как основы внутренней мотивации к учению;

уважительное отношение к детскому знанию и незнанию;

оценка не только знаний, но и стремления к ним, находчивости;

Цель – создание условий для формирования склонности обучающихся для самостоятельного приобретение недостающих знаний из разных источников эффективного использования ресурсов ДОД в интересах детей.

Образовательные:

- расширять знания о природе на основе глубокого и прочного освоения учебного материала;

-обрабатывать, обобщать и анализировать полученную информацию;

Развивающие:

- развить способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемую информацию;

формировать эмоционально-эстетического и нравственного восприятия природы , памяти и внимания;

создавать необходимых условий для развития творческой личности и выработки у каждого воспитанника жизненной позиции;.

Воспитательные:

- воспитывать ответственного отношения к окружающей среде;

- формировать чувство ответственности за судьбу родного края, развитие культуры в формирование умений, навыков, приёмов исследования условий существования животных;

- развитие чувств коллективизма и коммуникативных навыков в общении.

Структура занятия

Первичное усвоение. (Просмотр видеоматериала, презентации)

Осознание и осмысление . (Беседа)

Рефлексия и подведение итогов занятия

Анонс занятия

В отряде рукокрылых два подотряда: летучие мыши и кры­ланы. И те и другие ведут ночной образ жизни. Обитают руко­крылые всюду, даже там, куда нет доступа другим млекопитаю­щим. И лишь Арктика и Антарктида составляют в этом списке исключение.

ЛЕТУЧИЕ МЫШИ

Среди летучих мышей встречаются насекомоядные, рыбо­ядные, лягушкоядные . Также известны кровососы — вампиры, или десмодусы, которые по способу питания не имеют конку­рентов среди животных и напоминают этим, скорее, некоторых паразитических насекомых. Обнаружив спящее животное, они протыкают его кожу острыми, как бритва, зубами ч язычком слизывают вытекающую кровь.

Летучие мыши находят себе убежища в щелях домов , дуп­лах деревьев, расщелинах скал и в пещерах. Одни охотятся и живут большими колониями, другие предпочитают одиноче­ство. На охоту они вылетают только ночью или в сумерки. Днем, после ночной охоты, летучие мыши спят, причем многие виды — прицепившись когтистыми пальцами задних конечно­стей к ветке или скале вниз головой и плотно прижав к телу свои крылья, мускулатура которых при этом сокращается, тем самым стягивая их поверхность.

Зрение у всех без исключения летучих мышей очень сла­бое, зато хорошо развит слух. Добычу они находят при помо­щи эхолокации, она же помогает им ориентироваться в прост­ранстве и осваивать темные туннели пещер, которые надежно укрывают их в течение дня.

Что же такое эхолокация?

Принцип, заложенный в основе этого необычного способа ориентации, предельно прост. Жи­вотные издают звуковые или ультразвуковые импульсы и, принимая отражения (эхо) этих импульсов от встречающихся на их пути предметов, своевременно обнаруживают препятст­вия. Таким же образом они могут находить и даже преследо­вать быстроперемещающуюся добычу.

Летучие мыши могут отлично ориентироваться без какого- либо участия зрительного органа, однако при частичном (одно­стороннем) или полном (двустороннем) выключении слухового аппарата происходит либо резкое ухудшение этой способнос­ти, либо полная ее ликвидация.

Частота следования подаваемых животным звуковых им­пульсов в разных ситуациях не остается постоянной, а увели­чивается по мере его приближения к препятствию. При подго­товке к взлету мышь излучает от 5 до 10 импульсов в секунду, в полете число импульсов в секунду достигает 30. Диапазон воспринимаемых ею звуков довольно широк (от 30 герц до 98 килогерц), но лучшие для нее частоты — ультразвуковые (от 30 до 50 килогерц).

Таким образом, часть звуков, используемых летучими мышами для ориентации, все же слышима и нами. Каждый издаваемый ультразвуковой сигнал сопровождается звуковой компонентой, которая хотя и очень слабо, но воспринимается человеком. Если стоять близко от трассы полета летучих мы­шей и если кругом совсем тихо, то можно услышать слабое тиканье. Чем моложе наблюдатель, тем легче он услышит это. Тиканье напоминает звуки дамских часиков, так как имеет частоту не менее 5—10 килогерц.

Летучие мыши полезные для человека существа . Они унич­тожают кровососущих насекомых и вредителей леса. Так что не спешите убивать их при встрече. И не пугайтесь, ничего плохого они вам не сделают. За исключением, быть может, вампиров.

Интересные факты о летучих мышах

1.Прочно закрепилось мнение, что летучие мыши – вампиры, которые вылетают на охоту ночью и пьют кровь своих жертв. Это суждение сильно преувеличивает представление о животном, но небезосновательно. Случаев нападения рукокрылых на людей практически не было, а вот в Центральной и Южной Америке существуют такие виды, которые прицепляются к крупным животным, не способным оказать сопротивление, и пьют их кровь.

2.Несмотря на то, чем питаются летучие мыши в дикой природе и домашних условиях, среди них не существует толстых животных. Все дело в хорошем обмене веществ. Всю съеденную пищу они способны переварить за полчаса, хотя за час своей охоты некоторые виды способны поймать и съесть до 60 насекомых.

3.Ученые установили, что фермент, содержащийся в слюне рукокрылых, способен помогать людям, страдающим сердечными заболеваниями. Попадая в кровь человека, этот фермент предотвращает приступы, а при продолжительном употреблении полностью вылечить сердце. В настоящее время ведутся серьезные исследования в этой области.

4.Вспоминая интересные факты о летучих мышах, многие отметят способность спать вниз головой. Никто из представителей животного мира так не отдыхает. Дело в том, что такое положение дает возможность рукокрылым отдохнуть и расслабить мышцы, участвующие в полете. А еще это позволяет экономить энергию во время взлета: животное просто отпускает когти, которыми оно держалось, падает вниз и в маневре взлетает. Нижние конечности совсем неприспособлены для разбега и толчка.

5.Сделано удивительное открытие: на острове Борнео существует плотоядное растение, которое приманивает летучих мышей особыми звуками. Но вовсе не ест их, а предоставляет свои соцветия в качестве убежища. Взамен рукокрылые оставляют гостеприимному хозяину свои экскременты, очень нужные растению удобрения. Такой симбиоз в природе уникален.

6.Трудно представить, но в некоторых странах из летучих мышей готовят лекарства. Так, в Индии смешивают камфару, кокосовое масло, растопленный жир и кровь этих животных и продают как средство от радикулита и артрита; китайские лекари находят мясо летучих мышей лучшим средством, улучшающим зрение. В Камбоджи мазями на основе растопленного жира рукокрылых лечат простудные заболевания. Как ни вспомнить, что многие ведьминские зелья, описанные в сказках, обязательно включают в себя летучих мышей.

8 фактов о летучих мышах

Ресурсы и источники информации

Н. Непомнящий ; Энциклопедии ; Издательский дом: Вече; 2008год

Объект моего исследования :
животные - летучие мыши.
Методы моего исследования: изучение литературы, опрос одноклассников, друзей, родителей, наблюдение.

Теперь, нам очень хочется рассказать ребятам о таких необычных животных.

Да к тому же у нас есть возможность наблюдать за летучей мышью.

Летучий – способный летать, носиться в воздухе.

В названиях некоторых рукокрылых: способный к полёту. Летучая мышь. Мышь – небольшой грызун с острой мордочкой, усами и длинным хвостом.

Летучая мышь – родовое название – нетопырь, это ночное существо

Летучие мыши — из отряда рукокрылых млекопитающих. Рукокрылые — единственные из зверей овладевшие истинным, машущим, полётом. Их более 950 видов.

Известно, что летучие мыши – это древние существа.

Они живут на Земле едва ли не 50 миллионов лет. Ученые считают, что летучие мыши произошли от проживавших на деревьях насекомоядных.

Внешний вид летучих мышей.(слайды)

А вот так выглядела наша летучая мышь в первые дни пребывания в школе (слайды)

Но нас мучил вопрос: как животное, которое зимой впадает в спячку, появилось в нашем классе?

Летучие мыши зимой полностью прекращают свою жизнедеятельность. Температура их тела падает до 3-4 градусов, а дыхание и сердечные сокращения становятся очень редкими. Уцепившись лапками вниз головой и укрывшись своими большими крыльями, они виснут в пещерах, дуплах деревьев, на крышах или в пустых шахтах. Продолжительность спячки у большинства видов 2-2,5 месяца. Но, есть и такие, которые спят до 8 месяцев, например, ночница. Продолжительность сна зависит от температуры воздуха и влажности, это и дает им сигнал для пробуждения.

Изменение положения мышки.(от шума, от тепла)

А другая версия пробуждения такова:
в короткие зимние промежутки пробуждения, летучие мыши спариваются.
Наблюдения за самками показали, что перед спячкой они были не осеменёнными, в то время как после пробуждения почти все половозрелые самки становятся беременными.
Подтверждение данной версии мы сможем получить лишь весной.

А сейчас мы наблюдаем уменьшение массы тела, но это нормальное явление. летучая мышь во время сна теряет 1/3 своего веса.

Повадки и питание летучих мышей.(слайд сопровождался рассказом)

Летучие мыши способны к эхо локации.

Рождение малышей у летучих мышей.

Польза летучих мышей.

  • Одна летучая мышь в течение часа поглощает около 700 комаров — 5–6 секунд на каждого
  • Многие растения тропиков опыляются нектароядными летучими мышами. Поедая плоды, рукокрылые распространяют семена и тем самым способствуют восстановлению леса.
  • А накапливающееся в пещерах гуано рукокрылых (помет летучих мышей) — превосходное удобрение.
  • В китайской культуре летучая мышь считается символом счастья, успеха , богатства и долгой жизни.

Мышка по небу летала,

Насекомых все искала,

Стала их она считать –

Получилось ровно пять!

Но наступила зима. Маленькая летучая мышка не хотела замерзать. Она была в отчаянии, потому что чувствовала себя одинокой. Долго она летала, пытаясь найти себе друзей.

Как-то раз пролетала мышка мимо пещеры, в которой увидела десятки летучих мышей. Они свисали вниз головой. Летучие млекопитающие объясняли ей, что и она может к ним присоединиться и так перезимовать. Летучая мышка обрадовалась, что нашла себе друзей, таких же, как она. И стала она жить-поживать и добра наживать. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Конспект занятия для детей младшего школьного возраста о животных отряда рукокрылых. Содержание основано на различных интересных фактах о летучих мышах с применением приемов занимательности и конструирования. Занятие может быть востребовано педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов, воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

Содержимое публикации

Тема: Летучие мыши

Описание: занятие для детей младшего школьного возраста о животных отряда рукокрылых. Содержание основано на различных интересных фактах о летучих мышах с применением приемов занимательности и конструирования.

Занятие может быть востребовано педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов, воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

Цель: формировать представление детей о рукокрылых млекопитающих, обитающих на территории Кемеровской области.

- формировать положительное отношение детей к млекопитающим необычного вида;

- развивать познавательные способности: память, внимание, логическое мышление;

- учить строить высказывания.

Методы: беседа, чтение сказки, конструирование, наблюдение.

Оборудование: ребус, компьютер, проектор, книга с народными сказками, карта Кемеровской области, изображения рукокрылых, шаблон летучей мыши, двухсторонняя черная бумага, белая бумага, картон 3*0,5 см, простой карандаш, клей, черные нитки, две бусины, две черные бисеринки .

Ход занятия:

Организация и начало:

Сегодня нам предстоит изучить очень необычных животных. Чтобы узнать, о ком пойдет речь, отгадаем ребус.

- Произнесите это слово. Из каких слов состоит? (Рука и крыло)

- Что у этих животных есть на руках, а точнее на передних лапах? (Крылья)

- Какие же звери имеют крылья и могут летать? Как по-другому называются эти животные? (Летучие мыши)

Основная часть:

- На территории Кемеровской области обитает несколько видов летучих мышей: бурый ушан, северный кожанок, ночница и другие. В горах Кузнецкого Алатау, вблизи городов. Многие даже с ними встречались, но чаще люди даже не догадываются, что эти удивительные создания живут рядом.

- Уверена, что о летучих мышах вы много слышали и много знаете. А как же доказать, что летучие мыши – млекопитающие?

- Послушайте сказку. Какой фразой автор доказывает, что летучая мышь - млекопитающее.

- Какое же предложение из сказки доказывает, что летучие мыши – это звери или млекопитающие (Детеныша своего я кормлю молоком, а птицам этого не дано. Значит, я зверь).

- Мы доказали, что рукокрылые – это млекопитающие. А какой уникальной особенностью они обладают? (умеют летать)

- Действительно, рукокрылые – единственные млекопитающие, способные к настоящему полету. А какие еще факты о летучих мышах вы знаете? Расскажите. Если будете затрудняться, нам помогут картинки-подсказки.

Беседа-обсуждение фактов, которые дети знают о летучих мышах. Обычно дети говорят, что:

* рукокрылые – активны ночью, спят вниз головой, обитают в пещерах (дуплах, на чердаках домов, в последнее время часто селятся в высотных домах в городах), живут очень долго, их помет используют как удобрении и лекарство - это правда;

*летучие мыши - вампиры, это не правда, только один вид летучих мышей питается кровью, а летучие мыши, живущие в России, питаются насекомыми (одна мышь за ночь, может съесть до 600 комаров; если бы так ел человек, то порция равнялась бы 20 пиццам); летучие мыши слепые, это не правда, они хорошо видят.

* зимой летучие мыши впадают в спячку; многие виды летучих мышей страдают от деятельности человека и сейчас находятся под охраной, занесены в Красную книгу.

- Кроме возможности использовать эхолакацию для полета в темноте, летучие мыши имеют еще одну уникальную способность – их крылья устроены так, что помогают экономить энергию при полете.

- Попробуем сконструировать летучую мышь:

* Подготовьте: шаблон летучей мыши, двухстороннюю черную бумагу, два круга из белой бумаги для глаз, картон 3*0,5 см, простой карандаш, клей, черные нитки, две бусины, две черные бисеринки,

* Используя шаблон летучей мыши, вырежьте из черной бумаги ее контур,

* Приклейте круги из белой бумаги – глаза, нарисуйте внутри зрачки,

* Отступите от макушки вниз 2,5 см и сделайте разрез длиной 0,5*0,2 см,

* Согните полоску из картона пополам, отступите от линии сгиба 0,5 см и отогните концы в противоположные стороны,

* Вставьте согнутую полоску в разрез и приклейте концы с изнаночной стороны,

* На лицевой стороне получился клапан, вставьте в него спицу и расправьте его в полукруг,

* Вденьте нить в иглу, проденьте нитку через бисеринку и закрепите ее на конце,

* Проколите крыло с изнаночной стороны на лицевую, протяните нить через клапан на брюшке мыши,

* Повторите два предыдущих шага с другим крылом мыши,

* На концах нитей закрепите бусинки,

* Смажьте клеем только тело летучей мыши,

* Наклейте мышь на синий картон, можно дополнительно оформить,

* Потяните за ниточки, и летучая мышь захлопает крыльями.

- Давайте рассмотрим крылья наших летучих мышей, попробуем понять, как они летают. У рукокрылых ученые выявили два типа полета: порхающий и планирующий.

Обратите внимание, крыло летучей мыши по форме напоминает купол. Когда крыло опускается, воздух выходит из-под купола, и зверек как бы лежит, опираясь на воздух. При этом спереди перепонка прочно фиксируется, а ее задний край отгибается кверху, воздух выходит из-под крыла и зверек движется вперед. Это порхающий полет. Во время него зверек держит тело почти вертикально.

А иногда летучие мыши скользят в воздухе, а их крылья остаются почти неподвижными. Такой полет называют планирующим или скользящим.

- А как вы думаете, какую пользу может принести изучение строения крыла и особенностей полета летучих мышей? (конструирование летательных аппаратов, экономящих энергию).

- Давайте обобщим: какие особенности летучих мышей интересны людям, могут быть использованы для создания приборов и аппаратов? (эхолакация, строение крыльев)

- Какую пользу приносят рукокрылые? (ловят насекомых, снабжают удобрением)

- Нужно ли защищать летучих мышей?

О летучей мыши. Индийская народная сказка

Некогда между зверями и птицами вспыхнула великая война. Тогда летучая мышь сказала себе:

— Никто еще не решил, кто я такая — зверь или птица. Одни говорят, что я зверь, другие — что птица. Лучше мне пока держаться особняком да обдумать все хорошенько. Не стану я примыкать ни к зверям, ни к птицам; погляжу, кто кого одолеет. Чья сторона победит, на ту я и перейду!

Но тут ей вдруг показалось, что одолевают звери. Тогда летучая мышь шмыгнула в ряды зверей и заявила:

— Морда у меня точь-в-точь такая, как у мышей. Детеныша своего я кормлю молоком, а птицам этого не дано. Значит, я зверь. Так примите же меня в свое племя! А уж я век буду вам служить верой и правдой. Ни за что на свете вас не предам!

Звери поверили летучей мыши и приняли ее в свое племя.

Подумала так летучая мышь и решила спасаться бегством. Улетела в горы и леса и стала там укрываться в дуплах деревьев.

Так она теперь и живет, презренная: днем прячется, а ночью, когда все птицы сидят в своих гнездах, вылетает наружу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель : изучение информации о летучих мышах, об их удивительных способностях.

Задачи:

1. Изучить исторические сведения о летучих мышах.

2. Изучить особенности внешнего вида и повадки летучих мышей.

3. Узнать, где живут сейчас эти животные, чем они питаются и как защищаются от врагов.

4. Выяснить, приносят ли пользу человеку летучие мыши.

5. Сделать выводы и поделиться полученными знаниями с одноклассниками.

Летучие мыши – очень древние существа. Появились они на Земле около 50 миллионов лет назад.

Летучие мыши – очень древние существа.

Появились они на Земле около

50 миллионов лет назад.

Внешний вид летучей мыши Короткая шея и толстая продолговатая голова с большим ртом.

Внешний вид летучей мыши

Короткая шея и толстая продолговатая голова с большим ртом.

Внешний вид летучей мыши Мех у зверьков густой и мягкий.

Внешний вид летучей мыши

Мех у зверьков густой и мягкий.

Внешний вид летучей мыши Передние конечности являются крыльями.

Внешний вид летучей мыши

Передние конечности являются крыльями.

Внешний вид летучей мыши Зрение развито слабо, но хорошо развито осязание, слух, обоняние. Уши у них могут быть короткими, а могут превышать длину тела.

Внешний вид летучей мыши

Зрение развито слабо, но хорошо развито осязание, слух, обоняние. Уши у них могут быть короткими, а могут превышать длину тела.

Летучие мыши обладают способностью к эхолокации . В полёте они издают звуки, не различимые ухом человека. Такие звуки называют ультразвуком .

Летучие мыши обладают способностью к эхолокации .

В полёте они издают звуки, не различимые ухом человека. Такие звуки называют ультразвуком .

Во время отдыха летучая мышь ухаживает за своей внешностью и тщательно вычищает крылья, грудь, брюшко.

Во время отдыха летучая мышь ухаживает за своей внешностью и тщательно вычищает крылья, грудь, брюшко.

Где живет летучая мышь? Живут везде, за исключением Арктики и Антарктиды. Убежищ сами не строят. Селятся в естественных укрытиях и сооруженных другими животными и человеком. Многие обитают на деревьях.

Где живет летучая мышь?

Живут везде, за исключением Арктики и Антарктиды.

Убежищ сами не строят. Селятся в естественных укрытиях и сооруженных другими животными и человеком. Многие обитают на деревьях.


Материал поможет изучить особенности строения летучих мышей, использование эхолокации для ориентации в пространстве.

Описание разработки

ВВЕДЕНИЕ

Цели:

1. Заложить основы биологического мировоззрения.

2. Изучить особенности строения летучих мышей, использование эхолокации для ориентации в пространстве.

- эхолокация, человеческая эхолокация;

- ультразвук и его применение в медицине.

Задачи:

1. Сбор материалов в СМИ.

2. Узнать об особенностях распространения ультразвука в разных средах, особенность устройства эхолокаторов у летучих мышей и их ориентации в окружающей среде.

3. Провести расследование о возможностях человеческой эхолокации.

4. Выявить возможность использования ультразвука в практической деятельности человека.

5. Представить результаты работы в виде диаграммы, презентации.

6. Уметь находить необходимую информацию, полученную из разных источников.

Предмет – Класс Млекопитающие. Отряд Рукокрылые. Летучие мыши.

Объект - практическое применение эхолокации человеком.

Гипотеза - мы предположили, что если летучие мыши, используя эхолокацию, обладают уникальной возможностью ориентироваться в окружающей среде при помощи ультразвука. Мы найдем и проанализируем собранный материал о способностях и человека использовать эхолокацию как в индивидуальных целях, так и медицине. А также подготовим и проведем встречи с медицинскими работниками МСЧ №3, которые работают с ультразвуковыми приборами. Обобщим полученную информацию о качестве диагностики и лечении с использованием УЗИ по району Кайеркан.

Методы:

а) теоретический: анализ документов, литературы по теме исследования, поиск информации в СМИ, систематизация полученных результатов.

б) эмпирический: интервью, беседа с медработниками МСЧ№3.

Характеристика источников:

Энциклопедия для детей: Т 2. Биология. -2-е издание. М. :Аванта+, 1996. -704с. :ил. Раздел: Рукокрылые. Данное издание глубже рассматривает вопросы, связанные с особенностями строения и эхолокацией рукокрылых (на примере летучих мышей) Небольшие по объему статьи дают понятия о среде обитания, систематике летучих мышей и о легендах и мифах, которые связаны с этими животными. Большую ценность для исследования темы представили нам работники МСЧ №3 в лице врача кабинета УЗИ Наргис Самеджоновны Акрамовой и заведующей рентгенологического отделения Ириной Владимировной Кондыревой.

Научная новизна исследования заключается в том, что данная работа позволяет заложить основы биологического мировоззрения о использовании человеком особенностей строения живых объектов и практическое применение, этих особенностей, в различных областях, а также сопоставить и дать оценку качеству их работы.

СЕНСОРНЫЕ ОРГАНЫ

Летучие мыши – из отряда рукокрылых млекопитающих. [3] Рукокрылые единственные из зверей овладевшие истинным, машущим полетом. Органы осязания разнообразны и, кроме обычных осязательных телец и вибрисс, представлены многочисленными тонкими волосками, разбросанными по поверхности летательных перепонок и ушных раковин.

ЭХОЛОКАЦИЯ. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЭХОЛОКАЦИЯ

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Городская научно – практическая конференция школьников

Гаджиева Анастасия Назировна,

Жуков Кирилл Дмитриевич,

Авдеева Г.Б., учитель биологии

г. Норильск, 2013г.

Эхолокация. Человеческая эхолокация

Ультразвук и его применение в медицине

В своей работе авторы дают подробный анализ эхолокации, то есть ориентировки с помощью ультразвука в мире животных и выясняют, как человек использует эти свойства в человеческой эхолокации и практической медицине.

Авторами проведена серьезная исследовательская работа по использованию ультразвука в кабинетах УЗИ. На практике познакомились с механизмом распространения ультразвука и диагностикой с его помощью.

Авторы грамотно применяют и аргументируют использование бионики - науки, пограничной между биологией и техникой, решающей инженерные задачи на основе моделирования структуры и жизнедеятельности организмов.

Актуальность данной работы не вызывает сомнения, т.к. предполагается использовать ее на занятиях по биологии, уроках ОБЖ, элективных курсах и внеклассной работе, что делает работу практически - значимой. В перспективе можно продолжить работу по исследованию биологических объектов, их строения. Использование этих свойств, в практической деятельности человека.

1. Заложить основы биологического мировоззрения.

2. Изучить особенности строения летучих мышей, использование эхолокации для ориентации в пространстве.

- эхолокация, человеческая эхолокация;

- ультразвук и его применение в медицине.

1. Сбор материалов в СМИ.

2. Узнать об особенностях распространения ультразвука в разных средах, особенность устройства эхолокаторов у летучих мышей и их ориентации в окружающей среде.

3. Провести расследование о возможностях человеческой эхолокации.

4. Выявить возможность использования ультразвука в практической деятельности человека.

5. Представить результаты работы в виде диаграммы, презентации.

6. Уметь находить необходимую информацию, полученную из разных источников.

Предмет – Класс Млекопитающие. Отряд Рукокрылые. Летучие мыши.

Объект - практическое применение эхолокации человеком.

Гипотеза - мы предположили, что если летучие мыши, используя эхолокацию, обладают уникальной возможностью ориентироваться в окружающей среде при помощи ультразвука. Мы найдем и проанализируем собранный материал о способностях и человека использовать эхолокацию как в индивидуальных целях, так и медицине. А также подготовим и проведем встречи с медицинскими работниками МСЧ №3, которые работают с ультразвуковыми приборами. Обобщим полученную информацию о качестве диагностики и лечении с использованием УЗИ по району Кайеркан.

а) теоретический: анализ документов, литературы по теме исследования, поиск информации в СМИ, систематизация полученных результатов.

б) эмпирический: интервью, беседа с медработниками МСЧ№3.

Характеристика источников:

Энциклопедия для детей: Т 2.Биология.-2-е издание. М.:Аванта+, 1996.-704с.:ил. Раздел: Рукокрылые. Данное издание глубже рассматривает вопросы, связанные с особенностями строения и эхолокацией рукокрылых (на примере летучих мышей) Небольшие по объему статьи дают понятия о среде обитания, систематике летучих мышей и о легендах и мифах, которые связаны с этими животными. Большую ценность для исследования темы представили нам работники МСЧ №3 в лице врача кабинета УЗИ Наргис Самеджоновны Акрамовой и заведующей рентгенологического отделения Ириной Владимировной Кондыревой.

Научная новизна исследования заключается в том, что данная работа позволяет заложить основы биологического мировоззрения о использовании человеком особенностей строения живых объектов и практическое применение, этих особенностей, в различных областях, а также сопоставить и дать оценку качеству их работы.

Летучие мыши – из отряда рукокрылых млекопитающих. [3] Рукокрылые единственные из зверей овладевшие истинным, машущим полетом. Органы осязания разнообразны и, кроме обычных осязательных телец и вибрисс, представлены многочисленными тонкими волосками, разбросанными по поверхности летательных перепонок и ушных раковин.

ЭХОЛОКАЦИЯ. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЭХОЛОКАЦИЯ

С помощью эхолотов, которыми их наделила природа, летучие мыши не только ориентируются в пространстве, но и охотятся за своим хлебом насущным: комарами, мотыльками, жуками и прочими ночными насекомыми.

Разработчик и популяризатор человеческой эхолокации– Дэниел Киш. Сам он совершенно слепой и научился ориентироваться в окружающем мире с помощью звуков. Суть способа очень проста: он щёлкает языком и слушает эхо, возникающее при отражении звуков от разных поверхностей. Среди самых успешных учеников, занимавшихся по методике Киша, хорошо известен Бен Андервуд . Когда Бену было всего три года, он потерял оба глаза из-за рака сетчатки. Сейчас ему 14, однако, ведёт он себя так же, как и все его ровесники, например, играет в футбол с друзьями, катается на скейтборде.

УЛЬТРАЗВУК И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В МЕДИЦИНЕ

Чтобы узнать применение ультразвука в медицине, мы отправились в Медсанчасть №3 в кабинет УЗИ. Там работает Акрамова Наргис Самеджоновна.

С ее слов мы узнали, чтобы работать с аппаратом УЗИ, нужно закончить Мед. Университет. Новые аппараты УЗИ появились в Норильске в 2010 году. Аппарат совершенно безвреден, и его можно использовать даже с маленькими детьми. Скорость ультразвука в аппарате УЗИ достигает 1540 м/c. Первые аппараты, использующие ультразвук, появились в военно-морском флоте. Их скорость в воде достигала 1070 м/с. В 1958 году аппараты УЗИ стали использовать в медицине. Самыми первыми пациентами были моряки и лётчики. Первые аппараты для использования ультразвука в диагностических целях начали конструироваться еще в 1955 году и на сегодняшний день аппараты УЗИ стали настолько совершенны, что позволяют получать почти всю необходимую для установки диагноза информацию.

УЗИ аппараты широко применяются для исследований заболеваний мягких тканей (для исследования костных тканей данные аппараты не применяются), определения кист, наполненных жидкостью и плотных образований (опухоли). Также УЗИ аппараты широко применяется при обследовании внутриутробного развития плода.

Исследование, которое проводят УЗИ аппараты, необходимо, для так называемой визуализации. При этом они не дают полного представления об исследуемом новообразовании и не позволяют дать заключение о характере опухоли.

Принцип действия аппаратов ультразвукового исследования основан на том, что ультразвуковые волны имеют такое свойство – отражаться от тканей разных плотностей по разному. Так, датчик, который прикладывают к поверхности кожи или вводят внутрь тела, излучает звуковые волны такой высокой частоты, что их не воспринимает человеческий слух. Отражаясь от имеющих разную плотность тканей и органов, эти волны возвращаются обратно и воспринимаются тем же датчиком, что позволяет использовать данные об изменения плотности для получения информации о контурах органов. Оптимальной средой для прохода ультразвуковых волн является жидкость, а газ препятствует их прохождению, именно поэтому перед УЗИ зачастую необходима специальная подготовка – наполнение мочевого пузыря. Современные аппараты, благодаря техническим усовершенствованиям и новому программному обеспечению позволяют получить не плоское, а трехмерное, объемное изображение в режиме реального времени. Новые модели,[4] которые дают возможность получать трехмерное изображение с помощью ультразвуковых волн, начали выпускать в 1996 году, и они сразу же стали очень востребованными, так как не только врачи оценили преимущества получения информации таким способом, но и многие молодые родители обрадовались возможности увидеть своего будущего, еще не рожденного ребенка. Модуль, который содержит необходимые электронные платы и специально сконструированные датчики – вот и вся разница между новым и старым аппаратом УЗИ, но разница в изображении, которые они выдают очень значительна – трехмерное, объемное изображение больше похоже на обычную видеосъемку и оно позволяет видеть органы или плод в движении.

В кабинете у стоматолога мы тоже узнали о использовании ультразвука при лечении зубов. Современным прибором для про­ведения профессиональной гигиены полости рта является система Vector.[4] Она позволяет: тщательно удалять над- и поддесневые зубные отложения, эффективно орошать паро­донтальные карманы, уничтожая бактерии и эндотоксины с поверхности корня, проводить бережную полировку поверхности зубов, зубных протезов и имплантатов, деэпителизацию поверхности зубодесневого кармана.Vector – это ультразвуковой прибор с частотой колебаний около 25000 Гц, имеющий различные типы наконечников и насадок. Специальный наконечник с металлическим кольцом обеспечивает движение насадки не в горизонтальной плоскости, а в вертикальной (вдоль оси зуба). Инструмент работа­ет точно линейно, параллельно по­верхности зуба без вращения и уда­ров.

При рассечении мягких тканей ультразвуковым ножом, лезвие которого совершает продольные ультразвуковые колебания, взаимодействует с тканью лишь кромка лезвия, обеспечивая процесс микрорезания, существенно усиливающего режущие свойства инструмента.

Предложения:

Передать материал в школьный краеведческий музей.

Использовать его на занятиях по биологии, уроках ОБЖ, элективных курсах и внеклассной работе, что делает работу практически- значимой

Перспективы развития исследования:

В дальнейшем продолжить работу по исследованию биологических объектов, их строения. Использование этих свойств, в практической деятельности человек

Молис С.А. Книга для чтения по зоологии: Пособие для учащихся.-М.: Просвещение, 1981/ С.А.Молис// Рукокрылые- С102


-75%

Читайте также: