Почему дети гибнут в школе

Обновлено: 05.07.2024

Более 200 случаев в год. Почему в школах умирают дети

17 сентября в гимназии № 47 умер пятиклассник: мальчик расплакался из-за сильной боли и скончался в машине скорой помощи. Прокуратура ведет расследование, а точные причины смерти будут известны только после судебно-медицинской экспертизы.


В гимназии № 47 умер пятиклассник. У него заболела голова во время урока

Сколько детей ежегодно умирает в школах

В октябре прошлого года министр образования Ольга Васильева заявила, что за 2016/2017 учебный год только на уроках физкультуры по всей России умерло 211 детей. Васильева объяснила ситуацию тем, что школам не хватает сведений о состоянии здоровья учеников: после 2012 года учебные заведения принимают медицинские карты детей только в случае просьбы со стороны родителей.

Ольга Васильева, глава Минобрнауки:

— У нас нет информации о здоровье детей, которые приходят в школу. 211 человек погибло в прошлом (учебном) году на физкультуре — подростков. Персональная защита данных к чему привела — у нас нет медицинских карт, мы не знаем, чем болен ребенок.

Статистика детской смертности на уроках не отслеживается на регулярной основе, так что сказать, стало таких случаев больше за последние годы или меньше, сложно. Но гибель школьника в учебном заведении — это всегда ЧП. И даже в Екатеринбурге и Свердловской области такие случаи происходят один-два раза в год. В масштабе всей страны это число значительно больше.

Статистика показывает, что причины гибели школьников — самые разные. Хотя в большинстве случаев они связаны все-таки с заболеваниями, о которых не знают в учебных заведениях.

От чего умирают школьники

Чаще всего дети на уроках умирают внезапно, и позже выясняется, что у них были проблемы с сердцем. В частности, у большинства внезапно умерших причиной смерти указывали ишемическую болезнь сердца.

  • Причиной внезапной смерти школьника могут стать вовремя неустановленные пороки сердца и злокачественная аритмия. У последнего диагноза внезапная смерть может оказаться единственным симптомом.
  • Слишком большая физическая нагрузка в школе тоже может привести к смерти. Особенно если ребенок недавно болел.
  • Возросшая психологическая нагрузка также может стать причиной трагедии. У подростков постепенно увеличивается количество часов в школе, после которых следуют дополнительные занятия. Дети недостаточно отдыхают, и на фоне стресса могут участиться заболевания. А в итоге все это может закончиться летальным исходом.
  • К гибели ребенка может привести неосведомленность учителей о его состоянии здоровья. Знание этих данных позволило бы распределять детей по группам с соответствующей физической нагрузкой.
  • Сопутствующей причиной является недостаточная квалификация педагогов, которые не могут учесть индивидуальные особенности детей и их состояние здоровья.
  • Часто школьники гибнут и от вредных привычек: курения, употребления спиртных напитков и других веществ.

Как защитить детей

Дети проходят медкомиссию при поступлении в школу и ежегодные профилактические осмотры. По итогам мероприятий врачи определяют группу здоровья для занятий физкультурой, сообщает Минздрав. По логике, всю информацию они должны передавать родителям и опекунам учащихся.

Тем не менее родителям нужно следить за процессом и самостоятельно обращаться к врачу в случаях, когда у ребенка ухудшается здоровье. При этом следует помнить, что некоторые распространенные сердечно-сосудистые заболевания плохо диагностируются.

В свою очередь родители должны следить за режимом и физическим состоянием детей: такая мера может решить проблему гипертонии на начальных этапах заболевания. В частности, на них лежит ответственность за соблюдение подростками здорового образа жизни и профилактики болезней.

В случаях, когда школьнику ставят диагноз, требующий внимания со стороны педагогов, именно родители должны обратиться к преподавателям и сообщить им всю необходимую информацию по режиму учащегося.



Слабые дети

Современные дети имеют особый уклад жизни по сравнению поколениями прошлого. С одной стороны, у них больше возможностей, т.к. им доступны глобальные источники информации, больше кружков и хобби, а с другой, они меньше гуляют, реже общаются со сверстниками, неправильно питаются.

Кроме того, свой вклад в дело ухудшения здоровья детей вносит и. медицинский прогресс. Ведь сегодня нередко роды у молодых матерей происходят на очень ранних сроках. Врачи научились выхаживать таких малышей: удаётся доращивать даже крох, родившихся с весом в 1 кг! Эти малыши со временем догоняют своих сверстников, но всё же остаются достаточно хрупкими , и к ним нужно подходить с особым вниманием: чаще обследовать у врачей, не игнорировать даже кажущиеся порой безобидными сбои в здоровье. Естественно, и перегружать их не стоит. Также отдельную опасность для неокрепших организмов современных подростков представляют различные инфекции. Из-за мутации вирусов и повального родительского самолечения даже банальные простуды могут переноситься детьми гораздо сложнее. Особую тревогу у врачей вызывают инфекции, когда из симптомов появляется одна только температура и ничего больше. Всё это, естественно, сильно подкашивает иммунные силы детского организма.

А ещё не стоит забывать и о периоде гормональной перестройки, который сегодня сдвинулся, и взросление у детей начинается раньше. И это тоже становится серьёзным испытанием для хрупкого организма.


Дело в сердце?

Причина внезапной подростковой смертности обычно кроется в сердечных патологиях. Это и удлинения синусового ритма сердечной мышцы, и наличие каких-либо небольших патологий, которые ранее не обнаруживались. В идеале после рождения крохи в течение нескольких месяцев родители должны пройти с ним обследование у кардиолога, сделать ЭКГ и провести ЭхоКГ сердца. Такие меры позволят выявить отклонения на ранних стадиях. Однако, если никаких проблем обнаружено не было, многие родители на этом успокаиваются и считают, что больше к врачу можно не ходить. Хотя есть определённые временные периоды, когда делать это следует обязательно. Так, например, полное обследование с проведением ЭКГ и ЭхоКГ надо делать перед школой, а после повторить по окончании первого года обучения, в 10 лет, 11-12 лет, 13-14 и дальше. Ведь во время пубертатного периода нередко проявляются различные скрытые патологии тех или иных органов, в т.ч. и сердца.

Кроме того, стоит понимать, что современные дети живут в состоянии хронического стресса — чрезмерно высокие требования, которые к ним предъявляются, повышенные нагрузки, когда уже в начальной школе идёт по 5 уроков в день, а после кружки и секции, переживания по поводу контрольных, экзаменов и т.д. Всё это в конечном итоге приводит к тому, что сердечно-сосудистая система работает на пределе возможностей. Естественно, она может внезапно дать сбой, который окажется фатальным.

Чтобы избежать таких внезапных последствий, когда помочь ребёнку не сможет никто, родителям стоит позаботиться о своевременном посещении кардиолога и прохождении необходимых обследований. Причём это делать надо обязательно, добровольно и максимально полно, не ориентируясь на сроки диспансеризаций, предусмотренные государственными поликлиниками. Ведь в таком случае лучше перестраховаться. И делать это нужно буквально всем: даже тем, кто отличается богатырским здоровьем.



Дополнительные обследования

График диспансеризации подростков определён государством и предусматривает детальные осмотры как минимум шестью специалистами детей в 1, 5, 7 и 9 классах. Подростковая диспансеризация, особенно та, что проводится в период полового созревания, включает в себя и дополнительные исследования. Так, подросток обязательно должен посетить педиатра, сдать базовые анализы, сходить к ЛОРу, окулисту, ортопеду, стоматологу, психологу, эндокринологу. По большей части патологические состояния из этой сферы могут существенно ухудшить состояние здоровья ребёнка, заставляя другие органы и системы, в т.ч. и сердечно-сосудистую, работать буквально на износ.

Конечно же, в качестве профилактических мер следует пересмотреть график ребёнка и сделать его там, где это возможно, менее насыщенным. Также необходимо позаботиться и о питании подростка. Ведь в период взросления ему как никогда нужна правильная пища, здоровая и сбалансированная. Обязательно нужно подобрать витаминотерапию, чтобы восполнить недостаток полезных микроэлементов, который сегодня встречается довольно часто. Так, врачи говорят, что у многих подростков в возрасте около 14 лет отмечается анемия. А это и усталость, и несобранность, и невнимательность, за которыми тянутся плохие оценки в школе, конфликты с учителями и родителями. Подростки — это всё же ещё дети, которые также нуждаются во внимании и заботе.

Рабочий день школьника — 12-16 часов! В этой ситуации любая нагрузка может стать критической

“У нас 211 человек погибли в прошлом году на физкультуре”. Это фраза Ольги Васильевой наделала много шума. Министр образования и науки выступала в Совфеде. По словам Васильевой, "Персональная защита данных к чему привела — у нас нет медицинских карт, мы не знаем, чем болен ребенок".

Вы можете себе представить: 211 детей в течение года погибли в школах? Если убрать все выходные, каникулы и праздники, получается по ребенку в день. Просто пришли на урок физкультуры и умерли. Не верится? Нам тоже. Поэтому мы решили выяснить, что на самом деле имела ввиду министр.

Откуда цифра?

“Слишком устрашающая цифра названа”, - сказал в интервью обозревателю “КП” Александру Гамову депутат Госдумы Геннадий Онищенко. А уж он-то много разных цифр повидал, будучи главным санитарным врачом России.

Более-менее точно можно себе представить размах проблемы нам помогла Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования:

- В 2015 году у нас было 37 подобных случаев в год. Мы тогда проводили исследование по просьбе Минобрнауки и готовили методические рекомендации для учителей: что им нужно знать об особенностях физиологии подростков, какую нагрузку давать. Но получили ли их учителя, прошли ли они какую-либо переподготовку, мы не знаем.

Но это был 2015 год. А что в 2016-м? У Марьяны Безруких таких данных нет - минобрнауки исследований не заказывало.

Может, что-то знает минздрав? Если и знает, то молчит - комментировать данные о 211 погибших в пресс-службе ведомства нам отказались.

Как говорят наши источники в министерстве, цифра - около 40 погибших ежегодно - стабильна из года в год. Но есть важное “но”: имеются ввиду не только дети, которые умерли из-за того, что организм не справился с нагрузкой. В эту же статистику попадают и те, кто стал жертвой банальной халатности, - наиболее распространены смерти из-за неправильно установленного инвентаря, например, футбольных ворот.

Что имеем в итоге? Достоверно известно о 37-ми погибших в 2015 году. Почти в 6 раз меньше. Но даже один погибший на физкультуре ребенок - это не нормально, это трагедия. Что не так в российских школах? Почему ученики гибнут на уроках, которые вообще-то должны, наоборот, укреплять организм?

Чтобы освободить ученика от урока физкультуры, педагогам нужны медицинские документы о противопоказаниях

Чтобы освободить ученика от урока физкультуры, педагогам нужны медицинские документы о противопоказаниях Фото: Алексей БУЛАТОВ

Несем справки сами

Чтобы освободить ученика от урока физкультуры, педагогам нужны медицинские документы о противопоказаниях.

- Сейчас все дети проходят медкомиссию при поступлении в школу или детский сад, а также ежегодно во время профилактических осмотров, - объяснили нам в пресс-службе Минздрава. - По итогам осмотра врач определяет группу здоровья для занятий физкультурой и дает рекомендации по нагрузкам. Вся эта информация передается родителям или опекунам.

Дальше уже мамы с папами должны сами подсуетиться и отнести все справки учителям. Иначе физрук и не узнает, что ребенку положен спецрежим. Что после кросса (который положен по программе) ученика увезет "скорая".

Почему бы медикам не передавать данные о противопоказаниях автоматически? Чтобы была единая система и педагог видел: Вася Иванов бежит, потому что здоров, как конь, а Сережа Федотов просто прогуляется, потому что у него слабое сердце. Медики не могут - таково законодательство о персональных данных. Вся информация о здоровье ребенка — врачебная тайна. Медики имеют право сообщать все диагнозы и назначения только родителям и другим законным представителям.

И что же делать? Выход один: вовремя передавать в школу всю медицинскую документацию о проблемах со здоровьем вашего ребенка.

КСТАТИ

По данным Роспотребнадзора, в первой группе здоровья — то есть, без каких-либо проблем — у нас лишь 12 процентов школьников. В НИИ гигиены и охраны здоровья цифры хуже: лишь 4,3 процента первоклассников ничем не больны. В старших же классах здоровых детей вообще нет.

Дети перегружены?

Современные дети не просто часто болеют. К старшим классам у каждого пятого школьника в анамнезе целый букет хронических болезней и расстройств (см. схему). И виновата в этом школа.

Современные дети очень часто болеют

- Наши школьники перегружены, - говорит Марьяна Безруких. - Они не умирают на уроках биологии или математики, но перегрузка все равно существует. Рабочий день школьника — 12-16 часов! В этой ситуации любая нагрузка может стать критической. Современные дети мало двигаются, они не высыпаются, и это все суммируется. Функциональные состояния, низкая двигательная активность, нарушение режима, эмоциональная и интеллектуальная перегрузка — это все фон, на котором при любой нагрузке даже у самого здорового ребенка за несколько месяцев может сложиться критическая ситуация.

Действующие санитарные нормы всего этого не учитывают. Согласно САНПиНам, у старшеклассников может быть до семи уроков в день (а в расписании вообще все восемь), после них еще полтора часа кружков и факультативов и плюс домашнее задание.

- О чем думали разработчики САНПиНов, когда сделали допустимой такую высокую нагрузку? - задает риторический вопрос Марьяна Безруких. - Почему Министерство образования их не остановило? С начала 90-х годов эти нормы подписывает главный санитарный врач.

Но есть и хорошая новость. С 1 января 2018 года вступит в силу приказ Минздрава России № 514н "О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних". Врач, проводящий медосмотр, будет передавать его результаты не только родителям, но и в школу, где учится ребенок.

Чем болеют российские школьники: статистика

А В ЭТО ВРЕМЯ

“Знаю я твои “освобождения””

В школах не хватает медиков. Врачей давно сократили, застать медсестру на рабочем месте крайне сложно. В итоге к астматикам и диабетикам иногда относятся как к полулегальным наркоманам. Вот реальный случай.

- Моей дочери нужно регулярно делать уколы инсулина, - рассказывает Екатерина Акатьева, мама третьеклассницы с диабетом. - Но медсестра в школе бывает не каждый день, а в ее отсутствие в медкабинет не пускают. В классе уколы делать нельзя, иначе учителю придется нести за моего ребенка ответственность. Видимо, если она впадет в кому, отвечать за это тоже будет некому. В итоге, дочке приходится делать этот несчастный укол самостоятельно в туалете.

А ведь даже облегченная нагрузка для таких детей может стать непосильной. Но в наших школах нет нормальных отдельных программ для каждой из групп здоровья (а их всего четыре). Не то что учебных, по обычным предметам, но даже просто по физкультуре! Детям с заболеваниями не дают специальные упражнения. В лучшем случае им просто снижают число отжиманий или подтягиваний. Так что пока здоровые школьники бегут семь кругов на стадионе, "астматики и диабетики" бегут пять.

ПЕЧАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

Только за 2017 год жертвами неправильно закрепленных турников, ворот и ограждений стали 10 детей. По действующим стандартам, футбольные ворота должны быть переносными и весить не более 50 килограмм. Упадут — тоже мало не покажется! Но в большинстве школ, особенно сельских, до сих пор стоят переносные чугунные конструкции - денег на их замену у школ нет и не предвидится.

9 января — в республике Тыва на 13-летнего школьника упали футбольные ворота. Ребенок умер в госпитале от черепно-мозговой травмы. Следователи возбудили дело о халатности.

13 апреля — ситуация повторилась в Челябинской области. 13-летний подросток отделался переломами.

25 апреля — футбольные ворота упали на 12-летнюю девочку в Башкирии. Школьница впала в кому и пришла в себя только через 2 месяца. Возбуждено уголовное дело по статье 293 УК о халатности, но обвинений никому так и не предъявили.

2 мая — в Сургуте на 11-летнего мальчика упала часть школьного забора. Ребенок получил сотрясение.

24 мая — в Красноярском крае на мальчика упали футбольные ворота, ребенок получил сильные ушибы головы.

6 июня — в Челябинской области ворота сломали бедро 6-летнему мальчику. В отношении директора спортивного центра возбудили дело о халатности.

31 июля — в Тверской области на 10-летнего мальчика опрокинулся турник. Ребенок получил черепно-мозговую травму и переломы лицевых костей. Оказалось, конструкцию толком не закрепили рабочие при установке.

15 августа — в Пермском крае ворота для мини-футбола перевернулись на 11-летнюю школьницу. Девочка впала в кому, и через две недели умерла в больнице.

6 октября — в Чечне на 12-летнего мальчика опрокинулись футбольные ворота. Мальчик умер от черепно-мозговой травмы, врачи не успели ему помочь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В прошлом году на уроках физкультуры погибли 211 школьников

Только за прошлый учебный год на уроках физкультуры погибли более 200 детей. По словам министра образования и науки Ольги Васильевой, это связано с отсутствием в школе медицинской информации об учащихся.

- Персональная защита данных к чему привела — у нас нет медицинских карт, мы не знаем, чем болен ребенок, - считает Ольга Юрьевна (подробности)

Возрастная категория сайта 18 +

По мнению учёных, преподаватели должны оперативно реагировать на жалобы детей на здоровье, а сами школы необходимо оснастить общедоступными приборами для реанимации.


"Бросай, Серёга!" — мяч летит к самому спортивному парню в классе. Восьмиклассники играют в баскетбол на спортивной площадке в школьном дворе. Команда Серёги уже набрала три очка, одно из них — его. "Супер, мы их порвём! — радуется он. — Странная боль какая-то, надоела, откуда она взялась в груди… Я ж сто лет не болел…"

А затем, вместо того чтобы кинуть мяч, он падает на землю — и больше не дышит. Одноклассники пытаются как-то помочь, но пульса уже нет.

Лайф собрал информацию из исследований российских учёных — там сказано, как и почему школьники умирают на физкультуре.

В 2017 году учёные из Самарского государственного технического университета опубликовали работу "Проблемы внезапных смертей школьников и студентов во время занятий физкультурой и спортом". В начале они перечисляют 22 случая, когда учащиеся умирали прямо на уроках. Вот несколько трагических примеров:

— В одной из школ в Новой Москве скончалась восьмиклассница. Инцидент произошёл во время урока физкультуры. Школьница даже не успела начать занятие. Когда преподаватель позвал учеников на разминку, восьмиклассница встала со скамейки, прошла два шага и упала без сознания. Учителя незамедлительно вызвали скорую помощь и до прибытия медиков проводили реанимационные мероприятия самостоятельно, но спасти девочку не удалось.

— В Новосибирске на уроке спортивных танцев скончалась 13-летняя школьница. В ходе проверки было установлено, что она серьёзных проблем со здоровьем не имела.

— В Кемеровской области во время проведения разминки перед тренировкой по баскетболу умерла 13-летняя девушка. Спортивные занятия проводились в помещении одной из школ Новокузнецка. Несмотря на усилия врачей, девушка скончалась по дороге в больницу. В региональном СУ СКР отметили, что при жизни 13-летняя школьница какими-либо хроническими заболеваниями не страдала.

Как сказано в исследовании, есть две основные причины такой внезапной смерти: это сердечные заболевания и травмы, полученные прямо на уроке.

Что касается травм, это могут быть повреждения головы, шеи, груди и в области живота.

Но "сердечные" случаи бывают чаще. Они делятся на два вида. Первый — сотрясение сердца (резкий сбой сердечного ритма из-за удара в грудь, например из-за падения или из-за попадания мяча).

Второй — внезапное поражение миокарда (основная сердечная мышца) из-за уже имеющихся проблем с сердцем (даже если они до этого не были выявлены).

При любой физической нагрузке сердце работает в усиленном темпе, и при перенапряжении последствия могут стать фатальными.

Эту тему изучали также московские врачи из Федерального медико-биологического агентства и Российского национального исследовательского университета им. Н.И. Пирогова. В 2016 году они опубликовали исследование "Распространённость внезапной сердечной смерти у лиц молодого возраста в крупном мегаполисе".

Учёные на протяжении четырёх лет, с 2005 по 2009 год, анализировали такие случаи. В итоге охват составил два с половиной миллиона смертей молодых людей (до 45 лет).

Выяснилось, что в 9% случаев люди умирали от внезапной остановки сердца. Основные причины — врождённый порок сердца и кардиомиопатия (поражение сердечной мышцы).

Причём в половине случаев люди умерли не дома, а во время прогулки или на занятиях в школе и институте, на работе и т.д. Мужчины умирают от внезапной сердечной недостаточности в четыре раза чаще, чем женщины, пришли к выводу учёные.

Как сказано в исследовании учёных из Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва, приблизительно 1 из 50 тысяч молодых спортсменов умирает во время занятий спортом. В основном из-за проблем с сердцем. При этом часто причина внезапной сердечной смерти остаётся невыясненной.

"Первые признаки болезни, такие как боль в груди или повышенная усталость, предшествуют внезапной кардиальной смерти, — сказано в исследовании самарских учёных. — При наличии этих симптомов следует немедленно прекратить физическую активность и обратиться за медицинской помощью".

Это должен знать каждый школьник. И родители должны ему это объяснить. Педагоги не имеют права пренебрегать жалобами учеников. В идеале они должны быть готовы оказать ребёнку первую помощь.

В работах учёных сказано, что школы следует оснастить дефибрилляторами — приборами, которые с помощью разряда электричества могут запустить остановившееся сердце. Тем более что можно установить очень простые в применении приборы. Для того чтобы спасти жизнь ребёнку, упавшему из-за остановки сердца на уроке, даже не потребуется специальных медицинских знаний.

Как рассказывал Лайф, уже несколько лет правительство с подачи Минпромторга обсуждает идею разрешить такие общедоступные дефибрилляторы, но процесс идёт медленно. К настоящему времени разработан соответствующий законопроект.

— Очень сильно изменились технологии, — сказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Владимир Гутенев. — Если раньше люди, которые оказывали помощь с помощью дефибрилляторов, должны были обладать специальными знаниями и квалификацией, то сейчас всё совершенно по-другому.

Как он пояснил, "нужно просто закрепить на теле человека, у которого остановилось сердце, две наклеечки с проводами — в инструкции указано, куда именно их крепить".

— Далее прибор "считывает" состояние человека и определяет, действительно ли ему нужен разряд, — сказал Владимир Гутенев. — Далее именно та сила разряда, которая необходима, и будет подана по команде из центрального пункта. А если необходимости в разряде нет, то его и не будет. То есть навредить таким прибором никому нельзя.

По его словам, предположительно, законопроект будет внесён в Госдуму в течение ближайших двух-трёх недель.

— А его прохождение во всех трёх чтениях может состояться не раньше февраля-марта 2018 года, — сказал депутат.

Список мест, где можно будет разместить общедоступные дефибрилляторы, определит правительство — уже после принятия законопроекта. Вероятно, школы войдут в их число. Остаётся дождаться.

— Когда законопроект будет принят, применение такого оборудования, по оценкам экспертов, позволит сохранять 15–18 тысяч жизней российских граждан ежегодно, — сказал Владимир Гутенев.

Читайте также: