Количество педагогических работников в школе

Обновлено: 07.07.2024

от 22 декабря 2014 года N 1601

(с изменениями на 13 мая 2019 года)

Документ с изменениями, внесенными:

- Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии с частью 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; N 30, ст.3014, ст.3033; 2003, N 27, ст.2700; 2004, N 18, ст.1690; N 35, ст.3607; 2005, N 1, ст.27; N 19, ст.1752; 2006, N 27, ст.2878; N 52, ст.5498; 2007, N 1, ст.34; N 17, ст.1930; N 30, ст.3808; N 41, ст.4844; N 43, ст.5084; N 49, ст.6070; 2008, N 9, ст.812; N 30, ст.3613, ст.3616; N 52, ст.6235, ст.6236; 2009, N 1, ст.17, ст.21; N 19, ст.2270; N 29, ст.3604; N 30, ст.3732, ст.3739; N 46, ст.5419; N 48, ст.5717; 2010, N 31, ст.4196; N 52, ст.7002; 2011, N 1, ст.49; N 25, ст.3539; N 27, ст.3880; N 30, ст.4586, ст.4590, ст.4591, ст.4596; N 45, ст.6333, ст.6335; N 48, ст.6730, ст.6735; N 49, ст.7015, ст.7031; N 50, ст.7359; 2012, N 10, ст.1164; N 14, ст.1553; N 18, ст.2127; N 31, ст.4325; N 47, ст.6399; N 50, ст.6954, ст.6957, ст.6959; N 53, ст.7605; 2013, N 14, ст.1666, ст.1668; N 19, ст.2322, ст.2326, ст.2329; N 23, ст.2866, ст.2883; N 27, ст.3449, ст.3454, ст.3477; N 30, ст.4037; N 48, 6165; N 52, ст.6986; 2014, N 14, ст.1542, ст.1547, ст.1548) и подпунктом 5.2.71 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст.2923; N 33, ст.4386; N 37, ст.4702; 2014, N 2, ст.126; N 6, ст.582; N 27, ст.3776),

1. Установить продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (приложение N 2).

в Министерстве юстиции

25 февраля 2015 года,

регистрационный N 36204

Приложение N 1
к приказу
Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 22 декабря 2014 года N 1601

Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников

(с изменениями на 13 мая 2019 года)

1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

2. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.

2.1. Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается:

педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу;

старшим воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребенка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

мастерам производственного обучения;

инструкторам по труду;

методистам и старшим методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

тьюторам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

руководителям физического воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности;

инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2.2. Продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю устанавливается старшим воспитателям (за исключением старших воспитателей, указанных в пункте 2.1 настоящего Приложения).

2.3. Норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

2.4. Норма часов педагогической работы 24 часа в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

2.5. Норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья.

2.6. Норма часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

инструкторам по физической культуре;

воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в которых созданы условия для проживания воспитанников в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций (групп), в том числе санаторных, для обучающихся (воспитанников) с туберкулезной интоксикацией, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (далее - медицинские организации и организации социального обслуживания), (за исключением воспитателей, предусмотренных в пунктах 2.5 и 2.7 настоящего Приложения).

2.7. Норма часов педагогической работы 36 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам среднего профессионального образования, а также осуществляющих присмотр и уход за детьми (за исключением воспитателей, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы предусмотрены пунктами 2.5 и 2.6 настоящего Приложения).

2.8. За норму часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, перечисленных в подпунктах 2.8.1 и 2.8.2 настоящего пункта, принимается норма часов учебной (преподавательской) работы, являющаяся нормируемой частью их педагогической работы (далее - норма часов учебной (преподавательской) работы).

2.8.1. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным);

преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта;

педагогам дополнительного образования и старшим педагогам дополнительного образования;

тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области физической культуры и спорта;

логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания;

учителям иностранного языка дошкольных образовательных организаций;

преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей указанных организаций, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы).

2.8.2. Норма часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы устанавливается преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе интегрированным образовательным программам в области искусств (за исключением преподавателей, указанных в подпункте 2.8.1 настоящего пункта), и по основным программам профессионального обучения.

1. В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

За педагогическую работу педагогическим работникам, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, выплачивается компенсация в порядке, установленном частью 9 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 27 июля 2016 года приказом Минобрнауки России от 29 июня 2016 года N 755. - См. предыдущую редакцию)

2. Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, предусмотренные пунктами 2.3-2.7 настоящего Приложения, устанавливаются в астрономических часах. Нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2.8 настоящего Приложения, устанавливаются в астрономических часах, включая короткие перерывы (перемены), динамическую паузу.

3. Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, предусмотренные пунктами 2.5-2.7 настоящего Приложения, и нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2.8 настоящего Приложения, являются расчетными величинами для исчисления педагогическим работникам заработной платы за месяц с учетом установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).

4. За педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы, за исключением случаев выплаты ставок заработной платы в полном размере, гарантируемых согласно пункту 2.2 приложения 2 к настоящему приказу учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю.

Приложение N 2

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 22 декабря 2014 года N 1601

Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре

I. Общие положения

1.1. Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (далее - Порядок), определяет правила определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда.

1.2. При определении учебной нагрузки педагогических работников устанавливается ее объем по выполнению учебной (преподавательской) работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом (индивидуальным учебным планом), текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

1.3. Объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

1.4. Объем учебной нагрузки, установленный педагогическому работнику, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом педагогическим работником с организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

1.5. Объем учебной нагрузки педагогических работников (за исключением педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава), установленный на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона), не может быть изменен в текущем учебном году (тренировочном периоде, спортивном сезоне) по инициативе работодателя за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников, указанных в подпункте 2.8.1 приложения N 1 к настоящему приказу, в сторону ее снижения, связанного с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов).

В целях установления единого подхода к формированию штатной численности разработаны нормативы штатной численности работников общеобразовательных учреждений по группам персонала в расчете на соответствующее количество классов.

Нормативы штатной численности - это регламентированная численность работников, необходимая для качественного выполнения установленного объема работы в определенных организационно-технических условиях.

В нормативную численность работников по каждой группе персонала включено количество штатных единиц, необходимое для реализации государственной образовательной программы данного общеобразовательного учреждения.

Все, что предусматривается образовательным учреждением сверх государственной образовательной программы, а также учет местных условий функционирования конкретного образовательного учреждения, требующих увеличения штатной численности работников, осуществляется за счет дополнительных финансовых средств из соответствующих бюджетных уровней.

Нормативы штатной численности по группам персонала работников служат основой для определения планово-финансовыми органами фонда оплаты труда, а для образовательных учреждений - составления штатных расписаний.

Руководствуясь нормативами штатной численности, образовательное учреждение самостоятельно определяет соответствующее количество штатных единиц по каждой группе персонала с учетом местных условий функционирования общеобразовательного учреждения.

В основу разработки нормативов штатной численности работников общеобразовательных учреждений заложен принцип распределения штатной численности на четыре группы персонала в зависимости от характера и содержания их труда:

Информация об изменениях:

В первую группу - административный персонал - включаются работники, основные функции которых связаны с организацией образовательного процесса, а также с управлением коллективом.

Во вторую группу - педагогический персонал - включаются работники, в основные функции которых входит непосредственное проведение учебных занятий и воспитательной работы с обучающимися.

В третью группу - учебно-вспомогательный персонал - включаются специалисты и технические исполнители как по отраслевым, так и по общеотраслевым должностям служащих.

В четвертую группу - обслуживающий персонал - включаются все должности рабочих.

Классификация должностей по группам персонала работников общеобразовательных учреждений приводится в приложении 1.

Расчет нормативной численности по каждой группе персонала определяется исходя из количества классов и групп продленного дня при соответствующей норме наполняемости обучающихся в классе, группе продленного дня.

Численность работников общеобразовательных учреждений зависит от вида общеобразовательного учреждения, режима его работы, количества обучающихся и соответственно от количества классов и групп продленного дня.

Режим работы общеобразовательного учреждения определяется уставом данного учреждения и договором между общеобразовательным учреждением и учредителем.

Количество классов и групп продленного дня определяется исходя из установленной нормы наполняемости классов и групп.

При наличии необходимых условий и финансовых средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, что определяется уставом общеобразовательного учреждения.

При проведении занятий по иностранному языку в 4-11 кл, трудовому обучению в 5-11 кл, физической культуре в 10-11 кл, информатике и вычислительной технике, физике, химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы в городских общеобразовательных учреждениях, включая учреждения, расположенные в малых городах и рабочих поселках, при наполняемости 25 чел, в сельских - не менее 15 чел.

Количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения, расположенного в сельской местности, определяется с учетом потребностей населения, исходя из финансовых возможностей.

Расчет штатной численности работников общеобразовательной школы начинается с определения количества ставок педагогического персонала, приходящегося на один класс.

Количество педагогических ставок рассчитывается на основе двух показателей: числа учебных часов и установленной нормы учебной нагрузки учителей в неделю.

Число учебных часов в неделю на один класс устанавливается по Базисному учебному плану общеобразовательного учреждения, утвержденному Министерством образования Российской Федерации.

Количество педагогических ставок определяется путем деления общего числа учебных часов в неделю по каждому классу на норму учебной нагрузки учителей.

Дневные общеобразовательные учреждения

Общеобразовательные учреждения в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196, в зависимости от реализуемых образовательных программ подразделяются на следующие виды:

- начальная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательную программу начального общего образования);

- основная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования);

- средняя общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования);

- средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам);

- гимназия (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования);

- лицей (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественнонаучного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования).

В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. N 1204, образовательные учреждения подразделяются на следующие виды:

- начальная школа-детский сад;

- начальная школа-детский сад компенсирующего вида;

Расчет количества педагогических ставок, приходящихся на один класс, производимый на основании предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки обучающихся в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 N 1312, производится согласно таблице:

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка обучающихся при 6-дневной рабочей неделе

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка обучающихся при 5-дневной рабочей неделе

Среднее кол-во педагогических ставок на один класс (гр.3 + гр.5 : 2)

кол-во учебных часов в неделю на один класс

кол-во педагогических ставок на один класс (гр.2 : 18 (20) час)

кол-во учебных часов в неделю на один класс

кол-во педагогических ставок на один класс (гр.2 : 18 (20) час)

Примечание: при расчете среднего количества педагогических ставок на один класс по графе 6 может производиться округление в итоговой цифре по 1-4 классам до 1,25 единицы; по 5-6 классам - до 1,75 единицы; по 7-11 классам - до 2 единиц.

Нормативы штатной численности представлены только в целых единицах по каждой группе персонала (приложения 2, 3).

В практической деятельности общеобразовательных учреждений число оплачиваемых учебных часов в неделю, как правило, получается больше, чем предусмотрено Базисным учебным планом, в силу объективных причин, связанных с ведением учебного процесса.

Пример: в 1-4 классах, если учитель не может проводить занятия по физическому воспитанию или пению по состоянию здоровья или другим причинам, не зависящим от учителя, предусматривается дополнительное количество оплачиваемых учебных часов для проведения этих занятий другими учителями. В 5-9 классах предусматривается дополнительное количество оплачиваемых учебных часов в связи с делением класса на две группы при проведении занятий по ряду предметов. Имеется и ряд других причин по отдельным классам, когда требуется предусматривать дополнительное количество оплачиваемых учебных часов.

Таким образом, при формировании штатной численности педагогического персонала на основе Базисного учебного плана в нормативы штатной численности общеобразовательных учреждений включено среднее количество педагогических ставок из расчета 2 ставки должности учителя на один класс.

Расчет штатной численности по административному, учебно-вспомогательному и обслуживающему персоналу в расчете на один класс производится на основе Типовых штатов начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ, утвержденных приказом Министерства просвещения СССР от 31 декабря 1986 г N 264, а также других дополнительных нормативных документов.

Нормативы штатной численности следует рассматривать в качестве минимальной штатной численности работников общеобразовательных учреждений, необходимой для реализации образовательной программы данного учреждения. Фактическое число штатных единиц будет зависеть от конкретных условий функционирования общеобразовательного учреждения.

В нормативную численность работников по 1 группе "Административный персонал" включено следующее количество ставок в расчете на один класс (25 обучающихся в городской и приравненной к ней школе, 15 обучающихся в сельской школе):

- 1 ставка независимо от количества классов;

заместители директора школы по учебно-воспитательной работе:

- 1 ставка при наличии от 4 до 6 классов,

- 2 ставки при наличии от 7 до 10 классов,

- 3 ставки при наличии от 11 до 22 классов,

- 4 ставки при наличии от 23 до 34 классов,

- 5 ставок при наличии от 35 до 41 классов,

- 6 ставок при наличии от 42 и более классов;

заместитель директора по обеспечению безопасности

- 1 ставка при наличии 9 и более классов

- 1 ставка при наличии от 14 и более классов;

заместитель директора школы по административно-хозяйственной работе

- 1 ставка при наличии от 16 и более классов.

Дополнительно к нормативной численности по 1 группе персонала может вводиться следующее количество ставок по должностям:

заместитель директора школы по иностранному языку

- 1 ставка в средних общеобразовательных школах с преподаванием ряда предметов на иностранном языке;

- 1 ставка при наличии ведения самостоятельного бухгалтерского учета и отчетности (от 11 и более классов).

В нормативную численность работников по 2 группе "Педагогический персонал" включено количество педагогических ставок из расчета 2 ставки должности учителя на один класс.

Дополнительно к нормативной численности по 2 группе персонала может вводиться следующее количество ставок по должностям:

- 1 ставка из расчета на одну группу продленного дня,

- 1,25 ставки из расчета на одну группу продленного дня, скомплектованную из детей 6-летнего возраста;

мастер производственного обучения

- 1 ставка из расчета на один класс в общеобразовательных школах, где введено обучение учащихся вождению транспортных средств, работе на сельскохозяйственных машинах и другой организационной технике.

В нормативную численность работников по 3 группе "Учебно-вспомогательный персонал" включено следующее количество ставок по должностям:

- 0,5 ставки при наличии от 5 до 33 классов,

- 1 ставка при наличии от 34 и более классов;

- 0,5 ставки при наличии от 8 до 10 классов,

- 1 ставка при наличии от 11 до 28 классов,

- 1,5 ставки при наличии от 29 до 30 классов,

- 2 ставки при наличии от 31 и более классов;

лаборант (при наличии оборудованного физического и химического кабинета)

- 1 ставка при наличии от 9 до 18 классов,

- 1,5 ставки при наличии от 19 до 28 классов,

- 2 ставки при наличии от 29 до 39 классов,

- 2,5 ставки при наличии от 40 и более классов;

- 0,5 ставки при наличии от 3 до 7 классов,

- 1 ставка при наличии от 8 и более классов;

- 0,5 ставки при наличии от 5 до 18 классов,

- 1 ставка при наличии от 19 до 39 классов,

- 1,5 ставки при наличии от 40 и более классов;

- 0,5 ставки при наличии от 3 до 10 классов,

- 1 ставка при наличии от 11 и более классов.

Информация об изменениях:

В нормативную численность работников по 4 группе "Обслуживающий персонал" включено следующее количество ставок по должностям:

рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий

- 0,5 ставки при наличии от 1 до 4 классов,

- 1 ставка при наличии от 5 до 16 классов,

- 1,5 ставки при наличии от 17 до 22 классов,

- 2 ставки при наличии от 23 до 39 классов,

- 3 ставки при наличии от 40 и более классов;

- 0,5 ставки при наличии от 3 до 6 классов,

- 1 ставка при наличии от 7 до 16 классов,

- 1,5 ставки при наличии от 17 до 22 классов,

- 2 ставки при наличии от 23 до 39 классов,

- 3 ставки при наличии от 40 и более классов;

- 0,5 ставки при наличии от 1 до 6 классов,

- 1 ставка при наличии от 7 и более классов;

- 0,25 ставки при наличии 1 класса с наполняемостью 25 чел,

- 0,5 ставки при наличии от 2 до 6 классов,

- 1 ставка при наличии от 7 и более классов;

- 0,5 ставки при наличии 1 класса с наполняемостью 25 чел,

- 1 ставка при наличии двух классов,

- 2 ставки при наличии трех классов,

- 3 ставки при наличии от 4 и более классов;

- от 0,25 до 0,5 ставки по мере необходимости при наличии 3 и более классов;

уборщик производственных и служебных помещений

- 0,25 ставки на один класс, без учета общей убираемой площади.

Дополнительно к нормативной численности по 4 группе персонала может вводиться следующее количество ставок по должностям:

- 0,5 ставки на гардероб - в общеобразовательных школах, в которых проводятся занятия с обучающимися во вторую и третью смены или при наличии в школе групп продленного дня;

Изменения предлагается внести в закон "Об образовании в Российской Федерации«.Так, согласно законопроекту, в дошкольных учреждениях и университетах число воспитанников в расчёте на одного педагогического работника не может превышать семи человек. В школах и колледжах — десяти человек.В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что данная мера позволит снизить нагрузку на воспитателей и педагогов, а также повысить качество образования — пишет Парламентская Газета.

Кроме того, проектом документа предлагается установить зависимость оклада от часов работы в неделю. Также предполагается, что минимальный оклад не может составлять менее средней зарплаты региона. При этом средняя зарплата должна составлять не менее 200 процентов от средней зарплаты по субъекту.

Помимо этого, авторы инициативы предложили установить для педагогов сокращённое рабочее время — не более 36 часов в неделю, досрочные пенсии и ежегодный удлинённый оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 48 рабочих дней. При этом документом предлагается разграничить рабочее время. Так, 20 часов будет направлено на учебную и воспитательную деятельность, ещё 16 — на иную педагогическую работу.

Правительство в своём заключении подчеркнуло, что в Трудовом кодексе для педагогов уже закреплено сокращённое рабочее время — не более 36 часов в неделю. Предложение об удлинённом оплачиваемом отпуске, в свою очередь, противоречит законодательству.

Также отмечается, что в расчёте численность обучающихся на одного педагогического работника приведена в законопроекте без необходимых подсчётов и обоснований. Не определено и финансовое обеспечение предлагаемых решений.

Сколько часов должен работать педагог в образовательном учреждении? На этот вопрос существует два ответа. Первым (правильным) ответом является установленный временной норматив для педагогических работников согласно Трудовому кодексу Российской Федерации. Вторым (реальным) оказывается действительное положение дел в той или иной школе.

Единственно верной является продолжительность рабочих часов, определённая Законом РФ. На Закон мы и будем опираться.

Продолжительность рабочего времени для педагогов

педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу;

старшим воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребенка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

мастерам производственного обучения;

инструкторам по труду;

методистам и старшим методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

тьюторам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

руководителям физического воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности;

инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Отдельные пункты посвящены педагогическим работникам с продолжительностью в восемнадцать, двадцать, двадцать четыре и тридцать рабочих часов.

Любая работа свыше положенных тридцати шести часов является сверхурочной и осуществляется в рамках внутреннего совместительства (регулярная работа в свободное от своей основной работы время в одной и той же организации) — ст. 282 ТК РФ. Соответственно, педагогическим работникам, работающим более 36 часов, следует подписать необходимые документы о совместительстве, согласии на сверхурочную нагрузку и т.д.

Оформление документов для работы по внутреннему совместительству

Для оформления документов по внутреннему совместительству, чаще всего, не требуется подавать дополнительные документы, так как у работодателя уже есть все необходимые сведения о работнике. Дополнительные документы подаются педагогом лишь в том случае, когда преподаватель должен обладать особыми знаниями (другими, отличающимися от знаний и умений его основной деятельности в учреждении) для выполнения работы по внутреннему совместительству. В этом случае учитель должен предоставить документ об образовании, отражающем должную квалификацию.

Тем не менее, Трудовой кодекс РФ (ст. 282) обязывает составлять отдельный трудовой договор с указанием на конкретную работу по совместительству. Кроме основного документа, например срочного трудового договора, работодателем должен быть издан указ о приёме педагога на работу — ст. 68 ТК РФ.

Работа по внутреннему совместительству записывается в трудовую книжку по желанию работника на основании документа, подтверждающего эту самую работу (ч. 5 ст. 66 ТК РФ).

Таким образом, в зависимости от своей должности и специальности педагогический работник может определить собственную норму педагогической работы в часах согласно Трудовому кодексу Российской Федерации. Если же преподаватель по личному желанию (или настоятельным рекомендациям со стороны администрации учреждения) перерабатывает, то ему следует заключить дополнительный договор о работе по внутреннему совместительству.

А как поднять успеваемость? 40 эффективных методик для учителя

Книга написана в соавторстве. Тодд Уайтекер — профессор образовательной подготовки в Университете штата Индиана, США. Автор ряда бестселлеров для учителей. Аннетт Бре — популярный американский автор, консультант и оратор. В своей книге эти известные эксперты в области образования предлагают уникальную программу повышения преподавательского мастерства: 40 эффективных методик, которые помогут радикально изменить картину успеваемости учеников в лучшую сторону!

Читайте также: